Научная статья на тему 'Изобретательская деятельность как фактор инновационного развития региона'

Изобретательская деятельность как фактор инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1838
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / РЕГИОН / ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СЕКТОРА РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПАТЕНТ / СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESSES / REGION / PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY / SECTORS OF INTELLECTUAL PROPERTY MARKET / PATENT / STRUCTURE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / TRANSBAIKALIE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабелло Анатолий Викторович

Рассматривается актуальность совершенствования изобретательской деятельности как фактора инновационного развития региона. Излагаются основные проблемы реализации инновационных процессов в современных условиях, среди которых особое внимание уделяется региональной изобретательской деятельности. Проведен краткий анализ изобретательской работы в регионе. Показана особая роль региональных вузов в развитии инновационных процессов. Приведена оценка изобретательской активности на основе рассмотрения сформировавшихся секторов патентного рынка. Перечислены основные причины низкой ликвидности продуктов изобретательской деятельности. На современном этапе показаны роль и место общественных организаций - ассоциаций изобретателей. Определен подход к разрешению проблемы понимания мотивов по материализации новых знаний в инновационные технологии и продукты. Предлагается создание в регионе структуры, являющейся организационной формой интеграции и координации деятельности специалистов в сфере инновационных разработок с целью скорейшего их внедрения в реальный сектор экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабелло Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inventive Activity As a Factor of Region's Innovative Development

The urgency of innovative activity perfection as a factor of regions development is discussed in the article. The basic problems of innovative processes in modern conditions, with special attention paid to regional inventive activity are presented. The brief analysis of inventive work in the region is made. A special role of regional universities in the development of innovative processes is shown. An assessment of inventive activity based on the formed patent market sectors consideration is given. The main reasons for the low liquidity of the inventive activity products are mentioned. The modern role and place of civil society organizations associations of inventors are shown. An approach to solving the problem of motives understanding for the materialization of new knowledge into innovative technologies and products is defined. The author proposes to create a regional structure, which is the organizational form of integration and coordination of professionals in the field of innovation with a view to their early implementation into the real economy

Текст научной работы на тему «Изобретательская деятельность как фактор инновационного развития региона»

Социологические науки

УДК 316.422

Бабелло Анатолий Викторович Anatoly Babello

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

INVENTIVE ACTIVITY AS A FACTOR OF REGION'S INNOVATIVE DEVELOPMENT

Рассматривается актуальность совершенствования изобретательской деятельности как фактора инновационного развития региона. Излагаются основные проблемы реализации инновационных процессов в современных условиях, среди которых особое внимание уделяется региональной изобретательской деятельности. Проведен краткий анализ изобретательской работы в регионе. Показана особая роль региональных вузов в развитии инновационных процессов. Приведена оценка изобретательской активности на основе рассмотрения сформировавшихся секторов патентного рынка. Перечислены основные причины низкой ликвидности продуктов изобретательской деятельности. На современном этапе показаны роль и место общественных организаций — ассоциаций изобретателей. Определен подход к разрешению проблемы понимания мотивов по материализации новых знаний в инновационные технологии и продукты. Предлагается создание в регионе структуры, являющейся организационной формой интеграции и координации деятельности специалистов в сфере инновационных разработок с целью скорейшего их внедрения в реальный сектор экономики

Ключевые слова: изобретательская деятельность, инновационные процессы, Забайкальский край, регион, защита интеллектуальной собственности, сектора рынка интеллектуальной собственности, патент, структура инновационного развития

The urgency of innovative activity perfection as a factor of region's development is discussed in the article. The basic problems of innovative processes in modern conditions, with special attention paid to regional inventive activity are presented. The brief analysis of inventive work in the region is made. A special role of regional universities in the development of innovative processes is shown. An assessment of inventive activity based on the formed patent market sectors' consideration is given. The main reasons for the low liquidity of the inventive activity products are mentioned. The modern role and place of civil society organizations -associations of inventors are shown. An approach to solving the problem of motives understanding for the materialization of new knowledge into innovative technologies and products is defined. The author proposes to create a regional structure, which is the organizational form of integration and coordination of professionals in the field of innovation with a view to their early implementation into the real economy

Key words: innovative activity, innovative processes, Transbaikalie, region, protection of intellectual property, sectors of intellectual property market, patent, structure of innovative development

