Научная статья на тему 'Феномен правосознания в творчестве Ивана ильина в контексте современных проблем образования'

Феномен правосознания в творчестве Ивана ильина в контексте современных проблем образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
437
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДИАЛОГ / LAW / LEGAL CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / DIGNITY / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миргородский Андрей Александрович

В статье рассматривается содержание феномена правосознания в творчестве Ивана Ильина в контексте современных проблем образования. И. Ильин сформулировал 3 аксиомы правосознания, лежащие в основании правовой жизни любого народа и в которых нуждается государство для своего процветания 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии; 3) закон взаимного признания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the content of the phenomenon of legal consciousness in the works of Ivan Ilyin in the context of modern problems of education. I. Ilyin formulated 3 axioms of the legal life of any people and which the state needs for the prosperity 1) the law of spiritual dignity; 2) the law of autonomy; 3) the law of mutual recognition.

Текст научной работы на тему «Феномен правосознания в творчестве Ивана ильина в контексте современных проблем образования»

Миргородский Андрей Александрович

кандидат философских наук «Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 1(097).471

ФЕНОМЕН ПРАВОСОЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ИЛЬИНА

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

THE PHENOMENON OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE WORKS OF IVAN ILYIN IN THE CONTEXT OF MODERN PROBLEMS OF

EDUCATION

В статье рассматривается содержание феномена правосознания в творчестве Ивана Ильина в контексте современных проблем образования. И. Ильин сформулировал 3 аксиомы правосознания, лежащие в основании правовой жизни любого народа и в которых нуждается государство для своего процветания - 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии; 3) закон взаимного признания.

Ключевые слова: право, правосознание, личность, достоинство, диалог.

The article deals with the content of the phenomenon of legal consciousness in the works of Ivan Ilyin in the context of modern problems of education. I. Ilyin formulated 3 axioms of the legal life of any people and which the state needs for the prosperity - 1) the law of spiritual dignity; 2) the law of autonomy; 3) the law of mutual recognition.

Key words: law, legal consciousness, personality, dignity, dialogue.

На современном этапе образованию необходимы новые мировоззренческие подходы. Существующие отдельные фрагменты будущей основательной теории образования требуют своего синтеза. В данную систему нужна интеграция различных знаний. В первую очередь, теоретическое исследование должно касаться представлений об образовании как динамическом явлении, развивающемся на основе гуманистических ценностей и уважении к личности обучающегося.

Актуальность и анализ последних публикаций по проблеме и задачи исследования состоят в том, чтобы взять философию права Ивана Ильина и приложить ее к современным проблемам в философии образования.

Одной из основных задач для современных гуманитарных знаний является формирование профессиональной моральной и правовой культуры в сфере общественных отношений и современного образования. Мораль и право представляют собой две универсально значимые сферы общества. Но для нормального функционирования в рамках определенной культуры и общества правосознание должно быть признано в качестве такого феномена, который

223

имеет основополагающее ценностное значение и может быть оправдан, учитывая определенную систему ценностей и специфические черты национального менталитета.

Творчество русского философа Ивана Александровича Ильина (18831954) представляет собой классический образец философско-правовой рефлексии. Философия И.А. Ильина в значительной мере опиралась на лучшие достижения немецкой классической философии. И.А. Ильин обогащает ее живой конкретикой, возвышая личность человека, а не слепо ее идеализируя [2, с. 31-220].

Работа И.А. Ильина над проблемами философии права началась с его неопубликованного сочинения «Проблема метода в современной юриспруденции» (1906-09). В этой области его интересовали вопросы государственного суверенитета, природы международного права. Первые его публикации - это брошюры «Что такое политическая партия» (1906) и «Свобода собраний» (1906). После февральской революции он издал 5 брошюр, в которых были сформулированы идеи правового государства: «Партийная программа и максимализм», «О сроке созыва Учредительного собрания», «Порядок или беспорядок?», «Демагогия и провокация» и «Почему не надо продолжать войну?».

