Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2014. Вып. 3
И. А. Васильев
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В IV ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В настоящей статье рассматриваются состав и активное участие депутатов — православных священников в законодательной деятельности IV Государственной Думы Российской империи.
Ключевые слова: государственное устройство Российской империи, IV Государственная Дума Российской империи, депутатский корпус, законодательная деятельность, православное духовенство.
I. A. Vasiliev
ORTHODOX CLERGY IN THE 4TH STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE
The present article considers the structure and active participation of deputies — orthodox priests — in the legislative activity of the 4th State Duma of the Russian Empire.
Keywords: State strucure of the Russian Empire, the 4th State Duma of the Russian Empire, deputy corps, legislative activity, orthodox clergy.
Современник выборов в Государственную Думу IV созыва, публицист М. О. Меньшиков, описывая слухи, сопровождавшие предвыборную кампанию, подчеркивал, что не следует верить «слухам, будто одно ведомство перед другим старается "повлиять" на выборы в IV Государственную Думу в том направлении, чтобы эта Дума вышла как можно менее государственной». Публицист указывал, что обер-прокурору Святейшего Синода В. К. Саблеру, например, по слухам, приписывали «адский» план провести в IV Государственную Думу две сотни священников и два десятка епископов.1 Правда или вымысел такой замысел В. К. Саблера — неизвестно и документально не подтверждено, однако представителей духовенства Русской православной церкви (далее — РПЦ) опять ожидал успех, сравнимый с предыдущим составом Думы. Персональное представительство депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва систематизировано в Приложении 1 к настоящей статье.
Авторитет избранных от РПЦ депутатов позволил им войти в состав практически всех комиссий Государственной Думы IV созыва. В этом отношении можно даже не брать во внимание комиссии, непосредственно связанные с деятельностью РПЦ: в них представительство депутатов от духовенства было традиционно высоким, например, в комиссии по делам РПЦ — 19; по вероисповедным вопросам — 16; по старообрядческим вопросам — 5. Однако и при выборах в комиссии, рассматривавшие вопросы планирования и составления бюджета, депутаты от РПЦ одержали значительную победу: в бюджетной комиссии их было 17; финансовой — 9; в комиссии по
Васильев Илья Александрович — кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]
Vasiliev Ilya Aleksandrovich — candidate of legal sciences, associate professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
1 Меньшиков М. О. Письма к русской нации. М., 1999. C. 344.
исполнению государственной росписи — 9. Аналогичная ситуация с представительством сложилась и в иных комиссиях. По народному образованию — 24; о народном здравии — 4; по судебным реформам — 3; о собраниях — 4; по городским делам — 3; по рабочему вопросу — 6; земельная — 4; по военным и морским делам — 2; по запросам — 4; согласительная — 4; о торговле и промышленности — 1. В среднем, депутаты от РПЦ пребывали в комиссиях более 3 сессий. Чаще всего они избирались на все четыре сессии ее существования. Некоторые комиссии создавались на две-три сессии для конкретного законопроекта или группы законопроектов, и избрание в них депутатов происходило с учетом предшествующей выборам в Думу профессиональной деятельности и опыта кандидата в члены комиссии. При таких выборах представителям РПЦ равных не было. Данные об образовании и духовном чине депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва отражены нами в Приложении 2 к настоящему исследованию. Другая тенденция представляла парламентский обычай замещения выбывшего из комиссии члена Государственной Думы от православного духовенства другим, также представлявшим РПЦ. Таким образом, осуществлялась преемственность позиции РПЦ в деятельности той или иной комиссии. Характерно, что нижняя законодательная палата всегда избирала священнослужителя на место выбывшего представителя Церкви. Кроме того, для представителей РПЦ в Думе был характерен ответственный подход к организации рабочего времени: так депутаты от духовенства, за редким исключением, отказывались баллотироваться более чем в три комиссии. Таким образом, если депутат от РПЦ уже состоял в двух или трех комиссиях, то попытки его выдвижения на выборах еще в одну было бесперспективным занятием. С одной стороны, конечно, таким образом осуществлялся самоконтроль церковной группы Государственной Думы, с другой — депутатский корпус пытался соблюсти приблизительный баланс пропорционального представительства социальных групп в комиссиях. Поскольку подробной стенограммы заседаний комиссий не велось, можно только предполагать, опираясь на имеющиеся исторические данные, о роли депутатов от РПЦ при обсуждении и разрешении судьбы законопроектов. В Приложении 3 к настоящему исследованию обобщены результаты участия депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва в обсуждении и принятии законопроектов по интересующим нас трем направлениям: развитие РПЦ; оплата труда духовенства; государственное управление. Особо отметим законопроект об увеличении размера средств из государственного казначейства для строительства и содержания текущих приходов, в соответствии с которым планировалось ежегодное увеличение суммы финансирования на 30-35 %.2 Достаточно часто без реплик со стороны депутатов от православного духовенства осуществлялось обсуждение менее значимых для РПЦ законопроектов, и так имевших высокие шансы на принятие Государственной Думой, к примеру, об отпуске из государственного казначейства средств для следующих направлений расходов: окончание работ по строительству соборного храма в городе Юрьеве-Польском;3 учреждение причта при Холмской и Кубанской областях;4 содержание Турковицкого женского монастыря Холмской епархии.5 Все
2 Проекты законов, одобренные Государственной Думой. 1913-1914 гг. Пг., 1914. С. 15.
