ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
DOI 10.24412/2227-7315-2023-2-95-103 УДК 347
С.А. Филиппов, A.A. Васильев
ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ «ИНВАЛИДАМ»: ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
Введение: статья посвящена сложившейся судебной практике предоставления земельных участков лицам с ограниченными возможностями здоровья. Выявлена крайняя степень несовершенства ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ее негативное влияние на правовые, социальные и экономическим институты гражданского общества. Цель: проанализировать законодательство и судебную практику по исследуемой теме, определить причины возникновения гражданско-правовой коллизии. Методологическая основа: общенаучные методы, анализ. Результаты: мера поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в виде предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, описанные названной статье, предоставляются независимо от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, всем инвалидам. Вывод: для устранения правовой коллизии и сомнений в толковании вопроса о «нуждаемости» инвалида в улучшении жилищных условий, снижения социального напряжения в обществе, необходимо внесение изменений в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приведение ее в соответствие основными началами и задачами социальной политики государства, в интересах особой категории граждан.
Ключевые слова: земля, инвалиды, нуждаемость, практика, прокуратура, садоводство, хозяйство, строительство.
© Филиппов Сергей Александрович, 2023 1
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная )
юридическая академия); e-mail: [email protected] 2
© Васильев Алексей Александрович, 2023 33
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Filippov Sergey Aleksandrovich, 2023
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Civil Law Department (Saratov State Law Academy)
© Vasiliev Aleksey Aleksandrovich, 2023
Candidate of Law, Associate Professor of the Prosecutorial Supervision Department (Saratov State Law Academy) 95
S.A. Filippov, A.A. Vasiliev
LEGAL CONFLICT IN THE PROVISION OF LAND PLOTS TO "DISABLED PERSONS": LEGAL TECHNIQUE AND ENFORCEMENT
Background: the article is devoted to the current judicial practice of granting land plots to persons with disabilities. It reveals the extreme imperfection of Art. 17 of the Federal Law "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation" and its negative impact on the legal, social and economic institutions of civil society. Objective: to analyze the legislation and judicial practice on the topic under study, to determine the causes of civil law conflicts. Methodology: general scientific methods, analysis. Results: a measure of support for disabled people and families with disabled children in the form of providing benefits for paying for housing, utilities and purchased fuel, described in the named article, is provided to all disabled people regardless of the applicant's need to improve housing conditions. Conclusion: in order to eliminate legal conflicts and doubts in the interpretation of the issue of the "need" of a disabled person to improve housing conditions, reduce social tension in society, it is necessary to amend Art. 17 of the Federal Law "On the Social Protection of the Disabled in the Russian Federation" and bringing it into line with the main principles and objectives of the state's social policy, in the interests of a special category of citizens.
Key-words: land, disabled people, neediness, practice, prosecutor's office, gardening, economy, construction.
В последние годы, на территории нашей страны, состоялось рассмотрение ряда споров касающихся предоставления земельных участков лицам, имеющим статус «инвалид»1.
Еще в 2015 г., было отмечено, что 8330 лиц с инвалидностью не обеспечены земельными участками [1, с. 35].
В таких случаях прокуратура призвана обеспечить защиту прав нуждающейся категории граждан путем выхода с административным исковым заявлением, с требованием признать действия администрации незаконными по отказу таким субъектам в получении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Существуют и иные категории споров, когда прокуратура защищает интересы государства, в случаях, когда администрация города, района без установленных на то законных оснований предоставили земельные участки субъектам гражданских правоотношений.
Несмотря на значительные временной период, ситуация кардинально не изменилась. Иски, с подобными основаниями и предметом, продолжают заполнять судебные инстанции в разных областях страны2.
Принимая непосредственное участие в судебных разбирательствах по данной категории дел, авторами была подмечена крайняя степень несовершенства
1 См. например: Решение Саратовского районного суда Саратовской области. Дело № 2-513(1)/2022. УИД 64RS0034-01-2022-000813-77; Решение Саратовского районного суда Саратовской области. Дело №2-513(1)/2022. УИД 64RS0034-01-2022-000813-77; Решение № 2А-308/2020 2А-308/2020~М-75/2020 М-75/2020 от 18 февраля 2020 г. по делу № 2А-308/2020. URL.: https://sudact.ru/regular/doc/iEZid2GNstgW/ (дата обращения: 09.02.2023).
