Научная статья на тему 'Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании'

Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СЕЦЕССИЯ / ВЫХОД ГРЕНЛАНДИИ / ВЫХОД ВЕЛИКОБРИТАНИИ / СТАТЬЯ 50 / ДЕС / ДОГОВОР О ГРЕНЛАНДИИ / ДОБРОВОЛЬНЫЙ ВЫХОД / РЕФЕРЕНДУМ / СОГЛАШЕНИЕ О ВЫХОДЕ / EUROPEAN UNION / SECESSION / GREENLAND EXIT / BRITAIN EXIT / THE ARTICLE 50 / THE TEU / GREENLAND TREATY / VOLUNTARY WITHDRAWAL / REFERENDUM / WITHDRAWAL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вилкова М.Ю.

В статье рассматривается сецессия в европейской интеграции на примере Гренландии и Великобритании. Проведен сравнительный анализ процедуры выхода Гренландии и Великобритании, в том числе относительно введения ст. 50 Договора о Европейском Союзе. Особое внимание уделено изменениям, происходящим в Великобритании с связи с ее выходом из состава ЕС. Автор приходит к выводу о существенных различиях в рассматриваемых процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF SECESSION IN EUROPEAN INTEGRATION: EXPERIENCE OF GREENLAND AND GREAT BRITAIN

This paper deals with the secession in the European integration by example of Greenland and Great Britain. A comparative analysis of the withdrawal procedure for Greenland and Great Britain has been done, as well as the initiation of the Article 50 of the Treaty on European Union. Special attention is given to the changes taking place in the UK arising from its exit from the EU. The author concludes that there are significant differences in discussed procedures.

Текст научной работы на тему «Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании»

_ __«I I-,пп-_г

78 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J J УНИВЕРСИТЕТА

/-имени O.E. Кугафина (МПОА)

Мария Юрьевна ВИЛКОВА,

аспирант кафедры «Международное право.

Европейское право» Дипломатической академии МИД России, второй секретарь МИД России maskovalenko@mail.ru 119021, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1

ПРАВО СЕЦЕССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОПЫТ ГРЕНЛАНДИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается сецессия в европейской интеграции на примере Гренландии и Великобритании. Проведен сравнительный анализ процедуры выхода Гоенландии и Великобритании, в том числе относительно введения ст. 50 Договора о Европейском Союзе. Особое внимание уделено изменениям, происходящим в Великобритании с связи с ее выходом из состава ЕС. Автор приходит к выводу о существенных различиях в рассматриваемых процессах. Ключевые слова: Европейский Союз, сецессия, выход Гренландии, выход Великобритании, статья 50, ДЕС, Договор о Гренландии, добровольный выход, референдум, соглашение о выходе.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.45.5.078-083

M. Yu. VILKOVA, Postgraduate Student of the International and European Law Department at the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry; second secretary of the Russian Foreign Ministry maskovalenko@mail.ru 119021, Russia, Moscow, ul. Ostozhenka, d. 53/2, str. 1 THE RIGHT OF SECESSION IN EUROPEAN INTEGRATION: EXPERIENCE OF GREENLAND AND GREAT BRITAIN Abstract. This paper deals with the secession in the European integration by example of Greenland and Great Britain. A comparative analysis of the withdrawal procedure for Greenland and Great Britain has been done, as well as the initiation of the Article 50 of the Treaty on European Union. Special attention is given to the changes taking place in the UK arising from its exit from the EU. The author concludes that there are significant differences in discussed procedures. Keywords: European Union, secession, Greenland exit, Britain exit, the Article 50, the TEU, Greenland Treaty, voluntary withdrawal, referendum, withdrawal agreement.

1. Вводные замечания

На протяжении последних двух лет в средствах массовой информации обсуждается тема Брекзита: процедура выхода Великобритании из состава Европейского © М. Ю. Вилкова, 2018 Союза (ЕС), последствия, социальные вопросы, вопросы гражданства, таможен-

"Т^ЕСТНИК

/LD УНИВЕРСИТЕТА

/-Ф имени О. E, Кутафина (МГЮА)

Вилкова М. Ю.

Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании

79

ные тарифы и другие вопросы. Произошли изменения в политической системе Великобритании. Дэвид Кэмерон ушел в отставку после референдума (он ожидал получить иные результаты)1. Новый премьер-министр Тереза Мэй вынуждена продолжать начатый процесс. Создан Департамент по выходу из Европейского Союза во главе с Дэвидом Дэвисом2. В Северной Ирландии возобновилось движение за независимость, поскольку большинство ее жителей проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС3. Перед Великобританией стоит сложная задача — сохранить целостность страны и реализовать волеизъявление граждан по выходу из ЕС с минимальными экономическими последствиями для страны. Новизной в обсуждаемой теме явилось рассмотрение опыта Гренландии по выходу из состава ЕС (Грёкзита4) свыше 30 лет назад и сопоставление его с процессами в Европейском Союзе и Великобритании в связи с выходом последней.

2. Опыт Гренландии

Как известно, до 2007 г. в учредительных документах Европейского Союза отсутствовала норма о выходе из его состава.

В 1982 г. Гренландия провела референдум по вопросу выхода из Европейских сообществ после получения статуса автономии в 1979 г.5 Большинство населения (53 %) проголосовало за выход.

Поскольку в Римском договоре 1957 г. отсутствовали положения о выходе из сообществ как государства, так и отдельных его автономий, детали выхода обсуждались путем переговоров. Результатом явилось принятие в 1984 г. Договора об изменении договоров, учреждающих Европейские сообщества, в отношении Гренландии6 (далее — Договор о Гренландии). Договор о Гренландии подписали главы всех 10 государств, входивших в Европейские сообщества на тот момент: Бельгии, Дании, Германии, Греции, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Великобритании. В соответствии со ст. 6 Договор о Гренландии подлежал ратификации и вступил в силу в 1985 г.

Дэвид Кэмерон освобождает для Терезы Мэй пост и квартиру // URL: http://www.bbc.com/ russian/news-36781539 (дата обращения: 28.02.2018).

Для выхода из ЕС в британском правительстве создан новый департамент // URL: https:// ^

rg.ru/2016/06/27/dauning-strit-pravitelstvo-kemerona-podgotovitsia-k-vyhodu-iz-es.html (дата обращения: 28.02.2018).

EU referendum. Results // URL: http://www.bbc.com/news/politics/eu_referendum/results (дата обращения: 15.02.2018). А^т

Greenland + exit (Гренландия + выход); во избежание путаницы с термином о выходе Ш-!=Ы

Греции (Грекзит) буква «е» заменена на «ё».

STS

Referendums on EU matters // URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ □>-'-

STUD/2017/571402/IPOL_STU%282017 %29571 402_EN.pdf (дата обращения; 27.02.2018). Treaty amending, with regard to Greenland, the Treaties establishing the European Com- Ш Q]p

munities // Official Journal of the European Communities. 1985. № 1. URL: http://eu.nanoq. ШЦЦ

gl/Emner/EuGl/~/media/419EF30F356645048639049D197273D3.ashx (дата обращения: ХЦ

07.03.2018).

СИСТЕМ

>

4

5

6

80

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Документом установлены особые отношения между Гренландией и Европейскими сообществами. Согласно Договору о Гренландии, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии не распространяются на Гренландию (ст. 1 и 5). Договор об учреждении Европейского экономического сообщества дополнен нормой о том, что Гренландия включена в список заморских стран и территорий и нормы ч. 4 применяются к Гренландии с учетом особых положений, изложенными в Протоколе об особых договоренностях с Гренландией, приложенном к Договору (ст. 3 и 4).

Таким образом, выход Гренландии из состава Европейских сообществ был осуществлен посредством прекращения действия учредительных договоров ЕС на территории Гренландии, а также включения ее в список заморских стран и территорий.

В дальнейшем сфера сотрудничества между Европейским Союзом и Гренландией расширилась путем принятия соглашений, решений и регламентов Европейского Союза, совместных деклараций. 13 декабря 2007 г. на саммите в Жеронимуше в Лиссабоне подписан Договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (далее — Лиссабонский договор). Лиссабонским договором сохранены положения, регулирующие отношения между Гренландией и ЕС. В случае отделения от Дании Гренландия из категории «заморских стран и территорий» переместится в категорию «третьих стран».

3. Сецессия по статье 50 ДЕС

Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 г., является компромиссом между 28 государствами-членами после провалившейся попытки принять Конституцию для Европы. Лиссабонским договором в Договор о Европейском Союзе (ДЕС) введена ст. 50, предусматривающая возможность любого государства-члена в соответствии с внутренними конституционными правилами принять решение о выходе из состава Союза, а также закрепляющая процедуру такого выхода. Аналогичная норма о выходе содержалась и в проекте Конституции (ст. 1-60 «Добровольный выход из Союза»).

