Королева Л.А., Королев А.А., Степнова Д.А., Гарькин И.Н.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА)91
Koroljeva L.A., Koroljeva А.А., Stepnova D.A., Garkin I.N.
RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE USSR IN SECOND HALF 1940 - FIRST HALF 1980 TH (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)92
Ключевые слова: СССР, православие, Пензенская область.
Key words: the USSR, Orthodoxy, the Penza region.
Аннотация
В статье анализируется положение православных общин в советском обществе (состав верующих и духовенства, основные направления деятельности РПЦ и т.д.) на региональном уровне - в Пензенской области в 1940-1980 гг.
Abstract
In article position of orthodox communities in the Soviet society (structure of believers and clergy, the basic directions of activity ROC etc.) at regional level - in the Penza region in 19401980th are analyzed.
Основной религией среди населения Пензенской области было православие, которое было распространено среди русских, мордвы, украинцев, белорусов и других национально-
93
стей, проживавших в регионе (всего свыше 96% общей численности населения) . По религиозной обрядности Пензенский край представлял собой явно «проблемный» регион.
До Великой Отечественной войны в Пензенской области действовало 2 церкви. В 1945 г. в результате изменения государственной церковной политики было открыто 16 церквей и 2 молельных дома; в 1946 г. - 10 церквей; в 1947 г. - 2 церкви и 1 молельный дом94. В 1949 г. на территории региона функционировало 29 церквей и 3 молитвенных дома95. Из 25 районов области, в которых функционировали церкви, в Пензе, Белинском, Кузнецком, Мокшанском, Нижне-Ломовском, Поимском районах имелось по две действующие церкви. К началу 1960-х гг. в Пензенской области имелось 30 зарегистрированных и 52 православных общины, не имевших разрешения органов власти96. Свечных мастерских или других каких-либо предприятий в пензенских приходах не имелось.
В 1962 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Пензенской области выступил с предложением закрыть Пензенское епархиальное управление. Уполномоченный Попов С.С. в своем письме № 86 от 29 мая 1962 г. мотивировал свою инициативу тем, что на тот момент в Пензенской области и Мордовской АССР действовало всего лишь 48 православных церквей и молитвенных домов. Причем, количество церквей продолжало сокращаться: за 196097
1961 гг. было закрыто 13 церквей . Помимо данного фактора, необходимость закрытия объ-
91 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Власть и Русская Православная церковь в СССР во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг. (По материалам Пензенской области)».
92 Research is executed with financial support of the Russian state humanitarian fund within the limits of research project RSHF («the Power and Russian Orthodox church in the USSR in second half 1940 - first half 1980th (On materials of the Penza region)».
93 Государственный архив Пензенской области (ГАПО) Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 16.
94 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 17.
95 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 17.
96 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 18.
97 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 37. Л. 49.
яснялась и тем, что «наличие епархиального управления в г. Пензе способствует укреплению действовавших церквей в области и создает дополнительные трудности в осуществлении мероприятий по атеистическому воспитанию трудящихся»98. Епископ Пензенский и Саранский Феодосий очень активно способствовал укреплению положения церквей и распространению их влияния на население. Кроме того, сам факт территориальной близости епархиального управления, как религиозного центра, к действовавшим церквам области создавал благоприятные условия для частого личного общения духовенства и представителей верующих с архиереем. Однако его предложение не получило одобрения «сверху».
