УДК 340
ПРАВОМЕРНОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП,
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Л.Н. Тарасова, канд. юрид. наук,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена юридическому анализу многогранной категории правомерности. Правомерность как метод правового регулирования означает регулирование общественных отношений на основе и во исполнение закона согласно целям правового государства. Режим правомерности характеризует такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений точно исполняют предписания правовых норм и свободно реализуют принадлежащие им права и обязанности.
Ключевые слова: правомерность, законность, легитимность, целесообразность, справедливость, действенность, правовой принцип, метод правового регулирования, режим правомерности, правопорядок.
Annotation. The lawfulness and its characteristics are declared and consolidated in the legislation as the principle of law. The lawfulness as the method of legal regulation means the regulation of public relations in our society on the basis and in pursuance of the law and according to the objectives of the constitutional state. The regime of lawfulness characterizes the state of public life when all subjects of law realize their rights and perform their duties strictly following legal instructions. The present article is devoted to the legal analysis of the lawfulness as the crucial and many-sided category in law in all the above-mentioned aspects.
Keywords: lawfulness, legality, legitimacy, reasonableness, fairness, effectiveness, legal principle, method of legal regulation, regime of lawfulness, legal order.
Правомерность - основа нормальной жизнедеятельности современного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития,
правомерность вносит в него гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов в обществе.
Правомерность является ключевой категорией юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он общепризнан, правомерен и эффективно выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей.
Будучи предпосылкой такого порядка в общественной жизни, который соответствует правовым нормам и провозглашается целью правового регулирования, правомерность есть главное условие формирования гражданского общества и правового государства.
Что же такое правомерность?
В юридической литературе правомерность обычно характеризуется как соответствие деятельности или результатов деятельности субъектов права требованиям и дозволениям содержащейся в нормах права государственной воли. По сути, речь идет о законности [2, с. 573]. Однако в свете концепции различения права и закона и концепции справедливости права, ряд юристов рассматривают понятие «правомерный» как синоним не только «совершаемого по праву, а также внутренне оправдываемого и признанного» [20, с. 333].
Правомерность представляет собой явление крайне многогранное. Правомерность и характеризующие ее признаки провозглашаются, а нередко и закрепляются в законодательстве как принцип, обращенное к субъектам права требование соблюдать правовые предписания. При этом правомерность в силу разных причин, в т.ч. и мер государственного принуждения, проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов права, т.е. становится методом деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений признают, уважают, соблюдают и исполняют правовые предписания. Таким образом, правомерность можно охарактеризовать как принцип, метод и режим права [10, с. 269].
Рассмотрим правомерность под углом зрения правового принципа.
Принципы права есть отправные идеи (начала, положения), характеризующие его сущность, содержание и назначение [14, с. 127]. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законах, либо выводятся из их общего смысла.
В теории права выделяют общеправовые принципы, которые выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства. К числу этих принципов следует отнести принцип правомерности.
Содержание принципа правомерности, как и других принципов права, является результатом общественного и правового развития, зависит от общественного правосознания. Идеи справедливости, гуманизма, законности, равноправия формировались в процессе становления общества, государства и права. Они складывались в результате эволюции научных воззрений, а уже затем постепенно находили свое отражение в тех или иных формах в действующем законодательстве.
Представляется, что принцип правомерности является объемным по своему содержанию и состоит из нескольких элементов.
Фундаментом принципа правомерности служит легальность или законность как «общеобязательное требование неукоснительного соблюдения, исполнения и применения законов и основанных на них правовых актов всеми участниками общественных отношений во всех сферах общественной жизни» [11, с. 4].
С одной стороны, это требование к законодательству, а с другой - к субъектам, исполняющим законы. Законность в законотворческой сфере представляется как совершенство системы правовых норм (иерархическая стройность и внутренняя их согласованность, всеобщность, соответствие общей системе норм права и требованиям общества, выражающим его потребности). В правоприменительной сфере законность выступает как строгое и неуклонное соблюдение правовых законов.
Две сферы законности удачно подчеркиваются в определении Н.С. Малеина: «законность - это издание правовых законов и строгое их соблюдение» [8, с. 12].
В российском законодательстве исходной для понимания законности является статья 15 Конституции Российской Федерации, провозглашающая, четыре основных положения, которые следует считать критериями обеспечения законности, а именно: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [6].
Ключевым элементом правомерности выступает также легитимность. Если законность есть строгое соответствие поведения субъектов правоотношений нормам официально существующего закона, то легитимность - в широком смысле - это признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. Легитимность как юридическая категория означает положительное отношение жителей страны, общественного мнения к действующим в государстве законам, правовым институтам, признание их правомерности [13, с. 299]. Данный термин применяется для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения [3, с. 336]. Легитимность власти есть доверие и оправдание со стороны населения, согласие без принуждения.
В правоведении легитимность противопоставляется легальности как обладающая не юридической, а моральной функцией одобрения и оправдания, прежде всего, власти по критериям авторитета и целей.
Зачастую легальность и легитимность - явления совпадающие, однако между ними возможны и противоречия. Так, любая власть, избранная и осуществляющая свои полномочия в соответствии с законом, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, т.е. не пользоваться авторитетом, не признаваться народом.
