Научная статья на тему 'Православное духовное образование в эпоху COVID‑19: опыт социологического исследования в Санкт-Петербургской Духовной Академии'

Православное духовное образование в эпоху COVID‑19: опыт социологического исследования в Санкт-Петербургской Духовной Академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слова: COVID‑19 / Санкт-Петербургская Духовная Академия / история духовного образования / педагогика / эпидемиология / COVID-19 / St. Petersburg Theological Academy / history of theological education / pedagogy / epidemiology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Андреевич Елизаров

В статье, посвященной новейшей истории Духовной Академии, описываются результаты социологического опроса студентов и преподавателей, проведенного после 15 месяцев работы Академии в дистанционном формате из-за ограничений, вызванных эпидемией COVID‑19 в 2020–2021 гг., и предлагаются рекомендации по организации учебного процесса в случае повторения ограничительных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрей Андреевич Елизаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theological education in the era of COVID-19: the experience of sociological research at the St. Petersburg Theological Academy

The article is about the recent history of the Theological Academy. The results of a sociological survey of students and teachers based on the results of 15 months of the academy’s remote work due to restrictions caused by the COVID-19 epidemic in 2020–2021 are described. Recommendations are offered on the organization of the educational process in case of repetition of restrictive measures.

Текст научной работы на тему «Православное духовное образование в эпоху COVID‑19: опыт социологического исследования в Санкт-Петербургской Духовной Академии»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 4(12) 2022

А. А. Елизаров

Православное духовное образование в эпоху COVID-19: опыт социологического исследования в Санкт-Петербургской Духовной Академии

DOI 10.47132/2587-8425_2022_4_121

Аннотация: В статье, посвященной новейшей истории Духовной Академии, описываются результаты социологического опроса студентов и преподавателей, проведенного после 15 месяцев работы Академии в дистанционном формате из-за ограничений, вызванных эпидемией COVID-19 в 2020-2021 гг., и предлагаются рекомендации по организации учебного процесса в случае повторения ограничительных мер.

Ключевые слова: COVID-19, Санкт-Петербургская Духовная Академия, история духовного образования, педагогика, эпидемиология.

Об авторе: Андрей Андреевич Елизаров

Магистр государственного управления, студент бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии.

E-mail: elizarov-andrei@inbox.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4493-9947

Для цитирования: Елизаров А.А. Православное духовное образование в эпоху COVID-19: опыт социологического исследования в Санкт-Петербургской Духовной Академии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (12). С. 121-128.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 4 (12) 2022

Andrey A. Elizarov

Theological education in the era of COVID-19: the experience of sociological research at the St. Petersburg Theological Academy

DOI 10.47132/2587-8425_2022_4_121

Abstract: The article is about the recent history of the Theological Academy. The results of a sociological survey of students and teachers based on the results of 15 months of the academy's remote work due to restrictions caused by the COVID-19 epidemic in 2020-2021 are described. Recommendations are offered on the organization of the educational process in case of repetition of restrictive measures.

Keywords: COVID-19, St. Petersburg Theological Academy, history of theological education, pedagogy, epidemiology.

About the author: Andrey Andreevich Elizarov

Master of Public Administration, student of the St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: elizarov-andrei@inbox.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4493-9947

For citation: Elizarov A. A. Theological education in the era of COVID-19: the experience of sociological research at the St. Petersburg Theological Academy. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 4 (12), pp. 121-128.

С весны 2020 г., в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции «COVID-19», на разный срок были закрыты учреждения среднего и высшего образования, а также учебные заведения Русской Православной Церкви. Формат обучения из очного был трансформирован в дистанционный или комбинированный. Санкт-Петербургская Духовная Академия перешла на дистанционный формат в марте 2020 г. и вернулась в к полноценному очному обучению только в ноябре 2021 г. Наибольшее время обучения в онлайн-режиме для отдельных курсов составило 15 календарных месяцев.

