Научная статья на тему 'Деятельность православных миссионеров в Восточной Африке'

Деятельность православных миссионеров в Восточной Африке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORTHODOXY / EAST AFRICA / FIELD RESEARCH / INTERVIEW / ACTIVITY OF THE ORTHODOX PRIESTS / ПРАВОСЛАВИЕ / ВОСТОЧНАЯ АФРИКА / ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНТЕРВЬЮ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Громова Нелли Владимировна, Урб Моника Райвовна

В статье излагается краткая история православия в Восточной Африке, и на основе личных бесед с православными священниками Танзании и Кении рассматривается деятельность православных церквей1. Помимо богослужений все православные священнослужители выполняют миссионерские функции, занимаясь просвещением и образованием местного населения, переводами религиозных материалов на местные африканские языки, оказывая медицинскую помощь, участвуя в строительстве школ, больниц и возведении новых православных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of the Orthodox Priests in East Africa

The purpose of this article is to give a short survey of Orthodoxy history in East Africa. Using certain information from private interviews with the orthodox priests in Tanzania and Kenya the article is focused on the activity of Orthodox Churches. Besides the church services all the orthodox priests fulfill their principal missionary functions through the providing more and better education among the native peoples, translations of religious materials in local African languages, first-aid treatment, and the building of schools, hospitals and Orthodox cathedrals.

Текст научной работы на тему «Деятельность православных миссионеров в Восточной Африке»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2016. № 1

Н.В. Громова, М.Р. Урб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРОВ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ

В статье излагается краткая история православия в Восточной Африке, и на основе личных бесед с православными священниками Танзании и Кении рассматривается деятельность православных церквей1. Помимо богослужений все православные священнослужители выполняют миссионерские функции, занимаясь просвещением и образованием местного населения, переводами религиозных материалов на местные африканские языки, оказывая медицинскую помощь, участвуя в строительстве школ, больниц и возведении новых православных храмов.

Ключевые слова: православие, Восточная Африка, полевое исследование, интервью, деятельность православных священников.

The purpose of this article is to give a short survey of Orthodoxy history in East Africa. Using certain information from private interviews with the orthodox priests in Tanzania and Kenya the article is focused on the activity of Orthodox Churches. Besides the church services all the orthodox priests fulfill their principal missionary functions through the providing more and better education among the native peoples, translations of religious materials in local African languages, first-aid treatment, and the building of schools, hospitals and Orthodox cathedrals.

Key words: Orthodoxy, East Africa, field research, interview, activity of the orthodox priests.

Появление православия в Восточной Африке относится к началу XX в., и первыми проповедниками этого конфессионального направления были греки. «Черное» православие впервые появилось в Кении2, где в 1929 г. возникли две ассоциации преподавателей кикуйю, одного их крупных этносов, которые открыли свои собственные православные школы и, кроме того, ставили целью создание некой новой «африканской церкви», отличной от протестантских «белых церквей».

1 См. также: Громова Н.В. Православие в Восточной Африке (личные впечатления) // Ломоносовские чтения. Востоковедение: тезисы докладов науч. конф. (Москва, 16 апреля, 2010 г.). М., 2010. С. 126-128; Хейз С. Православная миссия в тропической Африке // Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).

2 См.: Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. М., 1981. С. 219.

Епископу Африканской Православной Церкви в Южной Африке3 Даниилу Александру в результате неоднократных встреч с руководителями кенийских ассоциаций в 1935 г. удалось заложить православную семинарию и рукоположить двух священников и диаконов. Руководители этой Африканской Православной Церкви, которая не имела общения ни с одной поместной православной Церковью, начинают в это время вести переговоры с Александрийским Патриархатом о переходе под его юрисдикцию. В 1946-1952 гг. Православная Церковь в Кении быстро развивалась, но жестокое подавление антиколониального движения Мау-Мау привело к закрытию большинства православных храмов, а многие церкви и школы были сожжены. Основную массу православного духовенства заключили в концлагерь.

