Научная статья на тему 'Нравственно-аскетические основания Восточного монашества IV-V веков'

Нравственно-аскетические основания Восточного монашества IV-V веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монашество / нравственно-аскетическая традиция / христианское подвижничество / пороки и добродетели / monkhood / moral and ascetic tradition / Christian self-sacrifice / defects and vi

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахова Елена Эдуардовна

В статье рассматривается нравственно-аскетическое учение раннего восточного монашества. Ради достижения христианской цели обожения наряду с внешним исполнением евангельских заповедей совершается внутренний подвиг очищения души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article is considered the moral and ascetic doctrine of early east monkhood. For the sake of achievement of the Christian purpose of an obozheniye along with external execution of evangelical precepts the internal feat of clarification of soul is made.

Текст научной работы на тему «Нравственно-аскетические основания Восточного монашества IV-V веков»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

143

pages/issues/vestnik/99999999 West 2012 1(3)/31.p df

Список литературы

1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.: Наука, 1973. - 316 с. [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.keldvsh.ru /pages/ BioCvber/RT/Functional.pdf

2. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. - Н.Нов-город: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с.

3. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.unn.ru/

4. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. - 2015. -№4 (13). Часть 13. - С. 31-34 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http ://issuu.com/euroasiascience/docs/evro_ 13_p13.

5. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 5 (14), Часть 14. - С. 44-48 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http ://www. euroasia-science.ru/files/arhiv/29 -30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1

НРАВСТВЕННО-АСКЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСТОЧНОГО МОНАШЕСТВА IV-V ВЕКОВ

Рахова Елена Эдуардовна

канд. филос. наук, доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения, Российский государственный

профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается нравственно-аскетическое учение раннего восточного монашества. Ради достижения христианской цели обожения наряду с внешним исполнением евангельских заповедей совершается внутренний подвиг очищения души.

ABSTRACT

In article is considered the moral and ascetic doctrine of early east monkhood. For the sake of achievement of the Christian purpose of an obozheniye along with external execution of evangelical precepts the internal feat of clarification of soul is made.

Ключевые слова: монашество, нравственно-аскетическая традиция, христианское подвижничество, пороки и добродетели.

Keywords: monkhood, moral and ascetic tradition, Christian self-sacrifice, defects and virtues.

В IV веке христианизация Римской империи вызвала к жизни широкое монашеское движение, распространившееся преимущественно на Востоке - в Египте, Палестине, Сирии и Малой Азии. Христиане, желающие осуществить в своей жизни высокие евангельские идеалы, устремились от соблазнов и пороков мира в пустыни. В монашеской среде происходило глубокое осмысление проблем христианской этики, совершенствовалась нравственно-аскетическая традиция. Впервые в истории Церкви на первый план была выдвинута задача внутреннего духовно-нравственного делания, очищения души, что оказалось важнее, чем просто внешняя нравственная жизнь [4]. Утверждалось, что внутренний подвиг христианина невозможен вне Церкви, без благодатной помощи Божией. При этом нравственная чистота души понималась не как самоцель, но как средство на пути к обожению.

Основателем монашества, монашества отшельнического был преподобный Антоний. Жизнь пустынножителя Антония описана святителем Афанасием Великим. С юных лет, раздав все свое наследство и уйдя в пустыню, Антоний многие годы сурово подвизался в посте и молитве, сначала под руководством разных наставников, затем самостоятельно, и достиг такого совершенства в подвигах, что исполнился многими дарами Духа Святого. Это проявилось во многих чудотворениях, прозорливости, пророчествах, рассудительности, бесстрастии, различе-