3 Там же. С. 119.
4 Там же. С. 705.
5 Там же. С. 745.
шансы на принятие нижней законодательной палатой, но без активной позиции депутатов от РПЦ имели и те законопроекты, которые предусматривали незначительное финансирование лоббируемых ими вопросов, например, об отпуске из государственного казначейства средств на сооружение пристройки к зданию Московской синодальной конторы для помещения в ней Патриаршей библиотеки6 и отпуске из государственного казначейства средств на предварительные работы по исследованию и ремонту мозаики Киево-Софийского кафедрального собора.7
Консолидированная группа депутатов из духовенства РПЦ. Объединение позиций, с трудом и при активной роли Святейшего Синода, достигнутое к окончанию срока деятельности Государственной Думы III созыва, в первые годы действовало и в следующем составе Думы. Этому, несомненно, благоприятствовала более однообразная политическая ориентация депутатов из духовенства РПЦ. Единство позиций позволило эффективно участвовать в законодательном процессе. Одной из главных задач депутатов в законотворческой деятельности было создание законодательной базы для бюджетного финансирования всех без исключения учреждений ведомства Святейшего Синода. Центральной целью, успешно достигнутой депутатами от РПЦ, было принятие законодательной инициативы об увеличении в три раза финансирования открытия новых приходов РПЦ. Именно поэтому поднимался вопрос о дополнительных ассигнованиях для повышения содержания государственных духовных служащих. Акцент данной инициативы был сделан на полном государственном финансировании сельского духовенства, менее обеспеченного материально, чем городское. В дальнейшем при участии думских комиссий, в которых присутствовали депутаты от РПЦ, был создан законопроект о дополнительном финансировании сельского духовенства и увеличении содержания духовных служащих в городских приходах. Отдельно стоит отметить законодательные инициативы об увеличении жалований преподавательскому составу в церковно-приходских школах и низших сельскохозяйственных школах, существенно отразившиеся на содержании служащих в учебных заведениях. Депутаты от РПЦ также были озабочены усилением влияния Церкви за пределами Российской Империи и разрабатывали законопроекты, касающиеся создания новых приходов за пределами Российской империи и обеспечения их бюджетным финансированием. Впоследствии представителями духовенства в Думе была выдвинута законодательная инициатива о распространении на епархиальных государственных духовных служащих в иностранных приходах РПЦ права на полное пенсионное обеспечение за счет казны. Заслуги представителей РПЦ в нижней законодательной палате следует отметить и в вопросе о необходимости пересмотра штатов по епархиальной государственной службе. До их принятия депутаты от РПЦ настаивали на сохранении бюджетного финансирования всех созданных на тот момент в епархиях должностей. Вместе с тем депутаты от православного духовенства поддерживали ежегодное продление бюджетного финансирования общественных организаций, учрежденных РПЦ, включая довольствие государственных духовных служащих, например, законодательные инициативы об обеспечении за счет казны Общества распространения священного писания и Петроградского православного братства. Относительно законодательного закрепления
6 Там же. С. 510.
7 Там же. С. 744.