В 1958 г. указом патриарха и синода в Африке были утверждены три новых архиепископии: Центральноафриканская (Конго), Восточ-ноафриканская (Кения, Танзания и Уганда) и Западноафриканская (Камерун, Нигерия, Гана и др.).

В том же году Александрийским Патриархатом было создано Иринопольское4 архиепископство для подготовки пастырей в Кении, Уганде и Танзании. Впоследствии эта патриархия была разделена на Кенийскую и Иринопольскую (в пределах Кении и Танзании) и Кампальскую митрополию (в пределах Уганды). Вначале резиденция архиепископа располагалась в Дар-эс- Саламе, затем - в Кампале и Найроби. Во время своего визита в Кению в 1971 г. архиепископ Макариос III, первый президент независимого Кипра, заложил первый камень в основание православной семинарии на территории, подаренной для церковных нужд первым президентом независимой Кении Джомо Кениатой.

В результате значительного роста числа православных в Восточной Африке произошло административное разделение церквей: в 1999 г. в пределах восточной Танзании была образована Дар-эс-Саламская митрополия с кафедрой в Дар-эс-Саламе, выделенная из Кенийской епархии; в ее ведение также вошла территория республики Сейшельские острова. В городе Букоба находится резиденция местного танзанийского епископа Джонаса (африканца по происхождению). На него возложено руководство Православной миссией в Западной Танзании. На западном побережье озера Виктория проживает и большинство православных.

3 Г.А. Шпажников в разделе о христианстве в Южной Африке отмечает, что православия придерживаются в основном греки и группа русских - сторонники русской православной церкви (карловацкого раскола). См.: Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. М., 1981. С. 282.

4 Дар-эс-Салам в переводе на греческий язык - Иринополь «город мира».

Архиеписком Иринопольским и Кенийским в настоящее время является Макарий (грек по национальности), так же как и митрополит Димитрий в Танзании. Православные Уганды имеют своего собственного митрополита Феодора. Владыка Феодор стал первым известным в истории «черным» епископом Православной церкви.

Александрийская Православная церковь насчитывает около шести миллионов верующих. Папа и патриарх Александрийский и всей Африки - Феодор II (грек по национальности). До принятия священного сана он служил миссионером и вел активную деятельность в Камеруне, Зимбабве, Малави, Мозамбике, Анголе. До этого изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете (и он прекрасно владеет русским языком). В октябре 2004 г. митрополит Феодор был избран на патриарший престол. Феодор II, единственный из предстоятелей других церквей в патриаршем сане, участвовал в интронизации московского патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя в 2009 г.

В Танзании есть две православных церкви в Дар-эс-Саламе, шесть церквей - в Иринге, кроме того есть церкви в Моши, Аруше, Додоме, Мбейе, Морогоро и Килосе. В северо-западной Танзании более 150 православных общин и около 45 тысяч прихожан, четыре церкви построены как в епархиальном городе Букоба, так и около 30-ти церквей в некоторых деревнях этого региона. Есть также православная семинария и один женский монастырь в Иринге.

В Кении в 1982 г. на средства Кипрского Архиепископа было построено здание митрополии, техническая школа, подаренная затем Церковью государству, и православная семинария. С тех пор Митрополия стала значительно больше и в данный момент насчитывает свыше 200 приходов и около 100 священников. Общая численность православных здесь колеблется между 300-500 тыс. человек. Семинария имеет всеафриканское значение - в ее стенах проходят обучение будущие священнослужители из многих африканских стран. За время своего существования она подготовила около 200 священнослужителей.

В Уганде также действует митрополия Александрийской Православной церкви во главе с митрополитом Ионой Луангой. Митрополия объединяет четыре епархии, 80 приходов, 37 священнослужителей, восемь диаконов и один женский монастырь. При многих храмах имеются приходские школы-интернаты, где дети-сироты не только учатся, но живут и питаются за счет прихода. Здесь же они обучаются будущей профессии. В 1995 г. открыта семинария при Митрополии.

