Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ПРАВОВАЯ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ / ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ ЭКСПЕРТИЗЫ / РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьев Александр Рудольфович, Попов Владимир Викторович

В статье соорганизаторы конференции описывают особенности подготовки и проведения всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики», состоявшейся 27 мая 2022 года, а также «историю» этого научно-представительского мероприятия и динамику трансформации содержания резолюций конференций как концентрированное выражение итогов научной дискуссии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврентьев Александр Рудольфович, Попов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ANTI-CORRUPTION EXPERTISE IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

In the article the co-organizers of the conference describe the peculiarities of preparation and holding of the All-Russian scientific-practical conference “Legal and anticorruption expertise in the subjects of the Russian Federation: issues of theory and practice” held on May 27, 2022 as well as the “history” of this scientific representative event and the dynamics of transformation of the content of the conference resolutions as a concentrated expression of the results of scientific dis

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

Научная статья УДК 340.13

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-45-59

Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики

Лаврентьев Александр Рудольфович1'2 3, Попов Владимир Викторович4, Трусов Николай Александрович2'1

1Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, Нижний Новгород, Россия, rap_pf_gospravo@mail.ru

2Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, nikevor@yandex.ru

3Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

"Курский государственный университет, Курск, Россия, vpopov104@yandex.ru

Аннотация. В статье соорганизаторы конференции описывают особенности подготовки и проведения всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики», состоявшейся 27 мая 2022 года, а также «историю» этого научно-представительского мероприятия и динамику трансформации содержания резолюций конференций как концентрированное выражение итогов научной дискуссии.

Ключевые слова: организация конференции, правовая экспертиза, антикоррупционная экспертиза, правовые последствия, противодействие коррупции, независимые эксперты, заключение по итогам экспертизы, резолюция конференции

Для цитирования: Лаврентьев А. Р., Попов В. В., Трусов Н. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 3 (59). С. 45—59. https://doi. org/10.36511/2078-5356-2022-3-45-59.

Original article

Legal and anti-corruption expertise in the subject of the Russian Federation: issues of theory and practice

Aleksander R. Lavrentiev1'2 3, Vladimir V. Popov4, Nikolay A. Trusov2'1

1Privolgzkiy branch of Russian State University of Justice, Nizhny Novgorod, Russian Federation, rap_pf_gospravo@mail.ru

2Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation, nikevor@yandex.ru

3Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russian Federation

4Kursk State University, Kursk, Russian Federation, vpopov104@yandex.ru

Abstract. In the article the co-organizers of the conference describe the peculiarities of preparation and holding of the All-Russian scientific-practical conference "Legal and anticorruption expertise in the subjects of the Russian Federation: issues of theory and practice" held on May 27, 2022 as well as the "history" of this scientific representative event and the dynamics of transformation of the content of the conference resolutions as a concentrated expression of the results of scientific discussion.

Keywords: organization of the conference, legal expertise, anticorruption expertise, legal consequences, anti-corruption, independent experts, conclusion of the expertise, conference resolution

© Лаврентьев А. Р., Попов В. В., Трусов Н. А., 2022

For citation: Lavrentiev A. R., Popov V. V., Trusov N. A. Legal and anti-corruption expertise in the subject of the Russian Federation: issues of theory and practice. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 3 (59), pp. 45—59. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-45-59.

27 мая 2022 года состоялась очередная VI Всероссийская научно-практическая конференция «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (далее — Конференция). В работе Конференции приняли участие почти 100 человек (на Пленарном заседании заявлено 46 докладов, а в рамках Трибуны молодых ученых — 36 научных сообщений), в том числе 7 докторов и 24 кандидата наук (по 4 направлениям: юриспруденция, история, социология, политология), представивших 20 вузов и филиалов, 14 субъектов Российской Федерации (города: Белгород, Волгоград, Вологда, Воронеж, Дзержинск, Краснодар, Курск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Уфа, Челябинск, Южно-Сахалинск). Помимо профессорско-преподавательского состава и обучающихся, в работе принимали участие представители органов публичной власти, правоохранительных органов (15 участников) и представители институтов гражданского общества, в том числе 5 независимых экспертов, уполномоченных (аккредитованных Минюстом России [1]) на проведение антикоррупционной экспертизы.

Организаторы определили цель Конференции: обобщить результаты научных исследований и практики осуществления правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в субъектах Российской Федерации. Для достижения цели Конференции участникам была предложена серия основных вопросов:

— «формирование механизма противодействия коррупции в современной России;

— тенденции совершенствования отдельных мер противодействия коррупции на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации;

— антикоррупционный мониторинг: состояние, проблемы, поиски, решения;

— становление и развитие института правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

— состояние законодательной (юридической) техники в современном законодательстве;

— нарушение правил законодательной техники как природа коррупциогенных факторов;

— особенности антикоррупционной экспертизы подзаконных нормативных правовых актов и их проектов;

— направления, формы и методы взаимодействия независимых экспертов с органами публичной власти и институтами гражданского общества;

— формы организации проведения антикоррупционных экспертиз;

— проблемы методологии и методики выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах;

— потенциал институтов гражданского общества в сфере проведения правовой и антикоррупционной экспертизы и противодействия коррупции;

— антикоррупционное просвещение в образовательной среде;

— транспарентность, достоверность и актуальность правовой информации, размещенной на официальных сайтах органов публичной власти;

— критерии оценки эффективности функционирования института независимой антикоррупционной экспертизы» [2, с. 86—87].

Идея организации научно-практической дискуссии, вынесенная в название Конференции, как выяснилось, зародилась одновременно и на начальном этапе — параллельно, в нескольких научных коллективах.

Во-первых, на базе кафедры теории и истории государства и права ФГБОУВО «Курский государственный университет» (далее — КГУ), в соответствии с Положением, утвержденным ученым советом КГУ (протокол от 25 декабря 2017 г. № 6) функционирует Центр правовой экспертизы [3] (далее — Центр КГУ). В структуру Центра КГУ на постоянной основе входят сотрудники кафедры теории и истории государства и права КГУ, три из которых имеют аккредитацию Минюста России и уполномочены на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Центр КГУ призван аккумулировать исследования по нескольким векторам:

— обеспечение эффективной научно-исследовательской работы КГУ;

— проведение на надлежащем уровне независимой и объективной комплексной научно-практической правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов правового характера;

— внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и юридическую практику;

— совершенствование учебного процесса путем применения инновационных и интерактивных форм обучения.

