Научная статья на тему 'Православные братства в системе церковной конфессиональной политики в отношении старообрядцев в 1880-е 1905 годах'

Православные братства в системе церковной конфессиональной политики в отношении старообрядцев в 1880-е 1905 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / CONFESSIONAL POLICY / ORTHODOX MISSION / OLD BELIEF / ORTHODOX FRATERNITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наградов Илья Сергеевич

Цель работы выявление закономерностей развития церковной конфессиональной политики синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1880-е 1905 гг. В результате исследования выявлено постепенное изменение форм борьбы синодальной церкви со старообрядчеством: от репрессивных воздействий к дискуссионным миссионерским формам, которые, однако, оказались малоэффективны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Наградов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the work is to reveal natural laws of development of clerical confessional policy of synodal church with respect to Old Believers from the 1880ies to 1905. as the result, gradual change of forms of struggling of synodal church with the Old Belief: from repressive acts to controversial missionary forms that turned out to be of little effectiveness.

Текст научной работы на тему «Православные братства в системе церковной конфессиональной политики в отношении старообрядцев в 1880-е 1905 годах»

УДК 281.2

Наградов Илья Сергеевич

кандидат исторических наук

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

nastavnik_kim@rambler.ru

ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА В СИСТЕМЕ ЦЕРКОВНОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ В 1880-е - 1905 ГОДАХ

Цель работы — выявление закономерностей развития церковной конфессиональной политики синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1880-е — 1905 гг. В результате исследования выявлено постепенное изменение форм борьбы синодальной церкви со старообрядчеством: от репрессивных воздействий к дискуссионным миссионерским формам, которые, однако, оказались малоэффективны.

Ключевые слова: конфессиональная политика, православная миссия, старообрядчество, православные брат-

ства.

Изменение политики властей в отношении старообрядцев часто совпадало . с изменениями всей внутренней политики правительства. Во многом справедливо это утверждение и для периода контрреформ 1880-х -90-х гг. В ноябре 1881 г. обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев потребовал доставить из епархий сведения о «раскольнических» приходах, чтобы направить туда миссионеров. В том же году Синод распорядился создать во всех семинариях должности штатных преподавателей по учению о русском расколе [23, с. 178-180]. В 1882 г. было положено начало целенаправленного распространения противостарообрядческой литературы [8, с. 115-125, 137-141]. В 1888 г. были утверждены «Правила об устройстве и о способе действия миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам» [19, с. 105-116].

Новая конфессиональная политика Синода должна была транслироваться в регионы через православные церковные братства, добровольное открытие которых декларировалось ещё в 1864 г., а теперь было признано обязательным для епархий, «заражённых расколом». В настоящее время изучение деятельности епархиальных братств ведётся учёными из разных регионов России [1; 3; 4; 6; 7; 11; 12].

Уставы братств определяли примерно одни и те же цели: распространение православной веры, противодействие расколу, развитие религиознонравственного образования [23, с. 624-629]. Первым шагом братств, как правило, был сбор сведений о старообрядчестве. Сбор статистических и фактических данных осуществлялся через священников, [14, с. 181-188; 5, л. 122], благочинных священников [3, с. 18-19]; а миссионеры пыта-

лись рассмотреть историю «раскола» в развитии [21, с. 19]. Однако миссионеры не всегда могли положиться на священников как в сборе информации, так и в деле борьбы с «расколом». Зачастую именно неподобающее поведение последних (пьянство, курение табака, мздоимство) и было одной из причин укрепления старообрядцев в вере [21, с. 21; 3, с. 121]. Реальная численность староверов занижалась десятилетиями, а предоставление реальных цифр воспринималось не иначе как упущение в работе причта [3, с. 119].

В таких условиях началось формирование сети служащих, целью которых была бы именно борьба со старообрядчеством и сектантством. В соответствии с «Правилами об устройстве миссии...» в каждой губернии, где проживали старообрядцы, назначались епархиальные и уездные миссионеры, а также их помощники [20, с. 105-106].

Формирование миссионерской сети продолжалось все 1890-е гг. Одной из главных проблем была нехватка средств на содержание штата [15, с. 131-142]. Например, в Костромской епархии епархиальный миссионер (при наличии окружных миссионеров) появился только в 1899 г., а Ярославской - в 1901 г [9, с. 485-490]. В некоторых епархиях, например в Томской, попытки братчиков организовать миссионерскую деятельность были настолько малорезультативны, что Синод брал на себя финансирование миссии (1888 г.) [6, с. 165-168]. В Вологодской епархии некоторые окружные миссионеры получали от Синода доплату в размере 500 руб. [21, с. 15, 18].

