Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ'

СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАШЕСТВО / МАКАРЬЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ДОБРУШСКИЙ РАЙОН / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / "КАТАКОМБНОЕ" ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алампиев Георгий Викторович

Статья посвящена рассмотрению вопроса организации монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Отдельное внимание уделяется деятельности нелегальной («катакомбной») монашеской общины в д. Огородня-Гомельская, находившейся вне общения с Московской Патриархией. На основании архивных материалов изучается деятельность архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и иеромонаха Германа (Журавлева), являвшихся руководителями монашества на территории Добрушского района. Отдельное внимание уделяется положению насельниц закрытого в 1928 г. Макариевского женского монастыря, расселившихся в пределах Добрушского района малыми группами и на протяжении десятилетий сохранявших традиции монашеской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF MONASTIC LIFE ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH DISTRICT OF THE GOMEL REGION BSSR IN 1944-1964

The article is devoted to the consideration of the issue of the organization of monastic life within the Dobrush district of the Gomel region of the BSSR in 1944-1964. Special attention is paid to the activities of the illegal («catacomb») monastic community in the village of Ogorodnya-Gomelskaya, which was out of communion with the Moscow Patriarchate. On the basis of archival materials, the activities of Archimandrite Innokenty (Melnichenko) and Hieromonk Herman (Zhuravlev), who were leaders of monasticism in the Dobrush region, are being studied. Special attention is paid to the situation of the nuns of the Makariyevsky Convent, closed in 1928, who settled within the Dobrush district in small groups and for decades preserved the traditions of monastic life.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ»

УДК 27-788-9

Протоиерей Георгий Алампиев

СОСТОЯНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРУШСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БССР В 1944-1964 ГГ.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса организации монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Отдельное внимание уделяется деятельности нелегальной («катакомбной») монашеской общины в д. Ого-родня-Гомельская, находившейся вне общения с Московской Патриархией. На основании архивных материалов изучается деятельность архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и иеромонаха Германа (Журавлева), являвшихся руководителями монашества на территории Добрушского района. Отдельное внимание уделяется положению насельниц закрытого в 1928 г. Макариевского женского монастыря, расселившихся в пределах Добрушского района малыми группами и на протяжении десятилетий сохранявших традиции монашеской жизни.

Ключевые слова: Монашество, Макарьевский женский монастырь, Добрушский район, православие, Русская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, «катакомбное» движение.

Об авторе: Протоиерей Георгий Алампиев - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, клирик Гомельской епархии. E-mail: prot.georgij@mail.ru ORCID: 0000-0001-6437-8481

Ссылка на статью: Алампиев Георгий, протоиерей. Состояние монашеской жизни на территории Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. // Труды Минской духовной академии. 2021. № 18. С. 105-121.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что изучение белорусской конфессиональной истории является неотъемлемой частью более широкого процесса изучения и усвоения исторического опыта белорусского государства. Обращение к новейшей истории православной религиозной жизни в белорусских регионах создает условия для формирования целостной картины исторического прошлого Русской Православной Церкви на белорусских землях. На протяжении 1940-1960-х гг. в пределах Добрушского района Гомельской области БССР происходило неофициальное развитие монашеской жизни. Деятельность нелегальных монашеских общин тесно связана с насельницами закрытого в 1928 г. Макарьевского женского монастыря. Возникновение Макарье-вского монастыря вблизи местечка Добруш относится к 1775 г., когда на этом месте возникла мужская старообрядческая обитель. В 1839 г. произошло закрытие монастыря, а в 1844 г. он был возрожден как мужской единоверческий. В 1876 г. Мака-рьевский монастырь упразднялся, а монашеская братия и имущество переходили в ведение Чонского Свято-Успенского монастыря, находившегося на расстоянии 30 верст. В результате произведенного преобразования возник Чонско-Макарьевский единоверческий мужской третьеклассный монастырь. В 1899 г. обитель претерпела очередную реорганизацию, в результате которой стала православным женским второклассным монастырем. В 1916 г. произошло разделение обители на Чонский и Макарьевский монастыри, в результате чего самостоятельная Макарьевская обитель возобновила свою деятельность на прежнем месте вблизи местечка Добруш. В нач. 1920-х гг. по инициативе местных органов советской власти произошло преобразование монастыря в сельскохозяйственную артель. В 1928 г. по предписанию гражданской власти Макарьевский женский

монастырь был закрыт [Горбацкий 2011, 35-75; Слесарев 2017, 18-19].

