Научная статья на тему 'Православие на религиозной карте Африки: мировоззренческие и миссионерские особенности'

Православие на религиозной карте Африки: мировоззренческие и миссионерские особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православная миссия в Африке / африканская религиозность. Key words: Orthodox mission in Africa / African religiosity. / Orthodox mission in Africa / African religiosity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Брилев Д. А.

Основным предположением, которой является, что Православие является укорененной религией Африканского континента. В составлении статьи использованы материалы современных африканских православных теологов и миссионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy on the religious map of Africa: ideological and missionary features

This article provides a brief overview of the contemporary Orthodox mission in Africa. The basic assumption of which is that Orthodoxy is the rooted religion of the African continent. The article draws on the writings of contemporary African Orthodox theologians and missionaries.

Текст научной работы на тему «Православие на религиозной карте Африки: мировоззренческие и миссионерские особенности»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-9-1191-1197

Православие на религиозной карте Африки: мировоззренческие и миссионерские особенности

Д.А. Брилев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russian

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Православная миссия в Африке, африканская религиозность.

Key words: Orthodox mission in Africa, African religiosity.

Резюме: В статье делается краткий обзор современной Православной миссии в Африке. Основным предположением, которой является, что Православие является укорененной религией Африканского континента. В составлении статьи использованы материалы современных африканских православных теологов и миссионеров.

Abstract: This article provides a brief overview of the contemporary Orthodox mission in Africa. The basic assumption of which is that Orthodoxy is the rooted religion of the African continent. The article draws on the writings of contemporary African Orthodox theologians and missionaries.

[Brilev D.A. Orthodoxy on the religious map of Africa: ideological and missionary features]

Задачей данной статьи является краткий обзор современной Православной миссии в Африке. Под Православной миссии здесь мы понимаем продвижение духа Православия и проповедование Слова Божия в контексте Православного учения о церкви. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что Православие является наиболее укорененной в Африке по сравнению с другими христианскими религиями. При этом в работе делается попытка указать на некоторые культурные и мировоззренческие связи.

Современная религиозная картина Африки мозаична и синкретична. Некоторые исследователи связывают этот процесс с тем, что у африканцев, в настоящий момент продолжается поиск своей идентичности, в том числе религиозной. Южноафриканский теолог Дэвид Бош в своем исследовании пишет, что отрицание западными миссионерами африканской культуры означало лишение африканцев своей идентичности (Bosch, 1980: 41). Возрождение африканской культуры означает ее восстановление. В этом смысле современная африканская теология возникла как ответ на уничижительное отношение западных миссионеров к африканским культурно-религиозным традициям и навязывание своих церковно-культурных ценностей церкви в Африке. Опираясь на свою веру в африканский монотеизм, кенийский теолог Джон Мбити заявляет, что дохристианское африканское религиозное наследие - это praeparatio evangelica для библейского откровения ссылаясь тем самым на другого африканского богослова и проповедника Климента Александрийского (Mbiti, 1975: 27).

Другой важной точкой для религиозной идентификацией по мнению профессора и теолога Масабы Акунда (Akunda, 2010: 25) (становится общее рассуждение, что Православное Христианство впустило свои глубокие корни еще задолго, того, как оно образовалось в Европе и ссылка у других африканских теологов на Климента Александрийского здесь не случайна. Потому что традиция проповедования Христианства берет свое начало с самого Христа, который освятил эту землю Своим присутствием во время пребывания святого Семейства в Египте и далее через проповедь апостола Марка, основания богословской школы в Александрии и христианизации древнего Аксумского царства и средневековых нубийских княжеств. И только политические и церковные разногласия ранних веков христианской церкви, которыми умело воспользовались исламские проповедники не позволили проповеди Благой Вести достигнуть самых удаленных мест африканского континента. Тем не менее, как М. Акунда (2010: 16) предполагает, что некоторые народы современной Кении и Уганды во время своей миграции могли сталкиваться с Египетской и Нубийской цивилизациями и могли иметь уже представление о Христе или даже быть свидетелями раннехристианской проповеди о Нем. Символичным может являться и то, что район Великих озер и эфиопского нагорья, рассматривается как вероятная прародина человека. Именно в Кении, Уганде и Эфиопии на сегодняшний день самые крупные православные общины. Здесь особенно важна роль и положение Эфиопии в африканской идентичности. Эфиопия единственная страна на континенте, которая не была колонизирована. А именно с колонизацией и опосредованной ролью в ней западных миссионеров связан кризис идентичности в отношении к Христианству. Этот кризис привел к тому, что после получения независимости в Африке расцвели различные квазихристианские церкви с элементами синкретических местных культов. В то же время активизировался поиск истоков христианской Церкви, который привел к тому, что некоторые христианские общины стали вступать в состав Александрийского Патриархата, а в Уганде одна из христианских общин стала частью РПСЦ.

