Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ'

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРУШСКИЙ РАЙОН / ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРИХОДЫ / ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алампиев Георгий Викторович

Статья посвящена рассмотрению истории православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 1944-1964 гг., возродивших свою деятельность в период немецкой оккупации. Закрытые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, вновь начали использоваться по своему прямому предназначению по инициативе местного верующего населения. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944-1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944-1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX PARISHES ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH DISTRICT OF THE GOMEL REGION IN 1944-1964

The article is devoted to the history of Orthodox parishes on the territory of the Dobrush district of the Gomel region in 1944-1964, which revived their activities during the period of German occupation. A number of Orthodox churches, which were closed in the 1930s and then turned into village clubs, school buildings or granaries, began to be used again for their intended purpose at the initiative of the local believing population. In 1944, the Orthodox parishes of the Dobrush region became part of the newly formed Minsk-Belarus diocese. During 1944-1964, eleven Orthodox parishes operated within the Dobrush region. In 1944-1945 they were part of the Dobrush deanery, and since 1945 within the Gomel deanery of the Minsk-Belarusian diocese.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 ГГ»

УДК 27-788-9

Протоиерей Георгий Алампиев

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1964 гг.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению истории православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 1944-1964 гг., возродивших свою деятельность в период немецкой оккупации. Закрытые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, вновь начали использоваться по своему прямому предназначению по инициативе местного верующего населения. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944-1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944-1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорус-ской епархии.

Ключевые слова: Добрушский район, Гомельская область, Православие, Русская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, приходы, духовенство.

Об авторе: Протоиерей Георгий Алампиев - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, клирик Гомельской епархии. E-mail: prot.georgij@mail.ru ORCID: 0000-0001-6437-8481

Ссылка на статью: Алампиев Георгий, протоиерей. Православные приходы на территории Добрушского района Гомельской области в 19441964 гг. // Труды Минской духовной академии. 2022. № 2 (21). С. 123-156.

Введение

Актуальность изучения истории приходской жизни на территории Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после окончания немецкой оккупации определяется значимостью конфессионального фактора в общественной жизни региона. Обращение к историческому опыту православных общин позволяет составить представление о факторах, оказывавших влияние на формирование религиозной и культурной специфики Добрушского района. Проведение исследований на микроисторическом уровне является важной составляющей развития целостного представления об историческом процессе в макроисторическом измерении. Именно поэтому изучение истории жизни и деятельности православных приходов Добрушского района чрезвычайно важно в контексте изучения истории Православной Церкви не только в пределах Гомельской области, но и в общебелорусском масштабе.

Ко времени написания настоящей статьи научное изучение истории православных приходов Добрушского района в 1944-1964 гг. практически не предпринималось. Единственным исключением является опубликованная в 2017 г. статья гомельского краеведа С. В. Цыкунова «История прихода Свя-то-Михайловской церкви, бывшей в селе Вылево Добрушского района» [Цыкунов 2017, 142-149]. Кроме того, С. В. Цыку-нов подготовил в рукописи и любезно предоставил нам две статьи, посвященные истории прихода Николаевской церкви г. Добруша [Цыкунов, Добруш] и истории прихода Покровской церкви д. Корма Добрушского района [Цыкунов, Корма]. Кроме того, автором настоящей статьи в 2019 г. опубликован очерк по истории Добрушского благочиния в 1940-1960-е гг. [Алампиев 2019, 293-297], а также в соавторстве с протоире-ем Александром Лопушанским исторический обзор Николаев-

ского прихода г. Добруша в 1947-1950 гг. [Алампиев, Лопушан-ский 2019, 3-11].

Настоящая статья посвящена рассмотрению истории жизни и деятельности православных приходов на территории Добрушского района в 1944-1964 гг. Отсутствие комплексных исследований, посвященных данной теме, обуславливает научную новизну публикации. Хронологические рамки исследования охватывают период 1944-1964 гг. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что в 1944 г. православные приходы освобожденного от немецкой оккупации Добрушско-го района вернулись в юрисдикцию Московского Патриархата и вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. Верхняя граница исследования обусловлена произошедшим в 1964 г. отстранением Н. С. Хрущева от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР, что предопределило изменение советской религиозной политики и начало нового этапа в существовании Русской Православной Церкви.

Целью работы является формирование целостного представления об истории и деятельности православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования: 1. Реконструировать хронологию развития православных приходов на территории До-брушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг.; 2. Описать основные направления деятельности православных приходов на территории Добрушского района в 1944-1964 гг.

1. Общие сведения о Добрушском районе

Добрушский район находится на юго-востоке Гомельской области и граничит с Российской Федерацией на юге и Украиной на востоке. Площадь, которую занимает Добрушский рай-

он, составляет 1,5 тыс. км.2 В состав Добрушского района входят г. п. Тереховка, 85 сельских населенных пунктов и 14 сельсоветов (Борщевский, Жгунский, Иваковский, Кормянский, Круговец-Калининский, Крупецкий, Кузьминичский, Ленинский, Носовичский, Переростовский, Рассветовский, Усо-хобудский, Утевский и Тереховский). Центром района является г. Добруш.

Добрушский район был образован 8 декабря 1926 г. в составе Гомельского округа БССР и первоначально включал в себя 20 сельсоветов. Спустя непродолжительное время, 4 августа 1927 г. произошло упразднение района, а его населенные пункты переданы в административное управление Ветковско-го, Гомельского и Тереховского районов. Возрождение Добрушского района состоялось 12 февраля 1935 г., после чего в его границы фактически не изменялись. После Чернобыльской катастрофы 1986 г. часть населенных пунктов оказалась выселенной [Добрушский район 2012, 222-225].

2. Возрождение приходской жизни на территории Добрушского района в 1940-е гг.

В период немецкой оккупации Беларуси территория До-брушского района оказалась в области немецкого армейского тыла и управлялась штабом группы армий «Центр». При молчаливом попустительстве немецкого военного командования в пределах Гомельской области происходило стихийное открытие храмов, вынужденно прекративших свою деятельность в период советской власти. В общей численности за означенное время в пределах Гомельской области произошло открытие 63 храмов [Слесарев 2016, 291-292].

На протяжении всего периода немецкой оккупации Доб-рушского района (1941-1943) находившиеся на его территории приходы входили в юрисдикцию Белорусской митрополии,

возглавлявшейся митрополитом Минским и всея Беларуси Пантелеимоном (Рожновским). По распоряжению последнего фактическое руководство церковной жизнью в пределах Гомельской области с января 1942 г. осуществлял архимандрит Серафим (Шахмуть) (ныне прославленный в лике святых пре-подобномучеников). В сферу его непосредственной ответственности входили содействие в открытии храмов, подбор кандидатов на священническое служение и координация церковной жизни в регионе (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 17. Л. 5) [Кривонос 2016, 22; Силова 2003, 29; Слесарев 2016, 292].

Активное развитие церковной жизни на Гомельщине побудило участников Гомельского съезда духовенства, состоявшегося 28 мая 1943 г., инициировать вопрос возрождения Гомельской епархии в составе Белорусской митрополии. В пределы возрождаемой епархии вошли приходы и Добрушского района. Одобрив данное решение, митрополит Пантелеимон (Рожновский) утвердил кандидатуру правящего архиерея Гомельской епархии в лице архимандрита Григория (Боришке-вича), рукоположенного во епископа Гомельского и Мозыр-ского 24 октября 1943 г. По причине продвижения линии фронта на запад и начавшегося освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских оккупантов епископ Григорий не смог посетить Гомельскую епархию и по прошествии непродолжительного времени эмигрировал в Западную Европу [Ка-сяк 1956, 128; Силова 2003, 12; Слесарев 2016, 293-295].

