Научная статья на тему 'Право публичной собственности: объекты, основания возникновения и прекращения'

Право публичной собственности: объекты, основания возникновения и прекращения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6069
965
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПРАВО ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батраева Д.Е., Чарковская Н.И.

Статья посвящена исследованию права публичной собственности. В тексте рассматриваются объекты такого права, механизмы его возникновения и прекращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право публичной собственности: объекты, основания возникновения и прекращения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

мер, направленных на достаточно радикальную реформу судебной системы, так как наш современный российский суд уже давно не является независимым, скорым и справедливым, а увеличение материального содержания судей уже не может рассматриваться в качестве критерия повышения эффективности российского судопроизводства.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

2. В.В. Осин. В ближайшие восемь лет в России не будет даже попыток установить правосудие. // СПС «КонсультантПлюс»

3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.

© Латышева М.В., Баранов М. Ю. 2016

УДК 342

Д.Е. Батраева

Магистрант 2 курса института государства и права Сургутского государственного университета Научный руководитель: Н.И. Чарковская кандидат юридических наук, доцент, Сургутский государственный университет г. Сургут, Российская Федерация

ПРАВО ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ОБЪЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию права публичной собственности. В тексте рассматриваются объекты такого права, механизмы его возникновения и прекращения.

Ключевые слова Объект публичной собственности, право публичной собственности.

The article is devoted to the study of law of public property. The text focuses on the objects of such rights, the mechanisms of its occurrence and termination.

Keywords

Object of public property, the right of public property.

Согласно ст.212 п.1 Гражданского кодекса, в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ).

Право государственной собственности, или, иными словами, право публичной собственности представляет собой по мнению Андрея Владимировича Винницкого, «особое, видоизмененное право собственности по сравнению с правом частной собственности. Подобное видоизменение, происходит вследствие внедрения в частноправовую конструкцию права собственности, закрепленной гражданским законодательством, категории публичных интересов и идеи "общего блага", которые получают детальное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

развитие применительно к государственному и муниципальному имуществу в рамках публичного и прежде всего административного законодательства» [1, С.50].

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты публичной собственности были поделены на объекты исключительной федеральной собственности, объекты собственности субъектов федерации и объекты муниципальной собственности. К объектам исключительной федеральной собственности указанное Постановление относит: объекты, составляющие основу национального богатства страны (объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, др.); объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооруженных сил, вузов, научно-исследовательских учреждений и иное имущество); объекты оборонного производства (предприятия, производящие системы и элементы вооружения, др.); объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России (предприятия добывающей промышленности, предприятия топливно-энергетического комплекса, др.). К объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов федерации, Постановление Верховного Совета относит, например, зверосовхозы, предприятия автомобильного транспорта, рыбопромысловой промышленности, атомного и энергетического машиностроения, средние специальные и профессиональные учебные заведения и прочее. В муниципальную собственность могут быть переданы жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры городов и прочее.

Следует отметить, что земля как публичная собственность, имеет особый правовой режим и порядок разграничения земельных объектов устанавливается иными нормативными актами, такими как Земельный кодекс РФ, некоторыми положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Конституцией РФ.

В своей монографии «Публичная собственность» выше упомянутый Андрей Владимирович Винницкий предлагает следующую классификацию объектов публичной собственности, основануе. на целевом назначении публичного имущества, которое продиктовано возложенными на государство функциями:

1) публичное имущество общего пользования, к которому относятся объекты государственной и муниципальной собственности, свободно используемые (в установленных рамках) неопределенным кругом лиц без специального разрешения публичной администрации или договора с ней. Подобное специфическое имущество, вписанное в публичное пространство, призвано обеспечивать реализацию неотъемлемых прав и свобод личности:

- автомобильные дороги общего пользования;

- земельные участки и территории общего пользования;

- лесные участки (в части пребывания граждан в лесах и общего лесопользования);

- водные объекты общего пользования (в части доступа к водным объектам и использования их для личных и бытовых нужд);

- объекты животного мира в рамках установленных видов свободного пользования и т.д.;

2) публичное имущество, обеспечивающее индивидуальные экономические потребности, - объекты государственной и муниципальной собственности, специально предназначенные для предоставления частным лицам для удовлетворения их экономических потребностей в соответствующем имуществе:

- объекты государственной и муниципальной собственности, изъятые или ограниченные в обороте в силу особого публичного значения, способные удовлетворять частные экономические потребности за счет ограниченного использования (участки лесного фонда, водные объекты и другие природные ресурсы в рамках специального природопользования, и др.);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

- не подлежащая отчуждению имущественная инфраструктура поддержки определенных категорий лиц (нуждающихся, субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и т.п.);

