ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 93
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В СССР. 1940-1980-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
© л. А. КОРОЛЕВА*, о. В. МЕЛЬНИЧЕНКО**, Д. А. СТЕПНОВА***
*Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
e-mail: [email protected] **Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе
e-mail: [email protected] ***Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
e-mail: [email protected]
Королева Л. А., Мельниченко О. В., Степнова Д. А. - Православное духовенство в СССР. 1940-1980-х гг. (По материалам Пензенской области) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 736-739. - В статье исследуется православное духовенство Пензенской области в 1940-1980-е гг. - социально-демографические характеристики, основные направления деятельности.
Ключевые слова: СССР, православие, служители культа, Пензенская область.
Кого1|^а L. А., Melnichenko O. V., Stepnova D. A. - Оrthodox clergy in the USSR. 1940 1980th (On the materials of the Penza region) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 736-739. - The Orthodox clergy of the Penza region in the 1940-1980s is investigated in the article. It covers socio-demographic characteristics, the basic lines of activity of the Orthodox clergy.
Keywords: he USSR, Orthodoxy, religious workers, the Penza region.
Исходя из национального состава населения Пензенской области основной религий в регионе было православие. В середине 1940-х гг. православное духовенство, обслуживавшее церкви Пензенского региона, было представлено епископом, 12 священниками, 3 дьяконами, 2 псаломщиками [3. Д. 3. Л. 23; 4. Д. 21. Л. 18]. С открытием церквей в области возрастало и число служителей православного культа. Так, в 1957 г. пензенское духовенство включало 1 архиерея, 50 священников, 9 диаконов, больше половины которых были осуждены, в основном, по ст. 5810.
Возраст основной части священников был значительным: 42 - старше 55, остальные - 42 до 55 лет. По национальному признаку пензенские священнослужители были, в большинстве своем, русскими и мордвой. Православное духовенства в городах имело более высокий уровень образования, чем в сельской местности. Например, из 38 сельских священнослужителей средним богословским образованием - пастырские курсы, духовная семинария - обладали 16, начальным - 14, средним светским - 8; тогда как в городе 1 священнослужитель имел высшее богословское академическое образование, 12 - среднее богословское, 1 - начальное училище, 2 - среднее светское. 14 священнослужителей региона были малограмотными, не умевшими даже заполнить анкету [4. Д. 27. Л. 372-373].
Епископ Кирилл (Поспелов Л. Н.) подчеркивал, что «очень многие из его духовенства слабо подготовлены к пастырской деятельности, не только не могут говорить проповедей, но есть и такие, которые даже не умеют правильно читать по-славянски» [3. Д. 5. Л. 61]. Как следствие, в 1948 г. было принято решение открыть при пензенском епархиальном совете богословско-пастырские курсы по повышению грамотности и служебных знаний священнослужителей, не имевших специального духовного образования. 8 февраля 1949 г. курсы в Пензе приняли первых слушателей [3. Д. 5. Л. 61; Д. 9. Л. 7].
Следует отметить, что сельские священнослужители были гораздо активнее городских и, в некотором смысле, предприимчивее. Так, священник Поимской церкви Сокольский систематически практиковал хождения по домам собственного райцентра и соседних деревень по отправлению пасхальной службы на дому [4. Д. 19. Л. 124; Д. 21. Л. 19; Д. 52. Л. 237]. Белинский священник Е. Н. Фаминский, не дожидаясь никаких разрешений, с помощью верующих буквально за 2-3 года капитально перестроил и расширил здание молельного дома, привел в порядок земельный участок, обновил интерьер в помещении, организовал церковный хор и т.д. [4. Д. 27. Л. 374].
