Научная статья на тему '"КАТАКОМБНОЕ" ДВИЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ'

"КАТАКОМБНОЕ" ДВИЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КАТАКОМБНОЕ" ДВИЖЕНИЕ / "ПРАВАЯ" ЦЕРКОВНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ДОБРУШСКИЙ РАЙОН / ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алампиев Георгий Викторович

Статья посвящена рассмотрению истории развития «катакомбного» движения в пределах Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после освобождения региона от немецкой оккупации. Возникновение названного религиозного течения на Гомельщине относится к 1928 г., когда протоиерей Павел Левашев и иеромонах Герасим (Каешко) заявили об отказе в признании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Антисоветская позиция «катакомбников» встретила жесткую реакцию со стороны гражданской власти и привела к их переходу на нелегальное положение. Одним из направлений «катакомбного» движения, получившим развитие в Добрушском районе, стала «серафимо-геннадиевская» ветвь, объединившая последователей местного священник Григория Секача (в монашестве Геннадия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алампиев Георгий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CATACOMB" MOVEMENT ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH REGION OF THE BSSR IN 1944-1964

The article is devoted to the history of the development of the «catacomb» movement within the Dobrush district of the BSSR in the first two decades after the liberation of the region from German occupation. The emergence of the named religious trend in the Gomel region dates back to 1928, when Archpriest Pavel Levashev and Hieromonk Gerasim (Kaeshko) announced their refusal to recognize the Deputy Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Sergius (Stragorodsky). The anti-Soviet position of the supporters of the «catacomb» movement met with a harsh reaction from the civil authorities and led to their transition to an illegal position. One of the directions of the «catacomb» movement, which was developed in the Dobrush region, was the «Seraphim-Gennadievskaya» branch, which united the followers of the local priest Gregory Sekach (Hieromonk Gennady). The presence of the «catacomb» movement formed in the period under review a unique landscape of the religious life of the Dobrush region and thus distinguished it from most other Belarusian regions.

Текст научной работы на тему «"КАТАКОМБНОЕ" ДВИЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ»

УДК 27-788-9

Протоиерей Георгий Алампиев

«КАТАКОМБНОЕ» ДВИЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению истории развития «ка-такомбного» движения в пределах Добрушского района Гомельской области в первые два десятилетия после освобождения региона от немецкой оккупации. Возникновение названного религиозного течения на Гомельщине относится к 1928 г., когда протоиерей Павел Левашев и иеромонах Герасим (Каешко) заявили об отказе в признании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страго-родского). Антисоветская позиция «катакомбников» встретила жесткую реакцию со стороны гражданской власти и привела к их переходу на нелегальное положение. Одним из направлений «катакомбного» движения, получившим развитие в Добрушском районе, стала «сера-фимо-геннадиевская» ветвь, объединившая последователей местного священник Григория Секача (в монашестве Геннадия). Наличие «катакомбного» движения формировало в рассматриваемый период уникальный ландшафт религиозной жизни Добрушского края и тем самым выделяло его среди большинства других белорусских регионов.

Ключевые слова: «катакомбное» движение, «правая» церковная оппозиция, Добрушский район, Гомельская область, Православие, Русская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь.

Об авторе: Протоиерей Георгий Алампиев - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, клирик Гомельской епархии. E-mail: prot.georgij@mail.ru ORCID: 0000-0001-6437-8481

Ссылка на статью: Алампиев Георгий, протоиерей. «Катакомбное» движение на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. // Труды Минской духовной академии. 2022. № 1 (20). С. 115-130.

Введение

Актуальность темы исследования определяется значимостью изучения белорусской конфессиональной истории, являющейся важной составляющей общего исторического пути белорусского народа и государства. Обращение к новейшей истории православной религиозной жизни в белорусских регионах создает условия для формирования целостной картины исторического прошлого Русской Православной Церкви на белорусских землях. На протяжении 1940-1960-х гг. в пределах До-брушского района Гомельской области БССР наблюдалось развитие деятельности представителей так называемого «ката-комбного» движения, оппозиционного официальной Русской Православной Церкви по причине разности подходов в понимании принципов взаимоотношения православных христиан с советской властью. Отказываясь признавать каноническую легитимность руководства Московской Патриархии и правоту проводимой им линии церковной политики, «катакомбники» позиционировали себя в качестве «истинных православных христиан», не принимающих возможность компромисса с советской властью.

