Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ'

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ПСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПЕЧОРСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ПСКОВСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Секретарев Тихон

В статье рассказывается о православном образовании на Псковской земле, которое восходит к временам равноапостольной Ольги. Традиции духовного воспитания и образования при храмах никогда не прерывались. Неудивительно, что на этой благодатной почве скоро проросли и принесли богатые плоды семена духовного просвещения, посеянные в XVIII веке. Богоборческой власти не удалось до конца истребить православное образование в регионе, это, прежде всего, связано с просветительской деятельностью Псково-Печерского монастыря. В настоящее время в Псковской митрополии возрождена система духовно-нравственного образования и ведётся активная работа по достижению единства православного просвещения и духовной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX EDUCATION IN THE ARCHDIOCESE OF PSKOV

The article tells about the Orthodox education in the Pskov land, which dates back to the times of St Olga. The traditions of spiritual education and education at the temples have never been interrupted. It is not surprisingly, that on this fertile soil soon sprouted seeds of spiritual enlightenment sown in the XVIII century and yielded rich fruit. Godless authorities failed to end exterminate Orthodox education in the region. That is primarily due to the educational activities of the Pskov-Caves Monastery. Currently there is revived the system of spiritual and moral education in the Pskov archdiocese. There is also an active work there, which is carried out to achieve the unity of the Orthodox education with the spiritual life.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Архимандрит Тихон (Секретарев)

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Православное образование на Псковской земле началось в Х веке при первых храмах, которые строила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. Святые иконы, росписи стен с фресками на Библейские сюжеты, Богослужение, особенно Божественная Литургия с чтением ветхозаветных псалмов и Заповедей Блаженств, толкованием Евангельских и Апостольских чтений, общее пение Символа Веры и молитвы Отче наш, общение прихожан со священником и между собой, дела милосердия — всё перечисленное служило духовному православному образованию народа. При святом князе Владимире и при Ярославе Мудром, появляются первые можно сказать церковно-приходские школы. Вопрос Духовного образования в Псковской митрополии в XVII и ХУШ вв. исследовал Лещиков Валерий Николаевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения и археологии Псковского государственного университета в своей работе «Состояние народного образования в Псковском крае (XVIII в., первая четверть XIX в.)» Прямые и косвенные свидетельства позволяют говорить о распространении грамотности среди простых псковичей, в первую очередь купцов и горожан. Например, берестяные грамоты— бесспорное тому доказательство. В исследованиях историков отмечается, что в XVII веке грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия многие горожане умели читать и писать. Грамоте обучали либо члены семьи, либо свя-щенники. Особенно большую роль в просвещении сыграло белое духовенство, монастыри.

А. И. Соболевский (1857-1929), исследовавший состояние

97

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, кандидат богословия, доцент кафедры теологии ПсковГУ.

образованности в Московской Руси, отмечал, что белые священники в XVI и XVII веках были поголовно грамотными. Отсутствие данных о школах допетровского периода не даёт основания говорить об их отсутствии на Псковщине. Несомненно, то, что большинство этих школ были простыми школами грамоты, в которых учили только читать и писать. Из жития Преподобного Никандра, (1507-1581) Псковского чудотворца, видно, что в Пскове уже в XVI веке существовало училище, где Преподобный обучал пониманию Священного Писания. Без сомнения, что такие псковские училища были народными, в которых учились дети всех сословий. Первая духовная школа в Пскове, по имеющимся у нас сведениям, была открыта в 1725 году епископом Псковским и Изборским Рафаилом (Заборовским) (1677-1747) в которой обучалось 58 детей, и называлась Славяно-Российскою. Она соответствовала первому классу приходских училищ, созданных в 1814 году. В ней обучали азбуке, славянской грамматике, читать церковные книги, писать по-русски, правилам христианской жизни. По мнению известного псковского краеведа XX в. Васильева И. И., Славяно-русская школа была создана на базе цифирной школы. Позднее эта духовная школа стала духовной семинарией. В 1726 году в школах Псковской епархии числилось 58 учеников. Первый латинский класс в Пскове был открыт в 1733 году псковским Архиепископом Варлаамом (Леницким) (конец XVII—1741). В 1738 году в псковских духовных школах были открыты следующие классы: славяно-русский, соответствующий низшему отделению духовного училища, грамматический, синтаксический, соответствующий высшему отделению уездных духовных училищ, пиитический, риторический, соответствующий низшему отделению духовных семинарий. В 1739 году был открыт философский класс. Все эти классы в совокупности составили одно учебное заведение как среднее духовное училище. С открытием Архиепископом Варлаамом (Леницким) первого латинского класса его духовная школа, как и другие, стала называться славяно-латинской. С этого времени (1733) началось преобразование её в семинарию, а после 1738 г. она, по мнению П. В. Знаменского (1836-1917), стала полной семинарией. Число учеников в ней достигло 200 человек.