статуса государственных служащих был предложен ряд законодательных инициатив. Первой стало предложение об уравнении окладов государственных служащих в духовно-учебных заведениях и служащих в таких же светских заведениях; второй — распространение государственного пенсионного обеспечения на государственных духовных служащих в церковно-приходских школах. Отдельный законопроект был посвящен компенсации за счет государственного бюджета путевого пособия кандидатам в государственные духовные служащие, прошедшим курсы при Знаменском монастыре. Однако предложение законопроекта, распространившего это право на все монастыри, проводившие подобные курсы, не последовало. Внезапный поворот от проправительственной позиции в группе духовенства произошел в 1916 г., когда 46 депутатов из РПЦ в Государственной Думе подали императору прошение о восстановлении соборного управления и прекращении практики использования РПЦ в качестве инструмента внутренней политики. Прошение, конечно же, не получило ответа.8
Таким образом, очевидно, что итоги работы депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва были достаточно плодотворны. Нельзя не отметить ряд существенных закономерностей в функционировании Думы, связанных непосредственно с представителями православного духовенства в ней. Во-первых, депутаты от православного духовенства активно выступали с законодательными инициативами относительно финансовых потребностей приходов, монастырей и иных епархиальных учреждений, находящихся в делегировавших их губерниях. Во-вторых, докладчика по тем или иным «законодательным предложениям» выбирали из тех представителей духовенства РПЦ, которые наиболее аргументированно отстаивали данный законопроект во время обсуждения в комиссиях. В-третьих, по финансовым вопросам, касающимся РПЦ, докладчиками комиссий выступали чаще всего депутаты от православного духовенства. В-четвертых, по вопросам изменения законодательства о государственной службе Российской империи право выступать от комиссий предоставлялось именно депутатам от РПЦ.
Приложение 1
Депутаты из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва
Депутат Делегировавшая губерния
Н. Е. Гепецкий9 Бессарабская губерния
В. П. Юзьвюк10 Виленская губерния
Ф. И. Ольховский11 Витебская губерния
И. К. Карпинский12 Волынская губерния
А. А. Лотоцкий13
Г. Т. Алферов14 Воронежская губерния
8 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 31.
9 Государственная Дума. IV созыв. Справочник. СПб., 1913. С. 26.
10 Там же. С. 114.
11 Там же. С. 74.
12 Там же. С. 44.
13 Там же. С. 58.
14 Там же. С. 8.
Депутат Делегировавшая губерния
С. В. Сырнев15 Вятская губерния
С. А. Попов16
Я. И. Гришковский17 Гродненская губерния
А. В. Смирнов18 Казанская губерния
М. В. Митроцкий19 Киевская губерния
П. Т. Населенко20
А. Л. Трегубов21
А. С. Будилович22 Люблинская и Седлецкая губернии
К. М. Околович23 Минская губерния
В. А. Якубович24
А. Г. Альбицкий25 Нижегородская губерния
А. Г. Бельский26
В. В. Евладов27 Оренбургская губерния
П. М. Зверев28 Орловская губерния
П. А. Покровский29
В. И. Лентовский30 Пензенская губерния
Ф. П. Адриановский31 Пермская губерния
И. И. Богомолов32
А. И. Будрин33
Г. Т. Маньковский34 Подольская губерния
В. И. Попов35
К. Н. Рудич36
Ф. Д. Филоненко37
15 Там же. С. 98.
16 Там же. С. 82.
17 Там же. С. 30.
18 Там же. С. 94.
19 Там же. С. 66.
20 Там же. С. 70.
21 Там же. С. 102.
22 Там же. С. 16.
23 Там же. С. 74.
24 Там же. С. 116.
25 Там же. С. 8.
26 Там же. С. 10.
27 Там же. С. 36.
28 Там же. С. 38.
29 Там же. С. 80.
30 Там же. С. 56.
31 Там же. С. 6.
32 Там же. С. 14.
33 Там же. С. 12.
34 Там же. С. 62.
35 Там же. С. 82.
36 Там же. С. 88.
37 Там же. С. 104.
29
Депутат Делегировавшая губерния
И. Д. Дроздовский38 Полтавская губерния
С. А. Крылов39 Самарская губерния
В. И. Немерцалов40
С. С. Медведков41 Симбирская губерния
М. Ф. Лачинов42 Тамбовская губерния
М. П. Знаменский43 Тульская губерния
А. М. Станиславский44 Харьковская губерния
Преосвященный Анатолий45 Херсонская губерния
Д. Г. Стоянов46 Херсонская губерния
И. В. Борзаковский47 Черниговская губерния
Приложение 2
Образование и духовный чин депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва
Депутат Образование Духовный чин
Низшее Среднее Высшее Епископ Иерей Протоиерей
Ф. П. Адриановский Дух. сем. +
Г. Т. Алферов Дух. ак. +
А. Г. Альбицкий Дух. сем. +
Анатолий Дух. ак. +
И. И. Богомолов Церк.-прих. шк. +
И. В. Борзаковский Дух. сем. +
А. С. Будилович Дух. ак. +
А. И. Будрин Дух. сем. +
А. Г. Бельский Дух. сем. +
Н. Е. Гепецкий Дух. сем. +
Я. И. Гришковский Дух. сем. +
38 Там же. С. 34.