Сложившаяся ситуация поставила перед нами несколько важных вопросов. Сравним ли уровень знаний, полученных студентами за прошедший дистанционный период, с обычным, «доковидным»? Чем можно объяснить значительный отток учащихся за рассматриваемый отрезок времени? Что влияло на мотивацию учащихся? Кроме того, в связи с исторической важностью происходивших событий было принято решение зафиксировать наши наблюдения об образе жизни учащихся в сложившихся условиях, собрать мнения преподавателей и студентов об организации учебного процесса, определить наиболее сложные для дистанционного обучения дисциплины, понять эффективность применения тех или иных образовательных средств. Все это, на наш взгляд, может быть полезно для организации онлайн-обучения при повторных эпидемиологических ограничениях.

Для осуществления поставленных задач были выбраны методы социологического опроса, интервью, анализа документов. Объектом исследования выступили учившиеся в указанный период времени студенты и выпускники бакалавриата и магистратуры Богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии, а также несколько их преподавателей. В исследуемой группе студентов оказались: учащиеся бакалавриата 2017-2021 гг. (выпускники), 2018-2022 гг. (4 курс), 2019-2023 гг. (3 курс), 2020-2024гг. (2 курс); студенты магистратуры 2019-2021 гг. (выпускники), 2020-2022 гг. (2 курс); всего - 204 человека.

Исследование осуществлялось в 4 основных этапа.

1 этап. Проведение исторического обзора подобных эпидемиологических прецедентов в истории Санкт-Петербургских духовных школ с момента их основания в 1721г. до нынешнего времени.

2 этап. Подготовка и проведение опроса учащихся. В опросе приняли участие 72 респондента, что составляет 35,2% от интересующей нас генеральной совокупности. Опрос проводился в добровольной форме, анонимно, с помощью онлайн-инструмента создания опросов «Google Формы». Период проведения опроса: с 9 сентября по 2 ноября 2021 г. Приглашение к участию в опросе рассылалось целевой группе через каналы взаимодействия студентов в социальных сетях (закрытые чаты), а также путем проведения двух рассылок по e-mail-адресам учащихся.

Опрос представлял собой форму из 28 открытых и закрытых вопросов (часть вопросов - необязательные), разделенных на 4 тематических блока, охватывающих различные стороны жизни студента: образование, мотивацию, духовную жизнь, разное (бытовые вопросы). Распределение участников опроса по курсам отражено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение респондентов по курсам

КУРс Число студентов курса Число участников опроса % от общего числа на курсе

Бакалавриат 2 курс 44 12 27%

3 курс 39 35 90%

4 курс 36 10 28%

Выпуск 2021 г. 30 3 10%

Магистратура 2 курс 31 7 23%

Выпуск 2021 г. 24 2 8%

Не указали курс — 3 —

Итого: 204 72 35%

Краткий портрет участников опроса таков. Возраст: до 21 года — 28 человек, 22-26 лет — 34 человека, 27 лет и старше — 9 человек (всего — 71 ответ). Место постоянного проживания: 27 человек — жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 45 человек — жители других городов России и мира. Успеваемость: 5 человек назвали себя отличниками, 42 человека — хорошистами, 23 человека — имеющими тройки, 2 человека — допускающими задолженности по предметам. 8 участников на момент опроса прекратили обучение (выпускники, отчислившиеся, взявшие академический отпуск, перешедшие на заочный сектор обучения).

3 этап. По результатам опроса учащихся были определены образовательные дисциплины, вызвавшие наибольшую сложность для обучения в онлайн-режиме. На основании этих данных были проведены интервью с 11 преподавателями этих дисциплин: церковное пение — 1 человек, литургика — 1 человек, английский язык —

1 человек, древние языки — 8 человек.

4 этап. Изучение ведомостей успеваемости учащихся за 5 лет (с 2017/2018 по 2021/2022 уч. гг.), анализ и систематизация результатов.

Перейдем к описанию результатов и возможным выводам.

