Научная статья на тему 'Правосознание как творческая воля к цели права (на основе концепции правосознания И. А. Ильина)'

Правосознание как творческая воля к цели права (на основе концепции правосознания И. А. Ильина) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
793
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЦЕЛЬ ПРАВА / ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ / LEGAL AWARENESS / FORMATION OF THE LEGAL AWARENESS OF THE INDIVIDUAL / RUSSIAN LEGAL THEORY / NATURAL LAW / POSITIVE LAW / GOAL OF LAW / CREATIVE WILL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манакова Л.К.

В статье рассматривается концепция И.А. Ильина о правосознании, анализируются основные идеи формирования правосознания личности. Определены этапы формирования правосознания, цели, которые стоят перед личностью на каждом этапе, перечислены проблемы и методы их решения. Подчеркивается актуальность концепции И.А. Ильина для повышения уровня правосознания в современных условиях реформирования правовой системы. Выводы, полученные в статье, могут быть применены на практике правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the concept of legal awareness of I.A. Ilyin. The author analyzes the basic ideas of the formation of the legal awareness of the individual. The author has determined the stages of formation of the legal awareness, the goals that face the individual at each stage, lists problems and methods for their solution. The author emphasizes the relevance of the concept of I.A. Ilyin to raise the level of legal awareness in the current circumstances of the legal system reformation. Conclusions obtained in the article can be applied in practice of legal education.

Текст научной работы на тему «Правосознание как творческая воля к цели права (на основе концепции правосознания И. А. Ильина)»

УДК 340.114.5(091)(470)"19"

Л. К. Манакова

Правосознание как творческая воля к цели права (на основе концепции правосознания И. А. Ильина)

В статье рассматривается концепция И. А. Ильина о правосознании, анализируются основные идеи формирования правосознания личности. Определены этапы формирования правосознания, цели, которые стоят перед личностью на каждом этапе, перечислены проблемы и методы их решения. Подчеркивается актуальность концепции И. А. Ильина для повышения уровня правосознания в современных условиях реформирования правовой системы. Выводы, полученные в статье, могут быть применены на практике правового воспитания.

The article is devoted to the concept of legal awareness of I.A. Ilyin. The author analyzes the basic ideas of the formation of the legal awareness of the individual. The author has determined the stages of formation of the legal awareness, the goals that face the individual at each stage, lists problems and methods for their solution. The author emphasizes the relevance of the concept of I.A. Ilyin to raise the level of legal awareness in the current circumstances of the legal system reformation. Conclusions obtained in the article can be applied in practice of legal education.

Ключевые слова: правосознание, формирование правосознания личности, отечественная правовая концепция, естественное право, положительное право, цель права, творческая воля.

Key words: legal awareness, formation of the legal awareness of the individual, Russian legal theory, natural law, positive law, goal of law, creative will.

Правосознание как форма общественного сознания возникло и развивалось на протяжении всей истории человечества. Под влиянием исторических событий и само правосознание, и его доктрина претерпевали многочисленные изменения. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди» [1, с. 314].

© Манакова Л. К., 2018

Помимо исторических факторов, в России на теорию правосознания большое влияние оказали западноевропейские идеи. Однако, объединившись с традиционными духовно-культурными ценностями, они сформировали доктрину, кардинально отличную от европейской.

Можно выделить следующие этапы развития отечественной теории правосознания: дореволюционный (до 1917 г.), советский (с 1917 г.), современный (с 1991 г.). В научной литературе дореволюционного периода не было единого толкования правосознания. Оно рассматривалось под разными углами зрения: в психологической плоскости [5], в связке с правовым государством [4], как морфологически сложный феномен с разветвленной структурой [2]. Ученые того времени наблюдали кризис правосознания и отмечали, что «...общественный прогресс связан с развитием личности, а, следовательно, и вытекает из ее задач» [4, с. 129].

Советский период характеризуется единым подходом к толкованию правосознания, имея в виду правосознание социалистическое. Это «правосознание нового, высшего исторического типа, коренным образом отличающегося от всех предшествующих ему исторических типов правосознания» [6, с. 11]. Провозглашенная идея социалистического правосознания на практике полностью обесценила правосознание личности.

Правосознание начинает приобретать ценность самостоятельного, самодостаточного явления в постсоветский период. Углубленно изучается сущность правосознания, его природа, структура, виды, роль в правотворчестве и правоприменении, вновь поднимаются вопросы личности. На сегодняшний день эта тема находит все больший отклик в работах ученых-юристов. Существует множество определений термина «правосознание». Например, «правосознание - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации» [3].