Традиционно структура миссии состояла из епархиального и окружных миссионеров, но были и вариации, вызванные местными условиями. В Костромской епархии округа совпадали с тер-

© Наградов И.С., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

71

риториями «старообрядческих» уездов. В Тверской губернии у епархиального миссионера в подчинении находилось два окружных миссионера [1, с. 323-328]. В Олонецкой епархии 7 уездов были распределены по признаку «заражённости расколом» по пяти миссионерским округам [3, с. 117]. Вологодское братство учредило во всех уездных городах губернии отделения, которые действовали под руководством «особого благочинного священника по делам раскола». Епархиальный миссионер появился не позднее 1893 г. В 1894 г. была открыта должность второго епархиального миссионера для Великоустюжского ви-карства. Такое решение было обусловлено удалённостью викарства от губернского центра и многочисленностью проживающих в нем староверов. А в 1897 г. в рамках вновь созданного Великоустюжского Стефано-Прокопьевского братства стали действовать епархиальный миссионер и два его помощника, а также окружные миссионеры в приходах, наиболее «заражённых расколом» [21, с. 15, 18].

Миссия развивалась при тесном взаимодействии с местными духовными семинариями. Преподаватели семинарии входили в состав братств и изучали местный «раскол» [17, с. 222224]; исполняли обязанности епархиального миссионера. В Тверской семинарии по инициативе братства Михаила Ярославича было открыто отделение по расколу и сектантству. Преподаватель Д.И. Скворцов не только читал курс теории борьбы с «расколом», но и самостоятельно выезжал в старообрядческие селения для проведения миссионерских бесед [7, с. 11].

Развитие миссии происходило и за счёт привлечения мирян. В Костромской и Тверской епархиях в 1890-х гг. у миссионеров появляются официальные помощники из числа мирян [16, с. 912]. В 1900 г. Синод после III миссионерского съезда, придал инициативе официальный характер, рекомендовав епархиям создать в приходах, где есть старообрядцы, общества ревнителей православия. В Ярославской епархии церковные власти ухватились за идею и даже составили шаблон для написания уставов таких обществ [2, с. 8-9]. В Петрозаводске удалось организовать двухнедельные курсы по обличению раскола [3, с. 119-120].

Пожалуй, самым ярким методом работы миссионера была беседа. Исследователи не раз обращали внимание на этот феномен, прочно вошедший в жизнь российского общества на рубе-

же Х1Х-ХХ вв. При этом большинство авторов сходятся во мнении о низкой результативности бесед [6, с. 168; 3, с. 123-124; 11, с. 160; 1, с. 329].

Количество переходов из старообрядчества в православие колебалось по официальным данным от 135 до 668 человек в год в Костромской губернии; в Тверской епархии в 1891 г. - 14 человек [1, с. 329], в Олонецкой епархии в 1900 г. -28 человек, в 1902 г. - 68 человек [3, с. 123]. Какой-либо последовательности в изменении числа перешедших не обнаруживается. Связь между числом бесед и количеством присоединений также не прослеживается.

К миссионерским средствам борьбы с «расколом» можно отнести организацию противо-раскольнических библиотек. Исследователи расходятся во мнении относительно их эффективности и значимости в деле борьбы с «расколом». Высказываются такие оценки роли библиотек в борьбе со старообрядчеством, как «существенная» [6, с. 166], «важная» [7, с. 10], как «имеющая огромное значение» [1, с. 327], так и «вспомогательная» [4, с. 8].

Формирование библиотечного фонда происходило из нескольких источников. Во-первых, это передача книг старообрядческого содержания из церквей и монастырей. Во-вторых, изъятие литературы у старообрядцев. В-третьих, предпринимались попытки организовать отчисления из церковных касс [3, с. 121] и епархиальных сумм на покупку книг. Часть книг приобреталась на пожертвования мирян [1, с. 327].

Исследователи приводят совершенно разные данные по поводу посетителей библиотек.