После произошедшего в октябре 1943 г. освобождения Добрушского района от немецкой оккупации расположенные на его территории православные приходы перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви и оказались под непосредственным управлением архиепископа Калининского и Смоленского Василия (Ратмирова). 4 сентября 1944 г. состоялось образование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви, включившей в свои пределы приходы упраздненной Гомельской

епархии (в том числе и в пределах Добрушского района). Фактическую координацию церковной жизни в белорусских регионах осуществляли областные благочинные, возглавлявшие отдельные благочиннические округа епархии. За полгода до образования Минско-Белорусской епархии, 18 февраля 1944 г. управляющий православными приходами на освобожденных белорусских землях архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) учредил Добрушское благочиние. Во главе новообразованной церковно-административной структуры был поставлен настоятель Николаевского прихода в г. Добруше игумен Иннокентий (Мельниченко). Однако благочиние просуществовало недолго. По прошествии немногим более одного года, 27 февраля 1945 г. архиепископ Василий упразднил Добрушское благочиние, переведя находившиеся в его пределах православные приходы в структуру Гомельского благочиния (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1) [Василий Ратмиров 2004, 94; Слесарев 2016, 296-297].

3. Приходы Добрушского района в 1940-1960-е гг.

В отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Гомельской области Е. Ф. Цуканова от 1 июля 1948 г. указывалось на существование в пределах Добрушского района 6 действующих приходов, что расценивалось как «большое количество» (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 2. Л. 35). В связи с упразднением Тереховского района Гомельской области, произошедшим в 1962 г., в пределы Добрушского района перешли приходы в деревнях Носовичи, Дубровка, Васильевка и Нивки.

3.1. Николаевский приход в г. Добруш

Построение приходского храма в честь святителя Николая Чудотворца в г. Добруше произошло на средства и стара-

нием генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева в 1780 г. Церковное здание являлось деревянным на каменном фундаменте с отдельно стоящей колокольней. В 1874 г. произошла реконструкция, в результате которой к храму пристраивалась колокольня. В 1893 г. произошел ремонт храма и в нем на средства рабочих бумажной фабрики был устроен новый иконостас. К нач. ХХ в. храм находился в хорошем состоянии (НИАБ. Ф. 2301. Оп. 1. Д. 1349. Л. 8). Информация о закрытии Добрушского прихода в советский период к настоящему времени не выявлена. Однако можно утверждать, что к 1933 г. добрушский храм уже не функционировал и в том же году был разобран [Цыкунов, Добруш].

Возрождение деятельности Николаевского прихода в До-бруше относится к 1941 г., когда в условиях немецкой оккупации местные жители восстановили регулярное совершение богослужений в здании бывшего детского сада. Помещение молитвенных собраний оказалось выбрано неслучайно, поскольку было построено в 1934 г. на месте разрушенной церкви. Общая площадь сооружения составляла 308 м2. Настоятелем прихода стал игумен Иннокентий (Мельниченко), бывший духовник Макарьевского женского монастыря, располагавшегося недалеко от Добруша и закрытого в 1928 г.1 После освобождения Добруша от немецкой оккупации приход продолжил свою деятельность, ежемесячно выплачивая в Жлобинский горсовет 319 руб. за аренду используемого в богослужебных целях помещения. Официальная регистрация прихода состоялась 10 июня 1946 г. Церковные строения дореволюционного периода приходу вернуть не удалось, поскольку в доме священника разместился местный военкомат, а в доме псаломщика -горсовет (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 326. Л. 2; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 1. Л. 30).

1 Подробнее о Макарьевском монастыре см.: Алампиев 2020, 105-121.

После произошедшего в августе 1947 г. ухода архимандрита Иннокентия (Мельниченко) на покой новым настоятелем Николаевского прихода стал священник Петр Быч-ковский, после которого в 1948 г. на протяжении нескольких месяцев настоятелем являлся протоиерей Василий Голоднов. В 1948--1949 гг. приход возглавлял священник Виталий Голуб, в 1949-1950 гг. протоиерей Иоанн Пиневич, в 1950-1953 гг. игумен Боголеп (Анцух), в 1953-1956 гг. священник Виктор Цинцевич, а в 1956-1962 гг. протоиерей Константин Хомич (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 326. Л. 2-9, 14-28, 37-39, 59-64; ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 70. Л. 27).

Значимой страницей истории Николаевского прихода г. Добруша являются сюжеты изъятия местными гражданскими властями молитвенного дома, противодействия построению нового храмового здания и его реконструкции, борьба церковной общины за право владения молитвенным помещением. Состояние Николаевского прихода после произошедшего в 1948 г. переезда в новый молитвенный дом представлялось следующим. Площадь здания молитвенного дома без учета алтаря составляла 70 м2. Отапливалось оно при помощи единственной печи, находившейся в алтарной части. Само храмовое здание изнутри было обшито доской. В храме находился антиминс, тесно связывавший историю Добрушского прихода с историей Макарьевского монастыря, поскольку он был выдан в 1875 г. архиепископом Могилевским и Мстиславским Евсевием (Ор-линским) для церкви святого Николая Чудотворца Макарьев-ского единоверческого монастыря. В 1950 г. на святом антиминсе была поставлена подпись архиепископа Минского и Белорусского Питирима (Свиридова). Антиминс из Макарьев-ского монастыря был перенесен в Никольский храм архимандритом Иннокентием (Мельниченко), последним духовником обители. При молитвенном доме имелась также небольшая колокольня, на которой располагалось 4 колокола весом от 0,5 до

7 пудов. Общая стоимость здания составляла 32 666 руб. В 1951 г. настоятель прихода игумен Боголеп (Анцух) установил вокруг нового молитвенного дома деревянный забор и заготовил 111 листов железа для перекрытия крыши здания. Население в границах Добрушского прихода в большинстве своем представляли лица православного вероисповедования. Однако среди них имелось незначительное число баптистов. Жалование, которое было определено священнику, составляло 1000 руб. в месяц (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 326. Л. 2-64).

В 1-й пол. 1950-х гг. на добровольные пожертвования верующих проводился капитальный ремонт здания молитвенного дома. После его завершения произошло освящение, состоявшееся 28 октября 1956 г. (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 326. Л. 91-92).

3.2. Покровский приход в д. Корма

Первый деревянный Покровский храм в д. Корма был построен в 1760 г. по благословению епископа Могилевского Георгия (Конисского) [Могилевская старина 1900, 69]. К нач. ХХ ст. храм обветшал и вместо него по дозволению Святейшего Синода в 1902 г. началась постройка нового. Освящение ново-сооруженной церкви осуществил 26 сентября 1907 г. епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), викарий Могилев-ской епархии (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рога-чевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 1). Здание храма являлось каменным, теплым, с колокольней, покрытым железом и окрашенным масляной краской. Вокруг храмовой территории устанавливалась деревянная ограда с воротами и калиткой. В храме имелся один престол, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковной утвари имелось в достаточном количестве (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 81). С 1922 г. Покровский приход поддерживал обновленчество. Последним его на-

стоятелем на протяжении 1927-1930 гг. являлся священник Афанасий Хацков, рукоположенный обновленческим архиепископом Гомельским Досифеем (Степановым). В 1930 г. произошло закрытие храма, переоборудованного под зернохранилище. Тогда же арестовали и приговорили к заключению в ИТЛ настоятеля (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 114) [Цыкунов, Корма].