С уверенностью можно сказать, что научный и практический вклад, внесенный классиками и современниками юридической мысли в категорию правосознания, огромен. Однако, пока существует проблема и не достигнута практическая цель исследований, тема не исчерпает своей актуальности. А проблемой, на наш взгляд, является отсутствие единого учения о правосознании, написанного доступным языком, логически систематизированного и обоснованного. Которое, говоря словами Б.А. Кистяковского, «имело бы общественное значение».

Практическая же цель, которая стоит перед российским обществом -формирование правосознания личности. И задача, которая стоит перед нами в рамках настоящей статьи - определить основные этапы формирования правосознания личности и дать им характеристику.

Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что выводы, полученные в ходе его проведения, могут быть положены в основу методики по правовому воспитанию, формированию правосознания личности, повышению его уровня.

Классическими работами на тему правосознания являются труды выдающихся ученых-исследователей: Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяков-ского, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина и др., чьи идеи не потеряли своего теоретического и практического значения. Обращение к классическим работам ученых-правоведов позволяет сохранить преемственность в развитии отечественной правовой мысли. Наследие, полученное нами от великих предшественников, поможет возродить эти идеи сегодня: воспринять, адаптировать к нашим дням, найти им практическое применение.

Особая заслуга в разработке комплексной доктрины правосознания принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1883-1954) - великому российскому философу-правоведу, который посвятил свою жизнь исследованиям права и правосознания, воспитания и духовного роста, сопутствующим проблемам и путям их решения. В своем труде «О сущности правосознания» И.А. Ильин утверждал, что правосознание присуще всем людям, независимо от возраста, интеллекта, образования, однако имеет различный уровень развития. И.А. Ильин выделяет четыре категории правосознания: естественное, позитивное, нормальное (здоровое) правосознание и то, которое им предшествует (правовой инстинкт).

Вопросы релятивизма, нигилизма оставим за рамками данной статьи. Остановимся подробнее на указанных категориях. По сути они являются этапами формирования нормального правосознания и содержат в себе те шаги, которые необходимо предпринять для его развития.

С самого раннего детства человек имеет правосознание, но это еще не правосознание в привычном для нас, современном понимании. «Наивное, полусознательное, непосредственное убеждение в том, что не все внешние деяния одинаково допустимы и "верны"» [1, с. 314], еще не знающее о разделении права и морали, является отправной точкой в формировании правосознания. Это неосознанное переживание естественного права, которое присуще каждому человеку, существует в душе как данность изначально и

неотчуждаемо. Это правовое чувство или убеждение И.А. Ильин назвал «инстинктом правоты», который предшествует естественному правосознанию.

Но это чувство может так и остаться инстинктом, если его естественно-правовая природа не будет осознана, если человеком не будет сделан первый, самостоятельный шаг. Осознать эту природу невозможно без напряжения воли и внимания. Только подлинный внутренний опыт, основанный на волевом акте, откроет существование справедливого и духовно верного (естественного) права. Осознание того, что «во внешнем отношении человека к человеку есть некая единая и объективная правота» [1, с. 315] позволит раскрыть содержание естественного права. Общечеловеческая ценность, лежащая в его основе - это внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь каждого индивида.

По словам И.А. Ильина: «Осознать содержание этого естественного права и раскрыть его значит положить начало зрелому естественному правосознанию» [1, с. 315]. Чтобы развить в себе естественное правосознание необходимо сделать естественное право предметом собственной воли. Таким образом будет осуществлен переход от осознания естественного права к его целенаправленному познанию. Однако истинное познание невозможно без глубокой приверженности изучаемому предмету, вот почему познание естественного права должно стать не только предметом воли, но и целью жизни. Это следующий необходимый шаг на пути развития правосознания.

И.А. Ильин считал, что именно естественное правосознание должно лежать в основе всякого суждения о праве, а главное - в основе положительного права.

«Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и "положительное право"» [1, с. 316]. И наоборот, неразвитое естественное правосознание формирует несовершенное и несправедливое положительное право. В дальнейшем и само положительное право начинает формировать правосознание. Формируемое таким положительным правом уже положительное правосознание противоречит имеющемуся естественному, и личность приобретает два различных правосознания.

Возникает внутренний конфликт, который может стать началом искажения правосознания (правовой релятивизм), если воля к праву недостаточно сильна и деятельна. Чтобы разрешить этот внутренний конфликт и восстановить единство личности, необходимо продолжить познание права, несмотря на внутреннее сопротивление. При этом напряжение воли и вни-

мания должно сосредоточиться на предметном исследовании, которое позволит получить верное знание положительного права.