Набирающие оборот процессы глобализации ставят Россию перед выбором: либо путем большого напряжения интеллектуального потенциала нации суметь занять достойное место в формирующемся едином пространстве глобального мира, либо превратиться в сырьевой придаток развитых стран Запада и Востока. Наш исчезающий на глазах шанс вскочить в последний вагон локомотива инноваций связан с тем, сумеет ли Россия в короткие сроки совершить рывок от сырьевой экономики к высокотехнологичной экономике, от эксплуатации природных ресурсов и научно-технических достижений прошлого к инновационному развитию, основанному на эффективном использовании результатов изобретательского труда. В связи с этим необходимость разработки проекта Стратегии (далее — Проект) инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., охватывающей все стороны жизни государства, и определяющей основные векторы и механизмы развития, не вызывает сомнения [1].

В условиях мировой конкуренции для социально-экономического развития России особое значение приобретает изобретательская деятельность как основной источник роста экономики и повышения ее конкурентоспособности. Все более актуальным становится решение задачи перехода экономики страны на инновационный путь развития и формирования экономики, основанной на знаниях. В свою очередь, каркас национальной инновационной системы должен формироваться на основе региональных инновационных систем, эффективность функционирования которых определяется процессами, протекающими в сфере науки и инноваций на региональном уровне [2].

Основным результатом интеллектуальной деятельности являются изобретения и открытия. Когда появившиеся изобретения находят практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ведут к созданию нового продукта или новой технологии. Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, пре-

вратилась в нововведение. Таким образом, новация (лат. поуаИоп — «изменение») представляет собой какое-либо новшество, которого не было раньше.

Соответственно, инновацию можно представить как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организационного производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приема анализа и т.д.

Известно, что научно-техническое творчество и изобретательская деятельность — это основа инновационной деятельности. Индикатором состояния научно-технического творчества является количество полученных патентов.

Следует отметить, что патентная защита инноваций является крайне важной задачей. Патентные стратегии, разрабатываемые и реализуемые в настоящее время компаниями — мировыми лидерами — превращают неосязаемые интеллектуальные активы в эффективный инструмент решения достаточно широкого круга финансово-экономических задач. Это позволяет им получать конкурентные преимущества и вполне осязаемые положительные финансовые результаты.

Кроме патентов, есть еще и ноу-хау. На них тоже можно заявлять права, причем закрепление прав на ноу-хау проще и дешевле, чем патентование. В мире больше половины всех продаж в сфере интеллектуальной собственности приходится вовсе не на патенты, а именно на ноу-хау. В продаваемых технологиях это как бы скрытая часть, без которой патенты не работают. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера ( производственные, технические, экономические, организационные и другие) , в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у треть-

их лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем введен режим коммерческой тайны.

Проблема инновационного развития страны становится более актуальной в связи со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию. Несвоевременное решение этой проблемы может обернуться для России не только многомиллиардными убытками, но и установлением иностранного контроля над важнейшими предприятиями страны. В связи с этим вызывает озабоченность инновационная деятельность и конкурентоспособность российских товаропроизводителей [3].

Следует ожидать ужесточение реакции внешней среды на развитие инновационных процессов в нашей стране. Необходимо признать, что иностранные компании, как правило, не заинтересованы в содействии технологическому развитию России. Патент, рассматриваемый как результат изобретательской деятельности и как документ, фиксирующий право на интеллектуальную собственность, становится все более важным средством определения победителей и побежденных в конкурентной борьбе. Все участники инновационного процесса понимают: чтобы ввести интеллектуальную собственность в легальный оборот, надо иметь патент — право на интеллектуальную собственность.

Игнорирование или недостаточное внимание к обеспечению патентной безопасности приводит к тому, что часто иностранные фирмы «столбят» в России рынок будущих высоких технологий, отводя нам роль поставщиков сырья. Все это является результатом потери контроля над патентно-лицензионной политикой.

Пользуясь отсутствием должных мер по охране интеллектуальной собственности с российской стороны, заметно активизировались процессы патентования зарубежными представителями отечественных разработок. Особенно это относится к авиационной и ракетно-космическим отраслям. Цель патентования зарубежными представителями отечественных разработок заключается в блокировании наиболее

перспективных направлений развития авиационной техники в России патентами на отечественные изобретения, оформленными на иностранных физических лиц.

Как показывает практика, интересы зарубежных компаний направлены на воспрепятствование с помощью дискриминационных мер экспорту высокотехнологичной продукции и высоких технологий на западные рынки и рынки третьих стран [4,

5, 6].

