Научная статья на тему 'Правовая и экономическая оценка качества педагогической продукции функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий'

Правовая и экономическая оценка качества педагогической продукции функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / QUALITY AND EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PRODUCTS INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПАТЕНТ / PATENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / EDUCATIONAL PRODUCTS / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT CRITERIA / ИННОВАЦИОННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL PRODUCTS / ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ / SOFTWARE / ИЗОБРЕТЕНИЯ / INVENTIONS / ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ / UTILITY MODELS / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертакова Елена Михайловна

В работе отражена актуальность использования информационно коммуникационных технологий в процессе обучения студентов. Активное использование информационных ресурсов, представленных на рынке образовательных товаров и услуг позволяет кардинально изменить методологический подход к оценке качества педагогической продукции. Под педагогической продукцией, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, будем понимать совокупность учебных, учебно-методических, дидактических, учебно-демонстрационных, справочных материалов, представленных в электронном виде и информационные ресурсы представляемые ФГУ ФИПС, такие как база данных патентов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, реестра свидетельств программ для ЭВМ и баз данных. Данные информационные ресурсы наряду со многими критериями, такими как психолого-педагогические, эргономические, технико-технологические, санаторно-гигиенические, обладают еще и необходимым, в данный момент на рынке образовательных услуг, критерием инновационности, отражающемся в правовой сущности патента или свидетельства подтверждающего наличия в информационно-коммуникационном продукте новизну (локальную или мировую). Эта новизна может быть охраноспособной, которая характеризуется условиями патентоспособности технических решений педагогической продукции, реализованной средствами ИКТ это изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Методологический подход представлен двумя аспектами оценки педагогической продукции правовым и экономическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертакова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ECONOMIC ASSESSMENT OF THE QUALITY EDUCATIONAL PRODUCTS FUNCTIONING ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The work shows the relevance of using information and communication technologies in the learning process of students. Active use of information resources available on the market of educational goods and services can dramatically change the methodological approach to assessing the quality of educational products. Under educational products, functioning on the basis of information and communication technologies, we understand the totality of the curriculum, teaching methods, teaching, training and demonstration, reference materials, submitted in electronic form and information resources represent FGU FIPS, such as a database of patents of inventions, utility models and industrial designs, the register of certificates of computer programs and databases. These information resources, along with many criteria, such as psycho-pedagogical, ergonomic, technological, health and hygiene have also needed at the moment on the market of educational services, the criterion of innovation that is reflected in the legal essence of the patent or certificate confirming the availability of information-communication product novelty (local or global). This novelty may be eligible for registration, which is characterized by the conditions of patentability of technical solutions pedagogical sales tools this inventions, useful models, industrial samples. Methodological approach presents two aspects of the evaluation of educational products legal and economic.

Текст научной работы на тему «Правовая и экономическая оценка качества педагогической продукции функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий»

УДК 347.779

ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2014

Е.М. Чертакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Предпринимательское и трудовое право» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотацшя: В работе отражена актуальность использования информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения студентов. Активное использование информационных ресурсов, представленных на рынке образовательных товаров и услуг позволяет кардинально изменить методологический подход к оценке качества педагогической продукции. Под педагогической продукцией, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, будем понимать совокупность учебных, учебно-методических, дидактических, учебно-демонстрационных, справочных материалов, представленных в электронном виде и информационные ресурсы представляемые ФГУ ФИПС, такие как база данных патентов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, реестра свидетельств программ для ЭВМ и баз данных. Данные информационные ресурсы наряду со многими критериями, такими как психолого-педагогические, эргономические, технико-технологические, санаторно-гигиенические, обладают еще и необходимым, в данный момент на рынке образовательных услуг, критерием инновационности, отражающемся в правовой сущности патента или свидетельства подтверждающего наличия в информационно-коммуникационном продукте новизну (локальную или мировую). Эта новизна может быть охраноспособной, которая характеризуется условиями патентоспособности технических решений педагогической продукции, реализованной средствами ИКТ это изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Методологический подход представлен двумя аспектами оценки педагогической продукции правовым и экономическим.