Конечно, нормальное правосознание не сводится к одному только знанию положительного права, но без него оно невозможно. «Нормальное правосознание знает свой предмет; оно есть знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности, и признающая его потому, что она признает его цель» [1, с. 316]. При этом имеется в виду не пассивное знание, а волевое и творческое - жизненное осуществление права.

Именно жизненно активная творческая воля и систематическое мышление являются необходимыми инструментами формирования нормального правосознания. Одним из его показателей будет адекватное понимание объективно данного содержания положительного права.

Положительное право всегда имеет «объективно данное содержание, имеющее свой законченный и определенный смысл; этот смысл ранее кем-то (законодателем?) продуманный и облеченный в слова и фразы, должен быть теперь точно выяснен и неискаженно понят» [1, с. 320].

«Право принимает форму объективного смысла для того, чтобы внести в общественную жизнь начало разумного, мирного и справедливого порядка» [1, с. 323], и в этом состоит главная цель права.

Для раскрытия объективного смысла положительного права необходимо придерживаться теоретического подхода, так как преследование практической цели ограничивает исследователя рамками положительного права. В историческом разрезе положительное право постоянно меняется. В отрыве от цели права данное наблюдение убеждает исследователя в том, что «право есть нечто "относительное" - и по содержанию своему и по обязательности» [1, с. 317]. Это убеждение может послужить новым основанием для деформации правосознания.

Чтобы не впасть в правовой релятивизм в борьбе за единое, «правое право», нормальное правосознание проводит разграничение между основной сущностью права и его историческими осуществлениями.

«Основная сущность права - это объективно значащее правило внешнего социального поведения» [1, с. 345], это его естественно-правовая основа. Очевидно, что сущность права не исчерпывается его содержанием. В историческом разрезе содержание права было и менее, и более приемлемым и соответствующим человеческому достоинству. Кроме того, «...историческое осуществление права не исчерпывает собою всех возможных форм его, не определяет его нормального строения и не устанавливает само по себе его достойного, идеального облика» [1, с. 346].

38

В процессе познания положительного права нормальное правосознание отмечает, что наряду с объективно данным содержанием, положительное право всегда имеет объективное значение. Это означает, что положительное право указывает людям объективно лучший, объективно верный способ внешнего поведения. Это указание, единожды получившее правовую силу и достоинство права, сохраняет свою обязательность, независимо от ее осознания, признания или согласия.

Однако на пути признания объективного значения права возникают определенные трудности. Идея объективного значения права в процессе осознания мыслью и проверки внутренним духовным опытом наталкивается на ощутимое сопротивление воли. Это происходит, когда уровень правосознания не позволяет признать существование предмета с объективным значением, отвлекаясь на поверхностные наблюдения. Таким наблюдением становится фактическая «нарушаемость» права, т. е. невозможность положительного права самостоятельно защитить собственный авторитет. Возникает вопрос: «в чем сила этого закона, если в порядке внешнего, вещественно-телесного существования он так часто бывает бессилен?» [1, с. 329].

И только нормальное правосознание, используя интуитивный метод, приходит к убеждению в действительном наличии предмета с объективным значением.

«Объективность этого значения состоит в том, что оно поистине ненарушимо и непоколебимо от самого установления нормы до самой ее отмены» [1, с. 334]. Человеку фактически предоставлена «возможность неповиновения, но нет средств для того, чтобы изменить или погасить противоправную природу его поступка» [1, с. 334].

Объективное значение права не стоит смешивать с его жизненной силой и эффективностью. Эффективность права всецело зависит от уровня правосознания. Мотивы, по которым человек соблюдает право, заключают в себе самый корень правосознания. Поэтому уровень правосознания измеряется не только знанием права, но и его признанием. Нормальное правосознание, как отмечалось ранее, не сводится к одному только знанию права. Оно признает положительное право и это признание осознанное и добровольное.

«Признание положительного права состоит в том, что человек, усмотрев с очевидностью его объективное содержание и его объективное значение, добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение его правил и воспитывает в этом направлении не только свои сознательные решения, но и свои непосредственные, инстинктивные хотения и порывы» [1, с. 338].

39

Для того чтобы признать положительное право, человек должен совершить его духовное приятие. И.А. Ильин подчеркивает, что приятие права требует особой зрелости ума и воли. Оно должно быть свободным от идеализации права и потому творческим. Именно творческая, преобразующая сила приятия, позволяет личности примириться с глубокими несовершенствами положительного права.

