Научная статья на тему 'ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1127
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова А.С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы правотворчества в России и проведен проблемный анализ. Указывается, что правотворчество является неотъемлемой частью важных функций государства и важнейшим критерием, который влияет на продуктивную взаимосвязь и взаимообусловленность государства и общества. Затронуты основные направления модернизация в улучшении качества правотворческой политики и правотворческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW-MAKING IN RUSSIA: A PROBLEM ANALYSIS

The article deals with the actual problems of lawmaking in Russia and conducted a problem analysis. It is pointed out that lawmaking is an integral part of important functions of the state and the most important criterion that affects the productive relationship and interdependence of the state and society. The main directions of modernization in improving the quality of lawmaking policy and lawmaking culture are touched upon.

Текст научной работы на тему «ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ А.С. Орлова, студент

Научный руководитель: О.А. Болденко, канд. пед. наук, доцент Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России) (Россия, г. Сочи)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-148-151

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы правотворчества в России и проведен проблемный анализ. Указывается, что правотворчество является неотъемлемой частью важных функций государства и важнейшим критерием, который влияет на продуктивную взаимосвязь и взаимообусловленность государства и общества. Затронуты основные направления модернизация в улучшении качества правотворческой политики и правотворческой культуры.

Ключевые слова: правотворчество, государство, правотворческая политика, правоприменение.

Актуальность исследования проблем правотворчества в Российской Федерации набирает обороты с каждым годом в связи с ее необходимой эффективностью. Правотворчество является неотъемлемой частью урегулирования общественных отношений. Законодательная база должна быть действенной системой правового регулирования и понятна обществу, отражать в законах все государственные и политические изменения и обновляться.

В Российской и зарубежной юридической литературе рассматриваются различные трактовки понятия правотворчества, однако, единого конкретного определения, которое было бы принято общим и единым пока нет. Современная наука представлена значительными работами А.Н. Мазурен-ко [1], М.А. Соколова, Н.А. Власенко, В.Н. Карташов и так далее.

Анализируя юридическую литературу по изучению правотворчества в России, можно выделить несколько авторов, которые, трактуя понятие правотворчества, в совокупности создают систему научных процессов, то есть это, как взаимосвязанная цепочка от разных авторов.

А.В. Дербина кандидат юридических наук дает следующую формулировку понятию правотворчества, как «форма государственной профессиональной деятельности, которая в первую очередь направлена на принятие, изменение и отмену правовых норм». Это форма используется

в границах определенных и соответствующих процедур, которые направлены на урегулирование общественных отношений [2].

А.П. Мазуренко считает, что правотворчество является окончательным этапом правообразования ответственных и уполномоченных субъектов по работе с нормативно-правовыми нормами, целью которых являются общественные отношения и система права [3].

По мнению С.В. Синюкова социальный институт правотворческой культуры, это и есть правотворчество.

Каждый трактует правотворчество по-своему, однако, смысл понятия правотворчества и его сущность можно выделить от всех авторов. Правотворчество - это система, деятельность, действие государства, а если быть точнее государственных органов, которые занимаются реализацией, установлением и созданием правовых норм. Можно сказать, что государственная воля отображается в нормах права, которым обязаны придерживаться все, как верхушка правления, так и общество в целом. Правотворчество - это анализ и реальное оценивание правовой действительности, которая происходит в тот или иной исторический период и влияет на формирование права.

Правотворчество России - это сложный механизм юридической деятельности, который постоянно развивается и изменяет-

ся, закрепляет основы правовой системы с последующим уточнением и разъяснением в подзаконных актах.

Сегодня Россия находится в таком историческом периоде, что требуются активные правотворческие действия [4]. Негативное отношение со стороны мирового сообщества, различные санкции и ограничения в отношении РФ требуют модернизации правотворческого процесса, политики и культуры. И что, немало, важно - это действующая и проводимая спецоперация на Украине.

