Научная статья на тему 'Религиозные здания Барнаула в контексте изменений государственно-конфессиональной политики в хх - начале XXI в'

Религиозные здания Барнаула в контексте изменений государственно-конфессиональной политики в хх - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / БАРНАУЛ / ЦЕРКОВЬ / ХРАМ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL HERITAGE OBJECTS / BARNAUL / CHURCH / TEMPLE / ANTI-RELIGIOUS POLICY / RESTITUTION / THE STATE-CONFESSIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ожиганов А. Н.

Рассматривается политика государства к религии в ХХ начале XXI в. в отношении основных храмов Барнаула, принадлежащих религиозным организациям различного вероисповедания, в период СССР и Российской Федерации. Список рассмотренных объектов представляют церкви и храмы, существующие в начале XX в., в первую очередь на основе данных карты города от 1907 г. Сопоставив информацию о последующем использовании религиозных зданий в контексте проводимой государственно-конфессиональной политики ХХ начала XXI в., было выявлено количество храмов, которые были целенаправленно разрушены во время антирелигиозной кампании, а также варианты использования зданий бывших церквей после их закрытия. Отдельно рассмотрена последующая судьба бывших зданий религиозного культа после развала СССР (1991 г.) при изменении политики государства по отношению к религии. Согласно полученным выводам большая часть зданий храмов была закрыта ввиду невозможности общинами содержать их своими силами, Впоследствии по решению властей эти строения использовались под сторонние нужды. Само отношение к рассматриваемым объектам в советский период можно характеризовать как утилитарное. Здания не воспринимались как ценные памятники культуры до конца 80-х гг. ХХ в., когда начинается процесс включение зданий бывших храмов в список объектов культуры и их передачи в собственность религиозным организациям, с теми сложностями, с которыми данная реституция проводилась.The article deals with the state's policy towards religion in the XX the early XX century in relation to the main churches of Barnaul belonging to religious organizations of various faiths, during the USSR and the Russian Federation. The list of objects considered is represented by churches and temples that existed at the beginning of the XX century, primarily based on the city map data from 1907. Comparing information about the subsequent use of religious buildings, in the context of the state-confessional policy of the XX the early XX century, the number of churches that were purposefully destroyed during the anti-religious campaign was revealed, as well as options for using the buildings of former churches after their closure. The subsequent fate of the former buildings of religious worship after 1991 the collapse of the USSR, when changing the state's policy towards religion, is considered separately. According to the findings, most of the temple buildings were closed due to the inability of the communities to maintain them on their own, subsequently and by the decision of the authorities, being used for third-party needs. The very attitude to the objects in question in the Soviet period can be characterized as utilitarian. The buildings were not perceived as valuable cultural monuments until the end of the 80s of the XX century, when the process of including the buildings of former churches in the list of cultural objects begins and their transfer to the ownership of religious organizations, with the difficulties with which this restitution was carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные здания Барнаула в контексте изменений государственно-конфессиональной политики в хх - начале XXI в»

2020 № 2 (23)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

""У Барнаул_

S ШГ? й ИзДательство Ь Я Алтайского государственного

3» университета

ЛЬщ*^ 2020

Издание основано в 2007 г. Учредитель: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург)

О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) М. М. Шахнович, доктор философских наук (Россия, Санкт-Петербург) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) А. Г. Ситдиков, доктор исторических наук (Россия, Казань) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Адрес редакции: 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66, Алтайский государственный университет, кафедра религиоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2020

2020 № 2 (23)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

Barnaul

Publishing house of Altai State University 2020

The journal was founded in 2007 The founder of the journal is Altai State University

Executive editor: P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophical sciences (Russia, Kyzyl) M. M. Shakhnovich, doctor of philosophical sciences (Russia, Saint-Petersburg) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) A. G. Sitdikov, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

The journal is approved by the scientific and technical Council Altai state University and registered by the Federal service for supervision of communications, information technology

and mass communications. Certificate of registration of PI no. FS 77-69787 dated 18.05.2017 All rights reserved. No part of the journal or the entire publication may be reprinted without the written permission

of the authors or publisher.

Editorial office address: 656049, Barnaul, ul. Dimitrova, 66, Altai State University, Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations.

The journal was prepared with the support of the RSF project "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Кубаев С. Ш. Аултепе — первый открытый караван-сарай, рабат (рибат)

Средней Азии...................................................................................................................................7

Лихачева О. С. Средняя конница каменской культуры и эволюция военного

дела населения лесостепного Алтая в VI-I вв. до н.э..........................................................21

Тишин В. В., Акымбек Е. Ш., Железняков Б. А. Древнетюркская руническая

надпись из Тоспалы (долина реки Чу (Шу), Казахстан)......................................................37

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Горте Ю. Д., Рыкова В. В. Эвенки: наукометрический анализ материалов,

представленных в БД Web of Science и Научная Сибирика..................................................54

Мухамадеев А. Р. К вопросу о брачно-семейных взаимоотношениях у кыпчаков........66

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Недзелюк Т. Г. Источники для изучения государственно-конфессиональных отношений в Западной Сибири (по материалам исторического архива

Омской области)............................................................................................................................78

Ожиганов А. Н. Религиозные здания Барнаула в контексте изменений

государственно-конфессиональной политики в ХХ — начале XXI в..............................86

Чирков Н. В. Проблематика перевода и интерпретации фундаментальной богословской терминологии на примере миссионерской деятельности

Маттео Риччи в Китае................................................................................................................104

Дикова Н. В. Роль архиереев в институциональном развитии Омской епархии и основные итоги архиерейского управления.....................................................................117

ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................132

CONTENT

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY

Kubayev S. Sh. Archaeology and Etno-Cultural history the first opened caravanserai,

rabat (ribat) of Central Asia.............................................................................................................7

Likhacheva O. S. Medium cavalry of the Kamenska culture and the evolution

of military affairs of the population of the forest-steppe Altai in VI-I BC.............................21

Tishin V. V., Akymbek E. Sh., Zheleznyakov B. A. The Early Turkic runic inscription

from Tospaly (Chu (Shu) river valley, Kazakhstan)....................................................................37

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Gorte Yu. D., Rykova V. V. Evenks: scientometric analysis of materials presented

in the databases Web of Science and Scholar Sibirica................................................................54

Mukhamadeev A. R. To the question of marriage-family relations in kipchakov...................66

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Nedzelyuk T. G. Sources for the study of state-confessional relations in Western

Siberia (based on the matherials of the historical archive of the Omsk region).....................78

Ozhiganov A. N. Religious buildings in Barnaul in the context of changes in State and

Confessional policy in the XX — the early XXI Century..........................................................86

Chirkov N. V. The issue of translation and interpretation of fundamental theological

terminology on the example of missionary activities of Matteo Ricci in China...................104

Dikova N. V. The role of high priests in the institutional development of the Omsk eparchy and the main results of high priest's administration..................................................117

INFORMATION ABOUT AUTHORS...................................................................................132

УДК 322

DOI: 10.14258/nreur(2020)2-07 А. Н. Ожиганов

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗДАНИЯ БАРНАУЛА В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ХХ — НАЧАЛЕ XXI В.

Рассматривается политика государства к религии в ХХ — начале XXI в. в отношении основных храмов Барнаула, принадлежащих религиозным организациям различного вероисповедания, в период СССР и Российской Федерации. Список рассмотренных объектов представляют церкви и храмы, существующие в начале XX в., в первую очередь на основе данных карты города от 1907 г. Сопоставив информацию о последующем использовании религиозных зданий в контексте проводимой государственно-конфессиональной политики ХХ — начала XXI в., было выявлено количество храмов, которые были целенаправленно разрушены во время антирелигиозной кампании, а также варианты использования зданий бывших церквей после их закрытия. Отдельно рассмотрена последующая судьба бывших зданий религиозного культа после развала СССР (1991 г.) при изменении политики государства по отношению к религии.

Согласно полученным выводам большая часть зданий храмов была закрыта ввиду невозможности общинами содержать их своими силами, Впоследствии по решению властей эти строения использовались под сторонние нужды. Само отношение к рассматриваемым объектам в советский период можно характеризовать как утилитарное. Здания не воспринимались как ценные памятники культуры до конца 80-х гг. ХХ в., когда начинается процесс включение зданий бывших храмов в список объектов культуры и их передачи в собственность религиозным организациям, с теми сложностями, с которыми данная реституция проводилась.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, Барнаул, церковь, храм, антирелигиозная политика, реституция, государственно-конфессиональная политика.

A. N. Ozhiganov

Altai State University, Barnaul (Russia)

RELIGIOUS BUILDINGS IN BARNAUL IN THE CONTEXT OF CHANGES IN STATE AND CONFESSIONAL POLICY IN THE XX — THE EARLY XXI CENTURY

The article deals with the state's policy towards religion in the XX — the early XX century in relation to the main churches of Barnaul belonging to religious organizations of various faiths, during the USSR and the Russian Federation. The list of objects considered is represented by churches and temples that existed at the beginning of the XX century, primarily based on the city map data from 1907. Comparing information about the subsequent use of religious buildings, in the context of the state-confessional policy of the XX — the early XX century, the number of churches that were purposefully destroyed during the anti-religious campaign was revealed, as well as options for using the buildings of former churches after their closure. The subsequent fate of the former buildings of religious worship after 1991 — the collapse of the USSR, when changing the state's policy towards religion, is considered separately.

According to the findings, most of the temple buildings were closed due to the inability of the communities to maintain them on their own, subsequently and by the decision of the authorities, being used for third-party needs. The very attitude to the objects in question in the Soviet period can be characterized as utilitarian. The buildings were not perceived as valuable cultural monuments until the end of the 80s of the XX century, when the process of including the buildings of former churches in the list of cultural objects begins and their transfer to the ownership of religious organizations, with the difficulties with which this restitution was carried out.

Key words: cultural heritage objects, Barnaul, Church, temple, anti-religious policy, restitution, the state-confessional policy.

Ожиганов Александр Николаевич, преподаватель кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: ozhiganov@bk.ru. Ozhiganov Alexander Nikolaevich, teacher of the Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations of the Altai state University, Barnaul (Russia). Contact address: ozhiganov@bk.ru.

Вначале ХХ в. в Барнауле располагалось более десятка зданий, занимаемых и используемых религиозными организациями. Первые храмы появились еще в XVIII в., изначально деревянные, впоследствии перестроенные в каменные. Активное строительство шло в период с 1900 по 1917 г. Объекты принадлежали

различным конфессиям, представители которых проживали на территории города: православные, лютеране, католики и др.

Рис. 1. План города Барнаула, составленный в чертежной Главного управления Алтайского округа в 1907 г.

На плане города Барнаула [1907 План Барнаула...], составленного в чертежной Главного управления Алтайского округа в 1907 г. (см. рис. 1), указаны следующие церкви:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Собор Петра и Павла; II. Богородице Одигитриевская; III. Знаменская; IV. Покровская; V. Св. Иоанна Крестителя; VI. Димитриевская; VII. Военная церковь; VIII. Тюремная церковь; IX. Лютеранская; X. Часовня.