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных направлений монашеской жизни в пределах названного белорусского региона. К настоящему времени отсутствуют специальные научные исследования, посвященные истории организации монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Данное обстоятельство обусловило научную новизну настоящей работы.

Целью работы является выявление основных характеристик монашеской жизни в пределах Добрушского района Гомельской области БССР в 1944-1964 гг. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи исследования: 1. Охарактеризовать положение «катакомбного» монашества на территории Добрушского района в рассматриваемый период; 2. Описать деятельность архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и иеромонаха Германа (Журавлева) по развитию и руководству монашеской жизни в Добрушском районе. 3. Охарактеризовать развитие монашеской жизни на территории Доб-рушского района после закрытия Макариевского женского монастыря.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1944-1964 гг. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что в 1944 г. православные приходы освобожденного от немецкой оккупации Добрушского района вернулись в юрисдикцию Московского Патриархата и вошли в состав новообразованной Минско-Белорусской епархии. Верхняя граница исследования обусловлена произошедшим в 1964 г. отстранением Н. С. Хрущева от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР, что предопределило изменение советской религиозной политики и начало нового этапа в существовании Русской Православной Церкви.

1. «Катакомбная» монашеская община в д. Огородня-Гомельская

В кон. 1920-х - 1930-е гг. монахини закрытых монастырей Гомельщины разделились по принципу признания или не признания легитимности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Расселившись по окрестным населенным пунктам малыми группами, все они были вынуждены нелегально выстраивать монашескую жизнь своих общин. По состоянию на 1949 г. одна из таких женских монашеских общин, отрицавших каноничность Московской Патриархии, существовала в д. Огородня-Гомельская Добруш-ского района (ГАГО. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3. Л. 52) [Слесарев 2015, 196]. Крайне замкнутый образ жизни «непоминающих» монахинь этой общины послужил причиной практически полного отсутствия документальной информации об внутренней жизни и последующей истории. Однако даже в отчете за 1973 г. уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Гомельской области А. Ятченко упоминал о проживании нелегальных монашествующих на территории Доб-рушского района (ГАГО. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 102. Л. 59).

Помимо упомянутой «катакомбной» общины, на территории Добрушского района в изучаемый период времени получило развитие монашество, не отрицавшего законность Московской Патриархии. Руководителем этого направлений монашествующих являлся архимандрит Иннокентий (Мельниченко).

2. Руководитель монашества на территории Добрушского

района архимандрит Иннокентий (Мельниченко)

Архимандрит Иннокентий (в миру Иван Максимович Мельниченко) родился 16 июня 1870 г. в с. Давидовка (ныне Го-

рошковский район Житомирской области, Украина). В 1881 г. окончил сельскую народную школу в с. Славск (ныне Житомирская область, Украина). В 1889 г. поступил послушником в Неклюдовскую Борисо-Глебскую пустынь Витебской губернии (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1-2) [Макеев 1998, 4]. В 1905 г. мобилизован в Российскую императорскую армию для участия в русско-японской войне, где по собственному свидетельству, «за рану и отличие в боях получил Георгиевский крест» (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1-2). По окончании войны вступил в число братии Барколабовского монастыря Могилевской губернии, где принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В 1907 г. епископом Гомельским Митрофаном (Краснополь-ским), викарием Могилевской епархии, рукоположен в сан иеродиакона. До 1910 г. нес послушание регента. В 1911 г. архиепископом Могилевским и Мстиславским Константином (Булычевым) в Могилевском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха. С 1912 г. являлся благочинным и ризничим монастыря (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1).