Много ресурсов задействованы в этом важном мероприятии, что влияет на различные отрасли. Прослеживаются 6 пакетов санкций, которые исходят от США, Великобритании и ЕС, где основной задачей стояла и стоит ослабление российской экономики. Конечно, вынужденные и необходимые изменения в правотворческой политики России выделили и выявили некоторые проблемы:

- несбалансированное развитие отраслей;

- избыточность правотворчества;

- пробелы и декларативность законодательства;

- фиктивные нормы;

- большое количество неработающих отсылок в нормативно правовых актах.

Дисбалансы в экономике страны сегодня наблюдаются практически во всех сферах. Это связано в первую очередь с тем, что многие российские отрасли не развивались в полном объеме внутри государства и имели полную зависимость от Зарубежных стран. По словам «Коммерсанта» [5] ключевой проблемой в отраслях является сильное технологическое отставание, зависимость от зарубежных технологий и катастрофическая нехватка квалифицированных кадров. Россия очень отстала в технологическом направлении от мирового уровня на 10-15 лет, не хватает производственных мощностей, критическая зависимость процессов проектирования и выпуска продукции от зарубежных технологий. Сильное отставание этой отрасли не обеспечивает российской рынок нужной электроникой.

Минпромторг предложил участникам рынка координировать исследования в области передовых технологий, увеличить мощности, создать отрасль электронного машиностроения и отказаться от иностранных технологий при проектировании. Была подготовлена стратегия развития и выхода из технологического кризиса до 2023 года.

Как было сказано выше, в Российской Федерации присутствует проблема избыточного правотворчества. На октябрь 2022 года по данным с «Официального интернет - портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в Российской Федерации опубликовано 9170 федеральных законов, в эту же цифру входят поправки в количестве 6740.

Приведенные цифры говорят о следующем, такое количество вносимых законопроектов имеют не надлежащее качество, что приводит первоначальный текст к многочисленным поправкам и корректировкам.

В правотворчестве России существуют проблемы и это явление, которое невозможно избежать. Причины проблем, которые делятся на объективные: сложность и динамизм общественных отношений, мно-гоаспектность правового регулирования, трудность в предвидении развития общественных отношений и субъективные: недостаточный уровень профессионализма субъектов правотворчества, недостаточный уровень правовой культуры.

Наше государство активно изменяется и развивается, а вместе с ним общественные отношения. Это одна из актуальных объективных проблем, особенно в столь сложное для России время, когда держава вступила на полный самостоятельный путь развития, Европа больше не является значимой частью. Общественные отношения, возникающие в субъекте государственного управления, напрямую влияют на уровень легитимности власти, расставляют приоритеты общественного развития [6].

Связь и зависимость между собой динамического развития общественных отношений и правотворчества, одно из центральных мест в правовой системе. От того в какой форме и как качественно дей-

ствующие нормы права выражают интересы и потребности общества в целом, зависит поведение людей и достижение поставленных целей за счет норм права. Однако, сложное и динамичное развитие общественных отношений требуют незамедлительного внесения изменений в нормы права и правотворчества. Эффективными результатами правотворчества являются законы и подзаконные акты. Всякий закон является средством регуляции и саморегуляции процессов, происходящих в обществе.

Вот почему по мере возрастания масштабности анализируемых явлений - от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов, и в конечном счете всей системы законодательства - все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими параметрами также социальных предпосылок качества нормативных правовых актов. В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации [7].

Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента.

Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Основные направления модернизации в Российской Федерации состоят в улучшении качества правотворческой политики и правотворческой культуры, отдельно правотворцев [8].

Современное правотворчество России требует стабильную правовую систему. Законодательные акты обязаны соответ-

ствовать реальному времени, и политическим изменения в государстве. В переходный период должна проводиться глобальная модернизация, как правотворческой политики, так и правотворческой культуры.