Ключевые слова: Качество и эффективность педагогической продукции, информационно-коммуникационные технологии, инновации, патент, педагогическая продукция, критерий оценки, инновационность педагогической продукции, программа для ЭВМ, изобретения, полезные модели, товарный знак.

В настоящее время на рынке образовательных товаров и услуг имеется огромное количество информационных ресурсов, разработанные учеными научных и образовательных учреждений, выраженных как в печатном, так и в цифровых формах:

- монографии;

- учебники;

- учебные пособия;

- программы для ЭВМ и базы данных;

- различные информационные системы и др.

Иными словами это педагогическая продукция.

В соответствии с определением Роберт И.В., под педагогической продукцией, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, будем понимать совокупность учебных, учебно-методических, дидактических, учебно-демонстрационных, справочных материалов, представленных в электронном виде, лабораторного оборудования (в том числе сопрягаемого с ПЭВМ), различных средств моделирования учебного эксперимента (как виртуального, так и реального), реализующих дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ).[1].

Наряду со многими критериями, такими как психолого-педагогические, эргономические, технико-технологические, санаторно-гигиенические, необходимым является критерий инновационности, отражающей новизну (локальную или мировую). Эта новизна может быть охраноспособной, которая характеризуется условиями патентоспособности технических решений педагогической продукции, реализованной средствами ИКТ это изобретения, полезные модели, промышленные образцы. [2, 4].

Этот критерий можно реализовать в рамках существующего ГК РФ 4 части «права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В соответствии ст. 1225 ГК РФ 4 части определен перечень результатов интеллектуальной деятельности подлежащих правовой охране: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения;

полезные модели; промышленные образцы; селекционных достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест Происхождения товаров; коммерческие обозначения.

На основании этого перечисления результатов интеллектуальной деятельности в сфере информатизации образования можно преимущественно определить три института правовой охраны:

- институт авторского права;

- институт патентного права;

- институт средств индивидуализации.

Качество и эффективность педагогической продукции на базе ИКТ на рынке инноваций и интеллектуальной собственности можно значительно повысить за счет правового регулирования интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования. [3-7]

В соответствии с институтом авторского права данные продукта образовательной среды можно зарегистрировать в Федеральном институте промышленной собственности как программу для ЭВМ и/или базу данных.

Пример базы данных №№2010620198: «Инновационные средства и технологии обучения на базе изобретений и полезных моделей» РЕФЕРАТ

Авторы: Мазур Зиновий Федорович, Сеньковская Лидия Кузьминична, Величко Елена Васильевна, Трукшина Оксана Николаевна

Правообладатель: Мазур Зиновий Федорович База данных: Инновационные средства и технологии обучения на базе изобретений и полезных моделей

Аннотация: База данных предназначена для поиска новых средств и технологий обучения в сфере образования по различным предметам, таким как физика, химия и биология, русский язык и литература, информатика и другие.

Тип ЭВМ: ГВМ РС совмест. ПК СУБД: Ехсе! ОС: Windows ХР Объём базы данных: 30,6 Мб [8] Согласно патентного права педагогическая продукция, функционирующая на базе ИКТ и может быть за-

регистрирована с возможностью получения патента на изобретении или полезную модель, если имеется техническое решение, педагогической задачи. Например, средства обучения характеризуется наличием элементов, узлов, формы, материалов, взаимным расположением, а также можно получить патент на способ обучения, характеризующий действием одного средство на другое, при этом указав последовательность выполнения операций, режимы этих операций и др.

Пример патента на полезную модель № 104361 ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» [9]: Система интерактивного профессионального обучения, содержащая взаимосвязанные посредством информационных потоков рабочее место обучаемого, материально-информационный носитель с учебным материалом в виде учебных заданий по обучаемой программе, устройство для передачи обучаемому учебных заданий, устройство для определения уровня знаний обучаемого, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит модуль индивидуальной или групповой экономической подготовки студентов, соединенный по входу и выходу с проекционным блоком мультимедийной аудитории в составе модуля оперативного планирования и технического обеспечения для проведения презентаций и образовательным порталом, обеспечивающим связи по входу и выходу с модулем оперативного планирования и технического обеспечения учебного процесса и модулем формирования информационного поля учебного процесса.