Центр КГУ выступает «точкой кипения» при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, иных документов правового характера, при разработке проектов нормативных актов, привлекая к научно-исследовательской деятельности, с одной стороны — преподавателей, с другой — студентов КГУ, с третьей — сотрудников правотворческих органов и, с четвертой — органов, осуществляющих контроль за качеством нормативных правовых актов (прежде всего, Прокуратуры Курской области и Управления Минюста России по Курской области).

Сотрудниками Центра КГУ — независимыми экспертами ежегодно проводится до 20 антикоррупционных экспертиз, тексты отдельных экспертных заключений размещены на официальном сайте Центра. В практике Центра КГУ есть как инициативные заключения, так и заключения, подготовленные по обращениям (запросам) Прокуратуры Курской области и иных субъектов нормотворчества.

Центр КГУ решает и иные специализированные задачи, включая: разработку и реализацию научно-исследовательских программ и проектов; проведение научных консультаций по вопросам правотворческой деятельности, юридической техники [4; 5], а также консультирование по другим направлениям научно-исследовательского характера, связанным с правовой оценкой правовых актов [6]; участие в процессе обучения сотрудников и работников органов публичного управления [7; 8]; участие в разработке и реализации факультативных учебных дисциплин (курсов), связанных с вопросами совершенствования юридической техники, правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов правового характера [9]; участие в организации и проведении конкурсов и конференций по вопросам деятельности Центра КГУ.

Отдельное направление Центра КГУ — издание научных трудов, отражающих результаты его деятельности:

— с 2017 года в Сборник научных работ кафедры теории и истории государства и права КГУ «История, теория, практика российского права» [10] (издается с 2005 года), включен подраздел по проблематике Конференции [11—13],

включая резолюции [14] и обзоры Конференции [15]. Благодаря творческой коллаборации палитра статей вышла далеко за пределы Курской области и география публикаций [16—18] теперь охватывает все федеральные округа;

— студенческие научные работы публикуются в отдельном научном издании кафедры теории и истории государства и права КГУ «Glossa: Вестник студенческой науки» (издается с 2017 года) введена постоянная рубрика «Правовая экспертиза: теория и практика», в данной рубрике уже опубликовано более 30 научных статей обучающихся.

Во-вторых, на кафедре государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (далее — ПФ РГУП) тема правовой [19] и антикоррупционной [20] экспертизы, в том числе теории [21] и практики [22; 23] института независимой антикоррупционной экспертизы, и иных видов экспертизы [24; 25] нормативного материала отнесена к приоритетным с 2009 года, равно как и тесно взаимосвязанные с ней вопросы общественного обсуждения проектов нормативных актов [26], мониторинга правоприменения [27; 28], доктринальной оценки [29—31] качества актуальных законопроектов.

В-третьих, на кафедре конституционного и международного права ФГКОУВО «Нижегородская академия МВД России» (далее — НА МВД России), которая с 2015 года ежегодно организовывала региональный «круглый стол» по антикоррупционному мониторингу [32]. Организация данных научно-практических мероприятий осуществлялась в рамках Соглашения о сотрудничестве между НА МВД России и Законодательным Собранием Нижегородской области от 18 декабря 2013 года в целях реализации Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» [33], что предопределило ежегодный прирост их участников. В заседании «круглых столов» принимали участие профессорско-преподавательский состав шести—одиннадцати образовательных организаций, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Нижегородской области, Прокуратуры Нижегородской области и Избирательной комиссии Нижегородской области, а также члены Общественного совета [34] и научно-консультативного совета [35] при Законодательном Собрании Нижегородской области. Закономерно, что произошло пересечение научных интересов с иными субъектами исследовательской

деятельности и объединение научных усилий стало объективно необходимым.

В-четвертых, в ФГБОУВО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» (далее — НГЛУ) в 2021 году был создан Научно-образовательный центр экспертного обеспечения публичного управления, одной из задач которого является лингвистическая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Опыт прикладных исследований по проблематике правовой и антикоррупционной экспертизы в НГЛУ в сравнении с научными коллективами КГУ, ПФ РГУП и НА МВД России, безусловно, незначителен и обусловлен организацией и проведением региональных конференций по проблематике противодействия коррупции по государственным контрактам с Отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Нижегородской области в 2020 [36] и 2021 [37; 38] годах, однако современное руководство вуза намерено диверсифицировать направления научных исследований, традиционно связанных с проблематикой лингвистики и педагогики — тема правовой, антикоррупционной экспертизы нормативного материала в этом плане благодатна, поскольку непосредственно отвечает уставным задачам НГЛУ.

Конференция 2022 года, таким образом, стала творческим развитием научного сотрудничества нескольких научных коллективов: Центра КГУ и кафедры государственно-правовых дисциплин ПФ РГУП [15] (с 2020 года), а с 2021 года соорганиза-торами Конференции стали Научно-образовательный центр экспертного обеспечения публичного управления НГЛУ и кафедра конституционного и международного права НА МВД России.

Представляется небезынтересным, что, если в 2020 году статус Конференции изменился с регионального до «всероссийского» уровня,то в 2021 году статус конференции «вырос» до «всероссийской с международным участием» [2] — опытом организации антикоррупционной экспертизы нормативного материала поделились коллеги из Караганды (Республика Казахстан) и Могилева (Республика Беларусь). С научной точки зрения, безусловно, выступления О. А. Ладыгиной (старший преподаватель кафедры общеюридических дисциплин Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова) на тему «Антикоррупционная экспертиза: история и современное состояние в Республике Казахстан» и А. В. Лубенкова (заместитель начальника кафедры административной деятельности Могилевского института

МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент) на тему «Проблемы реализации антикоррупционного законодательства в Республике Беларусь» оказались небезынтересны в плане сравнительного правоведения, однако, учитывая существенные различия в построении законодательства, устройстве публичной власти, правотворческих технологиях, которые в концентрированном виде отражены в проведении правовой и антикоррупционной экспертизы, прикладное значение опыта стран постсоветского пространства организаторы Конференции сочли минимальным и отказались в 2022 году от приглашения иностранцев.

