Научная статья на тему 'Православный банкинг в России'

Православный банкинг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ / ORTHODOX BANKING / ПРОЦЕНТ / INTEREST / НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / MORAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленкин Сергей Леонидович

Deepening world economic crisis of the capitalist mode of production takes on the character of irreversible global disaster, exacerbating antagonistic to the basic contradictions of the civilization development and threatens the very existence of mankind. One of the main reasons for the slowdown in the global economy, the degradation of the socio-cultural and spiritual life has become a pervasive realization on the planet of the ideals of the consumer society, excessive development of the banking, fictitious capital at the expense of real production and tovaroproizvoditeley. Industry usurious banking is a brake on the development of positive, appropriate course of naturalhistorical process of the productive forces and production relations. The transition to Orthodox banking, interestfree other advanced banking technologies will release a new productive force of society, to guide the developmentof the society by saving the path of justice, spirituality and high morals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX BANKING IN RUSSIA

Deepening world economic crisis of the capitalist mode of production takes on the character of irreversible global disaster, exacerbating antagonistic to the basic contradictions of the civilization development and threatens the very existence of mankind. One of the main reasons for the slowdown in the global economy, the degradation of the socio-cultural and spiritual life has become a pervasive realization on the planet of the ideals of the consumer society, excessive development of the banking, fictitious capital at the expense of real production and tovaroproizvoditeley. Industry usurious banking is a brake on the development of positive, appropriate course of naturalhistorical process of the productive forces and production relations. The transition to Orthodox banking, interestfree other advanced banking technologies will release a new productive force of society, to guide the developmentof the society by saving the path of justice, spirituality and high morals.

Текст научной работы на тему «Православный банкинг в России»

15. Rosness R. A contingency model of decisionmaking involving risk of accidental loss // Safety Science. 2009. Vol. 47. Pp. 807-812.

16. Schedler A. Mapping contingency // I. Shapiro, S. Bedi (Eds.). Political contingency: studying the unexpected, the accidental, and the unforeseen. NY: New York University Press. 2007. Pp. 54-78.

17. Sowden R. A Practical Guide to Project Planning: A Step-by-step Approach. Kidle Edition. 2016.

18. Webb G., Chevreau F. Planning to improvise: the importance of creativity and flexibility in crisis response // International Journal of Emergency Management. 2006. Vol. 3. No. 1. Pp. 66-72.

ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ_

ORTHODOX BANKING IN RUSSIA

Lenkin S. L.

doctor of economics, member of the Russian Academy of Natural Sciences

Ленкин Сергей Леонидович

доктор экономических наук, действительный член Российской

академии естественных наук

SUMMARY:

Deepening world economic crisis of the capitalist mode of production takes on the character of irreversible global disaster, exacerbating antagonistic to the basic contradictions of the civilization development and threatens the very existence of mankind. One of the main reasons for the slowdown in the global economy, the degradation of the socio-cultural and spiritual life has become a pervasive realization on the planet of the ideals of the consumer society, excessive development of the banking, fictitious capital at the expense of real production and tovaropro-izvoditeley. Industry usurious banking is a brake on the development of positive, appropriate course of natural-historical process of the productive forces and production relations. The transition to Orthodox banking, interest-free other advanced banking technologies will release a new productive force of society, to guide the developmen-tof the society by saving the path of justice, spirituality and high morals.

Key words: Orthodox banking, interest, moral economy.

АННОТАЦИЯ:

Углубляющийся мировой экономический кризис капиталистического способа производства принимает характер необратимого глобального катаклизма, обостряет до антагонистических основные противоречия развития цивилизации и ставит под угрозу само существование человечества. Одной из главных причин замедления темпов роста мировой экономики, деградации социально-культурной и духовной жизни стала повсеместная насаждение на планете идеалов общества потребления, непомерное развитие банковского, фиктивного капитала в ущерб реальному производству и товаропризводителю. Индустрия ростовщического банкинга является тормозом развития позитивных, адекватных ходу естественно-исторического процесса производительных сил и производственных отношений. Переход к православному банкингу, другим беспроцентным прогрессивным банковским технологиям позволит высвободить новую производительную силу общества, направить развитие социума по спасительному пути справедливости, духовности и высокой нравственности.

Ключевые слова: православный банкинг, процент, нравственная экономика.