Одна и та же педагогическая продукция может быть защищена как изобретение, полезная модель, так и промышленным образцом, то есть художествен- но-конструкторским решением педагогической задачи (например: дневники, внешний вид сайта, внешний и внутренний вид книги, монографии, учебного пособия и др.).

Пример патента на промышленный образец № 79682 «ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА»: Обложка журнала, характеризующаяся [10]:

- выполнением прямоугольной формы с монохромной заливкой фона, нанесением на лицевую сторону наименования журнала и постоянной информации о годе и месяце издания;

- выполнением наименования журнала и постоянной информации о годе и месяце издания с форматированием по краю;

отличающаяся:

- выполнением заливки фона синим цветом, изображением культуры клеток высотой 1/4 высоты обложки, размещенным по горизонтали на ширину обложки и выполненным ненасыщенным голубым цветом;

- выполнением шрифта названия насыщенной серебристой краской с контурной обводкой белой линией.

Управление государственной интеллектуальной собственностью в сфере образования должно включать:

- заключение лицензионных договоров на использование объектов интеллектуальной собственности (в дальнейшем ОИС);

- ведение реестра ОИС, а также их учет авторов и правообладателей ОИС;

- выплата вознаграждений авторам;

- осуществление сбора, распределение и перечисление вознаграждений от использования ОИС в бюджет;

- информирование общественности об ОИС.

Процесс коммерциализации ОИС, продвижение

результатов деятельности на рынок создает проблему определения стоимости ИС. Специфика и многообразие видов ОИС на образовательном рынке, особенности формирования цены, в зависимости от видов ОИС, формы, цели и условий его использования предъявляет особые требования к применению существующих медов к оценке ОИС. Выбор методов оценки зависит от цели

оценки. Оценка ОИС проводится для следующих основных целей:

1. коммерческое использование ОИС на договорной основе;

2. коммерческие операции с ОИС на односторонней основе;

3. оценка ОИС в качестве нематериальных активов предприятий;

4. комплексная оценка ОИС.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что педагогическую продукцию, функционирующую на базе ИКТ необходимо характеризовать как инновационную, если она охраноспособна и на нее получен патент, который введен в хозяйственный оборот и имеет стоимостную оценку. Особенность ИС заключается в том, что она обладает бинарным стоимостным эффектом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): Монография. — М.: ИИО РАО. — 2007. — 15 пл. — 500 экз.

2. Мазур ЗФ., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании. ИНИЦ Роспатента. — М., 2005. 6,9 пл. — 100 экз.

3. Мазур ЗФ., Чертакова Е.М. Современные концепции развития патентно-информационной подготовки научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2005. — 12,4 п.л. — 200 экз.

4. Смирнова Е.В. Информационное пространство ВУЗа, детерминирующее развитие межкультурной компетенции личности в условиях политкультурного и мультилингвального взаимодействия // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4. С. 60-62

5. Матюшенко С.В. Концепция интеллектуальной собственности в российской педагогической мысли конца ХХ - начала XXI вв // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2012. Т. 9. № 3. С. 136-141.

6. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 254-258.

7. Сальников И.И. Критерии отнесения устройств и систем обработки информации к интеллектуальным // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 5. С. 11-15.

8. База данных свидетельство об официальной регистрации базы данных №2010620198 от 20.11.2011 года

9. Патент на полезную модель №104361 «ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ», дата публикации :10.05.2011

10. Патент на промышленный образец № 79682, «ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА» дата публикации: 16.09.2011

LEGAL AND ECONOMIC ASSESSMENT OF THE QUALITY EDUCATIONAL PRODUCTS FUNCTIONING ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

© 2014

E.M. Chertakova, a candidate of science, an associate professor of the department «Enterprise and labour law»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The work shows the relevance of using information and communication technologies in the learning process of students. Active use of information resources available on the market of educational goods and services can dramatically change the methodological approach to assessing the quality of educational products. Under educational products, functioning on the basis of information and communication technologies, we understand the totality of the curriculum, teaching methods, teaching, training and demonstration, reference materials, submitted in electronic form and information resources represent FGU FIPS, such as a database of patents of inventions, utility models and industrial designs, the register of certificates of computer programs and databases. These information resources, along with many criteria, such as psycho-pedagogical, ergonomic, technological, health and hygiene have also needed at the moment on the market of educational services, the criterion of innovation that is reflected in the legal essence of the patent or certificate confirming the availability of information-communication product novelty (local or global). This novelty may be eligible for registration, which is characterized by the conditions of patentability of technical solutions pedagogical sales tools this inventions, useful models, industrial samples. Methodological approach presents two aspects of the evaluation of educational products legal and economic.