История Православного самоопределения в Восточной Африке ознаменована своей трагичностью и можно говорить, что в современной Африке есть свои мученики за веру и примеры гонения на православную церковь. Еще одна символичность и Проведение есть в том, что кенийского православие тесно связано с именем кипрского архиепископа Макария III, когда оба народа боролись за свою независимость.

Религиозность является определяющим фактором в африканском мировоззрении, что отмечают многие исследователи африканский теолог. Д. Мбити, один из самых знаменитых из них при этом утверждает, что «Бог, описанный в Библии, не кто иной, как Бог, который уже известен в рамках нашей традиционной африканской религиозности» (Mbiti, 1975: 35) далее он же продолжает свою мысль в контексте Предопределения: «Миссионеры, которые принесли Евангелие в Африку за последние 200 лет, не привели Бога на наш континент. Вместо этого Бог привел их» (Mbiti, 1975: 40). Действительно во многих культурах Африки сохранилось предание о небесном Отце. Такие исследователи, как кенийский священник о. Анастасий Кихали находит сходства ритуалов православного богослужения и религиозной практики африканцев «Вы можете посмотреть на позу африканского главного жреца, стоящего перед Оракулами Богов, который общается с миром, возвращает послание своему народу, поворачивается назад, чтобы снова посоветоваться с богами, а затем посмотреть на позу православного священника, стоящего перед алтарем, который означает тело и присутствие Христа посреди нас!» (Elekiah Andago Kihali, 2020: 446).

В африканской культуре король и священник тесно связаны, поскольку оба они являются сакральными личностями, занимающимися исполнением религиозных обязанностей. Так африканский лидер является правителем, духовным руководителем, политиком и моральным мерилом общины. Здесь важна особая роль православного священства, о которой должны помнить миссионеры. «Священник - главный посредник: он стоит между Богом, или божеством, и людьми. Как король является политическим символом присутствия Бога, так и священник является религиозным символом Бога среди народа, хотя нам не нужно подчеркивать религиозное/политическое различие, поскольку оба человека являются религиозными деятелями, а в некоторых обществах один и тот же человек совмещает оба поста» (Mbiti, 1969: 53). В дневниках греческого миссионера в Заире о. Космы Григориатского, указывается об особом доверии к православным священникам: «В Конго местные жители больше верят Православию, потому что он побеждали местных колдунов» (Demetrios, Monk, 2001: 67).

Наиболее важным стали сравнения традиционных религий с православными обрядами Крещения и таинством Евхаристии. Отец А. Кихали, например одной из видимых причин распространённости Православия в Кении стал протест против указа протестантских миссионеров против женского обрезания. Женское обрезание всегда находило свое место в священных обычаях местных племен Кикуйя, и даже сегодня они рассматривают крещение как замену обрезанию. Православным священникам удалось убедить местных людей, что крещение стало рассматриваться как истинная инициация. Отец Анастасий приводит пример что «Слово “Каринга” на языке кикуйю означает "ортодоксальный" или "чистый", и члены этой группы хотели сохранить свои культурные традиции, самобытность и верования, но они также искали христианства в его чистом виде. Православие не похоже на все другие конфессии. Оно никогда не было связано с расизмом, колониализмом или религиозным империализмом». Новая вера была представлена как чистая вера наших праотцов, теперь явленная в ином и современном виде (Elekiah Andago Kihali, 2020: 453).

Особенности литургического порядка в африканских религиозных практиках нашли сходство с православным иерархическим литургическим порядком. Ритуал африканского богослужения, когда священник стоит перед народом лицом на восток, а затем подходит к оракулу Всеведущего, чтобы принести всесожжения или мирные жертвы, загладить грехи народа или свои собственные, нашел свое узнавание в сознании африканцев.

