Научная статья на тему 'Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции'

Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2542
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / МИФЫ / ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДВОЙНАЯ МОРАЛЬ / CORRUPTION / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / THE MYTHS THAT GIVE RISE TO CORRUPT RELATIONS / DOUBLE STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телегина Е. Г.

В статье изложены результаты научного исследования о проблеме коррупционных отношений, существующих в современной России. В целях получения объективной оценки правосознания и правовой культуры граждан в вопросах коррупции исследование проводилось анонимно в разных субъектах России (г. Санкт-Петербург, Саратовская область и Краснодарский край). Лица, принявшие участие в анкетировании (115 человек), имеют высшее образование, осведомлены о понятии и сущности коррупции, имеют представление о юридической ответственности за коррупционные преступления. В результате научного изыскания выявлено существование ряда мифов, способствующих формированию двойных стандартов, когда коррупционная действительность воспринимается неприятием и одновременным принятием различного рода коррупционных проявлений. В заключении предложены меры предупреждения коррупции, которые, в первую очередь, направлены на повышение правового сознания и правовой культуры граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL CULTURE AS AN ANTI-CORRUPTION TOOL

The article presents the results of scientific research on the problem of corruption relations in Russia. In order to obtain an objective assessment of legal awareness and legal culture of citizens in matters of corruption the survey was conducted anonymously in different regions of Russia (Saint-Petersburg, Saratov oblast and Krasnodar Krai). Persons who participated in the survey (115 people), have higher education, are aware of the concept and nature of corruption, have a clear idea about the legal responsibility for corruption crimes. As a result, the scientific research revealed the existence of a number of myths that contribute to the formation of the double standards when corrupt reality is perceived as a rejection and simultaneously as an acceptance of various acts of corruption. In conclusion, preventing measures of the corruption are proposed, which, first and foremost, are aimed at improving the legal awareness and legal culture of citizens.

Текст научной работы на тему «Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции»

УДК: 343.8 ГРНТИ: 10.81

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Е. Г. Телегина

Кубанский государственный университет

Россия, 353900 г. Новороссийск, ул. Коммунистическая, 36

Н Телегина Елена Геннадьевна - [email protected]

В статье изложены результаты научного исследования о проблеме коррупционных отношений, существующих в современной России. В целях получения объективной оценки правосознания и правовой культуры граждан в вопросах коррупции исследование проводилось анонимно в разных субъектах России (г. Санкт-Петербург, Саратовская область и Краснодарский край). Лица, принявшие участие в анкетировании (115 человек), имеют высшее образование, осведомлены о понятии и сущности коррупции, имеют представление о юридической ответственности за коррупционные преступления. В результате научного изыскания выявлено существование ряда мифов, способствующих формированию двойных стандартов, когда коррупционная действительность воспринимается неприятием и одновременным принятием различного рода коррупционных проявлений. В заключении предложены меры предупреждения коррупции, которые, в первую очередь, направлены на повышение правового сознания и правовой культуры граждан.

Ключевые слова: коррупция, правовое сознание, правовая культура, противодействие коррупции, мифы, порождающие коррупционные отношения, двойная мораль.

LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL CULTURE AS AN ANTI-CORRUPTION TOOL

E. G. Telegina

Kuban state University

36 Kommunisticheskaya St., 353900 Novorossiysk, Russia El Telegina Elena - [email protected]

The article presents the results of scientific research on the problem of corruption relations in Russia. In order to obtain an objective assessment of legal awareness and legal culture of citizens in matters of corruption the survey was conducted anonymously in different regions of Russia (Saint-Petersburg, Saratov oblast and Krasnodar Krai). Persons who participated in the survey (115 people), have higher education, are aware of the concept and nature of corruption, have a clear idea about the legal responsibility for corruption crimes. As a result, the scientific research revealed the existence of a number of myths that contribute to the formation of the double standards when corrupt reality is perceived as a rejection and simultaneously as an acceptance of various acts of corruption. In conclusion, preventing measures of the corruption are proposed, which, first and foremost, are aimed at improving the legal awareness and legal culture of citizens.

Keywords: corruption, legal consciousness, legal culture, corruption, the myths that give rise to corrupt relations, double standards.