Прописывая данную норму в договоре в 2007 г., мог ли кто-то серьезно предположить, что ее придется вскоре применять на практике? «До недавнего времени все возможные разговоры о выходе страны из состава Европейского Союза вряд ли могли стать предметом серьезной дискуссии не только в кругу профессиональных политиков, но и среди ученых-европеистов, которые в силу своей профессии должны всесторонне рассматривать все политические, экономические и юридические параметры жизнедеятельности Евросоюза. <...> ЕС считался очень успешным объединением по многим параметрам, где устойчивое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния жителей сочетались с обращением надежной и привлекательной коллективной валюты евро»7. Более

7 Топорнин Н. Б. Некоторые правовые аспекты выхода государства из Европейского Союза // Международное публичное и частное право. 2015. № 6. С. 3.

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Право сецессии в европейской интеграции: q|

имени o.e. кугафина(мгюА) опыт Гренландии и Великобритании

актуальны на то время были вопросы, связанные с расширением Европейского Союза: присоединение к альянсу новых членов, расширение шенгенского пространства и зоны евро.

Итак, что же представляет собой сецессия по ст. 50 ДЕС?8

Во-первых, в данной статье констатируется право государства — члена ЕС на выход из состава Союза. Однако до принятия данной нормы такое право тоже существовало. В связи с тем, что учредительные договоры ЕС по своей природе являются международными договорами, при отсутствии данной нормы были применимы общие положения о прекращении действия международных договоров, об их денонсации или о выходе из них какого-либо государства. Главное отличие заключается в проявлении наднационального характера данной нормы, которое связано с процедурой заключения соглашения, о которой будет сказано ниже.

Во-вторых, в ст. 50 ДЕС говорится о процедуре такого выхода. Решение государства о выходе из ЕС носит уведомительный характер. После направления государством уведомления о выходе ЕС проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение о порядке его выхода, принимая во внимание основы его будущих взаимоотношений с ЕС.

Совет ЕС после получения рекомендаций Европейской комиссии принимает решение об открытии переговоров и о назначении представителя ЕС или руководителя переговорной группы ЕС (п. 3 ст. 218 Договора о функционировании Европейского Союза (далее — ДФЕС)).

Соглашение от имени Союза заключает Совет ЕС. Решение принимается квалифицированным большинством после одобрения Европейским парламентом. Квалифицированное большинство определяется как не менее 72 % членов Совета ЕС, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65 % населения этих государств (п. «b» § 3 ст. 238 ДФЕС).

Предусмотрены сроки прекращения действия договоров в отношении выходящего государства: с момента вступления в силу соглашения о выходе или при отсутствии такого соглашения, через два года с момента направления уведомления о намерении выйти из состава ЕС, если Европейский совет с согласия данного государства единогласно не решит продлить этот срок.

Члены Европейского совета или Совета ЕС, которые представляют выходящее государство, не участвуют в обсуждении и принятии относящихся к нему решений Европейского совета и Совета ЕС.

И в-третьих, статья содержит норму о том, как после своего выхода государ- | ство может вновь присоединиться к ЕС. К такому государству применяются об- тР щие правила, предусмотренные ст. 49 ДЕС, как к новому государству, которое mG намерено присоединиться к ЕС. Каких-либо специальных режимов для такого Р ТЛ государства не предусмотрено. >Ц М - >§ЕТ

8 Применительно к процессу выхода из Европейского Союза в рамках данной статьи SjS

предлагается использовать расширительное толкование понятия «сецессия». Сецес- p Л Т

сия — слово латинского происхождения, которое с точки зрения этимологии может быть Ш И Г

разложено на две части: se — «отдельно» и cedere — «идти» (см.: Online etymological □ Ш А

dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/secession (дата обращения: 01.02.2018)). Ы"И-И

Оксфордский словарь дает определение «сецессии» как выхода из альянса, федерации, Х И И

политической или религиозной организации и т.п. СИСТЕМ

>

82

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

а-—^ имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

4. Выход Великобритании

Великобритания на практике первой применяет ст. 50 ДЕС. В декабре 2015 г. Д. Кэмерон объявил о намерении провести референдум, который состоялся 23 июня 2016 г. Жители Соединенного Королевства отвечали на вопрос: «Соединенному Королевству следует остаться членом Европейского Союза или покинуть Европейский Союз?»9 Голоса разделились практически поровну с небольшим перевесом в пользу выхода из ЕС: 52 % против 48 %10.

