Научная статья на тему 'Православная традиция благотворительности, ее значение и реализация в современном мире'

Православная традиция благотворительности, ее значение и реализация в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ЛЮБОВЬ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / CHARITY / VIRTUE / LOVE / HOLY SCRIPTURE / CHRISTIANITY / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Быков А. С., Лопин Р. А.

Статья посвящена проблеме современного восприятия благотворительности, ее духовно-исторической основе, раскрывающейся в христианстве. Рассматривается вопрос сохранения традиции благотворительности как наследия православия в социокультурном пространстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The orthodox tradition of philanthropy, its importance and implementation in the modern world

The article is devoted to the problem of modern perception of charity, its spiritual and historical basis, revealed in Christianity. The question of preserving of the tradition of charity as a heritage of Orthodoxy in the sociocultural space of Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Православная традиция благотворительности, ее значение и реализация в современном мире»

УДК 27-75

Быков А.С., воспитанник 1 курса бакалавриата Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

Научный руководитель: Лопин Р.А. кандидат философских наук,

доцент кафедры миссиологии Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии Белгородского Государственного Национального Исследовательского университета

Россия, Белгород lopin_ra@mail.ru

Православная традиция благотворительности, ее значение и реализация

в современном мире

Аннотация: Статья посвящена проблеме современного восприятия благотворительности, ее духовно-исторической основе, раскрывающейся в христианстве. Рассматривается вопрос сохранения традиции благотворительности как наследия православия в социокультурном пространстве России.

Ключевые слова: благотворительность, добродетель, любовь, Священное Писание, христианство, православие.

Bykov A. S., 1st year bachelor's student of the Belgorod Orthodox Seminary ((с миссионерской

направленностью);

scientific director: Lopin Roman A., PhD, associate professor of the Belgorod Theological seminary

(with missionary orientation) associate Professor of the Department of philosophy and theology of the Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod lopin_ra@mail.ru

The orthodox tradition of philanthropy, its importance and implementation in

the modern world

Abstract: the article is devoted to the problem of modern perception of charity, its spiritual and historical basis, revealed in Christianity. The question of

preserving of the tradition of charity as a heritage of Orthodoxy in the socio-cultural space of Russia is considered.

Key words: charity, virtue, love, Holy Scripture, Christianity, Orthodoxy.

Сегодня благотворительность в широком смысле понимается как «...оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Самые известные (популярные) виды благотворительности -это выполнение работ, оказание услуг и передача еды, имущества и иных предметов потребления, а так же средств их приобретения, в том числе денег (гуманитарная помощь и социальная помощь)» [1].

Еще в Священном Писании Ветхого Завета сказано: «Не отказывай в благодеянии, когда твоя рука в силе сделать его» (Притч. 3,27). Т.е. если есть возможность, помоги, не отворачивайся, особенно если для тебя это ничего не стоит, т.е. особых затрат физических или материальных.

«Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот сам напоен будет» (Притч. 11,25). А так же: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его» (Притч. 19,17). Прямое указание на то, что Господь воздаст в будущей жизни за все добрые дела. Просто надо гнать из сердца зло. Зло уйдёт, добро придёт, а им всегда хочется делиться. Надо переломать себя и попробовать сделать кому-либо благодеяние и обязательно получишь удовлетворение после того как увидишь плод своего дела, как увидишь благодарность в глазах того, кому помог. Это ни с чем несравнимое удовольствие может быть даже та самая благодать. И тогда справедливы станут слова Священного Писания: «Блаженнее давать, чем брать» (Деян. 20,35).

В Евангелие на этот счет говорится: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною» (Мф.19,21). Юноша, к которому обращался Господь, был благочестив: чтил Бога и родителей, соблюдал заповеди. Но чтобы стать совершенным, ему нужно было подумать и о других - раздать имение, т.е. отдать самого себя другим, чтобы получить сокровище на небесах. Путь Христа - это путь креста, и словами «Следуй за мной» он призывает человека к самопожертвованию ради других людей, т.е. любви к ближнему, а это есть одна из двух заповедей, которые дал людям Христос. Самопожертвование есть высшая степень любви, а любовь есть Бог. Благотворить нужно с добрым сердцем, а не корыстным, тогда Сам Господь будет во всем помогать.

С самого своего зарождения Церковь так и жила. Люди действительно хотели стать совершенными, потому что искренне верили_во Христа: «Все же верующие были вместе и имели всё общее и продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2,44-45). По этой причине целесообразно обращение к церковной традиции благотворительности, имеющей продолжительную историю и сегодня.