Тексты литургии, утрени, вечерни, чинопоследований, крещения, заупокойных служб и т.д. во всех трех странах Восточной Африки были переведены на местные языки.

Так, в церкви св. Параскевы в Дар-эс-Саламе на пасхальной службе, где присутствовали греки, эфиопы, русские, армяне и местные жители, звучали три языка: греческий, английский и суахили, а отдельные молитвы - на русском и амхарском языках. В Кении религиозные богослужебные и святоотеческие тексты переведены на 11 местных языков, в Уганде - на язык луганда.

На вопрос «Как вы пришли к православию?», заданный прихожанам-африканцам5, наши собеседники отвечали, что православная церковь оказывает большую социально-моральную и материальную поддержку местным верующим, но их также привлекает яркость и великолепие православного богослужения.

Как проводится крещение?

Диакон-танзаниец церкви св. Параскевы. - Крестят всех одинаково - и маленьких детей, и взрослых. В Иринге построена специальная купель, куда может войти даже взрослый человек. У нас в церкви такой купели нет, но крещение - это обязательно много воды. Поэтому мы приносим воду и обливаем взрослого или ребенка водой. Должны быть крестные отец и мать. Бывает, что в один день крестятся около 500 человек.

Как Вы относитесь к местным традициям? Допустимо ли прибегать к ним во время богослужений?

Архиепископ Макарий. - Я всегда подчеркиваю, что православие не ставит целью лишить местное население традиций племени, обычаев отцов и матерей. Надо использовать все, что хорошо и что согласуется с православными христианскими традициями. Я говорю своим прихожанам: «Притчи и поучения ваших старцев наполнены большой мудростью и глубоким смыслом. Вы любите ваши прекрасные традиции, традиционные наряды, костюмы, народные музыкальные инструменты и хотите их сохранить. Я повторяю, не оставляйте их, сохраните свои традиции в том виде, в каком приняли их от своих мудрых предков. Наполненные православным христианским содержанием, они станут еще крепче». Я сам на встречах с молодыми христианами танцую вместе с ними под звуки народных инструментов.

5 В беседе с диктором крупнейшего арабского телеканала «Аль-Джазира» известный шейх Ахмед Катани отметил, что в Африке шесть миллионов мусульман ежегодно принимают христианство. «После того, как ислам был религией значительного большинства на этом континенте, нынешнее число мусульман составляет не более одной трети» [Электронный ресурс]. URL: http://mission-center./ com/islams/africa.htm

Митрополит Димитрий. - В Танзании насчитывается еще около одного миллиона язычников. Мы пытаемся им помочь прийти к вере. Так, среди масаев уже есть около 1000 православных. Даже среди мусульман около восьми тысяч человек приняли православие. У некоторых наших отцов-служителей жены раньше исповедовали ислам, это три попадьи - жены священников. Вот я упомянул о масаях. Очень интересный и самобытный народ. Изучать масаев достаточно сложно, так как у них нет письменных памятников. История племени и предания передаются из уст в уста. Известно, что они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни. Многие другие церкви пытаются обратить их в христианство и использовать в своих целях. Православная церковь уважает их. Те масаи, которые ведут службы у нас в церкви, не носят черные одежды, они служат в традиционной одежде. И мы относимся к этому с пониманием. Их дети также приходят в церковь не в европейской, а в традиционной одежде. Они счастливы, что их уважают. Отдельной церкви для масаев нет, есть смешанная, например, масаи, суахили и хехе. Я купил большой участок земли рядом с церковью св. Василия и решил разделить землю на более мелкие участки, пригласить сюда масаев, чтобы они построили дома, а их дети могли бы ходить в школу. Но они отказались. Их дети много работают, и они остались жить в своих традиционных хижинах в деревне. Масаи сохраняют свои традиции. В современном мире не так много народов, которым удается сохранить свои древние традиции. Но тем не менее души масаев трогает православная традиция, и я считаю нашу миссию среди масаев успешной.

