проблемы права
УДК 325
права трудовых мигрантов в россии: состояние и перспективы
© 2014 г. В. И. Галкина
Галкина Виктория Ивановна -кандидат юридических наук, декан,
Российский государственный университет правосудия (Ростовский филиал), ул. Ленина, 66, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: viktoriy-2000@yandex.ru.
Galkina Viktoriya Ivanovna -Candidate of Juridical Science, Associate Professor of Criminal Law, Dean of Law dpt.
of Russian State University of Law (Rostov Branch), Lenina str, 66, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: viktoriy-2000@yandex.ru.
Отмечается наличие двух тенденций трудовой миграции: во-первых, широкое распространение нарушений прав трудовых мигрантов, вовлечение и эксплуатация их в теневых сферах экономики и, во-вторых, усиление криминальной активности самих мигрантов. Делается вывод о том, что отсутствуют общие подходы к оценке и учету этого массового явления, пока еще не устранены законодательные пробелы для сдерживания неблагоприятной тенденции, связанные с теневой сферой эксплуатации трудовых мигрантов.
Ключевые слова: мигрант, незаконная миграция, теневые сферы экономики, несовершеннолетние мигранты, миграционная политика.
In the article the two tendencies of labor migration are observed: first of all, it is a high rate of labor migrants rights violation, their involvement and exploitation in the shade economy and, secondly, there is an increase of criminal activity of the migrants. It is stated in the article that there are no common approaches to evaluation and account of this mass effect and absence of sufficient legislature to prevent criminal exploitation of labor migrants.
Keywords: migrant, illegal migration, shade economy, underaged, migration policy.
На протяжении последних двух десятилетий одной из наиболее актуальных в нашей стране остается проблема трудовой миграции. Распад СССР и образование Союза Независимых Государств (СНГ) привели не только к геополитическому переустройству постсоветского пространства, но и наряду с позитивными результатами обусловили ряд негативных тенденций, в том числе тотальную стагнацию и упадок в сфере экономики, последующую массовую безработицу, социально-демографический кризис, усиление миграционных процессов.
В совокупности указанные явления привели к падению уровня жизни широких слоев населения, вынудили многих граждан России и стран ближнего зарубежья покинуть постоянные места проживания и в целях поиска работы перемещаться в экономически более стабильные регионы: внутри страны из депрессивных регионов - в крупные столичные города, из ближнего зарубежья (Украины, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и др.) - в Россию.
Заметим, что перемещение мигранта через границу влечет за собой изменение его правового статуса, регулирование которого с момента пересечения грани-
цы осуществляется законодательством принимающего государства. Специалисты также обращают внимание на различия, касающиеся незаконной и нелегальной трудовой миграции. Так, международная трудовая миграция может быть как законной, т. е. на основании визы, вида на жительство, так и незаконной, т. е. когда отсутствуют перечисленные выше атрибуты законной миграции. Например, человек въехал в страну по туристической визе, но по истечении её срока остался в стране и стал трудовым мигрантом, т. е. у него нет ни необходимой рабочей визы, ни вида на жительство. Таким образом, его миграционное положение является незаконным. Но в то же время он пересек границу легально по туристической визе. Таким образом, нелегальное пересечение границы - это способ перемещения, а незаконная миграция - это статус мигранта [1].
Несмотря на то, что данное явление характеризуется масштабностью и стабильной прогрессией в последние годы, до настоящего времени невозможно представить общее количество трудовых мигрантов в России (в том числе занятых в нелегальной теневой экономике), установить их статус, легальность нахождения в стране, сферу занятости. Кроме того, отсутствуют общие
подходы к такому учёту, не в полном объеме определена и реализуется миграционная политика, не устранены законодательные пробелы, позволяющие эффективно сдерживать неблагоприятные тенденции, связанные с теневой сферой эксплуатации трудовых мигрантов. Очевидно, что в таких условиях проблема соблюдения прав трудовых мигрантов остается трудноразрешимой и долгосрочной задачей.
По данным ФМС России, численность трудовых мигрантов достигает 2,5 млн чел., а по различным оценкам экспертов, в России проживает не менее 510 млн нелегальных мигрантов, большая часть которых задействована в теневой экономике [2].
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21.07.2014 г.) под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается «работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)» (ст. 2).
Однако, как мы отметили, наряду с достаточно большим количеством проживающих в стране трудовых мигрантов, получивших свой статус и работающих на законных основаниях, фиксируется огромная масса людей, которые прибыли в страну нелегально, в связи с чем вновь прибывшие не могут быть обеспечены достойной легитимной работой, и, следовательно, оставшись без средств существования, вынуждены работать неофициально, в теневых сферах экономики, без соблюдения норм трудового законодательства, зачастую подвергаясь самым тяжелым формам эксплуатации.