Священник Марфо-Мариинской обители протоиерей Сергий (60 лет) говорит (автор лично провел несколько интервью с современными священнослужителями г. Белгорода) о благотворительности: «Бог - это Благо. Делать человеку или себе благо - это делать то, что хотел бы Бог, твой творец и причина твоего существования. Христианство говорит о том, что Бог - это любовь, и благо наиболее полно выражается в любви. Это не значит делать подарки, это значит оказывать любовь в тех видах, которые тебе доступны. Даже посочувствовать человеку, поговорить с ним - это уже сотворить ему благо - старушку перевести через дорогу или упавшему помочь подняться. Благотворительность в своей сути - это понятие нравственное, потому что она показывает связь с причиной твоего бытия, т.е. с Богом. Нравственность есть у человека, но её нет у животных. Это есть следствие существования духа в человеке, т.е. то, что человек духовен. Когда человек входит в общение с другими людьми, тогда нравственность проявляется внешне, как мораль. Благотворительность исходит из духовности человека, из его пневматики, его отношения к Богу. Если человек верит в Бога и признаёт Его существование, то исходя из того, каким он Бога себе мнит, такова становится его благотворительность. Если человек мнит Бога как благость для тела - это одна благотворительность. Если у него духовные понятия о Боге, что Бог - это любовь, у него другая благотворительность. По сути, благотворительность обнаруживает мировоззрение человека. Что человек считает ценным для себя и желает это отдать другому, поделиться. Благотворительность может быть и внешней, чисто языческой: из тщеславия, из желания показать себя. Такая благотворительность направлена сверху вниз и идёт от гордыни. Яркий тому пример - притча о двух лептах вдовы (Лк.20,45-21,4 Мк.12,41-44). Вот, что такое... благотворительность».

Священник Марфо-Мариинской обители протоиерей Игорь (50 лет) говорит о благотворительности следующее: «Если говорить о благотворительности, то сразу, конечно, думается о том, какое же это слово: благо и творить. Благо творить или благо дарить - это достоинство, которое принадлежит только человеку. Ни животные, никакой самый совершенный организм не может благотворить, потому что это Богоподобные свойства, присущие только человеку (образ и подобие). На первой неделе Великого поста читаются паремии из книги Бытия о творении Божием (Быт.1): о шести днях творения. "И увидел Бог всё, что он создал (сотворил), и вот, хорошо весьма" (Быт.1,31). Вот истинная благотворительность - благое творение. И человек, когда задумывает что-то сделать хорошее, он подобен Вышнему. Только милостивое сердце поистине может благотворить, не имея никакой выгоды, ни умысла гордого и корыстного. Благое творение находится в сердце человека. Когда мы совершаем благие дела, мы вносим и в этот, и в горний мир сокровище. Так повелел Господь, собирать сокровища в Царстве Небесном, а способ собирания этих сокровищ и есть благо творение. Любая милость, любое слово, искренне сказанное от сердца, любое притеснение себя ради ближнего - это и есть творение блага. Это и есть сокровища, которые

никогда не оскудеют. По большому счёту человек и сотворён для того, чтобы творить благо, приумножать сокровища и приносить плод: "И приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат" (Мк. 4,20). Настоящее благо может быть только с благословения Божия».

Иерей Иоанн (30 лет) говорит: «Благотворительность - это понятие, которое в наши дни очень сильно обмельчало. В умах многих людей благотворительность - это безвозмездное финансовое пожертвование того, чтобы помочь кому-то в болезни, однако благотворительность - это понятие гораздо шире и гораздо глубже. Само слово благо творить - делать добро. По сути, любое доброе дело - это и есть благотворительность. В нашем современном мире благотворительность ассоциируется больше с волонтёрством, когда человек безвозмездно помогает другому человеку либо финансово, либо физически ухаживая за больными и немощными, либо человек делает то, что может для другого человека, который в этом нуждается, и ничего за это не требует взамен. Для меня самым ярким примером благотворителей из святых отцов является свт. Иоанн Милостивый. Много примеров в его житии можно явить как эталон благотворительности. Он не только помогал бедным и нищим, но делал это постоянно и неустанно. Мой любимый пример благотворительности: когда к Иоанну Милостивому подошёл нищий и попросил денег. Он ему, конечно же, дал, потом этот нищий снова подошёл, и свт. Иоанн ему снова дал, нищий подошёл в третий раз, и Иоанн ему снова дал. И когда нищий подошёл в четвёртый раз, сопровождавшие свт. Иоанна начали возмущаться на нищего. На что святитель сказал: "Пустите его ко мне, может это Христос меня искушает", - и дал ему в два раза больше, чем давал всё это время.