Согласно воспоминаниям старожилов, летом 1941 г. храм использовался в качестве госпиталя для раненых красноармейцев. После установления оккупационного режима в храме устроили конюшню. В нач. 1942 г. прибывший в Корму лютеранский пастор занялся расчисткой помещения для дальнейшего его использования в качестве кирхи, однако впоследствии прекратил это занятия. Вскоре храм перешел в ведение местной православной общины. В годы Великой Отечественной войны некоторое время служение в приходе совершал некий приехавший с Брянщины иеромонах, имя которого установить не удалось [Цыкунов, Корма].

В 1944 г., вскоре после освобождения Добрушского района от немецкой оккупации, назначение на должность настоятеля Покровского прихода принял священник Павел Балбе-ко. В 1946 г. он получил назначение на новое место служения, а настоятелем прихода стал вернувшийся из ссылки священника Афанасий Хацков. В это же время, 7 августа 1946 г. Гомельский облисполком официально зарегистрировал приходскую общину в д. Корма (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 11. Л. 99). В сентябре 1946 г. к Покровскому приходу д. Корма был приписан и приход святителя Николая в д. Огородня [Цыкунов, Корма].

Если судить о материальном положении прихода в те годы, то его можно оценить как среднее. 9 января 1948 г. священник Афанасий подал благочинному Гомельского округа протоиерею Иоанну Пиневичу отчет за прошедший 1947 г. Со-

гласно представленным в отчете данным, в 1947 г. было совершено 22 погребения, 54 крещения и 3 венчания. Данные бухгалтерии за истекший период представляются следующими: остаток денежных церковных сумм с 1946 г. составил 5570 руб., общий приход за 1947 г. - 9859 руб., расход - 7816 руб., а остаток на 1 января 1948 г. - 7613 руб. Страховая оценка здания церкви по Госстраху составляла 10 360 руб., стоимость всего церковного инвентаря в ценах 1947 г. составила 6700 руб. (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 18291998 гг. Л. 116). В ответе на запрос архиепископа Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) о сведениях, касающихся сирот и вдов из духовного звания, а также лиц, принадлежащих иным конфессиям, находящихся на приходе, священник ответил отрицательно, добавив следующий комментарий: «Приход бедный, налоги тяжелые. Корпорация конкурирует свечами. Нужда в облачении. Церковь требует ремонта, средств нет» (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 116). В том же отчете настоятель сообщает о большом количестве атеистов в пределах территории его прихода.

Насколько следует доверять подобным отчетам - сегодня судить достаточно сложно, поскольку священники не всегда записывали совершенные ими требы в церковные метрические книги. Отсутствие подобных записей, в особенности касающихся крещения младенцев, было обусловлено тем, что многие родители желали сохранить в тайне совершенное таинство, так как это было чревато определенными последствиями со стороны светских властей. Поэтому можно предположить, что предоставленная священником Афанасием Хацковым информация соответствует действительности лишь отчасти.

В описываемое время храм оснащался достаточно скромной утварью. Как следует из отчета, антиминс был старым и, видимо, привезенным в годы оккупации уже упомянутым

иеромонахом из Брянщины. Согласно имеющемуся надписа-нию, в 1896 г. он выдавался Покровскому храму в п. Святск Суражского уезда Черниговской губернии (ныне территория Брянской области). Освящение антиминса совершил епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов). Снятые в 19201930-е гг. церковные колокола заменяли подвешенные за один конец рельсы, удары по которым извещали о начале богослужения. Территория храма огораживалась проволочной оградой. Помимо храмового здания, постройки на церковной территории отсутствовали (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 116).

Согласно данным приходского отчета за 1951 г., священник подписался на государственный займ для себя лично на сумму в 400 руб. В то же время подобную подписку оформил и приходской совет, выдав из церковных средств на государственный заем сумму в 500 руб. Помимо этого, осуществлялись отчисления в пользу обязательных налогов и выплат в государственные учреждения. Земельная рента составила 85 руб., налог на здание - 814 руб. 20 коп., страховой взнос - 692 руб. 07 коп. О доходах своего прихода настоятель пишет, что они стали существенно ниже по сравнению с предыдущим годом, так как в истекшем 1952 г. не производился сбор средств по домам, как в прежние времена (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 116).

Примечательную информацию содержит упомянутый отчет и в отношении прихожан Кормянского прихода. Священник пишет, что основную часть населения прихода составляли православные белорусы. Активными прихожанами являлись в основном женщины, мужчин в храм ходит гораздо меньше, они посещали храм нерегулярно. Однако приходской совет состоял в основном исключительно из мужчин. Старостой прихода являлся Ефим Яковлевич Хацков, его помощником -Иван Емельянович Паруков, председателем приходского со-

вета - Федор Сергеевич Рыдкий, председателем ревизионной комиссии - Федор Максимович Атрощенко, членами ревизионной комиссии - Иван Григорьевич Хацков и Платон Еме-льянович Романов (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 114).

В нач. 1958 г. священник Афанасий подал отчет за истекший 1957 г., в котором отразилось количество совершенных частных богослужений (треб) и суммы доходов за их совершение. Так, в 1957 г. в Кормянском приходе было совершено 112 крещений на сумму 1120 руб., 23 погребения на сумму 345 руб., 37 панихид на сумму 370 руб., а также проведено 73 праздничных богослужения, где доход составил 3230 руб., и продано свечей на 480 руб. В общей сумме доход составил 5685 руб. (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачев-ского уезда за 1829-1998 гг. Послужной Л. 119).

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что фактически за одно десятилетие с 1946 по 1957 г. доход храма сократился практически вдвое. Если в 1947 г. доход храма составил 9859 руб., то уже в 1957 г. он уже был 5685 руб. Вероятнее всего, причина столь резкого снижения приходских доходов заключалась в упомянутом запрете на сбор денежных средств по домам жителей деревни на нужды храма. Однако в этом есть и другая сторона. При сравнении отчетов за 1946 и 1957 гг. становится очевидным возросшее практически вдвое количество крещений. Данное обстоятельство свидетельствует об определенной степени воцерковлен-ности, а также повышении рождаемости в Корме и окрестных селах.

В 1960 г. священнику Афанасию исполнилось 75 лет, и, согласно поданному прошению, он вышел за штат, а спустя непродолжительное время скончался. Его похоронили на местном кладбище (АГЕУ. Дело Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 1829-1998 гг. Л. 114).

Указом митрополита Минского и Белорусского Гурия (Егорова) новым настоятелем Покровского прихода стал священник Иоанн Осипович. Столкнувшись с достаточно удручающим состоянием приходских сооружений, он 11 марта 1960 г. подал прошение митрополиту с просьбой благословить установку новой ограды вокруг церкви, вместо старой проволочной. На данное прошение митрополит отреагировал достаточно осторожно, предложив сперва согласовать реконструкцию ограды с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Гомельской области. Спустя три месяца настоятель рапортовал об установке ограды, испрашивая благословение на ремонт пола и сооружения отопительной печи в приходском храме. В ответ правящий архиерей снова рекомендовал священнику согласовать данный вопрос с уполномоченным. К сентябрю 1960 г. ремонт был окончательно завершен (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 505. Л. 22-30). Согласно советскому законодательству, церковные здания являлись собственностью государства, что требовало согласования вопроса их построения или ремонта с уполномоченными Совета по делам РПЦ. Проведение подобной деятельности предполагало заключение приходскими общинами договора на временное пользование народным имуществом.

