Научная статья на тему 'Образы города Якутска'

Образы города Якутска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОЛИНА ТУЙМААДЫ / ДЕРЕВЯННЫЙ ОСТРОГ-КРЕМЛЬ / ОБРАЗ ГОРОДА ПРАВОСЛАВНОГО / ЯКУТСКАЯ МАГИСТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БАШЕН / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЯКУТОВ / КРЕАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТОЛИЦА АРКТИКИ / CULTUROLOGICAL APPROACH / TYUMAADA VALLEY / WOODEN OSTROG / IMAGE OF AN ORTHODOX TOWN / YAKUT MAINSTREAM CULTURE / GEOCULTURAL CHARACTERIZATION / DEFENSIVE FUNCTIONS OF THE TOWERS / MYTHOLOGICAL BELIEFS OF YAKUTS / CREATIVE CULTURE / THE CULTURAL CAPITAL OF THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Покатилова Ия Володаровна

Целью данной статьи является попытка воссоздания образа города Якутска, на начальном этапе его основания как острога, в XVII веке. Для этого раскрывается геокультурная характеристика месторасположения г. Якутска в долине Туймаада. В результате рассмотрена всего лишь одна грань многоликого образа города Якутска: формирование острога-кремля в XVII веке. Почти вековая практика строительства в суровых условиях Сибири нашла здесь наиболее концентрированное выражение и легла в основу планировочной структуры города. Выход за рамки оборонительной крепости острога и установления на открытых пустырях православных церквей по всем направлениям будущего города подтверждает, что значение острогов как оборонительных сооружений стало постепенно утрачиваться и город уже к XIX в. превращается центр миссионерской деятельности на Северо-Востоке Российской империи, обретя облик православного города. Метаморфозы и ускоренное развитие креативной культуры в городской среде ХХ века отразились на всем облике города, начиная с купеческого (нач. ХХ в.) до типично индустриального советского города (до 1990-х гг.). Между тем динамичное развитие и расширение города Якутска уже в начале ХХI в. позволяет позиционировать его как культурную столицу Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object of this paper is to attempt to reconstruct the image of the city of Yakutsk in the 17th century, at the early stages of its foundation as an ostrog (fortress). For this end the geocultural characterization of Yakutsk in Tuymaada Valley is developed. As a result only an aspect of Yakutsk’s image is examined, that is, the foundation of the wooden ostrog in 17th century. Almost age-old practices of construction found in severe conditions of Siberia are at their height of expression here and form the basis of plan of the city. The sprawl beyond the fortress walls and establishment of orthodox churches out in the open in all directions of the future city confirms that the significance of ostrogs as defensive works began to dwindle and by the 19th century the city turns into the center of missionary activity in the Northeastern Russian Empire, finding the image of the Orthodox faith city. Metamorphoses and the accelerated development of creative culture in an urban environment of the 20th century were reflected in the whole image of the city, starting with merchant (the head of the XX century) to typical industrial Soviet city (until the 1990’s). In the present, dynamic development and expansion of Yakutsk at the beginning of 21st century allows it to position itself as the cultural capital of the Arctic.

Текст научной работы на тему «Образы города Якутска»

Ия Покатилова *

ОБРАЗЫ ГОРОДА ЯКУТСКА IMAGES OF YAKUTSK

УДК 008(571.56-25)

Целью данной статьи является попытка воссоздания образа города Якутска, на начальном этапе его основания как острога, в XVII веке. Для этого раскрывается геокультурная характеристика месторасположения г. Якутска в долине Туймаада. В результате рассмотрена всего лишь одна грань многоликого образа города Якутска: формирование острога-кремля в XVII веке. Почти вековая практика строительства в суровых условиях Сибири нашла здесь наиболее концентрированное выражение и легла в основу планировочной структуры города. Выход за рамки оборонительной крепости острога и установления на открытых пустырях православных церквей по всем направлениям будущего города подтверждает, что значение острогов как оборонительных сооружений стало постепенно утрачиваться и город уже к XIX в. превращается центр миссионерской деятельности на Северо-Востоке Российской империи, обретя облик православного города. Метаморфозы и ускоренное развитие креативной культуры в городской среде ХХ века отразились на всем облике города, начиная с купеческого (нач. ХХ в.) до типично индустриального советского города (до 1990-х гг.). Между тем динамичное развитие и расширение города Якутска уже в начале ХХI в. позволяет позиционировать его как культурную столицу Арктики.

