Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ'

ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В АФРИКЕ / ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ / АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лытус А.С., Абрамов А.И.

В статье рассмотрены история возникновения и современное состояние православия в Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOXY IN AFRICA

The article analyzes the history and modern position of the Orthodox Church in Africa.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВИЕ В АФРИКЕ»

Иеромонах ГЕРМАН (Лытус), кандидат богословия, старший преподаватель СПДС, протоиерей Алексий АБРАМОВ, старший преподаватель СПДС

Православие в Африке

Аннотация: В статье рассмотрены история возникновения и современное состояние православия в Африке.

Ключевые слова: история христианства в Африке, православие в Африке, Александрийский Патриархат.

Актуальность исследования зарождения и развития христианства в Африке обусловлена тем, что Черный континент — это регион, где религиозная жизнь в настоящее время развивается наиболее интенсивно и противоречиво. В ряде стран отмечается рост числа приверженцев христианства, в том числе православия (например, в Бенине), тогда как в других они находятся под угрозой насильственного обращения и физического истребления (Мали). Если история Александрийского Патриархата представлена в научной литературе достаточно широко, то исследование современного состояния африканского православия находится на стадии зарождения; отсутствует анализ богословия и практики новых православных общин, оценка перспективности африканского направления в миссионерской деятельности.

Христиане в Северной Африке появились вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа — в местах компактного расселения евреев. Евреи начали селиться в Египте со времен завоевания Иерусалима и разорения Северного царства в 586 году до Р. Х. Навуходоносором. К началу новой эры в регионе, вошедшем в состав Римской империи, проживало до миллиона евреев. Иудеи составляли до трети населения

крупнейшего города египетского диоцеза — Александрии1. Александрия значима для истории Церкви тем, что именно здесь был создан перевод Библии на древнегреческий язык — Септуагинта, писал свои трактаты Филон, возникла экзегетическая традиция, оказавшая впоследствии огромное влияние на христианских богословов. В Александрии были созданы книги, не вошедшие в библейский канон, но обеспечившие преемственность между Ветхим и Новым Заветом.

Диаспора поддерживала духовные контакты с Палестиной, и вскоре после событий, связанных с земным служением Спасителя, Благая весть стала достоянием иудеев рассеяния. По данным «Церковной истории» епископа Евсевия Кесарийского, в Александрии проповедовал апостол Марк, прибывший в Египет в 42 году и принявший здесь мученическую кончину от рук язычников. Вплоть до IX века его мощи покоились в Александрии и были объектом паломничества христиан всего мира (в настоящее время находятся в Каире). Таким образом, Александрийская Православная Церковь основана непосредственно апостолом, является одной из древнейших, поэтому обладает особым авторитетом в вопросах вероучения2.

Вскоре Церковь преодолела узкие националистические рамки и включила в свой состав бывших язычников: как греков-иммигрантов, так и местных жителей — коптов. Из Нижнего Египта Евангелие проникло в Средний и Верхний Египет и прилегающие провинции, в Нубию, Эфиопию и Абиссинию. Христианская вера также очень быстро распространилась по северным регионам континента — Мавритании

1 Басалова Н.С. Политика урбанизации Птолемеев: социально-правовой состав населения Александрии // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 304.

2 Александрийский патриархат // Православная энциклопедия. Т. 1 / URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html (дата обращения 19.06.2021).

и Нумидии. В начале IV века, при правителе Эзане, христианство объявлено официальной религией государства Ак-сум3.

Первые столетия существования христианства в Северной Африке проходили в условиях гонений, которые носили в Египте особенно ожесточенный характер. В IV веке христианство стало легитимной религией, однако вопросы догматики, устава, иерархических отношений находились в состоянии становления. Если «раннему христианству была свойственна определенная вероучительная свобода, когда нормы веры и нравственности брались не столько из канонического собрания авторитетных книг, сколько из собственного опыта христианской жизни "в духе"»4, то после принятия христианства в качестве государственной религии было необходимо очертить границы ортодоксии.

Учителя и богословы приступили к разработке инструментария для адекватной оценки различных явлений церковной жизни. Положительным побочным эффектом постоянной борьбы с альтернативными движениями было то, что в полемике с еретиками Церковь оттачивала собственные догматические формулировки. В Северной Африке сформировалось два духовных центра — Александрия и Карфаген, где творили такие известнейшие богословы, как Тертул-лиан, святитель Климент, Ориген, святитель Киприан, святитель Афанасий, блаженный Августин, уроженец г. Тагаста (территория современного Алжира, г. Сук-Ахраст).