В чем заключается ваша миссионерская деятельность?

Митрополит Димитрий. - Александрийская православная церковь ведет активную миссионерскую деятельность среди населения Тропической и Экваториальной Африки. В настоящее время по всей Африке действуют 38 митрополий и епархий. Все мы, служители церкви, являемся миссионерами. Что касается меня, то я приехал в Танзанию в сентябре 2004 г. На тот момент действовала одна православная церковь в городе Иринга, а среди местных жителей насчитывалось всего 300 православных. За прошедшие 10 лет с помощью волонтеров, которые приезжают со всего мира, я крестил 50 тыс. человек. Среди волонтеров есть врачи из Греции и Кипра, а также профессора из университетов Греции.

Архиепископ Макарий. - Мы много работаем с кенийской молодежью, проводим молодежные собрания и фестивали6. Предварительно обсуждаем темы семинаров, театральные постановки, церковные

6 Ежегодно 2 февраля отмечается Всемирный день православной молодежи.

23

песнопения, с тем чтобы они имели христианский поучительный сюжет. Подобные встречи проходят в разных уголках Кении, в том числе и в весьма отдаленных. Так, до районов проживания этноса нанди мы добирались на машине более восьми часов. Место богослужения было под открытым небом, собралась молодежь, все были босиком, но как они радовались Божественной литургии, как звучали их прекрасные молодые голоса... Я смотрел на них, босых, стоящих вокруг меня, и благословлял их крестом. По их лицам было видно, что евангельское семя глубоко укоренилось в их сердцах.

Какую материальную помощь вы оказываете местному населению?

Митрополит Димитрий. - Мы построили 31 церковь, девять больниц для детей из бедных семей, страдающих тропическими болезнями. Действуют семь школ, начальных и средних, в которых обучаются 11 тыс. школьников. Это школы не просто православные, а школы для бедных. Мы разработали программу по улучшению качества жизни и благосостояния местного населения, которая была начата в городе Иринга. Нам удалось обеспечить чистой питьевой водой около 500 тыс. человек. Дефицит воды является одной из самых насущных проблем в Африке. В Танзании ежедневно умирает около 3000 детей. А мы можем им помочь, у нас есть возможности. Конечно, здесь местные церкви очень скромные, в них не так много икон и богатых убранств. Но у нас есть большая любовь к людям. Я никогда не спрашиваю, какой веры умирающий ребенок, какой веры женщина или старик, страдающие от болезней. Никогда не спрашиваю. Конечно, везде свои традиции: будь то Европа или Америка. Но наша церковь в Африке - это миссионерская церковь, и все мы миссионеры.

Мы заботимся о людях, стараемся обеспечить их всем необходимым. Наша надежда - православная молодежь, которая работает в нашей миссии и осваивает специальность учителя. Задача молодежи в будущем - не только преподавать в школах и помогать людям, но и распространять свет православия.

Добавлю, что у нас также разработаны специальные программы для женщин с иммунодефицитом. Это православные женщины, их около 320 человек. Пока мы не можем помочь всем. Мы заботимся об этих больных женщинах, обеспечиваем им хорошее питание, а также заботимся об их детях. Открыт приют для таких детей, где помощь получает 41 ребенок. Также работает программа для больных, страдающих параличом. На улицах Дар-эс-Салама можно увидеть трехколесные велосипеды синего цвета. Это 110 реабилитационных велосипедов, которые пожертвовала наша церковь. Мы отправляем их и в другие районы Танзании, в города Иринга, Додома, Букоба, Мванза. 24

Архиепископ Макарий. - Нужд и проблем у православной церкви в Кении так же много, как песчинок на дне морском. Двадцать лет назад почти все церкви были построены из глины, а листовым металлом крыши были покрыты только там, где прихожанам удалось найти средства на его покупку. Некоторые церкви в то время были покрыты соломой, и многие службы проходили под деревьями или между большими валунами. Нам удалось заменить глиняные строения каменными или кирпичными церквями, построенными в греко-православном стиле, с крышами из оцинкованного металла или черепицы. Пожертвования православных христиан всего мира вносят действенный вклад в решение финансовых проблем местных общин.

