Научная статья на тему 'Православные праздники и святые в контексте истории Якутской крепости XVII в.'

Православные праздники и святые в контексте истории Якутской крепости XVII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православные праздники / православные святые / Якутская крепость / Якутск / оборонное зодчество / XVII век / Orthodox holidays / Orthodox saints / Yakutsk fortress / Yakutsk / defense architecture / XVII century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепцов Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы истории Якутской крепости XVII в. в связи с почитанием православных святых и христианских праздников. Такой подход позволит рассмотреть ранее не исследованные аспекты истории Якутска: существовавшие при закладке крепостей обычаи, располагавшиеся в Якутской крепости церкви, факты и особенности церковных праздников и почитания святых, связанных с историей Якутской крепости XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pravoslavnye prazdniki i sviatye v kontekste istorii Iakutskoi kreposti XVII v. [Orthodox Holidays and Saints in the Context of the Yakutsk Fortress XVII Century History]

The article deals with the history of the Yakutsk fortress of the 17th century in connection with the veneration of Orthodox saints and Christian holidays. This approach allows us to consider previously unexplored aspects of the history of Yakutsk: the customs connected with the foundation of the fortresses, the churches located in the Yakutsk fortress, the facts and features of church holidays and the veneration of saints associated with the history of the Yakutsk fortress in the 17th century.

Текст научной работы на тему «Православные праздники и святые в контексте истории Якутской крепости XVII в.»

DOI: 10.24412/2686-9497-2021-11-12-104-110

С. Г. Слепцов

Православные праздники и святые в контексте истории Якутской крепости XVII в.

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы истории Якутской крепости XVII в. в связи с почитанием православных святых и христианских праздников. Такой подход позволит рассмотреть ранее не исследованные аспекты истории Якутска: существовавшие при закладке крепостей обычаи, располагавшиеся в Якутской крепости церкви, факты и особенности церковных праздников и почитания святых, связанных с историей Якутской крепости XVII в.

Ключевые слова: православные праздники, православные святые, Якутская крепость, Якутск, оборонное зодчество, XVII век

Проводя исторические исследования, необходимо всегда помнить о принципе историзма. Изучая российскую историю, необходимо иметь в виду, что ранее жизнь русского человека, особенно допетровской эпохи, была крепко связана с христианской верой, которая проникала во все сферы жизни — от государственной до повседневной. Сегодня, изучая события XVII в., в том числе присоединение к Российскому государству обширных пространств Северо-Востока Сибири, современные историки часто забывают или не обращают внимания на этот факт, упуская таким образом целый исторический пласт, который остается незаметным и непонятным для современных людей. В статье на примере истории Якутской крепости сделана попытка раскрыть неочевидную на первый взгляд связь Православной Церкви с историей, казалось бы, чисто военного объекта, каким являлась Якутская крепость XVII в.

Якутская крепость XVII в. была некогда уникальным памятником русского деревянного оборонного зодчества, прямой наследницей деревянных крепостей Древней Руси. К сожалению, она не сохранилась в оригинале до наших дней: время и пожары уничтожили ее. Однако сохранилась история памятника, которая таит в себе еще немало белых пятен. Об одном из таких малоизвестных и малоочевидных фактов, связанных с Якутской крепостью, рассказывается в статье.

Взаимосвязь православия и оборонительных сооружений Якутска можно проследить уже с момента основания первых острогов. С закладкой крепостных сооружений в России XVII в. был связан целый ряд обычаев и обрядов. Главным среди них, несомненно, являлся торжественный молебен. Однако здесь могли быть нюансы. Первые небольшие отряды землепроходцев не имели в своем составе священников. Петр Бекетов при строительстве первого Ленского (Якутского) острога наверняка не имел возможности отслужить молебен по всем правилам. Однако представляется не случайной дата закладки острога, указанная в известной челобитной Бекетова в Сибирский приказ: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всея Руси указу поставил я с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для государева ясачного збору и для приезду якутцких людей. А преж того на Лене реке и в Якутцкой земле государева острогу не бывало нигде» [3, ст. 368, л. 171]. 25 сентября 1632 г. — день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, к чему, вероятно, и было привязано основание первого Якутского острога. Вероятно, начальник отряда, каким являлся стрелецкий сотник Петр Иванович Бекетов, при закладке острога мог прочитать молитву, адресованную Богородице.

