© Петровский Д.И.
ОВЦС МП
© Черепнева Е.А.
ИВ РАН
ПРАВОСЛАВИЕ В ИНДОНЕЗИИ (2007-2008)
17 мая 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. Это ставит ряд новых интересных вопросов наших взаимоотношений с индонезийскими православными. Индонезия является пока наверно единственной страной в Юго-Восточной Азии, где идет успешное развитие проповеди Православия и становление национальной Поместной Православной Церкви, что дает нам ощущение вечно живого апостольского служения, которое осуществляется в крайне непростых условиях.
Индонезия - пятая по величине страна в мире с населением более 240 млн. человек и первая в мире по численности мусульманского населения (почти 90% индонезийцев причисляет себя к мусульманам).
В VII-VIII веках в Индонезии проповедовали первые миссионеры из антиохийских (сирийских) христиан. Таким образом, несмотря на преобладающее мусульманское население, в Индонезии есть и христианские корни, слабые, но глубокие. Большинство индонезийцев не знают об этих корнях, но именно восточное Православие появилось в Индонезии раньше всех других христианских конфессий.
Сведения о появлении Православия в Индонезии в ХХ в. связаны с русскими. Об этом говорит история русских православных приходов на Яве 1920-х - 1950-х гг.
Проповедь Православия среди индонезийцев на новейшем этапе была начата в конце 80-х годов ХХ в. клириком Константинопольского Патриархата архимандритом Даниилом (Бам-бангом Дви Бьянторо). Позднее им была зарегистрирована в Министерстве по делам религии Индонезии «Индонезийская Православная церковь» (Gereja Orthodox Indonesia, GOI) - религиозная организация, насчитывающая около 2000 человек, которая, по мнению архимандрита Даниила (Бъянторо), должна
являться зонтичной организацией для всех православных общин в Индонезии.
В 1997 г. Константинопольский Патриархат сформировал митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии, которую возглавил митрополит Никита (Лулиас), в поле канонической ответственности которой была отнесена Индонезия. Политика Константинопольского Патриархата - эллинизация Православия, упразднение тенденции к созданию поместной церкви, пришла в противоречие с видением архимандрита Даниила, который стремится, не нарушая литургическую традицию Православия, внести этнокультурные черты различных народностей Индонезии в церковный обряд. Итогом конфликта стало церковное запрещение в служении для архимандрита Даниила и отлучение от причастия ряда мирян. Архимандрит Даниил выехал из Индонезии в США.
В связи со сложившейся ситуацией Маркус Тандибиланг, духовное чадо архимандрита Даниила, который по его просьбе обучался в Белгородской духовной семинарии РПЦ, был пострижен в монашество с именем Иоасаф (в честь святителя Ио-асафа Белгородского), рукоположен в священный сан и направлен в Индонезию. С апреля 2003 г. иеромонах Иоасаф (Танди-биланг) как клирик РПЦ занимается миссионерским служением в Индонезии и осуществляет пастырское попечение о российских соотечественниках. Русскоязычные верующие, а также дипломатические и прочие официальные представители, по своему статусу ассоциирующиеся с Россией и странами канонической территории РПЦ (Беларусь, Украина, Молдова и т.д.) посещают приход иеромонаха Иоасафа.
Пытаясь разрешить сложившуюся ситуацию, архимандрит Даниил обратился к помощи Русской Православной Церкви заграницей. Он был принят в лоно Русской Православной Церкви заграницей решением Архиерейского Синода РПЦЗ на заседании 26-28 октября 2004 года в Нью-Йорке. В начале 2005 г. им были отозваны семинаристы, обучавшиеся в России в духовных школах Русской Православной Церкви. Весной 2005 г. они были рукоположены в клирики РПЦЗ архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (Капралом) во время его визита в Индонезию и совершают свое служение в
разных городах Индонезии.
В последнее время прошла серия закрытия храмов и молитвенных домов ряда христианских конфессий, проведенная радикальными фундаменталистами. Власти отказываются препятствовать этим акциям, мотивируя тем, что все эти храмы являются «нелегальными», т.е. действующими без официальной регистрации и построенными без разрешения в жилых районах, что противоречит закону 1969 г. Это не всегда соответствует действительности, например, нападению подвергся легально зарегистрированный православный храм апостола Фомы в Джакарте, и только взвешенная позиция ктиторов храма помогла избежать конфликта.