В 1919 году И.А. Ильин закончил свой фундаментальный труд «Учение о правосознании», но опубликовать его не было никакой возможности не только в России, но и в эмиграции. Он дорабатывал его до конца своей жизни, а издан он был в Мюнхене вдовой после его смерти под названием «О сущности правосознания» (1956).

Как известно, право - особый вид общественного сознания и отношений, в котором выражаются знание и оценка юридических законов и нормативных актов, ограничивающий сферу социальной свободы и регламентирующий обязательные элементы общественной деятельности. Право реализует возможность выражения общественных потребностей и интересов, нормальной жизни конкретного человека. При этом правовая деятельность людей направлена на подчинение поступков, действий, поведения в целом нормам, составляющих основу правосознания. Это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретного индивида, группы, общества в целом к правовым явлениям в общественной жизни.

С правосознанием происходит ценностная ориентация на идеал правового государства (Г. Гегель), который имеет безусловный характер и определяет практическое поведение человека как гражданина, что берет за основу И.А. Ильин [1].

И.А. Ильин пишет: «Правосознание есть особый способ жизни, которым живет душа, предметно и верно переживающая право в его основной идее и его единичных видоизменениях (институтах). Этот строй душевной жизни есть, конечно, нечто идеальное, однако не в том смысле, чтобы этот идеал был неосуществим. Напротив, этот способ жизни уже дан в зачатке каждому из людей, и от каждого из нас зависит - осознать, развить и упрочить в себе этот зачаток. И еще: нормальное правосознание есть воля к цели права, а потому и воля к праву, а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществить его, т.е. бороться за право и именно предметное познание этой цели укрепляет жизненную волю к ней» [3, с. 158159].

Правосознание есть одно из проявлений духа: «Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя! И такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [4].

Морально-этические нормы и обычная коммуникация располагают большим методическим запасом средств, но ни одно из них по своей жизненной действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности человека. Поэтому базовыми принципами являются этика доверия и уважения к личности человека.

По Г. Гегелю, нужно сформировать в отношениях нравственное сознание как исторически сложившуюся систему неписаных законов и основную ценностную форму общественного сознания, что определяется необходимостью регуляции межличностных отношений в государстве, а государство есть действительность нравственной идеи [1, с. 279-323].

Установку И.А. Ильина можно обозначить как православно-христианскую, относящую право (естественное) к тайне творения Господня и замыслу Бога о человеческом обществе. Согласно И.А. Ильину, законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности, - это нормы, или правила, указывающие человеку искомый им лучший путь его внешнего поведения. При выборе способа своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы и Бога свободы) человек бывает всегда «прав», если он следует в русле этого установленного пути, и «неправ», если он его не придерживается. Поэтому создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу хотя и возможно, но всегда обречено на неудачу. И.А. Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа. Это те «основные истины,

которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования». Это - «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первое, что отличает основного гражданина, - это свойственное ему чувство собственного духовного достоинства. Он чтит духовное начало в самом себе, свою религиозность, свою совесть, свой разум, свою честь, свои убеждения, свое художественное чутье [3, с. 308-323]. Второе - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он, гражданин, есть некий ответственный самоуправляющийся волевой центр, истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и поэтому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы твердыня государственности, носитель верности и самообладания [3, с. 335-348]. Третье, что отличает настоящего гражданина, это взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с его государственной властью [3, с. 361-375].

Эти аксиомы, в которых нуждается право и государство для своего процветания. Аналогично этому разработанные им аксиомы власти, вместе с его теорией «свободной лояльности», являются источниками «правильной политической жизни». Теории государства и политического устройства посвящены многочисленные статьи и лекции, а также двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978). Особая действенная сила нравственного сознания как раз и состоит в отсутствии его формальной закрепленности, при этом оно зиждется на уважении к конкретной личности и ее свободе. Свобода достигается за счет разума и наступит с необходимостью. По Г. Гегелю, государство есть действительность конкретной свободы [1]. Нельзя порабощать и унижать человека, потому что каждый человек обладает абсолютной ценностью (И. Кант). Такие моральные категории как совесть, честь, чувство собственного достоинства, «живая справедливость» личности отражают имеющуюся у каждого человека способность самостоятельно определять и направлять свое поведение в своем стремлении к личному и общему благу.

