УДК 316.65
А.Г. СТЕПАНОВ, Г.П. КУЗЬМИНА
ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Ключевые слова: право, общество, социальная философия.
Отмечается, что правовая система как имманентно присущая человеческому сообществу неизбежно оказывается в фокусе социально-философской рефлексии. Онтологичекая составляющая заключается в определении места и роли правовой системы в реализации всеобщих законов бытия социального мира. Гносеологические основания социальной философии как инструмента познания системы правовых сигментов находятся в сфере характеристик возможностей, условий и форм отражения социальной действительности в сознании. Методологическая база социальной философии в исследовании права определяется как организация адекватных способов познания.
A.G. STEPANOV, G.P. KUZMINA LAW IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS TRADITION
Key words: law, society, social philosophy.
It is marhed that the legal system being immanently inherent in the human society is inevitably found in the focus of the socio-philosophical reflection. The ontological part consists of in defining the place and the role of the legal system in realization of the general laws of the social world objective reality Gnoseological bases of social philosophy as a tool for cognizing the system of the legal segments are located in the sphere of describing possibilities, conditions and forms of reflecting the social reality in consciousness.
The methodological basis of social philosophy in investigating the law is defined as an organization of adequate methods of cognition.
Общественная система в контексте социально-философского анализа предстает в виде особого комплекса бытия, отличного по своему содержанию и формам проявления от других её систем, с которыми находится в непрерывном взаимодействии и составляет неразрывную целостность. Отличительной чертой социально-философского исследования общественных феноменов является то, что в процессе его реализации осуществляется открытие всеобщих законов общественной организации, выражающих её родо-видовое значение, проявляющее себя в формальных разновидностях общества через их уникальную систему организации. Исследуя структуру общественной системы, социальная философия, устанавливает составляющие её части, определяя их специфику, способ связи, механизм формирования целостности, обнаруживает следствия их взаимодействия, раскрывает закономерности её функционирования, определяет направленность общественного развития. «Именно социальная философия призвана ответить на вопросы: что мы называем обществом, чем оно является и чем оно не является, почему и как оно существует в мире, каковы условия, механизмы и формы его реального истерического бытия» [1. С. 368]. Социальная философия изучает общество в его сущностных аспектах, специфику его генезиса, строения, функционирования и развития.
Содержательный комплекс социально-философского знания представляет органическое сочетание системы организации социальной науки с ценностными мировоззренческими идеалами, культивируемыми общественной системой, призванными обеспечить необходимую степень человекомерности социальногуманитарного знания, раскрывая тем самым его непосредственную связь с «живой» действительностью. Совокупность явлений составляющих содержание социальной реальности, являясь подсистемой объективной реальности в целом, реализуется только в контексте общих принципов организации реальности, так как их существование обусловлено объективными, всеобщими, необходи-
мыми и повторяющимися принципами бытия. Вместе с тем социальные реалии одновременно располагают собственными специфическими особенностями, связанными с тем, что внешняя форма организации общественных отношений формируются благодаря, в том числе, субъективному компоненту организации человеческого бытия. «В природе ... действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти; стремящиеся к определенным целям» [1. С. 368].
В предельно общем плане объектом социально-философского изучения выступает общество, а в качестве предмета исследования принято выделять законы существования общества и специфику их реализации. Специфика выражения закона как внутренней, существенной, устойчивой связи явлений непосредственно зависит от наличия соответствующих внешних или внутренних условий. Человек, обладая способностью познавать законы и принципы бытия, в известной степени, имеет возможностью подчинить себе его закономерности, целенаправленно создавая необходимые предпосылки, обеспечивающие переход предполагаемых следствий из сферы возможного в сферу действительного. Исследование, определение и обоснование изучения регулятивных доминант общественной жизни и составляют специфику социальной философии как науки.
Предмет исследования философии права, несмотря на его долгую историю как в европейской, так и отечественной философской мысли, является объектом, оживленной полемики в среде теоретиков права и собственно философов, занимающихся исследованием правового аспекта общественного бытия. Это связанно с тем, что юридическая система затрагивает все стороны социальной организации общественной жизни, которая представлена комплексом определенных социально-экономических отношений в их неразрывном единстве и бесконечно многообразных взаимосвязях с бесчисленными факторами общественной жизни. Философия права не сводится к формальным рассуждениям о технических приемах и внешних проявлениях юридической стороны социальных процессов, а намерена определить сущность этих явлений. Форма организации правой стороны жизни социума способы её реализации в социальной теории всегда увязывались с общими условиями существования общественного организма в целом. При этом определяющим фактором, конституирующим объект и предмет исследования права, являлись принципы юридической целесообразности тех или иных социальных событий, их влияние на состояние общественного организма в целом.