Уполномоченный Совета по делам Русской Православной церкви по Пензенской области Н. и. Лыс-манкин тщательно изучал проповедническую деятельность местного духовенства. Он подчеркивал, что в 1945-1953 гг. «в своих проповедях и беседах духовенство ставит своей задачей развить у верующих горячую любовь к Родине, к нашему Правительству и гениальному Вождю и полководцу товарищу и. В. Сталину. Беседы, основанные на апостольских и евангельских чтениях, развертывались в духе текущего момента по газетным материалам» [3. Д. 3. Л. 24; 4. Д. 27. Л. 124]. Значительное внимание в проповедях уделялось вопросу нравственного значения труда: «Труд воспитывает волю и развивает творческие, богодарованные способности, излечивает наши пороки и предохраняет от преступлений». Звучали проповеди на темы «Кротость и смирение - душевные качества, особенно ценные в человеческом общежитии», «Смирение есть условие проверенного прогресса» и т.д.
С 1960-е гг. при чтении проповедей пензенские священники начали активно использовать рекомендации «Журнала Московской Патриархии». Священники стремились преподнести религию как своеобразную «науку жизни». Акцент делался на то, чтобы подкрепить истинность веры, ее соответствие явлениям современности. Священника Мироносицкой церкви г. Пензы Макашева даже уволили за штат за его «публичные выступления». Священник выступал перед верующими с проповедями «о значении больших заповедей», в которых разъяснял смысл заповеди «не убий»: «Слово «не убий» означает не только убить человека физически. Человека можно убить и духовно, убить словами. Если отнять у человека веру в бога, то это равносильно убийству, т.к. лишение человека веры в бога лишает его и царства небесного» [4. Д. 27. Л. 124;
3. Д. 5. Л. 103].
Проповеди священников городов области -Пензы, Кузнецка и других отличались большей интеллектуальностью, социальной направленностью и актуальностью, приближением к проблемам сегодняшнего дня, по сравнению с сельской местностью, что объяснялось, по-видимому, уровнем аудитории, на которую рассчитаны проповеди, и священнослужителей, более молодых и профессионально подготовленных.
Православные священнослужители в своих проповедях внушали родителям о необходимости приобщения детей к вере. Священник Параскевинской церкви г. Кузнецка Волошенко в одной из своих проповедей прямо заявил: «Церковь воспитывает у молодежи более высокие нравственные качества, чем комсомол» [4. Д. 29. Л. 219]. Священники церквей с. Русская Норка (Шемышейский район) и с. Малая ижмора (Земетчинский район) Калмыков и Шувалов выдавали приходящим в храмы детям незначительные денежные суммы в дни религиозных праздников, о чем дети открыто говорили: «Пойду в церковь, батюшка рублик даст» [4. Д. 29. Л. 220]. Священник г. Кузнецка М. И. Михайлов в беседе с уполномоченным Совета по Пензенской области заметил, что в 1948 г. «перед экзаменами... некоторыми девушками старших классов
средней школы служились молебны о благополучной сдаче экзаменов» [3. Д. 5. Л. 24]. По сведениям уполномоченного Совета, в 1961 г. церкви г. Пензы посещали учащиеся средних городских школ № 14, 18, 25, 35 и т.д. [4. Д. 37. Л. 13].
До конца 1960-х гг. часть пензенских священнослужителей уклонялась от произнесения проповедей, ссылаясь на старость, малограмотность и неопытность в данном деле, но уже с 1970-х гг. проповедническая деятельность стала по существу неотъемлемой частью богослужения, что во многом было обусловлено позицией архиепископа Феодосия (Д. М. Погорского), который «развернул через духовенство широкую пропаганду религиозного вероучения среди верующих во время богослужения» [4. Д. 49. Л. 26]. Только в 1965 г. духовенство церквей области во время богослужений выступило 950 раз перед верующими с поучениями на религиозные темы. В 1969 г. духовенство выступало 1126 раз. Если учесть, что в большие религиозные праздники в церквах собиралось до нескольких тысяч верующих, то масштабы охвата весьма впечатляют. Особенно часто выступали с религиозными проповедями священники церквей Митрофаниевской г. Пензы П. Макашев, г. Сердобска М. Богачкин, с. Салтыко-во И. Гацкевич, р.п. Мокшан М. Лебедев, с. Вадинска Н. Киселев и др.