Церкви Пензенской епархии входили в состав 6 благочинных округов, из которых 4 округа находились в Пензенской области. По региону они распределялись следующим образом (данные на 1965 г.): Городской благочинный округ (протоирей Лебедев М.) - 2 церкви (Кафедральный Успенский собор, Митрофаниевская церковь г. Пензы); 1-й благочинный округ (прот. Соколов Г., игумен Ювеналий - Тарасов) - 10 церквей (г. Беднодемьяновск, с. Ва-динск, с. Козлятское, с. Большой Мичкасс, с. Головинская Ваоежка, п. Мокшан, с. Новые Пичуры, с. Аришка, с. Николо-Пестровка, с. Соловцовка); 2-й благочинный округ (прот. Масловский М., прот. Лоскутов В.) - 7 церквей (г. Кузнецк, с. Нижне-Аблязово, с. Тешнярь, г. Сердобск, с. Русская Норка, с. Хованщина, с. Сущевка); 3-й благочинный округ (прот. Шовкун Н., иеромонах Алексий - Казаков) - 8 церквей (г. Белинский, с. Поим, с. Ершовка, п. Башмаково, с. Липовка, с. Калиновка, с. Малая Ижмора, с. Салтыково)99.
Православное духовенство, обслуживавшее церкви Пензенского региона, в 1945 г. включало в себя 1 епископа, 12 священников, 3 дьякона, 2 псаломщика. По мере открытия церквей в области увеличивалось количество священнослужителей. Более половины из них были осуждены, главным образом, по ст. 5810. По возрасту преобладали священники преклонного возраста, свыше 50 лет. По национальному составу пензенское духовенство было представлено главным образом русскими и мордвой.
Основная масса пензенского духовенства не имела законченного богословского образования, причем, у городского духовенства был более высокий образовательный уровень, нежели у сельского. Епископ Кирилл подчеркивал, что «очень многие из его духовенства
слабо подготовлены к пастырской деятельности, не только не могут говорить проповедей, но
100
есть и такие, которые даже не умеют правильно читать по-славянски» . Исходя из ситуации, в 1948 г. при пензенском епархиальном совете было решено открыть богословско-пастырские курсы по повышению грамотности и служебных знаний для духовенства, не имевших специального духовного образования. Богословско-пастырские курсы в Пензе начали функционировать с 8 февраля 1949 г.101.
Уполномоченный по Пензенской области обращал особое внимание на то, что 1945-1953 гг. «в своих проповедях и беседах духовенство ставило своей задачей развить у верующих горячую любовь к Родине, к нашему Правительству и гениальному Вождю и полководцу товарищу И.В. Сталину. Беседы, основанные на апостольских и евангельских чтениях, развертывались в духе текущего момента по газетным материалам». Значительное внимание в проповедях уделялось вопросу нравственного значения труда: «Труд воспитывает волю и развивает творческие, богодарованные способности, излечивает наши пороки и предохраняет от преступлений». Звучали проповеди на темы «Кротость и смирение - душевные качества, особенно ценные в человеческом общежитии», «Смирение есть условие проверенного прогресса» и т.д. Затем при чтении проповедей пензенские священники начали активно использовать рекомендации «Журнала Московской Патриархии». Священники стремились преподнести религию как своеобразную «науку жизни». Акцент делался на то, чтобы подкрепить истинность веры, ее соответствие явлениям современности. Священника Мироносицкой церкви г. Пензы Макашева даже уволили за штат за его «публичные выступления». Священник выступал перед верующими с проповедями
98 ГАПО Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 109.
99 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 52. Л. 231-235.
100 ГАПО Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5. Л. 61.
101 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 52. Л. 237.
«О значении больших заповедей», в которых разъяснял смысл заповеди «не убий»: «Слово «не убий» означает не только убить человека физически. Человека можно убить и духовно, убить словами. Если отнять у человека веру в бога, то это равносильно убийству, так как лишение человека веры в бога лишает его и царства небесного»102. Проповеди священников городов области - Пензы, Кузнецка и других отличались большей интеллектуальностью, социальной направленностью и актуальностью, приближением к проблемам сегодняшнего дня, по сравнению с сельской местностью, что объяснялось, по-видимому, уровнем аудитории, на которую рассчитаны проповеди, и священнослужителей, более молодых и профессионально подготовленных. Подчеркивая в целом толерантность православного духовенства по отношению к светской власти, уполномоченный Попов С.С. обращал внимание, что оно «далеко не безразлично относится к проводимым ... антирелигиозным мероприятиям. Они усложняют и модернизируют совершение религиозных обрядов.»103.