Благотворительность - это то, что может себе позволить каждый. Это добродетель, которая каждому по силам, каждому по плечу. Если конечно человек захочет переступить через себя, своё самолюбие и пожертвовать собой ради другого человека. В этом, наверное, и заключается спасительное действие благотворительности. Когда человек себя жертвует на благо другому человеку, он не просто благо творит, но и благо дарит. Это и есть образ той жертвенной любви, которую явил нам Христос, который тоже отдал себя в жертву за нас грешных на кресте. Потому можно сказать, что акт нашего спасения тоже является актом благотворительности Божией, в которой мы собственно и должны подражать Христу».

Видно, что мнения священников во многом согласуются между собой. В особенности в том, что истинная благотворительность только от Бога, а также в том, что это некая жертвенность со стороны благотворителя. Тут можно добавить о важности «жертвы времени». Ведь по большому счёту «время» - это величайший и единственный в материальном мире дар, которым одарил человека Господь. У каждого определённое количество времени, которое называется жизнь. И за то, на что он тратит свое время, он будет держать ответ перед Создателем. Благо - это уделить время кому-либо. Особое благо - уделить время Богу. Побывать на Богослужении, пусть даже

просто постоять, ничего не понимая, - жертва времени принесена. Дать кому-либо денег не взаймы, а по нужде другого человека или группы людей - это тоже своего рода жертва времени. Ведь что есть деньги? Деньги - это эквивалент труда и времени, потраченного на этот труд. Дал денег во славу Божию, значит какое-то время трудился во славу Божию. «Давать охотно значит больше, чем давать много» (блаж. Августин) [2, с. 149].

Итак, чем больше человек тратит времени на добрые дела ради других людей, тем больше сокровищ имеет на Небе. «Дорожи временем. Оно дороже золота: им покупается блаженная вечность» (Кирилл епископ Мелитопольский) [2, с. 278].

Прочитаем высказывания других святых и учителей Церкви:

«Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение» (Авва Еваргий) [2, с. 149].

«Кто милует нищих, тот исполнится благ; и для него отворен будет небесный брачный чертог» (св. Ефрем Сирин) [2, с. 148].

«Дешёвой ценой благотворения человекам мы можем приобретать бесценное Царствие Божие» (св. Филарет митрополит Московский) [2, с. 148].

«Подавая лежащему на земле, мы подаём сидящему на небе» (св. Григорий Двоеслов) [2, с. 144].

«Богатые доставляют бедным средства к пропитанию, а бедные -средства к их спасению» (св. Исаак Сирин) [2, с.144].

На протяжении всей истории Церкви Христовой важнейшую роль в становлении благотворительности играли монастыри. Изначально при монастырях были странноприимные дома, где странников кормили, давали ночлег. Тогда, как и сейчас, благотворительность понималась словами Христа, а именно: накормить голодных, посетить болящих и заключённых, позаботиться о сиротах, вдовицах и стариках.

На Руси первыми благотворителями были равноапостольные кн. Ольга и кн. Владимир. История начала русской благотворительности может быть кратко изложена следующим образом: «Князь создавал много богоугодных заведений. На княжеском дворе кормили нищих. Также святой князь Владимир определил духовенству десятину со своих доходов на содержание монастырей, храмов, больниц и т.п. Очень активно занимался благотворительностью Киево-Печерский монастырь. По благословению прп. Феодосия Печерского для больных, нищих, калек, был построен отдельный двор, а так же отчислялась десятина от доходов на эту благодетельность. По выходным дням возы из обители направлялись в тюрьмы и больницы. Начало частной благотворительности приписывают патриарху Филарету, который на собственные средства построил больничный монастырь. Вслед за ним многие коронованные особы начали строить больницы при монастырях» [3].