Оригинальный сюжет — в рамках подготовки к Конференции в 2020 году был проведен эксперимент: приглашение к участию в Конференции было направлено каждому из 220 независимых экспертов — физических лиц, которые прошли процедуру аккредитации Минюста два и более раза (из более 2 тыс., включенных в Государственный реестр [39]). На приглашение откликнулись 25 независимых экспертов. В 2021 году приглашение было отправлено по всем (чуть более 3 тыс.) электронным адресам, указанным в Государственном реестре, почти 500 юридическим лицам [40] и более 2,5 тыс. физическим лицам [41]. На приглашение откликнулось около 50 независимых экспертов. В 2022 году эксперимент с рассылкой приглашений не проводился и на Конференцию заявилось всего 5 независимых экспертов, 2 из которых — соорганизаторы Конференции.

Еще один лейтмотив Конференции — резолюции по итогам Конференции. Инициатива оформления итогов дискуссии в форме резолюции была выдвинута в 2020 году А. Р. Лаврентьевым и поддержана участниками Конференции. Тогда проект резолюции был сформирован В. В. Поповым, дополнен инициатором идеи и согласован со всеми участниками Конференции (деятельное участие приняли Т. Г. Голубева, О. А. Кожевников, А. Н. Кробкин, Н. Н. Крылова, Н. Н. Мосорова), а итоговый текст Резолюции направлен не только всем принявшим участие в дискуссии, но и в органы власти, непосредственно связанные с организацией правовой и антикоррупционной экспертизы регионального законодательства. Широкий спектр первоначально включенных В. В. Поповым в текст резолюции из 11 предложений был существенно отредактирован и переструктурирован по содержанию. Проект резолюции, обсужденный с участниками конференции, включал 13 позиций. В итоговый вариант резолюции Всероссийской

научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» вошло 18 тезисов [42] (см. табл.).

Резолюция Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза регионального законодательства: доктрина, техника, практика» (Курск — Нижний Новгород, 27 мая 2021 г.) [38, С. 246—251] оказалась в части предложений «до степени смешения» схожа с резолюцией предшествовавшей Конференции (см. табл.). В то же время участники Конференции указали «на позитивные тенденции в развитии института правовой и антикоррупционной экспертизы:

— институт независимой правовой и антикоррупционной экспертизы функционирует в большинстве субъектов Российской Федерации, внедряется в регуляторную среду в зарубежных государствах (Белоруссия, Казахстан, Киргизия);

— ведомственная антикоррупционная экспертиза, как правило, неэффективна, носит формальный характер, поэтому привлечение на этапе разработки проектов нормативных правовых актов независимых экспертов позволяет обеспечить непредвзятость и объективность в подзаконном правотворчестве;

— существует и укрепляется творческое сотрудничество независимых экспертов по «горизонтали» и по «вертикали» — с органами публичного управления;

— совершенствуются формы (по запросам органов прокуратуры, разработчиков проектов нормативных правовых актов) и методы проведения антикоррупционной экспертизы;

— реализация потенциала института правовой и антикоррупционной экспертизы напрямую зависит от активности, инициативы, профессиональной подготовки, умения применять на практике предоставленные действующим законодательством возможности участия институтов гражданского общества в публичном управлении на всех уровнях: федеральном, региональном и местном» [38, с. 247—248].

Участниками Конференции были озвучены проблемы института правовой и антикоррупционной экспертизы, часть из которых предложено разрешить в ходе дискуссии. Так, например, выявлено:

— «одной из фундаментальных причин коррупции является мировоззренческий кризис в российском обществе, истоки которого имеют не только конституционную основу, но также

тесно связаны и с системой образования, которая является исключительно важным каналом идеологического влияния;

— объективными обстоятельствами, негативно влияющими на качество нормативного материала выступает отсутствие единых общих правил юридической техники в структурировании нормативных актов, использовании юридических терминов и их дефиниций, иных отправных норм: принципов, презумпций и др.;

— нормативное ограничение предмета антикоррупционной экспертизы не позволяет обеспечить принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в частности локальных (корпоративных) актов организаций. Это чувствительно в случае участия организаций в сферах закупок, благотворительной и спонсорской деятельности и др.;

— коррупциогенные факторы свойственны ненормативным и иным видам юридических документов (в т. ч. целевые программы, национальные проекты и пр.) и других источников права;

— дефектные нормативные акты более высокого уровня обусловливают механическое их воспроизведение («перенесение») в подзаконных актах, региональных и муниципальных нормативных правовых актах;

— усложнение законодательства (в особенности подзаконных актов, административных регламентов очередной генерации) и правоприменения предопределяет необходимость привлечения к экспертной деятельности специалистов, имеющих богатый опыт и специальные знания в соответствующей сфере правового регулирования;

— наличие завышенного (не предусмотренного Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [43] и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [44]) требования о сроке аккредитации независимых экспертов в 5 лет привело к ситуации, когда большинство из включенных в Государственный реестр экспертов статус утратили, в нескольких субъектах Российской Федерации сегодня нет ни одного аккредитованного независимого эксперта. Важно, что «продлевает» аккредитацию менее 10 % экспертов;

— заключения по результатам антикоррупционной экспертизы не всегда соответствуют принципу обоснованности, объективности и проверяемости;

— имеют место ситуации, когда независимые эксперты проводят антикоррупционную экспертизу «по заказу», лоббируя интересы заказчика, что выступает формой злоупотребления правом. При этом вопросы конфликта интересов, ответственности в статусе независимых экспертов не урегулированы;

— отсутствует система профессиональной подготовки (включая дополнительное образование) независимых экспертов;

— недостаточная транспарентность портала regulation.gov.ru и аналогичных по целевому назначению региональных платформ снижают потенциал независимой правовой и антикоррупционной экспертизы, включая оценку активности независимых экспертов, обеспечения доступа к экспертным заключениям и ответам на них, распространения опыта эффективных экспертных решений, сравнения экспертных заключений;

— низкий уровень активности независимых экспертов обусловлен зачастую невниманием (формальным отношением) к их позиции,

официально выраженной в заключениях, со стороны органов публичного управления, в том числе факультативное значение заключений, не включение независимой антикоррупционной экспертизы в регламентные нормы законо- и правотворческого процессов» [2, с. 88—90].