Но Северная Африка стала также местом развития и пропаганды различных ересей — гностицизма, арианства, монофизитства и монофелитства. В результате в 451 году от Александрийской Церкви отделилось значительное

3 Шафф Ф. История христианства. Т. 2: Доникейское христианство. 100-325 гг. по Р.Х. СПб.: Библия для всех, 2007. С.32-33.

4 История Древней Церкви. Часть I: 33-843 гг. Учебное пособие / Под общ. ред. К. А. Максимовича. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С.148-150.

число священства и прихожан, не принявших результаты Халкидонского собора. Таким образом, начала развиваться африканская монофизитская церковь, давшая начало также церкви в Эфиопии5.

Первоначально национальный вопрос не имел большого значения в данном церковном раздоре, но постепенно костяк Александрийского Патриархата составили греки и примкнувшие к ним арабы, а монофизитами стали египтяне-копты, причем последние превосходили по численности сторонников канонической Александрийской Церкви вплоть до середины XX века. Возможно, фактор этнического и религиозного разнообразия Египта стал питательной почвой для распространения в регионе различных ересей. «Здесь изначально отсутствовало единство христианского учения и та систематичность христианской миссии, которая была характерна для деятельности ап. Павла в Европе»6.

История православия в Африке знаменательна также тем, что здесь начало интенсивно развиваться монашество. Аскетизм в регионе имеет древние иудейские корни. О существовании в Египте аскетической группы терапевтов известно благодаря сочинению Филона Александрийского «О созерцательной жизни». Терапевты проживали к западу от Александрии, в пустынной местности, близ источника проточной воды. Однако, основываясь на указании самого Филона, ясно, что терапевты не представляли одну монашескую группу у Мареотидского озера7. Возможно, что терапевты жили по всему Египту, занимались трудовой

5 Крылов Г.Л. О перспективах преодоления антихалкидонского раскола в свете современного коптского богословия // Христианство на Ближнем Востоке. 2017. №. 4. С. 90.

6 Александрийский патриархат // Православная энциклопедия. Т. 1 / URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html (дата обращения 19.06.2021).

7 Филон Александрийский. О созерцательной жизни // Тексты Кум-рана. Вып. 1. М.: Наука, 1971. С.378-390.

деятельностью, подобно палестинским ессеям. Группу же живших аскетов возле Александрии можно рассматривать как духовный центр терапевтов Египта.

Большинство ученых считает терапевтов ессеями, проживавшими в диаспоре. Объединив в себе иудейское сектантское благочестие и черты аскетизма и мистицизма греко-римского мира, терапевты выступили как иудейское протомонашество диаспоры. В опыте первых иудейских аскетов мы видим зарождение сотериологического мышления, согласно которому жизнь человека должна быть подчинена поиску путей спасения от последствий греха. Аскетизм небольшого количества иудеев в период Второго Храма стал фундаментом, на котором впоследствии возросло христианское иночество.

Точная датировка зарождения христианского иночества в Африке остается проблематичной. Можно утверждать, что монашество началось в конце III — начале IV века с отшельничества, вызванного потребностью в более строгом исполнении заповедей Христовых, чем это возможно было в миру. Часть исследователей объясняет бегство христиан на окраины империи массовыми, жестокими гонениями императоров-язычников. Другие ученые отмечают, что по мере распространения христианства его нравственные первоначальные нормы начинали размываться, в связи с чем возникла потребность возврата к идеалам первых христиан. Пустыни, предгорья и засушливые саванны Северной Африки стали идеальным местом для испытания духа. Жизнь в пустыне, помимо физических тягот и лишений, изолированности от людей, имела особый духовный смысл. В Евангелии лишенные водных источников, необитаемые места изображаются жилищем злых духов. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя (Лк. 11, 24; Мф. 12, 43). Поэтому «духовная брань», которую в пустынях выдерживали подвижники, считалась

самой жестокой. О масштабах иноческого движения можно судить по следующему факту: к моменту арабского вторжения в Египте существовало около 600 монастырей8. Первоначальный импульс, зародившийся в Северной Африке, дал начало великой аскетической традиции во всем православном мире.

