Научная статья на тему 'ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА'

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович

В статье анализируется социальная ценность феномена правового сознания и правовой культуры для современного общества. Автор обращает внимание на особенность правосознания как фактора оценки социального здоровья общества, обосновывает влияние уровня правовой культуры на состояние криминогенной обстановки, значимость высокой правовой культуры для сотрудников органов внутренних дел, обозначает некоторые направления формирования правового сознания и правовой культуры в условиях современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE AS FACTORS OF ASSESSMENT OF SOCIAL HEALTH OF SOCIETY

Social value of the phenomenon of legal awareness and legal culture for the modern society is analyzed in the article. The author pays attention to the specific features of the legal awareness as a factor of the assessment of social health of society as well as to the significance of high legal culture for law enforcement officers, explains the impact of social environment on criminal situation and emphasizes some trends in formation of legal awareness and legal culture in the conditions of the modern society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 340.114.5 ББК 67

Шинкевич Владимир Ефимович Shinkevich Vladimir Yefimovich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России, профессор кафедры социологии Сибирского федерального университета доктор социологических наук, доцент.

Professor, the Department of Humanities and Social and Economic Sciences, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor, the Department of Social Sciences, Siberian Federal University, Doctor of Social Sciences, Associate Professor. E-mail: vlashink@yandex.ru

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

Legal awareness and legal culture as factors of assessment of social health of society

В статье анализируется социальная ценность феномена правового сознания и правовой культуры для современного общества. Автор обращает внимание на особенность правосознания как фактора оценки социального здоровья общества, обосновывает влияние уровня правовой культуры на состояние криминогенной обстановки, значимость высокой правовой культуры для сотрудников органов внутренних дел, обозначает некоторые направления формирования правового сознания и правовой культуры в условиях современного российского общества.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правовая культура, правосознание, правовой инфантилизм, перерождение правосознания, правовое воспитание, деформация правосознания.

В первой статье Конституции Российской Федерации закреплено: «Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Данный социальный организм может существовать и соответствовать заявленному типу государства только в одном случае, когда каждый его гражданин будет четко осознавать предоставляемые ему права в купе с ответственностью за поддержание и соответствие заявленной декларации. Совокупность индивидуальных сознаний продуцирует общественное сознание как психическое отражение окружающей каждого и одновременно всех объективной политической и социальной реальности. В то же время данная реальность не всегда и не всеми воспринимается и оценивается однозначно с точки зрения личностных пристрастий, мнений, убеждений и осознания последствий. Неслучайно, то

Social value of the phenomenon of legal awareness and legal culture for the modern society is analyzed in the article. The author pays attention to the specific features of the legal awareness as a factor of the assessment of social health of society as well as to the significance of high legal culture for law enforcement officers, explains the impact of social environment on criminal situation and emphasizes some trends in formation of legal awareness and legal culture in the conditions of the modern society.

Keywords: legal nihilism, legal awareness, legal culture, legal infantilism, regeneration of legal awareness, legal education, deformation of legal awareness.

общество активно поддерживает широкие демократические преобразования, то начинает «заигрывать, тиражировать и внедрять» в общественное сознание националистические идеи, то целенаправленно принижает национальное и возвеличивает интернациональные ценности и цели дальнейшего сосуществования. Каковы предпочтения в обществе, во многом дает возможность оценить и уровень его социального здоровья, как некого социального феномена, всецело вбирающего и учитывающего ценности не только общества в целом, порой отдающего на уровне общественного сознания предпочтения лишь сеюмомент-ным идеологическим установкам, но и интересов каждого его члена, а также это определенный уровень развития форм, методов, направленности, содержания системы коммуникации между людьми, включенными в систему общественных отношений на основе

существующего и реализуемого права. Особенности внутренней и внешней политики государства отражались не только в системе создаваемого права, но и в правосознании и правовой культуре граждан. Яркий пример тому -неоднократная замена одних общественных ценностей другими в недалеком прошлом нашего государства. Кто-то вспоминает период и восхищается В.И. Лениным, кто-то И. Сталиным, Н. Хрущевым, Л. Брежневым и другими, или осуждает политическое руководство, методы и формы управления обществом. Речь идет о ХХ веке. Однако, при этом человек скорее признает преимущества демократического режима, чем тоталитарного и особенно в исторической ретроспективе, когда он пытается ответить самому себе на вопрос: В каком обществе он хотел бы жить?

