Научная статья на тему 'Правотворчество как вид государственной деятельности: теоретический анализ'

Правотворчество как вид государственной деятельности: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1260
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ФОРМЫ ПРАВА / FORMS OF LAW / ПРАВО / LAW / LAW FORMATION / FORMS OF LAWMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Юлия Владимировна

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правотворчества, в том числе его соотношение с правообразованием. Характеризуются основные виды правотворческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISLATING AS A KIND OF STATE ACTIVITY: THE THEORETICAL ANALYSIS

The article is devoted to the analysis of the different approaches to the lawmaking process interpretation. Main forms of this process are characterized as well.

Текст научной работы на тему «Правотворчество как вид государственной деятельности: теоретический анализ»

УДК 340

ПРАВОТВОРЧЕСТВО КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2014 Ю. В. Воробьева

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правотворчества, в том числе его соотношение с правообразованием. Характеризуются основные виды правотворческой деятельности.

Ключевые слова: правотворчество, правообразование, виды правотворчества, формы права, право.

THE LEGISLATING AS A KIND OF STATE ACTIVITY: THE THEORETICAL ANALYSIS

© 2014 Y. Vorobyova

Summary. The article is devoted to the analysis of the different approaches to the lawmaking process interpretation. Main forms of this process are characterized as well.

Keywords: lawmaking, law formation, forms of lawmaking, forms of law, law.

Как и любое социальное явление, право начинает жизнь с момента его создания, данный процесс в теории права получил название - правотворчество. Несмотря на достаточную изученность правотворческого процесса, до сих пор нет единой точки зрения относительно того, кем и как осуществляется эта деятельность.

Научная и учебная литература, традиционно написанная в духе юридического позитивизма, определяет правотворчество как вид государственной деятельности по созданию норм права. Так, указывается, что правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. В правотворческом процессе выделяют две последовательные стадии: первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта, все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий; вторая - это официальное закрепление государственной воли в нормах права, при котором проект нормативного акта превращается в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии1.

К пониманию правотворчества возможен узкий и широкий подход: в узком смысле под ним подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами, а в широком - процесс с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы2. По нашему мнению, последний подход слишком широк, так как вряд ли обоснованно включать в правотворчество деятельность по реализации норм права, поскольку последняя осуществляется в рамках иного процесса - процесса правореали-зации, то есть воплощения уже созданных норм в действительность. Собственно же правотворческий процесс, на наш взгляд, завершается моментом придания норме права соответствующей юридической формы. Именно формализация норм права составляет суть правотворческой деятельности. В этом смысле более точным нам представляется подход к правотворчеству как к деятельности «по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права, осуществляемой от имени государства компетентными правотворческими органами и обеспечиваемой системой государственных гарантий и санкций»3. Таким образом, результатом правотворчества выступает не норма права как таковая, а форма права, придающая норме объективированный характер. Норма же в качестве абстрактного

предписания создается объективно в процессе правообразования, завершающей стадией которого, по нашему мнению, и выступает правотворчество.

В юридической литературе ведется активная дискуссия по проблеме соотношения понятий «правообразование» и «правотворчество». Так, С. С. Алексеев писал, что «правотворчество и процесс формирования права (правообразования) нельзя отождествлять»4. В. К. Бабаев также отмечает, что правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество5. Что же касается научных подходов, то здесь уместно привести определение правообразо-вания В. В. Трофимова, которое, на наш взгляд, весьма точно отражает соотношение рассматриваемых категорий: «Правообразование - это осуществляющийся под воздействием разнообразных факторов общественного развития, получающих свое преломление в юридически значимых социальных интересах и последующее отражение в правовых идеях, двуединый процесс спонтанного (общесоциального) и планомерно-рационального (правотворческого) формирования системы правовых норм, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений»6. Соответственно, подчеркивает ученый, правообразование следует понимать как двуединый (естественно-социальный и правотворческий) процесс формирования права, в котором природа социума и разум законодателя развиваются в постоянном взаимодействии. При этом в современном мире планомерно-рациональное пра-вообразование, осуществляемое в форме правотворчества, является преобладающим, особенно в странах так называемой западной традиции права7.

