Вестник АПК
Ставрополья
----№ 2(10), 2013
УДК 340.12
Золотарев С. П.
Zolotarev S. P.
ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА КАК ОБЪЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ: ЕЁ МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБЪЕКТОВ
LEGAL DOCTRINE AS AN OBJECT OF CLASSIFICATION:
Экономика
161
ITS PLACE AND ROLE IN THE OVERALL SYSTEM OF OBJECTS
---Статья посвящена понятию и классификации правовой доктрины, а также её месту и роли в общей системе объектов. Правовая доктрина рассматривается в качестве относительно самостоятельного явления, а другие виды доктрин при этом выступают в отношении нее в качестве внешних «источников питания», иногда идеологической и теоретической основы, но никогда не подменяли ее полно-
стью.
Ключевые слова: правовая доктрина, религиозная доктрина, политическая доктрина, правовая доктрина, государство, политика, законодательство.
The article is devoted to the definition and classification of legal doctrine, as well as its place and role in the General system of objects. The legal doctrine is seen as a relatively independent phenomenon, but other kinds of doctrines under this act in respect of it as an external «sources of supply» and sometimes ideological and theoretical basis, but never replace
it completely.
Keywords: legal doctrine, religious doctrine, political doctrine, the legal doctrine, the state, politics, legislation. Золотарев Сергей Петрович -кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и истории Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8-918-864-50-91 E-mail: zolotarev26@yandex.ru Zolotarev Sergey Petrovich -Ph. D. in Philosophy
Docent of Department of Philosophy and History Stavropol State Agrarian University Tel.: 8-918-864-50-91 E-mail: zolotarev26@yandex.ru
Не затрагивая общенаучного понятия изучения доктрины, наша статья посвящена понятию и классификации правовой доктрины, а также её месту и роли в общей системе объектов. По нашему мнению, наиболее правильным будет представить предмет этого понятия как можно более широко, для того чтобы в дальнейшем было проще вычленить из него искомую правовую доктрину. По нашему мнению, доктрина - это целостное учение, основанное на авторитетном научном исследовании, совокупность теорий, принципов, заложенных в основу механизма регулирования отношений, возникающих внутри конкретного общества или же в рамках отдельного государства, которая получила официальное признание научным юридическим сообществом посредством воплощения ее положений в программных документах политического или религиозного характера, нормативных правовых актах, договорных и обычных нормах, решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, позволяющая прогнозировать основные тенденции, развития и организацию общества и государства.
Основываясь на данном определении доктрины, можно выделить её виды:
а) религиозная, в рамках которой в свою очередь в качестве ведущих выделяют христианскую, мусульманскую, индуистскую и иудейскую доктрины;
б) политическая;
в) духовно-нравственная (философская);
г) правовая.
В процессе возникновения и развития права как социального явления и сопровождающей его юридической науки правовая доктрина плотно взаимодействовала с остальными доктринами. В различных правовых системах правовая доктрина по-особому взаимодействует с другими доктринами. Например, для религиозной правовой семьи одним из характерных источников права является религиозная доктрина, для социалистической правовой семьи - политическая доктрина, а для романо-германской и англосаксонской - правовая доктрина. Несомненно, данный подход представляется несколько упрощенным, правовая доктрина всегда и везде выступала в качестве относительно самостоятельного явления, а другие виды доктрин выступали в отношении нее в качестве внешних «источников питания», иногда идеологической и теоретической основы, но никогда не подменяли ее полностью.
У каждой доктрины существует ряд особых специфических черт.
162
жквар™нй^...-.
Др Ставрополья
научно-практическии журнал
Если провести краткий анализ мусульманской, иудейской, индуистской и христианской доктрин, то возможно указать на то, что религиозная доктрина проявляет себя:
1) в тесном взаимодействии со всеми социальными нормами при регулировании общественных отношений;
2) в деятельности авторитетных богословов-правоведов относительно толкования религиозных положений и текстов, приспособления их к изменяющимся потребностям правового общения, новым социально- экономическим и политическим условиям;
3) в официальном признании посредством воплощения ее положений в программных документах религиозного характера, нормативных правовых актах, договорных и обычных нормах, решениях органов государственной власти и самоуправляющихся сообществ;
4) в возможности быть источником права вообще и источником государственного (конституционного) права в частности.