Повышение качества правотворчества возможно путем совершенствования всего законодательства на базе создания единого нормативно-правового акта, регулирующего правотворческий процесс в масштабах всей страны, в регионах и других сферах общественной жизни. Важны профессионализм и добросовестность субъектов правотворческой деятельности.

Возникает проблема стабильного создания нормативно правовых актов с низким качеством, отсутствием согласованности и широким использованием рецепции права.

Научные деятели предлагают различные способы и методы ориентированные на улучшение качества правотворческой политики и правотворческой культуры [9]. Каждый метод направлен на устранение определенной и конкретной проблемы. К таким способам можно отнести:

1. Осуществление планового правотворчества, основываясь на план. Проводить анализ и прогнозировать возможные изменения на долгий срок.

2. Соблюдение правил системы профессиональных юридических правил и средств, используемых в правотворчестве.

3. Увеличение обязательных условий к профессиональному уровню субъектов правотворчества, особенно, которые принимают участие в разработке локальных правовых актов. Это говорит о том, что НПА до регистрации подлежат правовой экспертизе и, тем самым, повышают качественный уровень.

4. Необходимо уменьшить активность законодательной деятельности. Происходит отягощение многими законами из-за большого количества норм и быстрого разрастания законов. Люди не знают законов и, помимо этого, созданы законы далекие от совершенства.

5. Обеспечение эффективности правотворческой политики и правотворческой культуры.

6. Устранение нарушений общеприня- В заключении отметим, что проведен-

тых правил правотворчества и требований ный анализ проблем правотворчества в в разработки и принятия нормативного России, а также их причины, говорят о правового акта. необходимости скорейшей модернизации

Список предложений можно продол- и улучшения качества правотворческой жать и все они будут направлены на улуч- политики и правотворческой культуры. шение качества и модернизацию. В сово- Правотворчество это один из важнейших купности правотворческая политика и критериев влияющий на продуктивную правотворческая культура могут достиг- взаимосвязь и взаимообусловленность нуть хороших результатов в развитии [10]. государства и общества.

Библиографический список

1. Малько А.В., Мазуренко А.П. Стратегия и тактика как элементы правотворческой политики // Юридическая техника. - 2019. - №9. - С. 436-443.

2. Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: автореф. дис. ... к.ю.н. - Самара, 2011. - С. 8.

3. Мазуренко А.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореф. дис. д.ю.н. - Саратов, 2011. - С. 11.

4. Бузун, Е. В. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2012. - №4 (39). - С. 269-271.

5. Газета «Коммерсантъ» №168 от 13.09.2022, стр. 1.

6. Кравченко С.А. Нелинейная социальная и культурная динамика: теория П.А. Сорокина и современные подходы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2021. - №27 (4). - С. 33-48.

7. Андриченко, Л.В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. - М.: Ниц ИНФРА-М, 2019. - 128 с.

8. Пашенцев Д.А. Модели правотворческой деятельности в условиях цифровизации // Образование и право. - 2021. - № 9. - С. 72-75. - Б01: 10.24412/2076-1503-2021-9-72-75.

9. Литвинова Ю.О. Риски в правотворчестве: теоретико-правовой анализ // Философия права. - 2020. - №2 (93). - С. 17-22.

10. Ягофарова И.Д. Цифровые технологии в правотворческой деятельности: теоретико-правовой аспект // Пролог: журнал о праве. - 2021. - № 2. - С. 4-13. - Б01: 10.21639/23136715.2021.2.1.

LAW-MAKING IN RUSSIA: A PROBLEM ANALYSIS A.S. Orlova, Student

Supervisor: O.A. Boldenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Sochi branch of the All-Russian State University of Justice (Russia, Sochi)

Abstract. The article deals with the actual problems of lawmaking in Russia and conducted a problem analysis. It is pointed out that lawmaking is an integral part of important functions of the state and the most important criterion that affects the productive relationship and interdependence of the state and society. The main directions of modernization in improving the quality of lawmaking policy and lawmaking culture are touched upon.

Keywords: lawmaking, state, law-making policy, law enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.