Говоря об исторической части исследования можно отметить, что влияние эпидемий на жизнь и образовательный процесс в Санкт-Петербургских духовных школах в XVШ-XX столетиях отсутствовало или было незначительным. Любопытными представляются лишь несколько заметок: в 1803 г. за успешное проведение вакцинации учеников Духовной Академии коровьей оспой академическому врачу Х. П. Книперу было пожаловано потомственное дворянство. Вакцинация происходила следующим образом: «...Книпер в присутствии студентов производил опыты прививания оспы тем из студентов, кому она не была привита, а после того заставлял самих студентов прививать оную еще другим ученикам»1. В 1913 г. от тифа, осложнившего воспалением легких, умер студент выпускного курса А. П. Попов, а также массово заболели тифом еще нескольких студентов различных курсов. Заболевание совпало с неожиданным психическим расстройством фельдшера академической больницы Петропавловского2. Однако, несмотря на упоминания семи холерных потрясений в Санкт-Петербурге, многочисленные эпидемии в других городах России, ни в исторических описаниях, ни в воспоминаниях современников-студентов семинарии и Академии не фигурируют данные о распространении инфекционных болезней, существенно повлиявших на учебный процесс.

Говоря о современном положении дел и закрытии Академии для очного обучения, следует обратить внимание на итоговый процент заболеваемости учащихся: по данным проведенного опроса 43 (59,7%) студента-респондента не болели данным вирусом на момент проведения исследования, оставшиеся 29 (40,3%) — болели. Это говорит об актуальности карантинных мер в вопросе сохранении жизни и здоровья студентов, что особенно важно на фоне смертей нескольких преподавателей и сотрудников Академии в рассматриваемый период.

Сравнивая оценки преподавателями и студентами знаний, полученных дистанционно, можно заметить некоторое сходство. В среднем опрошенные нами преподаватели оценили эти знания в 77% по отношению к тем, которые могли бы получить студенты в очном формате. Сами учащиеся в большинстве своем охарактеризовали полученные знания как равные (18 ответов, 25%) или незначительно уступающие (31 ответ, 43%) очному обучению. Анализ сводных ведомостей (оценки зимних сессий за 5 лет) не показал никакой динамики по исследуемому вопросу. Раскрыть полную картину помог бы более объективный метод — контроль остаточных знаний для каждого учебного курса и сравнение его результатов с результатами прошлых лет. Однако, таких внутренних исследований в Академии не проводилось. Ниже всех

1 Чистович И.А. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. С. 120.

2 Из жизни Императорской С.-Петербургской Духовной Академии в 1913 году. Памятная книжка за 1913 год. Год IV. Издания общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1914. С. 62.

среди опрошенных оценили полученные знания студенты-троечники: среди них процент ответов «уровень знаний такой же» на 58% меньше чем у хорошистов. Особенно тяжело дался этот период обучения для студентов в возрасте 27 лет и старше. Среди них — наибольший процент респондентов, выражавших желание уйти с очного обучения на заочное или вообще прекратить его. Исходя из этого можем предположить, что дистанционный формат приемлем лишь для конкретных групп обучающихся, а именно — в возрасте 18-26 лет, при этом имеющих склонность к хорошей и отличной учебе в очном формате. Для более чем половины опрошенных (42 человека, 58,3%) дистанционный формат стал фактором, активизирующим процесс самообразования в интересующих их сферах.

Для успешного обучения студентов следует применять наиболее эффективные образовательные технологии и средства. По данным опроса преподавателей и студентов, ими были онлайн-семинары в ZOOM и самостоятельное изучение учебных материалов. На наш взгляд, особый упор необходимо делать на индивидуальные и творческие задания, которые повышают вовлеченность студентов и усложняют возможность различных злоупотреблений: 47 человек (65,3%) признались, что хитрили при сдаче контрольных и экзаменов. Использование такого метода контроля как онлайн-тестирование в системе Moodle следует серьезно пересмотреть, как наименее эффективное.

Самыми сложными предметами для изучения в онлайн-формате были определены литургика (21% от общего числа упоминаний), церковное пение (11%) и иностранные древние и современные языки (25%) (рис. 1).

Рисунок 1. Наиболее сложные для онлайн-изучения предметы (с группировкой)

Полагаем, что причина здесь заключается в необходимости обильной практической деятельности для усвоения данных предметов. В связи с этим имеет смысл

увеличить количество учебных часов для данных дисциплин, преподаваемых дистанционно, придумать механизмы, обеспечивающие возможность прохождения практики по этим предметам на месте фактического пребывания студентов.