Первые якутские воеводы Петр Головин и Матвей Глебов уже совершенно точно проводили торжественный молебен при переносе Якутского острога на правый берег реки Лены в долину Туймаада. В 1639 г. воевода П. П. Головин отправился на «великую реку Лену» во главе отряда из 406 человек: 2 письменных голов из Москвы, 5 детей боярских из Казани, 245 тобольчан, 100 енисейцев, 50 березовцев, 2 кузнецов оружейников и 2 толмачей. Кроме того, с ними было 4 попа и дьякон, «чтобы на Лене реке... служилые люди без покаянья и причастья не помирали» [2, с. 164]. Поэтому сложностей с проведением молебна при освящении острога на новом месте у якутских воевод возникнуть уже не могло. К сожалению, Головин, в отличие от Бекетова, указывает только год — 1643 г., но не указывает точной даты переноса острога. Однако на этот счет можно сделать предположение, опираясь как раз на обычай приурочивать подобные важные мероприятия к православным праздникам. Об этом речь пойдет ниже.

Сохранилось описание Якутского острога, сделанное самим П. Головиным. Окружность острожных стен составляла 333 печатных сажени (около 700 м). Стены стояли в 50 саженях (около 100 м) от берега реки, на месте «угожем и стройном». Высота стен достигала 2,5 саженей (около 5 м). По четырем сторонам острога имелись 4 воротные башни с вышками, высотою до 4 саженей (около 8,5 м), и 4 наугольные башни, также с вышками, высотою по 3 сажени каждая (около 6,5 м). За острогом вокруг стен были сделаны

деревянные «чесноки», т. е. вбитые в землю острые колья, имевшие целью воспрепятствовать подходу неприятеля к острогу. Со стороны реки «для бою» поставили бык — укрепление для отражения противника. Внутри острога были сооружены «приказ двойной на подклетах с сеньми», т. е. резиденция воевод и их помощников, аманатский двор, пороховой погреб, четыре амбара «на соболиную казну», деревянная церковь во имя преподобного отца Михаила Малеина, шатровый деревянный храм Живоначаль-ной Троицы. Сюда же были перевезены со старого острога 3 амбара для хлеба и соли, тюрьма. За острожными стенами поставили гостиный двор, амбар «теплой» на соболиную казну, амбар и двор «для приезду иноземцев» [3, ст. 274, л. 189-190].

Можно обратить внимание, что уже в 1643 г. в укреплении было построено две церкви. Одна церковь, вероятно, была перенесена еще со старого места, а вторая поставлена по приказу первых Якутских воевод. Выскажу предположение, что старой была церковь Михаила Малеина. Может возникнуть вопрос, почему в Якутском остроге была возведена церковь в честь каппадокийского святого. В связи с этим стоит вспомнить, что, когда строилась эта церковь, на престоле находился первый царь из династии Романовых Михаил Федорович, родившийся 12 июля по старому стилю в день Михаила Малеина, и выбор служилых людей Якутского острога становится понятен.

Второй храм — Троицкий, возможно, как раз свидетельствует об освящении на новом месте перенесенного Якутского острога в Троицын день. Вполне вероятно, что воеводы могли приурочить такое важное событие к одному из важнейших православных праздников, отмечаемому на пятидесятый день после Пасхи. Впоследствии Троицкий храм был вместе с новой крепостью перенесен дальше от берега. Деревянный храм сгорел в 1701 г. во время большого пожара. В 1708-1728 гг. Троицкая церковь была отстроена в камне точно на месте сгоревшей деревянной, став одним из двух первых каменных зданий Якутска. Сегодня Троицкий собор является самым старинным зданием Якутска и единственным маркером, по которому можно определять местоположение несохранившихся частей комплекса крепостных сооружений Якутска.

К началу 1670-х гг. Якутский острог, возведенный при первых якутских воеводах Петре Головине и Матвее Глебове на правом берегу реки Лены в долине Туймаада, пришел в полную негодность. За несколько десятков лет половодий вся восточная часть укреплений была частично смыта водой, частично разобрана. Якутские воеводы и жители несколько раз подавали челобитные о переносе крепости дальше от берега. Однако властям в Москве недоставало времени и финансовых средств, чтобы решить этот вопрос.

В описываемый период обостряются отношения России с Цинским Китаем в районе Приамурья. Новому якутскому воеводе было поручено перенести и отстроить заново Якутскую крепость. В начале 1680-х гг. воеводой Иваном Приклонским на новом «угожем месте» был поставлен «Якутский город» — четырехугольная рубленная крепость (район современной Площади Дружбы). Крепость имела 7 башен, две из которых были проезжими. Позднее, при следующем воеводе Матвее Кровкове, крепость Приклонско-го дополнительно обнесли острожными стенами, в которых было поставлено еще восемь башен. Именно остатки этой крепости Приклонского — Кровкова сохранялись в Якутске до начала ХХ в. К этому же комплексу крепостных сооружений относилась Восточная проездная башня, копию которой сегодня можно увидеть на территории «Старого города» в Якутске.