Дополнительно к этому перечню также указаны под номерами: 2. Женская гимназия (при ней домовая церковь); 5. Духовное училище (при нем домовая церковь); 40. Бывшая тюрьма (при ней домашняя церковь). И объекты, отмеченные на карте, но не внесенные в ее легенду: Крестовоздвиженская (кладбищенская церковь) и Богородице-Ка-занский женский монастырь.

До 1917 г. также были построены следующие здания религиозного культа: 1. Вознесенская церковь (1909 г.); католический костел (1913 г.); Троицкая церковь (1914 г.); Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь (1915 г.).

Итого к моменту завершения Гражданской войны и окончательного установления советской власти в Барнауле нами отмечено наличие 12 объектов православной церкви (не включая домовых церквей и часовен), по одному лютеранской, католической, старообрядческой конфессий.

Кратко опишем исследуемые объекты (на рисунке 1 отмечены под соответствующими номерами).

1. Собор Петра и Павла — один из первых православных храмов Барнаула. В 1751 г. построена деревянная церковь, а в 1774 г. возведен каменный собор. Являлся главным храмом города и располагался на Соборной площади [Долнаков, Долнакова, Зотеева, Степанская, 1982: 43-45].

2. Одигитриевская церковь — построена на средства купца Пуртова в 1815 г. в начале Московского переулка.

3. Знаменская церковь — построена в 1853-1856 гг. по проекту И. М. Злобина, замыкала Сенную площадь.

4. Покровская церковь — каменный храм построен на частные деньги в 1904 г., на пересечении 2-го Прудского переулка и Бийской улицы.

5. Церковь св. Иоанна Крестителя — находилась на территории Нагорного кладбища, каменный храм воздвигнут в 1857 г.

6. Димитриевская церковь — построена под руководством Я. Н. Попова в 1831 г. на средства Колывано-Воскресенских заводов, изначально как домовая церковь при богадельне Барнаульского завода.

7. Военная церковь (Никольская/Полковая) — воздвигнута в 1906 г. на территории казарм Барнаульского гарнизона.

8. Тюремная церковь — в 1901 г. построена на окраине города, на Московском тракте, за счет средств барнаульского купца И. Г. Полякова.

9. Лютеранская кирха (1861 г.) — здание, названное в честь апостола Павла, располагалось в Московском переулке.

10. Крестовоздвиженская церковь — сооружена при «новом» кладбище в 1908 г. на окраине города.

11. Богородице-Казанский женский монастырь снован в 1903 г., при нем храм в честь иконы Казанской Божьей Матери (1904 г.) [Дягтерев, 2019: 108].

12. Вознесенская церковь — деревянный храм, построен в 1909 г. на Непроходном переулке (с 1909 г. — Вознесенском).

13. Католический костел — строительство завершено в 1913 г. на средства католической общины Барнаула по проекту И. Ф. Носовича.

14. Троицкая церковьа возведен в 1914 г. на улице Большой Змеевской в Нагорной части города.

15. Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь построена в 1915 г. в старой части города за рекой Барнаулкой, на улице Подгорной.

После завершения Гражданской войны и окончательного установления советской власти руководство страны начало проводить активную антирелигиозную политику по отношению к различным конфессиям, и в первую очередь к Русской православной церкви. В 20-30-е гг. ХХ в. в СССР положение религиозных организаций существенно ухудшилось, что также отразилось и на зданиях религиозного культа, которые они использовали. О том, как проводилась государственно-конфессиональная политика в Западной Сибири, был посвящен ряд работ [Религиозный ландшафт., 2015; Этнорелигиозные процессы., 2019].

В данной статье на примере Барнаула сделан обзор проведения этой политики на примере основных, выделенных выше, храмов и церквей, находившихся в черте города. Необходимо отметить, что для данного периода объекты религиозного культа: храмы, церкви и подобные строения не воспринимались как памятники истории, культуры или архитектуры. В первую очередь они рассматривались как символы, которые в условиях новой идеологией не считались чем-то ценным, а подход к ним был сугубо утилитарным. Объекты недвижимости были национализированы и передавались представителям тех или иных конфессий на условиях аренды. Известно, что часть зданий после того, как они переставали использоваться под религиозные нужды, сносились. В Барнауле это Петропавловский собор и Одигитриевская церковь. Значительная же часть зданий была приспособлена местными властями под другие нужды.

Для исследования отмеченных объектов был обобщен ряд источников [Алтай., 1999; Дегтярев, 2019; Документы по истории., 1997; Документы по истории., 1999; Долнаков, Долнакова, Зотеева, Степанская, 1982; Кривоносов, Скворцова, 2001; Единый государственный реестр.; Храмы Алтайского края.], позволивших отобразить долю уничтоженных или перепрофилированных после закрытия храмов в довоенное время, так и здания, возвращенные религиозным организациям с начала 90-х гг. ХХ в. и включенных в перечень памятников культурного наследия (см. табл. 1).

Исходя из собранных данных можно констатировать:

На 20-е гг. ХХ в. приходится лишь закрытие 4 храмов из 15 (27%), в то время как в 30-е гг. ХХ в. эта цифра составила 11 объектов (73%). Таким образом, на начало 40-х гг. в Барнауле не функционировало ни одного здания религиозного культа по прямому назначению.

Таблица 1

Данные по рассматриваемым зданиям религиозного культа в Барнауле

Наименование объекта Закрытие Перепрофилирование Снос Возвращение Вкл. в пер. объектов КН

20е гг. ХХ в. 30е гг. ХХ в.

