Гукасов И.А.
Правовая характеристика института помилования
Помилование представляет собой разновидность актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти.
Очевидно общее сходство помилования с основаниями освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания. Оно осуществляется в случаях, когда реализация задач, стоящих перед уголовным законодательством посредством применения уголовной ответственности (в т.ч. наказания), становится нецелесообразной в силу малой эффективности либо иных обстоятельств. Помилование так же, как и иные основания освобождения от уголовной ответственности, является нереабилитирующим и фактически означает признание виновности лица.
В то же время имеются и существенные различия, определившие обособление помилования от иных оснований освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания.
Если иные основания освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания являются институтами сугубо уголовно-правового характера, то помилование по отраслевой принадлежности носит ярко выраженный комбинированный характер, где одно из первых значений принадлежит конституционному праву. На данное обстоятельство указывает, прежде всего, отсутствие их четкой уголовно-правовой регламентации, что придает этим институтам исключительный характер.
На протяжении длительного времени акты прощения лиц, совершивших преступления, верховной властью охватывались понятием «помилование». По большому счету помилование является разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.
Существуют различные точки зрения относительно того, к какой отрасли права относится помилование. Так, Н.Д. Сергиевский еще в 1915 г. относил помилование к области государственного права [1, с. 386]. Н.Д. Дурманов, соглашаясь с этим мнением, к государственному праву причислял и амнистию [2, с. 36]. Отмечая многоотраслевой характер помилования и амнистии, Т.А. Синцова в итоге также относит их к государственному праву [3, с. 118]. Ф. Лист полагал, что помилование является институтом материального уголовного права [4, с. 323].
Действительно, помилование как основание освобождения от уголовной ответственности и наказания (или его смягчения) предусмотрено нормами УК и регулирует отношения в уголовно-правовой области. Применяется оно в виде освобождения от уголовной ответственности и наказания или его смягчения на основании уголовно-процессуальных норм. Помилование возможно также в стадии исполнения приговора, что регулируется уголовно-исполнительным законодательством.
Статья 85 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от наказания или его смягчение актом помилования. В ней указывается, что лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Предлагаемая норма не разъясняет порядка его применения, не раскрывает правовой природы помилования, механизма его действия. Фактически в ст. 85 УК РФ дается понятие помилования, но не определяется процедура его применения.
Как отмечает А.В. Ендольцева, юридическая природа института помилования столь неординарна и в некотором роде «чужда» уголовному праву, что некоторыми авторами высказываются сомнения в целесообразности его существования [5, с. 148]. Отмечая актуальность затронутой проблемы, позволим себе не согласиться с этим замечанием, ведь в целом сложность вызывает именно закрепление и нормативное установление института помилования, но не сам акт милосердия со стороны государства. Представляется, что помилование является институтом конституционного права, поскольку оно подтверждает и гарантирует конституционное право на жизнь и свободу личности. Подтверждением высказанной нами точки зрения является закрепление права помилования Конституцией Российской Федерации, которая определяет субъектов, осуществляющих право помилования, форму принятия актов и пределы их действия.
Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» предусматривает образование на территории каждого субъекта Российской Федерации комиссии по вопросам помилования, в состав которой входят не менее 11 человек; ее членами могут быть граждане России с высшим образованием, имеющие безупречную репутацию. Указом определено, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы [6].
После принятия этого указа в практике его применения появился ряд вопросов, требующих уточнения. Указом был определен механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия в этом процессе общественности и органов государственной власти. Некоторые ученые высказывали мнение, что созданная система будет способствовать усилению коррупции, появлению параллельной судебной системы и др. Однако на практике эти точки зрения не нашли подтверждения в деятельности комиссий. С одной стороны, принятие указа позволило устранить пробел в правовом регулировании правоотношений, возникающих в связи с помилованием осужденных и лиц, имеющих судимость. С другой стороны, некоторые нюансы указа, а также принятого вместе с ним Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации требуют некоторой корректировки.
Так, в п. 2 Положения установлено, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
Логика этих ограничений не совсем понятна. Например, осужденный за совершение нескольких особо тяжких преступлений, неоднократно судимый формально не имеет ограничений к помилованию, а другой осужденный, совершивший преступление небольшой тяжести в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения в соответствии с Положением может даже не обращаться с ходатайством о помиловании.
Соответственно, если процессуальная составляющая помилования является своеобразным «ограничителем» применения института в целом, то этот факт является еще одним доказательством выдвигаемого в настоящей статье тезиса - институт помилования должен быть отнесен к конституционно-правовым институтам с перспективой дальнейшего совершенствования нормативной регламентации в защиту прав и свобод человека.
Мы предлагаем далее ограничить свободу усмотрения субъектов, принимающих решение об амнистии и помиловании, посредством нормативного закрепления в УК РФ соответствующих требований. Определенные шаги в этом направлении были сделаны законодателем при принятии УК РФ. Так, ч. 3 ст. 59 УК РФ предусматривает ограничение права Президента РФ в выборе альтернатив при помиловании лиц, которым было назначено наказание в виде смертной казни. Подобные меры, не лишая высшие органы государственной власти права в выборе решения об амнистировании или помиловании, способны ограничить их произвольный характер.
Литература
1. Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть общая. Пг., 1915.
2. Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967.
3. Синцова Т.А. Амнистия и помилование в советском государственном праве // Правоведение. 1969. № 6.
4. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903.
5. Ендольцева А.В. Институт освобождения от уголовной ответственности: проблемы и пути их решения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
6. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. (в ред. от 16.03.2007 № 359) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 53 (ч. 2). Ст. 5149.