Изучению «катакомбного» движения в СССР посвящены исследовательские труды профессора М. В. Шкаровского [Шка-ровский 1999; Шкаровский 2005; Шкаровский 2006], В. В. Алексеева и М. Ю. Нечаевой [Алексеев, Нечаева 2000: Алексеев, Нечаева 2002], А. Л. Беглова [Беглов 2003 а, 138-155; Беглов 2003Ь, 78-104; Беглов 2007, 51-59; Беглов 2008]. Рассмотрение истории «катакомбного» движения на территории Гомельской области БССР нашло отражение в работах А. В. Слесарева [Сле-сарев 2007, 68-70; Слесарев 2012, 112-147; Слесарев 2014, 140149; Слесарев 2015, 187-202; Слесарев 2016а, 103-109; Слесарев 2016Ь, 56-72]. Однако специальное исследование истории развития названного религиозного явления в пределах Добруш-

ского района Гомельской области в белорусской и российской историографии отсутствует.

Настоящая статья посвящена рассмотрению истории «ка-такомбного» движения на территории названного белорусского региона в 1944-1964 гг. Данное обстоятельство обусловило научную новизну настоящей работы. Хронологические рамки исследования охватывают период 1944-1964 гг. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что в 1944 г. православные приходы освобожденного от немецкой оккупации Добрушско-го района вернулись в юрисдикцию Московского Патриархата и вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. Верхняя граница исследования обусловлена произошедшим в 1964 г. отстранением Н. С. Хрущева от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР, что предопределило изменение советской религиозной политики и начало нового этапа в существовании Русской Православной Церкви.

Целью работы является выявление основных характеристик «катакомбного» движения на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать общее состояние «катакомбного» движения на территории Добрушского района в 1944-1964 гг.;

2. Описать деятельность «серафимо-геннадиевской» ветви «ка-такомбного» движения на территории Добрушского района в 1944-1964 гг.

Общее состояние «катакомбного» движения на территории Добрушского района в 1944-1964 гг.

Примечательной чертой религиозной жизни православного населения Добрушского района Гомельской области в 1944-1964 гг. явилось наличие «катакомбного» движения, оп-

позиционного Московской Патриархии. Возникновение данного внутрицерковного течения относится к 1927 г., когда Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) возглавил церковную иерархию Русской Православной Церкви, подчеркнуто демонстрируя полную лояльность советской власти и готовность согласовывать с ней важнейшие вопросы церковного управления. Новые принципы церковно-государственных отношений нашли отражение в «Послании (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» от 16/29 июля 1927 г. (Послание 1994, 509-513). Прозвучавшее в Послании заявление о тождественности интересов Православной Церкви, верующего народа и советской власти породило волну внутрицерковного протеста. Несогласные с подобным подходом иерархи, клирики, монашествующие и миряне заявили о непризнании митрополита Сергия (Страго-родского) (1867-1944) законным Предстоятелем Русской Православной Церкви и разорвали с ним церковное общение. По причине нежелания совершать поминовение гражданской власти и самого митрополита Сергия за богослужениями его противники получили наименование «непоминающих». Поскольку оппозиционно настроенные к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя православные христиане не имели возможности легально совершать богослужения, свои молитвенные собрания они проводили тайно. Сравнивая свое положение с состоянием церковной жизни времен ранних гонений на христиан в Римской империи, вынужденно собиравшихся в римских катакомбах, «непоминающие» также именовали себя «ка-такомбниками» [Беглов 2008; Беглов 2003а, 138-155; Беглов 2003Ь, 78-104; Беглов 2007, 51-59; Поспеловский 1995; Шкаров-ский, 1999; Шкаровский 2005; Шкаровский 2006].