Собор Петра и Павла нач. 30-х гг. ХХ в. - 1935 г.* - -

Одигитриевская церковь 1931 г. - 1935 г.* - -

Знаменская церковь 1939 г. + - 1992 г. 1989 г.

Покровская церковь 1939 г. + - 1943 г. 1994 г.

Церковь св. Иоанна сер. 20-х гг. ХХ в. - 1927 г.* Н -

Димитриевская церковь 1920 + - 1993 г. 1995 г.

Военная церковь (Никольская/Полковая) 1924 г. + - 1991 г. 1989 г.

Тюремная церковь 1934 г. + + - -

Лютеранская кирха 1924 г. + 1970х гг. - -

Крестовоздвиженская 1932 г. + - 2018 г. 1994 г.

Богородице-Казанский женский монастырь 1921 г. + - - 1994 г.

Вознесенская церковь 1939 г. + вт. пол ХХ в. - -

Католический костел 1931 г. + - 2019 г. 1989 г.

Троицкая церковь 1939 г. + - 2011 г. Н -

Старообрядческая крестовоздвиженская церковь 1937 г. + 1967 г. - -

Итого: 4 11 13 7 7 из 8 7

ПриМ. : * — здание снесено после закрытия; Н — здание построено заново, повторяя внешний вид утраченной постройки

Рис. 2. Петропавловский собор на Соборной площади, начало ХХ в. [Все только начинается... История Барнаула в фотографиях, 2010: 26]

Рис. 3. Одигитриевская церковь, начало ХХ в. [Все только начинается... История Барнаула в фотографиях, 2010: 61]

В довоенное время было уничтожено только три храма: храм св. Иоанна Предтечи (1927 г.), Петропавловский собор (1935 г.) (рис. 2) и Одигитриевская церковь (1935 г.) (рис. 3). Во первом случае храм был уничтожен вместе с Нагорным кладбищем, на месте которого начали строить ВДНХ. В третьем случае это объяснялось необходимостью освободить главную площадь города, которая использовалась для проведения главных мероприятий и праздников «нового времени». Необходимо отметить, что после сноса зданий городскими властями были сохранены фрагменты кованой ограды, бывшие вокруг Петропавловского и Одигитриевского храмов. Как указывают барнаульские историки, ограда «на ул. Пушкина и (по всей вероятности) на ул. Ползунова были перенесены туда именно от Богородицкой церкви. В то же время большой фрагмент ограды Петропавловского собора был перемещен на проспект Ленина, к зданию горисполкома» (в настоящее время занимаемый администрацией Барнаула) [Дегтярев, Клепиков, 2019].

В 20-е гг. ХХ в. были закрыты, но стали использоваться под другие нужды:

1. Димитриевская церковь. С 1920-1922 гг. здание функционировало как художественный музей, затем с 1926 г. как городской кинотеатр «Совкино-1» до 1941 г. (рис. 4). В годы Великой Отечественной войны в здании располагался эвакуированный Государственный цирк, а в 1960 г. оно было передано краевому Совету ДСО «Труд»;

2. Лютеранская кирха в 1924 г. передана под Дом юных пионеров;

3. Тюремная церковь использовалась как клуб-театр [Документы по истории, 1999: 329];

4. Богородице-Казанский женский монастырь — согласно решению Президиума губ-исполкома 1921 г. помещения были отданы под детский дом [Документы по истории,

1999: 329], а в 1926 г. Президиум Барнаульского горсовета утвердил проект размещения в нем исправительного трудового дома (ИТД) [Документы по истории, 1999: 159];

5. Военная церковь (Никольская/Полковая) в 1924 г. передана под красноармейский клуб [Кривоносов, Скворцова, 2001: 65].

Рис. 4. Кинотеатр «Союзкино», бывшее здание Димитриевской церкви, 40-е гг. ХХ в. [ХХ век. Барнаул в фотографиях]

Рис. 5. Знаменская церковь: 1 — на фотографии начала ХХ в. [Барнаул = Barnaul: фотоальбом, 2007: 38]; 2 — после закрытия [ХХвек. Барнаул в фотографиях]

Как было отмечено, большая часть зданий храмов решением местных властей закрывались и передавались для использования под другие нужды. Необходимо отметить, что нередко процесс изъятия зданий у религиозных общин происходил ввиду невозможности ими их содержать из-за отсутствия для этого необходимых средств. В таких случаях инициатором прекращения пользования здания могли быть как местные власти, как в случае со Знаменской церковью (рис. 5), которая согласно постановле-

нию № 955 организационного комитета ВЦИК по Алтайскому краю от 10 апреля 1938 г., в рамках положительного решения по ходатайству Барнаульского горсовета, была закрыта и передана в распоряжение городского совета для использования под культурно-просветительские цели ввиду того, что «религиозная община Знаменской церкви распалась, здание церкви в настоящее время находится в беспризорном состоянии, разрушается и на объявления горсовета о сдаче здания церкви в аренду . никто не явился» [Документы по истории, 1999: 156].

В случае со зданием кирхи инициатором отказа от ее использования была местная община лютеран, объясняя отказ своей малочисленностью и отсутствием средств на содержание. Данное обращение было удовлетворено и решением Барнаульского горисполкома РКП(б) (протокол от 30.12.1924) было возбуждено ходатайство о передаче этого здания юным пионерам для культурно-просветительских целей [Документы по истории, 1999: 242-243].