Поэтому легальность выступает как мера объективного (позитивного) права, это соответствие поведения субъекта права норме права. А легитимность - это мера субъективного права, она вытекает из правоотношений между субъектами права.
Кроме того, легитимность в отличие от легальности является не юридическим фактом, не формальным законом, а социально-
психологическим явлением. Граждане одобряют власть и ее законы, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести.
Профессор Чиркин В.Е. в работе «Легализация и легитимация государственной власти», проводя различие между легальностью и легитимностью, поясняет: «Признание легитимности опирается не на внешние признаки, а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы, чувственное восприятие, опыт, рациональную оценку. Легитимация власти связана не с изданием законов, а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями населения о соблюдении государственной властью норм социальной справедливости, прав человека, их защитой» [19, с. 66]. А поскольку интересы и потребности разных слоев различны, легитимность не может иметь всеобъемлющего, универсального характера.
Более того, в разные периоды времени, в разных местностях, применительно к разным общественным отношениям и социальным слоям эти представления граждан меняются и характеризуются определенным уровнем правосознания. Один и тот же закон (например, инквизиционный) в определенный период развития общества будет легитимным и правовым, а на другом этапе общественной эволюции тот же самый закон будет правонарушающим.
Следовательно, легальность, являясь мерой объективного права, находится в статичном состоянии, а легитимность, будучи мерой субъективного права, в динамичном, на стадии реализации объективного права. В этом состоит еще одно отличие легальности и легитимности.
Вместе с тем законность и легитимность очень тесно связаны, поскольку, с одной стороны, правовые акты и процедуры могут быть составной частью легитимации, а с другой - легитимация создает необходимые предпосылки для прочной легализации государственной власти. Трактовка и сопоставление легальности и легитимности имеют весомое социально-политическое значение [7, с. 75].
Следующий важный элемент правомерности - целесообразность. Правотворческая и правореализующая деятельность (поведение) субъектов общественных отношений целесообразна в том случае, если она способствуют достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе.
Применительно к правотворчеству целесообразность означает необходимость принятия целесообразных, т.е. отвечающих закономер-
ностям общественного развития правовых актов. Также целесообразность - это выбор оптимального пути осуществления правовой нормы в конкретной жизненной ситуации.
Целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. Поэтому, как в международном праве, так и во внутреннем праве государств действует презумпция целесообразности нормативного правового акта, означающая, что правореализую-щий субъект не должен с этой точки зрения подвергать сомнению принятый закон, поскольку на нем лежит прямая обязанность исполнить его требования. Нецелесообразный нормативный акт может быть отменен, приостановлен лишь в специально предусмотренном законом порядке.
Так, существует международно-правовой обычай, в соответствии с которым коренное изменение обстоятельств по сравнению с существовавшими в момент заключения международного договора может служить основанием для прекращения действия такого договора или выхода из него. Указанный обычай нашел подтверждение в ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) [4, с. 67-87].
Во внутреннем праве действует юридическая теория о том, что в случаях, когда формальные требования закона вступают в противоречия с требованиями жизни, разрешение или устранение возникших противоречий должно составить обязанность суда. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» суд общей юрисдикции, арбитражный суд, усомнившись в конституционности положений закона, на основе которых им рассматривается дело, вправе приостановить его рассмотрение и обратиться в Конституционный Суд для оценки конституционности данного закона [17]. Право признать закон (его отдельные положения) неконституционным принадлежит и обычным гражданам, которые вправе обратиться в высший орган конституционного контроля для оценки.
Реализация нормы права, принятие решений без учета их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государств и интересам международного сообщества.
Безусловный элемент правомерности - реальность. Имеется в виду достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех
видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Справедливость также является неотъемлемым свойством правомерности. Это одновременно философская, нравственная, общесоциальная и юридическая категория.
Справедливым может признать такое решение или действие субъекта, которое основано на взаимном учете законных прав и интересов государства и общества, равноправии участников общественных отношений, на разумном компромиссе. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом.
Идея справедливости может предстать в виде равновесия между деянием и последствиями для совершившего это деяние, т.е. между злым делом и наказанием, между добрым поступком и вознаграждением.
Понятие справедливости часто находит отражение в международно-правовых документах. Устав ООН в качестве одной из целей провозглашает урегулирование международных споров «в согласии с принципами справедливости и международного права» [15, с. 14-17]. В Статуте Международного суда ООН предусматривается право суда решать дела с согласия сторон, по справедливости и доброй совести - ex aeque bono [12]. В соответствии со ст. 3 Устава Содружества Независимых Государств, на принципе справедливости строятся отношения, возникающие между странами СНГ, а само понятие справедливости в Уставе СНГ указывается в одном ряду с обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических и иных убеждений [16]. Во Всеобщей декларации прав человека дается понимание справедливости в органическом единстве со свободой, достоинством, присущем всем членам человеческой семьи, и равенством неотъемлемых прав их, которые и отражают основные критерии справедливости [5].