Key words: Quality and effectiveness of educational products information and communication technologies, innovation, patent, educational products, assessment criteria, innovative educational products, software, inventions, utility models, trademark.

УДК 13:37.013.73

ДРУГОЙ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА ИНКЛЮЗИИ (АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ Э. ЛЕВИНАСА, С. ФРАНКА, А. ШЮЦА)

© 2014

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становятся Другие, которые являются ключевыми фигурами инклюзии. Анализируя концепты Э. Левинаса, С. Франка, А. Шюца, автор приходит к выводу, что Другой как необходимость каждого дает возможность выхода за собственные пределы и нравственно проявить себя в своем искусстве Быть.

Ключевые слова: инклюзия, Другой, Я, акт-существования, область этического/нравственного, непостижимое, встреча, дарение, исповедание, интерсубъективность, Мы-отношения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня в социальном пространстве, испытывающем различные перемены и трансформации, мы наблюдаем неоднозначные последствия, вызванные процессами глобализации, внутренней и внешней миграции, патологическими состояниями общества и личности. Это подводит нас к очередному социальному повороту, связанному с формированием инклюзии и инклюзивного образования. Центральной фигурой инклюзивного пространства становится Другой, настоятельно требующий внимания к себе. Он, как и Я, желает не мерцать в качестве следа современности/со-временности, а утвердиться и самовыразиться. Именно эти обстоятельства заставляют анализировать и теоретизировать над его образом.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной философской мысли проблема Другого становится одной из ведущих. Ее исследуют экзистенциально-феноменологическое (Э. Гуссерль, А. Шюц, М. Хайдегггер, Г. Марсель, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, X. Ортега-и-Гассет), герменевтическое (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер) и постструктуралистское (Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида) направления. Каждый из подходов акцентирует определенный аспект личности Другого. Так, экзистенциально-феноменологический подход исходит из положения, что Другой проявляется в межличностном/социальном общении с иным человеком, присутствующим в мире, в результате чего задействованы визуальные/тактильные/слуховые феноменальные параметры, высвечивающие отношение к себе и Другому. Герменевтический подход воспри-

нимает Другого на основе интерпретации различных текстов, содержащих в себе множество символов и их смыслов. Постструктурализм явленность Другого связывает с бессознательным.

Формирование целей статьи (постановка задания). На наш взгляд, именно экзистенциально-феноменологический подход, исследуя социальность Другого, наиболее многогранно раскрывает его сущность как субъекта инклюзивного пространства и образования. Это обстоятельство фокусирует исследовательский интерес на изучении Другого с точки зрения экзистенциально-феноменологический подхода, опираясь на концепты Э. Левинаса, С. Франка, А. Шюца.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема Другого, высвечивающаяся через понимание Я, становится основной темой исследований Э. Левинаса. Философ вводит понятие «/7 у я», что буквально переводится «есть», «имеется», «существует». Этим понятием он обозначает безграничный акт-существования, не имеющий начала и конца. Акт-существования тотален и безразличен любому отрицанию, а его осознание не дает человеку ни радости, ни утешения: /I у а есть злое, непрерывно выматывающее бытие, привязывающее к себе, спасением от которого является сон или смерть.

Каждый человек изначально одинок, проживая исключительно свою жизнь: он привязан к своему акту-существования, разглядывая мир из своего «здесь» и «внутри». «Освоенность человеком своего существования Левинас соотносит с прикованностью к своему я, к "заключению в цепи бытия" своего я, которое втягивает все в полосу своего сознания. Осознав невозможность выхода из цепи бытия, человек испытывает страдание» [1, с. 558], что наиболее ярко проявляется в мучениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.