Основная волна закрытия храмов в Барнауле приходится на 1930-е гг., и перепрофилирования их под новые функции. Согласно отчету председателя исполкома Барнаульского горсовета Л. Кузнецова, направленному уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Алтайскому краю Селиванову, «сообщалось местоположение помещений, ранее занимаемых церквями и молельными домами, ныне занимаемыми ведомствами» [Документы по истории, 1999: 343-344]:

1. Мало-Змеевская, 3 — сапожная мастерская (бывшая старообрядческая церковь);

2. Аванесова, 133а — столовая № 25 (бывшая Троицкая церковь). Закрыта в 1934 г., с 1947 г. после существенной перестройки здание использовалось под кинотеатр «Алтай» [Кривоносов, Скворцова, 2001: 70];

3. Большая Олонская, 24 — краевой архив НКВД (бывшая Знаменская церковь);

4. Пушкинская, 55 — цирк (бывшая Димитриевская церковь);

5. Мамонотова, 31 — кинопрокат (бывшая кержацкая церковь);

6. Короленко, 55 — крайком госторговли и склад гастронома (бывшая Немецкая кирха);

7. Никитинская, 57 — (православная церковь) бывшая Покровская;

8. Ленина, 36 — Барнаульский гарнизон (бывшая Полковая церковь);

9. Ленина, 44 — аптека № 4 (бывший польский костел);

10. 2-я Алтайская, 23 — общежитие Стройтреста (переоборудована на квартирную систему в 1941 г., бывшая Вознесенская церковь);

11. Парк Меланжевого комбината — мастерская по реставрации электроламп Меланжевого комбината (бывшая кладбищенская церковь);

12. Гоголевская, 114 — жилой дом, перестроенный на квартирную систему в 1937 г. (бывшая синагога).

Единственным храмом, который был закрыт на непродолжительное время, являлась Покровская церковь. Так, «по решению организационного комитета о закрытии церквей и передаче зданий» № 956 от 10.04.1938 оно было передано в распоряжение городского совета для использования под культурно-просветительские цели. Но уже во время Великой Отечественной войны, когда отношение к церкви со стороны власти изме-

нилось, в 1943 г. было принято решение возобновить работу это храма (рис. 6), и уже в январе 1944 г. там были проведены первые службы. Впоследствии именно Покровская церковь долгое время в Барнауле оставалась единственным действующим зданием религиозного культа. Данный факт отмечался в справке, составленной уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Алтайскому краю В. Селивановым, «О православных церквях Алтайского края по состоянию на 1 января 1960 года» [Алтай, 1999: 402].

Рис. 6. Покровский собор: 1 — установка креста на купол Покровской церкви, 40е гг. ХХ в.

[ХХ век. Барнаул в фотографиях]; 2 — современный вид Покровского собора

В послевоенное время подход к бывшим зданиям религиозных организаций по-прежнему оставался утилитарным, вследствие чего были снесены следующие культовые здания: Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь (см. рис. 7) — для строительства дороги и трамвайных путей в Нагорную часть города, здание бывшей лютеранской кирхи (используемое до этого как склад магазина «Красный») (рис. 8), на месте которого в ноябре 1977 г., в 60-летнюю годовщину Октябрьской революции, был разбит сквер с памятником революционеру М. К. Цаплину.

Важную роль в судьбе зданий бывших церквей и храмов сыграл принятый от 15 декабря 1978 г. закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в рамках исполнения которого была начата работа по включению отдельных объектов архитектуры в список памятников культуры и истории, что предусматривало придание им охранного статуса, которое защищало от возможности уничтожения и предъявляло к текущим собственникам определенные условия по их содержанию.

Рис. 7. Крестовоздвиженская старообрядческая церковь [ХХ век. Барнаул в фотографиях]

Рис. 8. Лютеранская кирха: 1 — фотография начала ХХ в. [Барнаул = Barnaul: фотоальбом, 2007: 42]; 2 — фотография 1969 г.

Во исполнение этого закона органами краевой власти был составлен перечень объектов охраны регионального значения. В конце 1980-х гг. в него включили ряд зданий Барнаула, рассмотренных в данной работе. На сегодняшний день согласно Единому государственному реестру объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в него включены следующие здания [Единый государственный реестр...] (см. табл. 2).

Таблица 2

Объекты культурного наследия Барнаула из числа бывших и действующих зданий религиозного культа

№ Наименование объекта культурного наследия Местонахождение объекта культурного наследия Категория Орган принятия решения о включении Регистрационный № объектов КИН

1 Знаменская церковь Барнаул, Большая Олонская ул., 24 Регионального значения Решение исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения» № 108 от 24.09.1989 231410037060005

2 Покровская церковь Барнаул, Никитина ул., 137 Регионального значения Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания РФ «Об историко-культурном наследии Алтайского края» № 169 от 28.12.1994 231410037020005

3 Никольская церковь Барнаул, пр. Ленина, 36 Регионального значения Решение исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения» № 108 от 24.03.1989 221610413440005

4 Католический собор Барнаул, пр. Ленина, 44 Регионального значения Решение исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения» № 108 от 24.03.1989. 221711081820005

5 Крестовоз- движенская церковь г. Барнаул, Сибирский просп., 38 Регионального значения Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания РФ «Об историко-культурном наследии Алтайского края» № 169 от 28.12.1994 221210003020005

6 Комплекс: женский монастырь Богородицы Казанской Барнаул, проезд Канатный, 81 Регионального значения Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания РФ «Об историко-культурном наследии Алтайского края» № 169 от 28.12.1994 221620413940005

7 Ансамбль горнозаводской площади, XIX в. Барнаул: площадь Спартака, 10 Федерального значения Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» № 176 от 20.02.1995 221620437220006

После распада СССР в 1991 г. в Российской Федерации происходит изменение политики властей по отношению к религии и религиозным организациям. В Барнауле в 1991 г. во время визита патриарха Алексия II на Алтай, здание бывшей Никольской церкви, в котором до конца 80-х гг. ХХ в. размещался клуб Барнаульского летного училища, было передано общине верующих города, после проведения реставрационных работ храму был возвращен изначальный вид.