Ключевые слова: культурологический подход, долина Туймаады, деревянный острог-кремль, образ города православного, якутская

* Ия Володаровна Покатилова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры фольклора и культуры Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Е-mail: zung2006@mail.ru

Iya Pokatilova, PhD in Art criticism, Associate Professor at the Department of Folklore and Culture of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

магистральная культура, геокультурная характеристика, оборонительная функция башен, мифологические представления якутов, креативная культура, столица Арктики.

The object of this paper is to attempt to reconstruct the image of the city of Yakutsk in the 17th century, at the early stages of its foundation as an ostrog (fortress). For this end the geocultural characterization of Yakutsk in Tuymaada Valley is developed. As a result only an aspect of Yakutsk's image is examined, that is, the foundation of the wooden ostrog in 17th century. Almost age-old practices of construction found in severe conditions of Siberia are at their height of expression here and form the basis of plan of the city. The sprawl beyond the fortress walls and establishment of orthodox churches out in the open in all directions of the future city confirms that the significance of ostrogs as defensive works began to dwindle and by the 19th century the city turns into the center of missionary activity in the Northeastern Russian Empire, finding the image of the Orthodox faith city. Metamorphoses and the accelerated development of creative culture in an urban environment of the 20th century were reflected in the whole image of the city, starting with merchant (the head of the XX century) to typical industrial Soviet city (until the 1990's). In the present, dynamic development and expansion of Yakutsk at the beginning of 21st century allows it to position itself as the cultural capital of the Arctic.

Key words: culturological approach, Tyumaada Valley, wooden ostrog, image of an Orthodox town, Yakut mainstream culture, geocultural characterization, defensive functions of the towers, mythological beliefs of Yakuts, creative culture, the cultural capital of the Arctic.

В современной науке существует многочисленная литература о зарождении и становлении сибирских городов, в том числе и по истории города Якутска. Основной акцент в этих исследованиях уделяется исторической, социологической и культурно-

просветительской проблематике. Однако в последние десятилетия наиболее актуальными в современной науке становятся исследования

культурологического характера, интегрирующие методы смежных наук. К числу такого порядка следует отнести диссертацию Л.А. Сидоровой «Конфессиональная культура современного Якутска» (2013), посвященную культурологическому осмыслению современной конфессиональной культуры г. Якутска. Для исследователя методологически важным в изучении культуры города Якутска является методология, разработанная М.С.Каганом в монографии «Град Петров в истории русской культуры» (2006), в которой проявляются три модальности, составляющие культуру города: человеческая, деятельностная и предметная [5, с. 17]. В этом спиралевидном движении рождается и формируется культурный облик города. Исходя из этого, Л.А. Сидорова дает следующую трактовку конфессиональной культуры г.Якутска, как «совокупности способов и результатов деятельности человека (или группы), связанной с религиозностью» [15, с. 10]. В результате системного анализа конфессиональной культуры Якутска в целом, автором подчеркнуто, что город сыграл значительную роль в процессе формирования конфессиональной культуры городов Сибири и был центром распространения культурных новаций. С другой стороны, ею выявлена специфика городской культуры Якутска как северного города. При этом описано региональное своеобразие культурных конфессиональных практик на примере традиционных верований коренных народов Якутии и христианства. Не случайно, а исторически сложилось так, что основными «градообразующими объектами» Якутска по-прежнему являются его православные церкви [15, с. 8].

На наш взгляд, созданные субъектами городской культуры образы Якутска (в течении почти четырехвековой истории существования города) меняют географию местности, образуя новую среду обитания человека, искусственную, более упорядоченную и организованную, чем сама природа. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что не достаточно широко используется методология культурологического подхода в изучении культуры города Якутска.

В результате длительных дискуссий, современная культурология начала XXI века выделяет три уровня познания предмета культуры: это методология культуроведческих дисциплин или частных наук; методология культурологических дисциплин или парадигмальный метод (по В.С.Степину); третий уровень связан с философией культуры.В этом контексте наиболее важным для осмысления культурологической парадигмы являются исследования В.С. Степина, собранные воедино концептуальные его статьи, в монографии «Культура: взгляд из России» [18].

В целом, по мнению многих исследователей, теорию В.С. Степина считают уникальным феноменом российской науки конца XX - нач. XXI вв. и характеризуют его как деятельностно-семиотическую [3, с. 4]. Следовательно, в изучении культуры любого города как целостного организма необходимо обратить внимание на замыслы, проекты и программы жизнедеятельности людей.

Целью данной статьи является попытка воссоздания образа города Якутска, на начальном этапе его основания как острога, в XVII веке.

