Научная статья на тему 'Этические финансы в нравственной экономике'

Этические финансы в нравственной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / ETHICAL FINANCE / ПРАВОСЛАНЫЙ БАНКИНГ / ORTHODOX BANKING / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ISLAMIC BANKING / НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / MORAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патласов Олег Юрьевич, Каирденов Серик Сырлыбаевич

Описаны контуры теории духовно-нравственной экономики и этических финансов. Проанализирована этика традиционных банков. Проведён сравнительный анализ видов финансирования. Прогнозируются перспективы исламского финансирования в светских государствах и формирование православного банкинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Патласов Олег Юрьевич, Каирденов Серик Сырлыбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL FINANCE IN MORAL ECONOMY

The article describes outlines of ethical finance and the theory of moral and spiritual economy. The authors carry out the comparative analysis of financing activities and analyze ethics of traditional banks. Prospects of Islamic financing in secular states and formation of orthodox banking are predicted.

Текст научной работы на тему «Этические финансы в нравственной экономике»

УДК 336

О. Ю. Патласов,

Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия,

С. С. Каирденов, Омская гуманитарная академия

ЭТИЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ В НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Описаны контуры теории духовно-нравственной экономики и этических финансов. Проанализирована этика традиционных банков. Проведён сравнительный анализ видов финансирования. Прогнозируются перспективы исламского финансирования в светских государствах и формирование православного банкинга.

Ключевые слова: этические финансы, правосланый банкинг, исламский банкинг, нравственная экономика.

Актуальность теории этических финансов возникла с новой силой во время мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. в рамках системного анализа и необходимых цивилизационных трактовок. Левые партии связывали кризис с нарушением принципов социальной справедливости и недостаточностью госрегулирования экономики. «Правая» идеология, напротив, упрекает правительства за чрезмерное вмешательство в рыночные механизмы, забвение либеральных ценностей, расширение коллективных начал и подавление индивидуализма. Протестантская церковь связывает причины кризиса забвением этики, восходящей к идеям рациональности, бережливости и воздержания. Иерархи католицизма и православия единодушны в оценке кризиса как расплаты человека за отказ от незыблемых ценностей, таких как любовь к Богу, милосердие, добро, истина, взаимопомощь и др. К аналогичным выводам приходят духовные лидеры иудаизма и буддизма. Более жёсткую позицию занимают религиозные деятели и богословы исламского мира, предлагая «исламскую экономическую модель».

Создание виртуальной экономики, кратно превышающей реальный сектор, надутые финансовые пузыри, приведшие к мировому банковскому кризису, показали, что этический банкинг, прежде всего исламский, а также сберегательные кассы проявили высокую финансовую устойчивость уже хотя бы потому, что не работали в секторе рисковых финансовых инструментов.

Анализу лучших банковских практик и формированию контуров теории этических финансов посвящены работы как отечественных и зарубежных учёных, так и богословов [1, 9]. Ряд публикаций посвящён созданию нравственных экономик [3].

Гипотезы и проблемы

1. Как повлияет расклад влияния отдельных мировых религий после продвижения соответствующего банкинга на структуру прихожан (мирян)?

2. Делая исторический экскурс в становление банковской системы, выявляем, что, по мнению учёных, Давида Юма, Адама Смита и др. эталоном кредитно-депозитного института считался Муниципальный банк Амстердама.

3. Следует ли ожидать в рамках традиционного банкинга большую социальную ответственность от муниципальных банков, в отличие от коммерческих банков без участия государства и муниципалитетов, таких как: Банк Москвы, Ханты-Мансийский Банк, Башпромбанк, Дальневосточный банк, Банк Казани и Хакасский Муниципальный банк, а также Россельхозбанк, ВТБ и госкорпорация «ВЭБ»?

4. Что можно отнести к христианским банковским инструментам?

5. Что считать христианским банкинком в условиях закрытости Института религиозных дел (официальное название Банка Ватикана) или развитие банкинга должно идти в конфессиональном русле: православный, католический и др.?

6. Можно ли считать традиционный банкинг религиозным, но на основе протестанской этики и вероучения?

7. Будет ли конкурентоспособна христианская система микрокредитования?

8. Не спровоцирует ли введение исламского банкинга усиление фундаменталистских настроений в светских странах с превалированием мусульманского населения?

Радикальные течения современного восприятия ислама уже вызвали фобии. Среди обычных людей бытует мнение, что исламское финансирование связано либо с финансированием радикальных

течений, либо с финансированием мечетей, медресе и литературы. Именно поэтому, на наш взгляд, более мягким вариантом является открытие исламских окон в традиционном банкинге, хотя, по некоторым данным, в банках, работающих на основе шариата, 70 % вкладчиков - христиане [10].

