JUROgPRUDUNCl / <<Ш^ШМУМ-ШУГМак>>#3(Ш7)),2©1]9
56
сути, эти правовые явления образуются, непосредственно, в результате того, что действующее настоящее федеральное и местное законодательство предусматривает возможность органов местного самоуправления являться юридическими лицами.
Особого внимания заслуживают вопросы правосубъектности государственных и муниципальных органов.
Относительно вопроса о правосубъектности государственных и муниципальных органов стоит отметить, что многие авторы выделяют следующий подход. К таковым относится: признание за Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями общей правосубъектности; Последователями данной точки зрения являются М.И. Брагинский и О.Н. Садиков. М.И. Брагинский считает, что государственные и муниципальные образования имеют право заключать любые гражданско-правовые договоры кроме случаев, не предусмотренных в законе [1; с.243]. О.Н. Садиков полагает, что правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц» [4]. Отсюда следует, что в рамках данного подхода присутствует некое противопоставление общей и универсальной правосубъектности.
Также следует выделить один из критериев разграничения правосубъктности государственного и муниципального образования уже на анализе полномочий, в целях реализации которых возникают правоотношения. А.А. Головизин отмечает, что если орган государственной или муниципальной власти вступает в отношения с третьими лицами именно по реализации своих полномочий, то он выступает от своего имени [2]. В случаях, когда данный орган осуществляет полномочия от имени государства, то он непосредственно выступает от имени соответствующего образования. К сожалению, автор не указывает, какие это полномочия,
УДК: 349.3
даже в качестве примера. При осуществлении полномочий от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, значение имеет способность нести ответственность в суде и отвечать по своим обязательствам, а не значение от имени какого публично-правового образования выступает данное лицо.
Стоит отметить, что в полномочия государственного и муниципального органа включены функции ликвидационной комиссии непосредственно осуществляемое от имени государства.
Таким образом, можно сказать, что разрешение проблем правосубъектности органов государственной и муниципальной власти, должна стать отправной точкой дальнейшего реформирования положений, регулирующих участие данных органов в имущественном обороте. Они могут быть решены лишь путем внесения изменений в гражданское законодательство: такого пункта как участие коллективного образования в гражданском обороте. При этом не ущемляя и не умаляя права и законные интересы других участников гражданских правоотношений.
Список использованной литературы:
1. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., «Юридическая литература», 2000, - 244 с.
2. Головизин А.А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 66 - 79.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая), 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Информационно - правовой портал КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5142/ (дата обращения: 05.02.2019).
4. Гражданское право: Учебник" (том 2) (под ред. О.Н. Садикова) "Контракт", "ИНФРА-М", 2014, - 485 с.
© Рахматуллин Р.Р., Суфянова Е.З., 2019
Рубанова Наталья Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры права и культурологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Rubanova Natal'ya Anatol'evna
PhD in Law,
Аssociate Professor Law and Cultural Studies Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University
SOCIAL SECURITY LAW: DEMOGRAPHIC ASPECTS
Аннотация:
Объектом данного исследования является анализ демографической ситуации в РФ и ее влияние на пенсионное страхование и в целом на систему права социального обеспечения. Методами данного исследования являются логические принципы от общего к частному, от конкретного к абстрактному, метод
<<Щ[1ШЗДим~^©иТМ&1>>#3в273,2<0]9 / JURaSPRUDiMCl_57
системного анализа правовых и экономических документов. Результатом исследования является выявление проблемных направлений в регулировании демографической ситуации в России. Обоснована необходимость внедрения новой возрастной пенсионной реформы и дальнейшего совершенствования правового регулирования системы права социального обеспечения.
Abstract:
The object of this study is to analyze the demographic situation in the Russian Federation and its impact on pension insurance and the system of social security law in General. The methods of this research are logical principles from General to particular, from concrete to abstract, method of system analysis of legal and economic documents. The result of the study is the identification of problem areas in the regulation of the demographic situation in Russia. The necessity of introduction of new age pension reform and further improvement of legal regulation of the social security law system is substantiated.
Ключевые слова: право социального обеспечения, пенсионное страхование, демографическая ситуация, правовой и экономический аспекты
Keywords: social security law, pension insurance, demographic situation, legal and economic aspects
На развитие права социального обеспечения оказывает воздействие множество факторов. Одним из них является влияние демографии на пенсионное страхование в РФ. Во всех странах мира функционирование пенсионной системы тесно связано с демографическими изменениями.
Демографическая проблема для России на сегодняшний день очень ощутима, плюсом усугубляется проблемная ситуация с пенсионным обеспечением. При солидарном характере формирования и использования денежных ресурсов видно, что от численности плательщиков страховых взносов напрямую зависят получатели пенсий [2]. Негативно сказывается уменьшение численности работающего населения, получающего официально заработную плату, если количество пенсионеров увеличивается, поскольку меньше средств поступает на формирование пенсии [1, 6]. Президент РФ еще в начале 2018 года на пресс-конференции озвучил статистические данные, что уже сегодня на 1 пенсионера работает финансово 1,2 человека трудоспособного населения, т.е. обеспечить такими силами достойную пенсию не представляется возможным.