2 См.: Саратовские инвалиды массово заявляют о попытке прокуратуры отнять у них землю. 96 URL: https://fn-volga.ru/news/view/id/200631 (дата обращения: 10.02.2023).
нормы ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ее негативное влияние на правовые, социальные и экономическим институты гражданского общества.
Совсем недавно, министерство экономического развития РФ высказывалось о реализации права инвалидов на первоочередное предоставление земельного участка, что все еще свидетельствует об особой актуальности данного вопроса1.
Следует сразу оговориться, что позиция Минэкономразвития России в опубликованном обзоре согласуется с точкой зрения авторов.
Однако представленные выводы не нашли поддержки в судебной практике. Именно судебная система как правоприменитель, отказываясь от расширения горизонта усмотрения сложившейся проблемы, политически, конъюнктурно, в обход принципа буквального толкования нормы права, своеобразно интерпретирует ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ в судебных решениях от нижестоящих до высоких инстанций.
Поясним, почему сделан такого рода вывод.
Земельное законодательство устанавливает, что земельные участки, которые находятся в собственности государства или муниципалитета могут быть предоставлены их исполнительными органами или органами местного самоуправления в пределах определенных им полномочий (ст. 39.2 ЗК РФ)2.
Как следует из положений ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «...инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства»3.
Минэкономразвития России придерживается точки зрения, что действующая редакция земельного законодательства и процитированной нормы закона не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Социальные гарантии лиц с инвалидностью должны были быть уточнены в отдельном законопроекте4, однако законопроект был отклонен комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Рассмотрим случай из судебной практики: прокурор Саратовского района обратился в суд с иском к администрации МО «Город Саратов», с требованием признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный
1 См.: «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций | (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, е и принимаемых мер» (утвержден Минэкономразвития России 7 октября 2020 г.). Доступ из 1 справ.-правой системы «КонсультантПлюс». *
2 Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном 2 или внеочередном порядке предусмотрено подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской 1 Федерации, земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, ) предоставляются в аренду без проведения торгов. При этом предоставление земельных участ- 2 ков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно
по 2
основаниям, предусмотренным подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
3 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 48, ст. 4563; 2023. № 1 (ч. I), ст. 16.
4 См.: Проект федерального закона № 72306-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/72306-7 (дата обращения: 25.03.2023). 97
между гражданами и администрацией Саратовского муниципального района1. Доводы истца соответствуют общей тенденции, определяемой судебной практикой.
Прокуратурой указывается, что земельные участки могут быть предоставлены вне очереди, инвалидам и семьям с инвалидами, в качестве социальной гарантии, одной из меры поддержки, исключительно тем субъектам, имеющим инвалидность, которые признаны нуждающимися в подобного рода помощи и которая будет являться субсидиарной гарантией для реализации жилищных прав. Иначе говоря, ответчик, для того чтобы получить земельный участок должен состоять на жилищном учете или иметь основания для постановки на такой учет.
Ответчики в представленном возражении на исковое заявление, опирались на буквальное толкование норм права указанного федерального закона и земельного кодекса, поясняя, что прямой корреляции в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов от нуждаемости лица (инвалида и семьи с инвалидом) не усматривается. Нарушений прав публично-правового образования, в интересах которого действует прокуратура Саратовского района, не имеется, так как земельный участок образован не за счет соответствующего бюджета, а за счет арендатора и арендная плата арендатором была уплачена в бюджет района. Обращалось внимание, что в исследуемом судом деле, земельный участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства (законодательно утвержденный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося для целей предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства отсутствует), а не для индивидуального жилищного строительства и планировался использоваться ответчиком для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Суд, используя метод системного анализа правовых норм, пришел к выводу, что право на первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, как гарантия, имеющая дополнительный характер (мера социальной поддержки), при реализации жилищных прав людей с инвалидностью, связано с нуждаемостью анализируемой категории граждан в улучшении жилищных условий.
В представленных кейсах, к сожалению, парадигма о нуждаемости или не нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий заложена в основу выводов органа судебной власти. Юридически значимым обстоятельством выступает выяснение вопроса: поставлен ли инвалид на жилищный учет, по установленным законом основаниям.
Подобного рода дела доходили и до Конституционного Суда Российской Федерации. Вывод последнего заключен в тезисе об отсутствии льгот в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предоставления документов, подтверждающих признание лица с инвалидностью нуждающимся в жилом помещении2.