39 Там же. С. 52.
40 Там же. С. 72.
41 Там же. С. 64.
42 Там же. С. 54.
43 Там же. С. 40.
44 Там же. С. 96.
45 Там же. С. 8.
46 Там же. С. 15.
47 Там же. С. 31.
30
Депутат Образование Духовный чин
Низшее Среднее Высшее Епископ Иерей Протоиерей
И. Д. Дроздовский Дух. сем. +
В. В. Евладов Дух. сем. +
П. М. Зверев Дух. сем. +
М. П. Знаменский Дух. сем.
И. К. Карпинский Дух. сем. +
С. А. Крылов Дух. сем. +
М. Ф. Лачинов Дух. сем. +
В. И. Лентовский Дух. ак. +
А. А. Лотоцкий Дух. сем. +
Г. Т. Маньковский Дух. сем. +
С. С. Медведков Дух. ак. +
А. Д. Мешковский Дух. ак. +
П. Т. Населенко Дух. сем. +
В. И. Немерцалов Дух. сем. +
Ф. И. Ольховский Дух. сем. +
К. М. Околович Дух. сем. +
П. А. Покровский Дух. сем. +
Д. Я. Попов Дух. сем. +
С. А. Попов Дух. сем. +
В. И. Попов Дух. сем. +
К. Н. Рудич Дух. сем. +
А. В. Смирнов Дух. ак. +
В. А. Спасский Дух. сем. +
А. М. Станиславский Дух. ак. +
Д. Г. Стоянов Дух. сем. +
С. В. Сырнев Дух. сем. +
А. Л. Трегубов Дух. сем. +
Ф. Д. Филоненко Дух. сем. +
В. П. Юзьвюк Дух. сем. +
В. А. Якубович Дух. сем. +
31
Приложение 3
Деятельность депутатов из духовенства РПЦ в Государственной Думе IV созыва
Депутат Развитие РПЦ Оплата труда духовенства Государственное управление
Ф. П. Адриа-новский Докладчик комиссии по делам Православной церкви по законопроекту об отпуске 25 000 р. на устройство и первоначальное обзаведение проектируемого мужского монастыря на полуострове Камчатке48 Докладчик комиссии по делам Православной церкви по законопроекту о продлении с 1916 г. отпуска дополнительного ассигнования на содержание причтов и другие потребности Иркутского, Рязанского и Смоленского кафедральных соборов49
Г. Т. Алферов Поддержал законопроект об использовании средств, ассигнуемых Саранскому Петропавловскому мужскому монастырю на содержание Саранского Петропавловского женского монастыря50 Выступал по следующим законодательным инициативам: об увеличении, начиная с 1913 г., финансирования преподавательского штата в цер-ковно-приходских школах51 об отпуске из бюджета средств на содержание преподавательского состава в церковноприходских школах Сибири, Средней Азии и Кавказа52 об отпуске из бюджета дополнительных средств ежегодно на содержание преподавательского состава в церковно-при-ходских школах Архангельской губернии53 об отпуске из бюджета средств на увеличение жалования преподавательскому составу в церковно-приходских школах Варшавской, Гродненской, Литовской и Холмской епар- 54 хий Выступал докладчиком комиссии по городским делам по законопроекту, устанавливающему в городах Закавказья трехлетний срок службы для лиц, избираемых на городские должно-сти55
48 Государственная дума. Стеногр. отчеты. Сессия 1. Ч. 5. СПб., 1913. С. 1088.
49 Там же. Сессия 4. Ч. 1. СПб., 1916. С. 4209.
50 Там же. Сессия 1. Ч. 3. СПб., 1913. С. 2199.
51 Там же. С. 2384-2386.
52 Там же. С. 2415.
53 Там же.
54 Там же. С. 2416.
55 Там же. С. 718-719.
