Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТИНЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТИНЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / КРЕЩЕНИЕ РУСИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN CULTURE / BAPTISM OF RUS / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / PATRISTIC HERITAGE / ORTHODOX EDUCATION AND UP-BRINGING / THE GOAL OF THE CHRISTIAN LIFE / REFORM OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Островская А.А., Терехова Г.Л.

В статье рассматривается проблема сочетания образования и воспитания в духе православных истин. Отмечается роль святоотеческого наследия в формировании духовно-нравственных ориентиров русского человека и, в частности, в образовательном процессе. Делается вывод о необходимости введения в учебный процесс Закона Божия и предметов по духовным основам русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX TRUTH IN RUSSIAN EDUCATIONAL SPACE

The article deals with the problem of combining education and upbringing in the spirit of Orthodox truths. The role of the patristic heritage in the formation of the spiritual and moral orientations of the Russian people and, in particular, in the educational process is noted. It is concluded that it is necessary to introduce into the educational process the Law of God and subjects on the spiritual foundations of Russian culture.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТИНЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 271.2+008

Островская А.А. студент 3 курса

институт архитектуры, строительства и транспорта Тамбовский государственный технический университет

Терехова Г.Л., кфилос.н. доцент, педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДОД Тамбов преподаватель

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТИНЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сочетания образования и воспитания в духе православных истин. Отмечается роль святоотеческого наследия в формировании духовно-нравственных ориентиров русского человека и, в частности, в образовательном процессе. Делается вывод о необходимости введения в учебный процесс Закона Божия и предметов по духовным основам русской культуры.

Ключевые слова. Русская культура, Крещение Руси, духовно-нравственные ценности, святоотеческое наследие, православное образование и воспитание, цель христианской жизни, реформирование современного образования.

Ostrovskaya A.А., student 3-nd year

Institute of Architecture, Construction and Transport Tambov State Technical University

Terekhova G. L.

Ph.D. in Philosophy Department of History and Philosophy teacher of additional education, Tambov teacher "Teachers College of the city of Tambov» ORTHODOX TRUTH IN RUSSIAN EDUCATIONAL SPACE

Abstract: The article deals with the problem of combining education and upbringing in the spirit of Orthodox truths.

The role of the patristic heritage in the formation of the spiritual and moral orientations of the Russian people and, in particular, in the educational process is noted. It is concluded that it is necessary to introduce into the educational process the Law of God and subjects on the spiritual foundations of Russian culture.

Key words: Russian culture, the Baptism of Rus, spiritual and moral values, patristic heritage, Orthodox education and upbringing, the goal of the Christian life, the reform of modern education.

Не изменяй себе, великая Россия!

Ф. Тютчев

Определяющим признаком правильного воспитания и развития личности в отечественной культуре всегда являлось его духовно -нравственное наполнение, основанное на незыблемых евангельских заповедях. Поэтому человеку, живущему в русской культуре, в воспитательном процессе прививались, в первую очередь, его духовно-нравственные ценности. Без этого невозможно быть понимающим, любящим человеком, невозможно служение Богу и людям. Сегодня, да и во все времена, это первое, на что нужно опираться в своей жизни: в учебе, в отношении к родителям, детям, к своим друзьям, к нашему культурному наследию, которое оставили нам принявшие Православие кажущиеся далекими предки. Эти духовно-нравственные ценности, имеющие фундаментом своим Святую Апостольскую проповедь, прочно вошли в их сердца и наполняют сердца наших современников.

К сожалению, и семена атеизма тоже взошли на вспаханной почве безверия в русских людях XIX и XX веков. Благодаря этому, наши соотечественники забыли о заслугах Русской Православной Церкви в деле воспитания, образования и просвещения народа, о той чудодейственной силе православного христианства, которая изменила весь строй жизни древнерусского человека, а, главное, его душу. Необходимо помнить всегда, что именно Церковь начала путь воспитания и образования народа, облагораживая его, направляя в здоровое духовное русло.

Переосмысливая время Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, мы с удивлением вспоминаем, как непостижимым образом князь из жестокого язычника преображается в истинного христианина. И для русского народа Благовестие оказывается не пустым звуком: душа его принимает Истину, которая призывает к высочайшему подвигу христианского служения миру.