20 августа 1960 г. священник Иоанн Осипович инициировал процедуру перезаключения существующего договора с Добрушским районным исполнительным комитетом. Члены приходского совета, совместно составив опись приходского имущества, заключили договор на бессрочную эксплуатацию храмового сооружения и его имущества на безвозмездной основе (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 505. Л. 22-30).

Несмотря на развитие активной хозяйственной деятельности, священник Иоанн по прошествии двух лет был вынужден покинуть приход. Причиной тому стало возникновение конфликта с приходским советом из-за вопроса об увеличении настоятельского оклада. Священник получал 50 руб. в месяц,

что являлось недостаточным для содержания его семьи. К тому же за два года своего служения священнослужитель так и не смог получить достойного жилища и страдал из-за неудовлетворительных условий содержания. Он обратился с просьбой об увеличении денежного содержания к церковному совету, на что от старосты С. Атрощенко получил отрицательный ответ, мотивированный недостаточностью средств из-за обложения большим налогом. 30 мая 1962 г. священник Иоанн сдал справку о регистрации уполномоченному Совета по делам РПЦ по Гомельской области, дав обстоятельное объяснение по этому вопросу (ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 74. Л. 58).

В 1963 г. новым настоятелем Покровского прихода в д. Корма стал иеромонах Иерофей (Антоненко). В 1966 г. приходской совет поднял перед властями вопрос о перекрытии обветшавшей кровли, на что получил отказ. Переписка с властями продолжалась два года и окончилась лишь только в 1968 г., когда разрешение было получено. Но спустя короткое время выяснилось, что разрешение было дано на покрытие клепкой, в то время как приход кровлю собирался крыть железом. Вновь начались незапланированные разбирательства по этому вопросу (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 22. Л. 40, 43; ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 87. Л. 80-81).

Об иеромонахе Иерофее сохранились добрые воспоминания как о благочестивом пастыре. В 1973 г. благочинный Гомельского округа протоиерей Василий Копычко характеризовал его следующими словами: «О. Иерофей - благообразный по виду и активный по жизни пастырь. Простой, скромный и невзыскательный. С усердием и аккуратностью проходит свое служение. Несмотря на простоту и недостаточность образования, пользуется уважением среди прихожан» (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 22. Л. 43 об.).

В 1974 г. игумену Иерофею исполнилось 75 лет и согласно поданному прошению он был почислен за штат. В 1981 г. свя-

щенник скончался (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 22. Л. 45, 47). Время служения игумена Иерофея не было отмечено какими-либо существенными событиями в приходе, однако тот мир и тишину, которую он принес в течение своего одиннадцатилетнего служения, заслуживают доброй памяти о нем.

3.3. Свято-Троицкий приход в с. Крупец

Возникновение Свято-Троицкого прихода в с. Крупец (до ХХ в. - Старый Крупец) относится к XVIII ст. Первоначально приход являлся униатским, но в 1780 г. перешел в юрисдикцию Православной Российской Церкви. Первым православным настоятелем прихода являлся священник Григорий Афанасьевич Хорошкевич. По состоянию на 1857 г. в состав прихода входили село Старый Крупец (908 человек), слобода Новый Крупец (535 человек) и деревня Жгунская Буда (209 человек). Построение нового деревянного храма в с. Старый Крупец относится к 1893 г. Церковное здание основывалось на каменном фундаменте. Над престолом размещалась колокольня. В 1933 г. произошло закрытие прихода, а храм был переоборудован в зернохранилище (ГАГО. Ф. 896. Оп. 1. Д. 252; НИАБ. Ф. 3021. Оп. 1. Д. 3. Л. 46; РГИА. Ф. 1290. Оп. 4. Д. 263. Л. 54) [Белицкий 1907, 144; Горючко 1903, 11; Лкейчыкау 2015, 543].

Возобновление деятельности Свято-Троицкого прихода произошло по инициативе местных жителей в 1941 г. вскоре после начала немецкой оккупации. Имя священника, окорм-лявшего приход в военный период, установить не удалось. В 1946 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской области зарегистрировал церковную общину с. Крупец. В 1946-1972 гг. настоятелем прихода являлся священник Пар-фений Гладченко (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 196. Л. 1-3; АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 544. Л. 1-5; ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 70. Л. 127-132; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 1. Л. 30-31).

3.4. Михайловский приход в д. Вылево

Возникновение Михайловского прихода в с. Вылево относится к XIX ст. Согласно данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в селе проживало 665 жителей, насчитывалось 105 дворов, действовали кирпичное производство, ветряная и водяная мельницы, магазин. Включая жителей окрестных деревень, Вылевский приход в это время насчитывал 3154 человека. Помимо народного училища в Вылево, в соседних деревнях имелось три церковно-приходские школы, в которых обучалось 242 мальчика и 239 девочек. В 1909 г. завершилось строительство нового деревянного храма в честь святого архангела Михаила. В 1-й пол. 1930-х гг. произошло закрытие храма, возобновившего свою деятельность в 1944 г. (АГЕУ. Дело Михайловского храма с. Вылево Добрушского района. Л. 10) [Цыкунов 2017, 142-145].

В 1952 г. состояние храмового здания оценивалось как среднее. На храмовой колокольне, располагавшейся над притвором, имелось четыре колокола. Верующие на богослужение созывались колокольным звоном. Храм окружала каменная ограда, построенная еще в дореволюционный период (АГЕУ. Дело Михайловского храма с. Вылево Добрушского района. Л. 10).

С 21 февраля 1944 г. настоятелем Михайловского прихода являлся священник Иоанн Кошубо, служивший в Вылево еще до закрытия прихода в 1930-е гг. (АГЕУ. Личное дело священника Иоанна Ивановича Кашубо. Л. 1-4; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3. Л. 1). В 1955-1959 гг. настоятелем прихода являлся священник Вассиан Неверовский (АГЕУ. Личное дело священника Вассиана Александровича Неверовского. Л. 1-5), а с 10 февраля по 16 октября 1959 г. - священник Николай Титовец (АГЕУ. Личное дело священника Николая Данииловича Титовца. Л. 1-4). В 1959-1961 гг. приход возглавлял священник Вячеслав

Дубинин (АГЕУ. Личное дело священника Вячеслава Константиновича Дубинина. Л. 1-3). Следующим настоятелем прихода стал священник Василий Концевой, 5 апреля 1961 г. утвержденный в должности резолюцией епископа Бобруйского Леонтия (Бондаря), викария Минской епархии (АГЕУ. Личное дело протоиерея Василия Ивановича Концевого. Л. 24-25).

3.5. Николаевский приход в д. Огородня-Гомельская

Возникновение православного прихода в д. Огородня-Го-мельская относится к сер. XIX ст. Во второй половине этого же столетия в деревне был построен деревянный храм, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мирликий-ского. В 1929 г. настоятель прихода священник Евдоким Ма-тюшкин подвергся репрессиям, после чего произошло закрытие храма. Возобновление богослужений началось в период немецкой оккупации (ГАГО. Ф. 896. Оп. 1. Д. 90. Л. 1, 29) [Сле-сарев 2017, 155].

В 1946-1951 гг. настоятелем прихода являлся иеромонах Иоанн (Матвеенко), а в 1951-1958 гг. священник Антоний Прищепов (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3. Л. 1) [Слесарев 2017, 166-167].

