Научная статья на тему 'ПРАВО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРАВО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / воспитательная деятельность / обучение / правовые знания / правовая культура / обучающиеся / legal education / educational activity / training / legal knowledge / legal culture / students

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Евгения Васильевна, Приходченко Денис Андреевич, Давыдов Денис Геннадьевич

В статье рассматривается формирование правовой культуры как процесс приобщения подростков к социально-правовой среде, усвоения ими правовых ценностей. Основной частью данного процесса является специально организованная целенаправленная правовоспитательная деятельность. Указываются цели и задачи такой деятельности, раскрываются ее формы. Определяются основные компоненты правовой культуры молодежи, подлежащие формированию. Выявляются методы правового обучения, предполагающие активную познавательную деятельность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябова Евгения Васильевна, Приходченко Денис Андреевич, Давыдов Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION PROCESS AS A MEANS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

The article considers the formation of legal culture as a process of introducing adolescents to the socio-legal environment, assimilation of legal values by them. The main part of this process is specially organized purposeful legal education activities. The goals and objectives of such activity are indicated, its forms are disclosed. The main components of the legal culture of young people to be formed are determined. The methods of legal education involving active cognitive activity of students are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_67 УДК 34:378(045)

ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ* LEGAL EDUCATION PROCESS AS A MEANS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS РЯБОВА Евгения Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

ПРИХОДЧЕНКО Денис Андреевич,

студент факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».

430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 70 лет Октября, 101. E-mail: densmaga18@gmail.com;

ДАВЫДОВ Денис Геннадьевич,

кандидат философских наук, доцент,

доцент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. E-mail: davden81@mail.ru;

Ryabova Evgenia Vasilevna,

the candidate of science of philosophy, Departments of Law and Philosophy FGBOU VO «Mordovian state pedagogical University named after M. E. Evsevyev».

430034, Republic of Mordovia, Saransk, Pushkin str., 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

Prikhodchenko Denis Andreevich,

student of the faculty of history and law, FGBOU VO « Mordovian state pedagogical University named after M.E.Evsevyev». Republic of Mordovia, Saransk, st. 70 years of October, 101. E-mail: densmaga18@gmail.com;

Davydov Denis Gennadievich,

the candidate of science of philosophy, Departments of Law and Philosophy FGBOU HE "Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev". 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: davden81@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается формирование правовой культуры как процесс приобщения подростков к социально-правовой среде, усвоения ими правовых ценностей. Основной частью данного процесса является специально организованная целенаправленная правовоспитательная деятельность. Указываются цели и задачи такой деятельности, раскрываются ее формы. Определяются основные компоненты правовой культуры молодежи, подлежащие формированию. Выявляются методы правового обучения, предполагающие активную познавательную деятельность обучающихся.

Abstract: The article considers the formation of legal culture as a process of introducing adolescents to the socio-legal environment, assimilation of legal values by them. The main part of this process is specially organized purposeful legal education activities. The goals and objectives of such activity are indicated, its forms are disclosed. The main components of the legal culture of young people to be formed are determined. The methods of legal education involving active cognitive activity of students are revealed.

Ключевые слова: правовое воспитание, воспитательная деятельность, обучение, правовые знания, правовая культура, обучающиеся.

Keywords: legal education, educational activity, training, legal knowledge, legal culture, students.

Для цитирования: Рябова Е.В., Приходченко Д.А., Давыдов Д.Г. Правовоспитательный процесс как средство формирования правовой культуры и правового сознания обучающихся // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 67-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_67.

For citation: Ryabova E.V., Prikhodchenko D.A., Davydov D.G. Legal education process as a means of formation legal culture and legal consciousness of students // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 67-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_67.

Статья поступила в редакцию: 15.07.2023

На протяжении огромного количества времени люди жили группами, объединенные родственной связью. Несколько таких общностей вели совместную хозяйственную деятельность и сформировали родовую общину, которые в свою очередь организовали племя с общими культурными ценностями, языком и традициями. Такие локальные группы не имели общеобязательных правил поведения, были частые конфликты как внутри племени, так и вне его, так как не было четкой системы устройства жизни и тем более защиты от врагов. С течением времени, люди начали решать данную проблему, и стали образовываться первые государственные объединения, которые имели автономию, включая в себя многие общины на определенной территории, первичный госаппарат по сбору налогов, войско и, конечно, право, а также другие признаки государственности.