Африка столкнулась с катастрофой повсеместного распространения ВИЧ-СПИДа. Мы ведем разъяснительную работу, чтобы донести до людей всю серьезность СПИДа, чтобы изменить поведение и отношение к инфицированным людям. Число сирот и страдающих людей неуклонно растет. Наши здравоохранительные программы ограничены нашими скудными ресурсами. В 2012 г. открылся наш первый Благотворительный Центр консультаций и обследований, в котором многие могут получить медицинскую помощь, но этого недостаточно, мы не можем снабжать население большей части территории страны медикаментами.

Засушливые годы истощают природные ресурсы и приводят к голоду. Архиепископия оказывает продовольственную помощь. Так, например, восемь сиротских приютов получили необходимые продукты питания и одежду, но наш вклад слишком мал по сравнению с нуждами людей.

Кто оказывает поддержку православной церкви?

Митрополит Димитрий. - Большую финансовую поддержку в нашем деле всегда оказывали Греческая ортодоксальная церковь, Кипрская церковь, церковь Румынии, Американская ортодоксальная церковь. Но сейчас из-за экономического кризиса в Греции и на Кипре у нас, конечно, нет возможности, как прежде, строить жилье, школы и др. Но мы начали активнее заниматься переводческой деятельностью. Например, ведутся работы по переводу на суахили Параклиса Божьей Матери, Вечерни, акафистов, жития и деяния святых. Так, выполнен перевод жития святого Василия Великого (Кесарийского). Нам бы хотелось, чтобы и вы, как профессор суахили, подключились к нашей работе и помогли перевести, например, житие преподобного Серафима Саровского и других русских святых. В дальнейшем я бы раздал перевод прихожанам нашей миссии. И это было бы еще одним шагом в деле распространения православия в Восточной Африке, которое перед всем миром свидетельствует о красоте и благодати этой веры.

Архиепископ Макарий. - Мы очень благодарны всем, кто помогал нам, и молимся о том, чтобы и Русская православная церковь приняла участие в осуществлении нашей миссии в той или иной форме; доброй волей или финансированием, но главное - молитвой. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, подобны вашим, но в то же время весьма отличаются с точки зрения географии, климата и инфраструктуры. Транспорт и коммуникации, например, всегда были проблемой. У нас не хватает средств, чтобы обеспечивать частые межобщинные встречи на семинарах и других мероприятиях. Мы также благодарны частным лицам и организациям в Греции, Америке, Финляндии и на Кипре, которые щедро поддерживают православную миссию в Африке.

Оказывает ли вам помощь местное население?

Митрополит Димитрий. - Я уже говорил, что работа в миссии порой очень сложна и опасна, но у меня много помощников. Это 40 православных местных священников, которые говорят на суахили и помогают людям принять православие, это послушники и волонтеры-европейцы. Большую помощь оказывает нам и местное население, особенно в деревнях. Многие православные африканцы помогают нам в переводческой деятельности. Это непростой и длительный процесс, так как язык церковных книг очень сложный, и бывает трудно на суахили найти словарное соответствие. Например, греки, которые родились в Танзании, а здесь проживает уже третье поколение греков, плохо знают греческий, не говоря о древнегреческом. И они счастливы, что в церкви они могут молиться на суахили. Даже русским, которых в Танзании более 500 человек и большинство из них проживает в Дар-эс-Саламе, нравится язык суахили в церкви, они ведь не знают старославянского.

