теория и история культуры
@ ф
■Ц) Check for updates
УДК 281 9 + 908 (470 61) Оригинальное теоретическое исследование
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
Православное зодчество Ростова-на-Дону В.Н. Сидоренко H, Н.В. Сотникова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
Аннотация
Введение. Вопрос сохранения культурных традиций в архитектуре городской среды особенно актуален в условиях высокого роста урбанизации городской среды. В задачи статьи входит выявление особенностей храмового строительства, в частности, использования в качестве образца столичной и монастырской храмовой архитектуры, выявление основных стилистических особенностей, определение цветового своеобразия городских храмов г. Ростова-на-Дону через исследование исторических архитектурных памятников и современных объектов. Материалы и методы. Для исследования цветового языка архитектуры в контексте архитектурной среды региона выбрана такая методика, как контент-анализ и систематизация временного завершения построек. Применяются общетеоретические методы исследования, сравнительно-исторический и диалектический подходы. Результаты исследования. Представлено взаимодействие стилевых направлений в храмовом зодчестве Ростовской-на-Дону епархии. Выявлены прототипы столичной и монастырской храмовой архитектуры, применявшиеся в храмовом строительстве Ростовской-на-Дону епархии, соотнесены с аналогами, использованными в качестве образца, выявлены основные цветовые сочетания, определено цветовое своеобразие городских храмов, приемы и цветовые акценты.
Обсуждение и заключение. Определена периодизация храмового строительства Ростова-на-Дону, рассмотрены храмы как памятники архитектурного наследия, так и современные храмы с 90-х гг. XX в. по настоящее время, определены архитекторы, занимавшиеся строительством в Ростовской-на-Дону епархии.
Ключевые слова: храмовая архитектура, культурные традиции, прототипы в архитектуре, цветовая символика, культурное наследие, городская среда
Для цитирования. Сидоренко В.Н., Сотникова Н.В. Православное зодчество Ростова-на-Дону. Научный альманах стран Причерноморья. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
Original Theoretical Research
Orthodox Architecture of Rostov-on-Don
Varvara N. Sidorenko , Nadezhda V. Sotnikova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
Abstract
Introduction. The issue of preserving cultural traditions in the architecture of urban environment is especially relevant in the conditions of high growth of urbanisation of the urban environment. The tasks of the article include identifying the peculiarities of temple construction, in particular, the use of metropolitan and monastery temple architecture as a model, identifying the main stylistic features, determining the colour uniqueness of urban temples of Rostov-on-Don through the study of historical architectural monuments and modern objects.
Materials and Methods. To investigate the colour language of architecture in the context of the architectural environment of the region, the researchers chose such methodology as content analysis and systematisation of the temporal completion of buildings. General theoretical research methods, comparative-historical and dialectical approaches are applied. Results. The interaction of style directions in the temple architecture of Rostov-on-Don diocese is presented, the prototypes of metropolitan and monastery temple architecture used in temple construction are revealed, correlated with the analogues
© Сидоренко В.Н., Сотникова Н.В., 2024
used as a sample, the main colour combinations are revealed, the définition of colour originality of city temples, the techniques used and colour accents.
Discussion and Conclusion. The periodisation of temple construction in Rostov-on-Don is defined, temples as monuments of architectural heritage and modern temples from the 90s of the 20th century to our time are considered, as well as names of the architects engaged in construction in Rostov-on-Don diocese.
Keywords: temple architecture, cultural traditions, prototypes in architecture, colour symbolism, cultural heritage, urban environment
For citation. Sidorenko V.N., Sotnikova N.V Orthodox architecture of Rostov-on-Don. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024;10(3):70-76. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-3-70-76
Введение. В настоящее время в условиях высокого роста урбанизации особое место занимает вопрос сохранения культурных традиций в архитектуре городской среды - сохранение исторических зданий и возведение современных гармоничных архитектурных объектов. Храмы как архитектурные доминанты являются значимыми факторами в формировании колористического решения городской среды. Задачи статьи: выявление особенностей строительства, в частности, использования в качестве образца столичной и монастырской храмовой архитектуры в церковном строительстве Ростовской-на-Дону епархии; выявление основных стилистических особенностей храмового строительства г. Ростова-на-Дону; определение цветового своеобразия городских храмов Ростов-на-Дону через исследование исторических архитектурных памятников и современных объектов.
