Научная статья на тему 'Правовая экспертиза нормативно-правового акта как средство повышения эффективности законодательства'

Правовая экспертиза нормативно-правового акта как средство повышения эффективности законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1450
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / EXAMINATION OF THE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безотосная Ольга Сергеевна

В статье анализируются проблемы экспертизы нормативно-правового акта, пути повышения эффективности законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безотосная Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая экспертиза нормативно-правового акта как средство повышения эффективности законодательства»

Правовая экспертиза нормативно-правового акта как средство повышения

эффективности законодательства Безотосная О. С.

Безотосная Ольга Сергеевна /Bezotosnaya Olga Sergeevna- магистрант, кафедра административно-правовых дисциплин,

Крымский институт права, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются проблемы экспертизы нормативно-правового акта, пути повышения эффективности законодательства.

Abstract: the article analyzes the problem of examination of normative-legal act, how to improve the legislation.

Ключевые слова: экспертиза, нормативно-правовой акт.

Keywords: examination of the legal act.

Право - важнейший регулятор общественных отношений. Именно через правовое регулирование достигается необходимая упорядоченность в жизни социума. И. Кант предупреждал, что право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попирания свобод человека [1, с. 140]. Ориентир необходимо держать не на право как таковое, а на право истинное, отражающее насущные и перспективные потребности общественного развития. Результатом сложной и трудоемкой работы государственных органов, право в данном контексте понимается как система нормативно-правовых актов. В системе политических, административных реформ в государстве возросли требования к организации нормотворческого процесса, проводимого органами государственной власти, поскольку качество нормотворческой деятельности - это качество самого права. Несмотря на попытки государства сделать перемены в российской правовой системе, все так же активны бюрократизация права и нормативная конфликтность, устарелость норм права, нестабильность правового регулирования и многие другие недостатки.

На сегодняшний день с полной уверенностью можно утверждать, что нормативно-правовая база требует постоянной доработки, так как должна соответствовать потребностям современного общества, новым задачам и целям. Государство должно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, контролировать, насколько эффективен его механизм. В научной литературе говориться, что правовая политика государства своим влиянием охватывает все аспекты правового регулирования - от формулирования права в виде нормативных правовых актов до обеспечения их реализации [2, с. 5]. В связи с таким содержанием правовой политики юристы выделяют несколько направлений (форм): правотворческое (нормотворческое), правоприменительное, правоохранительное и право интерпретационное. Особую роль отводят правотворческому направлению среди названных форм правовой политики, и это связано с тем, что нормативно-правовые акты выступают естественным каналом, через который право реализует свою энергию. В основных целях государства всегда остро стоял вопрос в создании эффективной законодательной базы, обеспечении единства в системе юридических норм, субъективных прав, обязанностей, запретов.

Активное участие в формировании правовой политики государства принимают федеральные органы исполнительной власти, они практически реализуют ее положения в своем нормотворчестве. Основной целью которых является - определить задачи совершенствования правового регулирования в полномочных сферах деятельности. На сегодняшний день практика показывает, что действующие нормативные правовые акты содержат значительное количество норм, существенно снижающих эффективность правового регулирования. Такое применение норм права подчас приносит противоположный результат. Повседневное применение законодательства свидетельствует о его недоработке, которое среди прочих проблем способствует злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождает коррупцию.

Остро стоит вопрос по приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством, недопущению в них нормотворческих ошибок. Так, повышению эффективности способствует экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, являющаяся одним из значимых элементов правотворческого (законотворческого) процесса. Главная цель экспертизы - это разработка и принятие новых, качественных нормативных правовых актов, соответствующих российскому законодательству.

Термин «экспертиза» происходит от латинского слова «ехре14ш», что означает «опытный, сведущий». Например, современный экономический словарь под экспертизой понимает анализ, исследования, проводимые привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемые выпуском акта, заключения, в отдельных случаях - сертификата качества, соответствия; проверку подлинности денежных знаков, ценных бумаг, документов; проверку качества товаров, работ, услуг [3, с. 479]. Экспертная деятельность - это «целенаправленная, квалифицированная, характеризующая удовлетворение спроса процедура оценки ситуации, явления (действия), определения закономерностей ее развития с последующим выявлением тенденций и построением прогноза на основе собственной и (или) заимствованной методики». В. А. Зокоев полагает, что для проведения любого вида экспертной деятельности необходимо быть

квалифицированным специалистом в определенной области знаний, уметь применять эти знания в исследовательской деятельности искомого объекта и предмета, уметь оформлять результаты исследования, то есть полученных в результате исследования новых знаний об объекте и предмете установленным образом в виде квалифицированного заключения [4, с. 95].