Возникновение «катакомбного» движения на территории современной Гомельской области относится к 1928 г. В это время несогласные с содержанием Послания митрополита Сергия (Страгородского) клирики Гомельской епархии протоиерей Павел Левашев (1873-1937) и иеромонах Герасим (Каешко) (18831929) разорвали церковное общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Перейдя под руководство «непомина-ющего» митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) (18721937), они положили начало широкому движению церковного сопротивления на Гомельщине. В кон. 1920-х - 1930-е гг. «ката-комбное» движение имело значительное число своих последователей в Гомельском, Ветковском, Чечерском, Тереховском, Рогачевском, Речицком Уваровичском, Добрушском районах БССР (ныне территория Гомельской области). В годы немецкой оккупации «непоминающие» клирики обрели возможность легального совершения богослужений. Одновременно с этим «катакомбные» общины нередко выступали инициаторами открытия деревенских храмов. В первые послевоенные годы гражданские власти снисходительно относились к существованию в пределах Гомельской области храмов, на богослужениях в которых не совершалось поминовение священноначалия Русской Православной Церкви. Ситуация изменилась в нач. 1947 г., когда уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Гомельской области начал побуждать «непоминающих» клириков к переходу в Московскую Патриархию. В данных обстоятельствах значительная часть оппозиционных священнослужителей перешла в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Однако отдельные клирики и общины вернулись на нелегальное положение [Слесарев 2007, 68-70; Слесарев 2014, 140-149; Слесарев 2015, 187-202; Слеса-рев 2016а, 103-109; Слесарев 2016Ь, 56-72].

История «катакомбного» движения на Гомельщине затронула также и религиозную жизнь православного населения

Добрушского района в 1944-1964 гг. В частности, в феврале 1949 г. архиепископ Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) принял в церковное общение «непоминающего» священника Андрея Поповича. После перерукоположения в священный сан последний получил назначение на должность настоятеля Александро-Невского прихода в д. Нивки (ныне Доб-рушский район Гомельской области) (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 803. Л. 118 об.-119; АГЕУ) [Слесарев 2015, 196].

Примечательной составляющей «катакомбного» движения на территории Добрушского края являлось существование нелегального и оппозиционного Московской Патриархии женского монастыря. Как известно, еще в кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. монахини закрытых монастырей Гомельского уезда разделились в вопросе признания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Расселившись по территории Гомельщины малыми группами, все они сформировали сеть нелегальных монашеских общин. По состоянию на 1949 г. одна из таких женских монашеских общин, отрицавших каноничность Московской Патриархии, существовала в д. Огородня-Гомельская Добрушского района (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3. Л. 52) [Слесарев 2015, 196]. Присущий «ка-такомбным» монахиням изоляционизм и замкнутость обусловили скудость и фрагментарность отражения информации об их жизни в документальных источниках. Вместе с тем следует отметить, что названная община существовала и в последующее время. Так, в отчете за 1973 г. уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Гомельской области А. Н. Ятченко упоминал о наличии на территории Добрушского района нелегальных монахинь (ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 102. Л. 59).

«Серафимо-геннадиевская» ветвь «катакомбного» движения на территории Добрушского района в 1944-1964 гг.