На сегодняшний день в России РПЦ создано множество братств и сестричеств, которые помогают людям. Ярким примером тому является Марфо-Мариинское сестричество милосердия города Белгорода. Оно

располагается на территории Марфо-Мариинского женского монастыря, прямо за памятником святителя Иоасафа Белгородского, небесного покровителя города Белгорода, который говорил о благотворительности такие слова: «...Возлюбим же, наконец, Бога ради ближнего своего... Чего не желаем себе, не станем желать ближнему... Тот же будет не желающий этого ближнему, кто, видя слепых, хромых, нагих, бедных на улицах города, скитающихся ради пропитания, и, размышляя в себе, как бедно наше состояние, как все родились не в парче, нагими вышли из чрева, нагими и в гроб пойдём, да кто лучше припомнит, что Христос не за князей только и благородных, но и за нищих равно пролил свою кровь, а мы не милосердствуем о нашей братии сотворить с ними милость...» [4]. Так более двухсот лет назад говорил святитель Иоасаф в своём «Слове о любви к Богу», но как будто к нам обращены его слова.

Марфо-Мариинское сестричество милосердия было создано в 1995 г. по благословению ныне митрополита, а тогда ещё архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Духовником сестричества с основания и до сих пор является протоиерей Сергий (Клюйко): «...Сестричество милосердия - это в значительной степени здоровая община. Не делая добра, погрязая в суете, мы мельчаем и при всех наших внешних достижениях становимся несчастными. А прикасаясь к большому делу, оживаем, становимся причастными к великому божественному домостроительству. Мы стараемся ради качества своей души. Поэтому и ищем этого труда - ради Христа...» [6].

Постоянные направления деятельности сестричества:

- посещение больниц: областная клиническая больница святителя Иоасафа, областной перинатальный центр, кризисный центр помощи беременным и матерям с малолетними детьми, областной дом ребёнка, областная детская больница, детское отделение областной психиатрической больницы, сестринская больница красного креста;

- на постоянном попечении сестричества 25 семей. Это многодетные и малообеспеченные семьи, а также дети и молодые люди с ограниченными возможностями;

- тюремное служение: посещение, обеспечение крестиками, духовной литературой, лекарствами, средствами гигиены и т.п. Протоиерей Сергий, проводит духовные беседы, совершает таинства Церкви. Сестры милосердия ведут духовную переписку с заключёнными более 30-ти колоний. Делаются денежные переводы, посылки и бандероли с медикаментами, одеждой и обувью, продуктами и т.д.;

- помощь беженцам, бездомным и нищим: сестры милосердия раздают постельное бельё, одежду и обувь, средства гигиены, детское питание, медикаменты, коляски, игрушки, книги и т.д.;

- на территории монастыря действует социальная столовая для бездомных и нищих, которая насыщает ежедневно более ста человек. Обеды готовят из пожертвованных продуктов, на пожертвованные деньги;

- оказывается адресная помощь больным и престарелым на дому: постирать, убрать, приготовить еду, привести в порядок больного, сделать перевязки, уколы, дать лекарства, посидеть рядом, поговорить, выслушать жалобы, утешить и т.п.;

- оказывается медицинская помощь фельдшером сестричества. В случае необходимости, помогают людей без документов и прописки устроить в стационар;

- на территории монастыря работает воскресная школа, в которой учатся более 30-ти человек;

- по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна выходит журнал «Добродетель» о делах милосердия и духовной жизни. Тираж раздаётся и рассылается по больницам и тюрьмам, в православные организации и т.п.;

- участие в работе Ассоциации сестричеств милосердия РПЦ, созданной в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла [5].

Сестричество существует благодаря участию добрых людей исключительно за счёт добровольных пожертвований. Постоянно устраивает всевозможные акции, такие как: «Блинчик на масленицу», «Таблеточка во время эпидемии» и т.д. Как видно, сообщество людей добрых сердцем при хорошей организации имеет результат. Подобные сообщества людей были с самого зарождения Церкви Христовой. Так апостолы создали «диаконию», чтобы самим погрузиться в молитву. Первые диаконы перераспределяли пожертвованное по нужде каждого. Подобно апостолам, монахини Марфо-Мариинской обители пребывают в молитвенном делании, а сестры милосердия перераспределяют пожертвованное между бедными, нищими и бездомными.