- объекты, временно не обеспечивающие другие государственные и муниципальные функции и потому направленные на удовлетворение экономических потребностей частных лиц, и т.д.;

3) публичное имущество, обеспечивающее предоставление публичных услуг, - находящиеся в государственной и муниципальной собственности объекты социальной инфраструктуры (имущественные комплексы учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, социального обеспечения и т.д.), функционирование и финансирование которых обязаны обеспечить Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования независимо от наличия объектов сопоставимого назначения в частном секторе;

4) публичное имущество, обеспечивающее общезначимую экономическую деятельность, -находящиеся в государственной и муниципальной собственности пакеты акций, имущественные комплексы унитарных предприятий и учреждений, объекты, переданные иным подконтрольным публичному образованию организациям, на основе которых осуществляются публично значимые виды деятельности общеэкономического значения, не относящиеся к государственным и муниципальным услугам:

- энергетическая, транспортная, финансовая, информационная и иная инфраструктура;

- финансовая инфраструктура;

- объекты оборонной промышленности;

- ядерный энергопромышленный комплекс;

- нефтегазовый комплекс и т.д.;

5) публичное имущество, обеспечивающее иную публично значимую деятельность (имущество военного назначения, государственные материальные резервы, публичное имущество "аппаратного" назначения и т.д.) [1, С.62].

Указанное Постановление Верховного Совета РФ о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, собственность субъектов и муниципальную, принятое в 1991 году, с течением времени, несомненно, утратило свою актуальность так же еще и потому, что в последующих 1992, 1993 и др. годах был принят ряд нормативно-правовых актов о приватизации объектов государственного имущества, а именно государственных и муниципальных предприятий с целью формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. В связи с этим, на мой взгляд, более информативной и конструктивной представляется классификация А.В. Винницкого. Основанием для возникновения права государственной собственности может служить:

1) изъятие имущества для государственных и муниципальных нужд (закреплено в ст.35 Конституции РФ, гарантируя при этом предварительное и равноценное возмещение, а также судебное разбирательство и, соответственно, решение суда, определяющее факт лишения собственности);

2) реквизиция (изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 ГК РФ);

3) разграничение государственного имущества;

4) перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий;

5) поступление денежных средств в бюджет в качестве налогов, сборов, пени, штрафов;

6) приобретение и создание объектов в рамках государственных закупок;

7) создание имущества в рамках концессионных соглашений - особой формы государственно-частного партнёрства, представляющей собой вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях;

8) поступление вымороченного имущества (согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 UК РФ), либо никто из наследников не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным и такое имущество переходит в собственность Российской Федерации, субъекта РФ, или муниципального образования);

9) конфискация (изъятие имущества в виде санкции).

Основания прекращения права публичной собственности также носят специфичный характер. К указанному праву собственности неприменимы такие основания, как отказ от права собственности (который характерен для частных формы собственности), а также принудительное изъятие имущества. К действительным основаниям прекращения права публичной собственности можно отнести: приватизацию, бесплатное предоставление государственного или муниципального имущества в собственность частных лиц в установленных законом случаях, перераспределение публичного имущества в связи с разграничением полномочий, а также финансирование расходных обязательств бюджета.

Публичная собственность обеспечивает государство теми экономическими ресурсами, в которых оно нуждается для выполнения своих основополагающих задачи и функций. Интерес к исследованиям в этой области сохраняется на протяжении уже долгого времени, что связано и с развитием самого государства в целом, и с непрерывной трансформацией его политико-правового и экономического строя. Ряд проблем, возникающих в процессе оптимизации состава публичного имущества, его приватизации, перераспределения государственной и муниципальной собственности обеспечивают постоянную необходимость совершенствования нормативно правовой базы, регулирующей правоотношения, возникающие в ходе управления публичной собственностью. Список использованной литературы:

1. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013;

2. Саурин А.А. Разграничение публичной собственности как один из пределов распространения права собственности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 47 - 49.

© Батраева Д.Е., 2016.

УДК 343.8

В.А. Борченко

к.ю.н., доцент кафедры гражданско - правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г.Самара, Российская Федерация А.В. Китаева

к.ю.н., доцент кафедры гражданско - правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г.Самара, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Право осужденных на обращения является производным от аналогичного права каждого гражданина на обращения. В статье анализируется сущность конституционного права осужденных на обращения за защитой нарушенных прав и свобод, которое заключается в том, что осужденный может подать обращения о нарушении его прав и свобод в соответствующий орган, а последний обязан принять обращения, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение. Исходя из действующего законодательства, содержание права осужденных на обращения составляет право осужденных на жалобу,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.