Наряду с сохранением территориальной целостности и разрешению различных внутренних и внешних конфликтов, остро встал вопрос именно правового воспитания и правовой культуры всего населения государства и общества в целом, что имело очень важное значение для всех сфер деятельности государства. Данная проблема как никогда актуальна, так как отдельные слои общества попросту безграмотны в правовой и социальной сфере. Все проблемы и задачи по их решению, которые стоят перед современным социумом, имеют начало, как мы упомянули выше, в далеком прошлом.

В отечественной научной литературе проблема правового воспитания, его сущность и цели в гражданско-правовом государстве рассматривается в работах Ю. Ю. Бугаенко, О. А. Долгополова, Е. Р. Каримовой и ряда других исследователей. Главное преимущество данных ис-

" Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию на тему «Реализация основных концепций правового обучения в условиях педагогического вуза»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

следований заключается в том, что дается понятная характеристика правовоспитательному процессу, который основан на правовом обучении и воспитании, также поднимается проблема организации данного процесса в школе, что и актуально на сегодняшний день. Особого внимания и высокой оценки заслуживает диссертационная работа О. А. Долгополова, имеющая подробное рассмотрение данной проблемы с нескольких сторон. Он дает определение понятия механизма управления правового воспитательного процесса, через призму «объекта» и «субъекта» управления. Под объектом он подразумевает различный контингент граждан, имеющих девиантное поведение, а также требующих особого государственного контроля и внимания. Таким образом, правовоспитательный процесс развивается на новом уровне [3, С. 9].

В лице субъекта Долгополов отмечает государственно-общественные организации, образовательные учреждения, через которых, непосредственно, осуществляется воздействие на объект с целью прогресса, в виде социальной стабильности и правовой активности. Позитивным результатом воздействия субъекта правового механизма на объект, является общественно-правовой порядок. Таким образом, автор подразумевает под правовым воспитанием совокупность действий субъекта, направленных на объект, с учетом осложняющих обстоятельств. Путем взаимодействия между ними находятся пути соприкосновения и реализуются возникающие общественные отношения [3, С. 9].

Согласно мнению Ю. Ю. Бугаенко, процесс формирования правовой культуры, через воспитание должен быть организован планомерно и систематически, так, чтобы была возможность эффективно достигать поставленных целей [1].

По мнению автора, в рамках правового воспитания используются различные методы, которые помогают формировать у молодежи правомерное поведение и уважение к закону. А главная цель правового воспитания - не только формирование правовых знаний и убеждений, но и устойчивых потребностей к правомерному поведению. Правомерное поведение становится для молодежи привычкой, которая остается на всю жизнь.

М. Саакян считает, что для формирования высокого уровня правовой культуры необходимо воздействие на личность, его сознание и поведение, со стороны государства и общества, для формирования уважения к праву и его осознанного соблюдения [9].

Автор дает несколько форм правового воспитания: 1) самовоспитание и самообразование. Человек, который стремится к развитию своего правового сознания, самостоятельно знакомится с юридической литературой, изучает нормативно-правовые акты и принципы права, что развивает способности анализа и критического мышления; 2) формирование правосознания и правовой культуры в семье. В первую очередь, каждый ребенок должен усвоить правила поведения в обществе и научиться уважать моральные и правовые нормам общества в семейной среде; 3) влияние СМИ. Они позволяют распространять знания о праве и формировать правильное отношение к нему. На телевидении и радио можно увидеть и услышать передачи на правовую тематику, что повышает уровень правовой культуры, так как общество получает знания на данную тематику. Но СМИ должно постоянно подкреплять интерес социума к данной сфере; 4) убличные лекции специалистов, написание статей и проектных работ и др.[9].

На основе анализа степени изученности исследователями проблемы правового воспитания, можно сделать вывод, что это сложный и многогранный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения понимания основных принципов и норм права, а также их использования на практике. Представленная выше литература позволяет сконструировать наиболее полную картину о правовоспитательном процессе, его природе, целях и задачах и дает понять, что данный элемент очень важен для формирования общей правовой культуры молодого поколения россиян, а значит необходимо уделять ему должное внимание. Но так как проблема имеет массовый характер, от решения которой зависит будущее государства, а также отсутствие четкой и последовательной системы организации правовоспитательного процесса, приводит к дефициту правового сознания населения, а в некоторых случаях к деградации общества, за отсутствием каких-либо моральных и правовых норм.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, общественных структур и трудовых коллективов по формированию высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан [4]. Таким образом, в социуме создаются способы получения информации и создается общий уровень правовых знаний в виде общеобязательных формально-определенных правил поведения, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Государственным органам, прежде всего, было бы продуктивно акцентировать свое внимание на подрастающее поколение, у которого еще не сформировался прочный фундамент представлений о мире и жизни. И решение поставленной проблемы приобретает принципиальную значимость по обеспечению государством именно правовоспитательного процесса для детей в образовательных учреждениях с целью создания в будущем грамотного правового общества.