Переходя от краткого анализа ситуации с инновационной деятельностью к проблемам региона следует напомнить, что еще в июне 2007 г. Читинской областной Думой принят Закон Читинской области «Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности Читинской области (2007-2010)». Цель программы

— создание условий для перехода экономики Читинской области на инновационный путь развития. Для контроля выполнения программных мероприятий был определен ряд целевых индикаторов и показателей, характеризующих прямой эффект от ее реализации. Среди этих показателей присутствовал и такой, который характеризовал развитие научно-технического творчества

— количество получаемых патентов. Традиционно больше всего патентов получают в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ), на втором месте — Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА).

Анализ отраслей знаний, по которым поданы заявки, показывает, что изобретательская деятельность осуществляется в достаточно широком диапазоне, однако ее объем ограничен.

Изобретательская работа ведется наиболее активно там, где есть своя патентная служба (ЗабГУ, ЧГМА). В связи с этим можно предположить, что имеется большое количество научно-технических идей, по которым вообще отсутствуют права на интеллектуальную собственность или же они безвозвратно утеряны. Таким образом, забайкальские вузы, являясь основой системы получения и управления знаниями, имеют дело с самым ценным из всех акти-

вов — человеческим капиталом. Рациональное использование этого капитала в изобретательской деятельности является залогом успеха реализации инновационных процессов в регионе [7, 8, 9, 10].

Исходя из изложенного, исследование путей совершенствования и интеграции региональной изобретательской деятельности в неразрывной связи с инновационными процессами Забайкальского края в целях ускорения его социально-экономического развития, является актуальной необходимостью. Особую роль приобретает определение места и позиции каждого регионального вуза в инновационных процессах Забайкальского края.

Необходимо заметить, что осуществляя курс на инновационное развитие экономики региона, важно исходить из того, что именно изобретательская деятельность, создающая те результаты, которые получают затем практическую реализацию, является важнейшим участником инновационных процессов. Поэтому интересы этой деятельности требуют здесь первоочередного внимания. При этом науку как участника инновационных процессов следует рассматривать в единстве ее фундаментальной и прикладной составляющих. Это означает, что государственную и региональную политику по стимулированию инновационной деятельности надо выстраивать таким образом, чтобы плодами участия прикладной науки в инновациях в должной мере могла бы воспользоваться и фундаментальная наука. Эффективное участие прикладной науки в инновационных процессах должно стать фактором сохранения и развития материально-технической базы, кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фундаментальной науки. В противном случае ( без надлежащего учета интересов фундаментальной науки) будут утрачены стратегические перспективы инновационного развития не только отдельных регионов, но и страны. Необходимо отличать и то, что до сих пор в общественном сознании бытует мнение о том, что у России накоплен такой запас не внедренных в производство результатов интеллектуальной деятельнос-

ти, освоение которого и является в настоящее время главной задачей. Современное инновационное развитие — это процесс постоянного освоения нового знания. Чтобы получить такое знание, нужно иметь фундаментальную науку, обладающую должной мерой свободы от диктата рынка. Ведь фундаментальная наука — это свободный творческий поиск нового знания, не ограниченный рамками утилитарного подхода. Как отмечено в рекомендациях ЮНЕСКО, под фундаментальной наукой следует понимать «экспериментальные или творческие исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний».

Положение дел с фундаментальной наукой в нашем регионе неудовлетворительно. Это обстоятельство является одной из причин того, что состояние и темпы развития инновационной активности в нашем регионе вызывают серьезную озабоченность.

На основе регионального мониторинга изобретательской активности и количества переданных или приобретенных лицензий на изобретения можно сделать вывод о том, что ситуация в этой области пока не может считаться стабильной или улучшающейся.

Одной из основных причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, является отсутствие рынка интеллектуальной собственности в нашем регионе. При описании состояния патентного рынка РФ традиционно указывается либо на его полное отсутствие, либо на его неразвитость. Важность этой проблемы довольно широко оговорена в печати.

Известно, что для реализации инновационной стратегии нужен рынок интеллектуальной собственности, где был бы обеспечен баланс интересов каждого участника. В свою очередь, для его появления нужна мотивация всех участников создания новой техники и технологий: самого автора, института или предприятия, и инвестора, который профинансировал бы это исследование. В основе должна лежать система работы с конечным результатом изобретательской деятельности — интеллектуальной

собственностью, где четко прописаны правила игры. Они должны быть составлены так, чтобы у каждого участника был свой интерес.