Резолюция по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Курск — Нижний Новгород, 27 мая 2022 г.) [45] оказалась наименее оригинальной (см. прилагаемую таблицу) и подтверждает вывод, вынесенный авторами настоящей статьи в заголовок обзорной статьи по итогам Конференции 2021 года — «Новый «виток» обсуждения теории и практики института независимой экспертизы, а проблемы прежние» [2], правовые последствия даже самых очевидных и бесспорных предложений слабо заметны. Однако авторы статьи и соорганизаторы Конференции уверены: это не повод сворачивать научную дискуссию!

Таблица

Трансформация предложений в резолюциях Всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Курск — Нижний Новгород, 28 мая 2020 г.), Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза регионального законодательства: доктрина, техника, практика» (Курск — Нижний Новгород, 27 мая 2021 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Курск — Нижний Новгород, 27 мая 2022 г.)

№ п/п Предложения в резолюции Конференции

2020 года [42] 2021 года [38, с. 246—251] 2022 года [45]

1. Отметить положительный опыт творческого межрегионального и полидисциплинарного сотрудничества учреждений высшего образования, органов публичного управления и институтов гражданского общества в организации и осуществлении правовой и антикоррупционной экспертизы.

2. Необходимо согласовать процедуры законотворчества на федеральном и региональном уровне и муниципального нормотворчества, а также общие юридико-технические правила и вопросы организации и проведения правовой, антикоррупционной, общественной [46—47] и иных видов экспертизы нормативного материала, включая оценку регулирующего воздействия [48], оценку фактического воздействия [49] и мониторинг правоприменения [50—51]

3. Одобрить практику принятия субъектами Российской Федерации законов, регламентирующих вопросы правотворчества и формирования системы нормативных правовых актов Поддержать идею разработки проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах и основах правотворчества в Российской Федерации» на основе накопленного субъектами Российской Федерации опыта законодательного регулирования вопросы правотворчества и формирования системы нормативных правовых актов

4. Поддержать инициативный проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [52]

Продолжение таблицы

5. Рекомендовать разработку модельных проектов нормативных правовых актов как средство унификации и гармонизации норматива подзаконного нормативного массива

6. Дополнить Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [53] требованием об обязанности государственных органов и органов местного самоуправления размещать на официальных сайтах исключительно актуальные версии нормативных правовых актов и других официальных документов

7. Нормативно урегулировать вопросы организации взаимодействия всех субъектов процесса правовой и антикоррупционной экспертизы

в том числе путем дополнения Федерального закона «О прокуратуре Российский Федерации» [54]

задействовать потенциал современных цифровых технологий, например, как при создании ГИС «Посейдон» [55]

8. Усовершенствовать статус независимых экспертов — физических лиц, в том числе:

отменить срок аккредитации

предусмотреть четкие критерии лишения аккредитации

закрепить правовые гарантии и стимулы независимым экспертам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устранить завышенные требования к экспертным заключениям по результатам независимой антикоррупционной экспертизы по отношению к обращениям граждан, направляемым в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [56] дополнить требованием об опыте участия в экспертной деятельности и (или) специальных знаний в соответствующей сфере правового регулирования

дополнить основания ответственности эксперта за качество проводимой экспертизы, в том числе за «заказные» экспертизы

продумать дополнительные критерии аккредитации

9. Отказаться от института независимых экспертов — юридических лиц

10. Привлекать независимых экспертов в деятельность государственно-общественных и общественно- государственных формирований

11. Содействовать вовлечению граждан, институтов гражданского общества в публичное управление как способа повышения доверия населения к власти в предусмотренных законодательством формах, в том числе антикоррупционного просвещения населения, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов и иных официальных документов, общественного контроля, обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов публичного управления

12. Шире использовать значительный экспертный потенциал образовательных организаций

сд

о с

гч о

ГЧ

¡0 и 3

о;

£

"(6 Е .2

О &

,5

ф

О

£ ф тз

о ^

ТЗ

£2

о £

о

г

с -с

N

Е

3

о ф

о

ас

с

(С ф

о

с ф

ЕЗ (О

"(5

¡л ф

Продолжение таблицы

сд

о с

ГЧ ГЧ

о

ГЧ

55 и 3

о;

"(6 Е .2

о £

,5

ф л:

О

£ ф тз

(С о

13

е

о £

о

г

с -с

N

Е

3

о ф

о о

¿с

13

с

(С ф

о

с ф

сЗ (О

"(5

сд ф

13. Рекомендовать регулярно проводить региональные, межрегиональные и всероссийские конференции, семинары, круглые столы и иные формы коммуникации по вопросам правовой и антикоррупционной экспертизы

14. Создавать региональные и межрегиональные общественные формирования независимых экспертов (в перспективе Всероссийскую общественную организацию)

15. Инициировать вопрос о распространении механизма саморегулирования в отношении института независимой антикоррупционной экспертизы

16. Обратиться к Минюсту России с ходатайством о создании единого портала, посвященного независимой антикоррупционной экспертизе, который будет содержать актуальные сведения о независимых экспертах, о результатах их деятельности, включая экспертные заключения и мотивированные ответы на них

17. Обеспечить своевременное и полное опубликование проектов нормативных правовых актов на специализированных порталах правовой информации, доступ к сопроводительной документации, а также экспертную дискуссию

18. Пропагандировать всеми законными способами результаты деятельности независимых экспертов и института независимой правовой и антикоррупционной экспертизы, в том числе опубликовать материалы конференции

19. Считать приоритетными направлениями научных исследований [57] изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации и проведения правовых и антикоррупционных экспертиз