Как показывает практика, в современном школьном образовании необоснованно ограниченное внимание уделяется правовому воспитанию личности в рамках школьных курсов обществознания и права, а в работе по формированию у обучающихся правового сознания часто отсутствует систематичность и целенаправленность. Определенные проблемы у учителей гуманитарных наук и классных руководителей в выборе наиболее эффективных средств в решении обозначенной проблемы приводят к тому, что у обучающихся слабо формируется гражданско-правовая мысль, что может привести к определенным последствиям.

Формирование правовой культуры обучающихся - это сложный многоэтапный процесс воспитания, с целью приобщения школьников к правовой жизни общества. Отметим, что первоначальные основы норм морали и права закладываются в семье и продолжают формироваться в образовательных учреждениях. Если в первом случае воспитанием занимаются родители ребенка, то во втором огромную роль уже играет педагогический коллектив, который осуществляет правовоспитательную деятельность и, несомненно, должен обладать необходимыми компетенциями. Не стоит забывать, что сами родители и педагоги, часто, не дружат с законом и нормами морали, что можно говорить о детях.

Любой человек социализируется в обществе еще на том этапе, когда не сформирована личность, а отсутствие правовых знаний затрудняет данный процесс, так как люди не знают, как вести в себя в обществе, особенно ребенок. Следовательно, необходима особенная осведомленность несовершеннолетних о правовых нормах. Правовоспитательный процесс направлен на формирование у ребенка собственной позиции и осознание необходимости соблюдения законов, проявляющиеся в его словах и действиях. Для этого деятельность педагогов должна быть направлена на вос-

питание личности с высоким уровнем правовой культуры, способной принимать верные решения, непротиворечащие букве закона.

Отметим, что несовершеннолетние дети подвержены воздействию негативных факторов их окружения. Это проявляется в неустойчивости, податливости по отношению к более взрослым и для них же авторитетным личностям, а, следовательно, искажается понимание нравственных ценностей под влиянием негативных внешних социальных факторов. Поэтому учителю в школе необходимо вызвать интерес у обучающихся, побудить их к изучению, определяя важность этих знаний, которые понадобятся им в будущем для корректного поведения и решения тех или иных задач с правильной точки зрения.

При положительных внешних факторах происходит успешная социализация, при которой обучающийся умеет логически мыслить, анализирует и оценивает поступки, как собственные, так и окружающих его людей в соответствии с общепринятыми нормами. Можно сделать вывод, что происходит ускоренное становление личности, так как у нее есть свое мнение, представление о мире, формируется понятие нравственность, ответственность, чувство долга. А осознание вышеизложенного характеризует насколько ребенок может оценивать, понимать, а также контролировать свои действия. Правовоспитательный процесс в школе должен иметь теоретическую правовую основу, а также практическую часть по усвоению новых знаний, формированию оценочного отношения, овладения навыками правового общения и поведения, что сформирует законопослушного гражданина в будущем. Обучающимися в школе изучаются такие дисциплины как «право» и «обществознание». Данные курсы имеют проблему сжатости рабочей программы и ограничения временного регламента. Что иногда уроки становятся обобщающими и имеют базовый уровень информации, то есть дают знание в общих чертах, не рассматривая определенные темы углублено. Отметим, что учитель должен успеть в отведенное время объяснить материал, дать под запись и провести работу с классом по усвоению материала, а на более подробные детали время отсутствует. Соответственно, у школьников не всегда формируется полное представление о праве и роли законов в жизни людей. На наш взгляд, целесообразнее было бы выделать больше времени на изучение данных предметов, воспитывая правовую культуру, именно на данном этапе развития личности.

Учитель предметник должен как можно больше необходимого материала уместить в жатые временные рамки, но это трудновыполнимо. Поэтому важную роль играют внеклассные, факультативные занятия, а также внеурочная деятельность, особенно, если классный руководитель - учитель предметник, но в любом случае он должен проводить внеклассную работу по правовому воспитанию. Это может проявляться, как организация каких-то мероприятий, круглых столов, диспутов, дебатов. Также классный руководитель может совместно с администрацией и педагогическим коллективом организовать и осуществлять деятельность научного общества, где будут обсуждать и исследоваться учениками проблемные вопросы, требующие решения. Хорошей практикой для учеников будет посещения суда, при соответствующем запросе, чтобы наглядно обучающиеся могли понаблюдать, как проходит судебный процесс и какие последствия могут быть за нарушение того или иного закона. В таких, выше перечисленных, форматах, на наш взгляд, информация будет усваиваться эффективнее и формируется правовое сознание.