Особое внимание при дистанционном обучении следует уделять дисциплине. Это касается и контроля посещаемости, и контроля активности в течении занятий. Интервью выявило одну из основных трудностей для преподавателей — отсутствие обратной связи в видео-режиме. Говоря простым языком, преподаватели полтора года вынуждены были общаться с «черными квадратиками» на экране, не зная, чем в это время занимаются их ученики. Следовательно, необходимо в дисциплинарном порядке решить вопрос видео-подключений, сделав такое подключение обязательным условием не только зачета, но и участия в уроке, что вполне возможно в условиях технического прогресса XXI века. Дополнительное внимание необходимо уделить техническому оснащению в Академии, о проблемах с которым также часто упоминалось в интервью: бесперебойный и высокоскоростной интернет, ZOOM или другой сервис видео-конференций без ограничений по времени (платные аккаунты).

Однако, говоря о дисциплине и постоянном присутствии студентов по видеосвязи, следует учесть фактор самостоятельного денежного жизнеобеспечения. Финансовые трудности, согласно опросу, являлись одной из самых популярных причин снижения мотивации к обучению. Следствием этого явилась необходимость дополнительного заработка, к которой прибегала ровно половина опрошенных — 36 человек (50%). В этой связи практически невозможно говорить о неукоснительном посещении занятий (к тому же — с обязательным видео-подключением) при сохранении традиционного для очного формата расписания (с 9 час. 00 мин. до 14 час. 10 мин.). В качестве возможного решения этой сложности администрации учебного заведения, осуществляющего образовательный процесс в условиях онлайн-обучения, следует рассмотреть возможность создания более гибкого расписания (дневного, вечернего, смешанного), позволяющего совмещать домашнее обучение и подработки. К слову, многие из опрошенных студентов подрабатывали (служили) в различных местах в Церкви, в том числе — и в будние дни, когда превалирует утренняя занятость. В целом же рабочие активности характеризовались низкими квалификационными требованиями и отсутствием стабильности — нередко студенты указывали сразу несколько различных подработок. Общий список трудовых активностей оказался следующим: певец в церковном хоре (8 упоминаний), алтарник/псаломщик (7), иподиакон (4); стройка, отделка, реставрация, инженерные работы (5); редактирование и написание текстов (4); канцелярская и офисная работа (4); работа курьером (2); торговля/общественное питание (2); репетиторство/учительство (2); разнорабочий (2), такси (1), охрана (1). Радует, что студенты смогли найти применение своим богослужебным навыкам, в результате чего получили хорошую практику. Однако, неизвестно как это отразилось на других изучаемых дисциплинах.

Пристального внимания заслуживает вопрос мотивации учащихся в период дистанционного обучения, прямо влияющей, на наш взгляд, на их количество. По данным анализа экзаменационных ведомостей, за дистанционный учебный год (между зимними сессиями 2020/21 и 2021/22 учебных годов) только среди студентов бакалавриата (без учета магистров и аспирантов) отчислились, ушли в академический отпуск и т.д. почти столько же учащихся, сколько и за 3 предыдущих года, всего — 24 человека. Так, прямо отвечая на вопрос «Появлялись ли у Вас мысли отчислиться из Академии или перевестись на заочное обучение?», 27 из 72 респондентов (37,5%) ответили утвердительно. Примечательно, что в возрастных группах «до 21 года» и «22-26 лет» количество желающих отчислиться почти вдвое меньше, чем желающих продолжать обучение (9 к 19, 11 к 23), а в возрастной группе «27 и старше» распределение обратное (7 к 2). Среди основных демотиви-рующих факторов были: а) низкая эффективность преподавания и организации

учебного, воспитательного процесса (7 упоминаний); б) работа (7); в) финансовые трудности (3); г) безразличное отношение одногруппников к учебе, отсутствие дисциплины (2); д) разочарование в получаемых знаниях (2); е) получение другого образования (2); ж) личные, не связанные с учебой причины (2); з) психологический дискомфорт, вызванный давлением со стороны Академии (2); и) рукоположение (1); к) неудобный режим дня (1); л) отсутствие обратной связи с преподавателями (1); м) смена мировоззрения (1); н) отсутствие социализации (1); о) депрессия (1).

