Научная статья на тему 'Развитие изобретательской активности в высшей школе как фактор повышения интеллектуального потенциала региона'

Развитие изобретательской активности в высшей школе как фактор повышения интеллектуального потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / INVENTIVE ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогорцева Ирина Евгеньевна, Посохова Наталья Викторовна, Мережко Михаил Евгеньевич

Рассмотрены проблемы развития изобретательской активности среди студенческой молодежи, вопросы необходимости активизации познавательной, исследовательской и, как следствие, изобретательской активности в высших учебных заведениях Российской Федерации. Большую роль в развитии изобретательской активности отводят процессу повышения мотивации студентов. Среди эффективных приемов формирования изобретательской активности и повышения мотивации ее развития в высших учебных заведениях названы проблемно-поисковые методы, исследовательский опыт, дискуссии, познавательные игры, самостоятельная работа студентов, информационно-коммуникацион-ные технологии, веб-квест-технологии, Smart-технологии. Указанные выше приемы приводят к интенсификации и модернизации образовательного процесса в целом. В качестве возможных механизмов повышения изобретательской активности названы: создание в вузах бизнес-инкубаторов, возможность стажировок в лучших лабораториях мира, стипендии, поддержка в виде грантов и др. Основой расчета показателей изобретательской активности становятся данные о патентовании не только изобретений (полезных моделей), но и промышленных образцов. Выражена уверенность в том, что исследование динамики показателей изобретательской активности в будущем позволит выявить важные тенденции, присущие развитию инновационной деятельности на национальном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белогорцева Ирина Евгеньевна, Посохова Наталья Викторовна, Мережко Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INVENTIVE ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF INCREASE OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF REGION

The problems of development of inventive activity among student youth, the questions of necessity of activation of cognitive, research and as a consequence inventive activity in Higher Educational Institutions of Russian Federation are discussed. The great role in the development of inventive activity plays the process of increase of students’ motivation. Among efficient methods of formation of inventive activity and improvement of motivation of its development in Higher Educational Institutes were named the problematic-search methods, research experience, discussions, cognitive games, independent work of students, information-communicational technologies, web-quest technologies, Smart-technologies. The examples given above lead to intensification and modernization of educational process in whole. Creation of business-incubators, the possibility of internship in the best laboratories of the world, scholarships, grant support and etc. were named as possible mechanisms of increase of inventive activity. The basis for the indices of inventive activity are the data of patenting not only inventions (latest models), but also industrial examples. The study of dynamics of indices of inventive activity will let in the future to reveal important tendencies, which are common for development of innovative activity at national and regional levels.

Текст научной работы на тему «Развитие изобретательской активности в высшей школе как фактор повышения интеллектуального потенциала региона»

УДК 378.12

РАЗВИТИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© Ирина Евгеньевна БЕЛОГОРЦЕВА

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зам. проректора по научно-исследовательской и инновационной деятельности - начальник научно-исследовательского управления, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, e-mail: irinabelog@mail.ru © Наталья Викторовна ПОСОХОВА Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности, e-mail: natalina_76@mail.ru © Михаил Евгеньевич МЕРЕЖКО Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, начальник отдела интеллектуальной собственности и мониторинга, старший преподаватель кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов, e-mail: merezhko@bgiik.ru

Рассмотрены проблемы развития изобретательской активности среди студенческой молодежи, вопросы необходимости активизации познавательной, исследовательской и, как следствие, изобретательской активности в высших учебных заведениях Российской Федерации. Большую роль в развитии изобретательской активности отводят процессу повышения мотивации студентов. Среди эффективных приемов формирования изобретательской активности и повышения мотивации ее развития в высших учебных заведениях названы проблемно-поисковые методы, исследовательский опыт, дискуссии, познавательные игры, самостоятельная работа студентов, информационно-коммуникационные технологии, веб-квест-технологии, Smart-технологии. Указанные выше приемы приводят к интенсификации и модернизации образовательного процесса в целом. В качестве возможных механизмов повышения изобретательской активности названы: создание в вузах бизнес-инкубаторов, возможность стажировок в лучших лабораториях мира, стипендии, поддержка в виде грантов и др. Основой расчета показателей изобретательской активности становятся данные о патентовании не только изобретений (полезных моделей), но и промышленных образцов. Выражена уверенность в том, что исследование динамики показателей изобретательской активности в будущем позволит выявить важные тенденции, присущие развитию инновационной деятельности на национальном и региональном уровнях.