Гносеологическая перспектива философии как научной отрасли состоит в определении и изучении всеобщих законов бытия мира как системной целостности, такие онтологические категории, как «материя» и «идея», как раз и выполняют функцию, фиксирующую эту целостность. Познавательная задача социальной философии имеет несколько иной, более конкретный характер. Социально-философский анализ замещает общефилософское исследование, тогда как процесс конкретизации объекта философского изучения восходит до определения способов существования явлений, относимых к сфере социального бытия. В социально-философском осмыслении отражаются не свойства и качества субстанционального основания мира, а специфика организации одной из сфер (общественной) его проявления. Правовая система как имманентно присущая человеческому сообществу, таким образом, неизбежно оказывается в фокусе социально-философской рефлексии. Познание общества как целостной системы, вне всякого сомнения, связано с определением и
дифференциацией составляющих его элементов, с установлением уровней его структурной организации. Правовая система общества является продуктом его самоорганизации, характеризует его структурную целостность, условия существования и развития, она формируется как совокупность устойчивых, необходимых связей и отношений между элементами структуры общественной системы на основе общественного производства в контексте осознанных действий индивидов, малых и больших социальных групп, стремящихся к достижению собственных целей, решению задач, обеспечивающих их дальнейшее развитие. При этом люди не только создают сами законы, но и определяют сферу их непосредственного применения. Эти законы проявляются в социальной деятельности людей. Будучи законами системы общества, их бытие носит объективный характер, вместе с тем их проявление осуществляется через субъективные формы целеполагающей деятельности, связанные с осознанной мотивацией поступков человека, направленных на удовлетворение его потребностей, желаний,интересов.
Преодоление противоречия в проблеме отношения объективной действительности и субъективности человеческой деятельности непосредственно может быть реализовано в процессе определения уровня диалектического противоречия содержания базовых для социальной философии категорий, в частности «необходимости» и «свободы». Категория «необходимость» рассматривается нами как выражение существенной, внутренней, неизбежно возникающей при определенных условиях взаимосвязи предметов и процессов действительности. В рамках социально-философского исследования необходимость может быть охарактеризована как неизбежность проявления объективных законов развития общества, которые в процессе своей реализации обуславливаются уникальными обстоятельствами исторического процесса, что придает форме их проявления неповторимость. Однако далеко не все, что существует, имеет место быть только по необходимости. В мире вообще, и в мире социальном прежде всего, действует и случайность, которая в объективной действительности играет определенную роль. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах, но она находится в многообразных связях с необходимостью, оказывая на нее непосредственное влияние. Неповторимость формы не следует отождествлять с уникальностью сущности социальных явлений и процессов, форма во многом произвольна, случайна. Необходимость выражает только существенные тенденции социальной организации, которые, в свою очередь, во многом зависят от конкретных, уникальных, необязательных, а потому случайных условий. Поэтому практическую реализацию законов организации общества можно характеризовать как вероятностную детерминации. Они действуют как тенденция, проявляющаяся в коллективном общественном поведении. Однако традиционно в рамках научного знания выделяют два вида категории «вероятность» - объективную и субъективную. Если субъективная вероятность позволяет анализировать субъективные особенности социальной организации, то объективная вероятность предоставляет возможность дать характеристику неоднократно повторяющимся явлениям, общим для социальных систем в целом. В общественной системе существуют такие виды взаимодействия между элементами связей, которые имеют однозначный характер.
Установление предельных уровней философских абстракций не является исчерпывающим пределом социального исследования феномена рационального изучения общества. Абстрактное знание фиксирует одностороннюю информацию об объекте исследования вне специфического способа реализации его существования. Если социально-философский аспект социального исследования общества затрагивает комплекс вопросов, связанных с выявлением
общих закономерностей, касающихся содержания и форм его организации, обуславливая, тем самым, общие принципы познания общественных систем, то конкретный анализ социальных структур, составляющих содержание общественной системы в целом, заключается в выявлении общих принципов бытия в специфических условиях организации их функционирования и развития. Мы не считаем, что реальность общественной жизни можно подогнать под застывшие формы абстрактных конструкций, поэтому философский анализ общества необходимо дополнить обобщением и последующим анализом информации о существе частных сторон общественной жизни.