В 1993 г. был поднят вопрос о возврате религиозным организациям имущества (в том числе зданий), которого они были лишены в годы советской власти. Президентом

Российской Федерации Б. Н. Ельциным подписывается распоряжение № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23.04.93. В целях его выполнения главой администрации Алтайского края В. Ф. Райфикештом было утверждено постановление № 201 от 20 июня 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». В нем была утверждена программа осуществления поэтапной передачи в собственность или использование религиозными организациями культовых зданий и строений. На территории Барнаула планировалось передать четыре объекта [Алтай, 1999: 446-448] (табл. 3).

Таблица 3

Программа поэтапной передачи культовых объектов края религиозным объединениям (Приложение к постановлению администрации края № 201

от 20.07.93)

№ п/п Наименование и место расположения объекта строительства Дата строительства Использование Условия Порядок и сроки передачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Костел, памятник архитектуры местного значения, Барнаул 19091910 гг. Аптека №4 Римско-католическая община претендует на здание костела. Чтобы передать здание, необходимо решить перевод аптеки № 4 Во вторую очередь (1995-2000 гг.)

7. Знаменская церковь, памятник архитектуры местного значения, Барнаул 1912 г. Передана в пользовании церкви в 1992 г. Проводятся ремонтно-ре-ставрационные работы Барнаульским благочинием Ведутся ремонт-но-реставрацион-ные работы

8. Крестовоздвиженская церковь, памятник архитектуры местного значения,Барнаул 1902 г. Планетарий краевой организации общества «Знание» В дальнейшем по-прежнему может быть использован как планетарий В первую очередь 1995 г.

9. Церковь Димитрия Ростовского, памятник архитектуры республиканского значения, Барнаул 18331834 гг. Общество инвалидов Центрального района Барнаульское благочиние претендует на право пользования. Здание аварийное, требует ремонта и реставрации. Нужно государственное финансирование Во вторую очередь (19952000 гг.) по требованию прихожан

Из данного перечня, согласно обозначенным датам, в срок были переданы Знаменская церковь и церковь Димитрия Ростовского. Передача остальных объектов по разным причинам затянулась вплоть до 2010-х гг.

Передачи здания костела (см. рис. 9), несмотря на постановление администрации Алтайского края, католическая община Барнаула добивалась больше 25 лет. В январе 1996 г., уже при губернаторе Л. А. Коршунове, краевой центр «Наследие», распоряжавшийся памятниками культуры, отказал в передаче здания и вплоть до второго срока А. Б. Карлина, очередного главы региона, никаких решений по зданию не принималось. В 2013 г. губернатор подписал распоряжение, в соответствии с которым объект должен был передан католической общине не позднее 3 февраля 2018 г. Но осенью 2017 г. А. Б. Карлин отменил все решения и предложил депутатам АКЗС одобрить безвозмездную передачу здания Барнаулу, которое было принято депутатами. Губернатор пояс-

нил свое решение тем, что «об этом ходатайствует мэрия. И, к тому же, общественность просит не переносить аптеку в другое место» [Скалон, 2019а]. В августе 2019 г. в ходе очередного судебного разбирательства между представителями католической общины и городскими властями арбитражный суд утвердил мировое соглашение, согласно которому мэрия Барнаула передаст католикам здание на пр. Ленина, 44 в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в силу, что и было исполнено в декабре 2019 г. [Скалон, 2019б].

Рис. 9. Здание Римско-католического костела: 1 — фотография начала ХХ в. [Барнаул = Barnaul: фотоальбом, 2007:44]; 2 — современный вид

Рис. 10. Планетарий в бывшем здании Крестовоздвиженской церкви, 60-е гг. ХХ в. [Все только начинается... История Барнаула]

Процесс передачи здания бывшей Крестовоздвиженской церкви в распоряжение РПЦ также затянулся на несколько десятилетий. Основной проблемой являлась судьба планетария, действующего с 1950-х гг. в здании этой церкви (см. рис. 10). В 2014 г. администрация города утвердила план мероприятий по передаче здания, в рамках которого должны были найти новое помещение для планетария до 1 июля 2018 г. В 2019 г. для переезда было предложено здание бывшего кинотеатра «Родина», после того как его освободит театр кукол «Сказка», временно разместившийся в нем на период реставра-ционно-строительных работ здания кукольного театра, которые должны были закончиться в 2020 г. [Перегудова, 2018].

Необходимо отметить, что, помимо передачи зданий, были сделаны попытки восстановления ряда объектов, которые были физически утрачены в советское время, на их исторических местах: часовня Александра Невского (2006 г.) на пр. Ленина, храм святого Иоанна Предтечи (2017 г.) в Нагорном парке. В 2011 г. администрация Барнаула также передала здание бывшего кинотеатра «Алтай» (которое к тому времени находилось в аварийном состоянии) Барнаульской епархии, на месте которого до 1939 г. располагалась Троицкая церковь. В настоящее время после сноса старой конструкции основные строительные работы по возведению нового храма были завершены.