Ключевые слова: изобретательская активность; мотивация; высшая школа; интеллектуальный потенциал; интенсификация образовательного процесса; инновационная деятельность.

Позиции российской науки в мире ухудшались все последние годы. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным М) не превышает 3 %, что в 10 раз ниже, чем в США.

Отечественная наука отличается слабой инновационной ориентацией, что проявляется в снижающейся результативности деятельности научных организаций, их финансово-экономической неустойчивости. В 2005 г.

только половина научных организаций имели на балансе нематериальные активы.

Хотя изобретательская активность в России в последние годы растет (с 17,5 тыс. патентных заявок, поданных национальными заявителями в Роспатент в 2000 г., до 23,6 тыс. в 2005 г.), ее уровень (количество заявок на 1 млн населения) ниже, чем в других развитых странах (в 3-4 раза по сравнению с Германией и США, в 18 раз - Японией). По общему числу заявок, поданных с указанием страны (национальными и иностранными

КБЫ 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 3 (3), 2015

заявителями в стране и за рубежом), Россия (107 тыс.) занимает лишь 24 место в мире, уступая Японии (более 500 тыс.), США (375 тыс.), Германии (292 тыс.), Великобритании (265 тыс.) и некоторым другим странам [1].

В Российской Федерации при формировании национальной инновационной системы и развития отечественной науки непременно должны учитываться региональные аспекты. Переход экономики на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой инновационную систему конкретного региона страны, учитывающую особенности его научно-технического, интеллектуального и экономического потенциала, и являющейся составной частью национальной инновационной системы страны [2]. Инновационные процессы протекают внутри региональных инновационных систем, которые в большинстве своем концентрируются в высших учебных заведениях.

Функционирование региональной инновационной системы направлено на реализацию конкурентных преимуществ региона, на содействие экономическому росту региона, переводу его экономики на новый инновационный путь развития. Данному переходу во многом способствует изобретательская активность ученых региона.

Изобретательская активность - это определенный уровень распространения и результативности творческой интеллектуальной деятельности в сфере технологии.

Изобретательская активность должна оцениваться на основе комплекса абсолютных и относительных показателей, отражающих, во-первых, результат изобретательской деятельности, которому, по нашему мнению, присущ многоуровневый характер: 1) исходный (сущностный) уровень: интеллектуальный продукт-новация как результат творческой интеллектуальной деятельности в сфере технологии; 2) объектный уровень: объект изобретения (полезной модели) -продукт или процесс; 3) правовой уровень: патент на изобретение (полезную модель) как объект права интеллектуальной собственности. Во-вторых, указанные показатели должны отражать масштаб изобретательской деятельности [3, с. 328].

Различным правовым аспектам научных исследований, коммерческому использованию их результатов, правовой специфике передачи прав в разное время посвятили свои труды следующие авторы: С. Алдошин, Н. Волошин, И. Галица, В.Н. Герасименко, В.А. Денисюк, В.Г. Зинов, П. Кордсен, О.В. Красовская, В.В. Луговской, А. Ногови-цин, Е. Онисько, Е.С. Стогний, Ю. Суини, Л.П. Тимофеенко, Н.И. Чухрай, Ю. Шкворец и др. Однако вопросам формирования изобретательской активности у студентов вузов уделяется недостаточно внимания.

