Научная статья на тему 'Этическое учение православного христианства'

Этическое учение православного христианства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА / ХРИСТИАНСКИЙ ИДЕАЛ ОБОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахова Е. Э.

В статье рассматриваются содержательные принципы православного этического учения, актуальные в связи с необходимостью возрождения нравственной культуры в нашем обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этическое учение православного христианства»

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА

© Рахова Е.Э.*

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

В статье рассматриваются содержательные принципы православного этического учения, актуальные в связи с необходимостью возрождения нравственной культуры в нашем обществе.

Ключевые слова русская нравственная культура, православная этика, христианский идеал обожения.

В России в течение тысячелетия ее православного существования была сформирована высокая нравственная культура, что происходило посредством передачи от поколения к поколению опыта духовно-нравственной жизни по евангельским заповедям Христа. Самоназванием «Святая Русь» выражалось само существо русской культуры, душой которой, по словам Г.П. Федотова, были ее святые подвижники.

Безбожная марксистско-ленинская идеология в советское время внушила негативизм к высоким православным ценностям и идеалам, этот процесс продолжается и поныне, но уже с позиций либеральных и под лозунгами внедрения «новых европейских ценностей», по сути антихристианских и антигуманных. Чтобы противостоять безнравственности и явным извращениям разного рода, следует осознать непреходящую ценность христианского этического учения, неотделимого от православной веры.

Для православного нравственного учения, основанного на Священном Писании и Предании Церкви, исходным является христианское учение о Боге и человеке. Человек был сотворен Богом по образу и подобию Божию. Это предполагало его «сопричастность Божественному существу, приобщенность Богу» [2] и включало в себя: стремление к совершенству, разум, совесть, свободную волю, творчество, любовь, личное самосознание и в целом личностное бытие.

Получив образ Божий, человек призван был достичь обожения, иными словами, стать богом по благодати. Именно о такой возвышенной цели, высочайшем назначении человека говорится в Священном Писании и святоотеческом предании. Отцы Восточной Церкви прямо утверждали, что «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом» [1]. Достижение обожения не было бы возможно для человека, если бы Бог не воплотился. И в этом смысл Христова Воплощения.

* Доцент кафедры Философии, культурологии и искусствоведения, кандидат философских наук.

Согласно библейскому повествованию, человек был создан совершенным, нравственным существом, имеющим естественное устремление к добру, нравственные чувства, свободную волю для самоопределения по отношению к добру или злу, совесть для различения добра и зла и бессмертие души, как условие будущего воздаяния за добродетельную и порочную жизнь.

Свидетельствуя о совершенном и нравственном устроении первозданного человека и его высочайшем происхождении и назначении, христианская антропология не ограничивается этими утверждениями, но указывает на поврежденность человеческого существа в результате исторического события грехопадения. Человек по грехопадении уже не совершенен и не здоров, но поврежден и болен грехом. Он получил страстное устроение, искажены его разум, чувства, воля, совесть. Он сам не в состоянии был исправить и исцелить себя, но нуждался в Божественной помощи, в пришествии Христа-Спасителя - Божественного Врача.

По сотворении человека дух его был устремлен к Богу, за духом следовала душа, а за душою тело. По грехопадении же, из-за отделения духа от Бога этот богоустановленный порядок был нарушен, человек стал душевным и плотским. По словам апостола Павла, духовный человек существенно отличается от человека душевного и плотского (см. 1 Кор. 2, 14-15). Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевный человек есть тот, кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе.

Указание христианской антропологии, с одной стороны, на заложенный в человеке высокий и неизменный образ Божий, с другой стороны, на его греховную поврежденность является принципиальным для понимания его нравственного устроения и жизни. Всякие попытки, в том числе секулярной философии, игнорировать или отрицать какую-либо из этих двух сторон в понимании человеческого существа обычно приводили и приводят к упрощенному пониманию нравственности, а также путей нравственного совершенствования человека. В тех случаях, когда, например, человек идеализируется в гуманистических концепциях, как естественно обладающий некоей «доброй природой», зло объявляется исходящим из внешних факторов, для устранения его достаточным оказывается изменение социальных условий, в том числе и революционным путем. Когда же абсолютизируется греховная поврежден-ность человека, не остается возможностей и способов его исправления.

Христианская же антропология, утверждая неистребимость образа Бо-жия в человеке, и указывая на необходимость обретения им богоподобия, задает высокий и достижимый с помощью Божией нравственный идеал. Говоря же о поврежденности человеческой природы, эта антропология предупреждает о зле, коренящемся в самой человеческой душе, тем самым она выявляет всю сложность внутренней нравственной жизни и борьбы. Утверждаемый ею путь - это путь следования за Христом, совершившим спаси-

тельный подвиг, он предполагает личные усилия, подвижничество, борьбу со своими грехами и страстями.

Еще в ветхозаветные времена с целью исправить искаженную грехом нравственную природу людей Бог дал Божественный закон, содержащий десять заповедей. С воплощением Христа связан возвещенный Им новый откровенный закон. Существо новозаветного или евангельского закона Христос выразил словами о самоотвержении - «если кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24) и в заповеди о любви к Богу и ближнему - «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоею и всем разумением твоим ... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40). В евангельских заповедях блаженства начертан путь постепенного восхождения к высшему христианскому совершенству, кратко этот бесконечно высокий нравственный идеал христианской жизни выражается словами Христа: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). За исполнение евангельских заповедей обещается вечное блаженство.