В 1914 г. иеромонах Иннокентий (Мельниченко) получил назначение на должность духовника Макарьевского монастыря, располагавшегося в непосредственной близости от г. Доб-руша (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 2). В период духовного окормления обители игуменом Иннокентием в 1916 г. произошло строительство нового каменного монастырского корпуса, включавшего домовой храм, кельи для игуменьи и духовника. По свидетельству духовного чада архимандрита Иннокентия протоиерея Михаила Макеева, игумен Иннокентий в 1920-е гг. совершил паломническую поездку в Киево-Печерскую Лавру, где тайно принял великую схиму с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Печерского [Макеев 1998, 5].

При духовном окормлении игумена Иннокентия Макари-евский монастырь получил небывалый за всю историю своего существования расцвет. В 1920-е гг., когда многие приходы

уклонились в обновленческий раскол, игумен Иннокентий оставался тверд в Православии, как сам он свидетельствует в своей автобиографии, «все шли и издалека ехали к грешному иеромонаху Иннокентию в Макарьевский монастырь говеть: в великий пост по тысячи и по полторы тысячи было у меня говеющих» (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 2).

В материалах Гомельского административного отдела за 1921 г. содержится информация о том, что с 11 октября 1920 г. по 25 мая 1921 г. в Кормянском волостном комитете РКП(б) и в Добрушском райкоме изучались «Материалы по обвинению монаха Макарьевского монастыря в агитации против Советской власти». В частности, в телеграмме Кормянского волостного комитета РКП(б) сообщалось, что в Макарьевский монастырь прибыл монах, который заявил себя предсказателем и ведет среди темных масс контрреволюционную агитацию, проповедуя о недолговечности советской власти и возвращении на престол Николая II. Проповедует также и о том, что когда император вернется на престол, то все сразу же наладится. Появится хлеб, который будет стоить по рублю за пуд и проч. Самое страшное, что было указано в этом сообщении, так это то, что проповедь свою он ведет не только в стенах монастыря, но и выезжает в окрестные селения. Что, несомненно, было еще большим преступлением. Здесь также указывалось, что монах пользовался авторитетом среди «темных» масс. По отношению к нему заявитель просил принять надлежащие меры (Конфессии 2013, 119). По резолюции уездного комитета РКП(б) этот документ препровождался для уточнения фактов и дальнейших распоряжений. Однако, согласно выписке из журнала распорядительного заседания Президиума советского народного суда г. Гомеля и заключению следователя от 18 ноября 1920 г., уголовное дело по обвинению монаха Макарьевского монастыря от 26 ноября 1920 г. за № 2895, на основании амнистии ВЦИК от 7 ноября 1920 г. и статей 2 и 13 Инструкции Народного ко-

миссариата юстиции, было решено прекратить [Цыкунов, Козлова 2017, 222].

В 1922 г. Русскую Православную Церковь потряс обновленческий раскол, который на первоначальном этапе поддержала большая часть епископата и духовенства. Впоследствии при написании своей автобиографии архимандрит Иннокентий (Мельниченко) указывал на то, что в обновленчество никогда не уклонился и имел соответствующие свидетельства от епископа Тихона (Шарапова) и архиепископа Варлаама (Ря-шенцева) (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 2 об.).

Важным свидетельством принципиальности игумена Иннокентия в отношении обновленческого раскола и его высоком авторитете среди верующих является Чимбайское послание епископа Гомельского Тихона (Шарапова). Данное послание, написанное владыкой в ссылке 31 марта 1927 г. и адресованное благочинным Гомельской епархии, содержит следующее указание: «Всем монахам и монахиням, живущим в Гомельской епархии, объявляю, что их духовное отношение к моему Духовному отцу старцу Нектарию я одобряю и благословляю, но надзор за ними (которого за ними не может иметь старец Нектарий) и постоянное духовничество поручено Благочинному Монастырей Макарьевскому Игумену Иннокентию. Всех уклоняющихся от сего запрещаю священникам Гомельской епархии принимать на Исповедь и причащать Святых Таин без записки о. Игумена. Это, главным образом, касается монахинь, самочинно живущих в Гомеле» (Архипастырские послания 2013, 131).