Современная либеральная теория и практика полностью исчерпали свои возможности по общественно приемлемому социально - экономическому развитию и контролю опасных кризисных явлений, поразивших большинство стран мира. При этом антагонистические противоречия между трудом и капиталом угнетаемые социальные группы все чаще пытаются разрешить радикально, в том числе путем «цветных» революций и даже глобального террора и войн (ИГИЛ). Особенно губительно воздействие финансового капитала на позитивное развитие цивилизации, проявляющееся в наиболее концентрированном виде в сфере банковской деятельности. К числу основных причин разразившегося мирового экономического кризиса следует отнести глобальное усиление влияния и паразитизма ссудного процента. Абсолютно неприемлемой стала грабительская доля банковского сектора в совокупных доходах мировой экономики (с 15-20% в 70-80х годах

ХХ века до 50-60% сегодня). Объем фиктивного капитала в виде экзотических ценных бумаг и дерива-тивов, спекулятивных высокорисковых финансовых операций в разы превысил мировой ВВП (около 1500 триллионов долларов США) [1].

В силу этих причин все более остро встает проблема поиска новых организационно-хозяйственных форм и концепций, способных создать адекватные механизмы регулирования экономической жизни общества и предотвращения социальных конфликтов. Россия, скатившись по социально-экономическим показателям до уровня развивающихся стран, в значительной мере уже потеряла свой экономический суверенитет и крепко «подсела на иглу» сырьевой зависимости. Либеральный курс отечественной экономики привел к росту спекулятивного банковского процента, демонетизации (обескровливанию) экономической жизни и обнищанию широких слоев населения. К сожалению, в такой пагубной для страны политике

пока кровно заинтересована ориентированная на запад крупная финансовая буржуазия, а также руководство ЦБ РФ и экономический блок правительства России. Приходится констатировать, что банковское законодательство и сама деятельность банков РФ направлены на обеспечение правовых и финансово-экономических условий существования именно такого, деградирующего типа капиталистического общества.

Идея создания социально более справедливого, «православного» банка в РФ высказывалась ранее неоднократно, но особое внимание к этому проекту возникло в минувшее пятилетие, после резкого обострения и ухудшения социально-экономической ситуации в мире и России. Общественные и религиозные деятели, ученые и специалисты предлагают разработать новую модель банковских технологий на основе позитивных догматов православия, запрещающих обман, убийство, жестокую эксплуатацию и ростовщичество, чрезмерно рискованные хозяйственные операции и другое антиобщественное поведение. В конечном итоге стабильность и жизнеспособность государства определяются, прежде всего, уровнем нравственного и духовного развития граждан, а не только состоянием экономики и материального благополучия. В своем докладе Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на V Рождественских Парламентских встречах 26 января 2017 г. в Государственной Думе РФ, обращаясь к депутатам и членам Правительства РФ, отметил, что в Индии: «.. .нашелся человек, сам из бедняков, который создал прекрасную систему банков для бедных — без сумасшедших процентов, без того, чтоб закабалять людей. Эта инициатива была очень высоко оценена всеми, с кем мне приходилось ее обсуждать, и я считаю, что, может быть, следует ознакомиться с этим замечательным опытом поддержки малоимущих, в том числе через систему кредитования».

Следует отметить, что во многих странах Азии, располагающих существенной долей мусульманского населения, создан довольно обширный банковский сектор, весьма успешно функционирующий по канонам мусульманской религии уже многие десятилетия и позиционирующий себя как "исламский банкинг". Коран, как и Библия, запрещает ростовщичество, но разрешает торговую прибыль. Исламский банк, как правило, входит с предпринимателем в долю: вкладывает свои деньги и получает прибыль или убытки на заранее оговоренных условиях. Примерно так же выглядит и депозит, при котором вкладчик, как и держатель пакета акций, не имеет гарантированных процентов и прибыли, поскольку они зависят от результатов работы банка в целом. Сегодня исламские банки открыты более чем в 40 государствах мира, в том числе и западных. Многие европейские и американские банки уже давно используют исламскую систему финансирования, открывая специальные «окна», которые выдают халяльные (дозволенные с точки зрения шариата) деньги.

Учитывая то, что православие является основной религиозной конфессией в РФ, по аналогии с

65

исламским банкингом именно в России, имеющей генетический опыт социальной справедливости, целесообразно создать православный банкинг. Православие хоть и осуждает нетрудовые доходы, но в отличие от ислама не формирует чрезмерно жестких требований к финансовым операциям. Например, можно выдавать по справедливой, пониженной ставке кредиты прихожанам, за которых ручается священник или приход. При банках православные советы, отобранные церковью, оценивали бы кредитные заявки с точки зрения религиозной этики. Пример и опыт мусульманских стран может использоваться как модель для разработки отечественных банковских технологий, основанных на православном менталитете и традициях отечественной хозяйственной деятельности. Религиозный подход к обоснованию нравственности обычно представляется как в христианской, индуистской, так и мусульманской богословской литературе как очевидный и единственно возможный. Соблюдение заповедей, где закреплены как нормы морали, регламентирующие экономическое поведение индивида в процессе общественного производства, так и соответствующие экономические инструменты, позволит обеспечить высокую эффективность производства и достойный уровень жизни.