В исследованиях В.В. Пищулиной «Особенности архитектуры донского станичного храма (XVII - нач. ХХ вв.)» [1], «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI - XVI в.» [2] и статье «Истоки традиций храмострое-ния на Дону» [3] рассмотрены исторические истоки своеобразия региональной православной архитектуры XVII-XIX вв., ее связь с византийской и общемировой христианской архитектурой. Исторические, краеведческие, искусствоведческие исследования о развитии архитектуры города Ростова-на-Дону - Волошинова, Есаулов, Есаулов [4, 5, 6]. Исследованиями отдельных стилей и памятников ростовского церковного зодчества занимались: Е.М. Кишкинова, Р. А. Субботина, М.Г. Евенко, В.Б. Махаев, А.В. Людмирская. Неорусскому стилю и его особенностям посвящена статья В.В. Пищулиной «Ретроспективизм в храмовой архитектуре Дона» [7], где сравниваются объемно-пространственные композиции и декор, общие черты и отличия. Е.М. Кишкинова, Д.А. Гринь [8] анализируют храмы, построенные в неорусском стиле по проектам Г.Н. Васильева, отмечают орнаментальное изобилие декоративного убранства, планировочные типы, приемы организации внутреннего пространства, использование приемов модерна.
Византийский стиль в русской архитектуре рассмотрен в статье И.Ю. Астаховой, В.В. Пищулиной [9]. Авторы говорят о том, что он характеризуется усложнением объемов и композиций зданий, стилевым смешением, многокупольностью, крестово-купольным планировочным типом, к кресчатым композициям часто пристраивают колокольни. Используется декорирование поверхности - барабанов и центральных закомар, различные модификации византийского стиля и базиликальные формы. Е.М. Кишкинова в статье «Традиции и новаторство в монументальной живописи храмов византийского стиля Нижнего Дона и Северного Кавказа» [10] отмечает, что росписи и убранство церквей в византийском стиле не всегда стилистически соотносится с их архитектурой. Р.А. Субботина, Е.М. Кишкинова в работе «Византийская традиция в храмовом зодчестве Юга Российской империи второй половины XIX - начала XX века» [11] исследуют объемно-пространственные композиции и монументальную живопись «византийских» храмов.
Стилистические особенности проектов главных войсковых храмов конца XIX - начала XX в. рассмотрены в статье М.Г. Евенко «Православные храмы «византийского» стиля в творчестве академика архитектуры А.А. Ященко» [12]. Неовизантийские типы церквей рассматривает В.Б. Махаев [13] и говорит о таких признаках византийского стиля в архитектуре русских церквей, как пологие купола, многочисленные арки, перспективные порталы, парные и тройные окна, аркатурные фризы и пояса на фасадах, горизонтальные ряды цветной кладки фасада. Выделяет типы церквей в неовизантийском стиле: первый тип - пятиглавые купольные центрические церкви, в композиции которых доминирует центральный купол, поддержанный по углам снизу полукуполами и небольшими главками. Иногда к основному объему храма пристраивали колокольню - план выстраивается традиционным «кораблем», трапезная отсутствует и складывается центрическая композиция, усложненная колокольней; второй тип - однокупольный «корабль»: центрическая композиция с тремя-четырьмя полукуполами с пристроенной к ней низкой колокольней.
Анализ памятников русского и неорусского стиля Ростова-на-Дону дает Е.М. Кишкинова в статье «Трансформация русского стиля в архитектуре Ростова-на-Дону конца XIX - начала XX в. на примере общественных и жилых зданий» [14]. Систематизация творчества архитектора Н.М. Соколова, композиционное и формообразующее значение его творчества в историческом облике Ростова, предпочтение кирпичного стиля рассматривает А.В. Людмирская в статье «Архитектор Николай Соколов» [15].
Материалы и методы. Для исследования цветового языка архитектуры в контексте архитектурной среды региона выбрана такая методика, как контент-анализ и систематизация временного завершения построек: ансамблевости застройки, цветов фасада и внутреннего убранства, цвета декоративных элементов, наличия
росписей, цвета декоративных элементов. Проведен анализ развития, формирования и трансформации православной архитектуры с применением общетеоретических методов, сравнительно-исторического и диалектического подходов.