Проблема противодействия коррупции не перестает быть актуальной на протяжении целого ряда десятилетий. К данной теме обращались не только ученые, специалисты в области юридических наук, но и ученые в области социологии, психологии, философии и др. Безусловно, многочисленные исследования различных коррупционных проявлений внесли свой вклад в борьбе с коррупционной преступностью, однако, на наш взгляд, недостаточно освещены вопросы антикоррупционного противодействия посредством формирования правосознания и правовой культуры населения.

Справедливо указал Р.С. Байниязов, что «правосознание, обладая собственным культурным статусом в социуме, есть реальный фактор изменения правовой действительности. Нельзя недооценивать его позитивное или негативное влияние на правовую сферу общества, его фундаментальное значение в правовой системе страны. Правосознание выступает положительным фактором в случае его духовно-культурной и ментальной развитости. Но далеко не всякое правосознание отвечает подобного рода характеристикам. Нередко ему присущи нигилистические настроения в отношении идеи и чувства права, что затрудняет процесс правового воздействия на общественные отношения» [1, с. 1].

Представления о коррупционных проявлениях в российском обществе, как о неизбежном и непобедимом, а зачастую

и как само собой разумеющемся, формируются не одно десятилетие. В результате чего в сознании граждан сформировалась двойная мораль, как категория, вызванная неприятием и одновременным принятием коррупционной действительности. Следовательно, отношение населения к проблеме коррупции характеризуется деформацией правосознания, что в свою очередь, выступает в качестве одной из основных детерминант коррупции. Этому способствует ряд мифов, которые сложились вокруг данного негативного социального явления.

Анализируя процессы укоренения в сознании граждан мнения о коррупции в России, нами был выявлен ряд мифов, способствующих существованию и укреплению коррупционных отношений.

Одним из распространенных мифов является миф о том, что «коррупция является неотъемлемым элементом национальной культуры и исторически присуща российской государственной системе управления». «Реальная, не идеализированная и не мифологизированная история государства Российского свидетельствует о том, что коррупция, наряду с другими социальными недугами (воровством, пьянством, беззаконием и др.), нищетой и бесправием большинства населения, всегда была распространена в государстве» [2, с. 39].

Рассматривая причины такого рода коррупционных проявлений, полагаем, небезынтересна точка зрения ученых, ут-

верждающих, что корни коррупции кроются в историческом прошлом. Так, по мнению Т.С. Кондратьевой, причины кроются в институте «кормлений», то есть подношений, которые делались «государевым людям», как наместникам, так и приказным и служилым людям [3]. Кроме того, Русь, отстаивая свои права на независимость культурного, религиозного и иного наследия, многие годы уплачивала дань монголам. Как следствие формировалось общественное сознание, что если хочешь отстоять свои интересы, необходимо поднести что-либо в дар. За долгие годы такой подход к решению личных или иных интересов сформировал мнение, что коррупция является неотъемлемым элементом национальной культуры.

Результаты нашего исследования нашли подтверждение данному факту. Среди лиц, принявших участие в исследовании, 20% отмечают, что устойчивые коррупционные отношения в России существуют благодаря особенностям менталитета или выступают в качестве дани традиции.

Социально-исторический анализ предпосылок данного явления свидетельствует о том, что распространение и укрепление данного мифа в сознании российских граждан порождает целый ряд негативных последствий. Например, приводит к распространению избыточных коррупционных проявлений, когда вступление в коррупционные отношения обусловлено не интересами частного либо корпоративного характера, а лишь представлениями о том, что коррупция является неизбежным явлением, так принято в обществе, а иногда воспринимается как безальтернативность при решении каких либо вопросов. Вследствие распространения данного мифа в ряде регионов России за последние 4 года отмечается негативная тенденция коррупционных проявлений. Так, респонденты г. Санкт-Петербурга отмечают рост в 41% случаев, в Саратовском регионе в - 40% и Краснодарском крае в - 32%. Более того, именно респонденты явились инициаторами коррупционных отношений: в г. Санкт-Петербурге в 28% случаях, в Саратовском регионе - в 47%, в Краснодарском крае - в 22%.

По результатам исследования, проведенного Т.М. Судаковой на территории г. Иркутска, 59% респондентов на вопрос о допустимости решения личных проблем с помощью коррупционных отношений ответили, что готовы решать вопросы именно таким способом [4, с. 17-20].