Для понимания реальной ситуации на патентном рынке региона и принятия соответствующих управленческих решений следует учесть, что на данный момент рынок состоит из нескольких секторов. Выделим основные:

1) сектор скрытого использования. Под скрытым использованием будем понимать совершенствование техники по заказу предпринимателей, не завершающееся защитой интеллектуальной собственности и формальной передачей прав. Сюда можно отнести усовершенствования технологий и товаров, проводимые внутри предприятий, а также заказные работы, проводимые изобретателями в связи с освоением предпринимателями новых товаров;

2) сектор внутреннего использования — выполнение работ в рамках предприятий или в режиме личной инициативы, завершающееся получением патентов, но не их продажей или передачей;

3) сектор реальных продаж. Передача прав на изобретения осуществляется легально. Это является наиболее явной формой проявления заинтересованности рынка в новых разработках. Полная или частичная передача юридических прав — организационная форма, позволяющая разработчикам и изобретателям продавать свой труд, овеществленный в виде изобретений и других объектов интеллектуальной собственности, иным юридическим лицам, становящимся патентообладателями, что является условием формирования рынка изобретений.

Анализ состояния дел в каждом из трех секторов в регионе показал следующее: наиболее востребованным оказался сектор внутреннего использования. Ситуация с сектором скрытого использования гораздо сложнее. Это связано, прежде всего, с отсутствием оценки патентоспособности технических средств и технологий, создаваемых в сотрудничестве с различными заказчиками. Что касается третьего сектора, то

он в настоящее время практически не востребован.

К числу причин, не способствующих развитию второго и третьего секторов, следует и отнести существующую практику поддержки патентов собственниками. Известно, что ежегодно владельцы патентов тратят на их поддержание значительные суммы. Чтобы иметь возможность совершать подобные платежи, юридические лица, предприятия, имеющие права на объекты интеллектуальной собственности, должны, предварительно назначив цену, поставить нематериальные активы на финансовый баланс. Даже если балансовая стоимость каждого из некоторой совокупности патентов определена минимальной величиной (то есть на уровне средних затрат на юридическое оформление прав, не включая сюда затраты на разработку самой идеи), то по этой совокупности патентов ежегодный налог на имущество предприятий может составить существенную сумму. Очевидно, что экономический или иной эффект от владения интеллектуальной собственностью, за которую ежегодно приходится платить такие налоги, должен превышать затраты, по крайней мере, в несколько раз.

Таким образом, владельцы патентов, решившие осуществлять их регулярную поддержку, сталкиваются с проблемой финансовых рисков, поскольку фактически отсутствует рынок сбыта изобретений. В связи с этим можно выделить несколько причин, напрямую влияющих на низкую ликвидность продуктов интеллектуальной собственности:

— недостаточная изученность потребностей региона в новых технических средствах, технологиях и товарах;

— малое количество изобретателей, предлагающих продукты, нужные рынку;

— отсутствие значительного количества потенциально заинтересованных покупателей (инвесторов);

— отсутствие мотивации, кроме собственных интересов изобретателя, в создании инновационного продукта;

— разобщенность изобретательского сообщества.

Существуют и другие нерешенные вопросы инновационного пути развития экономики региона. Наиболее важным из них является доведение изобретения до стадии коммерциализации. Известно, что создание и развитие наукоемких производств, возможности воспроизводства инноваций напрямую зависят от их успеха на рынке. По различным оценкам, 40...70 % всей продукции высокотехнологичных отраслей терпит крах на рынке, причем не из-за недостатков выпускаемой продукции, а из-за недостатков системы маркетинга. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров по инновациям и маркетингу. Их главная задача заключается в отборе и продвижении на рынок перспективных научно-технических разработок. В нашей стране на 10 ученых приходится один менеджер.

Как показывает зарубежная практика, большую помощь в решении задач оказывают ассоциации изобретателей. В настоящее время в мире насчитывается свыше 100 национальных ассоциаций, которые, в свою очередь, являются членами Международной федерации ассоциации изобретателей. В том числе Американская ассоциация изобретателей и производителей, действующая с 1891 г., Израильская ассоциация ученых, специалистов и изобретателей. В соседнем Китае практически во всех провинциях организованы ассоциации изобретателей. На Украине с начала 2007 г. появилась общественная организация «Ассоциация изобретателей и рационализаторов».