На примере Барнаула отношение к зданиям, изначально принадлежавшим тем либо иным конфессиям, в советское время по большей части было утилитарным. В рамках проводимой антирелигиозной политики многие храмы были закрыты властями, а также по инициативе местных религиозных общин, не имеющих возможность в сложившихся условиях нести бремя содержания своих зданий. Случаи физического уничтожения построек в общей массе были невелики, они вызвались практической потребностью (новое строительство). Большая часть бывших храмов и церквей была перепрофилирована под разное хозяйственное назначение. Во второй половине ХХ в., после переосмысления необходимости сохранения и охраны объектов культурного наследия, в том числе после принятия Закона 1978 г., отношение к бывшим храмам, церквям и другим культовым строениям начало меняться, и уже с конца 80-х — начала 90-х гг. ХХ в. они стали включаются в перечень памятников истории и культуры. В постсоветское время начинается процесс возвращения церковной собственности. На сегодняшний день многие сохранившиеся культовые здания Барнаула были переданы как РПЦ, так и другим конфессиям и восстановлены ими. Тенденцией 2000-х гг. также стало восстановление раннее физически утраченных объектов с их воссозданием на прежнем месте, максимально приближено к оригинальному облику.

Благодарность

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РНФ по теме: «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX-XX вв.» (проект № 19-18-00023).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1907 План Барнаула // Старые карты России и зарубежья. URL: http://www.retromap. ru/m/#141907_53.33677,83.782912 (дата обращения: 07.02.2020).

Алтай. Годы созидания. 1939-1999. 60 лет Алтайскому краевому Совету народных депутатов: сборник документов. Барнаул, 1999. 531 с.

Барнаул = Barnaul: фотоальбом. Барнаул, 2007. 183 с.

Все только начинается... История Барнаула в фотографиях. Барнаул, 2010. 148 с.

Дегтярев Д., Клепиков Е. Тайны кованых оград: об истории ажурных кованых ограждений нашего города // Культура Алтайского края. 2019. № 2. С. 42-43.

Дегтярев Д. С. Историческая микробиография Барнаула (вторая половина XIX — начало XX века). Барнаул, 2019. 216 с.

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае: XVII — начало XX вв. Барнаул, 1997. 407 с.

Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг). Барнаул, 1999. 382 с.

Долнаков А. П., Долнакова Е. А., Зотеева Л. А., Степанская Т. М. Памятники архитектуры Барнаула. Барнаул, 1982. 160 с.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. URL: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-egrkn (дата обращения: 10.02.2020).

Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102010145&page=1&rdk=1#I0 (дата обращения: 10.02.2020).

К истории лютеранской церкви на Алтае // Евангелическо-лютеранская церковь на Алтае. URL: https://www.altay-kirche.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).

Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православне храмы Барнаула (1751-2001 гг.). Барнаул, 2001. 175 с.

Перегудова Р. Исход Барнаульского планетария. Здесь 30 лет молились и 70 — изучали звезды // Политсиб.ру. URL: https://politsib.ru/news/909-ishod-barnaulskogo-planetariya-zdes-30-let-molilis-i-70-izuchali-zvezdy (дата обращения: 10.02.2020).

Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 2: ХХ в. Барнаул, 2015. 194 с.

Скалон Н. Католики получили шанс вернуть себе здание костела в центре Барнаула // Altapress.ru. URL: https://altapress.ru/politika/story/u-barnaulskih-katolikov-poyavilsya-shans-vernut-sebe-zdanie-kostela-v-tsentre-goroda-236653 (дата обращения: 10.02.2020).

Скалон Н. Мэрия Барнаула вернет католикам бывший костел в центре города // Altapress.ru. URL: https://altapress.ru/realty/story/meriya-barnaula-soglasilas-peredat-katolikam-zdanie-bivshego-kostela-v-tsentre-goroda-252049 (дата обращения: 10.02.2020).

Храм в руинах. Что осталось от Свято-Троицкой церкви, построенной в Барнауле сто лет назад // Altapress.ru. URL: https://altapress.ru/zhizn/story/hram-v-ruinah-chto-ostalos-ot-svyato-troitskoy-tserkvi-postroennoy-v-barnaule-sto-let-nazad-87321 (дата обращения: 10.02.2020).

Храмы Алтайского края, находящиеся под угрозой исчезновения XVIII в. — XX в. // Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края, находящихся под угрозой исчезновения. URL: http://library.altspu.ru/redbook/monuments/3 (дата обращения: 10.02.2020).

Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX — начале XXI в. Барнаул, 2019. 268 с.

ХХ век. Барнаул в фотографиях. Собрание Веры Будянской. URL: http://retro.moi-barnaul.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).

REFERENCES

1907 Plan Barnaula [1907 plan of Barnaul]. URL: http://www.retromap. ru/m/#141907_53.33677,83.782912 (accessed February 07, 2020) (in Russian).

Altai. Gody sozidaniia. 1939-1999. 60 let Altaiskomu kraevomu Sovetu narodnykh deputatov. Sbornik dokumentov [Altai. Years of creation. 1939-1999. 60 years of the Altai regional Soviet of national's deputies. Collection of documents]. Barnaul, 1999. 531 s. (in Russian).

Barnaul = Barnaul: fotoal'bom [Barnaul = Barnaul: photo album]. Barnaul, 2007. 183 s. (in Russian).

Vse tol'ko nachinaetsia... Istoriia Barnaula v fotografiiakh [It's just beginning... The history of Barnaul in the photos]. Barnaul, 2010. 148 s. (in Russian).