Каковы же основные отличия исламских экономических моделей от традиционных способов финансирования? (табл. 1)

Таблица 1

Сравнительный анализ видов финансирования

Критерий Исламское финансирование Традиционное финансирование

Основа для бизнеса и ограничения В соответствии с Кораном и Сунной, а также в соответствии с действующим законодательством Действующее законодательство конкретного государства

Поток финансовых ресурсов В пользу бедных и незащищённых слоёв населения Максимизировать ценности акционера

Отношения между контрагентами Отношения между вкладчиками и предпринимателями дружественные и скоординированные Отношения кредитора и должника

Источники для бизнеса Без использования процентных операций Любые в соответствии с законодательством страны

Процентные ставки Процентные ставки и ростовщичество исключены на всех уровнях финансовых сделок Основой все финансовых сделок являются процентные ставки и ростовщичество высокого уровня

Соотношение рисков Вкладчики берут на себя риски, нет необходимости гарантирования депозитов Вкладчики не берут на себя риски, более того, банк склонен к уплате основной суммы с доходом по гарантированной процентной ставке

Уровень морального ущерба Низкий уровень морального ущерба, благодаря партнёрским отношениям между банком и клиентом Высокая проблема морального ущерба, потому что отношения основаны на денежных сделках

Основные принципы Личная выгода на фоне распределения справедливости и равенства возможностей Максимизация личной выгоды любыми способами в рамках законов конкретного государства

Макроэкономические модели социально-экономического порядка

Степень влияния различных мировых религий на экономики стран, бесспорно, зависит от формы государственного управления, например, в светских государствах (конституционного отделения религии и государства) она в среднем ниже. Здесь тоже прослеживается разнообразие во взаимовлиянии церкви и государства. Так, в ФРГ церковь отделена от государства, но при доминировании протестантов и римско-католической церкви государство выполняет функцию по сбору специального налога на поддержку церкви, и священник является государственным чиновникам. Особый статус имеет Ватикан и банк Ватикана. Успешной моделью сочетания религии (ислама) и общемировых цивилизационных ценностей выступает кемализм, от которого в последние годы отходит политическое руководство Турции, пытаясь восстановить черты панисламистской доктрины османской империи, «сдобренные» фундаменталистскими течениями ислама. Саудовская Аравия выступает примером мусульманского государственного устройства с нормами шариата; на идеологии радикального исламизма базируется непризнанное Исламское государство Ирака и Шама (ИГИШ, ИГИЛ, ИГ). В настоящее время ростовщичество запрещено в Иране и Пакистане.

Общие правила, по которым функционирует исламский банкинг:

• общий запрет на ссудные проценты и фьючерсные сделки;

• запрет на спекуляцию - использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец - арабская холдинговая компания Borse Dubai);

• запрет на азартные игры (лотерея и т. п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий -особенно запрет на инвестиции в производство и потребление алкоголя и табака, проституцию, порнографию, колдовство, особые условия переработки мяса животных [5].

В научно-публицистической литературе социальный банкинг рассматривается как синоним исламского банкинга, что не совсем точно. Этический банкинг не обязательно должен следовать нормам ислама или других мировых религий, как, например, в православном банкинге. Проектное финансирование также не является синонимом исламского банкинга, хотя и очень близко по смыслу.

Этические финансовые технологии развиваются медленее аналогичных движений в производстве, в сфере коммерции и потребления, таких как движения за справедливую и этическую торговлю (Fare trade, Ethical trade); этическую идеологию потребления и стиля жизни с учётом заботы об окружающей среде (LOHAS - Lifestyle Of Health And Sustainability) и др.

Понятийный аппарат

Духовно-нравственная экономика - экономика активной, творческой солидарности людей как в личной, так и в общественной жизни. «Духовно-нравственная экономика - это экономика, базирующаяся на православных духовных принципах и нравственных нормах, выступающая как необходимое средство спасения и духовного совершенства человека» [3].

Аксиома нравственной экономики - предоставление всем членам общества бесплатно общественно значимых благ, таких как образование, наука и культура [6].

Под этическим инвестированием (socially responsible investing (SRI), social investing, socially aware investing, ethical investing) понимается процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций [2].

Этический (социальный, альтернативный, гражданский, стабильный) банк - банк, обеспокоенный социальными воздействиями и и воздействиями на окружающую среду его инвестиций и кредитов. Этические банки - часть социального движения, Banktivism», призывающего к большей социальной и экологической ответственности в финансовом секторе. Это движение включает этические инвестиции, социально ответственные инвестиции, корпоративную социальную ответственность, также оно связано с такими движениями, как движение справедливой торговли, этическая защита прав потребителей и др. Самая известная ассоциация для этического банковского дела -Глобальный Союз для Того [16].

В научной литературе среди признаков отнесения к этическому банкингу часто называется привлечение общественности, что не бесспорно, т. к. кредитные кооперативы и традиционные банки тоже часто привлекают к управлению общественность и участвуют в общественно значимых проектах. Это проекты доступного жилья (например, Банк Vancity & Citizens), программы финансовой грамотности населения, выделение стипендий и спонсорство, поддержка событий муниципалитетов (TD Канадское доверие жертвует на местные инициативы) и др.