Результаты исследования. Храмовое зодчество современного Ростова-на-Дону представляет собой исторические памятники объекты культурного наследия народов РФ регионального значения:
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1854-1860 гг. - постройка по проекту Тона). Кафедральный собор в г. Ростов-на-Дону был построен и освящен в 1860 г. Собор построен в русско-византийском стиле и представляет собой крестово-купольный четырехстолпный пятикупольный храм. Фасад - белого цвета, а главы - золотого. Интерьер выполнен в жёлтых оттенках с примесью голубого, белого и золотого. Иконостас в виде часовни увенчанной крестом. Большое количество золота в убранстве: оно встречается в алтаре, подсвечниках и т. д. С западной стороны собора находится колокольня по проекту А. Кампиони. Перед собором расположена Соборная площадь с памятником Святителю Димитрию Ростовскому.
Храм в часть Иверской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря (1903-1908 гг. - архитектор Н.М. Соколов), в русском стиле. В плане «корабль», фасад белый, с синими шатровыми завершениями. В интерьере белый и голубой цвет, детали архитектурного убранства интерьера резное светлое дерево.
Церковь Святой Александры (1904 г. - архитектор В.В. Попов), в русском стиле. В плане «корабль», фасад синий, с золоченым шатровым завершением колокольни и золотым купольным завершением основного объема. В интерьере и росписях много охристого и синего цвета.
Церковь Сретения Господня (190-1911 гг. - Г.Н. Васильев) была построена в 1778 г. Храм построен в русском стиле и представляет форму «корабля». Фасад храма - коричневый, а главы - синие с золотыми маленькими звёздочками, что обычно у храмов, посвящённые Богородице. Интерьер храма богат цветами и фресками. Можно увидеть в основе росписи такие цвета, как жёлтый, голубой, зелёный и некоторые элементы красного в росписи и золотые элементы.
Храм Вознесения Господня (1910-1913 гг. - архитектор Г.Н. Васильев). Храм находится на Братском кладбище. Храм в русском стиле и представляет форму «корабля». Фасад храма - красный с добавлением белых элементов, а купола - пурпурные. Интерьер богат цветами и росписями. Можно увидеть в основе росписи такие цвета, как жёлтый, красный, элементы синего и золотого.
Храм Преподобного Серафима Саровского (1904-1911 гг. - архитектор Б.А. Райченков) построен в русском стиле и представляет собой в плане «корабль». Фасад представлен в зелёных оттенках, что традиционно для храмов, посвящённых Преподобному, т. е. святой из монахов, а главы - золотые. Внутри храма тоже присутствует зелёные оттенки, с добавлением золота. Зелёный обычно в православной культуре изначально понимается как символ «поверхности земли» (т. е. растений) или же «вечную жизнь».
Храм Преполовения Пятидесятницы (1996-2000 гг. - архитекторы Ю.Н. Солнышкин, И.В. Ганус) был построен в 1820-1824 гг. и разрушен после 1933 г. Позже был восстановлен. Храм построен в стиле классицизм и в плане представляет собой «корабль», фасад белого цвета, главы - золотые. Интерьер храма богат цветами и фресками, в основе росписей зелёный, белый (не только в росписи стен, но алтарь полностью из белого камня), голубой и золотой как в росписях, так и в элементах декора.
Все они, за исключением Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в русско-византийском стиле, и храма Преполовения Пятидесятницы в стиле классицизм, представляют собой характерные черты архитектуры в русском стиле с опорой на XVI в.: в плане представляют собой «корабль» с шатровыми завершениями, колорит фасада и интерьеров решен в нюансной сдержанной гамме в синих или зеленых или красно-коричневых оттенках с богатыми росписями в интерьере.
Современные храмы 90-х гг. XX в: Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца (1994 г.) одноэтажная церковь, 2003-2007 гг. капитальная пристройка и роспись интерьера, архитектор Борис Винников. В русском стиле, в плане «корабль», цвет фасада - приглушенный розовый, с зеленой скатной крышей и золотым шатром колокольни, шейкой, главкой и золотым купольным завершением основного объема и прямоугольной апсидой. В росписях интерьера много красного и коричневого цвета, декоративных элементов в виде орнамента из цветов. Она выполнена в византийских и древнерусских традициях.