Пензенская область относилась к числу «самых неблагополучных областей Советского Союза по религиозной обрядности» [2. Д. 71. Л. 8-12; 5]. Православные священники были настолько востребованы, что зачастую не справлялись со всем объемом работ. Так, в письме управляющему пензенской епархией Феодосию священник церкви г. Беднодемьяновска
Н. И. Бессонов (14 января 1963 г.) сообщал: «Преосвященный владыка, я не отказываюсь от работы, а прошу Вашей помощи - пришлите второго священника. Ведь служба у нас продолжается ежедневно с 8 часов утра до 16-17 часов, а тем более, в праздник столько службы и треб, что одному очень тяжело. Владыка, я не в состоянии выполнить требы и решил просить у народа помощи с просьбой о ходатайстве другого священника... Ведь если я по состоянию здоровья не выполню ту или иную требу, то меня разорвут на части. Было несколько случаев, за невыполнение мною треб у меня стучали в окна и разбивали дверь, тем более, когда свадьбы и крестины. Ни одного дня, даже в выходной, я вовремя не покушаю, не говоря уже об отдыхе» [3. Д. 27. Л. 78-79].
Подчеркивая в целом толерантность православного духовенства по отношению к светской власти, уполномоченный Совета по Пензенской области С. С. Попов обращал внимание, что оно «далеко не безразлично относится к проводимым . антирелигиозным мероприятиям. они усложняют и модернизируют совершение религиозных обрядов, в особенности обряд крещения детей, который заканчивается беседой священника.» [4. Д. 66. Л. 147].
Даже в суровых советских условиях священнослужители стремились обратить на церковь внимание, сделать ее «социально привлекательной». Проведя
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
своего рода социологическое исследование, пензенское духовенство сделало вывод, что «интеллигенцией посещаются церкви, в которых имеются хорошие церковные хоры». Учитывая данное обстоятельство, несмотря на значительные финансовые затраты, церковные певчие стали получать достойное денежное «довольствие»: ведущие «голоса» получали зарплату от 400 до 1500 руб. в месяц [3. Д. 5. Л. 44]. В результате в 1957 г. хоры имелись уже в 15 церквах - в г. Пензе, кузнецке, Беднодемьяновске, Белинске, Вадинске, р. п. Мокшане и т.д. Использовались и другие методы. Епископ в кафедральном соборе «для создания большей пышности архиерейских служб привлекал молодежь
- студента второго курса техникума механического Платонова, учащегося начальной школы Заболеева, которые прислуживали при его службах и получали за это оплату (20-25 руб. за службу) [4. Д. 27. Л. 103]. Самые многочисленные и наиболее «профессиональные» хоры содержались в городских пензенских церквах.
За период 1960-1980-х гг. состав православного духовенства претерпел серьезные изменения: стал моложе и образованнее. В 1975 г. в Пензенской области 20 священнослужителей имели высшее и среднее духовное образование, среди них 4 - кандидата богословия [1. Д. 4714. Л. 99]. Естественным образом это повлекло за собой оживление деятельности священнослужителей, что отмечал уполномоченный Совета по делам религий Попова С. С.
В 1960-1980-е гг. в проповеднической деятельности пензенских священников сохранялись прежние сюжеты: священники, выступая перед верующими по тем или иным религиозным вопросам, пытались увязать библейские предания с современностью. Священник кафедрального собора Н. П. Шовкун (1967 г.) в своих проповедях, пересказывая евангельскую легенду «Об избиении детей царем Иродом», призывал женщин не делать аборты и воспитывать детей в духе послушания и любви к Богу: «Не убивайте своих детей чревоубийством. Ведь каждая мать освещается деторождением. кто убивает своего дитя, тот делает преступление перед богом» [1. Д. 4617. Л. 101]. В другой своей проповеди он осуждал людское тщеславие: «Братья и сестры, не имейте гордости перед своими братьями и сестрами за добрые дела. Не ищите земной славы, живите скромно» [1. Д. 4617. Л. 100].