Особенно богатые традиции изобретательства накопились в Швеции. Шведская ассоциация изобретателей, существующая до сих пор, основана в 1886 г. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в этой стране на основе собственных изобретений ( например, шарикоподшипник) или усовершенствований заграничных изобретений ( телефонная связь) возникли промышленные компании, которые до сих пор являются ведущими в шведской экономике. Некоторые из них (например, «Эрикссон», «Вольво» или СКФ и др.) даже превратились в ТНК. Среди самых известных изобретателей и ученых

Альфред Нобель — изобретатель динамита, искусственного шелка, каучука, синтетических нитей и лаков.

В России осталась одна общественная структура, объединяющая изобретателей и рационализаторов — «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», где накоплен достаточно большой опыт организационной и методической работы.

В 2007 г. в Москве проведен IV съезд этого общества, а в 2008 г. принят новый устав. Следует отметить, что в отчетном докладе председателя Республиканского совета ВОИР Читинская область была отмечена как регион, где прекратило свою работу отделение общества. Это событие следует отнести к ряду причин, препятствующих инновационному развитию региона. К сказанному следует добавить все то, что связано с инновационной мотивацией — экономическим интересом автора участвовать в инновационных разработках. До сих пор в регионе не разработаны способы разрешения проблем обеспечения баланса между интересами заказчика, автора и исполнителя по итогам интеллектуальной деятельности. То есть самое привлекательное, оно же конфликтное — определение условий, размера и порядка выплаты вознаграждения и компенсации автору за создание и использование такого результата изобретательской деятельности. Другими словами, должно быть четкое понимание мотивов по материализации новых знаний в инновационные технологии и продукты. Для решения изложенной проблемы предлагаются следующие решения.

Для оперативного решения вопросов инновационного развития региона, привлечения инвестиций, организации новых высокотехнологичных производств предлагается создать в регионе структуру (условное название «Комиссия по инновационному развитию» — КИР).

КИР должна являться организационной формой интеграции и координации деятельности специалистов научных, образовательных, производственных и иных организаций в сфере инновационных разработок с целью незамедлительного их

внедрения в реальный сектор экономики. Для достижения цели КИР решает следующие задачи:

1) ревизия и анализ результатов изобретательской деятельности ( РИД) в регионе в сфере инновационных технологий, представляющих коммерческий интерес;

2) выявление потребностей региона (с учетом его особенностей) в конкретных инновационных разработках;

3) содействие эффективному использованию имеющегося научно-технического потенциала региона для решения задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований на основе создания наукоемкой продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

4) использование всех имеющихся аспектов инновационной мотивации для новаторов;

5) оказание консультаций и помощи разработчикам новых технологий в сфере интеллектуальной собственности при формировании нематериальных активов на всех этапах — от содействия в создании объектов интеллектуальной собственности, профессиональной оценки прав на них и включения их в гражданский оборот, управления объектами интеллектуальной собственности и правами на них до оказания содействия в правовой защите при нарушении прав и законных интересов правообладателей;

6) расширение международного технического сотрудничества с научно-образовательными учреждениями и фирмами зарубежных стран и в первую очередь с КНР с целью вхождения на рынок инновационных технологий и совместной разработки научно-технической продукции;

7) превращение РИД в коммерческий актив на основе реализации следующих процедур:

— маркетинг рынка новых технологий и идей в соответствующей области науки и техники;

— оценка правовой защищенности, новизны и инвестиционной привлекательности РИД.

Одним из главных преимуществ предлагаемого подхода к инновационному развитию региона — отсутствие каких-либо промежуточных структур между разработчиками «ноу-хау» и производством в регионе. Другим важным преимуществом заявленной структуры комиссии является наличие в ней квалифицированных специалистов, знающих не о реальных потребностях региона в инновационных разработках, а главное — имеющих патенты на изобретения.

В этой связи предлагается использовать кадровый состав, имеющийся в каждом регионе при крупных научно-образовательных центрах, патентных отделах, технопарках и отделениях ВОИР в роли экспертов.

Главным вопросом функционирования предлагаемой структуры является вопрос ее финансирования. Как было отмечено, анализ сложившейся ситуации показал, что рынок интеллектуальной собственности в России находится в зачаточном состоянии, а в ряде регионов и вообще отсутствует. Подавляющее большинство предпринимателей, частных фирм и структур не заинтересованы вкладывать деньги в новые разработки и технологии по причине неочевидной рентабельности таких финансовых вложений. В этой связи нужны новые, нетрадиционные подходы для развития наукоемкого производства и стимулирования изобретательской деятельности в регионе. Одним из таких подходов и является идея создания комиссий (КИР) на региональном уровне с наделением их всеми необходимыми полномочиями. Залогом успеха деятельности таких комиссий станет реализация хорошо известного лозунга «Кадры решают все».