Часто встречаются смешанные браки. Например, русская девушка, которая вышла замуж за африканского студента и приехала к нему на родину. Они приходят к нам в церковь. И мы крестим их детей, даже если они не венчаны, а муж - мусульманин. Наша основная заповедь, заповедь православной церкви - любовь. В римско-католической церкви - это каноны. У нас - только любовь. Я отец, и у меня большая семья, в которой я каждого прихожанина знаю в лицо.

Архиепископ Макарий. - Православное богослужение и другие молитвы переведены и изданы на более чем двадцати языках не только Восточной Африки, но и всего континента7. Кроме того, была

7 Во время беседы с архиепископом Макарием он подарил нам подборку из 18 книг, представляющих собой перевод Литургии, житий святых и других религиозных текстов на ряд африканских языков: суахили, нанди, кикуйю, бемба, рунди, маа и его диалекты, меру, ньярванда-рунди, чева, шона, тсвана. Переводы осуществлены студентами семинарии Кенийской епархии. Среди этих книг есть также перевод с русского языка на язык суахили жития Афонского Старца Силуана.

переведена и издана и другая духовная литература. Местные жители сыграли важную роль в составлении транскрипций своих языков и диалектов. Некоторые переводы были сделаны непосредственно с греческого языка на местные языки африканцами, обучавшимися за границей, особенно в Греции. Вначале переводчиками были в основном представители первого поколения священников. Эти местные священники, мало говорившие по-английски, переводили богослужение на свои этнические языки, но их переводы почти не издавались из-за большого количества ошибок. Тем не менее эти ранние опыты были необычайно важны как отправные пункты для более качественных переводов. В настоящее время, хотя большая часть переводов печатается за рубежом, в Найроби в церковном управлении создана типография. Проблема финансирования всегда оставалась камнем преткновения, но Господь посылает нам щедрых жертвователей.

Поддерживаете ли вы контакты с другими православными миссиями в Африке?

Митрополит Димитрий. - Конечно, контакты есть. По всей Африке действуют 38 митрополий и епархий. В Африке существуют крупные миссии, например, в Кении, где около одного миллиона православных, в Уганде полмиллиона православных, и здесь находится самая старая православная церковь в Африке, в Камеруне большая миссия, в Нигерии, в Конго/Заире, где служат миссионеры с Афона. Большинство отцов епископии раньше были монахами на Святой Горе. По всей Африке более 600 африканских священников и более пяти миллионов православных африканцев. Конечно, это не так много, но в православной церкви важнее не количество, а качество. Приведу пример. Православный святой Герман Аляскинский, руководитель русской духовной миссии на Аляске и один из первых православных проповедников в Новом Свете, служил здесь 35 лет. И за все это время крестил трех человек, всего трех человек. Но сейчас вся Аляска православная.

Есть ли в Восточной Африке русские православные общины?

Митрополит Димитрий. - В ответ на ваш вопрос хочу рассказать об отце Сергие Дзаносовиче. Он из Сербии, и служит на Сейшелах. Там проживает большая русская община. Большинство прихожан прихода - русские. В 2010 г. на Сейшелах был зарегистрирован приход РПЦ. Существует русская православная община в Северной и Южной Африке, но в Черной Африке ее еще нет. Русские миссионеры пока не приезжают и не помогают нам здесь, в Восточной Африке.

Несколько лет назад к нам приезжали люди с российского телевидения и сняли фильм о нашей миссии. Вскоре я стал получать

много посылок из Москвы с иконами высокого качества. Я не знаю адресантов, так как не умею читать по-русски, но уверен, что Господь благословит этих людей. Мы очень надеемся, что в будущем русские служители приедут в Африку и будут нам помогать. Пока же, как я уже говорил, здесь очень мало русских общин. Самые добрые слова я хотел бы сказать в адрес российского посольства в Танзании. Оно заботится о нас и оказывает всяческую помощь. На мой взгляд, таким и должно быть посольство России. РПЦ - самая крупная православная церковь, более 100 млн верующих. И сейчас, когда в мире господствует власть денег и наступают очень тяжелые времена, именно Россия способна помочь людям быть православными и сохранить православие.