Храм во имя великомученика Пантелеимона Целителя (в 1997 г. - по проекту архитектора Г. Бегалова) построен в неорусском стиле представляет собой «крестово-купольный». Фасад белого цвета, а главы - золотые. На фасаде храма обилие фресок на различные библейские сюжеты, преимущественно в жёлтых, красных и зелёных оттенках. Красный - как символ жизни, энергии, силы, без которого жизнь невозможна. Зелёный - это земля, растения, обозначение земного пути, который прошёл Иисус. Но в отличие от фасада храма, интерьер не особо богат разнообразием цветов: основном цвет является белый с добавлением золота.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1999 г. - по проекту архитекторов: Г. Чекмарёв и Б. Райченков). Храм находится по адресу ул. Орбитальная 10а. Храм построен в русском стиле и представляет собой «корабль». Фасад белый, главы - золотые, но кровля крыши голубая. Такое сочетание не случайно, ведь обычно в храмах, посвящённые Деве Марии, используют голубой цвет в оформление, т. к. он символизирует её чистоту. На фасаде можно заметить фреску с изображением Девы Марии. Интерьер храма не богат цветами и оттенками: основном цвет является белый.
Часовня во имя святых Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (1999 г. - арх. С. Сулименко) в русском стиле. Каменная трёхглавая шатровая часовня. Малые главы установлены на восьмиугольных барабанах над западным фасадом, фасад - белый.
В этих храмах очевидно преобладание русского стиля.
Современные храмы начала XXI века: Церковь Иоанна Воина (2003 г., аналогичная деревянная церковь по проекту арх. А. Барабанова есть в Москве) построена в русском стиле. Это деревянный шатровый храм, в основе деревянный крещатый сруб, на нем восьмерик с шатром, с шейкой и позолоченной главкой. Поперечный и продольный неф завершены бочками. Святой Иоанн - мученик, поэтому цвет шатра и покрытия бочек -багряный. Аналогичный в плане храм - церковь Успения Пресвятой Богородицы из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря Вологодской области памятник архитектуры XVI в. федерального значения.
Часовня во имя св. воина-моряка Феодора,русского адмирала Ф.Ф. Ушакова (2003 г.) при Институте водного транспорта им. Седова. Это каменная часовня в стиле эклектики, крестообразная в плане (черты византийского стиля), ветви креста перекрыты цилиндрическими сводами, фасады с полукруглыми закомарами, увенчанная низким восьмериком с восьмигранным куполом, колонны подчеркивают вход. Аналогичная часовня Иверской иконы Божией матери есть в городе Бологое.
Храм Казанской Божьей Матери (2004-2007 гг.) изначально был построен в стиле классицизм, разрушен и воссоздан. Фасад выполнен в серо-бежевых оттенках, главы - голубые с маленькими золотыми звёздами. На апсиде храма мозаика с изображением Иисуса Христа. Внутри храма преобладают синие тона. В христианстве синий цвет считается символом «неба» или «покорности воли Божьей», «мудрость» и символом Богоматери (Девы Марии).
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (2004 г.). Церковь построена в русском стиле и представляет собой «корабль». Фасад в белом цвете с добавлением светло-зелёных оттенков, главы же - тёмно-зелёного цвета. Такие купола можно встретить у храмов или церквей, которые посвящены Святой Троицы. На воротах перед входом в церковь мозаика с изображением Святой Троицы. Интерьер богат цветами и росписями. В основе росписей - красный и жёлтый, имеются элементы зелёного, синего, золотого.
Храм во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских (2004 г.). Прямоугольный в плане храм в стиле классицизм перекрыт сферическим сводом на барабане, полукруглая апсида покрыта полукуполом, четверик колокольни венчает пирамидальный четырехгранный шпиль. Фасад традиционного для классицизма белого цвета, купол багряный (как символ пролитой крови и мученичества, красный - цвет Пасхи, символ победы жизни над смертью), главка и шпиль позолоченные. Аналогичный храм - Андреевский собор в Кронштадте, построенный по проекту А.Д. Захарова (1817 г.), по образцу которого есть храмы и в других городах России.