3.6. Николаевский приход в д. Усохо-Буда

Возникновение православного прихода в д. Усохо-Бу-да относится к сер. XIX в. В это же время в деревне произошло сооружение деревянного храма, освященного в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. К 1936 г. относится прекращение деятельности прихода, после чего храмовое здание перешло в пользование местного колхоза им. Н. К. Крупской. Вскоре после этого церковь подверглась перестройке, в результате которой лишилась большинства видимых атрибутов церковной архитектуры. Возрождение прихода

стало возможным в период немецкой оккупации, когда по инициативе местных жителей в храме возобновилось совершение богослужений. В 1946 г. приход прошел регистрацию, осуществленную уполномоченным Совета по делам РПЦ по Гомельской области (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 3. Л. 2-4). Не имея настоятеля, приход обслуживался командированными священниками.

3.7. Михайловский приход в д. Хорошевка

Построение храма в честь святого Архангела Михаила в д. Хорошевка Добрушского района, сооруженного на средства Ф. И. Паскевича, относится к 1865 г. Образование самостоятельного прихода в д. Хорошевка произошло в 1867 г. После ликвидации прихода, состоявшейся в 1933 г. (по другим - данным в 1936 г.), состоялась передача храмового здания под сельский клуб и библиотеку. Тогда же был репрессирован настоятель прихода. В 1941 г. по инициативе верующих богослужения в храме возобновились. Официальная регистрация приходо-ской общины в д. Хорошевка произведена 9 апреля 1945 г. Настоятелем прихода в 1944-1946 гг. являлся священник Афанасий Хацков, в 1946-1947 гг. священник Иосиф Гласко, а в 19471948 гг. священник Николай Юревич (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24. Л. 10 - 10 об.).

В послевоенный период истории прихода богослужения совершались в храмовом здании, арендуемом приходской общиной у Хорошевского сельсовета. Состояние храма в описываемый период отражено в учебной учетной карточке прихода, составленной 26 декабря 1947 г. Согласно данному документу, площадь церкви, исключая алтарную часть, составляла 150 м2. На приходе некогда имелся также и причтовый дом, который в послевоенное время использовался местной школой. Дополнительных земельных участков у прихода не имелось (АМЕУ.

Ф. 1. Оп. 3. Д. 1166. Л. 1; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-11 об., 16, 23-26; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 16. Л. 26).

Согласно описи храмового имущества, составленной 9 января 1945 г., в ведении прихода находилось 22 единицы богослужебного инвентаря (в большинстве своем ветхого и достаточно скудного). В частности, в храме имелось 15 богослужебных книг, 3 комплекта старого облачения, несколько деревянных крестов и хоругвей, а также старая плащаница (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 16. Л. 9-11).

3.8. Николаевский приход в д. Носовичи

Построение Николаевского храма в д. Носовичи относится к XIX ст. Первое закрытие Носовичского прихода произошло в 1930-е гг. С началом немецкой оккупации местные жители инициировали возвращение храмового здания приходской общине и возобновление в нем богослужений. Во время боевых действий храм пострадал: произошло разрушение купола. По инициативе уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области И. А. Горелова в декабре 1944 г. храм подвергся закрытию. После протестного обращения верующих в 1945 г. данное решение было признано нарушающим постановление Совнаркома СССР №1643-486с от 1 декабря 1944 г. «О молитвенных домах и православных церквях». По этой причине в храме снова начались богослужения, но церковная кладовая все равно продолжала использоваться в качестве колхозного зерносклада. Прямым следствием неполного освобождения храма стало ухудшение санитарного состояния церкви из-за большого количества крыс, которые испортили престол, антиминс, богослужебное Евангелие, священнические облачения, поедали запасные Дары. Требуя удаления из храма зернохранилища, прихожане направляли коллективные протест-ные заявления в местный районный исполнительный комитет,

Гомельский областной исполнительный комитет, Президиум Верховного Совета БССР, Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Количество подписей под данными обращениями доходило до 203 (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 564. Л. 21; НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2. Л. 11-38; НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 15. Л. 3473). По состоянию на 1948 г. храмовое здание нуждалось в ремонте и требовало замены крыши (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 564. Л. 18-20).

Определением архиепископа Минского и Белорусского Пи-тирима (Свиридова) в 1947 г. непродолжительное время настоятелем прихода являлся священник Николай Юревич. С 14 августа 1947 г. по 20 октября 1948 г. приход возглавлял священник Иоанн Матвеенко (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 564. Л. 15, 19; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24. Л. 1-19).

3.9. Введенский приход в д. Дубровка

Возрождение деятельности прихода Введения во храм Пресвятой Богородицы в с. Дубровка произошло по инициативе местных жителей во время Великой Отечественной войны в 1942 г. В 1944 г. приход остался без священнослужителя по причине невозможности предоставить жилье для настоятеля. В силу отсутствия священника в июле 1945 г. произошло закрытие прихода. 1 июля 1947 г. инициативная группа верующих обратилась к уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Гомельской области с просьбой о регистрации прихода, что и произошло 1 июля 1947 г. Решением гражданской власти приходу передавалось имевшееся в деревне типовое храмовое здание. Вскоре после этого, 19 июля того же года архиепископ Минский и Белорусский Пи-тирим (Свиридов) назначил настоятелем Введенского прихода священника Иосифа Гласко. В сентябре-октябре 1948 г. настоятелем прихода являлся священник Александр Ружинский,

в 1949-1950 гг. священник Андрей Попович, в марте 1950 г. священник Трофим Столяров, затем священник Андрей Босяков (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 7. Л. 34-40; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 20. Л. 1-25).

3.10. Приход Рождества Богородицы в д. Васильевка

Сооружение деревянного храма в честь Рождества Богородицы в д. Васильевка Тереховского района (с 1962 г. До-брушского района) Гомельской области относится к 1912 г. Закрытый в 1930-е гг. храм вновь был открыт для совершения богослужений в 1941 г. Официальная регистрация прихода состоялась 7 июня 1945 г. С 18 апреля 1946 г. настоятелем являлся священник Николай Юревич. На основании договора от 24 июня 1946 г. общине передавалось храмовое здание с находящимися в нем предметами богослужебного назначения. Официальную перерегистрацию прихода уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской области осуществил 10 июля 1946 г. Указом архиепископа Минского и Белорусского Пити-рима (Свиридова) от 25 июня 1947 г. священник Николай Юре-вич освобождался от должности настоятеля прихода в честь Рождества Богородицы в д. Васильевка Тереховского района и получал назначение на аналогичную должность в д. Носови-чи Гомельской области (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24. Л. 1-19).

Согласно описи храмового имущества, произведенной в 1946 г., приход Рождества Богородицы в д. Васильевка владел частью необходимых для совершения богослужений предметов литургического употребления (1 напрестольное Евангелие, 1 антиминс, полный набор евхаристических сосудов, 1 напрестольный крест, 1 кадило, 3 ризы, 4 хоругви и 25 икон) (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24. Л. 5). Обращает на себя внимание отсутствие упоминания о дарохранительнице, семисвечнике, плащанице, богослужебных книгах, стихаре для прислужника.

Данное обстоятельство свидетельствует о неполной комплектации прихода предметами богослужебного назначения.

В июне 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский Пи-тирим (Свиридов) направил священника Николая Юревича на новое место служения, после чего назначение нового настоятеля не производилось (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24; ГАООГО. Ф. 144. Оп. 60. Д. 7. Л. 8).

