Научная статья на тему 'Православная педагогическая культура русских монастырей'

Православная педагогическая культура русских монастырей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МОНАСТЫРЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE / PERSONAL DEVELOPMENT / THE MONASTERY AS A MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дивногорцева С. Ю.

Рассмотрены особенности развития православной педагогической культуры в русских монастырях. Главная цель статьи углубить историческое сознание читателя пониманием православной педагогической традиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE OF RUSSIAN MONASTERIES

The article describes the features of the Orthodox teaching of culture in Russian monasteries. Main purpose of the article to deepen the historical consciousness of the reader's understanding of the Orthodox teaching tradition.

Текст научной работы на тему «Православная педагогическая культура русских монастырей»

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

С.Ю. ДИВНОГОРЦЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

13.00.00 — педагогические науки Div_S@gmail.ru

Аннотация. Рассмотрены особенности развития православной педагогической культуры в русских монастырях. Главная цель статьи — углубить историческое сознание читателя пониманием православной педагогической традиции.

Ключевые слова: православная педагогическая культура, духовное развитие личности, монастырь как средство воспитания.

ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE OF RUSSIAN MONASTERIES

S.Y. DIVNOGORTSEVA,

Candidate of pedagogical sciences, dotsent, Head of the chair of pedagogy and methodology of primary education of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University

The summary. The article describes the features of the Orthodox teaching of culture in Russian monasteries. Main purpose of the article — to deepen the historical consciousness of the reader's understanding of the Orthodox teaching tradition.

Key words: orthodox pedagogical culture, personal development, the monastery as a means of education.

Педагогический процесс в истории развития разных народов всегда имел определенные пролонгированные той или иной культурой направленность и целевые установки, которые определяли его протекание в тот или иной промежуток времени. Отечественная педагогика на протяжении тысячелетия развивалась под влиянием православной культуры, поэтому правомерно утверждать о существовании в нашей стране такого явления, как православная педагогическая культура, запечатлевшая духовные и материальные ценности, теоретическое осмысление православного образования, условия и способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, направленного на освоение, передачу и развитие православной культуры, социализацию личности в контексте православия, осуществления процесса духовно-нравственного развития личности.

Становление и развитие православной педагогической культуры в России начинается после крещения Руси. Первым звеном в создании православно-педагогического культурного пространства становятся школы, которые святой равноапостольный князь Владимир повелевает устраивать «на утверждение веры». Затем появляются монастыри, выполняющие в том числе функцию образовательных центров. Среди сфер человеческой деятельности выделяется педагогическая деятельность, среди литературы по-

является «учительная литература», и все это вместе не сразу, но постепенно, начинает оказывать влияние на практику семейного воспитания, преображая ее новозаветными мотивами любви к ближнему. Со временем в сфере православной педагогической культуры стали появляться научные знания, представляющие собой теоретико-педагогические обобщения педагогической действительности и выражающиеся в педагогических понятиях и категориях.

Ведущую роль в развитии на Руси православной педагогической культуры сыграло монашество. Монашеский образ жизни всегда имел большое воспитательное влияние на современников. Аскетическая жизнь монахов, связанная со всевозможными самоограничениями и преодолением мирских соблазнов, представляла собой убедительный пример победы духа над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, страхами. Высокий общественный авторитет монашества закрепляли их духовные труды, книжные, учительные и благотворительные традиции монастырей.

Одним из первых монастырей, занявших ведущую роль в истории России, становится Печерский монастырь. В нем изучались и переписывались книги, составлялись оригинальные произведения, в которых осмысливалось своеобразие развития Руси. До нас дошло замечательное произведение начавшего свою духовную деятельность в Печерском монасты-

ре митрополита Киевского Иллариона «Слово о законе и благодати». Немногим более полувека прошло со времени крещения Руси и написания «Слова», но мы благодаря этому первому русскому литературному произведению и его автору, наглядно видим дивные плоды этого события. Сам автор, который, по упоминанию летописца, был «муж благой и книжник, и постник», становится первым русским митрополитом. Его «Слово» наполнено удивительной радостью об обретении истинной веры. Митрополит говорит о различии и взаимосвязи внешних и внутренних законов человеческой жизни, прославляет князя Владимира и говорит о будущем своей Родины как наследницы и продолжательницы христианского просвещения, которое и распространяли первые киевские монастыри, ставшие важнейшими культурно-просветительскими учреждениями Древнерусского государства.