Депутат Развитие РПЦ Оплата труда духовенства Государственное управление
А. С. Будилович Выступал относительно законодательной инициативы об отпуске дополнительных средств в качестве пособия православному монастырю в Седлецкой губернии для строительства дороги56
И. Д. Дроздов-ский Выступал относительно законодательной инициативы о финансировании строительных нужд церковноприходских школ57 Выступал в качестве докладчика бюджетной комиссии по законопроекту об ассигновании средств для окончания работ по строительству нового соборного храма в г. Юрьеве-Польском Владимирской губернии58 Выступал в качестве докладчика бюджетной комиссии по законопроекту об увеличении, начиная с 1913 г., финансирования городского и сельского духовенства59
М. П. Знаменский Выступал по следующим законодательным инициативам: об увеличении финансирования причта и церкви в г. Праге60 о размере содержания причта при созданном приходе61
А. А. Лотоцкий Выступал в качестве докладчика финансовой комиссии по законопроекту о прекращении взимания с крестьян Ставропольской губернии сбора на содержание епархиальных государственных духовных служащих62
С. С. Медведков Выступал по следующим законодательным инициативам: о продлении финансирования, впредь до общего пересмотра штатов кафедральных соборов, Псковского кафедрального собора63 о финансировании причта Наугеймской и Гамбургской церквей64
56 Там же. Ч. 2. СПб., 1913. С. 584-586.
57 Там же. Ч. 3. СПб., 1913. С. 2419—2420.
58 Там же. Сессия 2. Ч. 1. СПб., 1914. С. 1527.
59 Там же. Сессия 1. Ч. 3. СПб., 1913. С. 2416.
60 Там же. С. 2461-2462.
61 Там же. С. 2462-2463.
62 Там же. Ч. 2. СПб., 1913. С. 28.
63 Там же. Сессия 2. Ч. 5. СПб., 1914. С. 745-746.
64 Там же. С. 747-748.
Депутат Развитие РПЦ Оплата труда духовенства Государственное управление
М. В. Митроц-кий Выступал в качестве докладчика комиссии по народному образованию относительно законопроекта об увеличении финансирования зако-ноучительских должностей в низших сельскохозяйствен. школах65
А. Д. Мешков-ский Выступал относительно законодательной инициативы об отпуске дополнительных средств в качестве пособия православному монастырю в Седлецкой губернии для строительства дороги66 Выступал относительно законодательной инициативы по законопроекту об отпуске 108.000 р. на покрытие расхода по выдаче путевого довольствия лицам, окончившим временные, при Знаменском монастыре в Москве, курсы67
П. Т. Населенко Выступал относительно законодательной инициативы о выделении финансирования на содержание преподавательского состава в цер-ковно-приходских школах68 Выступал относительно законодательной инициативы об отпуске средств на покрытие расходов по выдаче путевого довольствия лицам, окончившим временные курсы при Знаменском монастыре69
А. В. Смирнов Выступал относительно законодательной инициативы о продлении отпуска дополнительного пособия Обществу распространения Священного Писания в России70 Выступал относительно следующих законодательных инициатив: о предоставлении священнику РПЦ в г. Пирея прав на пенсию71 о выделении ежегодного пособия для уравнения окладов и пенсий служащим в духовных семинариях и училищах с учебными заведениями Министерства Народного Про-свещения72
65 Там же. Сессия 2. Ч. 1. СПб., 1914. С. 1383-1384.
66 Там же. Сессия 1. Ч. 2. СПб., 1913. С. 581.
67 Там же. Ч. 1. СПб., 1913. С. 1900-1902.
68 Там же. Сессия 1. Ч. 3. СПб., 1913. С. 2206.
69 Там же. Ч. 1. СПб., 1913. С. 1896—1899.
70 Там же. Сессия 2. Ч. 5. СПб., 1914. С. 746.
71 Там же. Сессия 1. Ч. 2. СПб., 1913. С. 2043.
72 Там же. Ч. 3. СПб., 1913. С. 2426.
34
Депутат Развитие РПЦ Оплата труда духовенства Государственное управление
А. Л. Трегубов Выступал в качестве докладчика бюджетной комиссии по законопроекту об увеличении в три раза финансирования церковно-строи-тельных нужд Святейшего Синода73 Выступал по следующим законопроектам: об отпуске средств для выдачи путевого пособия лицам, окончившим временные курсы при Знаменском монасты- ре74 об отпуске с 1916 г. пособия Петроградскому православному братству75 об учреждении пенсионной кассы для государственных служащих в церковно-при-ходских школах76 об увеличении финансирования городского и сельского духовенства77
Статья поступила в редакцию 24 марта 2014 г.
73 Там же. С. 2425.
74 Там же. Ч. 1. СПб., 1913. С. 1896-1899.
75 Там же. Сессия 4. Ч. 1. СПб., 1916. С. 4209.
76 Там же. С. 5732.
77 Там же. С. 4386-4388.
35