Воронцова М. А.
ПРАВО РЕБЕНКА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
8.3. ПРАВО РЕБЕНКА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Воронцова Мадлена Алекзандровна, соискатель кафедры конституционного права. Должность: юрисконсульт Место работы: ООО «Малекс»
Место учебы: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
mavorontsova@mail.ru
Аннотация: основной целью статьи является рассмотрение права на личную безопасность ребенка как конституционного права в контексте его взаимосвязи с другими конституционными правами в рамках конституционно-правового статуса несовершеннолетнего. При написании статьи автором использован общенаучный и частнонаучный методологический инструментарий. Автор приходит к выводу, что право на личную безопасность несовершеннолетнего получает свое воплощение через закрепление основных конституционных прав и свобод, а именно: права на жизнь, права на здоровье, право на свободу и личную неприкосновенность. Статья может быть полезна преподавателям и студентам юридических факультетов, а также практикующим юристам. Ключевые слова: право, личная безопасность, конституционно-правовой статус.
THE CHILD'S RIGHT TO PERSONAL SECURITY AS THE BASIS FOR CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF MINORS
Vorontsova Madlena A., applicant of the chair of constitutional law. Position: lawyer Work place: Malex, LTD
Study place: Saint-Petersburg state university of economics
mavorontsova@mail.ru
Annotation: the main purpose of the article is the consideration of the right to personal safety of the child as a constitutional right in the context of its relationship with other constitutional rights in the framework of the constitutional-legal status of minors. When writing the article the Author used General scientific and specifically scientific methodological tools. The author comes to the conclusion that the right to personal integrity, the young man gets its expression through the enforcement of the fundamental constitutional rights and freedoms, namely: right to life, right to health, right to liberty and security of person. The article may be useful for teachers and students of law faculties and legal practitioners.
Keywords: law, personal security, constitutional and legal status.
В современной России потребность в эффективном механизме обеспечения личной безопасности человека постоянно увеличивается. Причиной служит непрерывный рост качественных и количественных показателей угроз личной безопасности. Предмет особой тревоги не только ученых, представителей органов власти, но и всех россиян составляет проблема личной безопасности детей как наиболее уязвимых в силу своих возрастных особенностей субъектов правоотношений. Массовые и грубые нарушения прав детей, касающиеся как преступного поведения в отношении ребенка, так и участия самих несовершеннолетних в противоправной деятельности: вовлечение детского населения в преступную и асоциальную деятельность, сексуальная эксплуатация, торговля детьми, рабство, вербовка террористическими структурами несовершеннолетних лиц - названные и многие другие факты свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования конституционно-правового регулирования личной безопасности ребенка в Российской Федерации, рассмотрения права на личную безопасность несовершеннолетнего как основы его конституционно-правового статуса.
Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица отдельно не выделяется в Конституции России. Статья 64 Конституции гласит, что положения главы II составляют основы правового статуса личности. Употребление в тексте Основного закона понятия «личность» можно смело отнести к ребенку.
Как отмечает А.А. Чепурнов, употребление Конституцией формулировки «правовой статус личности» в юридической науке обосновывается тем, что «с точки зрения правового положения личность - это любой человек. Отсутствие у возможных участников правового общения таких качеств, как «сознание» и «воля» вследствие возрастных особенностей или психических заболеваний, не дает основания отрицать за ними личные (в правовом смысле слова) свойства вообще, поскольку они не утрачивают правосубъектности ни при каких обстоятельствах» [13, с. 14-15]. Таким образом, личностью в рамках права следует признавать каждого вне зависимости от уровня его физического и психического развития, т.е. человека как члена социума, обладающего атрибутом правоспособности, что соответственно позволяет рассматривать конституционно-правовой статус ребенка в качестве производного от конституционно-правового статуса личности (человека и гражданина).
Вот почему положения главы II Конституции в полной мере распространяют свое действие применительно к ребенку. Более того, часть 2 статьи 17 гласит, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Под формулировкой каждый следует понимать и несовершеннолетних лиц. Такое конституционное закрепление прав человека позволяет признать субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека с момента рождения. Пришло понимание того, что независимо от возрас-
Проблемы экономики и юридической практики
5'2017
та человек должен иметь все неотъемлемые, фундаментальные личные права, в том числе и право на личную безопасность [5, с. 18].
Констатируя факт принадлежности конституционно закрепленных прав человека и гражданина ребенку, тем не менее, полностью отождествлять конституционно-правовой статус личности с конституционно-правовым статусом несовершеннолетнего нецелесообразно. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица является производным от конституционно-правового статуса личности. Однако конституционно-правовой статус ребенка имеет свои особенности. По отношению к общему статусу личности конституционно-правовой статус ребенка является специальным. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица присущ определенной социальной группе лиц до 18 лет и отражает специфическое положение данного контингента.