Жизнь африканцев сосредоточена на религии во всех аспектах и во все времена. Литургия нашла культурную связь с африканской религиозной мыслью и практикой как средство выхода за пределы нынешней жизни африканцев к вечному. Через литургию православие становится не только лестницей в духовный мир, но и каналом, по которому они могут духовно подняться на небеса и встретиться с Иисусом Христом и Его Небесным Отцом, нашим Царем и Богом-Отцом, но и с ушедшими предками. Тело и Кровью Христа, пролитыми на кресте ради спасения всего мира без расовой и этнической принадлежности. Это спасение всего мира, включает в себя спасение всех белых и всех черных народов. Черные и белые становятся одним народом, одной общиной Христа, детьми и нанимателями Престола Царства Небесного. Литургия становится местом встречи прошлого, настоящего и будущего, всей поклоняющейся общины Бога, как умерших, так и живых, собравшихся в покаянии и исповедании, в праздновании, поклонении, прославлении и благодарении, объединенных в единое тело друг с другом и со Христом Иисусом, Господом, Учителем и Спасителем Святым Духом. Здесь разница для африканского мировоззрения в новом христианском поклонении заключалась в том, что вместо встречи со спиритическими медиумами, святынями и духами предков, умерших и старейшин, они встречались в процессе Божественного литургического поклонения с самим Сыном Божьим, Христом Иисусом и самим Царем космоса Богом Всемогущим. Культ предков является важнейшим принципом религиозности для африканца, лежит в основе системы верований, мировоззрения и картины мира, и он требует постоянного поддержания правильных отношений с предками, для благополучного существования.

«Вера в эффективность ритуала для достижения практических целей также отражает очень важную черту картины мира людей архаических культур. Жизнь представлялась постоянным процессом взаимодействия с предками» (Бондаренко, 2018: 187) пишет антрополог Д. Бондаренко в исследовании общины староверов в Уганде.

Исследователями отмечается «смещение центра христианства» на глобальный Юг, включая субсахарскую Африку (Wesley, 2013: 17). Этот процесс вступает во взаимодействие с процессом поиска религиозной идентичности у африканцев, который приводит, к своего рода, неофитской религиозной ревности. Выбор исповедания Православия веры здесь занимает одну из ведущих ролей, поскольку Православие, которое с апостольских времен распространилось на континенте, для африканцев не ассоциируется с колониальным контекстом, что особенно важно для африканской идентичности. (Hayes, 1994).

Обрядовые формы Православия, особое внимание Православной Миссии на проведении Литургии находит свой отклик в сердце африканцев, для которых религиозность и ритуальная связь с предками являются также основой их жизневосприятия (Стамулис, 2003).

ЛИТЕРАТУРА

Bosch D.J. 1980. Witness to the world: The Christian witness in the theological perspective.

Mbiti J.S. 1975. Introduction to African Religion. London: Heinemann.

Akunda A.M. 2010. Orthodox Christian dialogue with Banyore culture. Th.D. Thesis. University of South Africa. 334 p.

Elekiah Andago Kihali 2020. The Orthodox Christian Witness in East Africa: Historical, Ecclesiological and Theological Approach. Kindle Eastern Light Publishing, LLC. 709 p.

Mbiti J.S. 1969. African religion and philosophy. London: Heinemann.

Demetrios A., Monk D.G. 2001. Apostle to Zaire: The Life & Legacy of Blessed Father Cosmas of Grigoriou. Uncut Mountain Press. 239 p.

Бондаренко Д.М. 2018. Из России с верой: появление старообрядчества в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке. - Сибирские исторические исследования. 1: 167-199.

Wesley G.-M. 2013. From Times Square to Timbuktu: The Post-Christian West Meets the Non-Western Church. Grand Rapids, Michigan; Cambridge: William B. Eerdmans Publishing Company. xiv, 175 p.

Hayes S. 1994. Mission in the Tropical Africa in Missionalia [Electronic resource]. - URL: https://www.loimission.net/resources/

Стамулис И. 2003. Православное богословие миссии сегодня. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 448 с.

Поступила / Received: 18.11.2021

Принята / Accepted: 24.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.