Храм во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского (2001-2010 гг. - арх. Г. Иванов). Храм построен в стиле классицизм и представляет собой «корабль». Фасад представлен в бежевых, светло-жёлтых оттенках, с чёрными элементами в декоре. Над дверью в храм - лепнина с разным орнаментом. Главы храма золотые. На фасаде храма имеется две фрески и одна мозаика: два изображения, посвящённые святому Иоанну Кронштадтскому и одно, где изображены святые Пётр и Павел. Интерьер храма не богат цветами. Стены белые: в православии этот цвет символизирует свет, Бога, чистоту, причастность к божественному миру.
Храм в честь Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление» (2005 г. - арх. А. Онищенко) в русском стиле, в плане корабль, пятиглавый, шатры с шейками и главками с граненой апсидой, двухъярусная колокольня и основной объем - восьмерик на четверике, фасад белый с голубым, цвет скатных крыш и шатров - синий.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (2005-2007 г. - архитектор Г. А. Шевченко). Это крестово-куполь-ный храм в неорусском стиле, однонефный, с полукруглыми заккомарами и подпружными арками, световым барабаном и купольным завершением, цвет фасада - белый.
Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница» (в 2007 г. - по проекту архитектора В. Благородова) Храм построен в неорусском стиле и представляет собой «корабль». Фасад белого цвета, а главы - золотые. На фасаде также представлены фрески с изображением Девы Марии и Иисуса. Интерьер не особо богат разнообразием цветов: основном цвет является белый (также белый алтарь).
Церковь Дмитрия Ростовского (2000-2008 гг. - по проекту архитектора Ж. Волошиной). Церковь была построена в 2003 г. по проекту архитектора Ж. Волошиной. Церковь в неорусском стиле и представляет собой «корабль». Фасад выполнен в светло-бежевых оттенках, главы - золотые, что типично для русской православной храмовой архитектуры. На фасаде церкви так же можно увидеть мозаику, на которой изображён святой Дмитрий Ростовский. Интерьер преимущественно в белом цвете с добавлением золотых и коричневых элементов. Церковь небогата цветами и оттенками.
Благовещенский греческий храм (2007-2014 гг. - архитектор Г.А. Шевченко). Крестово-купольный храм в неовизантийском стиле, центрическая композиция, усложненная колокольней, полусферический купол, его поддерживает аркада, парные арочные окна. Одна из его особенностей - византийская кладка: стены из перемежающихся каменных и керамических кирпичей, создающих красивые узоры. Фасад кирпичного цвета со светлыми и темными узорами.
Церковь Сергия Радонежского (2014 г.) построена в русском стиле, находится в микрорайоне Левенцовский. Это деревянный клетский храм, прямоугольный в плане с двухскатной кровлей, состоит из разноуровневых клетей
одинаковой ширины, центральная клеть поднята выше, двухскатная крыша, над алтарной частью возвышается шейка с деревянной главкой, пятигранный алтарь (форма, типичная для церквей XIV - XV вв.), с трех сторон храма гульбище. Такая объемно-пространственная композиция типична для клетских церквей первой половины XVIII в. Костромской, Владимирской и Ивановской областей. Аналогичный храм - церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское, архитектурно-этнографический музей Костромская слобода объект культурного наследия народов РФ 1712 г.
Преобладают архитектурные стили - русский, неорусский, русско-византийский, меньше храмов в стиле классицизм.
Ю. Грибер в своей монографии [16] приводит такую методику исследования цветового языка архитектуры как контент-анализ и систематизация временного завершения построек. Авторы данной статьи также провели анализ развития, формирования и трансформации православной архитектуры Ростова-на-Дону. Теоретическое исследование проведено методом анализа архитектурных объектов. Конкретизированы: архитектурные стили, объемно-планировочные решения и цветовое своеобразие архитектуры. Уточнены аналоги проектных решений храмов, построенных по образцу, обобщены сведения о круге ростовских архитекторов и периодизации храмового строительства.
обсуждение и заключение. Научные исследования донской православной архитектуры представляют одну исследовательскую школу; наиболее значимыми являются труды доктора архитектуры В.В. Пищулиной, искусствоведческие и культурологические исследования кандидата искусствоведения Е.М. Кишкиновой и Р.А. Субботиной, кандидата архитектуры М.Г. Евенко, архитекторов А.В. Людмирской и В.Б. Махаева Все авторы видят истоки своеобразия регионального православного храмостроения в византийской архитектуре, влиянии русского стиля и отдельных черт модерна.