20. Рекомендовать ввести в учебные планы юридических вузов специализированные учебные дисциплины по вопросам законодательной техники, правотворчества, теории и практики проведения правовой и антикоррупционной экспертизы

21. Инициировать разработку программы дополнительного профессионального образования независимых экспертов, получивших аккредитацию впервые. Ввести регулярное обучение по программам дополнительного профессионального образования лиц, привлекаемых к разработке проектов нормативных правовых актов

22. Дополнить содержание антикоррупционной экспертизы разделом, связанным с выявленными нарушениями правил законодательной техники, юридической логики и другими ошибками

23. Доработать Методику антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, наполнив ее реальными рекомендациями, направленными на выявление коррупциогенных факторов с целью устранения коррупционных рисков

24. Расширить предмет антикоррупционной экспертизы иными видами юридических документов, которые содержат нормативные предписания(национальные проекты, целевые программы, локальные акты, ненормативные акты, обладающие нормативными свойствами) и источников права (нормативные договоры, правовые прецеденты и обычаи), а также отдельные виды правоприменительных актов (акты списания материальных ценностей, договоры в сфере закупок и т. п.)

Продолжение таблицы

25. Распространить практику организации на региональном уровне (Саратовская область, Республики Татарстан и Башкирия) конкурсов на лучшие результаты антикоррупционной экспертизы среди независимых экспертов

26. Провести «сплошной» антикоррупционный мониторинг законодательства в целях исключения коррупциогенных факторов из актов, принятых до введения института антикоррупционной экспертизы

27. Признать контрпродуктивным принятие проекта Федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях» [58] как документа, вводящего крайне неопределенные требования в отношении действующих нормативных правовых актов и предполагающего создание значительного массива документов, обладающих нормативными свойствами»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: приказ Минюста России от 29 марта 2019 года № 57. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2022).

2. Лаврентьев А. Р., Попов В. В., Трусов Н. А. Новый «виток» обсуждения теории и практики института независимой экспертизы, а проблемы прежние // Организация противодействия коррупции на региональном уровне: опыт, состояние, перспективы: сборник материалов второй научно-практической конференции (Н. Новгород, 25 ноября 2021 года) / отв. ред. Р. М. Шамилов. Н. Новгород: НГЛУ 2021. С. 86—92.

3. URL: https://expert.kursksu.ru/ (дата обращения: 01.07.2022).

4. Попов В. В. Отдельные аспекты совершенствования методики антикоррупционной экспертизы // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2013. № 9. С. 7—14.

5. Попов В. В. Юридическая конструкция как средство формирования содержания нормативных право-

вых актов // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. № 16. С. 4—16.

6. Попов В. В. Метод социально-логической конструкции в оценке регулирующего свойства нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. № 4. С. 13—16.

7. Попов В. В. Значение профессиональной подготовки в правотворческой деятельности // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2011. № 6 (3). С. 23—30.

8. Попов В. В. Проблемы юридической техники в региональном и муниципальном правотворчестве в сфере градостроительства и землепользования // Правовые вопросы строительства. 2016. № 1. С. 4—12.

9. Попов В. В. Потенциал высших учебных заведений субъектов Российской Федерации в совершенствовании методики правовой и антикоррупционной экспертизы законодательства региона // Парадиг-мальные основания государственного управления: социально-экономическая перспектива: сборник научных статей международной научной конференции: в 2-х ч. / под общ. ред. В. В. Зотова. Ч. 1. Курск, 2016. С. 179—184.

10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44231060 (дата обращения: 01.07.2022).

11. Попов В. В. Интеллектуальный потенциал общественных формирований в экспертной оценке законодательства Российской Федерации // История,

теория, практика российского права: сборник научных работ. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2018. Вып. 11. С. 38—43.

12. Иноземцева Е. И. Нарушения правил юридической техники при принятии нормативных правовых актов (на примере Курской области) // История, теория, практика российского права: сборник научных работ, приуроченный к празднованию 15-летия юридического факультета КГУ / гл. ред. С. Н. Токарева. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2019. Вып. 12. С. 334—371.

13. Токарева С. Н. Правовое регулирование деятельности независимых экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // История, теория, практика российского права: сборник научных работ, приуроченный к празднованию 15-летия юридического факультета КГУ / гл. ред. С. Н. Токарева. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2019. Вып. 12. С. 328—331.

14. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Курск — Нижний Новгород, 28 мая 2020 г.) // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 248—255.

15. Лаврентьев А. Р., Попов В. В. Вопросы теории и практики правовой и антикоррупционной экспертизы в субъекте Российской Федерации // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 138—154.

16. Крылова Н. Н. Независимые эксперты, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы: особенности деятельности (на примере Республики Башкортостан и перспективы развития // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 176—184.

17. Прокопенко С. В. К вопросу об участии институтов гражданского общества в осуществлении антикоррупционной экспертизы регионального законодательства Сахалинской области // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 232—235.

18. Ларионов В. П., Степанов Д. В. Практика проведения антикоррупционной экспертизы законов Нижегородской области и их проектов // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 244—248.

19. Лаврентьев А. Р Об опыте комплексной экспертизы нормативного материала, осуществляемой научно-консультативным советом при Законодательном Собрании Нижегородской области // История, теория и практика российского права: сборник научных работ,

приуроченный к празднованию 15-летия юридического факультета КГУ / ред. С. Н. Токарева. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2019. Вып. 12. С. 344—370.

20. Лаврентьев А. Р., Фролов С. В. Меры по повышению эффективности проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность // Конституционные и международно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации: новое законодательство и проблемы его применения: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. С. 111—121.

21. Баранов В. М., Лаврентьев А. Р., Трусов Н. А. Независимая антикоррупционная экспертиза в России: неудачный эксперимент // Государство и право. 2022. № 1. С. 110—119.

22. Баранов В. М., Лаврентьев А. Р., Трусов Н. А., Федосин А. С. Экспертное заключение независимой доктринальной антикоррупционной экспертизы по проекту федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). С. 381—384.

