ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ
Архимандрит Тихон (Секретарев)
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Православное образование на Псковской земле началось в Х веке при первых храмах, которые строила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Святые иконы, росписи стен с фресками на Библейские сюжеты, Богослужение, особенно Божественная Литургия с чтением ветхозаветных псалмов и Заповедей Блаженств, толкованием Евангельских и Апостольских чтений, общее пение Символа Веры и молитвы Отче наш, общение прихожан со священником и между собой, дела милосердия — всё перечисленное служило духовному православному образованию народа. При святом князе Владимире и при Ярославе Мудром, появляются первые можно сказать церковно-приходские школы. Вопрос Духовного образования в Псковской митрополии в XVII и ХУШ вв. исследовал Лещиков Валерий Николаевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения и археологии Псковского государственного университета в своей работе «Состояние народного образования в Псковском крае (XVIII в., первая четверть XIX в.)» Прямые и косвенные свидетельства позволяют говорить о распространении грамотности среди простых псковичей, в первую очередь купцов и горожан. Например, берестяные грамоты— бесспорное тому доказательство. В исследованиях историков отмечается, что в XVII веке грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия многие горожане умели читать и писать. Грамоте обучали либо члены семьи, либо свя-щенники. Особенно большую роль в просвещении сыграло белое духовенство, монастыри.
А. И. Соболевский (1857-1929), исследовавший состояние
97
Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, кандидат богословия, доцент кафедры теологии ПсковГУ.
образованности в Московской Руси, отмечал, что белые священники в XVI и XVII веках были поголовно грамотными. Отсутствие данных о школах допетровского периода не даёт основания говорить об их отсутствии на Псковщине. Несомненно, то, что большинство этих школ были простыми школами грамоты, в которых учили только читать и писать. Из жития Преподобного Никандра, (1507-1581) Псковского чудотворца, видно, что в Пскове уже в XVI веке существовало училище, где Преподобный обучал пониманию Священного Писания. Без сомнения, что такие псковские училища были народными, в которых учились дети всех сословий. Первая духовная школа в Пскове, по имеющимся у нас сведениям, была открыта в 1725 году епископом Псковским и Изборским Рафаилом (Заборовским) (1677-1747) в которой обучалось 58 детей, и называлась Славяно-Российскою. Она соответствовала первому классу приходских училищ, созданных в 1814 году. В ней обучали азбуке, славянской грамматике, читать церковные книги, писать по-русски, правилам христианской жизни. По мнению известного псковского краеведа XX в. Васильева И. И., Славяно-русская школа была создана на базе цифирной школы. Позднее эта духовная школа стала духовной семинарией. В 1726 году в школах Псковской епархии числилось 58 учеников. Первый латинский класс в Пскове был открыт в 1733 году псковским Архиепископом Варлаамом (Леницким) (конец XVII—1741). В 1738 году в псковских духовных школах были открыты следующие классы: славяно-русский, соответствующий низшему отделению духовного училища, грамматический, синтаксический, соответствующий высшему отделению уездных духовных училищ, пиитический, риторический, соответствующий низшему отделению духовных семинарий. В 1739 году был открыт философский класс. Все эти классы в совокупности составили одно учебное заведение как среднее духовное училище. С открытием Архиепископом Варлаамом (Леницким) первого латинского класса его духовная школа, как и другие, стала называться славяно-латинской. С этого времени (1733) началось преобразование её в семинарию, а после 1738 г. она, по мнению П. В. Знаменского (1836-1917), стала полной семинарией. Число учеников в ней достигло 200 человек.
В ХХ веке, веке войн, революций, потрясений, восстановления хозяйства и застоя — духовное воспитание продолжалось на уровне семьи, Псковской духовной миссии, заочного обучения в МДАиС, в ЛДАиС, а также в Псково-Печерском монастыре и
приходах. Печорская Семинария, функционировала при монастыре с 1933 по 1940 гг. Предметы: Богословские, языки, общеобразовательные. Сделано три выпуска. Нужно сказать, что г. Печоры и Псково-Печерский монастырь с 1920 по 1940 гг. находился на территории государства Эстонии, что позволило продолжать духовное православное образование и в гимназии.
В 1935 году в Псково-Печерском монастыре открылась Духовная семинария. Семинария выпускала пастырей, регентов и псаломщиков. Все преподаватели были вдумчиво подобраны самим Архиепископом Николаем. В 1940 году Печорскую Семинарию закрыли.