Надо признать, что идеальную модель взаимодействия власти и общественного сознания мировая политическая, правовая и нравственная практики еще не выработали, да в принципе это очень сложно сделать ввиду многогранности и разнообразия по своим при-родно-территориальным, национальным, историческим составляющим и самих обществ. Следовательно, очень сложно описать идеальное состояние социального здоровья. В этих условиях идеальная модель может быть воспринята при практической ее реализации лишь как желаемая, но скорее всего утопичная. Но близкую к идеальной модели взаимодействия власти с обществом, с носимым им общественным сознанием, можно принять как пример функционирования политически стабильных и демократически развитых государств. В этих государствах активно развивается справедливое позитивное право. Оно закрепляет равенство всех перед законом и обеспечивает развитие социального государства в полном смысле этой политико-правовой конструкции, где не только граждане несут ответственность перед своим государством, но государство несет ответственность за уровень жизнедеятельности своего населения, за его настоящее и будущее. В эти государства стремятся попасть на постоянное или хотя бы временное место жительство те, кто не смог себя реализовать в своем собственном национальном социуме или где этого просо невозможно сделать в силу политических, социальных, этнических или правовых барьеров.

Не исключая элементы манипулятивных технологий во взаимодействии власти и общества, для демократических государств характерно при принятии органами политического управления согласование интересов как различных слоев и групп населения, так и всего общества, для данных социумов характерно развитие внутренней социально значимой коммуникации как необходимого слагаемого социального здоровья.

Это особенность функционирования характерна для любого современного социума, дающего предпочтение цивилизованному направлению своего дальнейшего развития. Поэтому, говоря о необходимости формирования общественного сознания, нужно признать всю сложность и многогранность не только данного социально-психологического и социально-философского феномена и его носителей, но и каждой ее формы, в которой оно проявляется в современном обществе: нравственное, политическое, экономическое, религиозное, историческое, правовое и др. формы сознания. В качестве метода, модели общественного сознания выступают мораль как условная общественно значимая концепция принципов, правил, оценок, норм, базирующихся на принятии концепции оценок зла и добра, которая сформировалась в определенный период времени, и идеология. Ничего социально значимого в обществе не происходит без участия разума, воли, чувств, человеческой души без оценки наблюдаемого события, явления или отдельного факта сознанием человека. Каждая из форм общественного сознания отражает все происходящее под своим углом зрения, с учетом особенностей своего проявления и функционирования в социуме. Системное взаимодействие различных форм общественного сознания позволяет не только воссоздавать более или менее полную картину состояния объективной реальности, но своевременно вырабатывать управленческие решения по стабилизации и дальнейшему развитию гуманитарной сферы общества. Не случайно общественное сознание является объектом изучение ряда общественных наук: философии, политологии, социологии, юриспруденции и других.

Правосознание как самостоятельная форма общественного сознания выражает субъективное отношение людей к противоправному и правомерному поведению, правоприменительной

юридической практике и прежде всего к праву. В то же время правосознание - это «специфическая форма индивидуального, группового и массового сознания...» [1, с. 109]. Оно, интегрированное в систему культуры общества, позволяет давать адекватную оценку праву в исторической ретроспективе, определить его ценность и признание обществом, особенности формирования и применения в прошлом, настоящем и будущем. Правовое сознание непосредственно связано с интериоризацией, социализацией молодежи, ее интеграцией во взрослую жизнь, где от состояния права как регулятора общественных отношений во многом зависит стабильность, уровень выраженности и направленности общественных эмоций. От уровня правосознания как основы правовой культуры в прямой зависимости находится и уровень преступности. Это связано прежде всего с тем, что криминогенная обстановка во многом формируется «эффективностью и качеством культуры противодействия преступности, обеспечивающей минимизацию действия криминогенных факторов и организацию превентивного устранения последствий преступности» [2, с. 9].

Правосознание как и общественное сознание многогранно и представляет исследовательский интерес не только для юристов [3; 4; 5], но и для философов [6], социологов [7], политологов [8]. Принимая во внимание то, что правосознание - это форма общественного сознания, следовательно, ему присущи как свойства (активность, целостность, избирательный характер, константность, индивидуальный характер, динамичность, способность к рефлексии и др.), так и черты (интенциональность, мотива-ционность, включенность в качестве необходимого элемента в социальные структуры и др.), характерные сознанию вообще. Вместе с тем правосознание в системе общественного сознания, элементом которого оно является, имеет свой самостоятельный объект отражения и исследования - право, и предмет - связанные с ним явления: правопорядок, законность, юридическая практика, правомерное и противоправное поведение и т.д.