И. А. Священник Коротков (1967 г.), выступая с проповедью во время богослужения в церкви с. Малая Ижмора, призывал верующих «не сомневаться в истинах своей веры и верить в это свято», «так воспитывать своих детей, чтобы потом не было стыдно за это перед богом» [1. Д. 4617. Л. 102]. К смирению и покорности призывал в своих выступлениях священник Д. М. Калмыков (1968 г.) из церкви в с. Салтыково: «Терпеливо переносить все несчастья и невзгоды жизни, не роптать на бога, и за это вас бог вознаградит. Чем больше бед и несчастий вы испытаете на земле, тем краше ваша жизнь будет на небесах» [1. Д. 4617. Л. 101].
Религиозные мотивы в проповедях многих священников тесно переплетались с моральнонравственными сюжетами. Священник К. Фоминых
из церкви г. Кузнецка (1968 г.) говорил: «Господи, помоги нам оставить прелюбодеяние и возлюбить целомудрие, перейти от объедения и пьянства к трезвому воздержанию. от воровства и обмана - к честному труду и милостыне. от зависти, ненависти и клеветы
- к нестяжательству, миролюбию и к справедливой высоконравственной жизни» [1. Д. 4681. Л. 39]. Священник церкви с. Липовки И. Гацкевич во время религиозного праздника «Введение богородицы в храм» закончил свое повествование следующим образом: «В настоящее время часто приходится слышать нарекания родителей на грубое и безнравственное поведение их детей. Если хорошо подумать, то в этом виноваты мы сами. Воспитываем ли мы их в страхе божием? Если господь благословил нас детьми, то он возложил на нас и обязанность воспитывать их добрыми христианами в строгой благочестивой жизни, оберегая их от путей лукавых, ведущих в погибель» [1. Д. 5218. Л. 39].
Некоторые проповеди были весьма двусмысленны, на что обращал особое внимание уполномоченный Совета С. С. Попов Священник церкви с. Поим Дувалкин И. в конце богослужения, пересказывая верующим легенду о том, что икона богоматери в XII в. помогла новгородцам одержать победу над врагами, пытавшимися захватить Новгород, закончил проповедь так: «И мы, братья и сестры, ныне тоже находимся в таких же обстоятельствах, подобных новгородским. На нас тоже нападают враги. Страшно нападают, жестоко нападают на нас, грешных. Молитесь, братья и сестры. Днем и ночью молитесь со слезами . Может, божья матерь прольет каплю своей слезы о нас своему сыну, и мы будем спасены». Причем, не объяснялось, кого же подразумевают под «страшными и жестокими врагами» [1. Д. 4681. Л. 40].
особо рьяно относился к своим проповедническим обязанностям священнослужитель Мокшанской церкви М. Лебедев. он акцентировал внимание верующих на тесной взаимосвязи нравственных моментов проповеди с историческими событиями и случаями из современной жизни: «И в прошлом, и в настоящем мы нередко наталкиваемся на совершение людьми именно бескорыстных поступков, совершаемых, видимо, под воздействием евангельского учения. В городе Пензе до сих пор существуют четыре монументальных здания
- трехэтажные огромные каменные дома. Первые два здания (г. Пенза ул. Красная и Куйбышева), построенные в середине XIX в. на средства богатой женщины М. М. Киселевой по ее завещанию должны использоваться под богадельни или дома для престарелых. В настоящее время в них размещаются больницы. Эти учреждения, имевшие и имеющие большое культурное и гуманное значение - суть бескорыстных актов добрых движений человеческого сердца, во имя заповедей Спасителя» [1. Д. 5235. Л. 54-55]. В другой своей проповеди он говорил: «В настоящее время люди стыдятся общественного мнения. Людям хочется быть похожими на всех, одеваться по моде, как все, и думать, как все. Люди стыдятся крестить детей, участвовать при погребении близких покойников, когда их заносят в Храм для отпевания, они предпочитают оставаться
на улице, чтобы избежать стыда. Такое чувство, боязнь общественного мнения, недостойно человека, оно унижает его. Согласно Евангелия, мнение общества может быть ошибочным, как мнение общества «прелюбодейного и грешного» [1. Д. 5235. Л. 56].