Геокультурная характеристика месторасположения г. Якутска. Современный город Якутск был основан русскими казаками в 1632 г., первоначально город был построен как кремль-острожек в долине Туймаады, между двумя священными горами - Ытык хайа южной части города и северной. Сам же город, как типичный русский кремль-острог, был обращен к востоку - к великой реке Лене, а западная сторона города примыкала к горе-Чочур Мыран и дорогой, направляющейся на Запад, в сторону г. Вилюйска. Западное направление дороги, в сторону г. Вилюйска, якуты называли в преданиях - Кыйаар (горизонтальное направление - расширение вширь и вглубь, куда были постепенно вытеснены предками якутов тунгусские племена), а вертикальное мироздание мира в эпосе-олонхо обозначено понятием - Куйаар.

Город Якутск находился, по якутской мифологии, на пересечении Куйаар и Кыйаар, как своеобразный эпицентр Срединного мира. Так,

южная сторона Ытык-хайя - священной горы, обрамляющая город, граничила с долиной Эркээни и был священной долиной прародителя, культурного героя якутов - Эллэя и его потомков-якутского царя Тыгына (упомянутого в русских документах-архивах с XVII в.) и его отца -Мунньан-Дархан. Таким образом, до прихода русских землепроходцев все эти три священные долины были заселены в древности тунгусскими племенами, которые оставили в памяти народной мифы об племенах - хара сагыл (черные лисицы) или «тыал буолбуттар» («рассеянные ветром») - это, по мнению историков, языческие палеоазиатские или прототунгусские племена, которые населяли долину Туймаады и Энгсиэли с эпохи неолита и бронзы на территории этих мест. Их вытеснили пришлые скотоводческие тюркские группы Омогой и Эллэй, ставшие впоследствии, по историческим преданиям якутов -культурными героями и прародителями якутского народа.

Русские казаки - основоположники новой среды обитания города -в корне отличались своей ремесленной и оборонительной культурой от аборигенов Ленского края и, проделали своеобразный путь «от прошлого к настоящему»: быть «здесь и сейчас, наяву» этому городу, сохранив в устной памяти прошлое и будущее «якольской землицы». Постепенно зарождалась, таким образом, новая городская культура, новая среда обитания человека, вобрав в себя некоторые из древних поверий и интенций. Начав с древнейших племен дотунгусского населения-палеоазиатов «тыал буолбуттар» ( «рассеянные ветром»), остатки которых в якутских легендах сохранилась до XIX в. в центральных районах Якутии и тунгусских племен-«шитые рожи», которые продвинулись на Запад Якутии; белых жрецов - айыы ойууна, по мифологии об Эллэе и тунгусских шаманов (черных шаманов); православных монахов,служителей церкви и миссионеров православия, нам предстоит проследить нити древних иллюзий и прозрений до тех пор, пока они не вплетутся в городскую культуру Якутска. Вот почему следует остановиться на «точках вплетения» и город в этом

контексте постепенно разрывает связь с природой, создавая новую и искусственную среду из крепости-кремля XVII в. (средневекового типа культуры) в упорядоченный город - православный со всеми установками христианских ценностей XVIII-XIX вв. Постепенно место «пересечения культур» в долине Туймаады в лице города становится центром узловых и «ядерных структур». Вместе с тем, в период мутаций и формирования собственно магистральной культуры в Якутии, эти сложные процессы этногенеза и культурогенеза зарождаются не в зоне эпицентра города, а на периферии.

Образ города-острога. В XVI-XVII веках сибирские города обносили двойными стенами: кремль (внутренняя крепость) ограждала срубными стенами, а вокруг него и посада шли стены острога. По мнению многих исследователей города, то же самое было и в Якутске.Ленский (Якуцкий) острог, поставленный Петром Бекетовым в 1632 году и перенесенный на новое место через два года Иваном Галкиным, постоянно подвергался разрушительным наводнениям. Это заставило московские власти под руководством воеводы П.Головина перенести острог с правого на долину левого берега реки Лены. Так, в 1642-1643 гг. на Эюковом лугу служилые люди возвели тыновые стены и боевые башни Якутского острога. По мнению современных знатоков, приблизительно на этом месте ныне расположена территория так называемого Старого города. (В память о купеческом Якутске уже в конце XX-нач. XXI вв. реализуется программа «Старый город», призванная сохранить историческое лицо столицы Якутии).