Одним из ключевых моментов формирования изобретательской активности и привлечения молодых специалистов к изобретательской деятельности является мотивация. Ученые, занимающиеся проблемой мотивации, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, т. к. именно она является гарантом формирования познавательной активности, что влечет за собой развитие мышления, приобретение знаний, необходимых для дальнейшей изобретательской активности студентов. Именно в формировании изобретательской мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и современного общества, в котором изобретательский процесс приобретает приоритетное значение.

Согласно опросам, большинство студентов считает, что порог вхождения в изобретательскую сферу деятельности слишком высок: необходим достаточный багаж знаний не только в близкой ему сфере научной деятельности, но и в юриспруденции, экономике. Кроме того, молодого специалиста отталкивает мысль, что его проект не будет поддержан и все труды будут потрачены впустую.

В соответствии с этим мотивацию следует рассматривать как сложное психологическое явление, зависимое от условий организации процесса обучения в высшей школе и активности студента в этом процессе. Другими словами, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих деятельность, в случае положительной установки, на более глубокое изучение материала, его совершенствование и стремление развивать потребности познания [4, с. 116].

Рассмотрим некоторые приемы формирования потребности и повышения мотивации в изобретательской активности студентов высших учебных заведений.

В образовательном процессе вуза изобретательская деятельность может стать следствием интенсификации процесса обучения, которая проявляется посредством использования методов, приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность обучающихся в целом и стимулирующие их потребность в изобретательской деятельности в частности.

Огромную роль играют проблемно-поисковые методы, исследовательский опыт, дискуссии, познавательные игры, самостоятельная работа студентов [5, с. 186].

В настоящее время все чаще находят применение методы проблемного обучения, анализируются пути их использования, намечаются основные тенденции усовершенствования данных приемов.

Сегментом модернизации обучения в профессиональном образовании является также совершенствование педагогического процесса посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной интернет-коммуникации - электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т. п. - оказывает неоспоримое влияние на результативность образовательного процесса, на повышение интереса к изобретательской активности. В специальной научной литературе уделяется большое внимание вопросам внедрения информационных коммуникационных технологий, особо подчеркивается личная активность и непосредственная заинтересованность обучаемого в результатах своей деятельности.

Использование в образовательной практике одной из передовых педагогических веб-квест-технологий приводит к развитию способности решать актуальные проблемы научного знания, определению собственной позиции, расширению мировоззренческого кругозора, в т. ч. изучению особенностей ве-

дения изобретательской деятельности, расширению собственного представления об объектах интеллектуальной собственности.

Веб-квест рассматривается как вид информационных, проблемно-ориентированных заданий индивидуального или группового обучения, направленных на формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской деятельности студентов в процессе изучения, освоения, обработки и презентации учебного материала, что также ведет к интенсификации учебной деятельности [6, с. 130].

Говоря об интенсификации учебного процесса и развитии мотивационной готовности студентов к инновационной деятельности, мы не можем обойти вниманием новые тенденции, наблюдаемые в мировом и отечественном образовании, - Бшай-техно-логии. Под Smart-технологиями понимают технологии, построенные в насыщенном интерактивном информационном пространстве, позволяющие студенту реализовать индивидуальную траекторию своего профессионального становления на основе высокой мотивации и осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности [7, с. 50; 8].

Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации, эффективность применяемых мер, столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Для интенсификации процесса обучения важен не только темп обучения, но и его аналитичность. Все перечисленное позволяет вовремя обнаружить изобретательский потенциал, развить его и довести до материальных результатов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность как продукт изобретательства является одним из важнейших факторов развития современной экономики. Передовые инновации, внедряемые в производство, дают новый стимул развития отрасли, позволяют достичь качественно новых результатов. Современная молодежь, занятая в производственно-экономической сфере, является наиболее активным классом, способным осознать всю важность модернизации производства, которая должна осуществляться, прежде всего, за счет изобретательской активности и внедрения ее результатов.