В связи с состоявшимся объединением делегация Русской Православной Церкви посетила Индонезию с 6 по 13 декабря
2007 года. Визит состоялся по приглашению православных христиан Индонезии и по взаимному согласованию между архиепископом Сиднейским и Австралийско-Ново-Зеландским Иларионом (ныне - Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским) и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом для свидетельства о достигнутом единстве Русской Православной Церкви.
6 декабря 2007 года из Москвы в Джакарту прибыли заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков), благочинный Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью иеромонах Софроний (Китаев) и сотрудник ОВЦС МП Д.И. Петровский. Из Австралии в Джакарту прибыли архиепископ Сиднейский и Австралийско-Ново-Зеландский Иларион и чтец Александр Парамонов.
Вечером 6 декабря в помещениях храма в честь апостола Фомы в Джакарте состоялась встреча делегации единой Русской Православной Церкви с начальником генерального директората христианский сообществ Департамента религиозных дел Индонезии Я. Ласе. В ходе беседы обсуждались вопросы юридической регистрации православных общин в Индонезии. В настоящее время в директорате христианских сообществ зарегистрирована религиозная организация «Индонезийская Православная Церковь» (см. выше), через которую могут быть лега-
лизованы православные приходы канонических юрисдикций мирового Православия. В настоящее время в ее рамках зарегистрированы приходы Индонезийской миссии Русской Православной Церкви заграницей, достигнуто согласие о регистрации представительства Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Я. Ласе были переданы материалы о состоявшемся объединении Русской Православной Церкви.
В свою очередь Я. Ласе отметил известную из истории приверженность миссионеров Русской Православной Церкви к созданию национальных Церквей, что привело к созданию Китайской и Японской Православных Церквей. Он поддержал стремление РПЦ и РПЦЗ поддерживать национальную миссию и развивать национальную Православную Церковь Индонезии. По итогам встречи в ходе обсуждения с архиепископом Ила-рионом было решено пока ограничиться добавлением в устав организации «Индонезийская Православная Церковь», принадлежащей архимандриту Даниилу (Бъянторо), упоминания о том, что данная структура находится в каноническом ведении Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Вечером того же дня Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индонезии А.А. Иванов дал в честь высокой церковной делегации прием в своей резиденции. Он высоко оценил значение настоящего визита, отметив, что в настоящее время активно развиваются связи между Россией и Индонезией, и присутствие в Индонезии Православной Церкви русской традиции будет только способствовать углублению связей между русским и индонезийским народами. Епископ Марк отметил знаменательность начала визита в Индонезию, которое совпало с церковным празднованием памяти благоверного князя Александра Невского, покровителя российской дипломатии и миссии в Азии.
Непрекращающийся интерес к положению дел в Индонезии выразился также в том, что церковно-научным центром «Православная энциклопедия» в рамках проекта «Планета Православия» была снята серия о Православии в Индонезии, которая транслировалась по российскому телевидению в начале
2008 года.
8 декабря 2007 года архиепископ Иларион, епископ Марк и сопровождающие их члены делегации и клирики Индонезийский миссии РПЦЗ посетили домовый храм в честь равноапостольного князя Владимира, где совершает богослужения клирик Белгородской епархии Русской Православной Церкви иеромонах Иоасаф (Тандибиланг).
В тот же день во второй половине дня состоялась встреча членов делегации с православной общиной храма в честь апостола Фомы в Джакарте. Иерархи Русской Православной Церкви ответили на многие вопросы верующих, рассказали о состоявшемся воссоединении двух частей единой Русской Православной Церкви, выразили надежду, что достигнутое единство будет явлено и в Индонезии совместным служением клириков РПЦ и РПЦЗ. С удовлетворением было отмечено особое историческое значение нынешнего визита - это первое совместное служение архиереев единой Русской Церкви в Азии, и именно Индонезия, где активно развивается православная миссия, стала тем местом, где такое служение стало возможным.
9 декабря в домовом храма в честь равноапостольного князя Владимира архиепископ Иларион и епископ Марк в со-служении клириков РПЦ и РПЦЗ совершили первую совместную Божественную литургию в Азии. В знак церковного единства на часах епископ Егорьевский Марк возвел Василия Амоса Манупути в чтеца и иподиакона, а после Евхаристического канона архиепископ Иларион рукоположил его в сан диакона для дальнейшего служения во Владимирском храме. На богослужении присутствовали православные индонезийцы и наши соотечественники, российские дипломаты, которые обычно посещают именно Владимирский храм, так как иеромонах Иоасаф обучался в духовных школах Русской Православной Церкви, совершает богослужения частично на русском языке в полном соответствии с русской богослужебной традицией и может принимать исповедь на русском языке. После богослужения состоялась общая трапеза.