Если свободные действия человека согласны с Божественною волею, с законом Божиим, и совершаются по побуждениям любви к Богу и ближним, то называются нравственно-добрыми. Все совершающееся противно воле Божией называется грехом. С понятием греха связано понятие страсти, под которой понимается укоренившийся в душе грех, греховная склонность. Согласно святым отцам, основных греховных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие, гордость. Победить злые страсти христианин может лишь с помощью Божией, это путь синергии, то есть соработничества Бога и человека. Личный подвиг по искоренению зла и стяжанию добродетелей невозможен вне Церкви Христовой, где в таинствах преподаются благодатные дары Святого Духа.

Победа над страстями есть отрицательная сторона христианского подвига, она необходимо связана с положительным деланием - стяжанием христианских добродетелей, высочайшая из которых есть любовь, а именно -любовь к Богу и ближнему. Евангелие свидетельствует, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Он сотворил мир по закону любви, и от человека, Своего творения, Бог ожидает уподобления Ему в любви. И нет в мире более возвышенного учения о Боге и человеке, чем это.

Духовная любовь является Божественным даром. Эта любовь является плодом продолжительного духовного подвига, борьбы со своим ветхим человеком - грехами и страстями, покаяния и исполнения евангельских заповедей. Любовь изгоняет из души стяжавшего ее самую причину всякого зла и страстей, а именно, себялюбие, эгоизм. Возвышенной духовной любви невозможно достигнуть без стяжания других добродетелей, и в первую очередь, смирения, которое является основанием всех христианских добродетелей. Смирение делает способной душу принять Духа Святого, преиспол-

няющего ее и величайшего блага - любви. Смирение связано с признанием того, что смысл нашей жизни заключен не в нас, а в Боге, Создателе, с Которым каждый человек связан и в Котором безусловно нуждается.

Все нравственные добродетели, как бы велики они ни были, не могут спасти христианина. Сами по себе они не представляют собой цели христианской жизни, а суть лишь средства, приготовляющие к принятию обожения, к стяжанию благодати Святого Духа. Об этом в начале XIX века святой преподобный Серафим Саровский говорил в одной из своих бесед: «Истинная цель жизни нашей христианской - есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает» (Мф. 12, 30)» [3]. В этих словах угодника Божия ясно подчеркивается, что для христианина не существует автономного добра: доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит соединению с Богом через стяжание благодати.

Обоженным человеком или святым называют не просто высоконравственного человека, ибо для этого есть другие соответствующие слова. Святость угодников Божиих говорит об их причастность Богу, Который является Святым и Святым по преимуществу, будучи источником всякой святости. Святость, обожение, богоподобие есть реальное преображение христианина действием Святого Духа. Действующая в святых божественная благодать проявляется в их прозрениях, пророчествах, чудесах и различных знамениях.

О высших духовных состояниях, которые способны переживать угодники Божии, говорится в Священном Писании Нового Завета: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Преподобный Серафим опытно подтверждал это, говоря, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые бывают уже здесь, на земле, а тем более будут в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только приобрести это благо.

Путь единения с Богом не является нравственно-индивидуальным, он совершается в Церкви, которая является Телом Христовым, объединяющим всех своих членов со Христом и во Христе. Священное Писание и святоотеческая традиция утверждают, что спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без святых таинств Церкви, которые усваивают Христу. В таинстве крещения начинается духовное возрождение человека, с этого начинается путь спасения. Обожение совершается Богом, условием же принятия этого божественного дара являются личное подвижничество христианина, стяжание христианских добродетелей.

Святые отцы утверждают, что стяжание обожения имеет свои ступени, от начальных до самых высоких. Прежде всего, подвижнику предлежит продолжительный подвиг исполнения заповедей Христовых, путь самопринуждения, покаяния, очищения от греховных страстей. Согласно отцам, эта первая ступень к обожению именуется деланием, или праксисом. Победа над страстями означает восхождение к бесстрастию. Это вторая степень обожения, называемая «созерцанием». Уже очищенный от страстей, пребывая в непрестанном молитвенном делании, человек просвещается Духом Святым, осиявается и обожается.

В Церкви не только души, но и человеческие тела участвуют в подвиге и получают благодатные дары Святого Духа. Тела святых сохраняются нетленными благодатью обожения, так что они представляют собой святые мощи, которые нередко источают миро и бывают чудотворными. В обоже-нии, начинающем осуществляться уже здесь, на земле, но имеющем быть завершенным только в грядущем Царстве Славы, исполняется замысел Божий о человеке.

Православное нравственное учение является настольно возвышенным и исторически оправданным в нашей отечественной истории и культуре, что не может быть сравнимо даже с позитивными этическими теориями современного мира, не говоря уже о концепциях аморализма, таких как модные ныне ницшеанские, фрейдистские, постмодернистские и иные, на которых круто замешана «передовая» массовая культура.

Список литературы:

1. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.golden-ship.ru/load/a/afanasij_velikij/tvorenija_chast_1_afanasij_velikij/277-1-0-696.

2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vehi.net/vlossky/index.html.

3. Серафим Саровский, преподобный. Беседа о цели христианской жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://rusk.ru/st.php?idar=62159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.