29 марта 2017 г. Т. Мэй направила Председателю Европейского совета Дональду Туску уведомление о намерении Великобритании выйти из состава ЕС.

С правовой точки зрения конечным результатом переговорного процесса должно стать соглашение, заключенное между ЕС и Великобританией. Предполагается, что их будет как минимум два: соглашение о выходе и соглашение о структуре будущих отношений11.

Сравнивая выход Великобритании с опытом Гренландии, в первую очередь необходимо подчеркнуть главный общий признак — в обоих случаях решение принимается прямым волеизъявлением народа. Отличие заключается в том, что Гренландия является частью Дании, А Великобритания — независимое государство. Отсюда и разная процедура выхода: для Гренландии порядок выхода носит разрешительный характер, для Великобритании — уведомительный, соглашение о Гренландии подписывают уполномоченные представители государств-членов, соглашение с Великобританией — Совет ЕС. У Гренландии отсутствовала потребность решать вопросы, связанные с гражданством ЕС, в отношениях между ЕС и Великобританией такие вопросы являются одними из наиболее важных. Существенную роль также играют и финансовые вопросы: Гренландия получает финансирование от ЕС в обмен на ограниченный доступ к рыболовному промыслу и другим ресурсам, Великобритания же такого финансирования не получает, а, напротив, ЕС заинтересован в получении финансовых средств от нее.

5. Заключение

Таким образом, несмотря на некоторое сходство процессов выхода Гренландии и Великобритании, различия очевидны. Прежде всего это обусловлено разным политическим статусом: прекращение действия учредительных договоров ЕС на автономию одного из государств-членов с отнесением ее к категории заморских стран и территорий и выход из состава ЕС отдельного государства сравнивать практически невозможно. Гренландия входит в состав Дании, которая является членом ЕС. И даже введение ст. 50 ДЕС в данном случае не является

9 EU referendum // URL: https://www.gov.uk/government/topical-events/eu-referendum/ about#what-will-the-referendum-question-be (дата обращения: 08.12.2017).

10 UK votes to leave the EU // URL: http://www.bbc.com/news/politics/eu_referendum/results (дата обращения: 08.12.2017).

11 Article 50: how the future of EU-UK relations will be decided // URL http://www.europarl.europa. eu/news/en/headlines/priorities/20160701TST34439/20170324ST068408/article-50-how-the-future-of-eu-uk-relations-will-be-decided (дата обращения: 30.01.2018).

"Т^ЕСТНИК

/ УНИВЕРСИТЕТА

а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

Вилкова М. Ю.

Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании

83

существенным фактором, повлиявшим на различия в процессах выхода Гренландии и Великобритании. Если бы Гренландия осуществляла процесс выхода не 34 года назад, а в настоящее время, на нее все равно не распространялось бы действие ст. 50 ДЕС, поскольку Гренландия не является государством. Кроме того, очевидны экономические различия. ЕС достаточно легко воспринял отнесение Гренландии к разряду заморских территорий и стран и слишком трудно принимает уход Великобритании. Гренландия интересна для ЕС прежде всего природными ресурсами, Великобритания — промышленно развитая экономика с высоким статусом на международной арене и огромными финансовыми возможностями. Важен также и период пребывания в составе Европейского Союза.

1. Бабынина Л. О. Брекзит: начало сложных переговоров // Международная жизнь. — 2017. — № 7. — С. 54—61.

2. Вилкова М. Ю. Статья 50: соглашение между Великобританией и Европейским Союзом // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 8. — С. 92—95.

3. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С. Ю. Кашкин ; пер. А. О. Четвериков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2017. — 650 с.

4. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. — М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. — 436 с.

5. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Европейский Союз: настоящее и будущее: сравнительное теоретико-правовое исследование. — М. : Проспект, 2017. —

6. Топорнин Н. Б. Некоторые правовые аспекты выхода государства из Европейского Союза // Международное публичное и частное право. — 2015. — № 6. — С. 3—6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ

528 с.

СИСТЕМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.