ISSN 2413-6840. Вестник ТГУ, выпуск 3 (3), 2015

В условиях экономических санкций, при переходе к системе импортозамещения, важным является условие высокого качества конечной продукции. Для достижения такого качества необходимо внедрять в производство новые наукоемкие технологии, развитие которых эффективно осуществлять не только в научно-исследовательских институтах, но и в высших учебных заведениях, которые наряду с решением образовательных задач могут выступать в роли полноценных научно-технологических центров.

Необходимо прививать навыки создания объектов интеллектуальной собственности у молодежи еще на стадии обучения в вузе, поощрять участие будущих специалистов в инновационных проектах. Создание ими полезных моделей, промышленных образцов, других объектов интеллектуальной собственности, привлечение студентов для работы в малых инновационных предприятиях, знакомство с этапами прохождения интеллектуальной собственностью стадий коммерциализации, получение прибыли от их использования - важные элементы формирования студента не только как будущего ученого, но и как предпринимателя, умеющего не только создавать технологии, но и грамотно их реа-лизовывать. Подобный опыт позволяет в дальнейшем молодым специалистам создавать собственные производства, динамично их развивать, опираясь на новые перспективные разработки, повышать конкурентоспособность отечественной продукции, ее престиж на всероссийском и мировом рынке.

Однако на деле все обстоит не совсем так. Во многих высших учебных заведениях создаются бизнес-структуры, чьей основной целью является поддержка молодых ученых, специалистов, создание условий для плодотворной изобретательской деятельности. Под такой поддержкой следует понимать юридическое сопровождение, бизнес-консалтинг, аренду помещений и оборудования, помощь в регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности. Важен подбор персонала для работы в перечисленных структурах: желательно, чтобы они были компетентны и имели опыт работы, могли в короткие сроки «переключаться» от темы одного проекта к другой. Всестороннее сопровождение и поддержка оказывают положительное влияние на выбор молодого ученого, и он с

большим желанием пробует свои силы в области изобретательской деятельности.

Такое сотрудничество студента-изобретателя и вуза является взаимовыгодным. Студент получает возможность реализовать свою идею, увидеть, как она воплощается в жизнь, приносит пользу обществу. Вуз решает кадровые проблемы, получая высококвалифицированного специалиста, приносящего доход своими разработками.

Также одним из механизмов повышения изобретательской активности является материальное стимулирование: возможность стажировок в лучших лабораториях мира, стипендии, поддержка в виде грантов.

В настоящее время необходимы такие меры, как модернизация процедуры патентования объектов интеллектаульной собственности; расширение и совершенствование сферы охраны объектов интеллектуальной собственности; создание полноценной системы патентно-информационных ресурсов, институциональных основ инфраструктуры патентных услуг; активизация и поддержка изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, а также содействие ограждению внутреннего рынка от поддельных товаров и совершенствование мер по пресечению неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности [9].

В ряде вузов России уже созданы и функционируют структуры по взаимодействию науки и бизнеса. Это структуры по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, офисы коммерциализации, отделы интеллектуальной собственности и мониторинга и др. Сегодня вузы и НИИ имеют все возможности и обладают свободой выбора коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, однако, не имея достаточного опыта, на практике проекты остаются нереализованными.

Определенным подспорьем в развитии изобретательской активности становятся бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор дает возможность активным людям научиться наиболее совершенным методам построения бизнеса. Студенты и выпускники получают доступ к новым ресурсам, принимают участие в ориентированных на потребности предпринимателей мероприятия, становятся частью сообщества единомышленников [10].

Говоря о процессе формирования и развития изобретательской активности, следует также указать на показатели результативности изобретательской активности.