О.В. Кравченко указывает, что в Тверской епархии книгами из библиотек нередко пользовались старообрядцы [7, с. 10-11]. Е.В. Прокуратова отмечает, что библиотека при важготской Воскресенской церкви была создана для «священников и миссионеров всего Удорского края» [21, с. 16]. По сведениям А.Б. Арбузова, тверские православные крестьяне, участвовавшие в антистарообряд-ческой деятельности, с большим интересом посещали библиотеку [1, с. 327].

Численность библиотек и складов в разных епархиях заметно отличалась. В Костромской епархии в 1898 г. функционировало 158 отделений центрального книжного склада. Данные по Владимирской епархии приводят И.А Гажва (130 отделений центрального книжного склада [4, с. 9]) и О.В. Кравченко («26 противораскольни-

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

ческих отделений и столько же библиотек» (1889 г.) [7, с. 10]). В 1886 г. в Ярославской епархии существовало 14 книжных складов братства, торговавших книгами [18, с. 56].

Братства не только организовывали библиотеки, но и распространяли антистарообрядчес-кую литературу, привлекая к этому делу миссионеров и священников. Брошюры раздавались бесплатно или продавались за небольшую плату. В Ярославской епархии продажа книг и брошюр оставляла желать лучшего. В 1886 г. на складах находилось книг на сумму 1449 рублей. Из них за указанный год было продано на сумму 160 рублей [18, с. 56].

Открытие церковно-приходских школ (ЦПШ) рассматривалось братствами как одно из средств борьбы со старообрядчеством. Во-первых, братства старались увеличить количество школ [3, с. 121], во-вторых, привлечь в них детей старообрядцев [6, с. 166]. Однако на рубеже 1890-х -1900-х гг. у ЦПШ появились конкуренты: старообрядческие школы, по критериям того времени относившиеся к домашним крестьянским школам [3, с. 121]. Нам известно о существовании

6 старообрядческих школ на территории Ярославской и Костромской губерний в 1900-е гг. [10, с. 191-194]. Именно из-за школ часто возникали конфликты между православным духовенством, миссионерами и старообрядцами. В этих случаях со стороны официальной церкви отмечается стремление привлечь к устранению соперников гражданские власти [3, с. 121; 10, с. 193].

Для политики синодальной церкви в отношении старообрядцев в 1880-е - первой половине 1900-х гг. характерны следующие черты: системность (работы велась по всем возможным направлениям); всеохватность (миссионерские братства создавались во всех епархиях, где проживали старообрядцы); малая эффективность; социальная обособленность (борьбу с «расколом» вело даже не всё духовное сословие, а отдельная группа служащих: миссионеры, их помощники, отчасти благочинные священники).

Принято считать, что в эпоху контрреформ политика синодальной церкви в отношении старообрядчества существенно ужесточилась. В определенной мере это действительно так: церковная власть мобилизовала все силы, имевшиеся в её распоряжении (отдельная миссионерская служба, семинарии, периодическая печать и прочее), на борьбу с «расколом». Однако существо-

вало два важных отличия от вероисповедной политики «мрачного семилетия», когда также имело место ужесточение политики в отношении староверов. Во-первых, не произошло возврата к силовым действиям и открытому террору при поддержке органов гражданской власти. Во-вторых, за старообрядцами было признано осуждаемое, но несомненное фактическое право отстаивать собственные убеждения в беседах с миссионерами.

Произошли изменения и в самой синодальной церкви. Потеряв возможность напрямую использовать силовые методы воздействия, она не смогла сразу освоить на должном уровне религиозные методы воздействия на инакомыслящих. Известно, что конец 1850-х - 1860-е годы ознаменованы глубоким кризисом всего церковного института. В определённой мере противоста-рообрядческие мероприятия 1880-х гг. можно расценивать, как одно из направлений по укреплению положения православной церкви, вывода её из кризиса и как освоение ею новых принципов общественного устройства, заложенных Великими реформами.

Библиографический список

1. Арбузов А.Б. Тверской епархиальный миссионер Павел Васильевич Шавров // Провинциальное духовенство дореволюционной России: Сб. науч. труд. / Науч. ред. Т.Г. Леонтьева. -Вып. 3. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - С. 323-328.

2. Вниманию духовенства. Приходские братства или общества ревнителей православия // Ярославские епархиальные ведомости - 1901. -

7 января. - № 1. - Ч. офиц. - С. 8-9. (Далее - ЯЕВ.)