Экономическая свобода, нравственность, религиозность

Религиозные нормы продолжают оказывать существенное влияние на нравственные взгляды, бизнес-этику верующих той или иной конфессии. При анализе опыта ряда стран экономический успех можно наблюдать в тех странах, где в экономической сфере основными добродетелями личности и бизнеса являются честность, достоинство, уважение к партнёру и к своим обязательствам. Та или иная религия отчётливо прививает эти качества своим последователям. «Ведь все религии признают одного Бога, и у всех религий одни авраамические корни» [4]. Встают вопросы, в чём состоят основные особенности взглядов религий на происходящие в экономике процессы? Как связана религиозность населения с экономикой, финансами и банкингом?

Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году отметил взаимосвязь религии и экономики. Так, он обнаружил, что в Германии (где проживают как католики, так и протестанты) наилучших экономических успехов добивались протестанты. Они составляли основной состав предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Также динамично развивались такие страны, как США, Англия и Голландия. На основе корреляции статистических данных можно вскрыть некоторые их факторов отсталости или процветания стран и выявить влияние социокультурных различий общества в доминирующей религии.

Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса профессор Лоуренс Харрисон приводит результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн человек исповедуют одну из мировых религий (табл. 2) [13].

Таблица 2

Соотношение религии, свободы, экономических результатов, доверия и коррупции

Религия Население (млрд чел.) Общая свобода ВВП на душу населения, долл. Коэффициент Джини Доверие, % Коррупция

Ислам 1122 9,7 3142 36,6 26 78,6

Православие 262 8,6 7045 40,4 25 75,7

Католицизм 904 5,5 9358 45,6 16 45,6

Иудаизм 6 4 19 320 35,5 - 16

Протестантизм 530 2,3 29 784 36,8 46 14,9

Из анализа таблицы 2, на первый взгляд, можно сделать вывод, что, чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Также видна прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения: чем ниже уровень, тем выше степень свободы.

На наш взгляд, если брать во внимание коэффициент Джини, демонстрирующий расслоение населения по доходам, то в религиях с наивысшим показателем коррупции коэффициент ниже, что свидетельствует о наиболее справедливом распределении доходов в обществе. Соответственно, процент доверия выше (в данном случае указан процент населения, убеждённого, что людям можно доверять). Не без внимания остаётся количество населения, так как в данном исследовании оценка ВВП на душу населения велась по равенству покупательной способности.

В работе В. Г. Кандалинцева «Типология и ВВП современных цивилизаций» для построения типологии цивилизаций выделяется четыре «мира цивилизаций»: мир христианских цивилизаций, мир исламских цивилизаций, мир восточно-религиозных цивилизаций, мир национально-религиозных цивилизаций. Предлагаемая типология содержит четыре крупных сообщества («мира») цивилизаций и шестнадцать собственно цивилизаций» [12]. Мир христианских цивилизаций представлен как Западно-христианская, Восточно-православная, Латиноамериканско-католическая, Океанско-христианская, Афро-христианская. Мир исламских цивилизаций классифицирован как Средиземноморско-Аравийская суннитская, Среднеазиатско-суннитская, Афро-суннитская, Восточно-суннитская, Шиитская. Мир восточно-религиозных цивилизаций, по словам автора, разделён на Конфуцианскую, Буддийскую, Индуистскую, Дальневосточно-синкретическую. Иудейская и Афро-азиатская полирелигиозная вошли в мир национально-религиозных цивилизаций. В исследовании В. Г. Кандалинцева приведена динамика ВВП по данным цивилизациям и сделан прогноз на 2020 год (табл. 3).

Таблица 3

Динамика ВВП в разрезе цивилизаций, млн долл.

Цивилизации 1999 г. 2009 г. 2020 г. (прогноз)

Весь мир 30 742 328 58 278 994 141 340 080

Мир христианских цивилизаций 22 065 722 40 211 823 87 099 819

Мир исламских цивилизаций 1 326 635 4 186 023 14 507 871

Мир восточно-религиозных цивилизаций 7 179 329 13 500 938 38 751 484

Мир национально -религиозных цивилизаций 170 642 380 210 980 905

Доля каждой из цивилизаций: мир христианских цивилизаций - 61,6 %; мир исламских цивилизаций - 10,3 %; мир восточно-религиозных цивилизаций - 27,4 %; мир национально-религиозных цивилизаций - 0,7 % соответственно.

Анализируя промежуточный период (2012-2013 гг.), мы видим, что в мире национально-религиозных цивилизаций (согласно классификации, предложенной профессором В. Г. Кандалинце-вым) можно наблюдать следующее (рис. 1).

Рис. 1. Мир национально-религиозных цивилизаций. *2012, 2013 гг. рассчитаны по данным МВФ

Источник: собственные расчёты

То есть за 10 лет уровень ВВП поднялся на 55 % (в среднем 5,5 % за год) и, соответственно, прогноз, предложенный профессором В. Г. Кандалинцевым, - на 2020 год уровень ВВП поднимется на 61,2 % (в среднем 5,56 % за год). Так, проанализировав промежуточный период, видим, что за три года процент ВВП увеличился на 27 % (в среднем 9 % за год). Значима динамика за один год, когда процент роста равен 10 % (сравнивая промежуточные года с 1999 по 2009 г.). Таким образом, можно предположить, что за 7 лет ВВП увеличится на 65,5 %, т. е. на 9,4 % в среднем за год. И объём ВВП может достигнуть 1 692 006 млн долл.