Так, в ходе исследования положения нелегальных мигрантов А. Д. Кутьин отмечает высокую распространенность совершения в отношении рассматриваемой категории следующих преступных посягательств:
1) трудовые формы эксплуатации (принуждение работать сверх положенного времени без оплаты -62 %; работа с повышенной интенсивностью - 44 %; длительные задержки заработной платы - 39 %; принуждение выполнять работу, на которую работник не давал своего согласия, - 38 %; принуждение работать без оплаты - 24 %);
2) принуждение к секс-услугам (22 % из числа опрошенных женщин, в Москве - до 30 %);
3) психологическое насилие, угрозы, шантаж -20 %, изъятие паспортов - 20 %;
4) ограничение свободы передвижения, полное или частичное содержание взаперти - 20 % (в Москве -31 %) и т. п. [3].
По данным исследования П. Сурановой, в России тенденция трудовой миграции также увеличила количество женщин в качестве гувернанток, уборщиц, официанток и продавщиц, например в г. Москве почти 90 % уборщиков - киргизки. Нелегальный труд попадает под полный контроль работодателей, что создает все условия для появления крайних форм принужде-
ния при осуществлении неформальных трудовых отношений. Давление и насилие имеют место еще при переезде и найме, хотя наличие случаев намеренного введения в заблуждение с помощью неверной информации наблюдается уже на самом начальном этапе. В ходе работы чаще всего мигрантки сталкиваются с принуждением работать без оплаты в сверхурочное время, понуждением к секс-услугам, психологическим насилием, угрозами, шантажом, ограничением свободы перемещения - вплоть до полного или частичного содержания взаперти [4].
Как справедливо отмечают специалисты, «работодатель может назначить бесправным гастарбайтерам рабочий день любой продолжительности, в большинстве случаев им не предоставляются праздничные дни, не оплачивается больничный, выходные дни, что является нарушением трудового законодательства. Однако даже такие тяжелые условия труда и низкий уровень оплаты труда позволяет указанной категории лиц высылать деньги своим семьям в другие регионы (Таджикистан, Узбекистан и др.)» [5].
Всего же в мире в 2012 г., по данным МОТ, число жертв принудительного труда составило около 21 млн чел. Из них более 14 млн (или 68 %) подвергались трудовой эксплуатации в различных секторах экономики, 4,5 млн (или 22 %) - сексуальной эксплуатации, 2,2 млн - эксплуатировались в государственном секторе экономики. Более 5,5 млн чел. (или 26 %) были младше 18 лет [6].
Отмечая многочисленные нарушения прав трудовых мигрантов в стране, наиболее пристальное внимание необходимо обращать на самых уязвимых представителей - несовершеннолетних, прибывших в страну самостоятельно или вместе с родителями-«нелегалами». В целях оптимизации правового регулирования труда мигрантов, в том числе несовершеннолетних, в России был принят и вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "Трудовой кодекс Российской Федерации"», в том числе запрещающий использовать труд несовершеннолетних.
Так, в соответствии с действующим законодательством устанавливаются нормы, не разрешающие подросткам до 18 лет приезжать на территорию России для заработков. Официально установлен запрет на выдачу либо обязательное аннулирование выданных разрешений на работу или патент 18-летним иностранным гражданам. Кроме того, документом вносятся изменения в Трудовой кодекс, которым устанавливаются общие правила возможности заключения трудовых договоров с лицами, которые достигли 16-летнего возраста, не применяя регулирующего правового положения иностранных граждан на территории России [7].
Однако многочисленные примеры правоприменительной практики и материалы СМИ свидетельствуют о том, что несовершеннолетние мигранты эксплуати-
руются в экономическом секторе (в сфере услуг, торговли и питания), дети - в сфере попрошайничества, несовершеннолетние девушки-мигрантки подвергаются сексуальной эксплуатации. Таким образом, можно признать, что в создавшихся условиях российской действительности, права трудовых мигрантов и особенно детей-мигрантов в большей степени остаются декларативными. Повсеместно нарушение прав трудовых мигрантов приводит к тому, что и сами потерпевшие стали более активно вовлекаться в противоправную деятельность.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2013 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 47 тыс. преступлений, что на 10,2 % больше, чем за январь-декабрь 2012 г., в том числе гражданами СНГ -40,3 тыс. преступлений (+8,0 %), их удельный вес составил 85,8 % [8].