Исходя из этого возможно дать следующее определение религиозной доктрины. Религиозная доктрина - это обособленное религиозное учение, основанное на заключении авторитетных богословов-правоведов, совокупность теорий, принципов относительно понимания и толкования религиозных текстов, приспособления их к изменяющимся потребностям правового общения, новым социально-экономическим условиям, служащим регулятором отношений, возникающих внутри отдельных религиозных групп, получившая официальное признание посредством воплощения ее положений в программных документах религиозного характера и как исключение в органах государственной и муниципальной власти.
«В результате изучения правовых систем государств, относящихся к традиционнорелигиозной правовой семье, можно утверждать, что религиозная доктрина как источник религиозного права в настоящее время сохраняется и продолжает играть особую правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль, воздействуя на всю систему религиозного и государственного (конституционного) права в частности, выступая в качестве формы права, оформляясь через принципы, традиции и обычаи, наследие, законы и судебные решения. Именно религиозная доктрина, а особенно исламская, демонстрирует два важнейших признака (свойства) доктрины: авторитетность, общепризнанность, и наличие внешних форм выражения (писаных источников, отражающих доктрину), позволяющих выступать ей и в роли источников права. Система источников мусульманского права чрезвычайно сложна и представляет собой ценнейший культурно-правовой пласт». [1, С. 39]
Что касается дефиницииполитической доктрины, по словам Г Гегеля, - это выраженная в
системе понятий и категорий государственноправовая реальность эпохи. [2, С. 299] Политические доктрины (учения) в истории политикоправовой мысли, по мнению Т. М. Поляковой, чаще всего представлены как политические памфлеты, трактаты, которые предназначались для теоретического обоснования целей и средств развития государства, формирования соответствующей политики, законодательства [3, С. 17].
С. В. Алексеев полагает, что политическая доктрина - это стройная совокупность идей, взглядов, которые отражают, оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства [4, С. 32].
С точки зрения И. А. Василенко, политическая доктрина - это стройная система «принципов действия, цели и средств государства» [5, С. 33].
Т. М. Пряхина определяет государственную (политическую) доктрину как совокупность официальных взглядов по важнейшим проблемам государственной деятельности, систематизированных и сконцентрированных в едином документе (или серии документов, характеризующихся концептуальным единством), обеспечивающих общую направленность воздействия на те или иные общественные отношения. [6, С. 30]
В учебной литературе термин «политическая доктрина» представлен в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними [7 С. 4], в виде принятой в государстве, в общественнополитическом движении, в политическом институте системы взглядов на основные цели и методы их деятельности [8, С. 4].
Безусловно, одно - политическая и правовая доктрины неразрывно связаны между собой постольку, поскольку генетически и органически связаны определяющие их явления - государство и право суть парные феномены, не существующие друг без друга. Тем не менее, в демократическом правовом государстве влияние политической доктрины на правовую должно быть минимизировано и обусловлено явлением политики как способа управления обществом, который характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством с одной стороны и народом - с другой [9, С. 90].
При этом право с инструментальной точки зрения характеризуется как средство управления обществом. Необходимо заметить, что в некоторых развивающихся странах политическим доктринам официально придается статус юридического акта. В ряде стран практикуется издание особых политико-правовых актов, часто одобряемых референдумом, но разрабатываемых правящей партией, содержащих изложение основных принципов политики государства,
Вестник АПК
Ставрополья
-----№ 2(10), 2013 =
общественного государственного строя. Такой характер носила новая редакция Национальной Хартии Алжира, принятая в 1986 г. (в 19881989 гг. произошел вначале отход от некоторых ее принципов, а в 1989 г. она полностью утратила свое значение ввиду принятия новой конституции) [10, C. 203].
Политические доктрины, выраженные в решениях партий в отдельных сферах жизни общества, оказывают заметное влияние на правовую систему и даже могут быть квалифицированы как политико-правовые доктрины - источники права - и в некоторых развитых капиталистических странах. Так, в США квази - правовыми актами, регулирующими определенные стороны избирательного процесса, являются решения национальных съездов (конвентов) Республиканской и Демократической партий [11, C. 45].
Верховный суд США в 1975 г. при разборе дела cousins v. wigoda сформулировал правило, подтвержденное им же в 1981 г. при рассмотрении дела democraticparty v. Lafollette, в соответствии, с которым решения национальных конвентов (съездов) в отношении отбора кандидатов на общефедеральный пост, а также порядка выдвижения и избрания выборщиков обладают большей юридической силой, чем законодательство отдельных штатов. Мотивировкой подобного положения служит презумпция того, что конвент (съезд) при вынесении решений по данным вопросам руководствуется общенациональными интересами, которые выше интересов отдельных штатов [12, C. 45].