Аналогична динамика и в мире восточно-религиозных цивилизаций (рис. 2). Так, за 10 лет уровень ВВП вырос на 46,8 % и по прогнозам к 2020 г. достигнет отметки 38 751 484 млн долл., что равно 65,2 %. Проведённый промежуточный анализ показал, что уровень ВВП в 2012 году достиг 18 756 760 млн долл., а в 2013 году - 18 854 490 млн долл., что соответственно равно 28,02 % за три года и 0,52 % за год. В 2013 г. наблюдается незначительная динамика роста ВВП во всех государствах, входящих в данный состав, и даже спад в Японии (5 938 000 долл. в 2012 г. и 4 902 000 долл. в 2013 г.). В 2013 г. Правительство Японии приняло меры по преодолению последствий природных катаклизмов и производило огромные траты на восстановление экономики регионов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень ВВП, а соответственно, и экономика государств, так или иначе, растёт во всём мире и не зависит от вероисповедания или принадлежности основного населения государства к той или иной религии. Вопрос в другом: как относится та или иная религия к денежному обороту в государстве и, соответственно, к предоставлению денег в долг под проценты? Как соотносится вопрос банкинга в известных религиях?

Основы морали всех мировых религий очень похожи. Все монотеистические религии признают Моше (Моисей - у христиан, Муса - у мусульман) пророком, которому Всевышний даровал свои Законы. Анализируя экономический аспект, можно сказать, что многие традиционные религии, такие как христианство, иудаизм и ислам, осуждают ростовщичество.

Ростовщичество - предоставление денежных ссуд под высокий процент [8]. Вопрос запрета ростовщичества является основным для понимания сущности работы исламской экономики. Ислам, так же, как и другие религии, осуждает взимание и предоставление процентов. Одним из первых положение о запрете ростовщичества в религиозной науке было отражено в Торе. В Ветхом Завете содержатся тезисы о том, что настоящий праведник «в рост не отдаёт и процентов не берёт» (приводится по переводу института «Мосад ха-рав Кук»; Йехезк, 18:8). Тора рекомендует бережно обращаться с должником. Запрещено брать в залог вещи, используемые для приготовления пищи, запрещается также входить в дом должника, чтобы забрать залог (Шмот, 22: 24-26, Дварим, 24: 6, 10-13).

Другие положения Торы красноречиво свидетельствуют, что давать деньги под процент запрещено только своим единоверцам: «Когда деньгами будешь ссужать народ Мой, неимущего, который с тобой, - не будь ему притеснителем и не бери с него проценты» (перевод П. Гиля по изданию Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии / Электронная библиотека издательства Директ Медиа Паблишинг. - Т. 12 (на CD), Шмот, 22: 24), «Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата твоего прости ему» (Дварим, 15: 3). Предостерегая иудеев от попадания в долговую зависимость от представителей других народов, Тора недвусмысленно рекомендует практиковать ростовщические операции по отношению к иноверцам: «.. .и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и будешь ты властвовать над многими народами, а над тобою они властвовать не будут» (Дварим, 15: 6).

Соответственно, видна динамика ВВП во всём мире, включая все цивилизации (рис. 3)

45000000 40000000 35000000 30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000

0 Î 2 ? 4 5

«♦»год 1999 2009 2012 2013 2020

«■"ВВП (млн. долл) 7179329 13 500 938 18 756 760 18 854 490 38 751 484

Рис. 2. Мир восточно-религиозных цивилизаций. *2012, 2013 гг. рассчитано по данным МВФ

Источник: собственные расчёты

Рис. 3. ВВП: весь мир. *2012, 2013 гг. рассчитано по данным МВФ Источник: собственные расчёты

Таким образом, данный вопрос интерпретируется авторитетными еврейскими мудрецами двояко. В иудаизме ссуда денег под процент запрещена среди единоверцев. Для иноверцев таких ограничений нет, и данный вопрос интерпретирован впоследствии как взимание процента с неевреев в случае крайней нужды. Библия также осуждает ростовщичество, понимая под ним предоставление заимодавцем ссуды заёмщику на условиях уплаты за это вознаграждения. Размер вознаграждения при этом значения не имеет.

Согласно христианской церкви, запрет на взимание процентов содержится в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад», «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?». Христианство не отвергало возможность беспроцентных кредитов: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф, 5: 42). В своих притчах он также упоминает о ростовщических операциях, в притче о минах (Лк, 19: 23), притче о талантах (Матф, 25: 27).

В Средние века христианская церковь запрещала ростовщичество. Папа Климент V на Вьенн-ском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления. В исламе ростовщичество однозначно осуждается. Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал. Наиболее определяющий из них высказывание епископа Коваррубиаса: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».