Degtiarev D., Klepikov E. Tainy kovanykh ograd: ob istorii azhurnykhkovanykh ograzhdenii nashego goroda [Secrets of forged fences: about the history of openwork wrought iron fences of our city].Kul'tura Altaiskogo kraia [The Altai region culture]. 2019, no 2. S. 42-43 (in Russian).

Degtiarev D. S. Istoricheskaia mikrobiografiia Barnaula (vtoraiapolovina XIX — nachalo XX veka) [Historical microbiography of Barnaul (the latter half of the XIX century — in the early XX century)]. Barnaul, 2019. 216 s. (in Russian).

Dokumenty po istorii tserkvei i veroispovedanii v Altaiskom krae: XVII — nachalo XX vv. [Documents on the history of churches and faiths in the Altai region: XVII — in the early XX century]. Barnaul, 1997. 407 s. (in Russian).

Dokumenty po istorii tserkvei i religioznykh ob'edinenii v Altaiskom krae (1917-1998 gg) [Documents on the history of churches and religious associations in the Altai region (19171998 years).]. Barnaul, 1999. 382 s. (in Russian).

Dolnakov A. P., Dolnakova E. A., Zoteeva L. A., Stepanskaia T. M. Pamiatniki arkhitektury Barnaula [Monuments of architecture of Barnaul]. Barnaul, 1982. 160 s. (in Russian).

Edinyi gosudarstvennyi reestr ob'ektov kul'turnogo naslediia (pamiatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossiiskoi Federatsii. [Unified state register of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation] URL: https://opendata.mkrf. ru/opendata/7705851331-egrkn (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Ob okhrane i ispol'zovanii pamiatnikov istorii i kul'tury: Zakon RSFSR ot 15 dekabria 1978 g. [Law of the RSFSR «On the protection and use of historical and cultural monuments' from December 15, 1978 year]. URL:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102010145&page=1&rdk=1#I0 (accessed February 10 2020) (in Russian).

Illiustratsii. Chast' II. K Istorii Liuteranskoi tserkvi na Altae [Illustrations. Part II. On the History of the Lutheran Church].Availableat: https://www.altay-kirche.ru/ (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Krivonosov Ia. E., Skvortsova T. V. Pravoslavne khramy Barnaula (1751-2001 gg.) [The Orthodox churches of Barnaul (1751-2001 years)]. Barnaul, 2001. 175 s. (in Russian).

Peregudova R. Iskhod Barnaul'skogo planetariia. Zdes' 30 let molilis' i 70 — izuchali zvezdy [Exodus of the Barnaul planetarium. Here they prayed for 30 years and studied the stars for 70 years]. URL: https://politsib.ru/news/909-ishod-barnaulskogo-planetariya-zdes-30-let-molilis-i-70-izuchali-zvezdy (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Religioznyi landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredel'nykh regionov Tsentral'noi Azii. T. 2: XXh v. [Religious Landscape of the Western Siberia and Contiguous Territories of the Central Asia. — Volume II: XX centure]. Barnaul, 2015. 194 s. (in Russian).

Skalon N. Katoliki poluchil ishans vernut' sebe zdanie kostela v tsentre Barnaula [Catholics got a chance to regain the Catholic church building in the center of Barnaul]. URL: https:// altapress.ru/politika/story/u-barnaulskih-katolikov-poyavilsya-shans-vernut-sebe-zdanie-kostela-v-tsentre-goroda-236653 (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Skalon N. Meriia Barnaula vernet katolikam byvshii kostel v tsentre goroda [Barnaul city hall will return to Catholics the former Catholic Church in the city center]. URL: https:// altapress.ru/realty/story/meriya-barnaula-soglasilas-peredat-katolikam-zdanie-bivshego-kostela-v-tsentre-goroda-252049 (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Khram v ruinakh. Chtoostalos' ot Sviato-Troitskoi tserkvi, postroennoi v Barnaulesto let nazad [The church is in ruins. What remains of the Holy Trinity Church built in Barnaul a hundred years ago]. URL: https://altapress.ru/zhizn/story/hram-v-ruinah-chto-ostalos-ot-svyato-troitskoy-tserkvi-postroennoy-v-barnaule-sto-let-nazad-87321 (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Khramy Altaiskogo kraia, nakhodiashchiesia pod ugrozoi ischeznoveniia XVIII v. — XX v. [Church of the Altai region that are under threat of extinction in the XVIII-XX centuries.]. URL: http://library.altspu.ru/redbook/monuments/3 (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Etnoreligioznye protsessy v transgranichnom prostranstve Zapadnoi Sibiri, Kazakhstana i Mongolii v kontekste gosudarstvennoi politiki v XX — nachale XXI v. Barnaul [Ethnoreligious processes in the cross-border space of Western Siberia, Kazakhstan and Mongolia in the context of state-confessional policy in the XX — the beginning of the XXI centuries], 2019. 268 s. (in Russian).

XX vek. Barnaul v fotografiiakh. Sobranie Very Budianskoi [Of the XX century. Barnaul in the photos. Collection Very Budianskoi]. URL: http://retro.moi-barnaul.ru/ (accessed February 10, 2020) (in Russian).

Цитирование статьи:

Ожиганов А. Н. Религиозные здания Барнаула в контексте изменений государственно-конфессиональной политики в ХХ — начале XXI в. // Народы и религии Евразии. 2020. № 2 (23). С. 86-103. Citation:

Ozhiganov A. N. Religious buildings in Barnaul in the context of changes in State and Confessional policy in the XX — the early XXI Century. Nations and religions of Eurasia. 2020. № 2 (23). P. 86-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.