Кроме того, ряд исследователей отмечает, что в некоторых южных регионах Российской Федерации коррупция не просто имеет место, «а ею пропитано все общество на различных уровнях; методы коррупционного характера не просто предпочтительны при реализации каких-либо задач, а необходимы, иначе могут быть сопряжены с невероятными трудностями» [5, с. 42].

Существование мифа о том, что коррупция является неотъемлемым элементом национальной культуры и исторически присуща российской государственной системе управления вполне обоснованно. Уровень правового сознания населения, формировавшийся на протяжении нескольких сот лет, не только отражал ситуацию институционализации коррупционных институтов, но и в силу имеющихся «поборных» тенденций, придавал коррупционным отношениям характер приемлемых форм, и, следовательно, устойчивых социальных отношений. Осознание неизбежности таких отношений и в то же время борьба с коррупцией, привели к формированию двойных стандартов в правовом сознании граждан.

Не менее распространенным мифом является мнение населения о том, что «коррупция является естественным социальным явлением, сопровождающим «общество потребления», на путь которого встала Россия». Исследователи

отмечают, что причины коррупции в России связаны с формированием общества потребления и «воцарением» характерной для него нравственной установки, а также с тем, что К.А. Феофанов назвал «текущими развращающими факторами» [6, с. 131].

Современное общество, все чаще характеризуется проявлениями корыстности, меркантильности, бедным духовным миром, приводящих к размытости нравственно-моральных устоев. У современных российских граждан отсутствует развитое чувство права как, а в некоторых случаях наблюдается пренебрежение им. Необходимо формирование правовой культуры и правосознание.

Понятие коррупционных отношений обретает смысл только при сформированном представлении лица о сущности долга. Именно долг является основополагающей категорией, позволяющей установить границу между допустимым и неприемлемым. Однако сегодня понятие морального долга «размывается» экономическим императивом, преобладающим в системе ценностей «общества потребления». И ведущую роль в формировании дозволительного отношения к коррупционным проявлениям играют средства массовой информации, распространяющие модель поведения, при которой поддерживается представление о коррупции как о всемогущей и непобедимой системе, что в свою очередь, стимулирует коррупционное поведение человека.

Исследуя различные коррупционные проявления, полагаем небезынтересна точка зрения о существовании мифа о том, что «нет чиновников, которые не берут взятки, просто вы не умеете их давать». Данный миф появился в правовом сознании граждан в силу того, что граждане полагают, если человек, стремится занять соответствующую должность, то он изначально подразумевает получение такого рода «дополнительного» дохода, благодаря занимаемой должности. Подразумевается, что сознание лица, выбравшего службу в той или иной должности, отражает действительность, при которой участие в коррупционных связях дает возможность удовлетворения не только общепризнанных жизненных потребностей, но и субъективно-значимых желаний.

Деформированное сознание является первоисточником отклонений в деятельности государственных и муниципальных служащих от нормативных моделей их статусов и статусов органов, в которых они работают, от должностных регламентов и характеристик. Другая причина ложных и ошибочных представлений госслужащих заключается в их невысокой общей культуре и низком уровне профессионализма [7, с. 41]. По результатам нашего исследования, инициатором коррупционной ситуации в среднем в 36% случаях является именно должностное лицо.

Такой стереотип, укоренившийся в сознании граждан, может приводить к тому, что происходит вовлечение чиновников в коррупционные отношения путем обмана, запугивания, шантажа со стороны потенциальных взяткодателей.

Однако нельзя не учитывать и субъективную сторону данного вопроса, так как значительное число государственных служащих подобное положение вполне устраивает. Сами они не являются инициаторами взятки, но и не отказываются от различного рода преподношений. В данном случае также важно отметить о недостатках в подборе и профессиональной подготовке кадров государственных служащих и, как следствие, их низкий профессионализм и некомпетентность способствуют стабильности в негативных показателях коррупционной преступности.

На наш взгляд, существование данного мифа в правовом

сознании граждан, объясняется неразвитостью институтов гражданского общества в Российской Федерации. Так, на вопрос о причинах коррупции в России в среднем 15% полагают, что именно неразвитость гражданского общества является одной из первостепенных причин коррупции. Ряд исследователей, изучающих причины и условия проявлений коррупции, например: И.В. Тепляшин, А.М. Цирин, пытаясь объяснить феномен устойчивости коррупционных отношений, также отмечают неразвитость институтов гражданского общества в Российской Федерации [8, с. 12-14].