В настоящее время формируется идея православного банкинга, однако нецелесообразно восстанавливать запрет на проценты по кредитам, на наш взгляд, православный банкинг должен вписаться в концепцию этических финансов.

Какова же современная трактовка и отношение той или иной религии к банковским продуктам?

Ростовщичество можно назвать аналогом современного кредитования, соответственно, ростовщики - это предшественники кредитодателей. Обращались к ростовщикам небогатые люди, которые занимали деньги для ежедневных собственных нужд или открытия либо развития своего бизнеса, что, можно сказать, усугубляло их финансовое состояние. И надо отметить, что ростовщики давали взаймы деньги под довольно большой процент. Ростовщики представлялись как негативные субъекты, которые жили за счёт получения процентов.

С появлением современных кредитных организаций ростовщичество вошло в историю как элемент прошлого. Сама процедура ростовщичества напоминает современный процесс кредитования. Единственное отличие в том, что современные банки при выдаче кредита используют новые технологии, которые помогают им рассчитать свои риски. Широко используется база данных, которая позволяет определить платёжеспособность того или иного заёмщика по ранее выданным кредитам. Поэтому современные банки могут держать на приемлемом уровне ставки по кредитам. Ростовщики же в своё время, не имея таких возможностей, свои риски закладывали в высокий процент по предоставляемым ссудам.

Возвращаясь к вопросу соотношения религии и банковского кредитования, вспомним, что исламская экономическая модель запрещает любое ростовщичество, существуют схемы финансирования исламскими банками. Конечно же, в исламских банках не может быть в классическом понимании таких услуг, как кредитование. И, как известно, шариат также запрещает некоторые другие виды деятельности банковского заработка, как, например, игра на бирже. Но при всей схожести с классическими схемами кредитования при исламском финансировании заёмщик подвергается гораздо меньшему давлению. Например, по потребительскому финансированию банк сам покупает нужный клиенту товар и затем продаёт его с рассрочкой денежного платежа. Разница между ценой покупки и продажей его клиенту банка и составляет прибыль банка. И немаловажным моментом в данном правоотношении является то, что если клиент банка просрочит платёж, исламский банк не имеет права начислять проценты. Ведь прозрачность бизнеса - одно из важнейших условий исламского банкинга. Один из основных принципов исламского финансирования - это обойти ссудный процент. Исламский банк не берёт процент за выданный кредит, и обе стороны являются равноправными партнёрами. Соответственно, банки, работающие по принципам исламского финансирования, не имеют источника прибыли от разницы между процентом по выданным ссудам и процентом по привлечённым средствам. Однако исламские банки имеют источник дохода, как и обычные банки.

Результаты исламского финансирования, некоторая скрытая конкуренция между мировыми религиями явились фоном в рамках этических финансов создания православного банкинга. Данный вопрос был поднят председателем Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиереем В. Чаплиным, который выступил в Москве на встрече с членами клуба «Русский предприниматель» и призвал к дискуссии по поводу того, как сделать российскую экономику более независимой, предложил подумать над созданием системы православного банкинга. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Иначе неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу "деньги делают деньги", может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать всё» [7]. Указал на то, что это получилось у мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом «эффективности у исламского банкинга это не убавило». Священник предложил подумать над тем, «может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния»; как отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, «которые всё больше и больше проявляют свою недружественность»; возможно ли максимально отказаться от тех валют и экономических инструментов, «которые связаны с недружественными нам центрами»; можно ли «закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам». Так, год назад В. Чаплин выразил несогласие с теми экспертами, которые считают православные страны наиболее депрессивными в экономическом смысле. Он заявил тогда, что будущее - в переходе от экономики роста к экономике достаточности. «Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты -самые успешные, протестанты - чуть менее, католики и того меньше, а православные - самые бедные и несчастные». Не споря с подобными утверждениями, В. Чаплин напомнил о том, что «многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным». По его словам, «народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится». Считая, что «нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности», В. Чаплин отметил, что «именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации». Такая модель экономики, по его убеждению, будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, «которые не могут не окончиться крахом» [15].

По нашему мнению, идея создания православного банкинга в России заслуживает внимания. Благодаря авторитетным представителям духовенства, бизнеса и учёным возможно формирование контуров нравственного государства, характеризующегося также и прозрачным механизмом ведения бизнеса и высокими экономическими показателями. Внедрение исламского банкинга и создание православного банкинга поможет создать поле этических финансов, работающих на моральных принципах. Мы не исключаем, что этические финансы не ограничиваются религиозными, и подтверждение этому - этические кодексы банков, правда, не всегда имеющие практическое воплощение.

Некоторые специалисты скептически отнеслись к идее создания православного банка. Так, начальник аналитического управления банка БКФ М. Осадчий считает, что православные священники не смогут выполнять функции омбудсменов для решения экономических споров. «Православный банкинг - явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей - неизвестно» [11].