нии духов и др. Его нравственно-аскетические наставления передавались из уст в уста, постепенно из них составлялись сборники поучений. Как свидетельствовал святитель Афанасий, Бог дал Антонию великий дар слова, слова учительного: «Ибо, кто, если приходил к нему печальным, возвращался от него не радующимся? Кто, если приходил к нему проливающим слезы об умерших, не оставлял тотчас своего плача? Кто, если приходил гневным, не переменял гнева на приязнь? Какой нищий, пришедши к нему в унынии, и послушав его и посмотрев на него не начинал презирать богатства и не утешался в нищете своей? Какой монах, предавшийся нерадению, как скоро приходил к нему, не делался гораздо более крепким? Какой юноша, пришедши на гору и увидев Антония, не отрекался тотчас от удовольствий и не начинал любить целомудрие? Кто приходил к нему, искушаемый бесом и не обретал себе покоя? Кто приходил к нему смущаемый помыслами и не находил тишины уму?» [1]

Наиболее известным учеником и продолжателем дела преподобного Антония был Макарий Египетский. Преподобному Макарию приписываются «Духовные беседы» (50 бесед), в которых содержится руководство для ведения спасительной духовно-нравственной жизни. Автор «Бесед» указывает, что высшее благо и цель человека - соединение души с Богом, обожение, для чего необходимо освящение падшей души действием благодати Святого Духа.

144

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

В «Духовных беседах» падшее состояние человека по грехопадении рассматривается в сравнении с тем светлым состоянием, в котором прежде находился первый человек, сотворенный по образу и подобию Божию. По грехопадении, пишет преподобный Макарий, человек приходит в расстройство, грех примешивается к душе, под влиянием лукавых духов она поражается страстями, от того становится тленным и страждет тело. Жить подлинною жизнью человек может только в Боге, а потому, отпадая от Бога, живет мнимою жизнью, «жизнью смерти» [3].

Но христианство, по свидетельству святого отца, обладает такой духовной силой, что человек «еще здесь может получить внутреннее освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть от действия тайных страстей» [3]. Ибо для спасения человека на землю сошел сам Бог, чтобы сделать всех, по словам апостола, «причастниками Божественного естества». К этому призывается каждый человек, и достигнуть этого он может в личном подвиге.

Духовный путь христианина начинается с покаяния, он сопровождается многими скорбями. Ибо Бог предопределил, «чтобы со многими испытаниями, с теснотою и со скорбью, с самыми горькими искушениями был путь, вводящий в жизнь» [3]. Человеку не должно полагаться на себя и преувеличивать свои силы и возможности, так как совершающая сила принадлежит Богу. В крещении, подчеркивает преподобный Макарий, происходит начало единения со Христом, оно продолжается в таинствах, главным образом в Евхаристии, в Церкви, где подается благодать Божия и происходит обожение человека Духом Святым.

Макарий Великий прямо указывает на синергию (соработничество) Бога и человека в деле спасения. Человек всегда свободен, он может принимать благодатную помощь Божию, живя богоугодно по евангельским заповедям Христа, а может пренебречь Его дарами, поступая богопротивно. Благодать освобождает душу от греха, и делает это постепенно, различными действиями. Благодаря этим действиям «человек мира», по утверждению преподобного Макария, становится христианином, а христианин становится подвижником и совершенным христианином. Автор «Бесед» подчеркивает, что условием привлечения благодати Божией является «великое смиренномудрие и сердечное сокрушение» [3]. Также и любовь к Богу есть непременное основание христианского подвига. Ибо, как замечает преподобный Макарий, «нет достаточной причины отказываться человеку от наслаждений мира сего, если не примет он участия в блаженстве иного мира» [3].

Подвижничество внешнее должно сочетаться с внутренним деланием, утверждает святой отец. Отсутствие внутреннего возрастания лишает христианина «небесной пищи», потому что подвизающийся «одним наружным видом и телесными преуспеяниями внешнего человека», умом и сердцем «увлекается к миру и земным привязанностям» [3]. Внутренняя борьба происходит в области ума (лукавым помыслам следует противопоставлять добрые помышления); в области воли (человеческая воля находит свое здравие только в исполнении Божественных заповедей); в сердце человека (сердце нуждается в чистоте, оно, по учению преподобного Макария Великого, есть внутренняя личность). При этом следует пребывать в

молитве и уповать на Божественную помощь, которая подается по мере человеческого усердия в подвиге. Внутренняя работа по очищению души является важнейшей стороной подвига, и весь смысл его заключается в стяжании Духа, во вселении Господа.