В отличие от конституционного статуса личности конституционно-правовой статус несовершеннолетнего лица сконструирован таким образом, что ребенку предоставляется помимо общепризнанных прав и свобод человека, еще и специфические права, характерные для данной группы лиц. «Существуя на основе общего правового статуса личности, специальные правовые статусы - это нормативно закрепленные статусы, на основе которых у личности как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус» [8, с.24].
«Конституционный статус личности составляет социально-правовую основу для всех отраслевых статусов личности в том смысле, что отраслевые правовые статусы в определенной своей части являются конкретизацией конституционного статуса личности, а в остальной - должны соответствовать конституционному статусу личности» [1, с. 273]. Таким образом, конституционное закрепление прав и свобод формирует основу правового бытия человека, как субъекта правоотношений, наделенного правами и обязанностями. Особенностью конституционных прав и свобод человека являться то, что «конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством и составляющие ядро его правового статуса личности» [3, с. 24].
Конституционные права служат фундаментом для всех остальных прав человека, находя свое развитие и конкретизацию в отраслевом законодательстве. Например, нормы Семейного кодекса на основе конституционных норм и принципов более детально описывают права и свободы ребенка в области его взаимодействия с родителями и обеспечения его личной безопасности. Так, согласно положениям Семейного кодекса РФ, предусмотренным главой 11, ребенок обладает такими правами, как:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с родителями и другими родственниками;
- ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц их заменяющих);
- право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- право на имя, отчество и фамилию.
В свою очередь, у родителей (лиц их заменяющих) возникают встречные правам ребенка обязанности в отношении своих детей:
- родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- защита прав и интересов детей возлагается на их родителей;
- обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Конституционно-правовой статус ребенка как специальный конституционно-правовой статус личности характеризуется следующими чертами:
1. Категория срочная, ее действие заканчивается по достижению субъектом 18 лет;
2. Субъект отличается психофизиологической незрелостью;
3. Характеризуется наличием гарантированных прав, свобод и обязанностей (помимо общих прав и свобод имеется специальная группа прав гарантированных сугубо для данного субъекта);
4. Конституционно-правовой статус ребенка имеет свойство видоизменяться по достижению носителем определенных возрастных границ (внутренняя градация характеризующаяся расширением дееспособности ребенка);
5. Отражает устойчивую связь ребенка с его законными представителями и государством;
6. Отличается неспособностью ребенка в полной мере самостоятельно обеспечить защиту своих нарушенных прав;
7. Для полной реализации прав и защиты интересов необходимы другие субъекты (родители, специализированные органы и т.д.);
8. Для конституционно-правового статуса ребенка характерно повышенное обеспечение его личной безопасности, а именно гарантирование государственной защиты и поддержки, создание дополнительных механизмов и институтов охраны и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.
В отличие от российской конституции в ряде зарубежных стран право на безопасность получило конституционное закрепление. Например, право на безопасность закреплено в конституциях Испании, Португалии, Финляндии, Франции, Азербайджанской Республики. Тем самым, «личная безопасность» признается личным, естественным правом, утверждается ее значение в качестве самостоятельной конституционной ценности и закладываются основы для формирования конституционно-правового института.
В отечественной юриспруденции выделяется в основном три подхода к исследованию и анализу правового феномена права на личную безопасность [11, с. 21-21]. В рамках первого подхода право на личную безопасность рассматривается в качестве самостоятельного субъективного права, которое подлежит регламентации на конституционном уровне наравне с такими фундаментальными правами, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность. Во втором подходе право на личную безопасность позиционируется в узком значении одного из правомочий, образующих содержание широких по смыслу конституционных прав (например, права на жизнь, здоровье и т.п.) и свобод. Наконец же, третий подход предполагает системное и комплексное понимание и изучение права на личную безопасность, когда личная безопасность увязывается не с одним, а с несколькими корреспондирующими конституционными правами и свободами, а именно правами на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность.
На наш взгляд, заслуживает поддержки именно третий подход. О правомерности данного теоретико-методологического подхода изучения права на личную безопасность свидетельствует, например, законодательство Российской Федерации, в
Воронцова М. А.
ПРАВО РЕБЕНКА НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
котором право на безопасность регулируется не только дифференцированно, но и с учетом специфики того или иного вида общественных отношений, а также состава участников этих отношений, интегративно, совместно с различными нормами права. При этом следует заметить, что в конечном итоге во всех трех подходах речь идет об обеспечении защищенности неотъемлемых прав на жизнь, личную неприкосновенность и охрану здоровья. Как верно указывает А.Е. Епифанов, «право на личную безопасность гражданина выступает необходимым условием или специальной гарантией реализации всех других прав и свобод граждан. Право личной безопасности является «сквозным» правом-гарантом, поскольку защищает безопасность человека и гражданина и тем самым создает условия для того, чтобы использовать все иные права» [2, с. 17].