Хронологически православные храмы Ростова-на-Дону относятся к нескольким историческим периодам:
- старейшей постройкой является Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы середины XIX в.;
- к началу XX в. относятся исторические памятники, объекты культурного наследия народов РФ регионального значения, созданные архитекторами Н.М. Соколовым, В.В. Поповым, Г.Н. Васильевым, Б.А. Райченковым;
- к концу XX в. относится Храм Преполовения Пятидесятницы, созданный архитекторами Ю.Н. Солнышкиным и И.В. Ганус, объекты культурного наследия народов РФ регионального значения;
- современные храмы 90-х гг. XX в. архитекторов Б. Винникова, Г. Бегалова, Г. Чекмарёва, Б.А. Райченкова, С.Д. Сулименко.
- современные храмы начала XXI века представляют собой творчество архитекторов Ж. Волошиной, Г.А. Шевченко, А. Онищенко.
Храмы, построенные по проектам существующей столичной и монастырской храмовой архитектуры, которую взяли в качестве образца:
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы - постройка по проекту К. Тона; типовой кирпичный шатровый Храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту архитекторов: Г. Чекмарёв и Б. Райченков; Иоанна Воина - аналогичная деревянная церковь Иконы Божией Матери Державная по проекту арх. А. Барабанова находится в Москве (1995 г.); Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница», по проекту архитектора В. Благородова; Церковь Сергия Радонежского, построенная по образцам Карельской архитектуры.
Православная архитектура Ростова-на-Дону представляют собой следующие архитектурные стили:
Черты византийского стиля несет храм Благовещенский греческий храм, характерна полосатая кладка фасада, крестообразный в плане с пристроенной колокольней, полусферическим куполом, который поддерживает аркада, парными арочными окнами. Цветовое своеобразие: кирпичный фасад, светлые и темные оттенки кирпича, коричневые орнаменты, белые оконные наличники.
Черты русско-византийского стиля несут храмы - Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Троицкий храм Иверского монастыря. Это крестово-купольные с огромным центральным куполом на четырех внутренних столбах, а также четырьмя малыми «апостольскими» куполами на углах, с закомарами над трёхчастными фасадами. Цветовое своеобразие: обязательно белый фасад, золоченые купольные завершения, светлые оттенки золотистого, желтого, охристого, голубого в убранстве, растительные и геометрические орнаменты.
Черты русского стиля представляют собой храмы: Храм в часть Иверской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря, Церковь Святой Александры Церковь Сретения Господня Храм Вознесения Господня Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и многие другие храмы города: Это бесстолопные храмы с четвериком в плане, со множеством декоративных элементов и обилием внешней отделки, таких как обилие декоративных рядов закомар, множество куполов и сложной формы барабан и окна. Цветовое своеобразие: преимущественно белый фасад, темно синие или темно-зеленые скатные крыши и шатровые покрытия, убранство интерьера насыщенно цветом и декоративными растительными орнаментами.
Черты неорусского стиля можно увидеть в храмах: Церковь Дмитрия Ростовского, Храм честь Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница», Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, часовня в честь во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Характерной особенностью является сочетание
традиций византийского и древнерусского зодчества. Для вдохновения использовалась древнерусская деревянная резьба и кружево, подобием которым были облицованы большинство фасадов (как деревянные, так и каменные). Также для неорусского стиля была характерна: фасадность, обилие декоративных элементов; присутствовала асимметрия при построении объёмов, обилие цветовых пятен, контрасты гладких поверхностей, подчёркнутая массивность стен. Цветовое своеобразие: белый цвет фасада, золочение куполов, в интерьере - белый и золото.
Черты стиля классицизм представляют собой храмы: Храм Преполовения Пятидесятницы, Храм во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, Храм Казанской Божьей Матери. Простые и строгие формы, гармония и упорядоченность, напоминая древнее античного зодчество - колонны, пилястры, треугольные фронты, портики, колоннады, статуи и рельефы на стенах. Также для классицизма характерно сочетания античных и национальных традиций. Цветовое своеобразие: белые фасады, золочение куполов, зеленые или синие скатные крыши, приглушенная цветовая палитра - сложные оттенки синих, голубых, золотистых, бордовых, золоченые декоративные элементы.