В XII в. в центре Турово-Пинского княжества в Ту-рове жил крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный святой Кирилл Туровский. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование; кроме того, специально обучался красноречию и достиг таких его высот, что современники называли его Златословом. Кирилл Туровский оставил большое литературное наследие. Будучи высокообразованным человеком, он призывал паству к постижению книжной мудрости. В книгах он видел средство духовно-нравственного усовершенствования личности, считая их источником «сердечного разума».

В представлении Кирилла Туровского самостоятельное осмысление книжной мудрости должно быть взвешенным, вдумчивым, с искренней верой в Бога, в правоту христианского вероучения. Проповедник уже тогда предостерегал, что рядом с совершенными книгами, высшей из которых является Евангелие, существуют книги порочные, мешающие человеку стать на праведный путь. В сети таких книг попадают люди недостаточно подготовленные, у которых разум находится в дремоте, а основы веры недостаточно прочные. Основным предназначением человеческой мудрости он считал спасение души, которое возможно только с приближением к Богу через постижение богомудрости, совершенствование собственного ума и укрепление веры. Безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым, убеждал своих современников Кирилл Туровский. Повествуя о природе человека, он заострял внимание на том, что, кроме души и тела, есть разумная душа — ум. Благодаря уму, человек может возвыситься до вершин духовного совершенства, организовать жизнь в строгом соответствии с важнейшими нравственными законами, избавиться от искушающих его порочных действий и поступков.

Епископ тесно связывал человеческую мудрость с исполнением основных постулатов христианской этики, стремился растолковать людям необходимость

обретения соответствующих знаний как обязательного условия на пути их духовно-нравственного совершенствования. В своих произведениях он обращал внимание на то, что, с одной стороны, недостаток ума приводит к порокам, а с другой, — его развитие в отрыве от веры может соблазнить человека к самоволию, гордыне и иным грехам. «Ознакомление стихийного русского общества, — отмечал по этому поводу историк А.В. Карташев, — в наглядных, рельефных, бьющих в глаза формах с идеалом христианского самоотречения было первой и главнейшей христианизатор-ской заслугой русских монастырей, и из них более всего монастыря Киево-Печерского, выросшего «слезами, молитвой и постом»1.

С особой силой воспитательное значение монастырей возросло в период монгольского ига. В то время христианское просвещение и духовно-нравственное воспитание народа на Руси в одних местах исчезает совсем, в других ослабевает и отстает в своем развитии. Русскому народу в конце XIV в. необходимы были прежде всего нравственные силы. Только на этой основе можно было построить крепкое независимое государство. И здесь возникает личность преподобного Сергия Радонежского, посвятившего свою жизнь великому делу духовно-нравственного пробуждения и воспитания русского народа. Безмолвие, пост, уединенная молитва, духовные созерцания, изучение святоотеческой литературы — вот пути совершенствования преподобного, идя по которым он обретал в себе все новые и новые нравственные силы — душевную теплоту, кротость, терпение и трудолюбие, духовную крепость и твердость в вере. В то неспокойное время жестоких междоусобиц и разорительных татарских набегов все это казалось людям очень редким и непривычным, почти невозможным. Именно поэтому весть о чудесном подвижнике, передаваясь, очевидно, от одного к другому, стала распространяться в народе с неимоверной быстротой.

Огромную роль играл личный пример самого Сергия, который своими руками строил кельи, рубил и колол дрова, молол зерно в ручных жерновах, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь; первым приходил в церковь к богослужению. Основную роль в деле монашеского воспитания преподобный отводил не проповеди, не словесному назиданию, а наглядному примеру, воплощенному в конкретное дело, видимое каждому. Подвижник стремился к тому, чтобы каждый инок на примере своего духовного наставника стремился к самосовершенствованию.