Рассмотрим конституционное содержание права на личную безопасность в широком понимании данной конституционно-правовой категории.
Основным элементом, образующим содержание права на личную безопасность, является право на жизнь, закрепленное, в частности, в ст. 3 Декларации прав человека, ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст.20 Конституции РФ. Конституционно-правовое измерение категории жизнь определяет «понятие жизни как фундаментального личного неимущественного, нематериального, естественного блага высшего уровня, охраняемого позитивным законом с момента зачатия и до момента необратимой гибели головного мозга, контролирующего происходящие в организме человека процессы, естественно поддерживающие физиологические функции и обеспечивающие его жизнедеятельность» [10, с.8].
«Ст. 20 Конституции РФ закрепляет право каждого на жизнь и предусматривает обязанность государства прилагать максимум усилий, направленных на предотвращение условий, которые могут привести к утрате жизни, на пресечение преступных посягательств на жизнь и наказание за действие, влекущие за собой смерть людей» [9, с. 63]. Более того, такое закрепление обязывает государство формировать безопасные условия для жизни каждого человека с момента рождения, что предполагает не только проведение государством антикриминальной политики, но и социальных, экологических и экономических мер.
В тесном родстве с конституционным правом на жизнь находится право на здоровье. Качество жизни и ее уровень объективно влияют на уровень здоровья. В свою очередь, отсутствие здоровья напрямую влияет на уровень жизни, ее полноту, а в ряде случаев влияет и на ее наличие. Вот почему неотъемлемым элементом, образующим субъективное право на личную безопасность, является право на здоровье.
Право на здоровье означает, что органы государственной власти и местного самоуправления должны создавать необходимые условия для сохранения и развития физического и психического здоровья: доступность и качество медицинских услуг, безопасные условия труда, надлежащее жилье и здоровая пища, необходимые для поддержания здоровья социальные блага, благоприятная окружающая среда и т.п. При этом следует различать право на здоровье и право быть здоровым. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает наличие «ценностно значимых и формально закрепленных гарантированных возможностей укреплять, сохранять, восстанавливать здоровье, обеспеченных пра-
вовыми, финансовыми, организационными ресурсами государства и общества» [4, с. 12-13].
Право на здоровье раскрывается через следующее содержание:
- восстановление ухудшенного здоровья;
- обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья (физического и психического);
- сохранение, укрепление и улучшения общего (исходного) уровня здоровья;
- право на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи;
- охрана здоровья, окружающей среды, обучение и проживание в среде обитания в соответствии с требованием норм безопасности и гигиены;
- запрет на законодательном уровне причинения вреда для здоровья ребенка как физического, так и психологического;
- предоставление медицинской помощи и ухода за матерями до родов и новорожденному ребенку после родов.
В качестве предварительной охраны здоровья новорожденного ребенка рассматривается предоставление медицинской помощи и ухода в отношении матерей до и после родов, которые позволяют предупредить развитие болезней у ребенка. Высокая послеродовая смертность среди новорожденных требует пристального внимания к оказанию медицинской помощи на стадии до родов и сразу после появления ребенка на свет.
Право на здоровье, в том числе охрану здоровья ребенка с точки зрения его личной безопасности, регламентируется как в международных актах (ч. 2 ст. 6 Конвенция о правах ребенка 1989 г.), так и во внутригосударственном отечественном нормативно-правовом массиве.
Тесным образом с правом на здоровье граничит право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Частью 2 ст. 37 Конституции принудительный труд запрещен. Ч. 1 ст. 31 Конвенции о правах ребенка устанавливает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Ранее, в советский период, детский труд был запрещен на конституционном уровне. В целях усиления личной безопасности ребенка следует внести дополнения в ст. 37 Конституции РФ, дополнив последнюю частью 6 в следующей редакции - «детский труд, сопряженный с риском причинения вреда развитию, физическому и психологическому здоровью несовершеннолетних, запрещен».
Еще одним существенным элементом, образующим право на личную безопасность, является право на свободу и неприкосновенность личности. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3 Декларации прав человека, ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 22 Конституции РФ) принадлежит к числу важнейших естественных и неотъемлемых прав человека. Пакт в п. 1 ст. 9 определяет, что «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность».
Право на свободу - это одно из основополагающих прав человека, поскольку состоит из комплекса конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной жизни. Неприкосновенность личности заключается в возможности человека совершать поступки (действия или бездействия) беспрепят-
Проблемы экономики и юридической практики
5'2017
ственно, т.е. по своей воле, в соответствии со своими личными желаниями, в отсутствии каких-либо ограничений. Личность имеет право выбора, который не должен ущемлять права и свободы иных лиц, нарушать установленные правила поведения и правопорядок.