Состав комиссий должен быть сформирован из высококвалифицированных специалистов, известных своими достижениями, обладающих достаточно широким кругозором в соответствующих областях знаний и не боящихся брать ответственность за принятие решений в области финансирования инноваций. Именно высокие деловые требования к кандидату КИР

помогут минимизировать экономические и технологические риски, неизбежно возникающие при финансировании инновационных разработок. Для частичного (полного) возврата средств, потраченных на рассматриваемые цели, юридически, за комиссией должно быть закреплено право взыскания определенного процента от суммы прибыли, полученной разработчиком при реализации проекта.

Необходимость государственного финансирования инновационных разработок именно на стадии опытного образца или технологии может быть подтверждена множеством примеров, когда изобретатель,

Литература_

1. Иванов В.В. Инновационная политика России: варианты и перспективы// Инновации. № 2.

2011. С. 38-45.

2. Леонтьева А.Н. Человеческий капитал в устойчивом развитии экономики региона// Проблемы современной экономики. № 3. 2012.

3. Мухамедшин И.С. Изобретательская деятельность в России // Патенты и лицензии. № 1.

2012.

4. Система патентования не стимулирует изобретательскую деятельность // Инновации и предпринимательство. № 35. 2010.

5. Скоблякова И.Е. Развитие изобретательской деятельности в России. Взаимодействие рынков интеллектуальной собственности и инноваций // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. № 5. 2010. C. 9-18.

6. Харитонов П.Т. О проблемах инновационного развития России / / Биржа интеллектуальной собственности. Т. VII. № 3. 2011.

7. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики и социологии. № 12. 2010.

8. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала [Электронный ресурс] URL: http://www. libertarium.ru/10624.

9. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал фактор развития или деградации? Воронеж: ЦИРЭ. 2010. С. 2.

10. Основы инновационной политики Российской Федерации на период до 2011 года // Инновации. № 5. 2010. С. 21-25.

имея патент на разработку и даже потенциального заказчика, встречает с его стороны недоверие и непонимание сути вопроса. Хотя такое поведение заказчика (пользователя РИД) вполне оправдано: все хотят держать в руках вещь, видеть технологию в действии и т.д. Поэтому, до тех пор пока не будет ликвидирован так называемый «провал» между изобретателем и предпринимателем, инновационные процессы в нашем регионе не получат должного развития. Я полагаю, что без государственной поддержки и финансирования разработки опытных образцов и технологий этот вопрос не разрешить.

_References

1. Ivanov V.V. Innovatsii (Innovation). no 2. 2011. P. 38-45.

2. Leontieva A.N. Problemy sovremennoy eko-nomiki. (Problems of modern economy). no 3. 2012.

3. Muhamedshin I.S. Patenty i lictsenzii. (Patents and licenses). no 1. 2012.

4. Innovatsii i predprinimatelstvo. (Innovation and entrepreneurship). no 35. 2010.

5. Skoblyakova I.E. Intellektualnaya sobstven-nost. Promyshlennaya sobstvennost. (Intellectual property. Industrial property). no 5. 2010. P. 9-18.

6. Haritonov P.T. Birzha intellektualnoy sob-stvennosti. (Exchange of intellectual property). Vol. VII. № 3. 2011.

7. Golichenko O. G. Voprosy ekonomiki i sotsi-ologii. (Issues of Economics and sociology). no 12. 2010.

8. Kapelyushnikov R.I. Teoriya chelovechesk-ogo kapitala [Theory of human's capital] Available at: http://www.libertarium.ru/10624.

9. Korchagin Yu.A. Rossiyskiy chelovecheskiy kapital faktor razvitiya ili degradatsii? [Is Russia human's capital a development or degradation factor?]. Voronezh: TsIRYe. 2010. P. 2.

10. Innovatsii (Innovation). no. 5. 2010. P. 2125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коротко об авторе _

Бабелло А.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ kolchugachita@maiI.ru

Научные интересы: социология, изобретательская деятельность, разработка подходов к развитию инноваций

_ Briefly about the author

А. Babello, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: sociology, innovative activity, development of approaches to innovations' development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.