Особым явлением в истории русской православной церковной жизни ХХ в. предстает так называемая «серафимо-ген-надиевская» ветвь «катакомбного» движения. Возникновение данного религиозного направления произошло в кон. 1930-х -1940-е гг., когда движение «непоминающих» испытывало острый кризис из-за отсутствия епископов и клириков, практически полностью уничтоженных в годы массовых репрессий. Объявив себя православным архиереем («архиепископом Смоленским» Серафимом), неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности за мошенничество М. А. Поздеев (18861971) начал совершать богослужения для православных христиан, не признающих Московскую Патриархию. Вполне очевидно, что с точки зрения православного канонического права все священнодействия, совершенные названным мирянином, невозможно признать действительными. Другим основателем данного религиозного течения стал клирик Минско-Белорус-ской епархии священник Григорий Секач (1904-1987), совмещавший служение в приходах Русской Православной Церкви с негласным духовным попечением о «непоминающих» Гомельской области. При этом, получив рукоположение и назначение на приходское служение в юрисдикции Московской Патриархии, он во время богослужения воздерживался от поминовения священноначалия Русской Православной Церкви. После выявления столь неоднозначного поведения священник Григорий Секач в 1956 г. был лишен официальной регистрации и уволен из клира Минско-Белорусской епархии. В 1971 г. он принял от М. А. Поздеева («архиепископа» Серафима) рукоположение в сан «епископа» и по прошествии непродолжительного времени возглавил его последователей в сане «схимитро-

полита» с именем Геннадий. По именам «архиепископа» Серафима (Поздеева) и «схимитрополита» Геннадия (Секча) руководимое ими сообщество «непоминающих» получило наименование «серафимо-геннадиевской» ветви «катакомбного» движения [Алексеев, Нечаева 2000; Алексеев, Нечаева 2002; Слесарев 2012, 112-147].

История «серафимо-геннадиевской» ветви «катакомбно-го» движения имеет определенное отношение к Добрушскому району. Так, с 15 марта 1950 г. архиепископ Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) назначил настоятелем Николаевского храма в д. Огородня-Гомельская священника Григория Секача. Отказавшись от назначения и продолжив совершение богослужений на месте прежнего служения (Свято-Троицкий молитвенный дом в местечке Лоев Гомельской области), священник Григорий вошел в конфликт с высшим епархиальным руководством. Спустя четыре месяца он был отстранен от формально занимаемой должности настоятеля Свято-Николаевского прихода в д. Огородня-Гомельская, снят с регистрации уполномоченным Совета по делам РПЦ по Гомельской области и уволен за штат Минско-Белорусской епархии. Продолжив проживание в Лоеве, он начал нелегальное совершение богослужений в ряде районов Гомельской области, в том числе и в деревнях Добрушского района. В 1951 г. священник Григорий настроил часть прихожан д. Огородня-Гомельская против приходского настоятеля священника Антония Горбачева и тем самым спровоцировал раскол церковной общины. Кроме того, на протяжении 1950-1952 гг. он продолжал нелегально совершать богослужения и в других населенных пунктах Добруш-ского района, что побудило уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гомельской области В. Т. Лобанова принять решительные меры к пресечению этой незаконной деятельности. Несмотря на все предпринятые действия, священник Григорий Секач существенно утвердил свое влияние на православных христи-

ан Добрушского района, что впоследствии привело их к вхождению в общины «серафимо-геннадиевской» ветви «ката-комбного» движения. К сожалению, конспиративный характер деятельности названного религиозного течения не позволил отложиться в государственных и церковных архивах такому количеству документов, которое бы позволило более тщательно изучить его историю [Слесарев 2012, 116-120].

Заключение

Уникальной особенностью религиозной жизни на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 19441964 гг. являлось наличие представителей «катакомбного» движения. Сторонники данного направления продолжали сохранять православную идентичность, но отказывали в признании Русской Православной Церкви. Основной причиной их критики Московской Патриархии стало усвоенное еще в кон. 1920-х -1930-е гг. от лидеров внутрицерковной оппозиции на Гомель-щине неприятие компромисса с советской властью. Помимо традиционных «непоминающих», в пределах Добрушского района получила развитие «серафимо-геннадиевская» ветвь «ка-такомбного» движения. Ее возникновение обусловлено активной деятельностью священника Григория Секача (будущего основателя названного религиозного направления «схимитро-полита» Геннадия) в пределах Добрушского региона в 1950-е гг. Таким образом, наличие «катакомбного» движения формировало в рассматриваемый период уникальный ландшафт религиозной жизни Добрушского края и тем самым выделяло его среди большинства других белорусских регионов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. АМЕУ — Архив Минского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 2. Д. 803.