А кто такой омбудсмен? Омбудсмен (от древнескандинавского итЬоб - «полномочие», «поручение») - гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц [14]. По нашему мнению, функция омбудсмена не может быть отнесена к деятельности мусульманского муфтия или христианского священника. Ведь муфтий - это высшее духовное лицо у мусульман, наделённое правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Аналогична ситуация и с высшим духовным лицом у христиан. В настоящее время общество слабо ориентировано в вопросах духовного и нравственного воспитания. Конечно же, в условиях светского восприятия настоящего тяжело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ориентировать общество на духовность. Этот процесс должен формироваться у личности, в первую очередь, с момента рождения, и закладывать нравственные устои должны родители. Основные постулаты той или иной религии закладываются в ребёнка в семье.

Этика традиционных банков

В научном плане, когда речь идёт об этическом банкинге и финансах, следует понимать, что речь не идёт исключительно о религиозном банкинге. В настоящее время формируется этическая наука в области банковской деятельности; методологические подходы к формированию этических норм; задачи, методы этики банковской деятельности; стандарты формирования корпоративного поведения, служебной и внеслужебной этики банковских сотрудников, а также делового этикета; нормы этического поведения в межбанковской деятельности; накапливается опыт применения стандартов этического поведения в банковской деятельности за рубежом. Нами проанализированы этические документы коммерческих банков России, Узбекистана, Украины, Казахстана, Беларуси и других стран. Фрагмент аналитической таблицы см. в табл. 4.

Таблица 4

Этические принципы и нормы банковского дела

Наименование этического документа банка Банк и общество Взаимоотношения с конкурентами Взаимоотношения с органами гос. власти Ответственность за нарушения положений Кодекса Корпоративный стиль; регламентация дресс-кода Взаимоотношение с духовенством Примечание

1 2 3 4 5 6 7 8

Этический кодекс КБ «ЭНЕРГОТРАНС- БАНК» - -

Кодекс профессиональной этики Акционерного Коммерческого Банка «1-й Процессинговый Банк» (ЗАО) (2010) + + +

Кодекс корпоративной этики сотрудника Банка (2010). Объединённый банк промышленных инвестиций Из украшений для мужчин уместно лишь обручальное кольцо А если православный перстень?

Кодекс корпоративной этики (2012) Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (ОАО) + +

ОАО «Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва», правила корпоративного поведения и этики ведения бизнеса + - + + - -

Этический кодекс ЗАО Банк ВТБ (Армения) (2008) + + +

Окончание таблицы 4

1 2 3 4 5 6 7 8

Кодекс корпоратив- Действующий первый

ной этики ПАО «АСВИО БАНК» + + + + + - принцип в кодексе: обеспечение прибыль-

(Украина) (2015) ности и эффективности

Кодекс деловой этики Сотрудники банка мо-

АО «Казкоммерц-банк» (Казахстан) гут принимать в дар подарки или получение

(2008) выгод, если это связано с обычным доброжелательным отношением

+ + + + + (например, приглашение на деловой обед или ужин, перевозка по городу и пр.) и/или их размер или стоимость не являются чрезмерными (не более 100 долларов США)

Кодекс Корпоративной этики Государственно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан (2010) + + + + Недопустимым является ношение свитеров, кофт и иных вязаных и трикотажных изделий вне зависимости от времени года, а также одежды ярких цветов Для сотрудников, непосредственно обслуживающих клиентов в районных (городских) филиалах, кассах и точках обслуживания, действует правило обязательного ношения рубашек и блузок белого цвета

Кодекс деловой этики С общест-

АО «Банк Развития венными

Казахстан» (2012) и непра-

+ + + + вительст-венными организациями

Кодекс корпоратив- Парфюмерия:

ной этики ЗАО «ТК Банк» (Республика + + + + с умеренной интенсивно- Как подсчитать?

Беларусь) (2012) стью запаха

Кодекс корпоративной этики АО ДБ + + + +

«Альфа-Банк» (Ка-

захстан) (2013)

Источник: составлено авторами.

Выводы

Некоторое снижение религиозности населения планеты на территории традиционных мировых религий как результат освоения методов научного познания сопряжено с ослаблением духовной стороны вопроса, что уже привело к изменению конфигурации религиозности в части появления сектанства, различных агрессивных религиозных течений, дающих искажённую трактовку фундаментальных положений мировых религий. На церковных иерархах лежит ответственность адекватной трактовки постулатов религии. Наблюдается политический заказ в противостоянии отдельных конфессий внутри ислама.

Создавая исламский или православный банк, в первую очередь необходимо понимать, что этика и мораль, особенно в экономических отношениях, вместо того чтобы быть обычным правилом и нормой для всего человечества, в настоящее время рассматриваются как что-то сверхъестественное и аномальное.

Анализируя создание православного банкинга и деятельность исламских банков, учитывая идею создания и идею работы этих финансовых институтов, задаёшься вопросом создания единого, так называемого «религиозного банка» или «этического банка». Конечно же, при создании или внедрении того или иного института, помимо низкого уровня интереса, проявляемого самими верующими, существует немало преград, в частности, это относится и к законодательным банковским нормам.

