Научная статья на тему 'Проблемы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан'

Проблемы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2118
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальное жилищное строительство / земельные участки / инвалиды / individual housing construction / land plots / disabled

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбалка М. В.

Автор рассматривает проблемы предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the problem of providing people with disabilities and families having children-invalids, land plots for housing construction from the earths which are in state or municipal ownership

Текст научной работы на тему «Проблемы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан»

«мониторинга бедности», то есть определения нуждаемости одиноких граждан или семей, оценки их реальной возможности к самообеспечению. Этот вид помощи позволяет оказывать материальную поддержку в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. В то же самое время для обеспечения реальной эффективности данных мер очевидна необходимость усиления административных начал в практике использования социального контракта: осуществление контроля не только на итоговом этапе, но и в течение всего срока его реализации позволит не только более рационально расходовать средства, но и увеличит продуктивность выполнения программы социальной адаптации.

Список использованных источников:

1. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия за 2012 год «Итоги года. Работа отросли в области социальной защиты населения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru

2. The Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act of 1996//Congress.gov | Library of Congress [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.congress.gov/104/plaws/publ193/PLAW-104publ193.pdf

3. Jacoby J. Welfare Reform Success // The Boston Globe. 2006. September 30 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boston.com/news/globe/editorial_opinion/oped/articles/2006/09/13/ welfare_reform_success

4. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография. М., Издательство «Проспект», 2016.

5. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева № 3 / том 2 / 2011, с.28-29.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

Рыбалка М. В.,

магистрантка 2 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет, г. Краснодар;

Научный руководитель: Елисеева И.А.,

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар.

Аннотация: Автор рассматривает проблемы предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов,

земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Ключевые слова: индивидуальное жилищное строительство, земельные участки, инвалиды.

Summary: The author considers the problem of providing people with disabilities and families having children-invalids, land plots for housing construction from the earths which are in state or municipal ownership.

Keywords: individual housing construction, land plots, disabled.

Достойный уровень качества и содержания жизни человека оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества в целом. Государство, в определенной степени, принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных последствий в жизни и деятельности индивида, оказывая ему в различных формах социальную поддержку, в этом и проявляется социальное предназначение государства.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов.

Во многих международных актах, а также в статье 39 Конституции России провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Если говорить о гарантиях, то к их числу относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1], закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Само по себе первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть тех, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

К сожалению, на практике получение земельного участка в данном льготном порядке сопровождается рядом проблем. Так, серьезным препятствием является признание правоприменителями условием реализации права инвалида на первоочередное получение земельного участка его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Рассмотрим судебную практику на примере апелляционного

определения Пермского краевого суда от 15 июня 2015 г. [3]. Истец в апелляционной жалобе просит отменить решение Ленинского районного суда г. Перми, в котором суд отказывает в признании неправомерным решения департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности выделить земельный участок в собственность на основании того, что истец является инвалидом 1 группы бессрочно.

Пермский краевой суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, так как у заинтересованного лица отсутствовали основания для предоставления земельного участка.

При этом суд исходил из того, что действующее законодательство ставит в зависимость право инвалида на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истец на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью заявителя и членов его семьи составляет 12,83 кв. м на человека, что более учетной нормы в размере 12 кв. м.

Выводы судов о том, что условием для предоставления земельного участка инвалиду является нуждаемость в улучшении жилищных условий, представляются неверными. Во-первых, из буквального содержания нормы закона следует, что земельный участок инвалиду в первоочередном порядке может быть предоставлен как для индивидуального жилищного строительства, так и для производства сельскохозяйственной продукции, отдыха на даче, а значит для удовлетворения не только жилищных, но и иных потребностей. Важно отметить, что аналогичная практика складывается и в Краснодарском крае.