В городе Печоры духовное просвещение началось с XVI века, со времени игумена монастыря преподобномученика Кор-нилия. Доказательством того является проповедь Православия среди народности сету, до сего дня приносящая свои плоды. И все последующие игумены придавали духовному просвещению в Печорах большое значение. Например, архимандрит Павел 1 сентября 1886 года открыл при монастыре церковноприходскую школу для обучения 30 учеников. Школа функционировала предположительно до 1917 года. Создание в конце XIX века церковноприходских школ позволило России полностью выйти из безграмотности. В 1886 г. с 1 сентября начались занятия в монастырской церковно-приходской школе, в которой обучались тридцать детей. Считается, что уже в 1890 г. в селе Обинитса на хуторе Крийза действовала церковная школа. В 1893 г. открыли при этой школе педагогический класс и окончившие школу получали права школьного учителя. Обучение велось на русском языке. В 1903 году педагогический класс при этой школе работу прекратил. 24 января 1919 г. считается датой основания Печорской гимназии.
5 февраля 1918 года опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь лишалась права иметь собственность, у неё отнят статус юридического лица. Большевики говорили, что это закон «о свободе совести», но в народе его сразу назвали «о свободе жить без совести».
В 1918 году закрыта Псковская духовная семинария, старейшее учебное заведение в губернии. Последним ректором семинарии с 1914 по 1918 год был протоиерей Александр (Александр Иоаннович Лепорский).
Возможность расширения за пределы приходов духовного-нравственного образования в ХХ веке появилась после празд-
нования 1000-летия Крещения Руси. Воскресные школы почти при каждом приходе, при них детско-юношеские ходы, ОПК в государственных учебных заведениях, возрождение Псковского Духовного православного училища, наконец заочное обучение в Московской и Санкт-Петербургской духовных школах, открытие кафедры Теологии при ПсковГУ — ступени духовного православного образования Псковщины.
Духовное православное христианское образование должно соединяться с обучением молитве и доброделании ради Христа Бога. Определение причины революции, разрушившей духовно-нравственное образование, по определению одного священника, вернувшегося из лагеря в тридцатые годы ХХ века: «Наша беда в том, что мы не научили людей молиться». Поэтому, чтобы не повторять названной ошибки в настоящее время, необходимо соединить духовное православное образование с обучением молитве: домашней, церковной, постоянной. По определению митрополита Вениамина (Федченкова) причиной революции, разрушившей духовное православное образование в России — была потеря веры во Христа Бога. А вера по слову Апостола — от слышания Слова Божия (Рим. 10:17). Вера укрепляется молитвой, Таинствами, доброделанием ради Христа. В Церкви Православной — по митрополиту Вениамину — необходимо сохранять святость, преодоление и победу над грехом Духом Святым в сердцах священнослужителей и крещеных людей. В большинстве приходов епархии имеются воскресные школы, в которых преподаются Закон Божий и церковное пение.
Псковское Духовное училище открыто в 1994 г. В 1997 г. состоялся первый выпуск. На территории училища находятся: два храма — храм Покрова Божией Матери (па мятник архитектуры ХVI века) и Никольский храм (архитектурный памятник XVII века), административное здание, в котором располагаются учебные помещения, трапезная и келии мальчиков, отдельно женское общежитие, сад и технические постройки: гараж, пекарня, столярная мастерская, просфорня, прачечная, баня. В правом пределе Никольского храма находится актовый зал, а в левом расположена библио тека. Фонд библиотеки составляет более 9000 экземпляров книг и учебных пособий.
В современности в Псковской Митрополии реально существует система духовно-нравственного образования, позволяющая идти к духовно-нравственному совершенству: воскресные школы при соборе, храмах и монастырях, Псковское Православ-
ное Духовное училище, Свято-Тихоновская классическая православная гимназия, кафедра Теологии и Центр духовно-нравственного развития во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Псковского государственного университета.
Слава Богу, в современности есть все условия для духовного православного образования в Псковской Митрополии. Необходима решимость соединить духовное православное образование и молитву, работу над собой для приобретения Царства Божия в своём сердце и засвидетельствовать своё духовное образование доброделанием ради Христа.
Статъя написана в рамках соглашения о межвузовском сотрудничестве между Костромской духовной семинарией и Псковским государственным университетом