Научная статья на тему 'Правовая и электоральная культура как составляющая правового воспитания и культуры безопасности'

Правовая и электоральная культура как составляющая правового воспитания и культуры безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стелюкова Алла Анатольевна

В статье анализируется проблема участия молодежи в выборах, рассматриваются пути решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая и электоральная культура как составляющая правового воспитания и культуры безопасности»

Так, детей с высоким уровнем развития образной речи в обеих группах нет. На среднем уровне находятся в Группе А - 11 детей (55%), в Группе Б - 12 (60%) детей, на низком уровне развития образной речи, соответственно 9 (45%) и 8 (40%) детей.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Список литературы

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. СПб.: Паритет, 2005. 107 с.

2. Бойко И.Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Бойко // Гуманитарное пространство, 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи у дошкольников / Н.В. Гавриш, О.В. Осика / Вопросы речевого развития. М.: ТЦ «Сфера», 2009. 224 с.

4. Зотова И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.

ПРАВОВАЯ И ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ Стелюкова А.А.

Стелюкова Алла Анатольевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Украинская школа Симферопольский район, Республика Крым

Аннотация: в статье анализируется проблема участия молодежи в выборах, рассматриваются пути решения этой проблемы. Ключевые слова: правовое воспитание, выборы, избиратели.

Укрепление основ демократии, создание правового государства невозможно без формирования правовой и электоральной культуры граждан проявлением которой, является участие в выборах.

Выборы в современном обществе являются не только одним из ведущих институтов демократии, где реализуются политические права граждан, но и главной формой проявления суверенитета народа. Именно в процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания, в ходе которого граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретая навыки и опыт.

Однако, одной из актуальнейших проблем современного общества на сегодняшний день является нежелание жителей, а молодого поколения в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни, что соответственно приводит к снижению избирательной активности молодежи. Причем, эта ситуация с электоральной пассивностью [2], по словам политологов и социологов, приняла «характер эпидемии, стала неуправляемой».

На сегодняшний день наибольшее количество избирателей составляют люди среднего и старшего поколения, желание участвовать в выборах, которых, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью и уже сформированной гражданской

позицией. 23% от общего числа избирателей, а это примерно 25 миллионов человек, относятся непосредственно к молодому поколению. Специалисты по социальной психологии, анализируя его электоральное поведение, выделяют четыре типа молодежи:

• Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;

• Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;

• Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;

• Апатичный («никакой») тип. Характеризуется «активной политической пассивностью», уверенностью в том, что всё равно ничего не получится [3].

К сожалению, последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности и 40% молодых людей не интересуются политикой вообще. Личная жизнь и профессиональная самореализация стоят на первом месте. Отсюда возникает вопрос - выборы - это право или обязанность?

Необходимо отметить, что основными факторами политической пассивности, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей являются правовой нигилизм [4], недоверие к власти, негативная социальная адаптация.

Учитывая, что активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно -значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять так сказать на себя «бремя» власти и управления страной.

Учитывая, что любое учебное заведение - лишь уменьшенная модель государства со своими лидерами, проблемами, мнениями и желаниями, вовлечение в избирательный процесс и систематическое политическое воспитание необходимо начинать уже со школы [1], развивая самоуправление среди учащихся, тем самым, осуществляя подготовку молодежи к участию в общественной жизни. Это предполагает не только усвоение общественно-политических знаний о государственном устройстве, системе выборов, правах и обязанностях гражданина, но и овладение навыками политического действия и поведения. Исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеклассной деятельности, тем раньше они начинают интересоваться деятельностью правительства, партий, институтом гражданства.

Так, например, в последние годы все большей популярностью пользуются такие формы работы с молодежью, как создание молодежных партий и парламентов; как организационной формы молодежного самоуправления, которая основана на лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития. Это, с одной стороны, одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а с другой - школа обучения избирательному процессу.

Также, практика показала, что эффективной формой вовлечения несовершеннолетних учащихся в демократический процесс является школьное самоуправление. Через организацию избирательной кампании, участие в выборах представителей оказывается помощь подросткам в изучении вопросов избирательного права и процесса. Ролевые и моделирующие игры способствуют приобретению опыта, изучению потребностей сверстников, планированию, принятию решений, поиску средств их реализации, принципиально изменяют отношение школьников к общественным делам.

Распространенной формой просвещения молодых избирателей является проведение олимпиад, конкурсов, брейн-рингов по вопросам избирательного права. Широко

распространены конкурсы плакатов, рисунков, литературных работ для школьников и студентов.

Кроме того, в последнее время органами государственной власти и общественными объединениями значительное внимание уделяется использованию современных информационных технологий и технических средств для привлечения молодых избирателей.