1 1 См.: Решение Саратовского районного суда Саратовской области. Дело №2-513(1)/2022. УИД
S 64RS0034-01-2022-000813-77; Решение Саратовского районного суда Саратовской области. Дело №2-513(1)/2022. УИД 64RS0034-01-2022-000813-77.
2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. № 1577-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казимировой Марии Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Позиция о том, что заявитель не лишен возможности обратиться за предоставлением земельного участка в тех же целях в общем порядке на основании положений Земельного Кодекса Российской Федерации закреплена в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 893-0 (см.: Определение КС РФ 98 от 19 июля 2016 № 1577-О. URL: legalacts.ru (дата обращения: 31.01.2023)).
Своим вниманием данную проблему не обошел и Верховный Суд РФ1. Судебной коллегии по административным делам пришлось отменить вынесенные судебные решения и отказать в признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Формулировка высокого суда все та же: наличие инвалидности при отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий не является основанием для предварительного согласования первоочередного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Фабула дела сводится к тому, что истцу-инвалиду администрация отказала в предоставлении земельного участка, поскольку не подтвержден статус нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истица же настаивала, что ее право обусловлено наличием правового статуса инвалида, а закон не содержит норм, обязывающих инвалида подтверждать свою нуждаемость.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что три инстанции согласились с логикой и доводами истицы, поскольку отрицать очевидное при буквальном толковании закона, абсурдно2. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»3, на которое продолжают ссылаться суды, возлагающее на инвалидов обязанность быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2018 г. № 410.
Оценка фактических обстоятельств данного дела, на первый взгляд, не должна вызывать столь бурную критику, поскольку истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. И так как в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ законодатель действительно апеллирует формулировкой о том, что лица с инвалидностью, семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в установленном законом порядке. Однако в подобных случаях необходимо руководствоваться последним абзацем данной статьи, касающегося предоставления именно земельного участка с указанием цели его предоставления, которым не определяется форма права, т.е. собственность ли это или аренда.
1 См.: Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Вер- а ховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. № 43-КАД. URL: legalacts.ru (дата е обращения: 31.01.2023). |
2 Решением Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 25 * сентября 2019 г. иск удовлетворен. Оставлен без изменения апелляционным определением Ю судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 20 января 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным ¡2 делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 апреля 2020 г. Оспариваемое ре- 2 шение комиссии признано незаконным и на администрацию возложена обязанность принять 33 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500
кв. м и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
3 «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил». 99
На наш взгляд, игнорирование формулировки первоочередного права и отсутствие в цитируемом абзаце, в отличие от абз. 1 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, категории нуждаемости, очевидно.
Откладывание законодателем внесения поправок в спорную норму, порождает социальное напряжение в обществе, поскольку, несмотря на сделанные выводы Конституционным и Верховным Судами, граждане, нуждающиеся в социальной защите и поддержке государства, продолжают обращаться с подобными исками, не соглашаясь с выработанной позицией судов, что также негативно отражается на оценки судебной системы обществом.
Верховный Суд РФ отметил, что «...исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении»1.
На наш взгляд, суд сделал неубедительный вывод согласно которому, обеспечение жилой площадью лица с инвалидностью, происходит по средствам инициации опции в виде права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Однако будет не лишним обратить внимание на то, что улучшения жилищных условий, лишь при предоставлении земельного участка инвалиду не происходит, жилое помещение он не получает.
Подобного рода логика может быть ошибочной и в случаях, когда «особая» категория граждан намеревается реализовать право на первоочередное получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства и садоводства.
В ч. 2 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»2, указывается на то, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. В свою очередь, ч. 3 данной статьи определяет, что полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, если говорить о ситуации, когда в соответствии с нормой, изложенной в ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, инвалид решит обратиться
§ 1 См.: Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного
ч Суда РФ от 2 декабря 2020 г. № 43-КАД20-2-К6. URL: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-! opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-
J ot-02122020-n-43-kad20-2-k6/ (дата обращения: 01.02.2023).
2 Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (см.: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (последняя редакция) // Собр. законодатель-100 ства Рос. Федерации. 2003. № 28).