3. Водолазке В.Н. Деятельность противоста-рообрядческих миссий в Олонецкой губернии в начала XX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII Международной научной конференции. - М.: б.и., 2005. -С. 117-124.

4. Гажва И.А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств центральной России во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний): Автореф. дис. ... канд. истор. наук. / Шуйский государственный педагогический университет. - Иваново, 2008. - 10 с.

5. Государственный архив Ярославской области. Ф. 230. Оп. 3. Д. 3137.

6. Захарова Е.Г. Противостарообрядческая миссия в Томской епархии: организация и неко-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

73

торые результаты деятельности (конец XIX - начало XX вв.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII Международной научной конференции. - М., 2005. -С. 165-173.

7. Кравченко О.В. Из истории тверского православного братства св. Благоверного князя Михаила Ярославича (конец XIX - начало XX вв.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VIII международной научной конференции. - М., 2007. - С. 8-13.

8. Марков В.С. К истории раскола старообрядчества во второй половине XIX столетия: переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно не изданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865— 1904 гг.). - М.: б.и., 1914. - 456 с.

9. Миссионерский комитет при братстве Святого Дмитрия Ростовского Чудотворца в г. Ярославле // ЯЕВ. - 1901. - 12 августа. - Ч. офиц. -№32. - С. 485-490.

10. Наградов И.С. Государственно-церковная конфессиональная политика и её влияние на развитие старообрядчества в 1855 - феврале 1917 гг. (на материалах Костромской и Ярославской губерний): Дис. ... канд. истор. наук / Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2005. - 267 с.

11. Наградов И. С. Развитие костромской ан-тистарообрядческой миссии в 1880-е - 1917 гг. (по материалам Костромских епархиальных ведомостей) // Провинциальное духовенство в дореволюционной России: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т.Г. Леонтьева. - Вып. 1. - Тверь: Тверской государственный университет, 2005. - С. 156-162.

12. Наградов И. С. Развитие ярославской анти-старообрядческой миссии в 1880-1910-е гг. // Провинциальное духовенство дореволюционной России: Сб. науч. труд. / Науч. ред. Т.Г. Леонтьева. -Вып. 3. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - С. 268-274.

13. От Ярославского епархиального Свято-Дмитриевского братства // ЯЕВ. - 1911. - 3 апреля. - №14. - Ч. офиц. - С. 112.

14. От совета Костромского Фёдоровско-Сер-

гиевского Братства // Костромские епархиальные ведомости. - 1891. - 15 марта. - .№6. - Ч. офиц. -С. 181-188. (далее - КЕВ).

15. Отчёт Костромского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1889 г. // КЕВ. - 1890. - 15 мая. - №10. - Ч. офиц. -С. 132-141.

16. Отчёт о состоянии и деятельности Костромского Православного Фёдоровско-Сергиевс-кого братства за 1896 г. // Приложение к официальной части КЕВ. - 1897. - С. 9-12.

17. Отчёт Православного Церковного Братства Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца в г. Ярославле за 1887 год // ЯЕВ. - 1889. -10 июля. - №>28. - Ч. офиц. - С. 222-224.

18. Отчёт Православного Церковного братства святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца в Ярославле - Ярославль: б.и., 1886. - С. 56.

19. Правила об устройстве и о способе действия миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам // КЕВ. -1889. - 1 мая. - №>9. - С. 105-116.

20. Правила об устройстве и о способе действия миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам // КЕВ. -1889. - 1 мая. - №9. - С. 105-116.

21. Прокуратова Е.В. «Противораскольничес-кая» деятельность православных обществ на территории Коми края в конце XIX - начале XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VIII международной научной конференции. - М., 2007. - С. 14-24.

22. Распоряжения правительственные. Определение Святейшего Синода об учреждении при Московской, Саратовской и других духовных семинариях штатных преподавательских должностей по учению о русском расколе // ЯЕВ. - 1881. -6 июня. - №23. - Ч. офиц. - С. 178-180.

23. Устав братства во имя Преподобного Сергия при Сретенской церкви Костромской духовной семинарии, утверждённый Его Преосвященством Преосвященнейшим Александром, Епископом Костромским и Галичским // КЕВ. - 1887. -15 сентября. - №18. - Ч. офиц. - С. 624-629.

74

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № 1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.