Все в русском человеке после принятия христианства преображается, домашний быт и семейный уклад строится в гармонии с ритмом богослужений в Церкви. Все отношения в семье меняются под влиянием христианских заповедей. На Руси распространяется грамотность, всего через несколько десятилетий в стране насчитывается уже большое количество храмов, заложено множество новых городов. Правда, некоторые реформы проводятся св. князем Владимиром насильно, но приносят они прекрасные плоды. Он посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. И результатом этого на Руси появились такие мастера слова, как митрополит Иларион, автор значимой для Древней Руси книги «Слово о Законе и Благодати».

Появились первые училища, в работе которых естественным сочетанием были образование и воспитание, переводы священных книг, исторические и педагогические книги. Одним из образцов древнерусской педагогики становится «Поучение Владимира Мономаха», проникнутое

духом евангельского учения. Владимир Мономах наставляет в своем «Поучении...» детей и в их лице любого, желающего его услышать, в христианском благочестии. «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия небеснаго не лишиться» » [4]. Внук византийского императора Константина из рода Мономахов указывает истинную цель человеческой жизни и пути ее достижения. Средства эти просты и понятны христианской душе, получившей правильное воспитание. Владимир Мономах среди них называет покаяние, молитву и милостыню, помощь слабым, любовь не только к близким людям, почитание священнослужителей и старших, нестяжательство. Глубоки по своему духовному и нравственному смыслу следующие слова: «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» [5]. Великий князь наставляет в добрых делах и предостерегает от лжи, пьянства, и блуда, «от того ведь душа погибает и тело» [5]. В своем «Поучении.» он напоминает нам св. князя Владимира, который, став христианином, помогал всем нуждающимся. Также и он направляет нас напоить и накормить нищего, чтить гостя, больного навестить, покойника проводить, ибо все мы смертны. «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» [5]. Также и мудрый совет для семьи дает: «жену свою любите, но не давайте им власти над собой», а заканчивает главным: «А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего» » [5].

В Священном Писании Ветхого Завета в книге «Псалтирь» читаем: «Начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110:10).Современный человек не просто забыл страх Господень, но и не понимает его смысла, не понимает, зачем ему надо бояться Бога. А ведь страх Господень это «действие благодати Божией в человеческом сердце, дарующее человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком» ...» [5]. Это любовь к Богу - своему Создателю.

Следуя святоотеческим наставлениям, необходимо напомнить нам, современным педагогам о воспитании в детях истинной нелицемерной любви к Богу. Это сложнейшая задача учителя в современных условиях, но выполнима она только с помощью Божьей. Святитель Игнатий предостерегает развивать в себе чувство любви к Богу самостоятельно, так как оно может быть самообольщением. «Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души», - пишет он в «Аскетических опытах» [3]. «Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия» [3].

Как видим, традиция православного воспитания и образования, получившая свое становление сразу после принятия христианства, получила

свое развитие и в последующие века на Руси в святоотеческих писаниях.

Живший еще в XI веке преподобный Феодосий Печерский, получивший "назначение книжное" в одной из первых церковных школ XI века в городе Курске, оставил несколько письменных поучений, которые стали продолжением дела, начатого св. кн. Владимиром. Эти поучения представляют собой нравоучительную литературу для иноков и мирян и напоминают нам слова Самого Христа о любви к врагам: «Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего будь-то жид, или другой какой иноверец, или латинянин, - ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога...» [6]. Тем не менее, он завешает князю Изяславу беречься «кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими» ...» [6].

Наше современное образовательное пространство тем и сложно, что так называемая демократия дает возможность духовной свободы всем, не разбирающимся в деле своего спасения. Поэтому «кривоверие», то есть отклонение от истинной веры, процветает на территории когда-то почти полностью Православной Руси. И это «кривоверие» раздирает на части духовное тело русского человека, одновременно не понимающего, почему нужно любить врага и беречься его. Без правильного чтения Евангелия, знания церковной истории, святоотеческой литературы и приобщения Святым Христовым Тайнам, многое в светском образовании и воспитании остается непонятным.

Обращение к опыту святости может помочь нам разобраться в этих сложнейших вопросах духовной жизни. Светоч и воевода нашей Земли Русской преподобный Сергий Радонежский в условиях монголо-татарского ига, одного из самых тяжелых времен для Руси, посвящает свою жизнь нравственному воспитанию народа. Это было после того периода монгольского завоевания, которое характеризовалось не просто «разгромом государственной и культурной жизни древней Руси: оно заглушило надолго и ее духовную жизнь» [7, с. 142]. Около столетия Русь не могла оправиться от катастрофы. И среди святых в это время были прославлены в основном князья, отчасти святители, посвятившие свою жизнь сохранению государства и Православия. Целое столетие «русская церковь не знает новых святых иноков — преподобных» [7, с. 142]. Преподобный Сергий Радонежский представлял собой образ нового подвижничества -пустынножительства, которое дало толчок к возрождению духовности на Руси и стало образцом в деле воспитания человека. Как отмечает Георгий Федотов, «взяв на себя труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси» [7, с. 142].