23. Елисеева В. С., Лаврентьев А. Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: практика правоприменения // Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы: материалы III научно-практической конференции с международным участием, Н. Новгород, 21 марта 2017 г. Н. Новгород: ПФ ФГБОУ ВО «РГУП» Изд-во «Автор», 2018. С. 167—183.

24. Лаврентьев А. Р. Понятийная определенность и система отсылок как показатели качества нормативного правового акта // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 22. С. 165—169.

25. Лаврентьев А. Р. Культура экспертизы нормативного материала // Юридическая техника: Ежегодник. «Законотворческая, интерпретационная, правоприменительная техника в контексте культуры и межкультурной коммуникации». Н. Новгород, 2016. № 10. С. 378—390.

26. Лаврентьев А. Р. Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в России: сравнение процедур // Эффективность юридических процедур: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 20—21 мая 2015 г.) / под общ. ред. В. А. Толстика. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2016. С. 402—409.

27. Елисеева В. С., Красильникова Н. А., Лаврентьев А. Р., Трусов Н. А. Круглый стол по теме «Мониторинг законодательства о противодействии коррупции» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 335—339.

28. Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области: 2018—2020 годы: научно-практическое пособие / сост. А. Р Лаврентьев. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2021. 152 с.

29. Баранов В. М., Красильникова Н. А., Лаврентьев А. Р. Инициативное экспертное заключение по проекту федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», разработанному Минюстом России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). С. 375—380.

30. Елисеева В. С., Лаврентьев А. Р. Заключение по результатам обсуждения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского. 2016. С. 193—203.

31. Баранов В. М., Баранова М. В. мл., Лаврентьев А. Р. Доктринальное экспертное заключение о содержании и технико-юридическом качестве проекта Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 272—282.

32. Нижегородская академия МВД России была определена как исполнитель одного из пунктов Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 июля 2016 года № 2274-V «О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2022).

33. О противодействии коррупции в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З (ред. от 10.09.2021) // Нижегородские новости. 2008. 20 марта.

34. О принятии Положения об Общественном совете при Законодательном Собрании Нижегородской области: постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 67-VII. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2022).

35. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 июня 2009 года № 1595-IV. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2022).

36. Сборник материалов научно-практической конференции «Организация противодействия коррупции на региональном уровне: опыт, состояние, перспективы», 1—3 декабря 2020 г. / отв. ред. А. В. Иванов. Н. Новгород: НГЛУ 2020.

37. Правовые основы противодействия коррупции на территории Нижегородской области: сборник нормативных правовых актов Н. Новгород / сост. А. Р Лаврентьев. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2021. 137 с.

38. Организация противодействия коррупции на региональном уровне: опыт, состояние, перспективы: сборник материалов второй научно-практической

конференции (Н. Новгород, 25 ноября 2021 г.) / отв. ред. Р. М. Шамилов. Н. Новгород: НГЛУ, 2021. 272 с.

39. Государственный реестр независимых экспертов — физических лиц, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: URL: https:// minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/ fizicheskie (дата обращения: 01.07.2022).

40. Государственный реестр независимых экспертов — юридических лиц, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. URL: https:// minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/ yuridicheskie (дата обращения: 01.07.2022).

41. Государственный реестр независимых экспертов — физических лиц, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. URL: https://minjust.ru/ru/gosu-darstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/fizicheskie (дата обращения: 01.07.2022).

42. Лаврентьев А. Р. Некоторые особенности организации правовой и антикоррупционной экспертизы регионального законодательства // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Вып. 13. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2020. С. 184—193.

43. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29, ст. 3609.

44. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10, ст. 1084.

45. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Правовая и антикоррупционная экспертиза в субъекте Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Курск — Нижний Новгород, 27 мая 2022 г) // История, теория, практика российского права: сборник научных работ / гл. ред. С. Н. Токарева. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2022. Вып. 15. С. 217—224.

46. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов: указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года № 167 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 939.

47. О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года № 851 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36, ст. 4902.

48. О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1318 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52, ст. 7491.

49. О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года № 83 (ред. от 29.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6, ст. 965.

50. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 (ред. от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21, ст. 2930.

51. Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 35, ст. 5081.

52. О нормативных правовых актах в Российской Федерации (инициативный проект федерального закона). 5-е изд., перераб. и доп. / рук. авт. коллектива Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2019. 88 с.

53. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7, ст. 776.

54. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47, ст. 4472.

55. О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 года № 232 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 18, ст. 3053.

56. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 2060.

57. Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г № 1093: приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 года № 118 (ред. от 11.05.2022). URL: www.pravo.gov.ru/0001202104060043 (дата обращения: 01.07.2022).

58. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/851072-7 (дата обращения: 01.07.2022).

References

1. On Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Justice of the Russian Federation on the Provision of State Services for the Accreditation of Legal Entities and Individuals who have Expressed a Desire to Receive Accreditation to Conduct an Anti-Corruption expert Examination of Regulatory Legal Acts and Draft Regulatory Legal Acts in Cases Provided for by the Legislation of the Russian Federation: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation no. 57 of March 29, 2019. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

2. Lavrentiev A. R., Popov V. V., Trusov N. A. A new "round" of discussion of the theory and practice of the Institute of independent expertise, and the problems are the same. Organization of anti-corruption at the regional level: experience, state, prospects: collection of materials of the second scientific and practical conference (Nizhny Novgorod, November 25, 2021) / ed. by R. M. Shamilov N. Novgorod: NGLU Publ., 2021. Pp. 86—92. (In Russ.)

3. URL: https://expert.kursksu.ru (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

4. Popov V. V. Some aspects of improving the methodology of anti-corruption expertise. State and society: yesterday, today, tomorrow. Series: Law, 2013, no. 9, pp. 7—14. (In Russ.)

5. Popov V. V. Legal construction as a means of forming the content of normative legal acts. State and society: yesterday, today, tomorrow. Series: Law, 2017, no. 16, pp. 4—16. (In Russ.)

6. Popov V. V. Method of socio-logical construction in assessing the regulatory properties of regulatory legal acts of local self-government bodies. Municipal service: legal issue, 2014, no. 4, pp. 13—16. (In Russ.)

7. Popov V. V. The importance of professional training in law-making activities. State and society: yesterday, today, tomorrow. Series: Law, 2011, no. 6, pp. 23—30. (In Russ.)