Православные храмы в дореволюционной России были одной из главных доминант города. В современной градостроительной ситуации многие из них расположены в глубине кварталов, высотность окружающей застройки превышает их высоту, плотность застройки не позволяет сохранять ансамблевость. Многие храмы подчеркивают архитектурную идентичность Ростова-на-Дону, сформировавшуюся за столетия. Возможным является формирование новых доминант города путем организации прилегающих к храмам пространств, изменением цвета прилегающей застройки.
Список литературы
1. Пищулина В.В. Особенности архитектуры донского станичного храма (XVII- нач. ХХвв.). 1997.
2. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVI вв. Автореф. докт. архитектуры; 2007.
3. Пищулина В.В. Истоки традиций храмостроения на Дону. Научная мысль Кавказа. 1998;1:35-43.
4. Волошинова Л.Ф. Перекресток столетий. Судьбы улиц, площадей, зодчих. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом; 2004. 224 с.
5. Есаулов Г.В. Архитектура Юга России: от истории к современности: Очерк. Москва: Архитектура; 2016.
6. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону; 1999. Р. 303 с.
7. Пищулина В.В. Ретроспективизм в храмовой архитектуре Дона. В сб.: Строительство. Архитектура. Экономика. Материалы Международного форума «Победный май 1945 года». Ростов-на-Дону: ДГТУ; 2018. С. 61-64.
8. Кишкинова Е.М., Гринь Д.А. Особенности русского стиля в храмостроении Г.Н. Васильева. Заметки ученого. 2021;5(1):40-44.
9. Астахова И.Ю., Пищулина В.В. Византийский стиль в храмостроении области войска Донского. Евразийский союз ученых. 2018; 5(1):4-6.
10. Кишкинова Е.М. Традиции и новаторство в монументальной живописи храмов византийского стиля Нижнего Дона и Северного Кавказа. Известия Ростовского государственного строительного университета. 2015;19:128-133.
11. Субботина Р.А., Кишкинова Е.М. Византийская традиция в храмовом зодчестве Юга Российской империи второй половины XIX - начала XX века. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002;4:128-140.
12. Евенко М.Г. Православные храмы «византийского» стиля в творчестве академика архитектуры А.А. Ященко. Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура. 2009;15:150-156.
13. Махаев В.Б. Архитектура Андреевского собора в Атяшево: композиция, прототипы, стиль. Центр и периферия. 2022;1:94-102.
14. Кишкинова Е.М. Трансформация русского стиля в архитектуре Ростова-на-Дону конца XIX - начала XX века на примере общественных и жилых зданий. Научный альманах. 2019;7(1):213-217.
15. Людмирская А.В. Архитектор Николай Соколов. В сб.: Строительство и архитектура - 2015. Материалы международ. науч.-практич. конф. Ростов-на-Дону; 2015, с. 153-156.
16. Грибер Ю.А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи. Смоленск: Маджента; 2008.
References
1. Pischulina V.V Osobennosti arkhitektury donskogo stanichnogo khrama (XVII - nach. XX vv.) = Features of the architecture of the Don village temple (17th - early 20th). 1997 (In Russ.).
2. Pischulina V.V Khristianskoye khramovoye zodchestvo Severnogo Kavkaza VI -XVI vv. = Christian Temple Architecture of the Northern Caucasus in the 6th - 16th Centuries. The thesis of the doctoral dissertation; 2007 (In Russ.).
3. Pischulina VV. Istoki traditsiy khramostroyeniya na Donu = The origins of temple-building traditions on the Don. Nauchnaya mysl Kavkaza. 1998;1:35-43 (In Russ.).
4. Voloshinova L.F. Perekrestok stoletiy. Sudby ulits, ploshchadey, zodchikh = Crossroads of Centuries. Fates of Streets, Squares, Architects. Rostov-na-Donu: Donskoy izdatelskiy dom; 2004. 224 p. (In Russ.).