В XVII веке великий подвижник земли Русской преподобный Серафим Саровский оставляет нам глубокое духовное наследие - краткие наставления, записанные им самим. В 1903 году впервые была

опубликована "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни".

В этой беседе преп. Серафим очень точно определяет истинную цель «жизни нашей христианской», которая «состоит в стяжании Духа Святого Божьего» [1]. Молитва же, бдение, пост, милостыня и «другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего» [1]. Поэтому все добродетели христианские сами по себе без стяжания Святого Духа не могут привести ко спасению, то есть к жизни вечной. Дело же христианское, продолжает прп. Серафим, состоит «не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого» [1].

«Заметьте, батюшка, - говорил он Мотовилову, - что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает» [1].

Саровский чудотворец печалился о том, что «по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общение человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни...» [1].

Возвращаясь к вопросу состояния современного образования, хочется процитировать слова митрополита Калужского и Боровского Климента, указывающего в своей статье на основное противоречие в системе современного образования. В первую очередь, это «противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного», противоречие между гуманистической

(антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для России христоцентрической основой образования и воспитания» [4]. И если прп. Серафим Саровский печалился о возникшей в русском человеке холодности к святой вере, то сегодня, после стольких лет гонений на Церковь, уже привычного для многих атеистического менталитета, а теперь еще и засилья безнравственного информационного пространства, еще трудней возвращать наших соотечественников к истинной вере. Необходима работа не только с учащимися школ, колледжей и других учебных заведений, но и очень серьезная работа с родителями, духовные познания которых в силу разных причин часто эклектичны.

Необходимо отметить и положительные процессы в отечественном образовании: в школах Российской Федерации появились православные гимназии, колледжи, открыты теологические факультеты. В г. Тамбове уже работают две православные гимназии им. святителя Питирима, действует

отделение теологии в ТГУ им. Г. Р. Державина, выпускают учителей основ православной культуры в педагогическом колледже, при каждом храме организованы воскресные школы, летом дети отдыхают в Православном Молодежном Центре «Спас», где продолжается жизнь по православным канонам. В «Школе Сколково-Тамбов» работает Теологический Центр, целью которого является изучение духовных основ русской культуры, достижений мировой и отечественной науки в ее духовном аспекте. Эта работа является альтернативой той безнравственной и бездуховной информации, которая грязевыми потоками льется на души наших соотечественников. Значимым шагом может стать введение в школе Закона Божия как основного предмета. Святой праведный Иоанн Кронштадский считал, что «Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни» [2].

В заключение хочется сказать, что образовательному пространству нужна помощь Церкви. Без Ее благодатной помощи невозможно полноценное образование и воспитание ума, но прежде всего - сердца. И представители Церкви идут в образование, проводят конференции, беседы с учащимися, ведут занятия. Важно, чтобы души родителей и учащихся откликнулись на зов Христа и не отвергали эти спасительные для всех взаимодействия.

Использованные источники:

1. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-seratlm-sarovskij (дата обращения 3.06.2018).

2. Зелененко Александр, протоиерей. Основные принципы педагогики св. прав. Иоанна Кронштадского. [Электронный ресурс]. URL: https://happy school.ru/publ/voskresnaia shkola/for teachers/osnovnye principy pedagogiki s v_prav_ioanna_kronshtadtskogo/107-1 -0-2563 (дата обращения 9.05.2018).

3. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о страхе Божием и о любви Божией // Аскетические опыты. Т. 2. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/strax-bozhii). (дата обращения 9.04.2018).

4. Климент, митрополит Калужский и Боровский. «Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения». [Электронный ресурс]. URL: https: //kni agini a-elena.livei ournal .com/77228.html (дата обращения 7.06.2018).

5. Поучение Владимира Мономаха. / «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). - М.: Издательство «Художественная литература», 1969. С. 146 - 171. [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/vladimir-monomah-svyatoy/book/107292-pouchenie/ (дата обращения 1.06.2018).

6. Преподобный Феодосий Печерский. Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feodosii Pecherskij/. (дата обращения 7.05.2018).

7. Федотов Георгий. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.