В ХХ веке, веке войн, революций, потрясений, восстановления хозяйства и застоя — духовное воспитание продолжалось на уровне семьи, Псковской духовной миссии, заочного обучения в МДАиС, в ЛДАиС, а также в Псково-Печерском монастыре и

приходах. Печорская Семинария, функционировала при монастыре с 1933 по 1940 гг. Предметы: Богословские, языки, общеобразовательные. Сделано три выпуска. Нужно сказать, что г. Печоры и Псково-Печерский монастырь с 1920 по 1940 гг. находился на территории государства Эстонии, что позволило продолжать духовное православное образование и в гимназии.

В 1935 году в Псково-Печерском монастыре открылась Духовная семинария. Семинария выпускала пастырей, регентов и псаломщиков. Все преподаватели были вдумчиво подобраны самим Архиепископом Николаем. В 1940 году Печорскую Семинарию закрыли.

В городе Печоры духовное просвещение началось с XVI века, со времени игумена монастыря преподобномученика Кор-нилия. Доказательством того является проповедь Православия среди народности сету, до сего дня приносящая свои плоды. И все последующие игумены придавали духовному просвещению в Печорах большое значение. Например, архимандрит Павел 1 сентября 1886 года открыл при монастыре церковноприходскую школу для обучения 30 учеников. Школа функционировала предположительно до 1917 года. Создание в конце XIX века церковноприходских школ позволило России полностью выйти из безграмотности. В 1886 г. с 1 сентября начались занятия в монастырской церковно-приходской школе, в которой обучались тридцать детей. Считается, что уже в 1890 г. в селе Обинитса на хуторе Крийза действовала церковная школа. В 1893 г. открыли при этой школе педагогический класс и окончившие школу получали права школьного учителя. Обучение велось на русском языке. В 1903 году педагогический класс при этой школе работу прекратил. 24 января 1919 г. считается датой основания Печорской гимназии.

5 февраля 1918 года опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковь лишалась права иметь собственность, у неё отнят статус юридического лица. Большевики говорили, что это закон «о свободе совести», но в народе его сразу назвали «о свободе жить без совести».

В 1918 году закрыта Псковская духовная семинария, старейшее учебное заведение в губернии. Последним ректором семинарии с 1914 по 1918 год был протоиерей Александр (Александр Иоаннович Лепорский).

Возможность расширения за пределы приходов духовного-нравственного образования в ХХ веке появилась после празд-

нования 1000-летия Крещения Руси. Воскресные школы почти при каждом приходе, при них детско-юношеские ходы, ОПК в государственных учебных заведениях, возрождение Псковского Духовного православного училища, наконец заочное обучение в Московской и Санкт-Петербургской духовных школах, открытие кафедры Теологии при ПсковГУ — ступени духовного православного образования Псковщины.

Духовное православное христианское образование должно соединяться с обучением молитве и доброделании ради Христа Бога. Определение причины революции, разрушившей духовно-нравственное образование, по определению одного священника, вернувшегося из лагеря в тридцатые годы ХХ века: «Наша беда в том, что мы не научили людей молиться». Поэтому, чтобы не повторять названной ошибки в настоящее время, необходимо соединить духовное православное образование с обучением молитве: домашней, церковной, постоянной. По определению митрополита Вениамина (Федченкова) причиной революции, разрушившей духовное православное образование в России — была потеря веры во Христа Бога. А вера по слову Апостола — от слышания Слова Божия (Рим. 10:17). Вера укрепляется молитвой, Таинствами, доброделанием ради Христа. В Церкви Православной — по митрополиту Вениамину — необходимо сохранять святость, преодоление и победу над грехом Духом Святым в сердцах священнослужителей и крещеных людей. В большинстве приходов епархии имеются воскресные школы, в которых преподаются Закон Божий и церковное пение.

Псковское Духовное училище открыто в 1994 г. В 1997 г. состоялся первый выпуск. На территории училища находятся: два храма — храм Покрова Божией Матери (па мятник архитектуры ХVI века) и Никольский храм (архитектурный памятник XVII века), административное здание, в котором располагаются учебные помещения, трапезная и келии мальчиков, отдельно женское общежитие, сад и технические постройки: гараж, пекарня, столярная мастерская, просфорня, прачечная, баня. В правом пределе Никольского храма находится актовый зал, а в левом расположена библио тека. Фонд библиотеки составляет более 9000 экземпляров книг и учебных пособий.

В современности в Псковской Митрополии реально существует система духовно-нравственного образования, позволяющая идти к духовно-нравственному совершенству: воскресные школы при соборе, храмах и монастырях, Псковское Православ-

ное Духовное училище, Свято-Тихоновская классическая православная гимназия, кафедра Теологии и Центр духовно-нравственного развития во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Псковского государственного университета.

Слава Богу, в современности есть все условия для духовного православного образования в Псковской Митрополии. Необходима решимость соединить духовное православное образование и молитву, работу над собой для приобретения Царства Божия в своём сердце и засвидетельствовать своё духовное образование доброделанием ради Христа.

Статъя написана в рамках соглашения о межвузовском сотрудничестве между Костромской духовной семинарией и Псковским государственным университетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.