Признание права должно быть добровольным. Только свободное признание права не унижает достоинства личности. Чтобы добровольно признать положительное право как необходимое, человек должен его обосновать. Обосновать право - значит осознать его основную функцию: «Общественному животному необходимо представление о строгом пределе допустимого и недопустимого, дабы не впасть в борьбу всех со всеми, и мысль эта стара и неизбежна как мир» [1, с. 340].

Признавая это правило верным и по отношению к себе самому, человек добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение права. Таким образом, он находит естественно-правовые пределы для своих притязаний. Личность самостоятельно управляет своим поведением, но согласно положительному праву.

Следующим шагом на пути формирования нормального правосознания будет преодоление положительного права. Добровольное соблюдение положительного права через свободное признание его необходимости делает положительное право как бы несущественным. Автономное самообя-зывание не нуждается в угрожающей санкции, поскольку черпает свои силы из достоинства естественного права, лежащего в основе права положительного. Соблюдая положительное право, нормальное правосознание переживает его как несовершенное проявление естественного права. «Положительное право имеет объективное значение потому, что в глубине его скрыта духовная правота и естественное право человека; его значение основывается на его достоинстве, а достоинство его определяется достоинством естественного права» [1, с. 361].

И.А. Ильин отмечает, что автономное самообязывание вырастает в душах с чрезвычайной медлительностью. Именно поэтому положительное право берет на себя первостепенную задачу - приучить человека к элементарному самоограничению. Однако дальнейшая цель положительного права состоит в воспитании автономного самообязывания. И чем больше свободы, справедливости и автономии в его нормах, тем легче совершается добровольное и творческое признание положительного права.

Таким образом, общественное самоуправление вполне может воспитать в душе человека истинное правосознание. И наоборот, добровольное свободное признание права рождает истинное самоуправление, которое вырастает только из глубины свободной и уважающей себя воли.

Вкратце процесс формирования правосознания можно свести к следующим тезисам.

Только при наличии творческой воли к цели права удается формирование нормального правосознания. В основе нормального правосознания всегда лежит правосознание естественное. Нормальное правосознание должно знать положительное право. Конфликт между положительным и естественным правом преодолевается путем творческого преобразования положительного права.

Творческое преобразование необходимо при изучении, приятии и усовершенствовании положительного права. В первом случае, нормальное правосознание осуществляет творческое преобразование несовершенной формулы естественного права с целью раскрытия объективного содержания и объективного значения положительного права. Во втором случае, творческий акт позволяет личности избежать идеализации положительного права.

Главное творческое преобразование совершается правосознанием на этапе правотворчества и правоприменения. При усовершенствовании положительного права нормальному правосознанию доступен акт художественной справедливости, который покоится на созерцании безусловной цели права. По словам И.А. Ильина, «применение правовых норм требует предметного разумения того, ради чего право вообще создается, применяется и поддерживается».

В настоящей статье были проанализированы основные идеи формирования правосознания личности в концепции И.А. Ильина. При этом под развитым правосознанием личности мы имели в виду нормальное (здоровое) правосознание. Нами определены этапы формирования правосознания: правовой инстинкт, естественное правосознание, положительное правосознание, нормальное правосознание. Мы убедились, что указанные этапы редко встречаются в чистом виде и могут иметь двойственную природу, которая была описана выше. Кроме того, такое разделение в силу ряда причин является ориентировочным. Также были выделены цели, которые стоят перед личностью на определенном этапе: осознание естественного права и раскрытие его содержания, поиск объективного смысла и объективного значения положительного права, обоснование естественного и положительного

права, признание положительного права, его преодоление и усовершенствование. Перечислены возникающие при формировании нормального правосознания проблемы и методы их решения.

В процессе формирования нормального правосознания личность должна придерживаться подлинности в опыте и предметности в исследовании. Руководствуясь этим принципом, считаем, что выбранная тема требует дальнейшего, более углубленного изучения.

Поскольку практической целью российского общества является формирование нормального (здорового) правосознания, актуальность идей, раскрывающих этот процесс, очевидна. Полагаем, что концепция И. А. Ильина может быть положена в основу современного правового воспитания, правового обучения, самостоятельного повышения уровня правосознания, которое играет важную роль в построении государства и достижении социальной гармонии.

Список литературы

1. Ильин И. А. Теория права и государства. - М.: Зерцало, 2008. - 550 с.

2. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. - 708 с.

3. Малько А.В. (ред.) Большой юридический словарь. - М.: Проспект, 2011. - 703 с.

4. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: КРАСАНД, 2010. -

512 с.

5. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. - СПб., 1908. - 265 с.

6. Сырцев В.А. Социалистическое правосознание в СССР. - М.: Госюриздат, 1958. - 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.