Однако следует отметить, что по результатам нашего исследования, среди респондентов отмечено немало лиц, которые принципиально не дают взятки: в Санкт-Петербурге - 15%, в Саратовском регионе - 30%, в Краснодарском крае - 12%.

Описывая существование различных мифов о коррупции, укоренившихся в сознании граждан, на наш взгляд, нельзя обойти вниманием мнение о том, что «коррупция является одним из неотъемлемых механизмов, обеспечивающих функционирование экономики Российской Федерации, а следовательно является явлением положительным». Такое мнение в правовом сознании граждан может формироваться в условиях снижения материальных издержек субъектов хозяйствования и, тем самым, развитию предпринимательства, гибкости рынка, следовательно, воспринимается не только как неизбежное зло, но и как положительное явление. В такой ситуации лицо, предлагающее взятку, является более заинтересованным субъектом, например, при предоставлении налоговых льгот и субсидий, оценке инвестиционных проектов с целью уничтожения конкурентов. Однако дабы развенчать указанный миф, следует отметить, что отсутствие здоровой конкуренции замедляет важные социально-экономические процессы, способствующие укреплению и развитию экономики государства и общества в целом.

Тем не менее, в пользу существования мифа о пользе коррупции, свидетельствуют рассуждения респондентов, принявших участие в исследовании, утверждающих о снижении временных затрат при решении субъективно важных вопросов в сфере предпринимательства. В качестве указанной причины, побудивший дать взятку, отметили: в г. Санкт-Петербурге в 20% случаях, в Саратовском регионе - в 27%, в Краснодарском крае - в 16%. Однако, на наш взгляд, положительный эффект в коррупционных отношениях, даже, если они происходят по инициативе заинтересованного лица, весьма сомнительны. Как верно отмечено В.Ю. Лукьяновой «рассуждения о пользе коррупции можно сравнить с рассуждениями о пользе курения: успокаиваются нервы, притупляется чувство голода, коммуникативные функции и т.п. Однако и в том, и в другом случае постепенно разрушается организм человека, или государства» [9].

Безусловно, коррупция является одним из наиболее разрушительных криминогенноопасных явлений, влияющих на правовое сознание людей. С другой стороны деформация правосознания влияет на уровень коррупционной преступности. Безуспешные попытки противодействия государству, в котором самым важным были частные или сословные интересы, а не интересы населения в целом, привели к тому, что единственной реакцией на развитие различных форм частно-государственного взаимодействия стал правовой нигилизм населения нашей страны. В правовом нигилизме, то есть в отрицании всего, что связано с государством и правом, отражается отчаяние, невозможность противодействовать различным формам коррупции.

Однако каждая нравственно-идеологическая установка

имеет определенный срок действия. Следует отметить, что учеными в области наук криминального цикла давно опровергается суждение, в соответствии с которым решение проблемы противодействия коррупционной преступности является исключительной прерогативой правоохранительных органов. Без участия всего российского общества задача минимизации и искоренения коррупционной преступности не выполнима. Данной позиции придерживается 50% опрошенных в ходе исследования, сотрудников органов внутренних дел, считающих, что успешное противодействие коррупции в российском обществе зависит от каждого гражданина. В этой связи особое значение приобретает формирование правосознания и правовой культуры общества, осуществляемое систематически посредством антикоррупционных программ. Антикоррупционные программы должны осуществляться на разных уровнях, среди которых важное значение приобретает федеральный уровень, однако, они не должны ограничиваться законодательно закрепленным запретом коррупционных проявлений. Необходимо антикоррупционное просвещение.

Рассматривая коррупцию как негативное социальное явление, следует отметить, что она отражает социальную проекцию психологических законов общества, то есть представлений, следовательно, среди факторов детерминирующих коррупционные отношения составляют и социально-психологические. Социально-психологические факторы содержат личностные (субъективные) детерминанты и господствующие (преобладающие) в обществе моральные, социокультурные и иные взгляды людей. Все это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к формированию антикоррупционного общественного и индивидуального сознания.