Имеет важное место проектная работа, так как она организовывает обучающихся, заставляет думать, планировать, а самое главное они познают мир, через исследовательскую деятельность. Самая главная задача учителя - научить детей работать с источниками, их анализировать, и формулировать грамотно собственное мнение, подкрепленное весомыми аргументами. Для классного руководителя задача особо тяжёлая по контролю обучающихся как в правовой сфере, так и в целом. Особенно, если есть предрасположенность к возможному нарушению норм морали и права. Классные часы как раз очень эффективны для пресечения "нежелательных результатов" тех или иных действий, они нужны, чтобы донести до ученика что такое добро и зло, закон и преступление, правонарушение и в целом чтобы указать верный светлый путь.

За подрастающим поколением будущее, поэтому начинать правовоспитательный процесс нужно еще с малого возраста, после - подкреплять знания в школе. Было бы уместно, чтобы в школах учили и на собственном примере показывали детям уважение к закону, давали основные представления о законодательстве, правах и обязанностях, законных интересах граждан. Ну и на старшей ступени подкреплять и использовать эти знания. Очень важно, чтобы семья и школа работали как единое целое, только тогда получится воспитать гражданскую личность. Но как показывает практика, эффект данной работы не всегда положителен из-за недостаточного вклада, а зачастую полного отсутствия действий, одной из сторон. Поэтому данная проблема как никогда актуальна. Пока нет чётко отработанной совместной работы по организации правовоспитательного процесса и в школе, и дома, и где-либо еще, построить идеальное гражданское общество с пониженным уровнем преступности и высоким уровнем правосознания трудновыполнимо, но крайне необходимо.

Библиография:

1. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи /Ю.Ю. Бугаенко. Текст: непосредственный //Историческая и социально-образовательная мысль 2012. N°4. С.84-86

2. Бикмурзина Н.С. О роли геймификации в процессе формирования правовой компетенции обучающихся / Н.С. Бикмурзина, Д.Г. Давыдов, М.А. Капаев, А.Ю.Куприянов, Е.В. Рябова // Аграрное и земельное право. - N 6(210). - 2022. - С.36-39.

3. Долгополов, О. А. Организация правового воспитания в современной России: дисс. на соиск.... канд. юрид. наук / Долгополов О.А.; Акад. права и упр. Минюста России. - Рязань, 2004. - 229 с. - Текст : непосредственный.

4. Каримова, Е. Р. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. Р. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - N 14 (356). - С. 288-290. - URL: https://moluch.ru/archive /356/79628/ (дата обращения: 05.05.2023).

5. Саакян, М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры / М. В. Саакян. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - №. 3. - С. 107-110.

6. Худойкина, Т. В. Внешние формы проявления деформации профессионального правосознания / Т. В. Худойкина. - Тест : непосредственный // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 5 (58). - С. 86-90.

References:

1. Bugaenko, Yu. Yu. Legal education of modern youth / Yu. Yu. Bugaenko. - Text : direct // Historical and socio-educational thought. - 2012. - No. 4. - pp. 84-86.

2. Bikmurzina N.S. On the role of gamification in the process of formation of legal competence of students / N.S. Bikmurzina, D.G. Davydov, M.A. Kapaev, A.Yu.Kupriyanov, E.V. Ryabova // Agrarian and land law. - № 6(210). - 2022. - Pp.36-39.

3. Dolgopolov, O. A. Organization of legal education in modern Russia: dissertation for the degree of Cand. of Legal Sciences / O.A. Dolgopolov ; Acad. rights and control of the Ministry of Justice of Russia. - Ryazan, 2004. - 229 p. - Text : direct.

4. Karimova, E. R. Legal education as a means of forming legal culture / E. R. Karimova. — Text : direct // Young scientist. - 2021. - № 14 (356). - PP. 288-290. -URL: https://moluch.ru/archive /356/79628/ (accessed: 05.05.2023).

5. Sahakyan, M. V. Legal education and training as a means of forming legal culture / M. V. Sahakyan. - Text : direct // Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, Sociology, law, political science, cultural studies. - 2009. - No. 3. - pp. 107-110.

6.Khudoikina T.V. External forms of manifestation of deformation of professional legal consciousness /T.V. Khudoikina. Test: direct // Society: Politics, Economics, Law. 2018. № 5(58). Pp.86-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.