3. Монашество на территории Добрушского района после закрытия Макарьевского женского монастыря

Как отмечалось выше, закрытие Макарьевского женского монастыря, располагавшегося вблизи г. Добруша, произошло в 1928 г. После этого духовник обители архимандрит Иннокен-

тий (Мельниченко) вместе с монахинями Манефой, Макарией, Агнией и Феоктистой переехал в поселок Макаровский. На протяжении ряда лет они проживали в частном доме. Весь уклад жизни бывших насельников Макарьевского монастыря соответствовал монастырскому уставу. При этом монашеская община никак не афишировала для внешних религиозные особенности своей жизни. В 1939 г. они поселились в поселке Водопой, являвшемся пригородом Добруша [Макеев 1998, 5].

Верующие знали о существовании подпольного монастыря и всячески старались поддерживать существование его насельников. «Моя мать, - вспоминал протоиерей Михаил Макеев, - Макеева Анна Михайловна, была их кормилицей. Мой отец был партработником и комендантом бумажной фабрики «Герой Труда». И мать под предлогом «своим бедным знакомым» выпрашивала у него выписать на фабрике то дров, то муки, то еще чего-нибудь необходимого для их существования, так как они не могли устроиться на работу, не выдав себя, кто они» [Макеев 1998, 5].

Вплоть до 1941 г. игумен Иннокентий (Мельниченко) духовно окормлял бывших насельниц Макарьевского монастыря и некоторых местных жителей негласно и с соблюдением условий конспирации. Воздерживаясь от открытого служения и участия в епархиальной жизни, он уберег себя и своих последовательниц от преследований со стороны советской власти. При этом игумен Иннокентий имел слабое здоровье, что впоследствии нашло отражение в документации Минско-Белорус-ской епархии (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 3-3 об.).

В августе 1941 г. город Добруш был оккупирован немецкими войсками, после чего началось не сдерживаемое военной администрацией возрождение церковной жизни. Вскоре жители Добруша организовали на месте разрушенного храма молитвенный дом, для совершения богослужений в котором пригласили игумена Иннокентия. Активную помощь настоятелю

оказывали монахини закрытого Макарьевского монастыря (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1 об.) [Макеев 1998, 6].

Помимо возглавления Свято-Николаевского прихода в г. Добруше, игумен Иннокентий координировал процессы возрождения православных приходов в Добрушском районе. Впоследствии он таким образом описывал свою деятельность: «В 1941 году пришлось мне освятить 10 церквей так как того требовали сельские прихожане после чего от простуды сильно заболел и продолжать дальше освящать уже не мог» (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 4).

В период немецкой оккупации игумен Иннокентий играл важную роль в церковной жизни не только Добрушского района, но и Гомельского региона в целом. Одним из проявлений его деятельности явилось участие в освящении новых храмов. Так, 15 января 1944 г. гомельский протоиерей Николаей Гейхрох следующим образом описывал освящение Свято-Георгиевского храма областного центра: «Нам было отведено помещение бывшего физкультурного клуба по Советской улице, к ремонту которого мы приступили и освятили это помещение под храм 25 октября 1941 года. Освящение храма совершали доб-рушский игумен Иннокентий, священник Антоний Цитович и я, как настоятель храма» [Кривонос 2016, 21].

Подобным образом протоиерей Николай описывал освящение Свято-Николаевского храма г. Гомеля: «После получения разрешения и произведения ремонта Полесской церкви она была освящена 17 декабря 1941 года игуменом Иннокентием и мной» [Кривонос 2016, 21].

Таким образом, будучи одним из немногих православных священнослужителей, проживавших на территории Гомель-щины к началу немецкой оккупации, игумен Иннокентий (Мельниченко) стоял у истоков стремительного возрождения православных приходов в пределах Гомельской области в целом и Добрушского района в частности.

Во время освобождения Добруша, произошедшего 10 октября 1943 г., дом игумена Иннокентия и проживавших с ним монахинь сгорел. Поселившись в здании рядом с молитвенным домом, они прожили недолго, поскольку вскоре были выселены по распоряжению советской власти. После этого игумен Иннокентий с сестрами поселились в доме игумена Германа (Журавлева) (также проживавшего в Добруше), в 1945 г. поселились в маленьком домике на окраине города [Макеев 1998, 6]. На многие годы это жилище стало местом существования нелегального православного монастыря.