Для возможности успешного правового регулирования данного направления права социального обеспечения и анализа финансовой устойчивости Пенсионного фонда России, решения задачи его сбалансированности, требуется комплексное изучение вопроса демографии в стране. Рассмотрим некоторые аспекты вопроса.
Демографическими показателями являются: численность населения по полу и возрастным группам, продолжительность жизни, рождаемость, смертность - все это непосредственно влияет на расчет текущего размера страховых взносов и пенсии [3, 4, 7]. Эти показатели обуславливают доходную и расходную части фонда, влияют на прогнозирование названных параметров. Росстат, для решения вопроса, разрабатывает три варианта половозрастной численности населения: низкий, средний, высокий. Исследование численности
населения по среднему варианту прогноза Росстата до 2031 г. показывает минимальное изменение, имеющее тенденцию к росту. По низкому варианту, численность населения сокращается, а высокий вариант показывает рост на 5070 тыс. чел[9].
Если же в противовес рассматривать динамику коэффициента нагрузки пожилыми лицами за это же период, видно явный рост этой части населения. Коэффициент нагрузки пожилыми людьми - это отношение численности граждан в пенсионном возрасте к численности граждан в трудоспособном возрасте. По среднему варианту прогноза Росстата численность населения значительно увеличивается - на 11,3% [8]. Это значит, что население постепенно стареет. Такая нагрузка, в том числе, непосредственно зависит от разницы возраста выхода на пенсию мужчин и женщин.
Огромную роль при анализе состояния пенсионной системы играет ожидаемая продолжительность жизни населения [8]. По данным Росстата на 2017год продолжительность жизни для мужчин составляла 72,7 года, для женщин - 77,6 лет, что подтверждает факт большей продолжительности жизни у женщин почти на 5 лет.
В целом по показателям, ожидаемая продолжительность жизни в России растет, при этом женщины работают меньшее количество лет, чем мужчины. По законодательству до возрастной реформы пенсия соответственно наступала в 55 лет и в 60 лет. Меньший стаж работы у женщин - меньше пенсионных прав. Это одна из серьезных проблем, оказывающая негативное влияние на пенсионную систему страны, порождая гендерный дефицит бюджета пенсионного фонда[5].
Поскольку новая пенсионная реформа изменила возраст выхода на пенсию, то и ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин также изменится. Безусловно, является показательным изменение разницы между продолжительностью жизни мужчин и женщин, что отражено в Таб-лице-1, где выбран расчетный период 2015-2018 гг.
58_лизавэршамаж / «ш^шюум-^угмаи^зшзлш
Таблица-1
Сравнительная таблица продолжительности жизни в РФ мужчин и женщин за период 2015-2018 гг.
№ п/п Год Продолжительность жизни мужчин, лет Продолжительность жизни женщин, лет Разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин, лет
1 2015 65,9 76,7 10,8
2 2016 66,5 77,0 10,5
3 2017 72,7 77,6 4,9
4 2018 72,4 77,4 5
Из данных явно видно, что продолжительность жизни увеличилась не только в сравнении с предыдущими годами, но и в каждой категории: мужчина, женщина. Так же сократилась разница между продолжительностью жизни мужчины и женщины с
2015 года по 2018 год на 0,46% или практически в 2 раза.
Используй официальные данные Росстата можно провести исследование по численности возрастных групп.
Таблица-2
Численность отдельных возрастных групп за 2017 г. по категориям: все население, «мужчины» и «женщины», количественная разница между мужчинами и женщинами.
Все население, тыс. чел. мужчины женщины Количественная разница (мужчины -женщины), -/+
68044 78760 «-» 10716
Возраст
0-4 4924 4658 «+» 266
5-9 4389 4169 «+» 220
10-14 3791 3617 «+» 174
15-19 3418 3272 «+» 146
20-24 3993 3835 «+» 158
25-29 6035 5844 «+» 191
30-34 6270 6267 «+» 3
35-39 5505 5689 «-» 184
40-44 5008 5373 «-» 365
45-49 4439 4841 «-» 402
50-54 4545 5290 «-» 745
55-59 4947 6208 «-»1261
60-64 3964 5646 «-»1682
65-69 2942 4695 «-»1753
70 и более 3874 9356 «-»5482
Анализируя численность отдельных возрастных групп можно заметить, что рост численности по группам неравномерен. Например, в возрасте от 0 до 34 лет видно явное преобладание мужского населения, а с 35 до 70 лет и старше лиц женского пола становится все больше. При этом разница в численности достигает 5,482 тыс. чел. в пользу женщин.
В целом по численности населения у возрастных групп можно увидеть, что численность возрастной группы от 60 лет до 64 лет наиболее резко увеличивается. Отметим, что из общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2017 году находились: мужчин - 43470 тыс. чел.; женщин - 39754 тыс. чел. Разница между ними составляет 3716 тыс. чел. в пользу мужчин.