с заявлением для получения полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на котором согласно букве закона возводить какие-либо, в том числе жилые строения запрещено, то, следуя логике высшей судебной инстанции, можно предположить, что такому лицу потребуется встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Все же с данной позицией судов согласиться не представляется возможным и вот еще почему.
В ст. 7 Основного Закона страны1 определен вектор развития по обеспечению высокого уровня жизни населения, возможности свободного развития граждан, и прочие социальные гарантии защиты, закрепляя, по сути, политические функции социального государства.
Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязательства по обеспечению, поддержки на государственном уровне инвалидов.
Конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на жилище, установленное ст. 40 Конституции РФ, предполагает необходимость создания системы гарантий его реализации в отраслевом законодательстве.
Механизм обеспечения права на жилище, как совокупность правовых средств реализации, закрепляет не только принципы и пределы осуществления данного права, но и определяет обязанности государства в лице государственных органов и органов местного самоуправления для создания условий его реализации.
К числу таких гарантий относятся и положения ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ.
В этом случае государственные и муниципальные органы обеспечивают выделение физическим лицам земельных участков для целей размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, т.е. для индивидуального жилищного строительства2.
Нормы закона не содержат послаблений или каких-либо льгот для лиц, участвующих в аукционе. В аукционе принимает участие несколько субъектов, а также необходимо выполнение ряда требований, предусмотренных специальным законодательством. При таких условиях невозможна реализация принципа первоочередности предоставление гражданам земельных участков.
Как указал Верховный суд РФ, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ по договору купли-продажи, то есть в собственность, торги не проводятся3.
1 См.: Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2 См.: Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (в ред. от 4 февраля 2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 г. (утвержен постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 101
Еще одним важным нюансом является тот факт, что с 14 апреля 2018 г. утратило силу Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 9011, а нового нормативно-правового акта на данный момент не принято.
Таким образом, положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона № 181-ФЗ не содержат прямого указания ставящего право лиц и инвалидностью и их семей, на первоочередное получение земельных участков для ведения подсобного хозяйства и садоводства в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Нужно указать на то, что государство, в соответствии с жилищной политикой, берет на себя обязательства по обеспечению нуждающихся в жилом помещении по передаче в пользование жилого помещения бесплатно2.
Право на первоочередное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства по договорам аренды с установлением договорной цены предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации прав инвалидов.
Думается, первоочередное представление земельных участков инвалидам для ведения личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной на всех лиц, относящихся к этой категории, а не мерой социальной поддержки граждан по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, взамен права на получение жилого помещения по договору социального найма.
Стоит отметить, что согласно ст. 36 Федерального закона № 181-ФЗ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
В ст. 31 вышеназванного закона закреплено, что в случае, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие, по сравнению с настоящим Федеральным законом, уровень социальной защиты инвалидов, — применяются положения этих правовых актов3.
Следовательно, при обеспечении в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов был повышен социальный уровень защиты инвалидов.
Кроме того, исходя из общего толкования ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ следует, что наряду с мерами поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, статья за-
" 1 См.: Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот
1 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями,
ё оплате жилья и коммунальных услуг». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 В исключительных случаях в качестве иных мер социальной поддержки граждан по обеспечению жилыми помещениями возможно предоставление земельного участка в собственность бесплатно (см. например: Закон Саратовской области от 27 октября 2021 г. «О внесении изменений в Закон Саратовской области „О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).
3 См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.
102 № 48, ст. 4563; 2023. № 1 (ч. I), ст. 16.
кона предусматривает другие меры поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%о1.
В качестве основания для получения компенсации (одной из льготы) выступает справка учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Подобные меры поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются не зависимо от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий всем инвалидам, в отличии от предоставления земельного участка названным субъектам, реализующих право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, предоставление которых возможно только при наличии нуждаемости.
Таким образом, для устранения правовой коллизии и сомнений в толковании данного вопроса, снижении социального напряжения в обществе, необходимо внесение изменений в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приведение ее в соответствие основным началам и задачам социальной политики государства, в интересах особой категории граждан.
Библиографический список
1. Адрианова В.В. Право инвалидов на первоочередное получение земельных участков и особенности его реализации // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 1 (21). С. 29-40.
References
1. Adrianov V.V. The Right of Disabled People to Receive Land Plots in the First Place and Features of Its Implementation // Man. Society. Inclusion. 2015. No. 1 (21). Р. 29-40.
1 Указанным субъектам компенсация предоставляется в виде платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.