Путешественник Щукин, побывав в первой половине XIX в. в Якутске, упоминает о бывавшем прежде ежегодном крестном ходе вокруг Якутской крепости в день святых Бориса и Глеба (24 июля по старому стилю). Вероятно, в этот день в XVII в. и были заложены и освящены новые якутские городские укрепления, в честь чего и устраивался городской праздник, память о котором была все еще жива в XIX в. [5, с. 201].

Обращаясь к старинным описям XVIII в., мы читаем в «Ведомости Сибирским городам» 1701 г. следующее описание Якутского острога: «Якуцкой город по росписному списку 206 г. новой, рубленой мерою в длину и поперек с поля по 60 саж. стена, а внутри в городе по 57 саж. стена, крыт в один тес; да в том же городе на правом углу в стене церковь новая о двух службах, вверху и внизу олтари выпущены за город; а у города в стенах 7 башен, в том числе 2 башни проезжие.

Около города острог стоячий; а по мере того острогу от передней городовой стены к востоку к Лене реке и к старому посаду до острожной стены 60 саж.; а от городовых стен до острогу по 40 саж.; да в том же остроге на углах и в стенах 8 башен, в том числе 2 башни проезжие; да в остроге ж тайник водяной копаной не доделан, покрыт землею» [4, с. 47]. Таков был вид Якутского острога в 1698 г.

Однако такой вид крепости сохранялся недолго. Уже в 1701 г. в крепости происходит большой пожар. Судя по всему, начался он с деревянной Троицкой церкви, стоявшей в юго-восточном углу внутренней рубленой крепостной стены. Огонь уничтожил как раз весь юго-восточный угол рубленого города, вместе с центральной главной башней.

Вот как описывает крепость «Росписной список» 1759 г.: «Город деревянной рубленой ветхой, в том числе забор рубленой в лапу, в нем 5 башен, да 2 стены каменныя между канцеляриею и церковию каменною в вышину по 2 саж. и по 2 арш., в тех каменных стенах 2 прикалитки; кругом того города мерою 211 саж., да 5 башен, из вышеписанных башен на проезжей

задней башне образ местной на доске Господа Вседержителя, а во оной проезжей башне и у ворот 2 засова железных больших с ключами... Кругом того города острог деревянной ветхой, а в том остроге в стенах и на углах 8 башен, в том числе 2 проезжих, крыты тесом, кругом того острогу и с башнями 558 саж» [4, с. 50].

Стоит остановиться именно на башнях Якутской крепости. Как мы уже выяснили, первоначально их было пятнадцать. В европейском, в том числе и русском, обычае было давать названия крепостным башням. В качестве примера можно вспомнить хорошо известные каждому башни Московского кремля. Например, название Тайницкой башни происходит от расположенного в ней «тайника» — хода к реке. Самая известная кремлевская башня — Спасская — получила свое название от знаменитого крестного хода с участием царя и патриарха с иконой Спаса Нерукотворного из Хлы-нова, прошедшего в 1647 г. через ворота этой башни.

В Якутской крепости главной башней являлась Восточная проездная башня в рубленой внутренней стене. Высота ее была около 30 м. Несомненно, она поражала воображение всех местных жителей, посещавших Якутск в конце XVII в. Известно, что на крыше этой башни был укреплен жестяной двуглавый орел на стальной спице — символ власти Российского государства. Эту башню с орлом можно разглядеть на первом изображении Якутска в Чертежной книге Сибири С. Ремезова. К сожалению, именно эта башня просуществовала очень недолго, всего лет двадцать, и сгорела в уже упомянутом пожаре 1701 г. Видимо, из-за этого до нас не дошло ее название, которое было дано, вероятно, в честь какого-либо христианского святого или праздника.

Наиболее любопытными частями проездных башен крепости (как главной, так и второстепенных), которые как раз могли бы пролить свет на их старинные названия, являлись надвратные выступы, или так называемые «часовни на свесе», из которых один всегда был обращен к наружной стороне ограды, а другой — ко внутренней. Так, например, из «Росписного списка» 1759 г. мы узнаем, что со стороны базара, т. е. с внешней стороны острога, на Восточной башне, долее всего сохранявшейся, был образ Не-рукотворенного Спаса с отдельными образами Богоматери и Иоанна Крестителя по бокам, или «Деисус»; с внутренней стороны, обращенной к среднему укреплению, располагался образ «Богоматери Живоносной Ис-точницы» [4, с. 105]. Этих образов на башнях в начале ХХ в. уже не было. Вероятно, они были сняты.

В завершении хотелось бы указать на еще один интересный обычай. Важнейшими праздниками в жизни Якутска XVII-XVШ вв. были, безусловно, праздники церковные, главным из которых являлась Пасха. Затем шли двунадесятые праздники — двенадцать важнейших праздников в православии,

посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. С двумя из этих праздников и связан обычай, существовавший в Якутске во второй половине XVII — нач. XVIII в. и соотносимый с историей Якутской крепости и артиллерии Восточной Сибири.