8. Popov V. V. Problems of legal technique in regional and municipal lawmaking in the field of urban planning and land use. Legal issues of construction, 2016, no. 1, pp. 4—12. (In Russ.)

9. Popov V. V. Potential of higher educational institutions of the subjects of the Russian Federation in

improving the methodology of legal and anti-corruption expertise of the legislation of the region. Paradigmatic foundations of public administration: socio-economic perspective: collection of scientific articles of the international scientific conference: in 2 parts / gen. ed. by V. V. Zotov. Part 1. Kursk, 2016. Pp. 179—184. (In Russ.)

10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44231060 (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

11. Popov V. V. Intellectual potential of public formations in the expert assessment of the legislation of the Russian Federation. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers. Kursk: Kursk State University Publ., 2018. Issue 11. Pp. 38—43. (In Russ.)

12. Inozemtseva E. I. Violations of the rules of legal technique when adopting regulatory legal acts (on the example of the Kursk region). History, theory, practice of Russian law: A collection of scientific papers dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Faculty of Law of KSU / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2019. Issue 12. Pp. 334—371. (In Russ.)

13. Tokareva S. N. Legal regulation of the activities of independent experts authorized to conduct an independent anti-corruption examination of regulatory legal acts and their projects. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Faculty of Law of KSU / ed. by S. N. Tokareva. Kursk: Kursk State University Publ., 2019. Issue 12. Pp. 328—331. (In Russ.)

14. Resolution of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Legal and anti—corruption expertise in the subject of the Russian Federation: issues of theory and practice" (Kursk—Nizhny Novgorod, May 28, 2020). History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokareva. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Issue 13. Pp. 248—255. (In Russ.)

15. Lavrentiev A. R., Popov V. V. Questions of theory and practice of legal and anti-corruption expertise in the subject of the Russian Federation. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Issue. 13. Pp. 138—154. (In Russ.)

16. Krylova N. N. Independent experts authorized to conduct anti—corruption expertise: features of activity (on the example of the Republic of Bashkortostan and prospects for development. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Issue. 13. Pp. 176—184. (In Russ.)

17. Prokopenko S. V. On the issue of the participation of civil society institutions in the implementation of anti-corruption expertise of the regional legislation of the Sakhalin region. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Issue 13. Pp. 232—235. (In Russ.)

18. Larionov V. P., Stepanov D. V. The practice of conducting anti-corruption expertise of the laws of the

Nizhny Novgorod region and their projects. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Issue 13. Pp. 244—248. (In Russ.)

19. Lavrentiev A. R. On the experience of comprehensive examination of normative material carried out by the Scientific Advisory Council at the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod region. History, theory and practice of Russian law: collection of scientific papers dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Faculty of Law of KSU / ed. by S. N. Tokarev. Kursk: Kursk State University Publ., 2019. Issue 12. Pp. 344—370. (In Russ.)

20. Lavrentiev A. R., Frolov S. V. Measures to improve the efficiency of the examination of draft regulatory legal acts and other documents on corruption. Constitutional and international legal foundations of combating corruption in the Russian Federation: new legislation and problems of its application: collection of materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference. Kostroma: N. A. Nekrasov KSU, 2010. Pp. 111—121. (In Russ.)

21. Baranov V. M., Lavrentiev A. R., Trusov N. A. Independent anti-corruption expertise in Russia: an unsuccessful experiment. State and Law, 2022, no. 1, pp. 110—119. (In Russ.)

22. Baranov V. M., Lavrentiev A. R., Trusov N. A., Fedosin A. S. Expert opinion of the independent doctrinal anti-corruption expertise on the draft federal law "On the basics of state and municipal control and supervision in the Russian Federation". Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 1 (29), pp. 381—384. (In Russ.)

23. Eliseeva V. S., Lavrentiev A. R. Anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts: law enforcement practice. State and law in a changing world: new vectors of judicial reform: Materials of the III scientific and practical conference with international participation, N. Novgorod, March 21, 2017. N. Novgorod: PF FGBOU VO "RGUP" Publ., 2018. Pp. 167—183. (In Russ.)

24. Lavrentiev A. R. Conceptual certainty and the system of references as indicators of the quality of a normative legal act. Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 22, pp. 165—169. (In Russ.)

25. Lavrentiev A. R. Culture of examination of normative material. Legal technique: Yearbook. "Legislative, interpretative, law enforcement techniques in the context of culture and intercultural communication", 2016, no. 10, pp. 378—390. (In Russ.)

26. Lavrentiev A. R. Public discussion of draft regulatory legal acts in Russia: comparison of procedures. Efficiency of legal procedures: theory, practice, technique: collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference (Nizhny Novgorod, May 20—21, 2015) / gen. ed. by V. A. Tolstik. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. Pp. 402—409. (In Russ.)

27. Eliseeva V. S., Krasilnikova N. A., Lavrentiev A. R., Trusov N. A. Round table on the topic "Monitoring of anticorruption legislation". Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, no. 4 (36), pp. 335—339. (In Russ.)

28. Anti-corruption monitoring in the Nizhny Novgorod Region: 2018-2020: A scientific and practical guide / comp. by A. R. Lavrentiev. Nizhny Novgorod: NGLU named after N. A. Dobrolyubov, 2021. 152 p. (In Russ.)

29. Baranov V. M., Krasilnikova N. A., Lavrentiev A. R. Initiative expert opinion on the draft federal law "On regulatory legal acts in the Russian Federation" developed by the Ministry of Justice of Russia. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 1 (29), pp. 375—380. (In Russ.)

30. Eliseeva V. S., Lavrentiev A. R. Conclusion on the results of the discussion of the draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Bulletin of the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, 2016, pp. 193—203. (In Russ.)

31. Baranov V. M., Baranova M. V. Jr., Lavrentiev A. R. Doctrinal expert opinion on the content and technical and legal quality of the draft federal law "On Youth and State youth Policy in the Russian Federation". Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 1 (41), pp. 272—282. (In Russ.)