Об исполнении евангельских заповедей Христа, без чего не может быть достигнуто обожение, христианское спасение, преподобный отец писал: «Приступающему ко Господу надлежит, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают, или бесчестят, не приходить в негодование; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае, Бог, видя, что человек столько подвизается, и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту, и одним словом, исполнит его духовного плода» [3].

Монашеский подвиг совершается, по утверждению преподобного Макария, ради достижения единения с Богом: «Подвижник отрекается от мира, родных и имущества, чтобы взамен этих земных утех еще ныне, т.е. во время земной жизни, получить высшие, небесные дары. Он трудится не для достижения только загробного идеала, но ради благ, доступных в условиях земного существования» [4]. Ведя подвижническую жизнь, под действием Божественной благодати христианин обретает «духовное возрождение», обожение, он приобретает духовный ум, духовную волю, духовное сердце. «В сердце благодать открывается, как мир и радость, - пишет преп. Макарий Великий. - В уме открывается она, как мудрость, - и силою Духа становится человек мудрым и открываются ему сокровенные тайны...» [3]. Однако, как предупреждает преподобный Макарий, до этого предела (совершенства) никто не достигает в этой жизни, разве в редкие и преходящие минуты восхищения, экстаза. Полноты преображения человек достигнет только в день воскресения.

Ученик Макария Египетского Евагрий Понтийский одним из первых в восточной нравственно-аскетической традиции сформулировал учение о восьми порочных страстях (чревоугодие, прелюбодеяние, скупость, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня). В своей книге «Практик» Евагрий изображает духовно-нравственную жизнь подвижника как постоянную борьбу с этими страстями, которые стали присущи всякому человеку по грехопадении. Душа исцеляется через исполнение Божественных заповедей и через смирение, пост, милостыню, молитву. Погашение страстей ведет к бесстрастию, а бесстрастие есть условие возрастания подвижника в любви. Бесстрастие, по словам Евагрия, не является пассивным состоянием души, но заключает в себе стойкость и свободу души от внешних и чувственных впечатлений. По достижении бесстрастия монах приступает к созерцанию, которое связано с непрестанным молитвенным деланием или умной молитвой.

О греховной поврежденности человека вслед за Евагрием писал и преподобный Нил, настоятель Синайского монастыря. Нил Синайский в Слове «О восьми лу-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

145

кавых духах» воспроизводит ту же иерархию восьми порочных страстей (хотя несколько в иной последовательности), подробно описывает особенности каждой страсти в отдельности, указывает на их пагубные плоды и дает советы, как и какими средствами надо с ними бороться, противопоставляет каждому пороку противоположную ему добродетель.

«Началом страстей» преподобный Нил называет чревоугодие, потому что оно «рождает сластолюбие и многие другие пороки. Из чревоугодия, как ветви из ствола дерева, произрастают другие страсти. Сребролюбие, гнев, печаль и другие изъяны суть плод и порождение чревоугодия» [6]. Чревоугодие неразрывно связано с жаждой услад, которая вполне овладевает душой человека. А «когда возобладает телесное, то все погружается в сон: и ум, и душа, и сердце» [6].

Блуд, как учит преподобный Нил Синайский, является прямым следствием чревоугодия, и более чем какая-либо иная страсть оскверняет необходимую для христианской жизни чистоту. Святой подвижник предупреждает, что все усилия человека в борьбе с блудной страстью могут увенчаться полной победой лишь при благодатной Божией помощи, о которой следует просить в молитвах.

Страсть сребролюбия заключается в ненасытном стремлении к стяжанию внешних материальных благ. Стержень сребролюбия лежит в ненормальном, извращенном отношении к материальному богатству, которому усваивается высшая ценность. Сребролюбие связано с подчинением души человека вещественным благам, которые для души в ее порывах к Богу являются «земными оковами». В борьбе со сребролюбием необходимо читать Священное Писание и непрестанно молиться.