Однако весенний разлив Лены постепенно подмывал новые стены и башни острога, в результате чего в 1682-1684 годах при Якутском воеводе И. Приклонском «на Сайсарском лугу» (ныне район театра оперы и балета) построили на «готово» новый город, четыре стены с башнями. Это было третье место, в которое был перенесен не раз, затопляемый и разрушаемый старый острог. С точки зрения оборонительной функции, они служили надежным прикрытием для защиты, а с точки зрения

воеводы - это было стратегическое, высокое, не затопляемое место и обзорное. В те времена от острога на большом расстоянии был пустырь. «В архитектуре крепостных стен, - по справедливому замечанию Н.П. Крадина, - воплощались передовые достижения русского строительного искусства; в условиях длительной борьбы были выработаны различные сочетания элементов конструкций, но лучшим достижением архитектуры оборонительных стен, вне сомнения, остается мощная рубленая конструкция ограждения, ярким примером которого могут служить остатки Якутского острога» [7, с. 16]. К началу ХХ в. от шестнадцатибашенной Якутской крепости сохранились пять башен и два прясла деревянной стены, рубленной тарасами. Далее, по Крадину, многовековой опыт строительства крепостей передавался из поколения в поколения - от деда внуку, от отца к сыну. Весь предшествующий опыт развития русской военно-технической мысли нашел отражение в рукописной книге, составленной Онисимом Михайловым в нач. XVII в. в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» [Там же, с. 6]. «Устав» состоял из шестисот шестидесяти трех статей и представлял своеобразный свод правил о строительстве и оснащении крепостей.

В последней четверти XVII века крепость представляла величественную композицию из шестнадцати башен: деревянную крепость с восьми башнями, внутри этой крепости замок с 6 башнями и внутри этого замка - храм во имя преподобного отца Михаила Малеина, шатровый храм Живоначальной Троицы, казенные амбары на соболиную казну, резиденция воеводы, гостиный двор и «двор для приезду иноземцев». Внешний облик главной башни кремля, ставшей фактически легендой строительной практики русского плотницкого искусства XVII века, вызывает повышенный интерес историков и архитекторов. Она обобщала весь опыт возведения деревянных укреплений, накопленный на протяжении многих веков развития и становления Российского государства. Башня имела внушительно

монументальный вид и, как видно из отписка Приклонского, высота главной башни Якутской крепости с учетом шпиля, на которую был поставлен государственный символ - двуглавый орел, составляла 29 м 82 см. Высотный вид и композиция главной проезжей башни поражала воображение даже самих строителей. Она, как и православный храм, была строго ориентирована на восток, в сторону реки Лена. Таким образом размещение проезжей башни на восточной стене было оправданным, так как наиболее вероятным путем продвижения врага считалась река Лена и она была срублена в традиционном для Сибири типе - в четыре стены. По мнению специалистов, в старину обычно все проезжие крепостные башни освящались в честь какого-либо святого или в память о каком-то церковном предании (событии). Тем самым, они служили, по мнению историка П.П. Петрова, Святыми воротами, оберегающими поселение от нечистой силы, видимой или невидимой. Та же охранительная функция была придана, вероятно, главной башне Якутского кремля [13, с. 571].

В целом, по справедливому замечанию Н.П. Крадина, облик восточной проезжей башни, сохранившейся в г. Якутске до конца XX века, складывался из первоначального облика, без традиционных наслоений, так как позднее крепость не перестраивалась, а лишь исчезали отдельные ее фрагменты. Данные о крепости после XVII века относятся уже к ее остаткам, которые примерно с первой половины XIX века стали фиксироваться в рисунках, затем в фотографиях, чертежах и моделях [7, с. 155]. С начала XVIII века в городе началось каменное строительство и деревянные здания на территории крепости постепенно начали исчезать.

В декабре 1700 г. случился опустошительный пожар, где часть крепости сгорела и правительство Петра I было вынуждено отпустить средства для восстановительных работ и строительства каменных зданий. Так, в течение 1706-1707 годов было построено первое в Якутске каменное одноэтажное здание на вечной мерзлоте - воеводская

канцелярия. Несмотря на запрет строительства каменных зданий, кроме новоявленного Петербурга, Петр! сделал исключение для Якутска и лично разрешил построить там воеводскую канцелярию из камня. Царских соболей надлежало беречь от всех напастей и лихих людей, а пуще всего от огня [13, с. 579]. По материалам Национального архива РС(Я) есть специальный фонд «Якутская воеводская канцелярия», где, по сведениям архивариусов, хранятся документы, начиная с 1701 года. Примечательно, что в фонде имеется чертеж внутренних помещений и фасада здания, составленный в 1768 году по предписанию иркутского губернатора А. Бриля штурманским учеником А. Турчаниновым. На чертеже фасад сделан розовым цветом, а окна с мелкой расстекловкой, как в типичных домах петровской архитектуры нач.XVIII века - зеленым. Это был, на наш взгляд, первый типовой проект административного здания в нашем городе, где хранились на протяжении XVIII века ценнейшие исторические документы - челобитные, отписки и отчеты служилых людей об их походах, а также пушнина и казна.