2. АГЕУ — Архив Гомельского епархиального управления. Дело Свято-Николаевского храма д. Бобовичи Гомельского района.

3. ГАГО - Государственный архив Гомельской области. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 102; Ф. 1354. Оп. 5. Д. 102.

4. Послание (1994) — Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти. 16 (29). 07.1927 // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 509-513.

Литература

5. Алексеев, Нечаева (2000) — Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России XX века: в 2 ч. Екатеринбург, 2000. Ч. 1. 397 с.

6. Алексеев, Нечаева (2002) — Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России XX века: в 2 ч. Челябинск: Изд. Южно-Уральского государственного университета, 2002. Ч. 2. 558 с.

7. Беглов (2003а) — Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг. // Альфа и Омега. 2003. № 1 (35). С. 138-155.

8. Беглов (2003Ь) — Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920-1940-х годах: стратегии выживания // Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78-104.

9. Беглов (2007) — Беглов А. Понятие «катакомбная церковь»: мифы и реальность // Меневские чтения. 2006. Научная конференция «Церковная жизнь ХХ века: протоиерей Александр Мень и его духовные наставники». Сергиев Посад, 2007. С. 51-59.

10. Беглов (2008) — Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, «Арефа», 2008. 352 с.

11. Поспеловский (1995) — Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. 511 с.

12. Шкаровский (1999) — Шкаровский М. В. Иосифлян-ство: течение в Русской Православной Церкви. Санкт-Петербург: НИЦ «Мемориал», 1999. 400 с.

13. Шкаровский (2005) — Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. 424 с.

14. Шкаровский (2006) — Шкаровский М. В. Судьбы ио-сифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы. СПб.: «Сатис», «Держава», 2006. 590 с.

15. Слесарев (2007) — Слесарев А. В. «Российская православная катакомбная церковь» в Белоруссии: история и современность // Минские епархиальные ведомости. 2007. № 4 (83). С. 68-70.

16. Слесарев (2012) — Слесарев А. В. Основатель «серафи-мо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитропо-лит» Геннадий (Секач) // Сектоведение. Альманах. Том II. Жи-ровичи: Издательство МинДС, 2012. С. 112-147.

17. Слесарев (2014) — Слесарев А. В. История «правой» церковной оппозиции («иосифлянства») на Гомельщине в 1928 - нач. 1941 гг. // Труды Минской духовной академии. 2014. № 11. С. 140-149.

18. Слесарев (2015) — Слесарев А. В. «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941-1950) // Труды Минской духовной академии. 2015. № 12. С. 187-202.

19. Слесарев (2016а) — Слесарев А. В. Церковное подполье на Гомельщине в 1940-1970-е гг. // Православные ценности в современной белорусской культуре: сб. докл. XXI Междунар. Кирилло-Мефодиевских Чтений. Мн.: УП «Минар», 2016. С. 103109.

20. Слесарев (2016b) — Слесарев А. В. Феномен «новообрядного беспоповства» на территории Гомельской области в 1940-1980-е гг. // Сектоведение. Альманах. Том V. Мн.: Издательство Минской духовной академии, 2016. С. 56-72.

«CATACOMB» MOVEMENT ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH REGION OF THE BSSR IN 1944-1964

Archpriest Georgy Alampiev

ап^ш^п: The article is devoted to the history of the development of the «catacomb» movement within the Dobrush district of the BSSR in the first two decades after the liberation of the region from German occupation. The emergence of the named religious trend in the Gomel region dates back to 1928, when Archpriest Pavel Levashev and Hieromonk Gerasim (Kaeshko) announced their refusal to recognize the Deputy Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Sergius (Stragorodsky). The anti-Soviet position of the supporters of the «catacomb» movement met with a harsh reaction from the civil authorities and led to their transition to an illegal position. One of the directions of the «catacomb» movement, which was

developed in the Dobrush region, was the «Seraphim-Gennadievskaya» branch, which united the followers of the local priest Gregory Sekach (Hieromonk Gennady). The presence of the «catacomb» movement formed in the period under review a unique landscape of the religious life of the Dobrush region and thus distinguished it from most other Belarusian regions.