Сохранилось множество воспоминаний относительно жизни тайной монашеской общины, возглавляемой игуменом Иннокентием (Мельниченко). Так, протоиерей Михаил Макеев следующим образом описывал жизнь тайной обители: «Монахиня Макария следила за уставным чтением монашеского правила и вела письменные дела. Монахиня Агния была звонарем и пономарем. Инокиня Феоктиста (Фотина) выпекала просфоры, а монахиня Манефа была для всех как мать (как игуменья), добродушная, ласковая, всегда помышляющая только о небесном. И разговоры у нее были со всеми только о духовном. Позже к ним приехала жить монахиня Маргарита из села Шерстин, бывшая послушница Шамординского монастыря. Для своего пропитания они имели корову и возделывали огород. Двери их дома были открыты для всех и всегда. Всех поили чаем, укладывали спать часто на полу за неимением кровати. Делились последним. У них был обычай сопровождать всех до железнодорожного вокзала к поезду (более 2 км)» [Макеев 1998, 6-7].

Распоряжением управляющего православными приходами на освобожденных белорусских землях архиепископа Калининского и Смоленского Василия (Ратмирова) от 18 февраля 1944 г. игумен Иннокентий получил назначение на должность благочинного церквей Добрушского района. Возглавлял цер-

ковную жизнь Добрушского района игумен Иннокентий немногим более года и был освобожден от должности 27 февраля 1945 г. По прошествии двух с половиной месяцев, 10 июня 1945 г. архиепископ Василий возвел игумена Иннокентия в сан архимандрита с возложением митры (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 1).

Имея слабое здоровье, в 1947 г. архимандрит Иннокентий (Мельниченко) подал архиепископу Минскому и Белорусском Питириму (Свиридову) прошение об увольнении на покой. В своем обращении к управляющему епархией он писал: «В этом 1947 году мой порок сердца дает это о себе чувствовать ударами и остановками пульса: смерть моя должна быть при такой болезни скоропостижная или же с ходу... Припадая к стопам Вашего святительства прошу, если есть готовый священник, то пришлите: если же его нет, то хотя к Пасхе пришлите. Церковь отстоит от моего жилища 4 километра иду пешком 2 часа там и ночую, а на другой день после Литургии иду на квартиру тоже 2 часа, а то и более часто останавливаюсь отдыхать» (АМЕУ Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 2 об.).

Получив благословение на увольнение за штат, архимандрит Иннокентий весной следующего года был парализован, 16 апреля 1948 г. в Великий четверг он скончался. Погребение состоялось в первый день Пасхи на местном кладбище «Дубы» (АМЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581. Л. 5) [Макеев 1998, 9]. С этого времени руководителем нелегальной монашеской жизни на территории Добрушского района стал иеромонах Герман (Журавлев).

4. Руководитель монашества на территории Добрушского района иеромонах Герман (Журавлев)

Иеромонах Герман (в миру Журавлев Герасим Никифоро-вич) родился в 1874 г. До поступления в монастырь работал на Добрушской бумажной фабрике. В 1899 г. поступил в Белобе-режскую Иоанно-Предтеченскую пустынь Орловской епархии,

где принял монашеский постриг и рукоположение в священный сан. После Октябрьского переворота в 1918 г. устроился работать в Брянское опытно-показательное лесничество. В 1924 г. переехал в г. Добруш, где работал на частном хозяйстве своего брата, а с 1926 по 1930 гг. был конюхом в местной добровольческой пожарной команде [Слесарев 2017, 195-196]. В 1930-1940-е гг. трудился в качестве сторожа на местном кладбище «Дубы» [Макеев 1998, 4]. 27 декабря 1931 г. иеромонаха Германа арестовали. Ему инкриминировали обвинение в принадлежности к «гомельскому филиалу контрреволюционной организации духовенства «Истинно-Православная Церковь». Отца Германа заподозрили в тесных контактах с бывшей настоятельницей Буйничского Свято-Духовского монастыря Могилевской епархии игуменьей Рафаилой (Задоровской). Информация впоследствии не подтвердилась. За недоказанностью вины иеромонах Герман спустя почти шесть месяцев был освобожден. На свободу он вышел 8 мая 1932 г. [Слесарев 2017, 196].