Второе каменное здание было построено в 1708 г. - Троицкий кафедральный собор на юго-восточном углу крепости. Рядом с собором была построена большая колокольня, которая была разрушена в 30-х гг. ХХ века, а собор в советский период истории был перестроен в якутский драматический театр, затем - в театр эстрады РС(Я), а в начале 2014 года вновь передан якутской епархии (в данный момент идут восстановительные работы по реконструкции былого величия кафедрального собора в г. Якутске).

Третьим, по счету, каменным зданием в городе Якутске является церковь Введение Богородицы (1710 г.) в Заложном районе. Данная церковь как бы венчает южное направление города и выходит за рамки острога -кремля, утверждая, тем самым, типично православный образ города Якутска уже в XVIII-XIX вв. Таким образом, острог под названием сначала «Ленский», затем «Якуцкий острог», по мере роста и расширения переименовался в город Якуцк (Якутск), с определенным

(регулярным) планом, составленных в конце XVII- XVIII веков: в 1806, 1821, 1846, 1906 и 1915 годах [6, с. 5]. В этих планах видно, как развивался и в каком направлении расширялся постепенно город: обозначены улицы и какие из них главные (при этом выделяется магистраль Большой улицы (ныне пр. Ленина). Так, по плану 1770 г. город строился хаотично и беспланово, был разделен на четыре квартала. По мнению О.Г. Карамзина только в плане 1821 года, утвержденного императором Александром I, появились признаки будущего генерального плана, а в плане 1846 г. улицы уже были сняты на топооснове, в натуре. В плане уже исчезли признаки старой крепости, на съемке остались Троицкий собор и здание воеводской канцелярии. Уже построены Никольская церковь, подчеркивающая западное направление города, а северное направление развития города определил Спасский мужской монастырь (1660-е гг.) - территория нынешнего краеведческого музея, который был на острове. Фактически к концу XIX века в городе Якутске все четыре направления сторон света «освящались» православными церквями: восточное направление - Преображенской церковью и выходом к пристани, к реке; южное, как было сказано, - Богородицкой церковью; западное - Никольской церковью, а северное - Монастырской площадью со Спасским мужским монастырем. В результате «все дороги вели к храму». Постепенно, а именно в советский период центром города становится бывшая Большая улица, переименованная в Октябрьскую, а затем - в проспект Ленина. В результате реконструкции центра города, проспект Ленина оказался «на кресте» в пересечении с улицей Кирова. Таким образом, «принцип креста» лег в основу градостроительства современного Якутска.Образ города формируется не сразу,а постепенно, это, скорее, результат становления города как явления культуры, как особого культурного образования. Здесь речь идет об образовании на протяжении более трехсотлетней истории города Якутска множества модификаций, и закономерности, характеризующие одну из них, не всегда действительны в приложении к остальным. В этом смысле

здесь уместна аналогия между городской средой и художественным произведением как «знака», способного заключать в себе несколько «смысловых значений одновременно» [11, с. 281].

В данной статье мы попытались рассмотреть всего лишь одну грань многоликого образа города Якутска: формирование острога-кремля в XVII веке. В объемно-пространственной композиции Якутской деревянной крепости отразились лучшие достижения крепостного зодчества позднего средневековья. Почти вековая практика строительства в суровых условиях Сибири нашла здесь наиболее концентрированное выражение и легла в основу планировочной структуры города.Черты регулярности и типологизации,проявившиеся в Якутском оборонительном остроге XVII века, распространились и на другие типы сооружений города Якутска в последующие столетия. Выход за рамки оборонительной крепости острога и установления на открытых пустырях православных церквей византийского типа по всем направлениям будущего города подтверждает, что «в конце XVII-нач. XVIII вв. задачи закрепления земель русскими были выполнены, и значение острогов как оборонительных сооружений стало утрачиваться» [15, с. 15]. В последующие периоды истории Сибири, города стали пунктами укрепления государственной системы управления и заселения Сибири русским населением. Возникший, таким образом, как русский город Якутск, безусловно, испытал влияние культуры коренных народов, чему способствовала природная среда. Постепенно вырабатывались особые местные культурные традиции социальной солидарности людей, живущих вместе в экстремальных условиях Крайнего Севера: так, зародился в городе художественный промысел резьбы по кости; зарождение письменной культуры связано с возникновением богослужения на якутском языке и их переводами, а также создания сети духовного образования и функционированием реального училища и духовной семинарии в городе Якутске. Город обретает качественную определенность и, наряду с воспроизведением