Несмотря на раскол, в ГУ-УП веках Александрийская Церковь процветала, поскольку город занимал выгодное экономическое положение, являлся житницей Византии и культурным оазисом в древнем мире. Поступательное развитие христианства в Северной Африке было прервано завоеванием территории мусульманами. Минимум гражданских прав и религиозных свобод гарантировался всеми исламскими правителями региона, но христиане часто становились жертвами народного фанатизма и произвола чиновников. Арабы проводили насильственную исламизацию населения, немногочисленные христианские общины существовали в отрыве от основного массива верующих. Приверженцы Александрийской Церкви в течение столетий могли лишь выживать. Они терпели притеснения не только от мусульманских правителей, но и от бывших собратьев-коптов, которые воспользовались ситуацией для захвата православных храмов.

В результате к началу Нового времени в Северной Африке число православных составляло около 500-600 человек, тогда как коптов около 150-160 тысяч. Александрийские православные выживали благодаря помощи других православных патриархатов. «Еще в средние века, после упадка Антиохии и Александрии как торговых городов империи, ослабляется и экономическая, а следовательно, и политическая роль этих патриарших престолов. Равноправие пяти патриарших престолов апостольского происхождения,

8 Блохин В.С. История поместных Православных Церквей: учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 48.

о котором столько писали византийские канонисты, стало историческим воспоминанием»9.

Ситуация для Православия в Африке улучшилась в XIX — начале XX века, когда Египет попал в сферу интересов европейских держав и его инфраструктура начала развиваться мощными темпами. Это был период активного роста экономики Африки, освоения ее недр. Создались условия, благоприятные для иммиграции на континент европейцев, становившихся локомотивом цивилизационного развития. Среди иммигрантов присутствовали греки, сербы, русские — народы, традиционно исповедовавшие православие. В колониях они создавали общины и возводили храмы. Перед перспективой получения прибыли религиозные противоречия отступили на второй план. Число духовных детей Александрийской Церкви к началу XX века выросло до 100 тысяч человек, православное присутствие распространилось на юг от Сахары. Первые африканцы крещены в православную веру в Танзании в 1925 году. Позже Патриарх Александрийский Мелетий II открыл епископские кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Триполи, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии, основал духовную семинарию для подготовки кадров духовенства из числа местного населения. В 1946 году приняты в каноническое общение самостоятельно образованные православные церкви Кении и Уганды10.

Следующий этап в истории африканского христианства в целом и православия в частности тесно связан с процессами деколонизации. Накануне окончания Второй мировой войны большая часть территории континента, кроме четырех стран (Египта, Эфиопии, Либерии, Южно-Африканского союза),

9 Герд Л.А. Россия и Александрийский патриархат в 1840-1870-х гг. (по документам петербургских архивов) // Петербургский исторический журнал. 2018. № 1 (17). С. 140.

10 Александрийский патриархат // Православная энциклопедия. Т. 1 / URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html (дата обращения 19.06.2021).

входила в состав европейских держав в статусе колоний или контролируемых территорий11. При множестве недостатков колониальная система обеспечивала стабильность. Белые специалисты создавали предприятия, строили дороги, аэропорты, больницы, учебные заведения и, конечно, церкви, которые вместе с колонистами посещали местные жители.

Крещение давало африканцам возможность приобщения к плодам европейской цивилизации. Благодаря просветительской деятельности европейцев, африканцы получали образование и хорошо оплачиваемую работу, среди них сформировалась местная элита, которая впоследствии возглавила движение за освобождение от власти метрополий.

Во второй половине XX века отношение европейцев к колониям резко изменилось, в обществе большую популярность приобрели идеи суверенитета и права наций на самоопределение, к тому же колонии стали экономически невыгодными. В течение последующих трех десятилетий жители Черного континента обрели желанную независимость. Не отрицая полного права африканцев на обретение собственной государственности, нельзя не отметить, что деколонизация сопровождалась разрушением инфраструктуры, созданной европейцами. Получив свободу, население большинства стран Африки увязло в гражданских войнах, что привело к обострению экономических проблем. С уходом колонизаторов, выполнявших во многом роль арбитра, основанное на осознании религиозных и культурных особенностей взаимное недоверие этнических групп вылилось в кровавое противостояние между племенами.

В отношении белых был развернут геноцид, вынудивший их эмигрировать. Постоянное насилие стало причиной гибели и бегства также миллионов африканцев, многие из которых исповедовали христианство. В период деколонизации

11 Трошин Ю.А. Курс лекций. «История стран Азии и Африки в Новейшее время». М.: Весь мир, 2004. С. 473.