Традиционные религии издревле осуждают ростовщичество. Несомненной истиной для верующего человека является нравственная недопустимость отдавать деньги под проценты, «в рост». Однако российские банки являются неотъемлемой частью современной либеральной экономики, в которой во главе угла лежит ростовщический ссудный процент. В патриархальном обществе ссуды в основном использовалось не в качестве капитала, а в качестве покупательного и платежного средства, то есть для потребительских целей. Взимание ссудного процента в настоящее время рассматривается как средство компенсации потери исходной стоимости займа. Кроме того в современном мире ссуды выдаются не только на потребительские цели, но и как предпринимательский капитал, то есть для получения прибыли. Если заемщик обращается в банк за деньгами для личного приобретения каких-либо услуг или вещей, а банк эти средства предоставляет на условиях уплаты процентов, то это с христианской точки зрения является ничем иным, как примером классического ростовщичества. Но если за такие кредиты банк будет взимать процент, покрывающий общественно необходимые издержки, которые он объективно несет в процессе своей деятельности, то это, по мнению многих ученых и специалистов допустимо с точки зрения христианства, а также не будет противоречить основным постулатам теории прибавочной стоимости и современной рыночной экономики. Фактически эта маржа будет не процентом, зависящим от величины ссуженной стоимости, а комиссионными, складывающимися из справедливых затрат банка как хозяйствующего субъекта.

В рамках концепции православного банкинга необходимо использовать соответствующие ему уже апробированные финансовые инструменты.

66

Можно, например, применить так называемые базовые низкорисковые банковские технологии, уже сотни лет обеспечивавшие стабильную работу швейцарских банков - «фидуциарные» (доверительные) технологии. В этом случае предприниматель размещает в низкорисковом банке деньги (депозит или иные активы), дает ему поручение финансировать определенный объект и осуществлять необходимый банковский контроль за его деятельностью. Бизнес-риск лежит при этом на владельце депозита в фидуциарном банке, поскольку он сам принимает решение о финансировании и получит основной доход. Банк выступает лишь в роли агента и претендует либо на комиссию, либо на минимальную кредитную маржу. Возможные неверные инвестиционные решения банку грозят только утратой части комиссии. Такое сотрудничество не дает банку сверхприбылей, но обеспечивает предпринимателю квалифицированный финансовый банковский контроль и эффективное бюджетирование всех контрагентов [2].

Православный банк не должен слепо руководствоваться требованиями западной, «базельской» модели современного банкинга. Напротив, всю свою деятельность он обязан подчинить канонам христианской религии, изложенным в церковных догматах и относящихся к хозяйственной деятельности человека, основанной на православной этике и морали. Принципиально недопустимо, чтобы православный банк играл на фондовом или валютном рынке, вкладывал финансовые средства в авантюрные сделки, рискуя обанкротиться. Такой банк должен служить инструментом повышения доверия между прихожанами-бизнесменами, на практике доказывая, что в предпринимательстве можно соблюдать христианские заповеди, относиться к ближним с заботой и любовью. Будучи председателем Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин в ноябре 2014 года на встрече с членами клуба «Русский предприниматель» предложил создать систему православного банкинга в РФ. Он отметил, что... «православный проект, в частности, предполагает выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия, и отказ от участия в денежных потоках от производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса, использования труда нелегальных мигрантов и всех других вещей, которые не одобряются христианской религией. Такой банк не будет заниматься проектами с повышенными рисками, выдавать кредиты и участвовать в организации спекулятивной торговли на валютном и фондовом рынках. А задачей фонда инвестиций, созданном при таком банке, станет финансирование реального сектора экономики, приобретение оборудования, технологий, производственных площадей. Оказывать финансовые услуги населению, а также финансировать производство табачных изделий и азартные игры он не собирается».

Таким образом, в качестве перспективного механизма бескризисного и социально ориентированного развития отечественной экономики, вполне

резонно рассматривать новую банковскую модель, основанную на концепции православного банка предусматривающую:

• Ликвидацию ссудного процента и паразитического ростовщичества за счет расширения банковских доверительных и комиссионных операций, усиления функций финансового банковского контроля;

• Минимизацию спекулятивных и рискованных операций на финансовых рынках путем налогового регулирования и государственной поддержки;

• Привлечение и размещение финансовых средств банком не под завышенные проценты, а на принципах справедливого участия и софинансиро-вания, под прибыль будущего предприятия, что обеспечит прозрачность, надежность и социальную приемлемость банковской деятельности.

Реализация идей создания православного банкинга может способствовать улучшению инвестиционной политики, снижению удельного веса губительной ростовщической (спекулятивной) деятельности в отечественной экономической и финансовой системе. При этом существенно снижаются риски наиболее опасных, кризисных социально-экономических явлений, устраняется дисбаланс между финансовым и реальным секторами экономики, получает мощную поддержку малый и средний бизнес, возрастает благосостояние граждан с низким уровнем доходов.