В составе церковных «двадцаток» также преобладали люди преклонного возраста, чей уровень образования неуклонно повышался. В составе «двадцаток», также как и в целом среди верующих, в большинстве были женщины, которые, как отмечал уполномоченный Попов С.С., «проявляют иногда завидную активность и изворотливость в разрешении церковных вопросов»104. Уполномоченный откровенно высказывался о рычагах воздействия на «двадцатки»: «... У нас имеется возможность оказывать влияние на состав церковного актива. По закону граждане, желающие вступить в состав учредителей или так называемой «двадцатки» обязаны подать об этом заявление . в райгорисполком, в котором он обязуется совместно с другими учредителями или членами «двадцатки» нести ответственность за сохранность молитвенного здания и церковного имущества. Райгорисполкомы, рассматривая эти заявления верующих, могут их удовлетворять, но могут и отклонить, отказав тем самым гражданину. Это уже большая возможность для нас не допустить проникновения в состав церковного актива религиозных фанатиков или нечестных людей» . Кроме того, члены церковных советов ежемесячно приглашались в городские и районные исполкомы, где с ними также проводились беседы. В начале 1960-х гг. уполномоченный отмечал следующую тенденцию в составе «двадцаток» - количество дееспособных, активных пенсионеров в них значительно возросло, причем, «некоторые из них за хорошую работу на производстве и за участие в боях во время Великой Отечественной войны были награждены орденами и меда-лями»106. Опасность заключалась в том, что вступление ветеранов труда и войны, весьма уважаемых людей, в церковный актив способствовал укреплению религиозности населения.
Хотя светские власти постоянно заявляли о снижении уровня религиозности в стране, количество верующих оставалось значительным. В дни больших религиозных праздников количество присутствовавших на молениях было весьма велико - от 10 до 50 тыс. чел. Незначительные колебания присутствовавших на молениях были связаны не с изменениями религиозности в связи с атеистическими мероприятиями, а складывались в результате плохих климатических усло-
107
вий, совпадением религиозного праздника с выходным днем и т.п. Причем, если численный состав молящихся оставался достаточно стабильным, то по некоторым другим параметрам наблюдались значительные изменения. Среди верующих в данный период стали преобладать
108
женщины более старшего возраста (от 50 лет) - около 95% . Мужчины составляли не более 5%,
как правило, преклонного возраста. Среди молящихся было зафиксировано определенное количество молодежи. Хотя, безусловно, в основной своей массе посещение молодыми людьми храмов, особенно в такие праздники, как Пасха, нельзя однозначно классифицировать как проявление истинной веры, приход молодежи, скорее, вызывался не религиозными мотивами, а интере-
102 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 27. Л. 124; Ф. 2391. Оп. 1. Д. 3. Л. 27. .
103 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 66. Л. 147.
104 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 66. Л. 247.
105 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235. Л. 51; Д. 4681. Л. 37.
106 ГАПО Ф. 2391. Оп. 1. Д. 27. Л. 85.
107 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4681. Л. 37.
108 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125. Л. 25.
сом к зрелищным мероприятиям. Религиозная обрядность в регионе оставалась стабильной и достаточно высокой и в середине 1970-х гг.109 Явно «лидировали» городские храмы области (Пензенские, Кузнецкая, Сердобская церкви).
Следует отметить, что даже в суровых советских условиях священнослужители стремились обратить на церковь внимание, сделать ее «социально привлекательной». Проведя своего рода социологическое исследование, пензенское духовенство сделало вывод, что «интеллигенцией посещаются церкви, в которых имеются хорошие церковные хоры». Учитывая данное обстоятельство, несмотря на значительные финансовые затраты, церковные певчие стали получать достойное денежное «довольствие»: ведущие «голоса» получали зарплату от 400 до 1500 руб. в месяц. В результате в 1957 г. хоры имелись уже в 15 церквах110.
