Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВИЕ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СОВРЕМЕННОГО НОВОСИБИРСКА'

ПРАВОСЛАВИЕ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СОВРЕМЕННОГО НОВОСИБИРСКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / CULTURAL LANDSCAPE / ORTHODOXY / RELIGION / PUBLIC CONSCIOUSNESS / URBAN CULTURE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гефнер О. В.

В статье анализируется влияние православной религии на формировании культурного ландшафта крупного современного города. Рассматривается место православной инфраструктуры, религиозной символики в городской среде, их роль в сакрализации и эстетизации городского пространства, формировании идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOXY IN THE CULTURAL LANDSCAPE OF MODERN NOVOSIBIRSK

The article analyzes the influence of the Orthodox religion on the formation of the cultural landscape of a large modern city. The place of Orthodox infrastructure, religious symbolism in the urban environment, their role in the sacralization and aesthetization of urban space, the formation of identity are examined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВИЕ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СОВРЕМЕННОГО НОВОСИБИРСКА»

Гефнер О.В. Православие в культурном ландшафте современного Новосибирска// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 2 (21) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/2/00840.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 008

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск; научный сотрудник Сибирский филиал Российского НИИ

культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, г. Омск ov. gefneraomgaii. org

Православие в культурном ландшафте современного Новосибирска

Аннотация. В статье анализируется влияние православной религии на формировании культурного ландшафта крупного современного города. Рассматривается место православной инфраструктуры, религиозной символики в городской среде, их роль в сакрализации и эстетизации городского пространства, формировании идентичности.

Ключевые слова: культурный ландшафт, православие, религия, общественное сознание, городская культура, идентичность.

Ландшафтный подход в комплексных междисциплинарных исследованиях является достаточно востребованным в отечественной науке, что связано во многом с формированием экологического и гуманитарного сознания, развитием регионов и их территорий, необходимостью сохранения культурного наследия, которое рассматривается в настоящее время как историко-культурный ресурс устойчивого развития. Под культурным ландшафтом с современной гуманитаристике понимается «природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из природных и культурных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности» [4, с. 16]. По мнению авторитетных исследователей культурного ландшафта Ю.А. Веденина и М.Е. Кулешовой одним из определяющих факторов и ведущих компонентов его формирования «является система духовно-религиозных, морально-нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных ценностей, от которой во многом зависит направленность созидательных ланшафтообразующих процессов» [4, с. 17]. Религиозные верования и ценности, являясь частью культуры, играют существенную роль в жизни современного общества, и, безусловно, оказывают значительное влияние на формирование культурного ландшафта, в том числе городского.

Цель данного исследования - охарактеризовать влияние православия, как одной из главных традиционных конфессий, на формирование культурного ландшафта крупного современного мегаполиса на примере Новосибирска.

Хотя Новосибирск является мультикультурным и многоконфессиональным городом, около половины его жителей являются православными. По данным социологического исследования, проведенного в Финансовом университете при Правительстве РФ в 2015 году,

вовлеченность населения Новосибирска в православную культуру и веру (активный интерес к православию, религиозно-культурным традициям, чтение литературы, участие в культурной и религиозной жизни) составляет 48% [9]. По данным федерального социологического опроса о религиозной принадлежности жителей России в 2017 году, проведенного маркетинговым агентством «ZOOM MARKET», 49 % новосибирцев назвали себя православными [11]. Возможно, что это данные в большей степени демонстрируют не веру и воцерковленность горожан, а идентичность, но тем не менее они показывают, что половина населения города отождествляет себя с православием, его ценностями и традициями.

Формирование православного ландшафта есть отражение тех политических и социокультурных трансформаций, которые произошли с российским обществом на рубеже XX-XXI веков. Активное вхождение православия в жизнь современного социума началось с 1990-х годов. Распад советского государства, крушение его идеологии, разрушение социальных связей и традиций, развенчание прежних идеалов и потеря духовных и нравственных ориентиров привели к поискам новых ценностей, установок, смысложизненных позиций. Стремление общества к новым духовно-нравственным основаниям бытия, с одной стороны, и поиск государством новой национальной идеи, новой идентичности, с другой стороны, привели к реабилитации православия как основы русской культуры, менталитета, традиций, способствовали активному вхождению Русской Православной Церкви в общественную, культурную, политическую жизнь социума. Следствием включения в жизнь общества религиозных институтов и ценностей была трансформация старого «советского» культурного ландшафта, появление в нем новых элементов.

Среди элементов православного ландшафта города можно выделить инфраструктурные (храмы, часовни, монастыри) и символические (памятники, поклонные кресты, топонимика) объекты.