Я хотел бы поблагодарить русских людей и Русскую Православную Церковь. Нет русской или греческой или танзанийской церкви, есть святая Православная Церковь. И только в таком единстве мы можем служить и нести слово Божье. Мы служим святой православной церкви.

Ваше заветное желание?

Митрополит Димитрий. - Каждый год я посещаю Святую Гору Афон и прошу святых отцов молиться за нашу миссию. Я был из семьи коммунистов, и никогда не помышлял стать священником. Но с самого раннего детства у меня было непреодолимое желание напоить молоком бедных детей. И вот уже 22 года, с Божьего благословения, именно этим я и занимаюсь.

Мы делаем все возможное, мы надеемся, что мы сумеем спасти жизни многих детей. Повторяю, что моей мечтой с детства было напоить молоком бедных детей. Так вот, я успел дать миллион чашек молока детям в Африке. И я счастлив.

Архиепископ Макарий. - В Африке заметно налаживается духовная жизнь. К сожалению, у нас немного монастырей, хотя к нам приезжают монахини и монахи. Среди нас есть духовные отцы, но не такие, как св. Серафим Саровский, Леонид Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский. Нам не хватает влияния святых монастырей, подобных Афонским и Валаамскому. Я молюсь об исполнении моей мечты, о послании нам духовных старцев, которые руководили бы духовной жизнью нашего монашества.

Таким образом, можно отметить, что в Африке происходит ин-культурация христианской традиции, т. е. проповедь христианства в рамках африканской национальной культуры. Такая практика позволяет африканцам сохранять свои культурные традиции (песни,

танцы, народные музыкальные инструменты и барабаны, звучащие во время богослужений и сразу после них, традиционные наряды и прически и др.). Но при этом местные традиции и национальная культура образуют синтез с православной традицией, что позволяет Православной церкви успешно проводить свою миссионерскую деятельность по всей Африке.

Список литературы

Громова Н.В. Православие в Восточной Африке // Ломоносовские чтения. Востоковедение тезисы докладов науч. конф. (Москва, 16 апреля, 2010 г.). М., 2010.

СаватеевА.Д. Исламская цивилизация в тропической Африке: этапы становления, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http:www.dissercat.com/ content/islamskaya-t

Хейз С. Православная миссия в тропической Африке // Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).

Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник. М., 1981. Ахмед Катани. В Африке 6 миллионов мусульман ежегодно принимают христианство [Электронный ресурс]. URL: http://mission-center./com/islams/ africa.htm

References

Gromova N.V. Pravoslavie v Vostochnoj Afrike // Lomonosovskie chtenija. Vostokove-

denie tezisy dokladov nauch. konf. (Moskva, 16 aprelja, 2010 g.). M., 2010. Savateev A.D. Islamskaja civilizacija v tropicheskoj Afrike: jetapy stanovlenija, ten-dencii, perspektivy [Jelektronnyj resurs]. URL: http:www.dissercat.com/content/ islamskaya-t

Hejz S. Pravoslavnaja missija v tropicheskoj Afrike // Al'fa i Omega. 1998. № 1 (15). Shpazhnikov G.A. Religii stran Afriki. Spravochnik. M., 1981.

Ahmed Katani. V Afrike 6 millionov musul'man ezhegodno prinimajut hristianstvo [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mission-center./com/islams/africa.htm

Сведения об авторах: Громова Нелли Владимировна, докт. филол., профессор, зав. кафедрой африканистики ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: gromova@iaas.msu.ru; Урб Моника Райвовна, канд. филол. наук, доцент кафедры африканистики ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: urb72@mail.ru

About the authors: Gromova Nelli Vladimirovna, Dr. Sc. (Philology), Professor, Head of the Department of African Studies, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. E-mail: gromova@iaas.msu.ru; Urb Monika Raivovna, PhD (Philology), Associate Professor, Department of African Studies, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. E-mail: urb72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.