В Англии, Канаде и Австралии, например, это доктрины верховенства парламента [13, C. 26].
В США это многочисленные судебные доктрины типа доктрины «политического вопроса», запрещающей федеральным судам принимать к своему рассмотрению дела политического свойства, поскольку все такие дела содержат в себе «политический конфликт», который должен решаться не в судебном порядке, а с помощью политических средств. К этому же виду доктрин относятся судебные доктрины «государственных действий», «явной и наличной опасности», «вредной направленности» и многие другие доктрины, сформировавшиеся в результате вынесения судами целой серии однотипных судебных решений.
В некоторых странах, где решения партии фактически обладают большей силой, чем акты государства, причем партийные решения принимаются практически по всем вопросам, это
тринальный труд;
- реализация доктрины в судебных правовых позициях, с обязательной ссылкой на доктринальный труд.
Литература:
1. Гегель, Г Наука логики / Г Гегель // Собр. соч.: В 14 т. М., 1939. Т. 6.
2. Полякова, Т М. К вопросу о политико-правовой доктрине России / Т. М. Полякова // История государства и права. 2006. № 1.
вызвано тем, что партийный аппарат сросся с государственным, т. е. превратился в часть государства. Вместе с тем в КНР, на Кубе и некоторых других странах партийные акты так или иначе трансформируются в государственные (законы, указы, приказы по министерству, судебные инструкции и т. п.). Хотя такие государственные акты сохраняют полностью дух и букву актов партийных, в правовом механизме регулирования непосредственное участие принимают уже акты, формально одобренные государственным органом.
С учетом сказанного необходимо предложить следующую дефиницию политической доктрины. Политическая доктрина - это учение, имеющее собственную целостную концепцию, основанную на совокупности теорий, принципов, заложенных в основу механизма регулирования отношений, возникающих между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти.
Политическая доктрина проявляет себя:
1) в регулировании отношений, возникающих между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти;
2) в официальном признании посредством воплощения ее положений в программных документах политического характера, позволяющее прогнозировать основные тенденции, влияющие на структурную организацию общества и государства;
3) в возможности быть, в совокупности с правовой доктриной, источником государственного (конституционного) права посредством доктринальных норм.
Подводя итоги в изучении понятия правовой доктрины на наш взгляд перспективными направлениями развития правовой доктрины в современной России и внедрения ее элементов в правовую систему государства являются:
- использование доктринальных положений в правотворческом процессе - при разработке нормативно-правовых актов, с обязательной ссылкой на доктринальный труд;
- использование доктринальных положений при производстве научной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, с обязательной ссылкой на док-
8. Золотарев, С. П. Философские основы социального либерализма в управлении обществом // Государственное и муниципальное управление. 2011.№ 4.
References
1. Hegel, Str. The science of logic / G. Hegel // Sobr. soch.: In the 14 t. M., 1939. T. 6.
2. Polyakova, T M. To the question about political and legal doctrine of Russia / T. M. Polyakova // History of state and law, 2006. № 1.
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
естник АПК
Ставрополья
3. Пряхина, Т. М. Конституционнаядоктрина-современной России / под ред. В. Т. Кабы-шева. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2002.
4. Василенко, И. А. Современные политические доктрины / И. А. Василенко. М., 1992.
5. Алексеев, С. В. Идеологические ориентиры России (Основы общероссийской национальной идеологии) / под ред. С. В. Степашина. М., 1998.
6. Золотарев, С. П. Либеральная идея: утопия УЭ реальность // Социальногуманитарное знание. 2011. № 10.
7. Золотарев, С. П. Проблема интеграции права и свободы в современном обществе // Научно-технические ведомости СПбГПУ 2011. № 3.
3. Pryakhina, T.M.. The constitutional doctrine of modern Russia / ed. V.T. Ka6biweBa. Saratov: Publishing house of Saratov University, 2002.
4. Vasylenko, I. Modern political doctrine / I. A. Vasilenko. M., 1992.
5. Alekseev, S. Ideological orientation of Russia (the Basis of all-Russian national ideology) / ed. S. V. Stepashin. - M., 1998.
6. Zolotarev, S. P The liberal idea: utopia VS reality // Social and humanitarian knowledge. 2011. № 10.
7. Zolotarev, S. P The problem of integration of the rights and freedoms in the modern society // Scientific-technical Bulletin of Saint Petersburg state Polytechnical University. 2011. № 3.
8. Zolotarev, S. P. The philosophical foundations of social liberalism in the management of the company // State and municipal management. 2011. № 4.