С глобальной точки зрения, общее благо включает такие ценности, как равенство и справедливость. Равенство устанавливает равную меру для всех в их совместной жизнедеятельности, оно даёт возможность предоставить всем членам общества равные возможности и права на конкретные блага (например, на образование и труд). Но формальное равенство одновременно предполагает и неравенство в других сферах человеческой жизнедеятельности ввиду того, что все люди разные.

Таким образом, в творчестве И.А. Ильина справедливость - это общезначимая ценность, которая характеризуется соответствием существующего и должного, наличием и обеспечением прав человека как разумного существа.

В истории представления о справедливости менялись, но в целом было отмечено, что справедливость призвана ликвидировать определенные частные привилегии, стремясь действовать в соответствии с нормами права, обеспечивая человека условиями для реализации способностей в коллективе. Ценностная роль справедливости выражается прежде всего в установлении взаимоотношений между людьми, созданных для достижения общего блага и понимание этого смысла для формирования потребностей, мотивов, интересов и целей, оказывающих влияние и на реальное поведение человека. Именно так представления об общем благе как правовом идеале гармонизируют потребности, интересы, волевые устремления различных людей и сообществ. B.C. Нерсесянц отметил, что интересы в этом идеале не отрицаются и не устраняются, а даже сохраняются, учитываются в максимально возможной мере в рамках права [5].

Таким образом, общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате эффективного функционирования права как социального института. По своей сути, оно обозначает качественно новый уровень человеческих взаимоотношений. По словам Г. Гегеля, права личности - это добро для всех людей и значимая ценность общего блага. При этом ценность общего блага обретает смысл только в соотношении с человеком «как меры всех вещей» [1]. В общефилософском смысле общее благо выступает неким эталонным образцом, с которым соизмеряются другие ценности и поступки людей. Это идеалистическая тождественность права как нормы справедливости и закона.

В то же время в творчестве И. Ильина феномен правосознания соприкасается с феноменом свободы, идеал которого являются свободные личности как высшее смысловое выражение права, а также признание независимости и автономии каждого члена общества. Но это не есть беспредельная анархия, а независимость в определенных рамках. Например, в рамках библейских заповедей о любви к Богу и ближнему человек может быть свободен. На наш взгляд, наиболее точно по поводу свободы заметил И. Кант, говоря о том, что поступать необходимо так, чтобы свободное проявление личного произвола было совместимо со свободой каждого.

Итак, по И.А. Ильину, главным условием возникновения и существования общего блага в обществе является признание правомерности

индивидуального личного блага каждого человека, находящегося в определенных рамках, признание легитимности законов и ответственности на основе правосознания.

Таким образом, философия права Ивана Александровича Ильина строится на уважении к свободе и личности человека, равенстве прав людей в их стремлению ко благу, а также правосознании. Процесс обеспечения полноценного существования человека и жизни общества реализуется на основе правосознания как фактора гуманизации и духовного прогресса человеческого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Г.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 5. -М.: Русская книга, 1996. - 608 с.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 4. -М.: Русская книга, 1994. - 624 с.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 1. -М.: Русская книга, 1996. - 400 с.

5. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 1997. - 652 с.

Пожидаев Евгений Александрович

кандидат политических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 316.6; 37.01

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДОНБАССА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE ORIGINS OF THE FORMATION OF THE SOCIAL CHARACTER OF DONBASS AND ITS SIGNIFICANCE FOR PATRIOTIC EDUCATION

В данной статье рассматриваются главные истоки и характеристики социального характера Донбасса, как уникального в историко-культурном и геополитическом смысле региона в контексте феномена Новороссии. Раскрываются факторы взаимовлияния регионального характера с направлениями развития патриотического воспитания, ориентированного на Русский мир.

Ключевые слова: социальный характер Донбасса, феномен Новороссии, региональная идентичность, патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.