3.11. Александро-Невский приход в д. Нивки

Построение Александро-Невского храма в д. Нивки относится к 1878 г. Закрытие храма и ликвидация прихода произошли в 1935 г., после чего церковное здание было переоборудовано под клуб. Возобновление богослужений в Алексан-дро-Невском храме состоялось 30 августа 1942 г. по инициативе местного населения. По состоянию на сер. 1940-х гг. храм нуждался в капитальном ремонте. В 1944-1946 гг. настоятелем прихода являлся священник Антоний Прищепов. Официальная регистрация прихода состоялась 16 апреля 1945 г. Согласно договору от 8 июня 1946 г., храмовое здание передавалось во временное пользование местной приходской общине (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 7. Л. 1-12, 21, 43).

Согласно описи церковного имущества, произведенной 28 апреля 1946 г., приход владел антиминсом, напрестольным Евангелием, дарохранительницей, комплектом евхаристических сосудов, семисвечником, двумя ризами, одним стихарем, стихарем для прислужника, а также несколькими колоколами (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 7. Л. 13 - 13 об., 21). Обращает на себя внимание отсутствие упоминания о плащанице, богослужебных книгах. Данное обстоятельство свидетельствует о неполной комплектации прихода предметами богослужебного назначения.

По определению правящего архиерея в 1947-1948 гг. настоятелем Александро-Невского прихода в д. Нивки являлся

иеромонах Иоанн (Матвеенко), в 1948-1949 гг. снова священник Антоний Прищепов, в 1949-1953 гг. священник Андрей Попович (с параллельным обслуживанием Введенского прихода в д. Дубовки). В марте 1953 г. временное служение в приходе совершали священник Трофим Столяров и священник Андрей Босяков (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 562. Л. 7-8; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 3. Д. 7. Л. 16-19, 30-40).

4. Посещаемость приходов Добрушского района в 1944-1964 гг.

Важной составляющей характеристики религиозной жизни Добрушского района в 1944-1964 гг. является статистика посещаемости храмов. К сожалению, в полноте эти данные не отражены ни в церковно-приходских или епархиальных документах, ни в материалах уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области. Однако, несмотря на это, в отдельных случаях уполномоченные фиксировали посещаемость некоторых приходов в отдельные годы. Несмотря на то, что из-за отсутствия полноты информации невозможно сформировать целостное представление о посещаемости приходов, нельзя обойти стороной и эти эпизодические упоминания, поскольку они могут отражать фрагменты более широкой картины религиозной жизни.

Согласно свидетельству уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Гомельской области, в июне 1947 г. приходы Добрушского района посещались следующим образом:

• в воскресный день на литургии в молитвенном доме г. Добруш присутствовало до 500 человек;

• на литургии во второй день после праздника Пятидесятницы в храме с. Крупец присутствовало до 600 человек (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 1. Л. 30-31).

Молитвенный дом г. Добруша на Пасху 1955 г. посетило порядка 5-6 тысяч человек, переполнивших прилегающую к храму улицу (ГАООГО. Ф. 144. Оп. 60. Д. 159. Л. 128). Согласно данным Всесоюзной переписи населения, в 1959 г. в Добру-ше проживало 14 270 человек (Численность населения СССР 1960, 523). Таким образом, в 1955 г. на Пасху жлобинский молитвенный дом посетило порядка 40 % всех горожан. Означенные данные свидетельствуют о высоком показателе религиозности в изучаемом регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Развитие деятельности православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в 19441964 гг. явилось следствием возрождения церковной жизни на территории региона в период немецкой оккупации. Изъятые в 1930-е гг. православные храмы, превращенные в сельские клубы, школьные здания или зернохранилища, по инициативе местного верующего населения вновь начали использоваться по своему прямому предназначению. В 1944 г. православные приходы Добрушского района вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. На протяжении 1944-1964 гг. в пределах Добрушского района действовало 11 православных приходов. В 1944-1945 гг. они входили в пределы Добрушского благочиния, а с 1945 г. в пределы Гомельского благочиния Минско-Белорусской епархии.

Изучение деятельности православных приходов на территории Добрушского района Гомельской области в означенный период позволяет сделать вывод об их вхождении сперва в структуру Добрушского благочиния (1944-1945), а затем Гомельского благочиния (с 1945 г.) Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви. Исходя из особенностей советского религиозного законодательства, деятельность при-

ходов ограничивалась совершением общественных и частных богослужений, содержанием и ремонтом храмовых или молитвенных зданий. В большинстве случаев попытки реконструкции, расширения или даже ремонта богослужебных сооружений встречали противодействие со стороны местных властей или уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Гомельской области. Несмотря на ограниченность имевшихся возможностей, приходы сохраняли относительно высокие показатели посещаемости. В наибольшей степени массовая посещаемость храмов проявлялась в дни великих православных праздников. Эффективным средством ослабления приходской активности со стороны советского государства являлось принуждение православных приходов и священнослужителей к подписке на государственные займы. Объемы денежных средств, перечисленных приходами Доб-рушского района, свидетельствуют о наибольших показателях в пределах Гомельской области. Это приводило к значительному ослаблению финансовых возможностей приходов и нередко к сокращению отчислений на нужды епархиального управления и содержание Минской духовной семинарии. Другим средством антирелигиозной деятельности гражданской власти по снижению религиозности в регионе стало изъятие у церковных общин храмовых или молитвенных зданий, а также ликвидация приходов. За 1944-1964 гг. в пределах Добрушского района Гомельской области произошло изъятие 27 % храмовых или молитвенных зданий и закрытие 45 % приходов. Полученные данные свидетельствуют о высоких показателях результатов проведения государственной антирелигиозной политики в регионе.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. АГЕУ — Архив Гомельского епархиального управления (АГЕУ). Дело Михайловского храма с. Вылево Добрушского района; Личное дело священника Вячеслава Константиновича Дубинина; Личное дело священника Иоанна Ивановича Кашу-бо; Покровской церкви д. Корма Рогачевского уезда за 18291998 гг.; Личное дело протоиерея Василия Ивановича Концевого; Личное дело священника Вассиана Александровича Неверовского; Личное дело священника Николая Данииловича Титовца.

2. АМЕУ — Архив Минского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 2. Д. 22; Ф. 1. Оп. 2. Д. 196; Ф. 1. Оп. 2. Д. 505; Ф. 1. Оп. 2. Д. 562; Ф. 1. Оп. 2. Д. 564; Ф. 1. Оп. 2. Д. 581; Ф. 1. Оп. 3. Д. 326; Ф. 1. Оп. 3. Д. 544; Ф. 1. Оп. 3. Д. 1166.

3. ГАГО — Государственный архив Гомельской области. Ф. 896. Оп. 1. Д. 90; Ф. 896. Оп. 1. Д. 252; Ф. 1354. Оп. 5. Д. 70; Ф. 1354. Оп. 5. Д. 74; Ф. 1354. Оп. 5. Д. 87; Ф. 3441. Оп. 1. Д. 1; Ф. 3441. Оп. 1. Д. 2; Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3; ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 13; Ф. 3441. Оп. 3. Д. 3; Ф. 3441. Оп. 3. Д. 7; Ф. 3441. Оп. 3. Д. 16; Ф. 3441. Оп. 3. Д. 20; Ф. 3441. Оп. 3. Д. 24.

4. ГАООГО — Государственный архив общественных объединений Гомельской области. Ф. 144. Оп. 60. Д. 7; Ф. 144. Оп. 60. Д. 159.