В последнее время Центробанком, правительственными и общественно-религиозными структурами страны заметноее внимание уделяется развитию исламского банкинга в РФ. Так, пилотный проект под эгидой Сбербанка РФ сегодня реализуется в Татарстане, далее на очереди Башкортостан, Чечня. Подготовлен и внесен в Госдуму РФ законопроект о развитии исламского банкинга в РФ. К сожалению, пока нет такой действенной поддержки православному банкингу. На наш взгляд, казачество всегда было опорой и защитником православия на Руси и сегодня именно оно вполне обоснованно могло бы поддержать идею православного банкинга, выступить с инициативой создания первого православного казачьего банка в России. К настоящему времени накопилось много проблем реального возрождения казачества и для их успешного разрешения необходима не только правовая, но и экономическая база. Создание мощного православного казачьего банка России с филиалами в регионах РФ и за рубежом, аккумуляцией в Земельном Залоговом Фонде казачьих земель в виде земельных участков в натуре и земельных ценных бумаг (акций, облигаций, закладных, векселей) позволит казачеству экономически и социально окрепнуть, стать реальной политической силой общественной жизни России [3].

Список литературы:

1. Ленкин С.Л. Ещё раз о либеральной экономической парадигме.

URL:

http ://www.yurclub.ru/docs/other/article219. html

2. Скузоватова О.Г. Место концепции православного банка в современной финансово-экономической теории.

URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/mesto -kontseptsii-pravoslavnogo-banka-v-sovremennoy-finansovo-ekonomicheskoy-teorii-1

3. Ленкин С.Л. Формирование земельных залоговых фондов муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. (Методика).

URL: http://www.yurclub. ru/docs/other/arti-cle281.html

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К _СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ_

Лытнева Наталья Алексеевна

д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление» ФГБОУ ВО

Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Парушина Наталья Валерьевна д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность», ФГБОУ ВО

Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Белокопытов Алексей Михайлович бакалавр факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства ФГБОУ ВО Среднерусский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Орел

Аннотация:

Статья раскрывает основные направления формирования бизнес-плана организации. Бизнес-план предусматривает разработку цели и задач, которые определяются организацией на ближайший и перспективный период, оценку текущего состояния ее экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка, информацию о клиентах и контрагентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Для разработки бизнес-плана должна быть определена методика с учетом специфики организации. Грамотно составленный бизнес-план обеспечит решение многих неизбежных проблем в развитии бизнеса, позволит исключить ошибки, спланировать действия организации. Это инструмент, с помощью которого можно управлять и контролировать. Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта, привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что дело, начатое ими, выгодно и принесет прибыль.

Abstract:

The article reveals the main directions of the formation of the business plan of the organization. The business plan provides for the development of a goal and tasks that are determined by the organization for the near and future period, an assessment of the current state of its economy, strengths and weaknesses of production, market analysis, information on customers and counterparties. It provides an assessment of the resources needed to achieve the objectives in a competitive environment. To develop a business plan, a methodology must be defined, taking into account the specifics of the organization. A competently drawn up business plan will ensure the solution of many inevitable problems in the development of business, will allow to exclude mistakes, plan the actions of the organization. It is a tool with which you can manage and control. The business plan allows to show the profitability of the proposed project, to attract possible counterparties, potential financial partners. He can convince investors that the case, started by them, is profitable and will bring profit.

Ключевые слова: бизнес-план, анализ, планирование, критерии, методы.

Keywords: business plan, analysis, planning, criteria, methods.

Современное развитие деятельности организации в условиях неопределенности направлено на развитие системы планирования, как одной из основных функций управления, составление обоснованного бизнес-плана, который содержит результаты предварительных технико-экономических обоснований малых, средних и крупных инновационно-инвестиционных проектов в деловом планировании. Это документ, который характеризует бизнес, идею его развития, направления функционирования, возможные пути реализации бизнес-идеи, подтвержденные финансовыми расчетами. Бизнес-план подтверждает реальность предлагаемой идеи, раскрывает потенциальную рентабельность и возможность возникновения рисков. Бизнес-плана должен быть положен в организации и

планировании деятельности организации, поскольку от его грамотного формирования и последующий презентации зависит объем внешнего финансирования, возможность получения кредита, рациональность управления всеми ресурсами, развитие и маркетинг бизнеса [9].

Основными пользователями бизнес-плана является персонал организации, административно-управленческие работники, а также внешние пользователи, такие как потенциальные инвесторы, кредиторы и партнеры [10]. Руководство организации на основе информации бизнес-плана выявляет возможные проблемы, которые могут возникнуть в хозяйственной деятельности при реализации поставленных целей, осуществляет оценку конкурентоспособности и финансового положения организации, намечает пути выхода из возможного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.