своей материальной оболочки со всем разнообразным и непрерывно меняющимся содержанием начинает воспроизводить «вторую реальность» - собственный образ в искусстве. Именно такая ситуация возникла в период перехода от устной традиции к письменной культуре в городе нач. XX века и отразилась в творческих исканиях якутской интеллигенции данного периода.

В целом, исследования последних десятилетий по истории и культуре города Якутска, начиная с XVII - по нач. XXI вв., дают право выделить несколько этапов в замыслах строительства города:

Во-первых, 30-40-е гг. и до конца XVII вв. город Якутск выступает как типологически близкий к Восточно-Сибирским городам -острог-крепость. Во-вторых, со второй половины XIX в. город Якутск из города-крепости, города-слободы преобразовывается, благодаря самостоятельности якутской епархии (при святителе Иннокентии), в центр миссионерской деятельности на Северо-Востоке Российской империи и окончательно принял облик города православного.В-третьих, город Якутск в нач. XX в. позиционирует себя как купеческий, торгово-промышленный центр Восточной Сибири. В-четвертых, советский этап строительства г. Якутска связан с процессом индустриализации региона и типизации советского образа жизни, начиная с 30-х по 80-е гг. XX века. Между тем динамичное развитие и расширение города Якутска уже в начале XXI в. позволяет позиционировать его как «культурную столицу циркумполярной цивилизации (Арктики)» Северо-Востока РФ и Дальневосточного субрегиона.

Литература

1. Гоголев, А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.

2. Головнев, А.В. Антропология движения (древности Северной Азии). Екатеринбург: УрО РАН: «Волот», 2009.

3. Запесоцкий, А.В. Теория культуры академика В.С. Степина: лекции

для студентов СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2010.- 112 с.

4. Иващенко, Я.С. Культура жизнеобеспечения тунгусо-маньчжуров: системно-синергетический анализ: монография. СПб.: Астерион, 2011. -462 с.

5. Каган, М.С. Град Петров в истории русской культуры. - 2-е изд. СПб. : Паритет, 2006. - 480 с.

6. Карамзин, О.Г. История развития градостроительства г. Якутска в ХХ веке. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. - 100 с.

7. Крадин, Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М.: Искусство, 1988. 192 с.

8. Культурология: учебник для студ.высш.проф.образования/ под ред. Л.М. Мосоловой. - М.: Изд.центр «Академия», 2013. - 352 с.

9. Маак, Р.К. Вилюйский округ. 2-е изд. М.: «Яна», 1994. 592 с.

10. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Т 3. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. 598 с.

11. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. 281 с.

12. Окладников, А.П. История Якутской АССР. Т. I. М.-Л.:изд-во АН СССР, 1955. 432 с.

13. Петров, П.П. Каким был кремль в Якутске? // Сокровища культуры Якутии. Вып.14. М.: изд.центр «Памятники Отечества», 2011, С. 566-578.

14. Серошевский, В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд.М.: РОССПЭН, 1993. - 736 с.

15. Сидорова, Л.А.Конфессиональная культура современного Якутска: Автореф. дис. канд. культурологии. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. -27 с.

16. Спивак, Д.Л. Метафизика Санкт-Петербурга: начало и основание. -СПб.: Алатейа, 2003. - 480 с.

17. Степанов, А.Д. Юкагирская проблема в изучении ымыяхтахской культуры и эпохи ранних металлов Якутии // Этносы Сибири. Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы международной научно-практической

конференции. Ч. 1. Красноярск, 11-13 ноября 2004. Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2004. С. 145-153.

18. Степин, В.С. Культура: взгляд из России. - СПб.: СПбГУП; М.: Наука, 2014. - 848 с.

19. Ушницкий, В.В. Вопросы изучения ранней этнической истории и родового состава народов Якутии. Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2014. - 144 с.

20. Якутия в условиях трансформационных процессов: феномен пограничья (междисциплинарный дискурс): научный проект под рук. Романовой Е.Н.: препринт. - Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2011. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.