Таким образом, исследование проблемы трудовой миграции в нашей стране показало наличие как минимум двух связанных с нею негативных тенденций: с одной стороны, широкое распространение нарушений прав трудовых мигрантов, вовлечение их и эксплуатация в теневых сферах экономики, с другой - усиление криминальной активности самих мигрантов, которые законному виду трудовой занятости предпочли противоправную деятельность.
Необходимо признать, что в последние годы, несмотря на наличие «болевых», трудноразрешимых проблем правоприменительной практики, связанных с вопросами трудовой миграции, существующие противоречия в ходе реализации прав и обязанностей трудовых мигрантов, в России выработана достаточно гибкая, рассчитанная на длительную перспективу миграционная политика, в целом устранены законодательные пробелы, рассматриваемый круг вопросов -в фокусе приоритетных направлений деятельности исполнительных органов власти. Более активно стали развиваться негосударственные формы поддержки и защиты прав трудовых мигрантов, помощи соотечественникам, в частности, общественные движения и неправительственные организации, такие как, например, общественное движение «Таджикские трудовые мигранты», Межрегиональное Узбекское землячество «Ватандош» и др.
Таким образом, признавая объективно существующие реалии не только в нашей стране, но и в мире, а именно дальнейшее усиление миграционных процессов и трудовой интеграции населения, необходимо и в дальнейшей перспективе предпринимать самые действенные меры по реализации взвешенной миграционной политики, осуществляемой с целью сохранения социально-демографического баланса, стабилизации экономики, оптимального распределения трудовых ресурсов, защищая при этом право российских граждан
Поступила в редакцию_
на приоритетный порядок трудоустройства и соблюдая интересы национальной безопасности нашего государства.
Литература
1. Международная трудовая миграции. URL: http:// www.zarplata-online.ru/qa/83283#ixzz3HvdxCW9u (дата обращения: 13.10.2014).
2. Бабаев М. М., Коваленко В. И. Теоретические и прикладные проблемы предупреждения сексуальной эксплуатации женщин и детей. М., 2011. С. 132.
3. Кутьин А. Д. Виктимология миграционных процессов в России // Профессионал. 2007. № 2(76). С. 35.
4. Суранова П. Гендерные аспекты трудовой миграции // Zamandashpress (Киргизия). 2012. 17 апр.
5. Коваленко В. И. Криминальная эксплуатация человека и её предупреждение. М., 2012. С. 66.
6. ILO Global Estimate of Forced Labour 2012: Results and Methodology. Geneva, 2012. URL: http://www.ilo.org (дата обращения: 01.10.2013).
7. В России запрещено работать несовершеннолетним мигрантам // Бизнес и право. Деловой журнал. URL: http://likvidacia000.ru/v-rossii-zapreshheno-rabo-tat-nesovershennoletnim-migrantam/ (дата обращения: 13.10.2014).
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 года. М., 2014.
References
1. Mezhdunarodnaja trudovaja migracii [Internetional Labor Migration]. URL: http://www.zarplata-online.ru/ qa/83283#ixzz3HvdxCW9u (data obrashhenija: 16.03.2010).
2. BabaevM.M., Kovalenko V. I. Teoreticheskie i prikladnye problemy preduprezhdenija seksual'noj jekspluatacii zhenshhin i detej [Theoretical and Practical Problems of the Prevention of Sexual Exploitation of Women and Children]. M., 2011. S. 132.
3. Kut'in A. D. Viktimologija migracionnyh processov v Rossii [Victimology of Migration Processes in Russia] // Professional. 2007. № 2 (76). S. 35.
4. Suranova P. Gendernye aspekty trudovoj migracii [Gender Aspects of Labor Migration] // Zamandashpress (Kirgizija). 2012. 17 apr.
5. Kovalenko V. I. Kriminal'naja jekspluatacija cheloveka i ejo preduprezhdenie [Criminal Exploitation of Man and its Prevention]. M., 2012. S. 66.
6. ILO Global Estimate of Forced Labour 2012: Results and Methodology. Geneva, 2012. URL: http://www.ilo.org (data obrashhenija: 01.10.2013).
7. V Rossii zapreshheno rabotat' nesovershennoletnim migrantam [Migrant Minors are not Allowed to Work in Russia] // Biznes i pravo. Delovoj zhurnal. URL: (data obrashhenija: 13.10.2014).
8. Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2013 goda [The State of Crime in Russia in January-December 2013]. M., 2014.
_10 ноября 2014 г