ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ Хоружий В.В.
Хоружий Владимир Валерьевич — студент, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматривается основное содержание понятия «правосознание» и виды деформаций правосознания.
Ключевые слова: правовая культура, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой цинизм.
Уровень культуры социума определяется достижениями людей в духовной и материальной сфере, изменяющими жизнь людей к лучшему. Правовая культура в свете этого выступает основным показателем высокого уровня жизни людей, наличия развитого гражданского общества и правового государства. Сущностные характеристики правовой культуры очень многозначны. Они включают в себя и духовные характеристики, такие как система воззрений, представлений о праве и правовой системе, правовые идеи и знания, систему правовых ценностей и ориентаций. Кроме этого, понятие «правовая культура» включает в себя и институциональные характеристики - это институты права. Правовая культура находит свое выражение в поведенческих отношениях и реакциях, когда в обществе фиксируются суммарные результаты правовой деятельности.
Исходя из вышесказанного, правовую культуру можно определить как уровень правовой деятельности и нормативно-правовых актов, правового сознания и восприятия права, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
При характеристике правовой культуры наибольшее значение имеет правовое сознание, понимаемое как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание представляет собой основу и составную часть правовой жизни общества. Именно качественные характеристики последнего - уровень правосознания, его содержание - определяют поведение человека в обществе в отношении права.
В современном обществе нередко возникают предпосылки для различных деформаций правосознания, особенно среди молодежи. Обыденное правосознание очень тесно переплетено с нравственными представлениями. «...В обществе в определенных условиях может возникнуть и широко распространиться особый тип мышления и сознания, который мы называем «деградирующим» [1, с. 5]. В условиях социокультурной деградации возникают ложные примеры нравственных идеалов - например, культ «благородного бандита» или оправдание такого способа добывания денег как мошенничество [2, с. 299]. Такие деформации очень часто проявляются в правовом нигилизме, правовом инфантилизме, перерождении правосознания.
Правовой инфантилизм - это защитная психологическая реакция на закон и право, заключающаяся в существовании пробелов в правовых знаниях, расплывчатости в понимании категорий права. Но незнание закона не избавляет от ответственности по нему.
Более осознанным явлением в правосознании выступает правовой нигилизм. Это сознательное игнорирование требований закона, отрицание значимости права, законов. Причем, правовой нигилизм распространил сферу своих действий и на бытовом, обывательском уровне и на государственном. К основным причинам распространения нигилизма можно отнести историческую память о непризнании прав и свобод человека от феодально-средневековой Руси до модели диктатуры пролетариата, несвязанной и не ограниченной законами, а также о советской правовой системе с ее господством административно-командного, а не правового принципа [3, с. 52]. Правовой нигилизм представляет особую опасность для развития российского общества, так как ведет к оправданию поведения, идущего вразрез с законом, считая его вынужденным, потому что «в России нельзя жить, не нарушая законы» [4, с. 88].
Крайней степенью деформации правосознания является перерождение правосознания, правовой цинизм. Проявлениями данного уровня деформации правосознания выступает деградация личности и целых социальных групп, когда происходит замена этики, морали и права так называемой «ситуативной этикой», «где добро и зло с легкостью меняются местами в зависимости от их представлений о выгоде для себя» [5, с. 86 - 87].
Таким образом, высокий уровень правовой культуры и правосознания на современном этапе - это не только вопрос уровня цивилизованности общества, это вопрос его выживания. Деформация правосознания, примитивизация правовой культуры становятся теми дестабилизирующими факторами, которые, в конечном счете, ведут к гибели государства и социума. Современная правовая культура возможна только в условиях развитого и эффективно функционирующего гражданского общества, а также существования правового государства.
Список литературы
1. Хоружая С.В. Социокультурная деградация (социологический анализ): дис. ... канд. соц. наук: 24.00.01 / РГПУ. Краснодар, 2003.
2. Хоружая С.В., Бондаренко О.А. Система ценностей современной молодежи (на основе социологического опроса) // Культура. Духовность. Общество, 2014. № 9. С. 295 - 299.
3. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право, 1993. № 8.
4. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Социологические исследования, 2008. № 4.
5. Хоружая С.В. Социокультурная деградация индивида // Достижения вузовской науки, 2013. № 6. С. 86 - 90.