5. НАРБ — Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2; Ф. 951. Оп. 2. Д. 11; Ф. 951. Оп. 2. Д. 15; Ф. 951. Оп. 2. Д. 17.

6. НИАБ — Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 2301. Оп 1. Д. 1349; Ф. 3021. Оп. 1. Д. 3.

7. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 1290. Оп. 4. Д. 263.

8. Численность населения СССР (1960) — Численность населения СССР по переписи на 15 января 1959 года по республикам, краям, областям, национальным округам, районам, городам, поселкам городского типа, районным центрам и крупным сельским населенным местам (по административно-территориальному делению на 1 января 1960 г.). М.: Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, 1960. 523 с.

Литература

9. Алампиев, Лопушанский (2019) — Алампиев Георгий, протоиерей; Лопушанский Александр, протоиерей. Добруш-ский приход в честь святителя Николая Чудотворца в 19471950 гг. // Гомельщина. Вехи истории. Гомель: УО «Белорусский государственный университет транспорта», 2019. С. 3-11.

10. Алампиев (2019) — Алампиев Г. Очерки по истории Добрушского благочиния в 1940-1960-е гг. // Скориновские чтения - 2019: современные тенденции развития издательского дела: материалы IV Международного форума, Минск, 24-25 сентября 2019 г. Минск: БГТУ, 2019. С. 293-297.

11. Алампиев (2020) — Алампиев Георгий, протоиерей. Состояние монашеской жизни на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. // Труды Минской духовной академии. 2021. № 18. С. 105-121.

12. Белицкий (1907) — Белицкий Е. Под польским игом. Очерки и штрихи из жизни православных белорусов в XVIII веке. Вильна: Типография «Русский почин», 1907.

13. Василий Ратмиров (2004) — Василий (Ратмиров Василий Михайлович) // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VII. С. 93-94.

14. Горючко (1903) — Горючко П. Материалы из истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 (Списки вос-

соединенных церквей) // Могилевские епархиальные ведомости. 1903. № 1-2. С. 8-15.

15. Добрушский район (2012) — Добрушский район // Регионы Беларуси. Гомельская область: в 7 т. Мн.: Беларуская Эн-цыклапедыя 1мя Петруся Броуш, 2012. Т. 3. Кн. 1. С. 222-225.

16. Житие (2014) — Житие святого праведного Иоанна Кормянского с приложением акафиста и молитв. Гомель: Изд. «Фавор», 2014. 93 с.

17. Касяк (1956) — Касяк I. З псторьи Праваслаунай Царк-вы беларускага народу. Нью-Йорк: Выданьне Беларускай Цэн-тральнай Рады, 1956. 191 с.

18. Кривонос (2016) — Кривонос Феодор, протоиерей. Незабвенный пастырь преподобномученик Серафим (Шахмуть). Мн.: Врата, 2016. 49 с.

19. Лкейчыкау (2015) — Лкейчыкау Д. Святар у бела-русюм соцыуме: прасапаграфiя ушяцкага духавенства 15961839 гг. Мн., 2015. 719 с.

20. Могилевская старина (1900) — Могилевская старина: сборник статей «Могилевских Губернских ведомостей» / под ред. Е. Р. Романова. Могилев: Типография Губернского правления, 1900. Вып. 1.

21. Силова (2003) — Силова С. В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Гродно: ГрГУ, 2003. 105 с.

22. Слесарев (2016) — Слесарев А. В. Гомельская православная епархия в первой половине ХХ века: образование, развитие, ликвидация // Труды Минской духовной академии. 2016. № 13. С. 269-305.

23. Слесарев (2017) — Слесарев А. В. Мартиролог Гомельской епархии (1917-1953): биографический справочник. Минск: Издательство Минской духовной академии, 2017. 339 с.

24. Цыкунов (2017) — Цыкунов С. В. История прихода Свято-Михайловской церкви, бывшей в селе Вылево Добруш-

ского района // Гомельщина в ХХ-ХХ! веках. Вехи истории: материалы науч.-ист. конф. Гомель: БелГУТ, 2017. С. 142-149.

25. Цыкунов, Добруш — Цыкунов С. В. История прихода Николаевской церкви г. Добруша Гомельской области (действующий). Рукопись.

26. Цыкунов, Корма — Цыкунов С. В. История образования Кормянского Иоанновского женского монастыря и прихода Кормянской Покровской церкви (Добрушский район). Рукопись.

ORTHODOX PARISHES ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH DISTRICT OF THE GOMEL REGION IN 1944-1964

Archpriest Georgy Alampiev

Abstract: The article is devoted to the history of Orthodox parishes on the territory of the Dobrush district of the Gomel region in 1944-1964, which revived their activities during the period of German occupation. A number of Orthodox churches, which were closed in the 1930s and then turned into village clubs, school buildings or granaries, began to be used again for their intended purpose at the initiative of the local believing population. In 1944, the Orthodox parishes of the Dobrush region became part of the newly formed Minsk-Belarus diocese. During 19441964, eleven Orthodox parishes operated within the Dobrush region. In 1944-1945 they were part of the Dobrush deanery, and since 1945 within the Gomel deanery of the Minsk-Belarusian diocese.

Keywords: Dobrush region, Gomel region, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Belarusian Orthodox Church, parishes, clergy.

About the author: Archpriest Alampiev Georgy - Master of Theology,

postgraduate student of the Minsk Theological Academy, cleric of the

Gomel diocese.

E-mail: prot.georgij@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6437-8481

Article link: Alampiev Georgy, archpriest. Orthodox parishes on the territory of the Dobrush district of the Gomel region in 1944-1964. Scientific works of Minsk Theological Academy, 2022, no. 2 (21):123-156. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Arhiv Gomel'skogo eparhial'nogo upravlenija (AGEU) [Archive of the Gomel Diocesan Administration]. Delo Mihajlovskogo hrama s. Vylevo Doburshskogo rajona; Lichnoe delo svjashhennika Vjacheslava Konstantinovicha Dubinina; Lichnoe delo svjashhennika Ioanna Ivanovicha Kashubo; Pokrovskoj cerkvi d. Korma Ro-gachevskogo uezda za 1829-1998 gg.; Lichnoe delo protoiereja Vasilija Ivanovicha Koncevogo; Lichnoe delo svjashhennika Vassiana Aleksandrovicha Neverovskogo; Lichnoe delo svjashhennika Niko-laja Daniilovicha Titovca.

2. Arhiv Minskogo eparhial'nogo upravlenija (AMEU) [Archive of the Minsk Diocesan Administration]. F. 1. Op. 2. D. 22; F. 1. Op. 2. D. 196; F. 1. Op. 2. D. 505; F. 1. Op. 2. D. 562; F. 1. Op. 2. D. 564; F. 1. Op. 2. D. 581; F. 1. Op. 3. D. 326; F. 1. Op. 3. D. 544; F. 1. Op. 3. D. 1166.

3. Gosudarstvennyy arkhiv Gomel'skoy oblasti (GAGO) [State archive of Gomel region]. F. 896. Op. 1. D. 90; F. 896. Op. 1. D. 252; F. 1354. Op. 5. D. 70; F. 1354. Op. 5. D. 74; F. 1354. Op. 5. D. 87; F. 3441. Op. 1. D. 1; F. 3441. Op. 1. D. 2; F. 3441. Op. 1. D. 3; GAGO. F. 3441. Op. 1. D. 13; F. 3441. Op. 3. D. 3; F. 3441. Op. 3. D. 7; F. 3441. Op. 3. D. 16; F. 3441. Op. 3. D. 20; F. 3441. Op. 3. D. 24.