Днем состоялась встреча церковных иерархов Русской Православной Церкви с Дином Шамсуддином, председателем мусульманской организации «Мухаммадия», насчитывающей более 30 миллионов членов, членом группы стратегического
видения «Россия-исламский мир». В ходе теплой беседы, которая состоялась в помещении Центра диалога и сотрудничества между цивилизациями, председателем которой также является Дин Шамсуддин, стороны обменялись мнениями о развитии связей между Россией и Индонезией, диалога традиционных мировых религий, в частности православия и ислама, о возможности создания «союза Индонезии и России, России и исламского мира, который мог бы стать противовесом несправедливому однополярному миропорядку».
9 декабря 2007 года, в день памяти святителя Иннокентия Иркутского, первого епископа, назначенного в Китай и покровителя миссии в Азии, архиепископ Иларион и епископ Марк совершили в храме апостола Фомы в Джакарте Божественную литургию в сослужении клириков единой Русской Церкви. Богослужения собрали большое число верующих, как индонезийцев, так и представителей интернационального православного сообщества, проживающего в Джакарте. В тот же день делегация Русской Православной Церкви вылетела в Соло.
В храме в честь Преображения Г осподня в Соло высокую церковную делегацию тепло встречали клирики и миряне Индонезийской миссии РПЦЗ. Именно в Соло начался современный этап присутствия Православия в Индонезии- здесь появился первый храм в 1996 году. После приветствия гостей от имени общины был дан прием, который продолжился концертом традиционной яванской музыки.
10 декабря 2007 года, в день празднования Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» - главной святыни русского Зарубежья архиепископ Иларион и епископ Марк совершили Божественную литургию в Преображенском храме в Соло. После Божественной литургии архипастыри обратились со словами приветствия к собравшимся верующим. Архиепископ Иларион подчеркнул значимость состоявшегося торжества для всей полноты Русской Церкви и уникальность совместного служения в Азии.
После трапезы епископ Егорьевский Марк в сопровождении священников индонезийской миссии посетил храм великомученицы Екатерины и строящийся рядом храм в честь муче-
ника Фанурия (Константинопольский Патриархат) в Бойолали в пригороде Соло.
11 декабря в Преображенском храме состоялось завершающее архиерейское богослужение. Вечером делегация РПЦ прибыла на о. Бали, откуда в тот же день архиепископ Илларион вылетел в Австралию, а представители Отдела внешних церковных связей провели изучение вопроса о возможности открытии прихода Русской Православной Церкви на о. Бали
12 декабря по просьбе владельцев епископ Марк совершил освящение единственного в Индонезии русского ресторана «Славянка». 13 декабря делегация РПЦ во главе с епископом Марком вылетела в Москву.
Таким образом, в ходе визита была продемонстрировано достигнутое единство Русской Православной Церкви, состоялись совместные хиротонии новых православных священнослужителей в Индонезии, разобраны имевшие место трения между клириками РПЦ и РПЦЗ в Индонезии. Обеими сторонами было засвидетельствовано совместным служением стремление в мире трудиться на благо проповеди христианства в Индонезии. В настоящий момент в Индонезии трудится 18 священнослужителей единой Русской Православной Церкви.
На основании достигнутых в декабре 2007 году соглашений с председателем мусульманской организации «Мухамма-дия» Дином Шамсуддином делегация Русской Православной Церкви в составе сотрудников ОВЦС священника Георгия Ро-щина и Д.И. Петровского в июне 2008 года приняла участие в проходившем в Джакарте втором Всемирном мирном форуме (весьма представительный форум стран ЮВА, в первом форуме участвовал премьер Малайзии и проч. ведущие политики и общественные деятели региона), который организуется этой второй крупнейшей по численности мусульманской организацией Индонезии.
В настоящее время из-за кадровой политики главы Индонезийской миссии РПЦЗ архимандрита Даниила (Бьянторо) храм апостола Фомы в Джакарте не имеет постоянного священника, службы совершаются нерегулярно. Во время пребыванию в Джакарте священник Георгий Рощин совершил в храме апостола Фомы Божественную литургию на русском и ин-
донезийском языках совместно с клириком РПЦ иеромонахом Иоасафом (Тандибилангом) и клириком Индонезийской миссии РПЦЗ священником Борисом Бамбангом Рахади Сетиаваном, а также крещение младенцев - детей российских дипломатов.