разрушению подверглись сотни храмов и прекратили свое существование христианские общины во многих странах. Деколонизация в целом ухудшила положение африканских народов12.

В результате процессов деколонизации и «исламской революции» конфигурация сторонников христианства и ислама на Черном континенте претерпела существенные изменения. Христианство находится на грани исчезновения в том регионе, где оно зародилось, — в Северной Африке, тогда как к югу от Сахары наблюдается интенсивный рост количества приверженцев Христа. Наиболее сложным является положение христиан в странах Магри-ба (Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан, Тунис), тяготеющим к арабскому миру. Несмотря на то, что христианство возникло на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сегодня здесь самая низкая концентрация христиан (около 4% населения) и наименьшее количество христиан (около 13 млн.) из всех крупных географических райо-

нов13.

Христиане подвергаются насилию в государствах, где ислам исповедует более половины населения (Буркина-Фасо, Мали, Мозамбик, Нигер, Сомали, Сьерра-Леоне, ЦАР, Чад, Эритрея и др.). Правительства мусульманских регионов систематически предпринимают антиконституционные попытки искоренить христианство. В начале XXI столетия ситуация для христиан ухудшилась в связи с деятельностью исламских фундаменталистов, которые считают христианство причиной всех бедствий Африки и призывают к очищению земли от «неверных».

12 Трошин Ю.А. Курс лекций. «История стран Азии и Африки в Новейшее время». М.: Весь мир, 2004. С. 514.

13 Глобальное христианство // Pew Research Center / URL: https:// www.pewforum.org/2011 /12/19/global-christianity-exec/ (дата обращения 18.06.2021).

Нестабильная ситуация сложилась в Нигерии, где соотношение христиан и последователей Мухаммеда примерно одинаковое. Группировка радикальных мусульман «Боко харам» регулярно устраивает в стране террористические акты, направленные против христиан. Радикальные мусульмане отвергают конституционное устройство светских государств как не соответствующее нормам мусульманской религии. Они добиваются создания исламского теократического государства на основе шариата и восстановления халифата в качестве мирового объединения мусульман. Для исламских фундаменталистов характерно применение насильственных методов. «При этом речь идет не просто об уничтожении людей, но даже и самой памяти о том, что в этих местах когда-то зародилось христианство, — за счет вычищения христианского наследия»14.

Напряженность во взаимоотношениях христиан и мусульман отмечалась с момента встречи этих религий. Противопоставление в разных видах пронизывает всю культуру и является одним из главных концептов всякого коллективного мироощущения. Однако в XXI веке это противопоставление превратилось в противоборство с катастрофическими последствиями для участников конфликта. Столкновение цивилизаций оборачивается геноцидом определенных групп. Резко изменяется характер межэтнического и межрелигиозного общения, число христиан в мусульманских странах сокращается. Судьба христианства в Африке — это не только религиозная проблема, но и составная часть вопроса, какие общества будут на карте этого континента, какие миграционные потоки ожидают Европу в будущем.

14 Карева Л.А., Лаврентьева К.А. Преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке // Вестник научных конференций. 2016. № 12. С. 67.

Тем не менее, Африка остается в мире регионом с самым быстро растущим христианским населением. «Число христиан за столетие с 1910 г. до 2010 г. увеличилось с 7 млн. до 470 млн. чел. (21% христиан в мире, 48,3% общей численности населения Африки)»15. Появление миллионов христиан в странах Южной и Центральной Африки — во многом результат активной миссионерской деятельности европейских проповедников на протяжении XIX-XX века. В середине XX века миссионеры Европы, несмотря на значительные вероисповедные отличия, объединились в так называемое «Лозаннское движение» (по месту первой конференции в 1974 году). Сторонники движения считали, что «социальная деятельность (организация больниц, школ, небольших предприятий, строительство дорог и т. п.) — "ключ" к христианизации местного населения. Результатом их активности стала глобальная евангелизация — распространение христианства в странах Азии и Африки. Приобретя себе здесь паству, христианство фактически обеспечило свое будущее, ведь ныне более 80% прироста населения мира происходит именно за счет жителей развивающихся стран»16.