Для характеристики процесса правообразования используют и другие понятия. Например, А. С. Пиголкин пишет о «формировании права» и отмечает, что основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества (экономические факторы); политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества, уровень активности политических партий и т.п. (политические факторы); степень заботы государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы); формы сотрудничества между нациями и народностями и другие национальные факторы; идеологическая база права, правосознание граждан и т.п. (идеологические факторы) и др.8 Термин «пра-вообразование», по нашему мнению, более удачный, так как термин «формирование» связан с понятием «форма», которую нормы права обретают как раз в процессе правотворчества. Встречается в литературе также термин «правоустановление». Например, Т. В. Касаева указывает, что обоснованным представляется теоретическое построение, согласно которому правотворчество является составной частью правообразования, а право-установление, в свою очередь, выступает частью правотворчества и представляет собой процесс принятия нормативно-правового акта»9. Такой подход к правоустановлению, если вообще употреблять данный термин, на наш взгляд, слишком узкий, поскольку устанавливаться нормы права могут не только в нормативно-правовых актах, но и в других источниках (формах) права. В целом, на наш взгляд, введение и использование дополнительных близких по значению терминов, характеризующих создание права, лишь усложняет процесс их правильной и однозначной интерпретации.

Можно согласиться с необходимостью разграничения понятий «правообразование» и «правотворчество», однако необходимо подчеркнуть, что их различные трактовки во многом зависят от типа правопонимания, в частности, от того, как понимается право как таковое. Исследователи справедливо отмечают, что «в основу описания различных конструкций правообразования, несомненно, заложен определенный тип правопонимания»10; «плюрализм правопонимания предполагает плюрализм правообразования, и наоборот»11. Если рассматривать данный процесс с точки зрения естественно-правового или социологического

подхода, то государственный орган (например, парламент, суд) не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в соответствующую форму (законы, прецеденты). Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом, по мнению сторонников которого единственным творцом права выступает государство. В определенной степени интегрировать указанные подходы позволяет, на наш взгляд, трактовка правотворчества как целенаправленной деятельности уполномоченных государством субъектов по приданию в установленном порядке нормам права соответствующей юридической формы.

Таким образом, выделим следующие признаки правотворчества:

- целенаправленный характер деятельности (цель ее - придание нормам права юридически обязательной формы);

- осуществляется специальными субъектами, уполномоченными государством, и в этом смысле отражает волю государства;

- результатом правотворчества является объективация норм права в соответствующих формах;

- носит субъективный характер, так как зависит от воли правотворца;

- представляет собой упорядоченный процесс, как правило, состоящий из ряда последовательных стадий;

- завершает процесс правообразования.

В зависимости от вида субъектов правотворчества можно выделить правотворчество государственных органов, народное правотворчество, санкционированное правотворчество.

Правотворчество государственных органов - это деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти по закреплению норм права в таких юридических формах, как нормативно-правовой акт и судебный прецедент. Здесь соответственно следует разграничивать в качестве подвидов (или форм) законотворчество и судебное правотворчество. Под законотворчеством в узком смысле слова понимают целенаправленную деятельность законодательных органов (и в определенных случаях - народа) по созданию, изменению, отмене законов как актов, обладающих высшей юридической силой. В широком смысле к законотворчеству относят деятельность по созданию (изменению, отмене) всех нормативно-правовых актов (как законов, так и подзаконных актов). Данная форма правотворчества преобладает в странах романо-германской правовой семьи, к которым традиционно относят и Россию. Но даже в этих странах не следует ограничивать правотворчество только законотворчеством. Как справедливо указывает В. А. Сапун, «сведение правотворчества к законотворчеству фактически ограничивает перечень формально-юридических источников права нормативно-правовыми (законодательными) актами. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что для современной России наряду с нормативными актами, в качестве источников права официально признаются обычаи и нормативные договоры»12. Судебное правотворчество охватывает деятельность судов по созданию юридических прецедентов, характерную, в первую очередь, для стран общего права13, хотя в настоящее время все больше говорят о необходимости признания данного вида правотворчества и в странах континентального права, в том числе и в России14.