В 1639 г. вместе с первыми воеводами в Якутск прибыл первый в Восточной Сибири наряд из Тобольска. Нарядом в России XVI-XVII вв. называли артиллерийские орудия. Всего в Якутск было доставлено 2 пушки «ядром по три гривенки», 10 пищалей полковых «ядром по гривенке», 26 пудов «зелья пушечного» и по 100 зарядов к пищали «ядер и свинца» [2, с. 265]. Это была первая русская артиллерия на всем просторе от Байкала до Тихого океана. Почти все эти орудия находились в Якутске до конца столетия, в том числе 4 пушки медных калибром 3-4 фунта («гривенки») и 1 пушка калибром 1% фунта — к 1697 г. «покорчена и разбита, и ныне стрелять из нее невозможно» [1, с. 306-307]. Уже в 1683 г. якутские служилые жаловались, что «пушек полковых малых нет, и в походы на неясачных людей послать не с чем» [2, с. 358]. По описи 1684 г., все 7 полковых пищалей были негодны к стрельбе, скорее всего из-за состояния станков и колес. Кузнецов и бронных мастеров не было [2, с. 156]. В Якутском музее им. Ем. Ярославского хранится пушка, найденная в середине ХХ в. во дворе жилого дома по улице Орджоникидзе, предположительно, на месте, где когда-то стояла одна из башен Якутской крепости конца XVII в. Каким же образом артиллерия оказалась связана с церковными праздниками в Якутске?

Ученый-историк С. Бахрушин отмечает, что «ввиду ненужности артиллерии для военных целей» уже в 1680-1690-х гг. из пушек 1-2 раза в год производили салют для устрашения ясачных людей» [1, с. 307]. Происходило это каждый год на праздники «освящения воды», в «Богоявленый день» (6 декабря по ст. ст.) и в «Преображениев день» (6 августа по ст. ст.). Судя по всему, такая стрельба производила сильное впечатление на местное население, съезжавшееся на праздники со всех окрестных мест в Якутск.

Так в первом рассмотрении выглядят факты, связывающие историю Якутской крепости с православными праздниками и традициями почитания святых.

Источники и литература:

1. Бахрушин, С. В. Якутия в XVII веке / С. В. Бахрушин, С. А. Токарев. Якутск, 1953.

2. Дополнения к актам историческим (ДАИ): в 11 т. Т. 2. СПб., 1846; Т. 10. СПб., 1867;

Т. 11. СПб., 1869.

3. Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

4. Султанов, Н. В. Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревян-

ного зодчества в Сибири / Н. В. Султанов // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып. 24.

5. Щукин, Н. С. Поездка в Якутск / Н. С. Щукин. СПб., 1844.

References:

1. Bakhrushin S. V., Tokarev S. A. Iakutiia vXVII veke [Yakutia in the 17th Century]. Yakutsk, 1953.

2. Dopolneniia k aktam istoricheskim (DAI) [Additions to Historical Acts]: in 11 vols. Vol. 2, St. Petersburg, 1846; vol. 10, St. Petersburg, 1867; vol. 11, St. Petersburg, 1869.

3. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov (RGADA) [Russian State Archive of Ancient Acts]. St. Petersburg.

4. Sultanov N. V. Ostatki Iakutskogo ostroga i nekotorye drugie pamiatniki dereviannogo zodchestva v Sibiri [Remains of the Yakutsk Prison and Some Other Monuments of Wooden Architecture in Siberia]. Izvestiia Imperatorskoi arkheologicheskoi komissii — News of the Imperial Archaeological Commission. St. Petersburg, 1907, issue 24.

5. Shchukin N. S. Poezdka v Iakutsk [Travel to Yakutsk]. St. Petersburg, 1844.

S. G. Sleptsov

PRAvosLAvNYE pRAzDNIKI I sviATYE v kontekste istorii Iakutskoi kreposti XVII v.

[Orthodox Holidays and Saints in the Context of the Yakutsk Fortress XVII Century History]

Abstract:

The article deals with the history of the Yakutsk fortress of the 17th century in connection with the veneration of Orthodox saints and Christian holidays. This approach allows us to consider previously unexplored aspects of the history of Yakutsk: the customs connected with the foundation of the fortresses, the churches located in the Yakutsk fortress, the facts and features of church holidays and the veneration of saints associated with the history of the Yakutsk fortress in the 17th century.

Keywords: Orthodox holidays, Orthodox saints, Yakutsk fortress, Yakutsk, defense architecture, XVII century

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.