Согласно демографическим прогнозам международного исследовательского центра Pew Research Center, христианское население мира смещается на юг в течение последнего столетия и, вероятно, тенденция сохранится в течение следующих сорока лет. В целом ожидается, что процентное соотношение христиан и представителей других религий останется неизменным. При этом количе-

15 Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по новой и новейшей истории Тропической и Южной Африки / под ред. А. С. Бале-зина и др. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. С. 34.

16 Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Глобальная миссионерская деятельность христианских церквей: пространственный аспект в XX — начале XXI в. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 111-117.

ство христиан в Европе будет сокращаться, в то время как доля христиан в странах Африки к югу от Сахары резко возрастет. Почти половина христиан мира уже проживает на черном континенте, в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. К 2050 году, по мнению специалистов Pew Research Center, в этих двух регионах будет проживать шесть из десяти христиан17.

Политические процессы отразились и на судьбах православия в Африке. Во второй половине XX века православные греки были вынуждены массово эмигрировать из Египта, их число сократилось с 250 тысяч в 1952 году до 10 тысяч и менее человек в настоящее время. Однако именно в этот период Александрийский Патриархат активизировал свою миссионерскую деятельность и приобрел наибольшее за всю историю своего существования количество духовных детей. В настоящее время в Африке и на Мадагаскаре действует 19 епархий Александрийской Православной Церкви (АПЦ), более 400 приходов, около 1 млн. прихожан; богослужение ведется на 30 местных языках. Наиболее многочисленная православная община сформировалась в Кении (650 тысяч человек), также в Танзании (30 тысяч) и Уганде (1 тысяча). Подготовка священнослужителей ведется с 1982 года в Патриаршей школе имени архиепископа Макария III в г. Найроби18.

Интересна история возникновения православной общины АПЦ в Бенине. Местный житель, горячо молившийся об исцелении заболевшего сына, объединил вокруг себя нескольких христиан протестантских деноминаций. Когда их молитва была услышана, они приняли решение порвать

17 Глобальное христианство // Pew Research Center / URL: https:// www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-exec/ (дата обращения 18.06.2021).

18 Александрийский патриархат // Православная энциклопедия. Т. 1 / URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html (дата обращения 19.06.2021).

с протестантизмом и примкнуть к истинной Церкви. Во сне было получено откровение, что таковой является Православная Церковь. В результате длительных поисков африканцам удалось встретиться с представителями АПЦ.

В 1997 году община была принята в каноническое общение с Александрийским Патриархатом19. Этот случай, помимо действия Промысла Божия, указывает также на причину принятия многими африканцами православия. Как известно, православие уступает католическим и протестантским миссиям в возможностях материальной поддержки обращенных. Однако в глазах африканцев православие не связано с позорными страницами работорговли. Привлекает их также богослужебный обряд, мелодичность православной литургии. Для других африканцев решающим фактором является древность православия, наличие апостольской преемственности.

Помимо церквей Александрийского Патриархата, в Африке существуют эмигрантские приходы, формирующиеся в местах расселения сербов и русских. В Уганде образовалась крохотная община старообрядцев (150 человек), состоящая из местного населения20. Действует также Африканская православная церковь — неканоническая организация, синкретически объединяющая в богословии и практике восточные и западные обряды21.

В настоящее время число православных христиан в Центральной и Южной Африке составляет 7-8% от обще-

19 Максимов Г., свящ. Православие в Бенине // Православие.ру / URL: https://pravoslavie.ru/4223.htmll (дата обращения 17.06.2021).

20 Бондаренко Д.М. Из России с верой: появление старообрядчества в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке // Сибирские исторические исследования. 2018. №. 1. С. 167-199.

21 Burlacioiu C. Expansion Without Western Missionary Agency and Constructing Confessional Identities: The African Orthodox Church Between the United States, South Africa, and East Africa // Journal of World Christianity. Vol. 6. No. 1. 2016. pp. 82-98 / URL: https://www.jstor.org/ stable/10.5325/jworlchri.6.1.0082 (дата обращения 10.06.2021).

го числа населения22. Православные приходы в африканских странах выполняют функции культурных центров, при них открывают приюты, больницы, школы, действуют пункты раздачи воды, продуктов, лекарств. Миссионерская деятельность в Африке неотъемлемо сопровождается оказанием широкой гуманитарной помощи населению; число приверженцев православия неуклонно растет. «Православие в Африке, несмотря на многие столетия притеснений, не только не было уничтожено, но и заметно окрепло в последние годы. Намечается тенденция, что именно Александрийская церковь в ближайшие десятилетия станет второй по численности православной церковью в мире»23.