Можно сделать вывод, что в настоящее время инвалиды могут осуществить свое право на первоочередное получение земельного участка в большинстве случаев только по решению суда, что сопровождается значительной тратой времени, денежных средств, здоровья и, безусловно, не соответствует целям закрепления земельной льготы в п. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Однако, судебная практика противоречива. Таким примером может послужить решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.11.2016 г. [4], в котором Истец просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования города Краснодара в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства семье, имеющей в своем составе детей-инвалидов. Свой отказ Администрация мотивировала тем, что на сегодняшний момент в Краснодарском крае и городе Краснодаре отсутствует регламент по предоставлению данной услуги, что исключает возможность предоставить земельный участок. Суд удовлетворил требования истца, сославшись на то,

что отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги не может являться препятствием для реализации прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов.

Таким образом, закрепляя ту или иную социальную гарантию, необходимо учитывать интересы граждан и предусматривать механизм ее реализации на практике.

Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие в Краснодарском крае специального закона либо положения регулирующего порядок предоставления земельных участков инвалидам, так как в п. 7 ст. 39.5 Земельного Кодекса сказано, что земельный участок предоставляется в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. На территории Краснодарского края действует административный регламент предоставления Администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар» от 2 марта 2015 г. [2], который описывает процедуру предоставления земельных участков, но данный регламент разработан для работников администрации, но не для граждан, а также не регламентирует процедуру для каждых категорий в отдельности. Таким образом, Принятие соответствующего закона или положения могло бы обеспечить прозрачность данной процедуры и устранить существующие пробелы правового регулирования, тем более, что во многих субъектах существуют как законы, так и различные положения, не смотря на то, что, по мнению экспертов института социополитики социально-экономических отношений НИУ ВШЭ, в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и других районах (Оренбургская область с 2011 г.), расположенных в основном в Центральной России, где земли мало, а население значительное. Так, на сегодняшний день в Московской области во многих муниципальных образованиях существуют разработанные положения о порядке предоставления земельных участков инвалидам. Например, Положение «О порядке предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих первоочередное право на получение земельных участков для ИЖС, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства, на территории Чеховского муниципального района Московской области» от 30 мая 2014 г. [5], в котором детально регламентирован порядок предоставления земель, все условия, сроки и критерии.

Список использованных источников:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; Российская газета. 2016. № 292. 23.12.2016.

2. Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар: Постановление администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 № 1894 // Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар. 2015. № 3. 13.03.2015.

3. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 12.11.2012 по делу N 33-10172// Электронная справочная система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс]: 2017. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2017 г.).

4. Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от

09.11.2016 г.№ 2а-30797/2016-М-31448/2016 // Официальный сайт Первомайского районного суда г. Краснодара [электронный ресурс]: 2017 // URL: http: // www.pervomaisky--krd.sudrf.ru. (дата обращения:

15.01.2017 г.).

5. URL: http://moscow-portal.info/2014/05/30/a139280.htm (дата обращения: 11.01.2017 г.).

НОРМЫ МОРАЛИ В ДРЕВНЕИНДИЙСКИХ ЗАКОНАХ . МАНУ И КОНСТИТУЦИИ . ИНДИИ 1950ГОДА

Саекенова. Д.К., студентка 1 курса. юридического факультета, Оренбургский. государственный университет, . г. Оренбург.

Научный руководитель: Савощикова. Е.В.,

к.ю.н., доцент,. доцент кафедры . теории государства. и права

и конституционного. права, Оренбургский государственный.университет, г. Оренбург.

Аннотация: . Мораль и право . состоят . в различных отношениях . друг с другом. В . истории были . моменты, . когда эти . понятия противопоставлялись, . составляли одно . целое, либо . были в отношении . субконтрарности. Так . или иначе, . споры о роли морали . в праве или . права в морали . ведутся и сегодня. В статье затронуты . такие проблемы как соотношения . морали и права.

Ключевые . слова: нормы . морали, социальные . нормы, правовые . нормы, судебный . процесс.

Summary: Morality . and law . are in . various relations . with each other. In . the history there . were moments . when these . two. concepts are . contrasted with, . were one, . or were in respect . of subcontract. Anyway, . the debate . about the . role of morality . in law or law . of morality continues. The . article touches . upon such . problems as the . correlation between . morality and . law.

Keywords: morality, . social norms, . legal norms, . legal process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.