Народное, или непосредственное, правотворчество реализуется, как правило, в форме референдума, на котором осуществляется непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм, чаще всего в форме конституции государства. Как отмечают исследователи, референдум может быть весьма эффективной разновидностью правотворчества, так как позволяет прямо, без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу принять по нему окончательное реше-ние15. Но, с другой стороны, этот процесс требует больших финансовых, организационно-технических затрат и не позволяет внести изменения в вынесенный на референдум акт.

Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц, негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются подзаконные нормативные акты по вопросам их компетен-

16 тт

ции . По нашему мнению, к этому же виду правотворчества следует отнести деятельность государства по санкционированию правового обычая, которое осуществляется путем отсылки к нему в нормативно-правовом акте или судебном прецеденте. На примере данного источника, на наш взгляд, хорошо видно соотношение правообразования и правотворчества: обычай как исторически сложившееся правило поведения формируется (в процессе правообразования) в недрах самого общества, но лишь через санкционирование государством (в ходе правотворчества) он обретает правовую форму.

Также в качестве отдельного вида правотворчества, но уже не по субъектам, а по специфике самого процесса, можно выделить договорное правотворчество как деятельность субъектов правотворчества (государственных органов, организаций) по заключению нормативных договоров. Данный вид правотворчества в большей степени характерен для международного права, где основным источником (формой) выступает международный договор, хотя и во внутригосударственной системе возможно его использование.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что термины «правотворчество» и «нормотворчество» не являются синонимами. Результатом нормотворчества могут выступать как социальные, так и технические нормы. Таким образом, правотворчество можно рассматривать как один из видов нормотворчества, характеризующийся юридической обязательностью создаваемых в результате него форм и содержащихся в них норм.

I Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова,

A. В. Малько. - М., 2001. - С. 412-415. 3 Там же. - С. 412.

3 Ромашов Р. А. Правотворчество: понятие и стадии // Теория государства и права / под ред. Р. А. Ромашова. - СПб., 2005. - С. 231.

4 Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1981. - Т. 1. - С. 309.

5 Бабаев В. К. Правотворчество в современном Российском государстве // Теория государства и права / под ред.

B. К. Бабаева. - М., 1999. - С. 320.

6 Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2011. - С. 10.

7 Придворнов Н. А., Трофимов В. В. Правообразование и правообразующие факторы в праве. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - С. 58-61.

8 Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. - М: Норма, 2002. - С. 309-310.

9 Касаева Т. В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 208.

10 Трофимов В. В. Указ. соч. - С. 33.

II Матузов Н. И. Заключительное слово на научно-методологическом семинаре «Правообразование: методология исследования» // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 221.

12 Трофимов В. В. Указ. соч. - С. 118-119.

13 Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М.: Проспект, 2007. - С. 84-85.

14 Петрова Е. А. Судебный прецедент в праве США и России // Зарубежный опыт и национальные традиции в отечественном праве: материалы Всерос. науч.-методолог. семинара, Санкт-Петербург, 28-30 июня 2004 г. / под общ. ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - С. 371-377.

15 Бабаев В. К. Указ. соч. - С. 324.

16 Сенякин И. Н. Указ. соч. - С. 415.

УДК 343.81

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА ТЮРЕМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

© 2014 О. Ю. Ельчанинова, Н. В. Столярова

Аннотация. В статье проанализированы меры правительства, направленные на повышение мотивации к службе в пенитенциарной системе в XIX - начале XX в. ; дана характеристика системы подготовки тюремного персонала; рассмотрены требования к контингенту обучающихся, особенности учебного процесса.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, высшие тюремные курсы, школа тюремных надзирателей, места лишения свободы, тюрьма, надзиратели, тюремные инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.