В настоящее время африканские государства конфессионально мозаичны. Православные христиане составляют значимое признаваемое меньшинство в странах Центральной и Южной Африки и подвергаются притеснениям в мусульманских регионах. Статус христианства в целом в Африке неоднозначен, несмотря на двухтысячелетнюю историю его присутствия на континенте. Динамика процессов секуляризации и десекуляризации, межобщинные конфликты, внутриконтинентальные и внешние миграции постоянно изменяют духовные характеристики африканского общества. Православие укрепляет свои позиции среди африканцев, поэтому как теоретическое изучение состояния православия в Африке, так и практическая деятельность по обращению африканцев представляются весьма перспективными.

22 Андреева Л.А. Христианство в тропической Африке (по данным социологических исследований) // Азия и Африка сегодня. 2013. № 3(668). С. 40.

23 Литвинов А.В. Православие в Африке: история и перспективы развития // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. С. 296.

Список использованных источников и литературы:

1. Александрийский патриархат//Православная энциклопедия. Т. 1/URL: https://www.pravenc.ru/text/82070.html (дата обращения 19.06.2021).

2. Андреева, Л. А. Христианство в тропической Африке (по данным социологических исследований)//Азия и Африка сегодня. 2013. № 3 (668). С. 38-40.

3. Басалова, Н. С. Политика урбанизации Птолемеев: социально-правовой состав населения Александрии/Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 303-306.

4. Блохин, В. С. История поместных Православных Церквей: учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004.

5. Бондаренко, Д. М. Из России с верой: появление старообрядчества в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке//Сибирские исторические исследования. 2018. №. 1. С. 167-199.

6. Герд, Л. А. Россия и Александрийский патриархат в 1840-1870-х гг. (по документам петербургских архивов)//Пе-тербургский исторический журнал. 2018. №. 1 (17). С. 139-162.

7. Глобальное христианство/ZPew Research Center/URL: https://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-exec/(дата обращения 18.06.2021).

8. Горохов, С. А., Дмитриев, Р. В. Глобальная миссионерская деятельность христианских церквей: пространственный аспект в XX — начале XXI вв.//Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 111-117.

9. История Древней Церкви: Часть I. 33-843 гг. Учебное пособие/Под общей редакцией К. А. Максимовича. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

10. Карева, Л. А., Лаврентьева, К. А. Преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке//Вестник научных конференций. 2016. № 12. С. 66-69.

11. Крылов, Г.Л. О перспективах преодоления антихалкидон-ского раскола в свете современного коптского богословия//Хри-стианство на Ближнем Востоке. 2017. №. 4. С. 89-103.

12. Литвинов, А. В. Православие в Африке: история и перспективы развития//Дошкольное и начальное образование: рас-

ширение образовательной среды: Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. С. 291-296.

13. Максимов, Г., свящ. Православие в Бенине//Правосла-вие.ру/URL: https://pravoslavie.ru/4223.htmll (дата обращения 17.06.2021).

14. Трошин, Ю. А. Курс лекций «История стран Азии и Африки в Новейшее время». М.: Весь мир, 2004.

15. Филон Александрийский. О созерцательной жизни//Тек-сты Кумрана. Вып. 1. М.: Наука, 1971. С. 378-390.

16. Черная Африка: прошлое и настоящее. Учеб. пособие по новой и новейшей истории Тропической и Южной Африки/под ред. А. С. Балезина и др. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016.

17. Шафф, Ф. История христианства. Т. 2: Доникейское христианство. 100-325 гг. по Р. Х. СПб.: Библия для всех, 2007.

18. Burlacioiu, C. Expansion Without Western Missionary Agency and Constructing Confessional Identities: The African Orthodox Church Between the United States, South Africa, and East Africa//Journal of World Christianity. Vol. 6. No. 1. 2016. pp. 82-98/URL: https://www.jstor. org/stable/10.5325/jworlchri.6.1.0082 (дата обращения 10.06.2021).

Hieromonk HERMAN (Lytus), candidate of Theology the Saratov Orthodox Theological Seminary, archpriest Alexy ABRAMOV, senior lecturer, the Saratov Orthodox Theological Seminary

Orthodoxy in Africa

Abstract: The article analyzes the history and modern position of the Orthodox Church in Africa.

Keywords: the history of Christianity in the Africa, the Orthodox Church in Africa, Patriarchate of Alexandria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.