На момент проведения опроса в сентябре-ноябре 2021 г. за продолжение дистанционного обучения в течение всего 2021/2022 учебного года высказались 36 (56,2%) опрошенных, против — 28 (43,7%) (всего — 64 действующих студента). Любопытно, что среди студентов, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, количество желающих продолжить дистанционное обучение было в два раза выше, в то время как мнения иногородних учащихся распределились почти поровну. Одним из объяснений этому может служить то, что доля работавших (а следовательно — получавших зарплату) студентов из Санкт-Петербурга была на 33% больше, чем среди студентов из других городов России.

Один из блоков опроса затрагивал вопросы духовной жизни студентов, их молитвенной практики. На основании анализа результатов опроса можно констатировать, что интенсивность духовной жизни студентов в целом не снизилась: 57 (85%) ответивших считает, что она осталась на прежнем уровне или стала даже более интенсивной. Однако, отвечая на вопрос «Совершали ли Вы ежедневные утренние и вечерние молитвы дома?», только 33 (45,8%) опрошенных студента ответили «да», 29 (40,3%) — «нерегулярно», а 10 (13,9%) — честно признались, что не совершали их вовсе. Тем не менее, сложившиеся обстоятельства позволили некоторым студентам приобрести опыт совершения богослужений мирским чином, что, по нашему предположению, углубляет знания в области литургики — 19 человек (26,4%) подтвердили, что пробовали совершать богослужения суточного круга у себя дома.

Называя основные плюсы и минусы сложившейся системы, студенты давали ответы в свободной форме. Семантический анализ этих ответов показывает, что ключевыми словами и темами с положительной окраской были «возможности», «обилие свободного времени», «практика», «возможность работать», «самостоятельность», «комфорт», «мотивация», при описании же отрицательных сторон — «нехватка личного общения со студентами, преподавателями», «плохая связь и интернет», «дисциплина», «лень», «отсутствие знаний». Большинству учащихся, согласно опросу, удалось себя самоорганизовать. Обратная связь с преподавателями была недоступна для 15 (21%) участников опроса, а для 34 (47%) ответ на этот вопрос зависел от предмета и преподавателя. Нехватку учебных материалов отметили 37 (51,4%) респондентов-учащихся, недостаток удобного рабочего места дома — 20 (27,8%). Атмосферу вокруг, отношение родных к онлайн-обучению студенты в среднем оценили на 3,7 баллов из 5. Ко всему прочему, нельзя не отметить деструктивное влияние длительного дистанционного обучения на здоровье и когнитивные способности обучающихся, что было замечено каждым четвертым участником опроса. Многочасовое присутствие перед монитором компьютера вкупе с ограниченностью социального общения и обилием внешних раздражителей в длительной перспективе может представлять серьезную опасность для здоровья, успеваемости и социализации будущих пастырей.

В качестве заключения отметим, что в условиях онлайн-обучения следует кардинально пересмотреть устоявшуюся образовательную модель, подстраивая учебный процесс под изменяющиеся условия внешней среды: дистанционное образование не должно быть «калькой» очного формата перед экраном компьютера. Для этого требуется трансформация привычного расписания занятий и распределения времени по предметам, поиск совмещенных очно-дистанционных форматов обучения с приоритетом практических дисциплин, опорой на самостоятельное обучение, анализ материала, рефлексию, написание творческих и исследовательских

работ, посвящение большего времени индивидуальному контролю достижений учащихся, поддержание должного уровня дисциплины. Так, на наш взгляд, можно с наибольшей эффективностью организовать учебный процесс в онлайн-режиме. Однако, разработка подобного плана требует времени, революционного подхода к привычным моделям, апробации его на конкретных группах и согласования такой системы с государственным образовательным стандартом, что является долгосрочной задачей.

Источники и литература

1. Чистович И.А.. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. 458 с.

2. Из жизни Императорской С.-Петербургской Духовной Академии в 1913 году. Памятная книжка за 1913 год. Год IV. Издания общества духовной и материальной взаимопомощи бывших питомцев С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1914. 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.