К таким мероприятиям можно отнести: использование Интернет-сайтов органов государственной власти, Интернет-изданий для публикации информационных сообщений по избирательной тематике; проведение онлайн пресс-конференций с представителями избирательных комиссий, проведение Интернет-опросов и социологических исследований; разработка и рассылка картинок, мелодий, заставок, SMS и MMS-сообщений, побуждающих молодежь прийти на выборы, в том числе информирующие о дате и времени голосования. Конечно, все указанные меры в первую очередь направлены на молодых людей в возрасте от 13-15 лет, так как именно они являются наиболее активными пользователями сети Интернет, компьютерных и мобильных технологий. Они являются актуальными в свете широкого распространения указанных технологий. Но, к сожалению, подобные мероприятия, как правило, носят разовый характер и направлены на повышение явки молодых избирателей в условиях конкретных выборов, но не способствуют становлению их гражданской и политической позиции.

Перечень способов и мер повышения правовой электоральной культуры молодежи не может быть исчерпывающим, постоянно разрабатываются и применяются новые и новые меры, в результате которых политическая активность молодежи по сравнению даже с предыдущим годом уже возросла.

Кроме того, анализ мероприятий по вовлечению молодежи в избирательный процесс позволяет сделать вывод, что без нестандартных, привлекательных и доступных форм работы добиться повышения правовой культуры молодежи невозможно. В этой связи необходимо проведение большого количества массовых мероприятий (КВН, выборов органов школьного самоуправления и молодежных парламентов, лидеров общественных молодежных организаций) и цикла теле- и радиопередач по вопросам избирательного права совместными усилиями избирательных комиссий, образовательных учреждений и общественных организаций, учитывая тот факт, что проблема вовлечения молодежи в избирательный процесс носит все-таки комплексный характер и определяется социальными, экономическими, общественно -политическими, идеологическими и иными причинами.

Исходя из вышесказанного, политическую активность молодежи необходимо повышать именно на региональном уровне проведением мероприятий по повышению правового воспитания родителей и молодежи, созданием региональных целевых программ по повышению политико-правовой культуры населения, направленных на избирателей, а также повышением информированности молодежи о проводимых для нее мероприятиях.

Список литературы

1. Ерыгина В.И., Чабаненко Л.В. Формирование электоральной культуры граждан как необходимое условие представительной демократии. УДК 342.8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/18273/1/Erygina_Formirovanie_16.pdf/ (дата обращения: 27.01.2019).

2. Линейцева К.С. Правовая культура как основа электоральной активности. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». [Электронный ресурс], 2011 (7). № 2, 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-kak-osnova-elektoralnoy-aktivnosti (дата обращения: 27.01.2019).

3. Филимонов Д.А. Специфика электорального поведения российской молодежи. Вестник университета. № 2 0. [Электронный ресурс], 2013 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-elektoralnogo-povedeniya-rossiyskoy-molodezhi/ (дата обращения: 29.01.2019).

4. Чудинов О.Р. К вопросу о компонентах правовой культуры. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. [Электронный ресурс]. № 1, 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-komponentah-pravovoy-kultury/ (дата обращения: 27.01.2019).

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Григорьева О.А.

Григорьева Ольга Анатольевна - мастер спорта международного класса, учитель физической культуры высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30,

председатель, Общество «Учитель здоровья», г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья рассматривает вопросы дифференцированного планирования, проведения и оценивания образовательной деятельности по предмету «физическая культура» в образовательных учреждениях. В статье отражено мнение автора о применяемых рабочих образовательных программах по предмету физическая культура и обоснована необходимость усовершенствования данных программ с целью индивидуализации работы с учащимися различных групп здоровья. Автор проанализировал существующие варианты оптимизации работы в образовательных учреждениях с учащимися, относящимися к различным группам здоровья и привел аргументы, доказывающие, что рассмотренные варианты не являются оптимальными, а организация процесса обучения по предмету физическая культура с учащимися, относящимися ко второй и третьей группам здоровья, требует дальнейшего изучения и улучшения. Ключевые слова: физическая культура, образовательная программа, медицинские группы здоровья, образовательное учреждение, оценивание.

В01: 10.24411/2414-5718-2019-10201

Современные подходы к образованию диктуют необходимость новой модели преподавания. Сегодняшний учитель должен не только знать, любить и уметь преподавать свой предмет - в работе с учениками он обязан понимать и учитывать в своих уроках психологические, физиологические и морально-этические особенности каждого учащегося. Без этого процесс преподавания обезличивается, ученику трудно воспринимать слова учителя как относящиеся к нему лично. Урок превращается в бесконечный разговор учителя с самим собой, для большинства учащихся он из взрослого, умного, интересного человека превращается в некое подобие «шумового фона» - поставьте вместо него телевизор или робота, произносящего те же слова - ничего не изменится. Даже если учитель старается построить интересный, нестандартный урок, но при этом не опирается на знания особенностей своих учеников - материал не будет воспринят ими в полной мере, а значит и раскрыть, развить свои способности в данном предмете они не смогут.

Однако на словах реализовывать такой дифференцированный подход к обучению легко, а в реальности перед учителем на каждом уроке предстают 30 разных личностей с совершенно разными интересами, психологией, социальным положением, мировоззрением

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.