5. Esaulov G.V. Arkhitektura Yuga Rossii: ot istorii k sovremennosti: Ocherk = Architecture of the South of Russia: from history to modernity: Essay. Moscow: Arkhitektura; 2016 (In Russ.). 75
6. Esaulov G.V., Chemitsyna VA. Arkhitekturnaya letopis Rostova-na-Donu = Architectural chronicle of Rostov-on-Don. Rostov-na-Donu; 1999. 303 p. (In Russ.).
7. Pischulina VV. Retrospektivizm v khramovoy arkhitekture Dona = Retrospectivism in the Temple Architecture of the Don. In the collection: Stroitelstvo. Arkhitektura. Ekonomika. Materialy Mezhdunarodnogo foruma "Pobednyy may 1945 goda" = Construction. Architecture. Economy. Materials of the International Forum "Victorious May 1945". Rostov-na-Donu: DGTU; 2018. pp. 61-64 (In Russ.).
8. Kishkinova Ye.M, Grin D.A. Osobennosti russkogo stilya v khramostroyenii G.N. Vasilyeva = Features of the Russian Revival style in temple construction G.N. Vasiliev. Zametki uchenogo. 2021;5(1):40-44 (In Russ.).
9. Astakhova I.YU., Pishchulina V.V. Vizantiyskiy stil v khramostroyenii oblasti voyska Donskogo = Byzantine style in temple construction in the Don Host region. Yevraziyskiy soyuz uchenykh. 2018; 5(1):4-6 (In Russ.).
10. Kishkinova Ye.M. Traditsii i novatorstvo v monumental'noy zhivopisi khramov vizantiyskogo stilya Nizhnego Dona i Severnogo Kavkaza = Traditions and Innovations in Monumental Painting of Byzantine-Style Temples of the Lower Don and the North Caucasus. Izvestiya Rostovskogo gosudarstvennogo stroitelnogo universiteta. 2015;19:128-133 (In Russ.).
11. Subbotina R.A., Kishkinova Ye.M. Vizantiyskaya traditsiya v khramovom zodchestve Yuga Rossiyskoy imperii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka = Byzantine tradition in temple architecture of the South of the Russian Empire in the second half of the 19th - early 20th century. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. 2002;4:128-140 (In Russ.).
12. Evenko M.G. Pravoslavnyye khramy "vizantiyskogo" stilya v tvorchestve akademika arkhitektury A.A. Yashchenko = Orthodox churches of the "Byzantine" style in the works of academician of architecture A.A. Yashchenko. Bulletin of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. 2009;15:150-156 (In Russ.).
13. Makhaev V.B. Arkhitektura Andreyevskogo sobora v Atyashevo: kompozitsiya, prototipy, stil. Tsentr i periferiya. 2022;1:94-102 (In Russ.).
14. Kishkinova Ye.M. Transformatsiya russkogo stilya v arkhitekture Rostova-na-Donu kontsa XIX - nachala XX veka na primere obshchestvennykh i zhilykh zdaniy = Transformation of the Russian Revival style in the architecture of Rostov-on-Don in the late 19th - early 20th centuries using public and residential buildings as an example. Nauchnyy almanakh. 2019;7(1):213-217 (In Russ.).
15. Lyudmirskaya A.V. Architect Nikolay Sokolov. In the collection: Construction and architecture - 2015 = Arkhitektor Nikolay Sokolov. V sbornike: Stroitelstvo i arkhitektura - 2015. Materials of the international scientific and practical conference. 2015, pp. 153-156 (In Russ.).
16. Griber Yu.A. Epistema tsveta v smolenskoy arkhitekture i zhivopisi = Episteme of color in Smolensk architecture and painting. Smolensk: Madzhenta; 2008 (In Russ.).
Об авторах:
Сидоренко Варвара Николаевна, студент, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Сотникова Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Поступила в редакцию 03.06.2024 Поступила после рецензирования 25.06.2024 Принята к публикации 26.06.2024
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Sidorenko Varvara Nikolaevna, student, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, [email protected]
Sotnikova Nadezhda Vladimirovna, Senior Lecturer at the Department of Design, Don State Technical University, (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, [email protected]
Received 03.06.2024 Revised 25.06.2024 Accepted 26.06.2024
Conflict of interest statement
The authors do not have any conflict of interest.
The authors have read and approved the final manuscript.