В массе жить и творить добрые дела проще. Достаточно иметь смиренное сердце и делать, что говорят: куда пойти, кому и в чем помочь. Дадут и инструмент помощи. Куда сложнее частная благотворительность. Господь и святые Его призывают людей помогать ближним и не отворачиваться от чужой беды. В Священном Писании есть конкретные слова: «...Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели тебя больным, или в темнице, и пришли к тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне" (Мф. 25,37-40)». То есть: «Помогая другому, помогаешь Мне». Оказывается, что Христос навещает нас каждый день. Хорошо, если мы хоть иногда принимаем Его и помогаем тому, кого Он привёл к нам. Мы можем подолгу молиться и ревновать о благочестии, о богослужебном уставе (новоиспечённые и бабушки) и тут же гневаемся и осуждаем ближнего. Вместо помощи говорим, что опаздываем, мол, давай в другой раз. А будет ли другой раз? Господь сейчас пришёл, как смеем отказывать Ему мы, которые носим крест. Задумываемся ли мы когда-нибудь:

кто мы, стоящие у подножия Его креста? Мы носим крест, целуем его. Этот символ высшей Божественной любви всегда перед нашими глазами. И мы должны подражать Ему по мере сил. Господу негде было главу преклонить, и Он всё делал ради людей: кормил, исцелял, учил... У нас же есть всё потребное, а мы хотим всё больше и больше, и всё нам мало. Как же научиться видеть в ближнем Христа? Да просто взять на веру, согласуясь со словами святых Божиих просиявших, что любой нуждающийся и есть Христос.

«Не пройдём мимо своего спасения; не пройдём мимо самого Христа, Который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю любви» (архим. Иоанн Крестьянкин) [2, с. 145].

«Какими устами скажешь: "Услыши мя, Господи", когда сам не слышишь бедного, или - вернее - в бедном самого Христа, вопиющего к тебе» (св. Иоанн Златоуст) [2, с. 145].

«Рука бедного есть сокровищница Христова: что получает нищий, то получает Христос» (св. Иоанн Златоуст) [2, с. 145].

Из вышеизложенного становится ясно, что есть благотворительность в православном ее понимании. Оно никак не согласуется со светским, где есть такие приведенные выше слова: «...помощи (безвозмездной или на льготных условиях)...». В православном понимании - помощь только безвозмездная, ради Христа и будущего спасения. А «льготные условия» или «коммерческие рельсы» типа «ты - мне, я - тебе» - это уже капля яда, примешанная диаволом к определению благо делания. Нужно отречься смертоносных примесей и попытаться полюбить ближнего. Если не получается любить, то хотя бы научиться терпеть. И уж ни в коем случае не роптать на Бога, на Его промысел, Который как любящий Отец желает тебе только хорошего. Который, если и посылает испытания, то только для спасения. Вот стихи одного врача скорой помощи по имени Николай, которого осудили на 10 лет в колонии строгого режима по ошибке. Он примирился с Богом и зла ни на кого не держит:

Судьбы запутанная нить;

Распутать как? легко порвать.

Друг друга смысла нет винить,

Друг друга смысл есть ПРОЩАТЬ!!!

Прощение есть путь к любви, в которой человек становится сопричастен Богу, высшим проявлением которого является Любовь с большой буквы, жертвенная, благодатная, благотворительная.

Нужно только помнить всегда о том, что время в жизни человека сжато в одно мгновение, т.к. прошлое уже прошло, а будущее ещё не наступило, и мы живём лишь СЕЙЧАС, в эту секунду, когда делаем вдох или выдох. Должны держать в уме вопрос: готов ли я сейчас предстать пред Творцом? Не с пустыми ли руками я приду к Отцу, который давал мне всё потребное? Или просто потребитель? Пока есть ещё время, поспешим к доброделанию.

Библиография

1. Благотворительность // ВикипедiЯ. Свободная энциклопедiя. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Благотворительность (дата обращения: 31.03.2019).

2. Великие мысли, кратко реченные: более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви (для желающих усовершенствоваться в добродетели и удалиться от греха). - СПб: «Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО», 2006. - 512 с.

3. Душевный лекарь. Святые Отцы мирянам / Сост. Д. Семенник. [Электронный ресурс] - URL: https://dom-knig.com/read_257316-78 (дата обращения: 10.03.2019).

4. Дьяченко, Г. прот. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священным событиям, воспоминаемым церковью, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). В 2-х тт. Т. 1. Книга 6. Поучение 21 / прот. Г. Дьяченко. - М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина, 1896. [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/original/8763-Полный-годичный-круг-кратких-поучений-составленных-на-каждый-день-года.pdf (дата обращения: 21.03.2019).

5. Марфо-Мариинское сестричество. [Электронный ресурс] - URL: http://belmiloserdie.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).

6. Марфо-Мариинское сестричество милосердия г. Белгород. -Белгород: «Принт Мастер». - 14 с. [Электронный ресурс] - URL: http://belmiloserdie.ru/book71.pdf (дата обращения: 11.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.