В ГАПО имеются дела № 44, 74 и другие под названием «Проповеди православного духовенства церквей Пензенской области и их критических обзор». «Подавляющее большинство проповедей православного духовенства является пересказом в частичной собственной обработке легенд о церковных праздниках, заканчивающихся призывами верующих посещать церковь, совершать обряды и соблюдать нормы христианского поведения», - докладывал уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области С. С. Попов [4. Д. 125. Л. 13].
Изменения в государственно-конфессиональной политике в первые годы «перестройки» многие верующие, да и само духовенство воспринимали во многом с недоверием, расценивая эти «импровизации» власти в отношении Русской Православной церкви как временные послабления, обусловленные непрочностью положения нового партийно-государственного руководства. Пензенские служители православного культа подчеркивали свою лояльность в отношении властей и их курса. Так, священник церкви г. Кузнецка Пензенской области А. В. Судаков в одной из своих проповедей говорил: «В нашей стране идет процесс перестройки во всех областях жизни, и мы, верующие, обязаны самым активным образом принимать участие в этой работе. Из молитв мы должны выбросить все то, что не соответствует сегодняшнему дню.» [4. Д. 123. Л. 6-7].
уступки со стороны государства зачастую связывались и с приближением юбилея 1000-летия Крещения Руси. уполномоченный А. С. Васягин фиксировал, что «в проповедях все чаще звучит тема празднования 1000-летия введения христианства на Руси и значения этого события в распространении культуры, искусства, письменности среди русского народа» [4. Д. 123. Л. 19].
Хотя после апрельского 1985 г. пленума ЦК КПСС был ускорен механизм регистрации религиозных объединений, в Пензенской области количество православных церквей и молитвенных домов до конца 1980-х гг. оставалось неизменным, зато количество зарегистрированных служителей православного культа плавно увеличивалось: если в 1982 г. в регионе насчитывалось священников - 36, псаломщиков - 14, то в 1987 г. 38 и 20 соответственно [4. Д. 125. Л. 3]. Причем, служители православного культа до 40 лет составляли
около 20%. Уполномоченный докладывал, что «в области продолжает идти процесс омоложения служителей культа, а также растет их общеобразовательный уровень, как светский, так и духовный» [4. Д. 125. Л. 4]. Так, в 1987 г. среди пензенских служителей православного культа уже было 3 кандидата богословия, 28 священнослужителей имели среднее и высшее духовное образование [4. Д. 123. Л. 3].
Пензенские священнослужители использовали некоторую либерализацию со стороны властей для расширения сферы своего влияния. Уполномоченный по Пензенской области докладывал, что с середины 1980-х гг. «ежегодно в церквах читается около 1500 проповедей», и, причем, «проповеди явно и откровенно осовременены» [4. Д. 125. Л. 4]. Епископ Серафим (Д. З. Тихонов), выступая перед верующими, «поучал жить в мире, любви, согласии не только в церковной жизни, но и семейной и общественной, призывал активно участвовать в деле защиты мира», от служителей культа епархии требовал, чтобы они в своих проповедях регулярно касались вопросов миротворческой деятельности» [4. Д. 125. Л. 3-4].
Таким образом, православное духовенство Пензенской области на протяжении 1940-1980-х гг. старалось в силу своего понимания и возможностей исполнять свой долг. Для этого использовались самые различные методы - от индивидуальной беседы до массовых публичных проповедей. В отличие от государственной атеистической работы деятельность священнослужителей носила адресный, социально ориентированный характер. И в результате можно согласиться с выводом уполномоченного Совета по Пензенской области А. С. Васягиным, хотя уже и уполномоченных нет, и Совет расформирован: «Сохраняя традиционно сложившуюся структуру, располагая наиболее организованным, грамотным коллективом служителей культа, ведущих активно религиозную пропаганду, преломляя ее через призму современности, позволяет православным церквам области стабилизировать свое положение на данном этапе и сохранять значительный контингент верующих» [4. Д. 125. Л. 7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО).
Ф. 148. Оп. 1.
2. ГАПО. Ф. 148. Оп. 15.
3. ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1.
4. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1.
5. Пензенская правда. 1982. 1 января.