Право на свободу предполагает и свободное ничем не стесненное развитие личности, творческое проявление заложенного природой потенциала, направленного в созидательное русло, что играет немаловажную роль для растущего и развивающегося как личность ребенка [12, с. 77-87].
Несмотря на то, что конституционная категория личной неприкосновенности раскрывается, прежде всего, через физическую неприкосновенность (в которую входят оказание физического воздействия на личность в виде пыток, насилия, посягательство на сексуальную неприкосновенность ребенка и т.п.), личная безопасность включает в себя и психическую неприкосновенность ребенка [6, с. 67; 7, с. 216-217]. Стоит отметить, что два компонента - психический и физический - тесно взаимосвязаны. Причинение психического насилия часто плачевным образом сказывается на здоровье и общем самочувствии ребенка. В свою очередь, причинение физического вреда ребенку способно вызвать устойчивую глубокую психологическую травму. Единство физического и психического рождает личность. Психологическая неприкосновенность предполагает недопустимость воздействия на ребенка посредством вербальных и невербальных способов принуждения, применения суггестивных методов, использования препаратов, воздействующих на нейромозговую активность ребенка, сопряженных с потерей контроля действия, угроз, запугивания и иных средств и методов, наносящих психологическую травму.
Таким образом, право на личную безопасность несовершеннолетнего формализуется в конституционно-правовом регулировании посредством закрепления, реализации и охраны основных конституционных прав и свобод, а именно: права на жизнь, права на здоровье, права на свободу и личную неприкосновенность. Право на личную безопасность, в том числе, а может быть и прежде всего ребенка, подлежит, на наш взгляд, самостоятельной конституционной и законодательной регламентации, что обусловлено пониманием существа и содержания конституционно-правового положения личности, уяснением значения и объёма каждого конституционного права, образующего содержание права на личную безопасность, необходимостью совершенствования практики реализации и защиты всех основных прав и свобод человека и гражданина как элементов более широкой конституционно-правовой категории -конституционно-правового статуса несовершеннолетних.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,4%.
Список литературы:
1. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 447 с.
2. Епифанов А.Е. Механизм обеспечения личной безопасности граждан (конституционно-правовой аспект). Волгоград: «Нива», 2009. 184 с.
3. Кантемирова З.Э Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2010. 213 с.
4. Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. СПб., 2010. 21 с.
5. Комбаров Н.В. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Гатчина: ЛОИЭФ, 2008. 42 с.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: БЕК, 1996. 664 с.
7. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. 3-е изд. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристь, 2003. 831 с.
8. Левченко И.П., Облиенко С.В. Индивидуальный социально-паровой статус личности. М.: Книжный мир, 2005. 81 с.
9. Мингес И.А. Личная безопасность граждан и общая характеристика ее обеспечения. Волгоград: ВА МВД России, 2014. 88 с.
10. Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2006. 27 с.
11. Фомин А.А., Агапов А.Н. Конституционно-правовое измерение безопасности личности // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 21-23.
12. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе // Право и образование. 2005. № 3. С. 77-87.
13. Чепурнов А.А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования. Ростов-на-Дону: изд-во ДЮИ, 2006. 170 с.
РЕЦЕНЗИЯ
отзыв научного руководителя на статью Воронцовой Мадлены Алекзандровны соискателя кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета «Право ребенка на личную безопасность как основа
конституционно-правового статуса несовершеннолетних» Рецензируемая статья посвящена важной и актуальной проблеме -проблеме исследования института личной безопасности несовершеннолетних и более детального правового определения содержания права ребенка на личную безопасность с точки зрения конституционно-правового статуса детей в современной России. Личная безопасность предстает естественно-правовой, нормативно-закрепленной идеей, определяющей конституционную сущность, социальное назначение, системность, развитие законодательства, направляющей правовое регулирование, гарантирующей конституционно-правовой статус несовершеннолетних.
Основной целью статьи является рассмотрение права на личную безопасность ребенка как конституционного права в контексте его взаимосвязи с другими конституционными правами в рамках конституционно-правового статуса несовершеннолетнего. М.А. Воронцова убедительно обосновывает, что право на личную безопасность несовершеннолетнего получает свое воплощение через закрепление основных конституционных прав и свобод, а именно: права на жизнь, права на здоровье, право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья имеет теоретическую и практическую значимость, может послужить основанием для более глубокого изучения конституционно-правового механизма обеспечения личной безопасности в современной России, в силу чего рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель, Профессор кафедры конституционного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» доктор юридических наук, профессор
А. А. Фомин