Keywords: «catacomb» movement, church opposition, Dobrush region, Gomel region, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Belarusian Orthodox Church.

About the author: Archpriest Alampiev Georgy - master of theology,

postgraduate student of the Minsk Theological Academy, cleric of the

Gomel diocese.

E-mail: prot.georgij@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6437-8481

Article link: Alampiev Georgy, archpriest. «Catacomb» movement on the territory of the Dobrush region of the BSSR in 1944-1964. Scientific works of Minsk Theological Academy, 2022, no. 1 (20):115-130. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Arkhiv Minskogo eparkhial'nogo upravleniya (AMEU) [Archives of the Minsk Diocesan Administration]. F. 1. Op. 2. D. 803. (In Russian).

2. Arkhiv Gomel'skogo eparkhial'nogo upravleniya [Archive of the Gomel diocesan administration]. Delo Svyato-Nikolaevskogo khrama d. Bobovichi Gomel'skogo rayona. (In Russian).

3. Gosudarstvennyy arkhiv Gomel'skoy oblasti [State Archives of the Gomel Region]. F. 1354. Op. 5. D. 102; F. 1354. Op. 5. D. 102. (In Russian).

4. Poslanie (Deklaratsiya) Zamestitelya Patriarshego Mesto-blyustitelya mitropolita Nizhegorodskogo Sergiya [Stragorodskogo] i Vremennogo pri nem Patriarshego Svyashchennogo Sinoda ob otnoshenii Pravoslavnoy Rossiyskoy Tserkvi k sushchestvuyushchey grazhdanskoy vlasti. 16 (29).07.1927 [Epistle (Declaration) of the Deputy Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Sergius [Strago-rodsky] of Nizhny Novgorod and the Provisional Patriarchal Holy Synod under him on the attitude of the Orthodox Russian Church to the existing civil authorities]. Akty Svjatejshego Tihona, Patriarha Moskovskogo i vseja Rossii, pozdnejshie dokumenty i perepiska o kanonicheskom preemstve vysshej cerkovnoj vlasti. 1917-1943 [Acts of His Holiness Tikhon, Patriarch of Moscow and All Russia, Later Documents and Correspondence on the Canonical Succession of the Supreme Church Authority. 1917-1943] / Sost. M. E. Gubonin. Moscow: PSTBI, Bratstvo vo Imja Vsemilostivogo Spasa, 1994, 1064 p. (In Russian).

References

5. Alekseev, V. V., Nechaeva, M. Yu. 2000. Voskresshie Roma-novy?.. Kistoriisamozvanchestva vRossiiXXveka: v2 ch. [Resurrected Romanovs?.. On the history of imposture in Russia of the XX century]. Ekaterinburg, 2000. Part 1. (In Russian).

6. Alekseev, V. V., Nechaeva, M. Yu. 2002. Voskresshie Roma-novy?.. Kistorii samozvanchestva v RossiiXX veka: v2 ch. [Resurrected Romanovs?.. On the history of imposture in Russia of the XX century]. Chelyabinsk: Izd. Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Part 2. (In Russian).

7. Beglov, A. 2003. "Episkopat Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi i tserkovnoe podpol'e v 1920-1940-e gg." ["Episcopate of the Russian Orthodox Church and the church underground in the 1920s-1940s"]. Alfa i Omega, no. 1 (35):138-155. (In Russian).

8. Beglov, A. 2003. "Tserkovnoe podpol'e v SSSR v 1920-1940-kh godakh: strategii vyzhivaniya" ["The Church Underground in the USSR in the 1920s-1940s: survival strategies"] in Odissey. Che-lovek v istorii [Odysseus. man in history], 78-104. Moscow. (In Russian).