Становление религиозных финансовых институтов сопряжено не с предоставлением преимуществ религиозным финансам, а с формированием нормативно-правовой базы, в рамках которой данный институт будет осуществлять свою деятельность. Появление православного или внедрение исламского банкинга потребует от регулятора обеспечить правильное трактование принципов функционирования религиозных банковских институтов, разработать правила регулирования всех сделок, обеспечить клиентам религиозных институтов равноценный уровень защиты, как и в традиционных банках. По мере дальнейшего распространения религиозных банковских продуктов перед органами денежно-кредитного регулирования и надзора неизбежно встанет задача оптимального их встраивания в финансовые системы светских стран. Причём для обеспечения устойчивости развития финансовой системы в целом необходимо будет не только адаптировать законодательство, но и обеспечить наличие соответствующей банковской инфраструктуры, необходимой для финансирования религиозных финансовых организаций. Так, для развития исламского банкинга в РФ необходима корректировка законодательства, в частности, Гражданского кодекса РФ, Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015), Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) (с изм. на 13 июля 2015 года; вступ. в силу с 12 октября 2015 г.) и др., в том числе в части трактования банковский операций. Для развития банкинга необходимо внесение изменений в подзаконные нормативно-правовые акты, которые направлены на создание и регулирование не только деятельности исламских банков, но и других форм ведения предпринимательской деятельности на основе шариата.

Анализируя наблюдения, можно констатировать низкий уровень осведомлённости участников финансового рынка, а также населения в целом о принципах и возможностях исламского финансирования, что является одним из препятствий внедрения данных институтов, так как на сегодняшний день в России не полностью решён вопрос подготовки кадров, необходимых для данной сферы. Регионы с компактным проживанием преимущественно исламского населения не в полной мере готовы к исламским формам финансирования, но могут быть открытыми к инвестициям со стороны стран арабского и мусульманского мира и сотрудничать с международными исламскими финансовыми организациями.

Таким образом, препятствием в создании того или иного банкинга является слабое знание населения об основных постулатах той или иной религии. Каждый, называя себя христианином или мусульманином, мало знает, что лежит в основе духовности. Духовность - важнейший фактор экономической жизни и основа формирования общества с новым человеческим сознанием. Ведь экономическая реальность, построенная на долгосрочную перспективу, - это реальность хозяйствования, где прибыль не есть единственный и окончательный показатель качества работы.

Необходима ясная политика встраивания банковских продуктов в финансово-кредитные системы светских государств как развитие этических финансов. При этом следует учитывать риски превращения, особенно исламского банкинга, в катализатор развития агрессивных течений ислама. Этические нормы исламского банкинга в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков привлекают в исламские банки не только мусульман.

Этический банкинг не ограничивается только исламским, а относится ко всем мировым религиям, имеющим общие базовые этические принципы.

Библиографический список

1. Benedikter, R. (2011): Social Banking and social Finance. SpringerBriefs in Business. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://link.springer.com/chapter/10in. 1007/978-1-4419-7774-8_1.

2. Батаева, Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов / Б. С. Батаева // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С. 270-272.

3. Ветошкин, А. П. Духовно-нравственная экономика : монография / А. П. Ветошкин, Н. А. Каратеева, А. М. Миняйло. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2008. - 702 с.

4. Выступление Президента РК Н. Назарбаева на заседании Совета министров Организации Исламская конференция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://titus.kz/? type= polit& previd=23671

5. Каирденов, С. С. Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах / С. С. Каирденов, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2013. - № 4. - С. 25-33.

6. Львов, Д. С. Нравственная экономика [Электронный ресурс] / Д. С. Львов // Свободная мысль-ХХ1. -2004. - № 9. - Режим доступа: http://рустрана.рф/artide.php?nid=9588

7. Протоиерей Всеволод Чаплин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/ 26323.5/3204367/]

8. Словарь бизнес-терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic. ru/dic. nsf/business/ 11634

9. Туишев, Ш. М. Инвестирование по законам шариата как пример финансирования инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан / Ш. М. Туишев, А. Ш. Низамова // Известия КГАСУ. - 2011. - № 4 (18). - С. 324-329.

10. Шашкин, П. Основные этические принципы банковской деятельности и её нравственное измерение [Электронный ресурс] / П. Шашкин. - Режим доступа: http://www.newsru.com/arch/religy/12oct2010/busines.html

11. Православный банкинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/1787694

12. Типология и ВВП современных цивилизаций [Электронный ресурс] / Блики света. Сайт Виталия Кандалинцева. - Режим доступа: http://www.blisvet.m/sotiety/artides/

13. Культурный код и прогресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opec.ru/1295413.html

14. Электронный ресурс [https://ru.wikipedia.org]

15. Всеволод Чаплин призвал создать «православный банкинг» и взять пример с мусульман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/arch/religy/11nov2014/chaplin_banking.html

16. Этическое банковское дело. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.knowledgr.com/02255669/

O. Yu. Patlasov, Omsk Regional Institute, Omsk Humanitarian Academy, S. S. Kairdenov, Omsk Humanitarian Academy

ETHICAL FINANCE IN MORAL ECONOMY

The article describes outlines of ethical finance and the theory of moral and spiritual economy. The authors carry out the comparative analysis of financing activities and analyze ethics of traditional banks. Prospects of Islamic financing in secular states and formation of orthodox banking are predicted.