Стремясь к духовному сплочению братьев-сподвижников, преподобный Сергий приходит к выводу о необходимости введения в монастырь общежи-тельства. Одно из основных требований общежития состояло в полном отказе иноков от какой-либо собственности. Все имущество, которым владели и

пользовались иноки до введения общежития, объявлялось монастырским и отдавалось в обитель, запасы которой, сделанные общими усилиями, должны были составлять основу жизни всей братии. Устанавливаемое таким образом равенство рождало в братстве подвижников общее чувство неразрывности, единства, содействуя духовному развитию каждого инока. Общежительный порядок предусматривал реконструкцию изначального устройства обители. Под руководством игумена в монастыре были построены и оборудованы ремесленные мастерские, книжные и иконописные школы, а также особые помещения для общей трапезы и хранения продовольствия. По распоряжению Сергия обособленные друг от друга кельи монахов были объединены в единые корпуса2.

Как отшельнические, так и общежительные порядки основывались на правилах, требующих от каждого инока ежедневного обращения к посильному для него труду. Но если отшельничество не предусматривало разделения монахов по их обязанностям, то в соответствии с общежительным уставом такое разделение было обязательным. Так, одним инокам надлежало ведать монастырским хозяйством, заниматься столярной и плотницкой работой, другим — выпекать хлеб и готовить пищу, ухаживать за больными и престарелыми, третьим — возделывать о обрабатывать окрестные земли, четвертым — заниматься ико-нописанием, книжным делом3.

В силу того что каждый инок занимался тем делом, к которому был близок по своему характеру, способностям, производительность труда Троицкой братии значительно возрастала. Особенно высокого уровня развития достигло ремесленное дело. Ремесла, которыми овладевали монахи Сергиевой общины, давали мощный толчок для становления местных художественных промыслов. Иконопись, ювелирное дело, резьба по дереву — все это, беря начало из стен Троицкой обители, становилось вторым занятием кре-стьян-земледельцев4.

Преподобный Сергий, прекрасно знавший многие ремесла, вырезал из дерева игрушки и раздавал их крестьянским детям, пробуждая у них интерес к ручному труду. Необходимым условием духовно-нравственного развития Троицких иноков была также благотворительная деятельность, осуществляемая монастырем после введения общежития. Совершая благотворительное дело, монахи учились проявлять заботу о ближнем, помогать нуждающимся. Кроме того, благотворительность преграждала путь праздности, поводом к которой мог послужить избыток тех или иных запасов, сделанных братией5.

Преподобного Сергия Радонежского можно смело назвать создателем новой воспитательной системы, уходившей своими корнями в первые века христианства. В обители преподобного осуществлялся важнейший педагогический принцип — воспитание в

духовной общности, воспитание средой, воспитание коллективом, который был проникнут святотроиц-ким идеалом единения. Послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ определяли смысл воспитательного воздействия монастырской жизни, пример которой подавал сам игумен.

Важнейшим педагогическим принципом преподобного Сергия Радонежского была каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде. Средством его воспитания был личный пример, наглядное осуществление нравственного правила — усиленные молитва и труд, привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах; главным умением — отдавать всего себя на общее дело. Из чтения его жития видно, что, как наставник, он вел терпеливую ежедневную работу, приспособляя особенности каждого к целям всего братства.

По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством личностные свойства не стирались. Миряне приходили в монастырь помолиться и поучиться: обстановка пустынного братства поучала простым христианским правилам — дружественности и приветливости между собой и к мирянам. В жизни монастыря наблюдались следы порядка и размышления, каждый делал свое дело с молитвой и смирением. Мир видел там добровольные лишения, презрение богатства, борьбу со страстями и т.п., что не могло не запасть в душу, а потому мирянин уходил из монастыря «ободренный и освеженный», получая нравственный урок.

Не удивительно, что многие родители в то время посылали своих детей для образования и воспитания в монастыри. Монашеские добродетели — воздержание, послушание, отрешение от собственной воли становились идеалом воспитания древнерусского человека. Далеко не все так жили, но «о схиме вздыхали как о пределе земных мечтаний и чаянии небесных наград даже люди такого склада, как царь Иван Васильевич Грозный»6.

Древнерусские люди стремились умереть монахами. Удаляясь в монастырь от земных забот и попечений, они предавались не только молитвенной жизни, но и брали на себя духовное руководство обращавшимся к ним мирянами через личные наставления или через духовные сочинения.