9. Beglov, A. 2007. "Ponyatie "katakombnaya tserkov'": mify i real'nost'" ["The concept of "catacomb church": myths and reality"] in Menevskie chteniya. 2006. Nauchnaya konferentsiya "Tserkovnaya zhizn KhKh veka: protoierey Aleksandr Men' i ego dukhovnye na-stavniki" [Readings in memory of Alexander Men. 2006. Scientific conference "Church life of the XX century: Archpriest Alexander Men and his spiritual mentors"], 51-59. Sergiev Posad, 2007. (In Russian).

10. Beglov, A. 2008. V poiskakh "bezgreshnykh katakomb". Tserkovnoe podpol'e v SSSR [In search of "sinless catacombs". Church underground in the USSR]. Moscow: Izdatel'skiy Sovet Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, "Arefa". (In Russian).

11. Pospelovskiy, D. V. 1995. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v KhKh veke [Russian Orthodox Church in the 20th century]. Moscow: Respublika. (In Russian).

12. Shkarovskiy, M. V. 1999. Iosiflyanstvo: techenie v Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Josephism: a trend in the Russian Orthodox Church]. Sankt-Peterburg: NITs "Memorial". (In Russian).

13. Shkarovskiy, M. V. 2005. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' pri Staline i Khrushcheve [Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev]. Moscow: Izd. Krutitskogo podvor'ya, Obshchestvo lyubiteley tserkovnoy istorii. (In Russian).

14. Shkarovskiy, M. V. 2006. Sud'by iosiflyanskikh pastyrey. Iosiflyanskoe dvizhenie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v sud'bakh ego uchastnikov. Arkhivnye dokumenty [The fate of the Josephite shepherds. The Josephite movement of the Russian Orthodox Church in the fate of its participants. Archival documents]. St. Petersburg: "Satis", "Derzhava". (In Russian).

15. Slesarev, A. V. 2007. ""Rossiyskaya pravoslavnaya kata-kombnaya tserkov'" v Belorussii: istoriya i sovremennost'" [""Russian Orthodox Catacomb Church" in Belarus: history and modernity"]. Minskie eparkhialnye vedomosti, no. 4 (83):68-70. (In Russian).

16. Slesarev, A. V. 2012. "Osnovatel' «serafimo-gennadievskoy» vetvi Katakombnoy tserkvi «skhimitropolit» Gennadiy (Sekach)" ["The founder of the "Seraphim-Gennadievskaya" branch of the Catacomb Church "schemetropolitan" Gennady (Sekach)"]. Sektove-denie. Al'manakh, vol. II:112-147. (In Russian).

17. Slesarev, A. V. 2014. "Istoriya "pravoy" tserkovnoy oppozitsii ("iosiflyanstva") na Gomel'shchine v 1928 - nach. 1941 gg." ["The history of the "right" church opposition ("Josephism") in the Gomel region in 1928 - early 1941"]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, no. 11:140-149. (In Russian).

18. Slesarev, A. V. 2015. «Pravaya» tserkovnaya oppozitsiya na Gomel'shchine v period nemetskoy okkupatsii i poslevoennye gody (1941-1950) ["Right" church opposition in the Gomel region during the German occupation and post-war years (1941-1950)]. Trudy Minskoj duhovnoj akademii, no. 12:187-202. (In Russian).

19. Slesarev, A. V. 2016. Tserkovnoe podpol'e na Gomel'shchine v 1940-1970-e gg. [Church underground in the Gomel region in the 1940s-1970s] in Pravoslavnye tsennosti v sovremennoy belorusskoy kul'ture: sb. dokl. XXI Mezhdunar. Kirillo-Mefodievskikh Chteniy [Orthodox values in modern Belarusian culture: a collection of reports of the XXI International Cyril and Methodius Readings], 103-109. (In Russian).

20. Slesarev, A. V. 2016. "Fenomen "novoobryadnogo bespo-povstva" na territorii Gomel'skoy oblasti v 1940-1980-e gg." ["The Phenomenon of "New Rite Bespopovtsians" in the Gomel Region in the 1940s-1980s"]. Sektovedenie. Al'manakh, vol. V:56-72. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.