Keywords: ethical finance, Orthodox banking, Islamic banking, moral economy

References

1. Benedikter , R. (2011): Social Banking and social Finance. SpringerBriefs in Business. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://link.springer.com/chapter/10in.1007/978-1-4419-7774-8_1.

2. Bataeva, B. S. Islamskie banki skvoz' prizmu razvitija jeticheskih finansov. Problemy sovremennoj jekonomiki. 2013. no 1 (45). pp. 270-272.

3. A. P. Vetoshkin, N. A. Karateeva, A. M. Minjajlo. Duhovno-nravstvennaja jekonomika : monografija / -Ekaterinburg : Izd-vo UrGU, 2008. 702 p.

4. Vystuplenie Prezidenta RK N. Nazarbaeva na zasedanii Soveta ministrov Organizacii Islamskaja konferencija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://titus.kz/? type= polit& previd=23671

5. S. S. Kairdenov, O. Ju. Patlasov Islamskie bankovskie produkty: vosprijatie klientov v svetskih gosudarstvah. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. Omsk : Izd-vo NOU VPO «OmGA», 2013. no 4. pp. 25-33.

6. L'vov, D. S. Nravstvennaja jekonomika [Jelektronnyj resurs] Svobodnaja mysl'-HHI. 2004. no 9. Rezhim dostupa: http://rustrana.rf/article.php?nid=9588

7. Protoierej Vsevolod Chaplin [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kp.ru/daily/ 26323.5/3204367/]

8. Slovar' biznes-terminov. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dic.academic. ru/dic. nsf/business/ 11634

9. Tuishev, Sh. M. Investirovanie po zakonam shariata kak primer finansirovanija innovacij v inve-sticionno-stroitel'nom komplekse Respubliki Tatarstan / Sh. M. Tuishev, A. Sh. Nizamova // Izvestija KGASU. 2011. no 4 (18).

- pp. 324-329.

10. Shashkin, P. Osnovnye jeticheskie principy bankovskoj dejatel'nosti i ee nravstvennoe izmerenie [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/arch/religy/12oct2010/busines.html

11. Pravoslavnyj banking [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://worldcrisis.ru/crisis/1787694

12. Tipologija i VVP sovremennyh civilizacij [Jelektronnyj resurs] Bliki sveta. Sajt Vitalija Kandalinceva. Rezhim dostupa: http://www.blisvet.ru/society/articles/

13. Kul'turnyj kod i progress [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.opec.ru/1295413.html

14. Jelektronnyj resurs [https://ru.wikipedia.org]

15. Vsevolod Chaplin prizval sozdat' «pravoslavnyj banking» i vzjat' primer s musul'man [Jelektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/arch/religy/11nov2014/chaplin_banking.html]

16. Jeticheskoe bankovskoe delo. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.knowledgr.com/02255669/

© О. Ю. Патласов, С. С. Каирденов, 2015

Авторы статьи - Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия, зам. генерального директора ООО «Западносибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и топинамбура», e-mail: [email protected] Серик Сырлыбаевич Каирденов, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

А. Ж. Искаков, доктор экономических наук, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова. О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Омский институт (филиал).

УДК 338. 48

Б. И. Штейнгольц,

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

В. А. Назаркина,

Новосибирский государственный технический университет АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТОЧКИ РОСТА

В статье изложены проблемы и перспективы развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Анализ современного состояния автомобильного туризма проводится по следующим параметрам: мотивы автомобильных путешествий россиян; регионы страны, перспективные для развития туризма; состояние автомобильной туристской инфраструктуры и т. д. В результате анализа выявлены перспективные регионы для развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Сформулированные выводы и выявленные возможности могут быть использованы предпринимателями при разработке бизнес-планов по развитию автомобильного туризма, при этом собственно автомобильный туризм можно рассматривать как важное условие экономического роста и устойчивого развития некоторых регионов России.

Ключевые слова: автомобильный туризм, мотивы автопутешествий, прокат и аренда автомобилей, кемперы и автодома, джип-туры, экскурсионные туры, туристская инфраструктура.

Ежегодно более миллиона человек по всему миру отправляются в автомобильные туры - путешествуют с комфортом, не думая о билетах и гостиницах, на собственном или арендованном автотранспорте. Автопутешествия стали не просто разновидностью туризма, они превратились в особый стиль жизни и даже культуру. Признанными мировыми лидерами в области организации автомобильного туризма являются страны Западной Европы (Германия, Франция, Испания, Швейцария) и страны Северной Америки (США, Канада). Российская Федерация в настоящее время не входит даже в первую десятку стран-лидеров по развитию автотуризма, хотя всем понятно, что это достаточно перспективный вид туризма, который может существенно увеличить туристские потоки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.