Страсть гнева свидетельствует о недостатке любви к Богу и к людям. Человек, объятый пламенем гнева, не может совершать христианский подвиг.

Печаль возникает вследствие увядания душевной силы, она часто бывает связана с привязанностью к материальным благам. От мирской «горькой печали», по словам преподобного Нила, надо отличать «печаль по Богу». Мирская печаль связана с мрачной меланхолией, расточением духовно-нравственных сил человека, а «печаль по Богу» влечет человека к нравственному совершенствованию. Страсть печали побеждается упованием на благодатную помощь Божию и искренним покаянием.

Страсть уныния проявляется в переменчивости желаний, равнодушии ко всему окружающему и лености. «Уныние излечивается, - пишет преподобный Нил, - постоянством и исполнением любого дела со вниманием, со страхом Божиим» [6] и молитвой.

Тщеславие нередко возникает и развивается в человеческой душе по мере стяжания добродетелей. Творя добрые дела ради людской славы, человек обращает все свое внимание на внешнюю сторону добродетели, а внутренняя нравственная жизнь остается в запустении. Преподобный Нил, по примеру святого апостола Павла, советует никогда не думать о том, что мы достигли чего-то, но, «забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к почести вышнего звания» (Флп. 3, 13-14). И добрые дела свои надо творить в тайне, напоминает Нил Синайский слова Писания.

В гордости ярко проявляется самопревозношение и эгоизм. Гордый человек считает свою собственную личность центром вселенной, а все прочее для него - лишь

средство для него. В развращенной гордостью душе все прочие страсти находят благоприятную почву для своего развития. Одних человеческих сил для борьбы со страстью гордости недостаточно и надо просить помощи Божией.

Преподобный Нил предлагает противопоставлять порочным страстям добродетели. Он утверждает, что три главные добродетели - вера, надежда и любовь объемлют все отношение человека к Богу. Они создают благоприятные условия для зарождения и развития всех прочих добрых качеств.

О важности стяжания христианских добродетелей, о трудности и суровости этого пути писал и блаженный Диадох Фотикийский: «Как не разогретый или не размягченный воск долго не может принять налагаемую на него печать, так и человек, если не будет испытан трудами и немощами, не может вместить печать добродетели Божией» [5]. Как избавление от пороков, так и стяжание христианином добродетелей совершается при содействии благодати Божией.

Блаженный Диадох говорил о любви, как о высшей христианской добродетели, достигаемой в монашеском аскетическом подвиге, который есть путь любви: «Любовь к Богу есть прежде всего некое самоотречение и смирение себя пред Богом, некое забывание о себе, нелюбовь к себе самому Бога ради... Однако, к этой любви можно взойти только постепенно... Только в очищенной душе восстанавливается та цельность, в которой уже вмещается любовь... Это не есть «естественная любовь», но дар духовный» [2].

Опытное свидетельство подвижников IV-V веков о необходимости внутреннего аскетического и молитвенного делания наряду с внешним соблюдением Божественных заповедей показывает, что восточное монашество в стремлении достичь евангельского идеала обожения, святости, существенно углубило христианскую нравственно -аскетическую традицию.

Список литературы

1. Афанасий Великий. Житие преподобного отца

нашего Антония/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www. golden-ship.ru/load/a

/afanasij velikij/tvorenija chast 3 afanasij velikij/ 277-1-0-698

2. Георгий Флоровский, протоиерей. Византийские отцы V-VIII веков/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://predanie.ru/lib/book/read/69630

3. Макарий Великий. Духовные беседы/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www. hesychasm.ru/library/makari/besed1.htm

4. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://predanie.ru/lib/ book/ read/111886

5. Скурат К. Е. Великие учителя Церкви/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://azbyka.ru /tserkov/svyatye/s o bogoslovie/skurat velikie uchit elya tserkvi 05-all.shtml

6. Фрадински Викентий. Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение преподобного Нила Синайского/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pagez.ru/olb/386.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.