Во-первых, основу расчета показателей изобретательской активности составляют данные о патентовании не только изобретений (полезных моделей), но и промышленных образцов. Это целесообразно, т. к.:

1) промышленный образец, как и изобретение (полезная модель), является результатом творческой интеллектуальной деятельности;

2) поскольку изобретательская активность - это одна из форм инновационной активности, при ее анализе необходимо учитывать показатели патентования промышленных образцов, которые являются инновационным научно-техническим товаром, а патенты на промышленные образцы - объектом рынка инновационных технологий.

Во-вторых, предлагаемая классификация включает: а) показатели изобретательской активности, используемые российской статистикой; б) показатели изобретательской активности, используемые российской статистикой, названия которых уточнены с целью более полного отражения их содержания: изобретательский потенциал, реализация изобретательского потенциала, патентная активность. Например, показатель изобретательского потенциала характеризует не количество поданных заявок на изобретения (российский вариант), а изобретательский потенциал страны, региона; коэффициент патентной активности (коэффициент изобретательской активности в российском варианте) - это только один из показателей изобретательской активности; в) новые показатели: лицензионная активность, потенциал патентно-лицензионного рынка, коэффициент реализации изобретательского потенциала, показатели динамики изобретательской активности.

В-третьих, абсолютные и относительные показатели демонстрируют сложившийся на дату анализа уровень изобретательской активности участников инновационного процесса независимо от сферы их деятельности, что, на наш взгляд, существенно расширяет возможности статистического анализа и оценки инновационной активности студентов вузов в целом.

Исследование динамики показателей изобретательской активности в будущем позволит выявить важные тенденции, присущие развитию инновационной деятельности на национальном и региональном уровнях.

1. Позиции России на мировом рынке технологий. URL: http://protown.ru/information/hide/ 4450.html (дата обращения: 09.09.2015).

2. Петрова О.С. Анализ инновационных процессов в регионах РФ. URL: ukros.ru/wp-content/uploads/2013/08/Петрова-О.С^ос (дата обращения: 09.09.2015).

3. Смирнова Е.С. Изобретательская активность: сущность, показатели // Вюник Национального ушверситету «Юридична академiя Украши iменi Ярослава Мудрого». 2013. № 2 (13).

4. Питка Я.А. Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся в процессе обучения иностранному языку // Калейдоскоп методических идей. Вып. 5. По итогам работы международной научно-практической конференции «Современные тенденции в обучении иностранным языкам». Белгород, 2012. С. 116-118.

5. Сердюк О.Ю. Пути интенсификации процесса обучения иностранным языкам // Методичш та психолого-педагопчш пробле-ми викладання шоземних мов на сучасному етат: матерiали 5 Мiжнародноi науково-методичноi конференциii. Харкiв, 2012. С. 186-187.

6. Волкова О.В., Лысова И.И., Витохина О.А. Повышение мотивации студентов к изучению иностранных языков посредством использования современных технологий обучения // Калейдоскоп методических идей. Вып. 7. По итогам работы 7 региональной научно-практической конференции «Новые реалии современного иноязычного образования». Белгород, 2014. С. 130-135.

7. Воцкий А.З. Использование Smart-технологий при формировании мотивационной готовности студентов к инновационной деятельности // Образование и общество. 2015. № 3. С. 49-53.

8. Россия на пути к Smart-обществу: монография / под ред. Н.В. Тихомировой, В.П. Тихомирова. М., 2012.

9. Актуальные вопросы коммерциализации изобретений в Республике Казахстан // Вестник КарГУ. 2015. URL: http://articlekz.com/artide/ 11620 (дата обращения: 09.09.2015).

10. О бизнес-инкубаторе. URL: http://inc.hse.ru/ about/info (дата обращения: 09.09.2015).

ISSN 2413-6840. BecTHHK Try, BtmycK 3 (3), 2015

1. Pozicii Rossii na mirovom rynke tehnologij. URL: http://protown.ru/information/hide/4450. html (data obrashhenija: 09.09.2015).

2. Petrova O.S. Analiz innovacionnyh processov v regionah RF. URL: ukros.ru/wp-content/uploads /2013/08/Petrova-0.S.doc (data obrashhenija: 09.09.2015).