Следующей составляющей принципа правомерности служит правовая идея равноправия, отправная точка демократии, предусматривающая равный правовой статус всех стран, народов и граждан.
Международным сообществом принято немалое число документов, отражающих идею равноправия. Устав Организации Объединенных Наций провозглашает суверенное равенство всех членов (п. 1 ст.2), равно-
правие народов (п.2 ст.1), равноправие мужчин и женщин, равноправие без дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (п.3 ст. 1) [15, с. 14-17].
На внутригосударственном уровне равноправие есть официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, их равные права и единую правосубъектность. В соответствии с ч.2 ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [6].
Будучи закрепленным в Конституции Российской Федерации, равноправие конкретизируется в других правовых нормах, касается всех сфер общественной жизни и означает равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех субъектов, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Например, в налоговом праве равноправие означает одинаковые для всех условия налогообложения, запрет устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения товаров, равную меру ответственности субъектов в случае совершения ими налогового правонарушения и т.д.
Таким образом, в принципе правомерности находят выражение ряд значимых общеправовых идей. Также правомерность обладает общесоциальными признаками, вытекающими из закономерностей и тенденций общественного развития в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Эти общие требования определяют демократизм правопорядка, его подчиненность интересам человека, гуманный, нравственный и справедливый характер и многое другое, что затем получает правовое оформление.
С учетом проведенного анализа ключевых элементов принципа правомерности, можно сделать вывод о том, что сущность данного принципа состоит в точном соблюдении норм закона, требований легитимности, реальности и целесообразности, а также норм справедливости и морали, общесоциальных и демократических ценностей.
Далее необходимо сказать несколько слов об особенностях правомерности как метода правового регулирования.
В теории права традиционно под методом правового регулирования понимают совокупность своеобразных приемов и средств юридического воздействия на участников регулируемых общественных отношений.
Правомерный метод правового регулирования представляет собой систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу и направление [18, с. 341]. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие, формулирует обязательства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями, раскрывает содержание самого правила поведения, устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
Особенности правомерности как метода правового регулирования характеризуют: во-первых, правомерные основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск, и др.); во-вторых, правомерные способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; в-третьих, правомерный характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).
Правомерное регулирование всегда осуществляется на основе и во исполнение закона полномочным субъектом строго в рамках его компетенции, реализует общественные и государственные интересы, решает публичные задачи и функции, всегда имеет правовой характер - соответствует букве и духу закона.
Главная цель правомерного метода регулирования - добиться правомерного поведения объекта, под которым понимается общественно-полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям, гарантированное и охраняемое государством.
Что касается правомерности как правового режима, то здесь следует остановиться подробнее.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и соз-
дающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [9, с. 16-19].
Представляется, что режим правомерности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений точно исполняют предписания правовых норм и свободно реализуют принадлежащие им права и обязанности.
Режим правомерности предъявляет требования ко всему обществу - ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требования не только строгого, неукоснительного соблюдения норм позитивного права, но и верховенство закона, равенство всех перед законом, наличие независимого и эффективного правосудия, эффективная работа правоохранительных органов и т.д. В этой связи правомерность является элементом демократии.
Нормативной основой правомерности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
Оценить состояние режима правомерности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, правомерность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, то правомерность тоже отсутствует.
В результате реализации требований правомерности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования. Происходит упорядочивание общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие - развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния.
В теории права правопорядком принято называть «качественное состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации правовых норм и принципов» [14, с. 317]. Т.е. главная особенность правопорядка заключается в том, что складывается он только на основе правовых норм.
Другой особенностью правопорядка является его реальность, действенность.
Согласно определению проф. Алексеева С.С., «правопорядок - это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности» [1, с. 88].
Только когда закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное право» становится «правом жизни», возникает правопорядок.
Само существо права заключается в том, чтобы в обществе строго и последовательно проводились требования правомерности, утверждался незыблемый правопорядок.
Все это определяет особое значение правомерности и правопорядка для общества в целом. Роль правомерности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности, и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры [10, с. 275].
Укрепление правомерности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. От состояния правомерности и правопорядка в государстве зависит его положение на международной арене, международно-правовое признание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999.
2. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я. - М., 2006.
3. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. - М., 1999.
4. Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М., 1996.
5. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] URL:http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
7. Кутарев О.Ю. О соотношении понятий легальности и легитимности в лексиконе юристов третьего рейха // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1 (3).
8. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
9. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
10. Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. - М., 2002.
11. Примак Т.К. Совершенствование законодательства как средство обеспечения законности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.
12. Статут Международного суда, 1945 год [Электронный ресурс] URL:http://www. un.org>ru/icj/info.shtml.
13. Тарасова Л.Н. Легальность и легитимность. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук». В 2 ч. Ч.2 . - М., 2012.
14. Теория государства и права / Под ред. Малько А.В. - М., 2006.
15. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., 1956.
16. Устав Содружества Независимых Государств. Ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 года № 4799-1 [Электронный ресурс] URL:http://www/ docs.kodeks.ru/ document/1903017.
17. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.
19. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.
20. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Марченко М.Н. - М., 2003.