В рамках этого визита состоялась, как уж говорилось, рабочая встреча делегации РПЦ с начальником генерального директората христианских сообществ Департамента по делам религий Индонезии доктором Ясоном Ласе. В ведении его находятся все христианские номинации, за исключением католиков. Департамент не осуществляет управление религиозной деятельностью и не вмешивается на регулярной основе во внутреннюю жизнь религиозных сообществ. Религиозные организации имеют право напрямую взаимодействовать с любыми другими организациями (государственными, общественными), они предоставляют отчет о своей деятельности в департамент один раз в год. Организации сами определяют, о чем информировать государство. Священнослужители могут работать в соответствующих директоратах, сохраняя при этом свое священническое служение, но не имеют права использовать свое служебное положение для лоббирования интересов своих религиозных групп.
Регистрация религиозной организации осуществляется на 5 лет в случае соответствия определенным требованиям, после чего проходит перерегистрация. Возможно приглашение священников из-за границы для пребывания и служения на постоянной основе, но не должен при этом нарушаться принцип ин-донезиации (если данное служение может исполнять индонезиец, то ему отдается предпочтение и иностранец не может на это претендовать).
Чувствительным моментом для всех явилась смерть священника Индонезийской миссии РПЦЗ Григория Момонгана, который погиб в автокатастрофе в феврале 2008 года. После этого трагического события со стороны РПЦ была налажена регулярная финансовая помощь православному духовенству.
По итогам декабрьского визита 2007 года резко ухудшилось отношение индонезийских клириков Константинопольского Патриархата к клирикам РПЦ и РПЦЗ, в том числе и к иеромонаху Иоасафу (Тандибилангу), с которым большинство
из них поддерживало нормальные отношения. В значительной мере это связано с тем, что со стороны РПЦ и РПЦЗ была продемонстрирована поддержка архимандрита Даниила (Бъянторо). В частности, антрополог священник Стефан Хедли (Франция) впервые за много лет был негативно встречен в Индонезии константинопольскими клириками, поскольку он является священником Московского Патриархата.
Каноническое положение архимандрита Даниила до настоящего момента является не полностью урегулированным. Фактически он признан в сущем сане со стороны РПЦ, что подтвердили совместные служения в Индонезии в 2007 году. С другой стороны, ответа на направленное архимандритом Даниилом в адрес Константинопольского Патриарха обращение о выдаче ему отпускной грамоты не поступило. Вместо этого но-воназначенный митрополит Гонконга Нектарий (Цилис) несколько раз призывал архимандрита Даниила посетить Гонконг как клирика Константинопольского Патриархата и урегулировать свои отношения с ним, как новым правящим архиереем. Не дождавшись ответа, он направил архимандриту Даниилу вызов в церковный суд.
Сам архимандрит Даниил проводит основное время в США, мотивируя это необходимостью сбора средств для миссии в Индонезии. Это приводит к тому, что деятельность Индонезийской миссии РПЦЗ находится в стагнированном состоянии с фрагментарными всплесками активности в период немногочисленных визитов архимандрита Даниила. Любая миссионерская активность кого-либо им не приветствуется. Как следствие - среди клириков Индонезийской миссии РПЦЗ распространены дух избранничества, экзальтация и клановость, которые в наложении на особенности национального характера приобретают крайне преувеличенные формы.
Вместе с тем простые верующие (в отличие от духовенства Индонезийской миссии РПЦЗ) выражают серьезную озабоченность неорганизованностью церковного администрирования, чрезмерно массовыми хиротониями неподготовленных людей и надеются иметь в Индонезии структуру РПЦ в прямом подчинении Московского Патриархата. Крайне желательным, по их мнению, будет направить в Индонезию на время опытно-
го священника РПЦ (лучше из монашествующих) для литургической подготовки священников, передачи монашеской традиции и опыта организации приходов.
Стоит надеяться, что только совместными трудами всех подвизающихся на ниве Христовой в Индонезии будет достигнуто желаемое, и среди семьи православных церквей появится новая молодая поместная Церковь - Православная Церковь Индонезии. Для достижения этого результата требуется много трудов, такта, понимания церковных традиций и национальных особенностей. Отрадно сознавать, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата оказывает наиболее деятельное содействие этому важному делу.