Со времени освобождения из-под ареста иеромонах Герман не получал официального назначения на приходское служение, но принимал активное участие в церковной жизни До-бруша. Согласно свидетельству городских старожилов, он не имел возможности регулярно совершать богослужения из-за болезни ног (Воспоминания 2013).

После смерти архимандрита Иннокентия (Мельниченко) и вплоть до собственной кончины 11 июня 1959 г. иеромонах Герман (Журавлев) возглавлял тайную женскую монашескую общину в г. Добруше [Слесарев 2017, 196]. После его смерти монахини остались без непосредственного попечения со стороны монашествующих духовников. При этом они посещали местный Свято-Николаевский приход и пользовались заслуженным авторитетом со стороны местных жителей.

Заключение

На протяжении 1944-1964 гг. на территории Добрушско-го района Гомельской области в среде православного верующего населения наблюдались уникальные проявления религиозной жизни: развитие «катакомбного» движения и нелегального монашества.

Развитие «катакомбного» движения явилось результатом продолжения существования настороженного отношения к Московской Патриархии со стороны части местных жителей, усвоенного ими еще с кон. 1920-х - 1930-х гг. от лидеров вну-трицерковной оппозиции на Гомельщине. Помимо традиционных «непоминающих», в пределах Добрушского района получила развитие «серафимо-геннадиевская» ветвь «катакомбно-го» движения. Ее возникновение обусловлено активной деятельностью священника Григория Секача (будущего основателя названного религиозного направления «схимитрополита» Геннадия) в пределах Добрушского региона в 1950-е гг.

Существование монашества на территории Добрушского района в изучаемый период также явилось продолжением нелегальной деятельности малых монашеских групп бывших на-сельниц Макарьевского женского монастыря, находившегося вблизи г. Добруш и закрытого в 1928 г. При этом монахини еще с кон. 1920-х - 1930-х гг. были разделены на сторонниц и противниц Московской Патриархии. Лояльная высшему церковному руководству монашеская группа проживала в г. Добруше и возглавлялась архимандритом Иннокентием (Мельниченко). Оппозиционная священноначалию женская монашеская община существовала в д. Огородня-Гомельская Добрушского района.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. АМЕУ — Архив Минского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 2. Д. 581.

2. ГАГО — Государственный архив Гомельской области. Ф. 1354. Оп. 5. Д. 102.

3. ГАГО — Государственный архив Гомельской области. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 3.

4. Воспоминания (2013) — Воспоминания протоиерея Михаила Макеева (видеозапись от 9.11.2013). Личный архив протоиерея Александра Лопушанского.

5. Конфессии (2013) — Конфессии на Гомельщине (20-30-е годы ХХ в.): документы и материалы / Сост. М. А. Алейникова и др. Минск, 2013. 387 с.

Литература

6. Горбацкий (2011) — Горбацкий A. A. Православные монастыри Беларуси: история и современность. Чонский монастырь. Брест, 2011. 100 с.

7. Кривонос (2016) — Кривонос Феодор, протоиерей. Незабвенный пастырь преподобномученик Серафим (Шахмуть). Минск, 2016. 49 с.

8. Макеев (1998) — Макеев Михаил, протоиерей. Архимандрит Иннокентий Добрушский. Добруш, 1998. 98 с.

9. Слесарев (2013) — Слесарев А. В. Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 - август 1926 гг.) // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. 2013. № 1. С. 68-131.

10. Слесарев (2015) — Слесарев А. В. «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и по-

слевоенные годы (1941-1950) // Труды Минской духовной академии. 2015. № 12. С. 187-202.

11. Слесарев (2017) — Слесарев А. В. Мартиролог Гомельской епархии (1917-1953): биографический справочник. Минск, 2017. 339 с.

12. Цыкунов, Козлова (2017) — Цыкунов С. В., Козлова Н. Н. Чонский монастырь: история и судьбы. Гомель, 2017. 415 с.