Наряду с карательными мерами воздействия на коррупционную преступность необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия, среди которых одно из ключевых мест должно занимать развитие правосознания и правовой культуры населения. Обосновывая данную позицию, следует подчеркнуть, что правовое сознание выражает имеющееся у человека юридическое мировоззрение, ценностные ориентиры и убеждения его поведения личности, определяющее правовой облик общественных отношений, существующих в государстве. В рамках правосознания происходит процесс восприятия, осмысления, осознания права как такового. Недостаточно быть юридически грамотным. Так, в нашем исследовании приняли участие юридически грамотные граждане, имеющие представление о сущности коррупции и юридической ответственности и ее социально-правовых последствиях, тем не менее, многие из них вступали в коррупционные отношения. Важно, чтобы правовое сознание людей проявляло нравственно-духовные начала.

С целью формирования антикоррупционного общественного и индивидуального сознания граждан, которое выступает в качестве инструмента противодействия коррупции, предлагаем проведение следующих мер:

- установление отношений сотрудничества органов внутренних дел с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации в деле формирования негативного отношения к различного рода коррупционным проявлениям;

- введение в процесс обучения в высших учебных и средне-специальных учреждениях (в не зависимости от направления подготовки) курса, способствующего формированию правового сознания и правовой культуры населения, показывающего политический, экономический, общественный вред коррупции;

- введение образовательных программ антикоррупционного характера в рамках занятий по служебно-боевой подготовке, повышающие правовое сознание и правовую культуру, предусматривающие тренинги и иные практические занятия для сотрудников органов внутренних дел, с целью формирования осознания неприемлемости участия в перераспределении общественных благ или благ отдельного человека в свою пользу, при использовании своего служебного (должностного) положения;

- формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям путем освещения в средствах массовой информации положительных результатов борьбы с коррупционными правонарушениями, а также организовать трансляции телерадиопередач, направленных на минимизацию и искоренение в сознании людей существующих мифов в виде двойной морали, как категории, вызванной неприятием и одновременным принятием коррупционной действительности.

Современные мифы о коррупционных проявлениях - это ложность сознания человека, при которой объективная действительность отражается искаженно и предвзято. Они воздействуют на жизнь людей, порождая изъяны в правовом сознании и поведении. Как верно отметил Ж.Т. Тощенко, в современном общественном сознании сочетаются старые и новые политические идеи, космополитические и национальные ориентации, республиканские и монархические ориентиры, религиозные и атеистические убеждения, трудовые и потребительские установки [10, с. 10].

Правовое сознание граждан, выступая в качестве инструмента противодействия коррупции, должно основываться на правовой воле, которая, в свою очередь, предусматривает выработку характерных черт в форме соблюдения, исполнения и применения норм права без каких либо отклонений. Развивая и воспитывая основополагающие идеи и принципы культурного правосознания, постепенно вытесняя двойные стандарты о коррупционных отношениях с одновременным неприятием и принятием коррупционной действительности, возможно до-

биться минимизации и искоренения коррупции в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: дисс. на соиск. д.ю.н. Саратов. 2006. 349 с.

2. Гилинский Я.И. Коррупция: теория и российская реальность // Глобализация, девиантность, социальный контроль. СПб., 2009. С. 39.

3. Кондратьева Т.С. Кормить и править: о власти в России XVI -XXвв. М.: РОССПЭН, 2006.

4. Судакова Т.М. Антикоррупционное просвещение в детерминации коррупционной преступности / Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: сборн. по матер. конференции 20-21 апр. 2017 г.: СибЮИ МВД России. Красноярск. С. 17-20.

5. Сайгитов У.Т. Специфика причин коррупции в Республике Дагестан // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. 42 с.

6. Феофанов К.А. Цивилизационные детерминанты коррупции // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. М., 2009. Т.1(39). С. 131.

7. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 41.

8. Тепляшин И.В. О социально-правовом статусе представителей гражданского общества, включенных в механизм противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2010. №11. С. 28-32

9. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. №2. С. 12-24.

10. Коррупция: Природа. Проявления, Противодействие: колл. мо-ногр. 2013. Отв. ред. Т.Я. Хабриева URL: http://fictionbook.ru/static/ trials/11/64/71/11647150.html#idp9226448.

11. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. №6. С. 10.

Поступила в редакцию 09.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.