С конца 1980-х годов в культурном ландшафте города постепенно формировалась религиозная инфраструктура, происходило возвращение Церкви храмов, строительство новых культовых сооружений. В дореволюционный период в Новосибирске действовало 6 приходских храмов и 4 домовых церкви, но только 3 из них сохранились до нашего времени [3, с. 297, 311].

Главным храмом города является Вознесенский кафедральный собор. Деревянный храм был построен в 1913 году, в конце 1930-х годов был закрыт, использовался как зернохранилище, затем в 1944 году был снова возвращен верующим, достраивался, в 1970-е - 1980-е годы был реконструирован, стал кирпичным. В 1990-е годы было проведено благоустройство территории около собора, построена часовня Во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, административный корпус. Вознесенский собор, расположенный в центральной части города по улице Советской, является подлинным его украшением. В 1989 году Русской Православной Церкви был возвращен, а в 1991 году вторично освещен, затем отреставрирован, Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, в здании которого в советский период находился проектный институт, а затем студия кинохроники. Кирпичный храм, построенный в 1899 году в нововизантийском стиле, находится в центральной части города, в начале Красного проспекта и улицы Советской. В 1993 году епархии была передана, в 1994 году освещена, а 2002 - 2009 годах реконструирована Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построенный в 1901 году деревянный, рубленый «в лапу» храм был закрыт в 1939 году, а в его здании располагались в разное время театральное училище, Дом народного творчества и другие учреждения. Храм находится в центральной части города на улице Октябрьской. Собор Александра Невского и Покровская церковь являются памятниками градостроительства и архитектуры и объектами культурного наследия.

То обстоятельство, что возрожденные храмы восстанавливались в уже существующем советском ландшафте, соответствующем архитектурном и символическом пространстве, привело к формированию не всегда гармоничного, зачастую эклектичного нового ландшафта. Примером здесь может послужить Вознесенский кафедральный собор, рядом с которым расположен цирк. Новосибирский цирк строился в конце 1960-х годов, начал давать представления в 1971 году. Строительство цирка на одной линии с Вознесенским собором, было воспринято немногочисленными тогда верующими как кощунство, акт глумления: над ветхим куполом старой церкви вознеслась «цирковая фуражка» (форма здание цирка) [1]. В настоящее время муниципальные власти разрабатывают проекты благоустройства территории между цирком и храмом, которую на данный момент занимает парковка. В начале 2020 года был проведен экспресс-опрос граждан Новосибирска, подавляющее большинство которых высказалось за создание здесь общественного озелененного пешеходного пространства со скамейками, малыми архитектурными формами вместо платной парковки как альтернативы. Возможно, реализация этого проекта поможет гармонизировать данное пространство [2].

Помимо возвращения Церкви и восстановления старых храмов, в Новосибирске осуществляется активное строительство новых церквей, часовен, монастырей. В настоящее время в городе насчитывается около 80 храмов, часовен, домовых и монастырских церквей [12]. Множество храмовых зданий было построено заново, однако ряд храмов находится в приспособленных под них помещениях иного назначения, что не редко практиковалось в 1990-х - 2000-х годах. Так, например, Храм во имя святого мученика Вонифатия, освященный в 2012 году располагается в здании бывшего детского сада; храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», освященный в 2015 году, находится в здании бывшего кинотеатра «Спутник». В настоящее время в городе осуществляется строительство новых культовых зданий - храма во имя святителя Макария Алтайского на территории сада им. Дзержинского в Дзержинском районе, храма в честь иконы Божьей Матери «Державная» в Горском жилмассиве, храма во имя Серафима Саровского в Ленинском районе, храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в микрорайоне Северный и др. Одной из главных задач церковных властей при возведении храмов является обеспечение их доступности для верующих - храмы строятся не только в центре, но и в различных районах города, в новых жилых комплексах, на окраинах.

В культурном ландшафте города, наряду с культовыми зданиями, стало появляться множество элементов символического характера, связанных с православием. В Новосибирске появился ряд памятников, скульптур, возведенных по инициативе Русской Православной Церкви, посвященных святым, радетелям за христианскую веру, православным ценностям. В 2012 году в Нарымском сквер около Вознесенского кафедрального собора был установлен монумент святым Петру и Февронии (скульптор К. Чернявский), символизирующий любовь и верность. В 2017 году на территории Александро-Невского собора был открыт памятник российскому монарху Николаю II и цесаревичу Алексею, причисленным к лику святых за свою мученическую кончину, благотворителям этого храма (скульптор О. Песоцкий). В 2018 году в честь 1030-летия Крещения Руси в Троицком сквере около Троице-Владимирского собора установили памятник святому равноапостольному князю Владимиру, принесшему на Русь христианскую религию (скульптор О. Песоцкий). Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, присутствующий на церемонии открытия памятника, подчеркнул: «Это символ возрождения духовности нашего народа и государства. Это напоминание о нашей истории и украшение замечательного, любимого места отдыха для жителей» [13].