Немного позднее наряду с идеей общежительной жизни в монастырях на Руси получают распространение идеи исихазма, выстраивания духовной жизни в уединении, в скитской жизни. Одним из известнейших сторонников этой идеи становится преподобный Нил Сорский. В основанном им на р. Соре монастыре он ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов.

Преподобный Нил отличался крайней нестяжатель-ностью. Он запрещал братии иметь по две одежды, брать милостыню разрешалось только в крайней нужде. В скитском храме не было драгоценных украшений, богослужебные сосуды были деревянными, облачения из простых тканей. Преподобный Нил при скитническом образе жизни исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудом своих рук.

Известный и как духовный писатель, преподобный Нил Сорский на основании творений святых отцов составил для братии Устав скитского жительства, где дал полное представление о «лествице» духовного восхождения, которым может руководствоваться не только инок в удаленной от мира обители-ските, но и мирянин, отгородившийся от влияния суетного окружения в своем доме, общине. Одной из основных задач он называл воспитание умения управлять своими страстями, «умертвлять» их с помощью таких средств, как чтение духовных книг, ремесло, переписка и составление книг, обучение грамоте детей мирян.

Более сложной задачей является овладение искусством «ум блюсти и сердце» — монаху-послушнику необходимо соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью. Методика духовного восхождения заключалась в умении вести непрерывную борьбу со «страстными помыслами», сбивающими человека с истинного пути. Навеянные греховным миром, они становятся внутренним фактором, препятствующим духовному развитию, искажающим нравственный облик человека. Восходящему по ступеням духовного совершенствования необходимо постоянно размышлять о себе, о том образе и звании, в каком находишься, т.е. видеть себя со стороны особым духовным зрением.

В начале XIX в. сиянием своей святости озарил Россию преподобный Серафим Саровский. Будучи простым монахом Саровской пустыни, большую часть жизни проведший в уединенной молитве, не искавший мирской славы и поклонения, он показал миру образец смирения и любви о Христе. Его духовные наставления заключают в себе особую аксиологическую значимость и помогают разобраться в сложных вопросах духовно-нравственного возрастания личности тем, кто ищет ответа на эти вопросы в контексте православной культуры.

Ценностное отношение к жизни прослеживается не только в событиях жизни преподобного (служение спасению мира через христианское самоотречение), но и в его наставлениях, адресованных переживавшим угрозу целостности религиозного миропонимания современникам. Угасала вера и благочестие, и в поучениях преподобного Серафима Саровского наиболее емко и точно излагается прежде всего цель христианской жизни. Он говорил о ней как о стяжании Духа Святого, т.е. о приведении себя в такое состояние, чтобы дух человека ничем

не возмущался. Это значит быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скор-бях, клеветах, поношениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Для этого нужно, по словам преподобного Серафима Саровского, иметь в уме и на устах молитву Иисусову, а пред очами представлять жизнь и страдания господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной.

Пример нравственности православный человек может найти и в жизни святых. Другим важнейшим средством «стяжания Духа Свята» преподобный считал выполнение дел милосердия. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26), — повторял слова из Евангелия преподобный Серафим Саровский. Делами веры он называл любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. При этом он замечал, что «лишь ради Христа делаемая добродетель приносит плод Духа Святаго, ибо ради Христа Дух Святой в мир вниде. Все же, хотя и доброе, да так, как говорится, для добра же и делаемое, а не ради Христа, не приносит нам благодати Духа Святаго (ибо все, что не от веры — грех есть)»7.

Наставления преподобного Серафима Саровского носили несистематический, фрагментарный характер, но определяющее значение имел именно личный духовный и религиозный опыт преподобного. Для приходящих к нему он был и остается носителем святоотеческих преданий, источником душеспасительных поучений. В деле формирования и развития православной педагогической культуры он своим личным примером подтвердил важнейшее педагогическое правило, идущее со времен Христа и апостолов: воспитание становления становлением, личным примером — примером смирения и любви к ближнему.