Специфика конкретного выступает как исходный пункт познания, выраженного через чувственное восприятие форм существования объекта. По своему концептуальному статусу философия исследует, прежде всего, область всеобщих свойств социальной организации, прочие уровни не являются предметом ее рассмотрения. Конечно, это вовсе не означает, что социальная философия не использует эмпирические материалы изучения конкретных явлений, составляющих содержание сфер общественной жизни. Однако, прежде всего, её особый интерес вызывают сущностные основания организации общественной жизни. Можно выделить три группы общественных дисциплин. Во-первых, социологические науки, предметом исследования которых являются законы становления, функционирования и развития исторических конкретных типов целостных социальных организмов, во-вторых, это экономические науки, отражающие процессы общественного производства, обмен и распределение общественного богатства, отношения собственности, трудовую деятельность и т.д., в-третьих, отрасль юридических наук, направленная на изучение государственно-правовых структур и отношений в общественных системах. Все эти блоки социального знания пересекаются с философией на высшем, теоретическом уровне познания, когда для получения целостного знания о действительности необходимы синтез отдельных абстракций, определение связей между ними, что позволяет обрести конкретное знание об исследуемом объекте. В этом случае специфика конкретной подсистемы социальной действительности предстает в качестве предельно содержательного знания об объекте познания, так как отражает объект в интегральном единстве многообразия его характеристик. На наш взгляд, именно применение такого подхода позволит наглядно продемонстрировать реальную картину действия универсальных законов существования, строения, функционирования и изменения социальной системы, рассмотренной через призму её правовой организации. Основные проблемы правовой системы являются отражением базовых вопросов организации социальной системы. Идея общества, основанного на общепризнанных принципах справедливости, является движущей силой как философского, так и юридического знания. Таким образом, право как часть гуманитарного знания тесно связано с содержанием социальной философии.
Юридическая система, существующая в обществе, регулирует всю сумму складывающихся в нем общественных отношений во всем их многообразии, исторической и ситуативной специфике. В юридических установлениях и практике их применения находят выражение экономические, политические, этические и другие основания и условия жизнедеятельности данного сообщества, что свидетельствует не только о всеобщности комплекса правовой регламентации социального бытия, но и об особом предназначении права, глубинный смысл которого заключается в утверждении идеалов свободы и справедливости во всех сферах жизни человека, в его гуманистической ориентации. Иными словами, можно заключить, что истинная свобода есть именно право, основанное на принципах гуманизма и человекомерности. Следовательно, правовой порядок, в
идеале, должен базироваться на гуманистических началах и, следовательно, должен быть ориентирован на принципы естественно-правовой системы.
Из вышеизложенных философских соображений можно сделать вывод о том, что право в своей сущности выражается как специфический комплекс, органически связанный с жизнью людей, функциональное предназначение которого состоит в обеспечении условий для полнейшей реализации субъекта социальной системы, в рамках такой организации режима жизнедеятельности, где индивидуальная активность непосредственно согласуется с духовными ценностями, активностью других элементов системы.
Таким образом, связь между различными компонентами человеческого социального бытия, отражённого в правовой системе, весьма разнообразна. Мы, прежде всего, выделяем познавательные факторы этой связи, которые возникают в результате исследования тех моментов, которые содержатся в ценностях различных аспектов взаимодействия людей. Совокупность этих связей и образует каркас всего здания культуры правовых отношений. Право есть и остается порождением совокупности социальных, национальных, родственных, производственных связей людей. Укоренившись в бытии социума, правовые комплексы позволяют обрести человеку чувство определённости своего существования в рамках сложившейся системы социальных отношений. Отсюда совершенно естественное стремление сохранить естественно-правовые принципы как наиболее подходящую форму социального бытия. Опредмечивание идеальных представлений порождает их материализацию в национальных системах «позитивного» права. Задачи социальной философии как науки состоят в определении и обосновании изучения комплекса регулятивных доминант общественной жизни. Методологическая база социальной философии в исследовании права определяется как организация адекватных способов познания. Гносеологические основания социальной философии как инструмента познания системы правовых сегментов находятся в сфере характеристик возможностей, условий и форм познания и отражения социальной действительности в сознании. Онтологическая составляющая заключается в определении правовой системы как феномена социальной жизни, его места и роли в реализации всеобщих законов бытия социального мира как системной целостности.
Литература
1. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. С. 368.
2. Маркс К. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 21. С. 305.
3. Степанов А.Г. Категория «объект познания» в контексте социально-философского анализа // Вестник Чувашского университета. 2010. № 2. С. 154-156.
СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ^а1ех73@Ьк.ги).
STEPANOV ALEKSEY GEORGIEVICH - candidate of philosophical sciences, associate professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КУЗЬМИНА ГАЛИНА ПАВЛОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZMInA GALINA PAVLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.