Еще одним символическим элементом православного культурного ландшафта города являются поклонные кресты, которые раньше традиционно ставились на месте разрушенной или будущей церкви, мученической смерти людей, возводились в знак благодарности, обета, надежды на покровительство небесных сил. Первый поклонный крест был установлен в городе в 2003 году в честь 80-летия Новосибирской епархии и 110-летия Новосибирска на

скальной возвышенности карьера Борок на Бердском шоссе у въезда в город. В этом же году был установлен поклонный крест на Колыванской трассе недалеко от поселка Кудряши. В 2016 году был освящен крест на Омском тракте у въезда в Новосибирск, придорожная композиция включает в себя крест и надпись «Спаси и сохрани». Придорожные поклонные кресты маркируют пространство города как находящиеся под Божьим благословением, каждый, въезжающий в Новосибирск может здесь остановиться, помолиться, чтобы его пребывание в городе было благословенным [10]. В 2008 году поклонный крест был установлен в Бугринской роще (Кировский район) в месте массового расстрела людей в 1918-1928 годах. В 2013 году появился поклонный крест на месте Никольской церкви села Кривощеково (ныне Ленинский район города). Подобные кресты - места памяти, покаяния, примирения. Всего в ведении Новосибирской епархии находится 23 поклонных креста [6].

Православная символика присутствует и в топонимике города. Один из новых микрорайонов Новосибирска в Советском районе города недалеко от Академгородка, расположенный в живописном сосновом бору, получил название Благовещенский. В микрорайоне есть улицы Рождественская, Троицкая, Благовещенская. Столь говорящие православные названия, используемые для наименования улиц, ассоциируются с благостью, миром, покоем, верой в божественное покровительство, они призваны сделать образ данного места более привлекательным для жизни, приобретения здесь жилья.

Благодаря возведению храмов, православных святынь, памятников и символов происходит сакрализация городского культурного ландшафта. В пространстве города появляются места, ассоциирующиеся с духовностью, святостью, высшими нравственными ценностями, подвигами святых, божественными чудесами, покровительством небесных сил. Они воплощают собой и транслируют ценности веры, праведной жизни, любви, стойкости, верности, патриотизма. В сознании горожан формируется представление о святых местах; жители Новосибирска и его гости участвуют в паломнических поездках-экскурсиях по монастырям и храмам города и области, поклоняются местным святыням. Происходит включение православных святынь и в некоторые светские практики и ритуалы, например в свадебные маршруты. Традицией молодоженов Новосибирска является посещение Часовни Святителя Николая Чудотворца на Красном проспекте, поклонного креста на Бердском шоссе, где они могут помолиться о благословении молодой семьи и счастливой совместной жизни.

Православная архитектура способствует эстетизации ландшафта современного мегаполиса. Раньше храмы строили так, что они выделялись среди окружающих их зданий своей высотой, доминировали в пространстве. В настоящее время это вряд ли возможно из-за массовой многоэтажной застройки города. Однако, храм выделяется среди монотонных современных зданий своим индивидуальных образом, красивой формой, изысканным оформлением, цветовой гаммой. Вокруг храмов и часовен, как правило, красиво оформляется территория, устраивается зеленая зона, скверы, клумбы с цветами. Это позволяет как бы выделить культовое здание из окружающей застройки, сделать его определенным акцентом городского ландшафта, в котором гармонично соединяются природная красота и духовное начало. По мнению авторитетного новосибирского архитектора, доцента кафедры архитектуры Новосибирского госуниверситета архитектуры, дизайна и искусств И. В. Поповского «религиозные объекты так или иначе уникальные и часто являются доминирующими, формируя некий каркас из узнаваемых городских зданий»

[5].

Храмы являются сосредоточием религиозной жизни жителей города, проживающих на близлежащей территории. На их базе действуют воскресные школы, благотворительные организации, молодежные клубы, библиотеки, ведутся веб-сайты. Всего в ведении Новосибирской епархии находится 50 воскресных школ, 5 общеобразовательных православных гимназий и 3 православных детских сада, духовная семинария и Свято-Макарьевский православный богословский институт, 13 молодежных центров и клубов, 16 детских и молодежных оздоровительных лагерей, несколько периодических изданий и

интернет-сайтов, музейный «Церковный исторический комплекс "Сохраним наследие"» и другие учреждения [6]. Церковь не только удовлетворяет духовно-религиозные потребности жителей города, но и активно занимается социальной деятельностью, просветительной работой, нравственным и патриотическим воспитанием молодого поколения, сохранением и популяризацией историко-культурного наследия.