Если рассматривать, сколько из общей численности населения в 2017 году находились в возрасте старше трудоспособного: мужчин -10780 тыс. чел.; женщин - 25905 тыс. чел., то разница между ними составляет 15125 тыс. чел. в пользу женщин. Данный факт не дает довести систему пенсионного обеспечения до сбалансированного состояния, поскольку, чем больше количество лиц, достигших
пенсионного возраста, тем сильнее растет расходная часть бюджета ПФР и происходит еще больший дисбаланс между доходной и расходной частями.
Таким образом, демографическая ситуация в России обладает не только проблемами возрастных категорий, но и гендерной. Численность женщин превышает численность мужчин [9]. В течение последних 12 лет наблюдается постоянность в процентном соотношении мужчин и женщин - 46% и 54% соответственно. Такую постоянность нельзя назвать положительной для пенсионной системы. Если сравнивать численность мужчин и женщин по возрастным группам, то, чем старше возрастная группа, тем больше в ней женщин, что мы уже отметили ранее.
Таким образом, демографическая проблема остается одной из самых острых проблем в России на сегодняшний день. Значимой эта проблема является для пенсионной системы, учитывая ее солидарный характер формирования и использования денежных ресурсов, который напрямую зависит от численности плательщиков страховых взносов и получателей пенсии. С 2015 года по 2018 год продолжительность жизни увеличилась не только в
«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3î27),2@19 / JURISPRUIDIMOI
сравнении с предыдущими годами, но и в каждой категории: мужчина, женщина. Так же сократилась разница между продолжительностью жизни мужчины и женщины на 0,46% или практически в 2 раза. Женщин раньше выходят на пенсию, имеют меньше стаж, и, как следствие, меньше пенсионных прав - этот факт оказывает негативное влияние на пенсионную систему страны, порождая гендерный дефицит бюджета пенсионного фонда.
Исходя из вышеизложенных положений, можно говорить о том, что правовое регулирование путем введения в действие новой реформы было необходимо. Снижение демографического роста привело к неэквивалентности пенсионных прав граждан. Для пенсионной системы в России сегодня необходимо совершенствования системы права социального обеспечения в данном направлении.
Список литературы
1. Balynskaya N. R., Vasilyeva A. G. Fiscal capacity of the city: the assessment of the influence on the sustainability of urban environment and the quality of living (the case of «second» cities of the Russian Fed-eratio n)//R-Eco no my. 2017. Т. 3. № 2. С. 112-119.
2. Васильева А. Г., Рубанова Н. А. Оценка инновационного потенциала региональных экономических систем (на примере Челябинской области) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. Управление экономическими системами: электронный научный журнал № 11 (117). С. 18.
3. Vasilieva A. G., Gafurova V. M., Kashuba I. V., Kiva-Khamzina Y. L. Nazarova O. L., Orinina L. V. Complex methodical approach to assessing the effectiveness of managing the financial capability of the
59_
Russian Federation subjects/Journal of Applied Economic Sciences. 2017. Volume XII. Spring, 2(48). рр. 636-645.
4. Калашникова И. А., Рубанова Н. А. К вопросу об экономической составляющей производственного экологического менеджмента на предприятиях Российской Федерации//Экономика и политика. 2017. № 2 (10). С. 28-33.
5. Карпова Е. В. Субъект правового восприятия пространства: философский ана-лиз//Философия и культура. 2015. № 10. С. 15571566.
6. Kuznetsova N. V., Vasileva A. G., Rakhimova L. M., Orinina L. V., Kashuba I. V., Kiva-khamzina Yu. L. Methods of assessing the competitive environment of public food service establishments in the context of providing their sustainable develop-ment//Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Т. 8. № 2 (18). С. 301-318.
7. Рубанова Н. А. Лицензионное производство: социально-экономическая составляющая // В сборнике: Современная модель управления: проблемы и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. 2017. С. 101-105.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http: // www.gks.ru // - (Дата обращения: 10.01.2019).
9. Потапенко, В. В., Широв, А. А. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www.macroforecast.ru/doc/shirov_potapenko .doc. (Дата обращения: 10.01.2019).
УДК: 347.1
Савенко Богдан Александрович
студент
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Научный руководитель: Шигонина Людмила Александровна Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10022 АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Savenko Bogdan Aleksandrovich
Student,
Russian State University of Justice Scientific adviser: Shigonina Lyudmila Aleksandrovna
Lecturer of the Department of civil law disciplines, Russian State University of Justice
ANALYSIS OF THE CONCEPT OF ABSOLUTE AND RELATIVE CIVIL LEGAL RELATIONS
Аннотация
В данной статье, на основании различных взглядов ученых-юристов, производится анализ концепции деления гражданских правоотношений на абсолютные и относительные. Данная концепция длительное время носит спорный характер и является темой множества научных работ юридической направленности. В результате анализа были выявлены различные ошибки, возникающие при смешении