THE STATE OF MONASTIC LIFE ON THE TERRITORY OF THE DOBRUSH DISTRICT OF THE GOMEL REGION BSSR

IN 1944-1964

Archpriest Georgy Alampiev

ап^шю^ The article is devoted to the consideration of the issue of the organization of monastic life within the Dobrush district of the Gomel region of the BSSR in 1944-1964. Special attention is paid to the activities of the illegal («catacomb») monastic community in the village of Ogo-rodnya-Gomelskaya, which was out of communion with the Moscow Patriarchate. On the basis of archival materials, the activities of Archimandrite Innokenty (Melnichenko) and Hieromonk Herman (Zhuravlev), who were leaders of monasticism in the Dobrush region, are being studied. Special attention is paid to the situation of the nuns of the Makariyevsky Convent, closed in 1928, who settled within the Dobrush district in small groups and for decades preserved the traditions of monastic life.

Keywords: Monasticism, Makaryevsky Convent, Dobrush District, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Belarusian Orthodox Church, «cata-comb» movement.

About the author: Протоиерей Георгий Алампиев - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии, клирик Гомельской епархии . E-mail: prot.georgij@mail.ru ORCID: 0000-0001-6437-8481

Article link: Alampiev Georgy, archpriest. The state of monastic life on the territory of the Dobrush district of the Gomel region BSSR in 1944-1964. Scientific works of Minsk Theological Academy, 2021, no. 18:105-121.

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Arkhiv Minskogo eparkhial'nogo upravleniya (AMEU) [Archives of the Minsk Diocesan Administration]. F. 1. Op. 2. D. 581. (In Russian).

2. Gosudarstvennyy arkhiv Gomel'skoy oblasti [State Archives of the Gomel Region]. F. 1354. Op. 5. D. 102; F. 3441. Op. 1. D. 3. (In Russian).

3. Lichnyy arkhiv protoiereya Aleksandra Lopushanskogo [Personal archive of Archpriest Alexander Lopushansky]. Vospo-minaniya protoiereya Mikhaila Makeeva (videozapis' ot 9.11.2013). (In Russian).

4. Konfessii na Gomel'shchine (20-30-e gody XX v.): doku-menty i materialy [Confessions in the Gomel Region (20-30s of the XX century): documents and materials] / Sost. M. A. Aleynikova i dr. Minsk, 2013. (In Russian).

References

5. Gorbatskiy, A. A. 2011. Pravoslavnye monastyri Belarusi: istoriya i sovremennost'. Chonskiy monastyr' [Orthodox monasteries in Belarus: history and modernity. Chonsky monastery]. Brest. (In Russian).

6. Krivonos, Feodor, protoierey. 2016. Nezabvennyy pastyr' prepodobnomuchenik Serafim (Shakhmut) [The unforgettable pastor the Monk Martyr Seraphim (Shakhmut)]. Minsk. (In Russian).

7. Makeev Mikhail, protoierey. 1998. Arkhimandrit Innokentiy Dobrushskiy [Archimandrite Innokenty Dobrushsky]. Dobrush. (In Russian).

8. Slesarev, A. V. 2013. Arkhipastyrskie poslaniya i pis'ma episkopa Gomel'skogo Tikhona (Sharapova) iz zaklyucheniya i ssyl-ki (iyul' 1925 - avgust 1926 gg.) [Archpastoral epistles and letters from Bishop Tikhon (Sharapov) of Gomel from imprisonment and exile (July 1925 - August 1926)]. XPONOZ. Tserkovno-istoricheskiy al'manakh, no. 1:68-131. (In Russian).

9. Slesarev, A. V. 2015. «Pravaya» tserkovnaya oppozitsiya na Gomel'shchine v period nemetskoy okkupatsii i poslevoennye gody (1941-1950) ["Right" church opposition in the Gomel region during the German occupation and post-war years (1941-1950)]. Trudy Minskoj duhovnoj akademii, no. 12:187-202. (In Russian).

10. Slesarev, A. V. 2017. Martirolog Gomel'skoy eparkhii (19171953): biograficheskiy spravochnik [Martyrology of the Gomel Diocese (1917-1953): a biographical reference book]. Minsk. (In Russian).

11. Tsykunov, S. V. and Kozlova, N. N. 2017. Chonskiy mo-nastyr': istoriya i sud'by [Chonsky monastery: history and destinies]. Gomel'. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.