Отношение к строительству храмов, религиозных памятников в современном обществе, конечно, неоднозначное. Часть горожан поддерживает инициативы церкви в этом вопросе и, прежде всего, своими пожертвованиями, т.к. храмы строятся, в основном за счет средств благотворителей. Но имеет место и недовольство, связанное с активностью церкви в вопросах возведения новых культовых зданий и символов, встречаются случаи вандализма. Например, в 2012 году жители микрорайона «Аэропорт» Заельцовского района вышли на митинг против постройки храма в сквере им. Чаплыгина, т.к., по их мнению, это строительство сократило бы «зеленую зону» и лишило бы проживающих в микрорайоне любимого места отдыха. В результате было достигнуто соглашение, по которому церковные власти отказалась от идеи строительства храма на территории сквера, под храм городская администрация пообещала предоставить другой участок [7]. В 2019 году новосибирцы не поддержали инициативу Церкви по установке памятника Николаю Чудотворцу близ Нарымского сквера [8]. Как правило, протест вызывает не столько сам факт строительства нового культового объекта, сколько его размещение в общественных пространствах -парках, скверах. Городские власти проводят общественные обсуждения, голосования по поводу строительства религиозных сооружений, прислушиваются к мнению горожан, стремятся не допускать конфликтов в данных вопросах, достигать компромиссов.

Таким образом, за последнее тридцатилетие в Новосибирске сформировался православный слой культурного ландшафта, который продолжает последовательно развиваться и в настоящее время. Этот ландшафт постепенно становиться уже органичной частью весьма эклектичного, поликультурного, многослойного ландшафта современного крупного мегаполиса.

Ссылки на источники:

1. Арсеньев А. Цирковая фуражка против церковного купола. URL: https://ndn.info/publikatsii/24579-tsirkovaya-furazhka-protiv-tserkovnogo-kupola (дата обращения: 30.04.2020).

2. Выбираем проект благоустройства площади у цирка. Результаты опроса. URL: http://poll.novo-sibirsk.ru/result.aspx?quiz=116 (дата обращения: 30.04.2020).

3. История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2005. 864 с.

4. Культурный ландшафт как объект наследия. Под.ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Иститут Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

5. Пичугина Е. Маковки заколосились: в Новосибирске бум строительства храмов — в епархии жалуются на нехватку денег. URL: https://ngs.ru/more/66042934/ (дата обращения: 05.05.2020).

6. Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви. URL: http://nskmi.ru/parish/ (дата обращения: 05.05.2020).

7. Жукова Е. Новосибирская мэрия дает новое место под храм вместо сквера Чаплыгина URL: https://ria.ru/20130515/937479417.html (дата обращения: 10.05.2020).

8. Обелюнас Н. Новосибирцы выступили против установки памятника Николаю Чудотворцу в центре города URL: https://fedpress.ru/news/54/society/2360190 (дата обращения: 10.05.2020).

9. По вовлеченности в православную культуру в России лидирует население Липецка, Курска, Саранска, Москвы и Белгорода. URL: http://www.fa.ru/science/index/SiteAssets/Pages/Zubets_Pubs/29_0rthodoxy_2015.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

10. Поклонные Кресты URL: http://www.orthedu.ru/nskeparh/eparhia/sv_mesta/poklon_krest.htm (дата обращения: 05.05.2020).

11. Рейтинг религиозных принадлежностей жителей России 2017 URL: https://ruvera.ru/news/reiyting_religioznyh_prinadlejnosteiy (дата обращения: 05.05.2020).

12. Храмы России. Новосибирск. URL: http://temples.ru/tree.php?ID=2614&mode=1&print=0&hide_icons=0&show_locate=0 (дата обращения: 05.05.2020).

13. Полонникова А. Шестиметровый памятник князю Владимиру открыли в Новосибирске URL: https://vn.ru/news-shestimetrovyy-pamyatnik-knyazyu-vladimiru-otkryli-v-novosiMrske/https://vn.m/news-shestimetrovyy-pamyatnik-knyazyu-vladimim-otkryli-v-novosibirske/ (дата обращения: 05.05.2020).

Olga Gefner

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk;

Researcher

Siberian Branch of the Russian Research Institute

of Cultural and Natural Heritage. n.a. D.S. Likhachev, Omsk

ov.gefner@omgau.org

Orthodoxy in the cultural landscape of modern Novosibirsk

Abstract: The article analyzes the influence of the Orthodox religion on the formation of the cultural landscape of a large modern city. The place of Orthodox infrastructure, religious symbolism in the urban environment, their role in the sacralization and aesthetization of urban space, the formation of identity are examined.

Keywords: cultural landscape, Orthodoxy, religion, public consciousness, urban culture, identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.