Давая оценку особенностей проявления и функционирования правосознания, необходимо отметить следующие состояния, в которых оно может протекать: рациональное, рефлексивное, наивное, обыденное, мистическое,

патологическое (от простого помрачения до полного выключения). В этом ключе можно говорить о социальном здоровье общества. Готово оно поддержать и оценить реформы, какие-то общественно значимые нововведения, ощутить удовлетворение теми общественными процессами, которые сопутствуют процессам изменения социума, или настроено в большинстве своем критически, в том числе и агрессивно, ко всему, что исходит от власти, от системы правового регулирования процессов, протекающих в различных сферах общества.

В любом случае правосознание лежит в основе формируемой правовой культуры как отдельного гражданина, так и общества в целом, является активным актором профилактики преступности в социуме, формирования правопослушного общества. По мнению некоторых исследователей, изучающих феномен правосознания и правовой культуры, в обществе уровень криминальности социальной среды находится в прямой зависимости от уровня правового сознания граждан, а «деформация правового сознания выступает в качестве дестабилизирующих факторов, которые в конечном счете ведут к гибели социума и могут привести к уничтожению государства изнутри» [9, с. 88]. Правовое сознание способствует тому, что право из вынужденной необходимости преобразуется в осознанную необходимость, а продуктом творческой реализации правосознания является система позитивного права, реализующая свои потенции в социуме и его основном социальном институте - государстве. Ведь соблюдать нормы права, а равно и нравственные нормы как вынужденную необходимость гораздо более неустойчивая социальная перспектива, нежели осуществлять это осознанно как следствие результативной правовой социализации человека как в социуме в целом, так и в отдельном его социальном институте в частности.

Правосознание, проявляющееся в оценке правовой реальности, способно формировать и формирует правовые чувства как некий комплекс душевных переживай отдельных людей, групп, общества в целом по поводу принятия, использования и реализации нормативных правовых документов, оценки их общественно значимой ценности, правовой и нравственной оценки фактов противоправного поведения. Правосознание формирует отношение

самих сотрудников органов внутренних дел не только к исполнению своих профессиональных обязанностей, но и к выбору форм, методов их реализации.

Как следствие, в процессе правоохранительной службы в равных условиях и при относительно идентичных ситуациях, различные сотрудники в условиях морального выбора могут поступать по-разному.

С эмоционально-чувственного восприятия начинается осознание правовой реальности, в дальнейшем проявляющееся в конкретной форме принятия решения и деятельности. Одни сотрудники, ориентируясь прежде всего на требования норм права и правовые ценности, исходят в первую очередь из требований законов и приказов. Прежде всего осознанно поддерживая суждение о том, что законно, то и однозначно нравственно. Другие сотрудники, для которых высшими ценностями являются нормы морали и нравственности при принятии решения относительно оценки правонарушения, как впрочем и любого другого поступка, в том числе гипотетически общественно одобряемого, будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, на свои нравственные убеждения. Третьи ориентируются на корпоративные ценности, отдают при принятии решения предпочтение служебной целесообразности, они верны профессиональному долгу, являются государственниками по внутренней сути. Четвертые видят прежде всего необходимость любыми средствами достичь цель, они сторонники делать то, что принесет выгоду. Они во всем и всегда ищут целесообразность, не являются сторонниками принятия спонтанных решений ни в чем и никогда. Пятые отличаются исполнительностью, ориентируются на указания руководства, как правило, не оценивают уровень законности данных указаний, непосредственно стараются не участвовать в выработке управленческих решений, а в случае необходимости принятия таковых, ссылаются на указания «сверху» (необходимостью отчетности перед вышестоящими инстанциями, контролем выполнения поставленной задачи начальниками и т.п.)