О первостепенном значении христианской любви в деле воспитания писал один из известнейших подвижников XIX в. епископ Феофан, Вышенский Затворник. Проведший значительную часть своей жизни в затворе, но будучи прекрасно образован, он оставил после себя разнообразное литературное наследие, среди которых известное сочинение «Путь ко спасению». В книге изображен идеал христианской жизни и путь, ведущий к его достижению. Христианская жизнь, по мнению святителя, начинается с момента духовного рождения в таинстве крещения, а развивается и укрепляется через доброе воспитание. Начинаться воспитание должно в семье, с пробуждения духа путем окружения ребенка священными предметами, примером благочестивых родителей, участием всей семьи в жизни церкви и т.п.

Высшими духовными способностями епископ Феофан называет страх Божий, совесть и молитву — чем раньше они пробудятся в ребенке, тем прочнее будет благочестие во все последующие годы. Затем необходимо развивать и силы души — ум, волю, сердце:

ум наполнять здравыми рассуждениями и понятиями, различением добра и зла, волю укреплять через послушание, отсечение своеволия, через приучение ребенка делать добро. Тело человеческое требует внимания: в питании необходимо приучать детей к умеренности, в движении — к трудам, живости и степенности, в отношении чувствительности — к безбоязненному перенесению перемен температуры, боли, ушибов и т.д. Тело он рассматривал как орудие духа, поэтому и развивать его советовал так, чтобы оно содействовало и помогало, а не препятствовало развитию духовной деятельности. Все, что возбуждает чувственность и питает страсти, должно быть устранено из детской жизни, считал святитель.

Таким образом, концепция воспитания святителя Феофана, основанная на христианской антропологии, предполагала иерархичное совершенствование и развитие всех трех составляющих человеческого существа — духа, души и тела. В таком образовании первостепенную роль играет семейное, а затем школьное воспитание в тесной взаимосвязи с церковью, а затем самовоспитание. Следствием такого воспитания должны быть целостность человека, его направленность к добрым делам, ровность его жизненного пути, мудрость и прозорливость, самообладание, мужество и другие высокие нравственные качества.

Особенностью православной педагогической культуры является ее взаимосвязь с церковно-монастыр-ской культурой. Изначально монастыри сыграли ведущую роль в становлении самой педагогической культуры на Руси. Аскетическая, полная самоограничения и стремления к духовному совершенствованию жизнь в монастыре имела большое воспитательное влияние и авторитет. Монахи наставляли порой безмолвно, уча своим обликом вере, смирению, труду и

другим духовно-нравственным качествам, наглядно подтверждая известное со времен Христа и апостолов правило воспитания становления становлением.

Монастыри оказывали педагогическое влияние и через организацию в своих стенах образования народа, через институт духовничества, благотворительную деятельность. Позже воспитательное влияние монастырей закрепилось в духовных трудах монашествующих. Имея непосредственный личный опыт организации духовной жизни, святые отцы и учителя Русской православной церкви стремились изложить его в своих сочинениях, содержащих советы и наставления об организации духовно-нравственной жизни человека в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

1 История образования и русская православная церковь : хрестоматия ; 2 ч. / авт.-сост. М.Н. Костикова. Белгород, 2000. С. 58.

2 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. СПб., 1994. С. 129, 131.

3 Иловайский Д.И. История России: собиратели Руси М., 1996. С. 93.

4 Троице-Сергиева Лавра / сост. И. Просвирнин. М., 1987. С. 40.

5 Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского / сост. архимандрит Никон. Свято-Троицкая сергиева лавра, 1904. С. 133.

6 Князьков С.А., Серов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра П.М., 1910. С. 25—26.

7 О цели христианской жизни: Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым (по записи последнего, пространной) // Н.А. Мотовилов и Дивеевская обитель. Изд. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, 1999. С. 102.

КРИМИНОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ

Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев, Г.А. Насимов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. -367 с.

В практикуме предложены теоретические положения (криминологический словарь), упражнения в сочетании с проблемными вопросами, инструкции по проведению деловых игр, методический инструментарий (программа курса, контрольные тесты, критерии оценки на экзамене и дифференцированном зачете). Может использоваться как при самостоятельном изучении криминологии, так и в ходе семинарских и практических занятий.

Для студентов вузов, изучающих криминологию в высших учебных заведениях, а также преподавателей данной дисциплины.

КРИМИНОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.