Весьма солидно выглядели статистические данные о доходах РПЦ на территории области. Прибыль получалась, главным образом, за счет продажи предметов культов и платы за совершение религиозных обрядов, что в среднем составляло около 80% всех денежных доходов. Наибольший годовой доход имели городские церкви: Мироносицкая г. Пензы, Митрофаниев-ская г. Пензы, церковь г. Кузнецка, церковь г. Сердобска, церковь г. Беднодемьяновска. Руководство церквей старалось стабилизировать свой материальный уровень, для чего в 1948 г. было проведено специальное совещание пензенского духовенства, на котором обсуждался вопрос о «взаимной помощи церквей друг другу». В пензенской епархии наряду с крепкими «рентабельными» приходами (г. Кузнецк, г. Сердобск, с. Поим и др.) существовали «убыточные», которые не располагали достаточными средствами, чтобы самостоятельно произвести ремонт храма, закупить необходимую церковную утварь и т.д. В итоге было решено оказывать слабым приходам материальную помощь «в порядке позаимствования»111. Естественно, исходя из достаточно высоких доходов, церковники могли позволить тратить серьезные суммы на содержание молитвенных зданий, выплачивать высокие оклады служителям культа, использовать многочисленный обслуживающий персонал и певчие церковные хоры112.
По инициативе властей почти добровольно церкви вносили средства в «Фонд мира». Всего за период 1961-1969 гг. православные церкви Пензенской области внесли в «Фонд мира» 1661904 руб.113
Во второй половине 1960-х гг. в Пензенской области, по мнению уполномоченного Совета Попова С.С., наблюдалась некоторая активизация в службе православного духовенства, что связывали с именем управляющего епархией архиепископа Феодосия (Погорского Д.): «... Этот властолюбивый, грамотный, активный и настойчивый церковник немало предпринимает усилий для увеличения влияния церквей на население. Феодосий насаждает среди духовенства жесткую дисциплину, строго взыскивает с духовенства за нерадивое отношение к службе и допущение аморальных проступков, поощряя в то же время служителей культа, проявляющих рвение в церковной службе. Часто выезжает по приходам для проведения архиерейских, а также с целью проверки и «наведению» порядка в церкви. Все это привело не только к некоторому оживлению деятельности части духовенства, но несколько активизировала и деятельность религиозных общин»114. Служебное рвение Феодосия, «неправильная» позиция в отношении церковных диссидентов, принципиальность и последовательность епископа не приветствовалось не только государственными чиновниками, но и даже служителями самой Церкви. В 1968 г. Феодосия перевели в Ивановскую епархию115.
Назначенный в Пензу новый управляющий епархией епископ Поликарп (Приймак Г.), в отличие от своего предшественника Феодосия, по мнению светских властей, не намерен был продолжать ту же линию116.
109 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235. Л. 51; Д. 4681. Л. 26.
110 ГАПО Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5. Л. 128-129.
111 ГАПО Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 117-118.
112 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4617. Л. 101; Ф. 2392. Оп. 1. Д. 66. Л. 72.
113 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 37.
114 ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 66. Л. 122.
115 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235. Л. 52.
116 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 36; Ф. 2392. Оп. 1. Д. 59. Л. 2.