4. Gosudarstvennyj arhiv obshhestvennyh ob"edineniy Go-mel'skoj oblasti (GAOOGO) [State archive of public associations of the Gomel region]. F. 144. Op. 60. D. 7; F. 144. Op. 60. D. 159.

5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Belarus' (NARB) [National Archive of the Republic of Belarus]. F. 951. Op. 2. D. 2; F. 951. Op. 2.

D. 11; F. 951. Op. 2. D. 15; F. 951. Op. 2. D. 17.

6. Nacional'nyj istoricheskij arhiv Belarusi (NIAB) [National Historical Archive of Belarus]. F. 2301. Op 1. D. 1349; F. 3021. Op. 1. D. 3.

7. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. F. 1290. Op. 4. D. 263.

8. Chislennost' naselenija SSSR po perepisi na 15 janvarja 1959goda po respublikam, krajam, oblastjam, nacionalnym okrugam, rajonam, gorodam, poselkam gorodskogo tipa, rajonnym centram i krupnym sel'skim naselennym mestam (po administrativno-ter-ritorial'nomu deleniju na 1 janvarja 1960 g.) [The population of the USSR according to the census as of January 15, 1959, by republics, territories, regions, national districts, districts, cities, urban-type settlements, regional centers and large rural settlements (by administrative-territorial division as of January 1, 1960)]. Moscow: Central'noe statisticheskoe upravlenie pri Sovete Ministrov SSSR, 1960, 523 p. (In Rusian).

References

9. Alampiev, Georgiy, protoierey and Lopushanskiy, Aleksandr, protoierey. 2019. «Dobrushskiy prikhod v chest' svyatitelya Nikolaya Chudotvortsa v 1947-1950 gg.» [«Dobrush parish in honor of St. Nicholas the Wonderworker in 1947-1950»]. Gomel'shchina. Vekhi istorii. Gomel': UO «Belorusskiy gosudarstvennyy universitet transporta», 3-11. (In Rusian).

10. Alampiev, G. 2019. «Ocherki po istorii Dobrushskogo bla-gochiniya v 1940-1960-e gg.» [«Essays on the history of the Dobrush deanery in the 1940s-1960s.»]. Skorinovskie chteniya - 2019: sov-remennye tendentsii razvitiya izdatel'skogo dela: materialy IV Mezh dunarodnogo foruma, Minsk, 24-25sentyabrya 2019 g. Minsk: BGTU, 293-297. (In Rusian).

11. Alampiev Georgiy, protoierey. 2021. «Sostoyanie monashes-koy zhizni na territorii Dobrushskogo rayona Gomel'skoy oblasti BSSR v 1944-1964 gg.» [«The state of monastic life in the territory of the Dobrush region of the Gomel region of the BSSR in 19441964»]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, no. 18:105-121.

12. Belitskiy, E. 1907. Pod pol'skim igom. Ocherki i shtrikhi iz zhizni pravoslavnykh belorusov v XVIII veke [Under the Polish yoke. Essays and strokes from the life of Orthodox Belarusians in the 18th century]. Vil'na: Tipografiya «Russkiy pochin». (In Rusian).

13. «Vasiliy (Ratmirov Vasiliy Mikhaylovich)» [«Vasily (Ratmi-rov Vasily Mikhailovich)»] in Pravoslavnaya entsiklopediya, 93-94. Moscow, 2004. T. VII. (In Rusian).

14. Goryuchko, P. 1903. «Materialy iz istorii vossoedineniya uniatov v Belorussii 1780-1795 (Spiski vossoedinennykh tserkvey)» [«Materials from the history of the reunification of the Uniates in Belarus 1780-1795 (Lists of the reunited churches)»]. Mogilevskie eparkhialnye vedomosti, no. 1-2:8-15. (In Rusian).

15. «Dobrushskiy rayon» [«Dobrush region»] in Regiony Bela-rusi. Gomel'skaya oblast'. Minsk: Belaruskaya Entsyklapedyya imya Petrusya Broyki, 2012. T. 3. Kn. 1. S. 222-225.

16. Zhitie svyatogo pravednogo Ioanna Kormyanskogo s prilo-zheniem akafista i molitv [The Life of Saint Righteous John of Korma with an Akathist and Prayers]. Gomel': Favor, 2014. (In Rusian).

17. Kasjak, I. 1956. Zgistoryi Pravaslawnaj Carkvy belaruskaga narodu [From the history of the Orthodox Church of the Belarusian people]. N"ju-Jork. (In Belarusian).

18. Krivonos, Feodor, protoierey. 2016. Nezabvennyy pastyr' prepodobnomuchenik Serafim (Shakhmut') [Unforgettable Confes-sor Rev. Martyr Seraphim (Shahmut)]. Minsk: Vrata. (In Rusian).

19. Liseychykay, D. 2015. Svjatar u belaruskim socyume: prasa-pagrafija wnijackaga duhavenstva 1596-1839 gg. [The priest in the Belarusian society: prosopography of the Union clergy 1596-1839]. Minsk. (In Belarusian).

20. Mogilevskaya starina: sbornik statey «Mogilevskikh Gubern-skikh vedomostey [Mogilev antiquity: collection of articles «Mogilev Gubernskie Vedomosti»]. Edited by E. R. Romanov. Mogilev: Tipo-grafiya Gubernskogo pravleniya, 1900. Vyp. 1.

21. Silova, S. V. 2003. Pravoslavnaya tserkov' v Belorussii v go-dy Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [The Orthodox Church in Belarus during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Grodno: Grodnenskij gosudarstvennyj universitet. (In Rusian).

22. Slesarev, A. V. 2016. «Gomel'skaya pravoslavnaya eparkhiya v pervoy polovine KhKh veka: obrazovanie, razvitie, likvidatsiya» [«The Gomel Orthodox diocese in the first half of the twentieth century: establishment, development, liquidation»]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, no. 13:269-305. (In Rusian).

23. Slesarev, A. V. 2017. Martirolog Gomel'skoy eparkhii (19171953): biograficheskiy spravochnik [Martyrology of the Gomel diocese (1917-1953): a biographical guide.]. Minsk: Izdatel'stvo Minskoy dukhovnoy akademii. (In Rusian).

24. Tsykunov, S. V. 2017. «Istoriya prikhoda Mikhaylovskoy tserkvi, byvshey v sele Vylevo Dobrushskogo rayona» [«The history of the parish of St. Michael's Church, which was in the village of Vylevo, Dobrush region»]. Gomel'shchina v XX-XXI vekakh. Vekhi istorii: materialy nauch.-ist. konf. Gomel': BelGUT, 142-149. (In Rusian).

25. Tsykunov, S. V. Istoriya prikhoda Nikolaevskoy tserkvi g. Dobrusha Gomel'skoy oblasti (deystvuyushchiy) [The history of the parish of the Nicholas Church in the city of Dobrush, Gomel region (acting)]. Rukopis'. (In Rusian).

26. Tsykunov, S. V. Istoriya obrazovaniya Kormyanskogo Ioan-novskogo zhenskogo monastyrya i prikhoda Kormyanskoy Pokrov-skoy tserkvi (Dobrushskiy rayon) [The history of the formation of the Ioannovsky convent of Korma and the parish of the Intercession Church of Korma (Dobrush region)]. Rukopis'. (In Rusian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.