3. Smirnova E.S. Izobretatel'skaja aktivnost': sushhnost', pokazateli // Visnik Nacional'nogo universitetu "Juridichna akademija Ukraïni imeni Jaroslava Mudrogo". 2013. № 2 (13).

4. Pitka Ja.A. Psihologo-pedagogicheskie uslovija formirovanija motivacii uchashhihsja v processe obuchenija inostrannomu jazyku // Kalejdoskop metodicheskih idej. Vyp. 5. Po itogam raboty mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii "Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym jazykam". Belgorod, 2012. S. 116118.

5. Serdjuk O.Ju. Puti intensifikacii processa obuchenija inostrannym jazykam // Metodichni ta psihologo-pedagogichni problemi vikladannja inozemnih mov na suchasnomu etapi: materiali 5 Mizhnarodnoi naukovo-metodichnoi konfe-renciii. Harkiv, 2012. S. 186-187.

6. Volkova O.V., Lysova I.I., Vitohina O.A. Povyshenie motivacii studentov k izucheniju inostrannyh jazykov posredstvom ispol'zovanija sovremennyh tehnologij obuchenija // Kalejdoskop metodicheskih idej. Vyp. 7. Po itogam raboty 7 regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii "Novye realii sovremennogo inojazychnogo obrazovanija". Belgorod, 2014. S. 130-135.

7. Vockij A.Z. Ispol'zovanie Smart-tehnologij pri formirovanii motivacionnoj gotovnosti studentov k innovacionnoj dejatel'nosti // Obrazovanie i obshhestvo. 2015. № 3. S. 49-53.

8. Rossija na puti k Smart-obshhestvu: monografija / pod red. N.V. Tihomirovoj, V.P. Tihomirova. M., 2012.

9. Aktual'nye voprosy kommercializacii izobretenij v Respublike Kazahstan // Vestnik KarGU. 2015. URL: http://articlekz.com/article/11620 (data obrashhenija: 09.09.2015).

10. O biznes-inkubatore. URL: http://inc.hse.ru/ about/info (data obrashhenija: 09.09.2015).

nocTynHna b pegadura 7.10.2015 r.

UDC 378.12

DEVELOPMENT OF INVENTIVE ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF INCREASE OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF REGION

Irina Evgenyevna BELOGORTSEVA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Provost for Scientific-Research and Innovative Activity - Head of Scientific-Research Department, Associate Professor of Russian Language and Intercultural Communication Department, e-mail: irinabelog@mail.ru

Natalya Viktorovna POSOKHOVA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of Social-Cultural Activity Department, e-mail: natalina_76@mail.ru

Mikhail Evgenyevich MEREZHKO, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Head of Intellectual Property and Monitoring Department, Senior Lecturer of Informatics and Information-Analytical Resources Department, e-mail: merezhko@bgiik.ru

The problems of development of inventive activity among student youth, the questions of necessity of activation of cognitive, research and as a consequence inventive activity in Higher Educational Institutions of Russian Federation are discussed. The great role in the development of inventive activity plays the process of increase of students' motivation. Among efficient methods of formation of inventive activity and improvement of motivation of its development in Higher Educational Institutes were named the problematic-search methods, research experience, discussions, cognitive games, independent work of students, information-communicational technologies, web-quest technologies, Smart-technologies. The examples given above lead to intensification and modernization of educational process in whole. Creation of business-incubators, the possibility of internship in the best laboratories of the world, scholarships, grant support and etc. were named as possible mechanisms of increase of inventive activity. The basis for the indices of inventive activity are the data of patenting not only inventions (latest models), but also industrial examples. The study of dynamics of indices of inventive activity will let in the future to reveal important tendencies, which are common for development of innovative activity at national and regional levels.

Key words: inventive activity; motivation; Higher School; intellectual potential; intensification of educational process; innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.