32. The Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia was identified as the executor of one of the paragraphs of the Resolution of the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region no. 2274-V of July 28, 2016 "On the results of monitoring the enforcement of the Law of the Nizhny Novgorod Region "On Combating Corruption in the Nizhny Novgorod region"". Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

33. On combating corruption in the Nizhny Novgorod region: law of the Nizhny Novgorod region no. 20-Z of March 7, 2008 (ed. 09.10.2021). Nizhny Novgorod News, 2008, March 20. (In Russ.)

34. The Public Council under the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region is currently established on the basis of the Regulation on the Public Council adopted by Resolution no. 67-VII of the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region of November 25, 2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Resolution no. 1595-IV of the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Region of June 25, 2009 (repealed by Resolution no. 67-VII of November 25, 2021). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

36. Collection of materials of the scientific and practical conference "Organization of anti-corruption at the regional level: experience, state, prospects", December 1—3, 2020 / ed. by A. V. Ivanov. Nizhny Novgorod: NGLU Publ., 2020. (In Russ.)

37. Legal bases of combating corruption in the Nizhny Novgorod region: collection of regulatory legal acts Nizhny Novgorod / comp. by A. R. Lavrentiev. N. Novgorod: NGLU named after N. A. Dobrolyubov, 2021. 137 p. (In Russ.)

38. Organization of anti-corruption at the regional level: experience, state, prospects: collection of materials of the second scientific and practical conference (Nizhny Novgorod, November 25, 2021) / ed. by R. M. Shamilov . N. Novgorod: NGLU Publ., 2021. 272 p. (In Russ.)

39. The State Register of Independent Experts — individuals who have received accreditation to conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts in cases provided for by the legislation of the Russian Federation. URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisi-myh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provede-nie/fizicheskie (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

40. The State Register of Independent Experts — legal entities that have received accreditation to conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts in cases provided for by the legislation of the Russian Federation. URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisi-myh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provede-nie/yuridicheskie (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

41. The State Register of Independent Experts — individuals who have received accreditation to conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts in cases provided for by the legislation of the Russian Federation. URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisi-myh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provede-nie/fizicheskie (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

42. Lavrentiev A. R. Some features of the organization of legal and anti-corruption expertise of regional legislation. History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokarev. Vol. 13. Kursk: Kursk State University Publ., 2020. Pp. 184—193. (In Russ.)

43. On anti-corruption expertise of Regulatory legal acts and draft Regulatory legal acts federal law no. 172-FZ of July 17, 2009 (ed. on 11.10.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2009, no. 29, art. 3609. (In Russ.)

44. On anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts: resolution of the Government of the Russian Federation no. 96 of February 26, 2010 (ed. on 10.07.2017). Collection of legislative acts of the RF, 2010, no. 10, art. 1084. (In Russ.)

45. Resolution of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Legal and anti—corruption expertise in the subject of the Russian Federation: issues of theory and practice" (Kursk — Nizhny Novgorod, May 27, 2022). History, theory, practice of Russian law: collection of scientific papers / ed. by S. N. Tokareva. Kursk: Kursk State University Publ., 2022. Issue 15. Pp. 217—224. (In Russ.)

46. On public discussion of draft Federal Constitutional laws and federal laws: decree of the President of the Russian Federation no. 167 of February 9, 2011.

Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 7, art. 939. (In Russ.)

47. On the procedure for disclosure by federal executive authorities of information on the Preparation of draft regulatory legal acts and the results of their public discussion: resolution of the Government of the Russian Federation no. 851 of August 25, 2012. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 36, art. 4902. (In Russ.)

48. On the Procedure for federal executive authorities to assess the regulatory impact of draft regulatory legal acts and draft decisions of the Eurasian Economic Commission, as well as on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation no. 1318 of December 17, 2012. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 52, art. 7491. (In Russ.)

49. On assessing the actual impact of Regulatory legal acts, as well as on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation no. 83 of January 30, 2015 (ed. on 29.08.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2015, no. 6, art. 965. (In Russ.)

50. On monitoring law enforcement in the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 657 of May 20, 2011 (ed. on 25.07.2014). Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 21, art. 2930. (In Russ.)

51. On approval of the methodology for monitoring law enforcement in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation no. 694 of August 19, 2011. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 35, art. 5081. (In Russ.)

52. On regulatory legal acts in the Russian Federation (initiative draft federal law). 5th edition, revised and expanded / authors of the collective T. Ya. Khabrieva,

Yu. A. Tikhomirov. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation, 2019. 88 p. (In Russ.)

53. On ensuring access to information on the activities of state bodies and local self-government bodies: federal law no. 8-FZ of February 9, 2009 (ed. on 30.04.2021). Collection of legislative acts of the RF, 2009, no. 7, art. 776. (In Russ.)

54. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: federal law no. 2202-1 of January 17, 1992 (ed. on 11.06.2022). Collection of legislative acts of the RF, 1995, no. 47, art. 4472. (In Russ.)

55. On the State information system in the field of anticorruption "Poseidon" and amendments to Certain Acts of the President of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 232 of April 25, 2022. Collection of legislative acts the RF, 2022, no. 18, art. 3053. (In Russ.)

56. On the procedure for considering appeals from citizens of the Russian Federation: federal law no. 59-FZ of May 2, 2006 (ed. on 27.12.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2006, no. 19, art. 2060. (In Russ.)

57. On approval of the nomenclature of scientific specialties for which academic degrees are awarded, and amendments to the regulations on the Council for the Defense of Dissertations for the degree of Candidate of Sciences, for the degree of Doctor of Sciences, approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1093 of November 10, 2017: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 118 of February 24, 2021 (ed. on 11.05.2022). URL: www.pravo.gov. ru/0001202104060043 (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

58. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/851072-7 (accessed 01.07.2022). (In Russ.)

Информация об авторах

A. Р. Лаврентьев — кандидат юридических наук, доцент;

B. В. Попов — кандидат юридических наук, доцент; Н. А. Трусов — кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. R. Lavrentev — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor; V. V. Popov — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor; N. A. Trusov — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 08.08.2022; одобрена после рецензирования 25.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 08.08.2022; approved after reviewing 25.08.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.