Осознавая ценность феномена правосознания для дальнейшего развития современного общества, исповедующего приверженность идеям демократии, гражданственности, свобо-

ды и ответственности за судьбу своего отечества, а также как фактора социального здоровья общества необходимо следующее. Во-первых, совершенствование имеющихся и изыскание новых форм и методов повышения правовой культуры как информационно-правовой потребностей государственных и общественных структур, отдельных граждан для выстраивания правовой коммуникации в обществе между всеми его субъектами, выделяемыми по различным структурным основания: институциональным, стратификационным, социально-классовым и пр. на основе эффективной организации и использования информационных правовых ресурсов. Во-вторых, правосознание должно способствовать активизации процесса реализации ценностей правовой культуры, базирующейся прежде всего на духовных ценностях, что будет способствовать как эффективному противодействию использования любых неоправданных форм насилия для обеспечения правопорядка в обществе, так и формирование у граждан и руководителей всех уровней власти уважительного отношения к праву как социальному феномену. В-третьих, для повышения уровня правового сознания и как следствие правовой культуры общества необходимо развивать и совершенствовать систему правового образования населения, повышения правовой грамотности, уважительного отношения к каждому человеку и обществу в целом. Уважительное отношению к праву должно формироваться с детства и первый пример соблюдения норма права должен исходить прежде всего от родителей, ближайшего социального окружения. В-четвертых, учитывая то, что практика реализации различных норм права постоянно совершенствуется, адаптируется к конкретным потребностям практики и с учетом накопленного опыта, необходимо создание тщательно продуманной и эффективной системы различных форм правового образования, способной повысить уровень правосознания граждан. В-пятых, для исключения диссонанса правового сознания граждан в целом и представителей правоохранительных органов для профилактики и предупреждения дисгармонии и конфликта по поводу реализации профессиональных и общегражданских прав в социуме целесообразно прилагать усилия не только к формированию правосознания граждан, но и поднять уровень как

профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, так и их специальной гуманитарной подготовки. Важнейшей воспитательной задачей в образовательном процессе является привитие навыков оптимального сочетания своих прав и прав, предоставленных государством в контексте ис-

Литература

1. Карнаушенко Л.В. Государство и право в ценностном измерении: проблемы изучения правового сознания курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Общество и право. 2019. № 4.

2. Симоненко А.В. Перспективы развития культуры противодействия преступности // Общество и право. 2019. № 3.

3. Антонова Ж.Д. Правовое сознание в механизме защиты прав и свобод граждан (теоретико-правовое исследование): дис. . канд. юрид. наук. Курск, 2015.

4. Максимова, И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

5. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

6. Науменкова К.В. Российское правосознание: специфика, структура, динамика: дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2013.

7. Руденко К.И. Социологическое исследование деформаций правосознания российской молодежи в условиях социокоммуникативных трансформаций начала XXI в.: дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2015.

8. Славина М.В. Общественное сознание как объект воздействия средств массовой информации: дис. ... канд. политол. наук. М., 2007.

9. Телегина Е.Г. Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия преступности // Алтайский юридический вестник. 2019. № 4.

полнения профессиональных задач, с правами и обязанностями других лиц, на которых направлена правоохранительная деятельность. Ведь качество профессиональной деятельности полицейского также является отражением социального здоровья общества.

Bibliography

1. Karnaushenko L.V. The state and the law in the value dimension: issues of legal awareness of cadets' and trainees' at educational institutions of the MIA of Russia // Society and Law. 2019. № 4.

2. Simonenko A.V. Prospects for the development of culture of combating crime // Society and Law. 2019. № 3.

3. Antonova Zh. D. Legal awareness in the mechanism of protection of citizens' rights and liberties: diss. ... PhD in Law. Kursk, 2015.

4. Maksimova I.M. Legal awareness as a source of person's legal behavior: abstract of the dis. ... PhD in Law. Nizhny Novgorod. 2005.

5. Safronov V.V. Citizen's legal awareness: dis. . PhD in Law. Krasnoyarsk, 2004.

6. Naumenkova K.V. Russian legal awareness: specific character, structure, dynamics: dis. . PhD in Philosophy. Krasnoyarsk, 2013.

7. Rudenko K.I. Sociological study of deformation of Russian youth's legal awareness in a situation of sociocommunicative transformation in the early XXI century: dis. ... PhD in Sociology. Krasnodar, 2015.

8. Slavina M.V. Social awareness as an object of influence of mass media: dis. . PhD in Poli-tology. Moscow, 2007.

9. Telegina Ye.G. Legal awareness and legal culture as instruments of counteraction to crime // Altai Law Journal. 2019. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.