Во второй половине 1960-х гг. в церковных кругах начинается брожение снизу. Специфической чертой периода второй половины 1960-1970-х гг. явилось то, что если раньше церковь, верующие в целом однозначно рассматривались как инакомыслие, оппозиция для советского режима, то теперь уже в самом духовенстве произошел раскол на верноподданнических, преданных светским властям и «отщепенцев», экстремистов, выступавших не только против госструктур, но и собственного, церковного руководства. Пензенская епархия также оказалась втянутой в церковный конфликт, связанные с деятельностью Якунина Г. и Эшлимана Н. В июле 1966 г. Святейший Архиепископ Алексий обратился к управляющим епархиями высказать свое мнение по поводу «Апелляции» православных диссидентов. Феодосий в «Прошении» фактически взял под защиту запрещенных в богослужении церковников. Феодосий вскоре «опомнился», и буквально через три месяца сделал совершенно обратное по содержанию заявление117. В октябре 1966 г. Пензенский архиепископ Феодосий получил по почте письмо от верующих Кировской епархии (Талантов Б.В., Халявин И.С. и др.), в котором резко осуждалось руководство РПЦ. В конце 1960-х гг. были распространены документы «Комитета восстановления прав церкви», в которых серьезной критике подвергались руководители РПЦ. В 1969 г. Управляющий Пензенской епархией епископ Поликарп получил по почте анонимное письмо «Пятидесятилетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви» за подписью «Верующий». По мнению автора, РПЦ находится в самых тяжелых условиях, «регламентируется и ограничивается гражданскими властями, прямо заинтересованными в ликвидации церкви; епархиальная жизнь находится в положении полнейшего застоя»118.
С 1970 г. епархиальное управление возглавлялось епископом Мелхиседеком (Лебедев В.). При разрешении вопросов, связанных с деятельностью церквей, по мнению уполномоченного, он вел себя, по замечанию уполномоченного Совета, в основном, правильно119. Мелхиседек активно содействовал внесению церквами добровольных денежных взносов в «Фонд мира» и в «Фонд охраны памятников». Помимо устных напоминаний об этом при приеме церковных служащих и при посещении церквей он ежегодно посылал в общины письменные обращения. Мелхиседек довольно часто выезжал по приходам области. «Однако эти поездки не выходят за рамки, установленные законом. По характеру вспыльчив. В быту ведет себя не всегда выдержанно»120.
В первой половине 1970-х гг. в Нижнеломовском и Шемышейском районах в летнее время вновь стали возобновляться паломничества верующих к «святым местам», в связи с чем, по настоянию уполномоченного Совета управляющий вынужден был принять профилактические меры по предотвращению паломничества.
Пензенскую епархию с 1978 г. возглавлял Серафим (Тихонов Д.). «В общении с уполномоченным вежлив, обходителен. В большинстве случаев прислушивался к просьбам, предложениям и стремился быстро их выполнить. Настойчив, когда отстаивал свою точку зрения», характеризовал Серафима уполномоченный Совета Васягин А.С. В отношениях со священниками Серафим был весьма категоричен, требовал безукоснительного выполнения всех своих указаний, без обсуждения или возражения. В 1985 г. епископ Серафим был награжден Почетной медалью Правления советского «Фонда мира».
Итак, Русская Православная церковь, поддерживая в целом светское руководство страны, являлась его оппонентом в плане формирования мировоззренческих устоев народа. Православная церковь вела свою деятельность в направлении пополнения паствы и формирования в общественном мнении терпимого и благожелательного отношения к церкви как социальному институту, имеющему многовековую историю. Если основная масса священником пыталась идти на компромисс с властями, то некоторые диссиденты в самой РПЦ со второй половины 1960-х гг. открыто заявляли о своей оппозиционности не только по отно-
117 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 41.
118 Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Ф. 5. Оп. 63. Д. 89. Л. 5.
119 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 54.
120 ГАПО Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714. Л. 56.
шению к советской власти, но и к «верхушке» самой РПЦ. Однако не они задавали тон в отношениях «власть - РПЦ». Кризис 1970-1980-х гг. фактически означал исчезновение их из поля зрения. Основная масса же верующих оставалась вне зоны конфликта, для них Церковь была единой. Именно там они находили возможность для реализации своих невостребованных личностных побуждений, идеалов патриотизма, стремления к справедливости, уважительного отношения к личности и т.д.
Библиографический список
1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991.
2. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. - М., 2001.
3. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I. Исторический очерк. - Пенза, 1999.
4. Шкаровский М.В. Последняя атака на Русскую православную церковь // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. - Т. 2. - М., 1997.