Экспертиза нормативно-правовых актов это своего рода исследование, осуществляемое лицами, обладающими специальными познаниями, в целях повышения качества правовых актов дающих реальную оценку возможных последствий их реализации. Экспертиза правовых актов и проектов правовых актов позволяет на ранних стадиях правотворчества устранять имеющиеся недоработки, ошибки, а также устранить негативные факторы.

В своей работе эксперт должен произвести комплекс действий: оценить соответствие нормативных правовых предписаний проекта правовых норм актам высшей юридической силы, оценить согласованность положений проекта с актами однопорядковой юридической силы (к примеру, согласованность проекта ведомственного нормативного акта с другими ведомственными актами), сопоставить внутреннюю согласованность правовых норм и других элементов проекта нормативного правового акта, исследовать положения, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции, проверить соблюдение правил оформления проекта нормативного правового акта, сформулировать и предложить разработчикам проекта нормативного акта варианты устранения выявленных погрешностей, квалифицированно оформить результаты заключения экспертизы.

Основными требованиями для проведения федеральными органами исполнительной власти экспертиз необходимо закрепление следующих принципов: во-первых, независимость субъектов, проводящих экспертизу, от субъектов нормотворчества. В качестве экспертов могут привлекаться ученые и иные специалисты, которые не принимали участия в подготовке соответствующего проекта и которые не работают в организациях, подчиненных конкретному субъекту нормотворчества. Если проанализировать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по организации антикоррупционной экспертизы, то объектами выступают проекты нормативных правовых актов, подготавливаемые этими же органами; во-вторых, всеобщности. Экспертиза должна проводиться по всем без исключения проектам законодательных актов, а также всем проектам подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, могущих повлечь за собой неблагоприятные последствия для субъектов предпринимательства, окружающей природной среды; в-третьих, профессионализма. Эксперты, которые привлекаются для проведения экспертизы, должны быть признанными специалистами в соответствующей сфере регулирования общественных отношений. Законодательство должно закрепить ответственность экспертов, эксперт должен понимать, что за некачественное или невнимательно проведение экспертизы он будет нести ответственность. В данном случае речь идет о том, что те эксперты, которые «не заметят» явных противоречий, впредь не должны привлекаться для проведения экспертизы нормативных правовых актов. Должностные лица государственных органов, на которых возложена обязанность проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, должны привлекаться к дисциплинарной ответственности, поскольку в данном случае будет иметь место, в лучшем случае, типичный дисциплинарный проступок.

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5] и Закон «О прокуратуре» [6] не содержат норм об обязательном рассмотрении требования с участием представителя прокуратуры. А. В. Кудашкин считает, что участие прокурора позволяет обосновать позицию прокуратуры и разъяснить негативные последствия практики правоприменения нормативного правового акта, содержащего коррупциогенный фактор. Такой подход следует из п. 1.6 приказа Генпрокуратуры РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», в котором руководителям органов прокуратуры предписано обеспечить рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления (помимо законодательных (представительных) органов), организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры. В целях повышения оперативности проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы, необходимо в Законе «Об антикоррупционной экспертизе» предусмотреть норму, обязывающую нормотворческие органы направлять принятые нормативные правовые акты в органы прокуратуры в течение определенного срока [6].

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на положительную динамику в сфере противодействия коррупции (в частности, введение института антикоррупционной экспертизы и законодательное его обеспечение), на практике нередко возникают как организационные, так и правовые проблемы, для решения которых целесообразно продолжить совершенствование правового регулирования.

Литература

1. Кант И. Собр. соч. Т. 4. Гл. 2. М., 1965. С. 140.

2. Муромцев Г. Н., Мальцев Г. В., Лукашева Е. В. Право и политика современной России. М., 1996. С. 5.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 1999. С. 479.

4. Зокоев В. А. «Понятие правовой экспертизы нормативных правовых актов в МЧС России, С. 95.

5. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации».

7. Кудашкин А. А. «К вопросу о необходимости совершенствования правового регулирования проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы в целях повышения ее эффективности». // Статьи по предмету Прокурорский надзор: М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.